Социокультурная теория личности к хорни кратко. Теория развития К

Вопросы лекции:

    Развитие личности

    Этиология невроза.

    Невротические потребности и ориентации.

    Базальный конфликт.

Карен Хорни (1885 – 1952), выдающаяся женщина-психоаналитик, вошла в историю психологии как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социкультурные факторы, определяющие развитие ребенка. Как и В. Райх, Хорни во многом расходилась с точкой зрения ортодоксального психоанализа на проблемы психического развития человека; как и Райх, за свои расхождения она была подвергнута осуждению со стороны психоаналитического сообщества (дисквалифицирована как инструктор по психоанализу в 1941 г.). Дисквалификация не смогла помешать Хорни далее развивать свою теорию. Она основала Американский институт психоанализа и была его первым деканом вплоть до своей смерти.

Можно выделить несколько основных положений, являющихся основой социокультурной теории К. Хорни. Во-первых, она отвергала идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психологического развития является зависть к пенису. Во-вторых, ее общение с рядом выдающихся психологов и антропологов (Э. Фромм, М. Мид, Г.С. Салливан) привело ее к мысли, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида. Клинические наблюдения за пациентами, которых она вела в Европе и Америке, показали значительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов на развитие личности. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности. К. Хорни поддерживала основные идеи Фрейда относительно решающей роли детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Однако относительно специфики формирования личности их мнения расходились. Хорни не принимала утверждение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальность ребенка диктует особую направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями.

Согласно Хорни, ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение подразумевает все биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хорни признавала, что удовлетворение этой основной потребности играет важную роль в обеспечении физического выживания ребенка; однако, она считала, что ведущую роль в формировании личности играет другая основная потребность – в безопасности. Потребность в безопасности подразумевает стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасностей окружающего мира. В удовлетворении этой потребности (впрочем, как и в удовлетворении первой основной потребности) ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношениях к своему ребенку, то они удовлетворяют его потребность в безопасности. Это способствует формированию здоровой личности. Наоборот, если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, возможно патологическое развитие личности.

Неудовлетворение потребности в безопасности приводит к возникновению у ребенка чувства обиды и гнева по отношению к родителям (базальной враждебности). Это чувство вступает в конфликт с детской зависимостью о родителей. В результате этого конфликта негативные чувства вытесняются. Но и будучи вытесненной, базальная враждебность оказывает влияние на психику ребенка, наполняя ее ощущениями беспомощности, страха, любви и вины. Данный комплекс чувств получил название базальной тревоги (ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира).

Этиология невроза. В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым психическим состоянием. Она считала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. По мнению Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого человека. Чтобы справиться с ощущением недостаточной безопасности, беспомощности и страха перед окружающим миром, ребенок прибегает к различным защитным стратегиям. Выраженные в поведении, эти стратегии “ориентируют” человека на достижение, “приобретение” чего- либо, поэтому для их описания Хорни еще использовала термин невротические потребности. Хорни описала 10 таких стратегий/невротических потребностей.

    Потребность в любви и одобрении проявляется в постоянном неутолимом желании быть любимым и получать восхищение со стороны окружающих. Связана с повышенной чувствительностью и восприимчивостью к критике, которая может расцениваться как отвергание и проявление недружелюбия.

    Потребность в руководстве выражается в чрезмерной зависимости от других людей и боязни отказа (в близких отношениях) или одиночества. Связана с переоценкой любви и убежденностью в том, что любовь может решить все проблемы.

    Потребность в ограничениях выражается в предпочтении четких указаний и ограничений, переоценке роли порядка в жизни. Связана с нетребовательностью по отношению к условиям жизни, довольствованием малым, стремлением подчиняться.

    Потребность во власти выражается через доминирование и стремление контролировать действия окружающих как самоцель; презрение к человеческим слабостям.

    Потребность в эксплуатировании других выражается в боязни быть используемым другими или боязни выглядеть глупо в их глазах. При этом в отличие от случаев “нормы”, не наблюдается попыток изменить себя или ситуацию.

    Потребность в общественном признании выражается в желании быть объектом восхищения других людей; самооценка чрезмерно зависима от социального статуса.

    Потребность в восхищении собой выражается в стремлении создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений. Связана с потребностью в комплиментах и лести со стороны окружающих.

    Потребность в честолюбии выражается в сильном стремлении быть самым лучшим, невзирая на последствия; связана со страхом неудачи.

    Потребность в самодостаточности и независимости выражается в избегании любых отношений, предполагающих какие-либо обязательства, дистанцировании от людей.

    Потребность в безупречности и неопровержимости выражается в постоянных попытках быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях, стремлении поддерживать впечатление непогрешимости и совершенства.

Хорни считает, что эти стратегии присутствуют у всех людей. Они помогают нам справляться с неизбежными в жизни огорчениями и разочарованиями, чувствами враждебности и отверженности и беспомощности. Но, если здоровый человек легко заменяет одну стратегию на другую в изменившейся ситуации, то невротик стремится реализовать лишь одну из имеющихся стратегий, причем во всех возникающих социальных ситуациях. То есть, мы можем сказать, что стратегия/потребность имеет невротический характер, если личность превращает ее удовлетворение в образ жизни.

Хорни разделила данный список потребностей на три более общие категории. Каждая из этих категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений; каждая направлена на снижение чувства тревоги достижение чувства безопасности. Каждой стратегии соответствует определенная ориентация в отношениях с людьми.

    Ориентация на людей (уступчивый тип) предполагает зависимость, нерешительность и беспомощность как стиль взаимоотношений. Такому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Цель отношений, в которые они вступают – избежать чувства одиночества и ненужности. Однако под маской любезности и зависимости могут скрываться подавленная враждебность, стремление вести себя агрессивно.

    Ориентация от людей (обособленный тип) характеризуется отсутствием заинтересованности в людях, отстраненностью, избеганием тесных межличностных отношений. Для таких людей характерны стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

    Ориентация против людей (враждебный тип) это такой стиль поведения, для которого характерны доминирование, враждебность к другим людям и стремление их эксплуатировать. Жизнь при этом рассматривается как борьба всех против всех. Все поведение направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Как и невротические потребности, данные межличностные ориентации в различной степени использует каждый человек в различных жизненных ситуациях. Однако, как и в предыдущем случае, здоровый человек способен гибко менять ориентации сообразно меняющимся обстоятельствам и в зависимости от своих целей. Невротик не может сделать адекватный ситуации выбор и стремится использовать только одну из имеющихся ориентаций. Более того, и у здорового человека, и у невротика эти ориентации находятся в противоречии между собой. Однако у здоровых это противоречие не несет такого эмоционального заряда, как у невротиков, благодаря гибкому использованию всех трех ориентаций. У невротиков оно становится основой базального конфликта.

Базальный конфликт. Базальный конфликт невротика заключается в противоречиях в отношениях, которые у него складываются с другими людьми. Порождается этот конфликт несовместимыми типами ориентаций, составляющих ядро невроза. Напомню, ориентации невротика негибки, не соответствуют изменяющейся ситуации; одна из ориентаций регулярно используется, остальные подавляются.

Человек пытается преодолеть этот конфликт, используя различные пути. Во-первых, он может подавлять определенные стороны своей личности, актуализируя противоположные подавляемым черты. Во-вторых, человек может создать такую дистанцию между собой и другими людьми, которая не даст возникнуть конфликту. В-третьих, человек может создать идеализированный образ самого себя, который будет восприниматься как реальное “Я”. Идеализированный образ придает реальную уверенность в себе и реальную гордость. Следующий вариант избежания базального конфликта – экстернализация его (восприятие внутренних процессов, как если бы они имели место вне человека), проекция собственных недостатков, перенесение ответственности за отношения на других людей. Другие варианты избегания конфликта – избирательная “слепота” в отношении наиболее явных противоречий, фрагментация жизни на отдельные части, строжайший самоконтроль и т.д.

Последствиями неразрешенных базальных конфликтов могут быть страхи. Один из наиболее распространенных – страх разрушения защитных образований (боязнь умопомешательства, гибели и т.п.). Другие виды страхов, связанные с базальным конфликтом, - страх разоблачения (защитных уловок), страх собственных изменений и т.д. Страхи образуют препятствия на пути разрешения базального конфликта и интеграции личности, поэтому при лечении неврозов, считала Хорни, обязательна работа со страхами пациента.

Еще одно следствие неразрешенного базального конфликта – “обеднение личности”. Хорни подразумевала под этим термином ощущения слабости, нерешительности, опустошенности, внутреннее напряжение, отчуждение от собственного “Я” и т.п. Это приводит пациента к уменьшению искренности и возрастанию эгоцентризма.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

на тему Социокультурная теория личности К. Хорни

  • Введение
  • Биография Карен Хорни
  • Личность
  • Социальнокультурная теория: основные концепции и принципы
    • Развитие личности
    • Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
  • Три категории межличностных отношений
    • Ориентация на людей: уступчивый тип

Ориентация от людей: обособленный тип

Ориентация против людей: враждебный тип

  • Психология женщины
  • Заключение
  • Библиография

Введение

Среди всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе человеческого развития, вероятно, наиболее сложной является загадка природы самого человека. Основная трудность заключается в том, что между нами много различий. Мы отличаемся не только своим внешним видом, но и поступками, как правило, чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. На сегодняшний день проблема актуальна как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества -- стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, наркомания, нищета -- являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других, познаем теорию нашей личности.

Рассмотрим труды американского психолога - Карен Хорни. Она так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между мужчинами и женщинами. Хорни считала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет "зависть к пенису", являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также была против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория большей частью относится к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Биография Карен Хорни

Карен Хорни (Karen Horney) родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой.

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. В 1915 году Карен получила медицинскую степень в Берлинском университете. На протяжении следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте.

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росли ее личные проблемы. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Однако после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Хорни работала в Берлинском психиатрическом институте и была крайне увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переехала в Соединенные Штаты. Ее приняли на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Через два года она перебралась в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся противоречие ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она стала основателем Американского института психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

карен хорни личность социальнокультурная невротический

Личность

Личность -- понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия -- лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) -- терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

В психологии личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность -- это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Социокультурная теория: о сновные концепции и принципы

Формирования социокультурного взгляда на личность началось под влиянием трех основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин, в особенности то, что их биологическая природа предопределяет "зависть к пенису". Это было первой ступенью в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она общалась и обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря этим людям укрепилась ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которые она вела в Европе и Соединенных Штатах, предоставили непредвиденные различия в их личностной динамике, что подтвердило влияние культурных факторов. Всё это привело ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Хорни разделяла мнение Фрейда о значении детских переживаний в формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, мнение ученых разошлись, когда встал вопрос о специфике формирования личности. Хорни отвергла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. По ее мнению, основным фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Так же Хорни подчеркивала значимость культурной основы. Она одна из первых оценила значимость общих социокультурных условий в развитии личности и её неврозов.

По мнению Хорни, для детства характерны две потребности: удовлетворении потребностей и безопасност ь (Horney, 1939). Удовлетворение потребностей включает в себя все основные биологические нужды. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Основополагающий фактор - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни полагала, что в удовлетворении данной потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители удовлетворяют ее, то это способствует формированию здоровой личности. В противном случае, если поведение родителей нарушает удовлетворению потребности в безопасности, наиболее вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут не удовлетворять потребность ребенка в безопасности. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка базальной враждебности . Ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. К сожалению, подавленные чувства, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми, как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога , «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира» (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности. Данный фактор является одной из основополагающих концепций К. Хорни. Таким образом, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, причину невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. По мнению Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы совладать с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей , или невротических тенденций (Horney, 1942). Они представлены в таблице вместе с их стилями поведения.

Таблица

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

4. Во власти

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

8. В честолюбии

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни говорила, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они способствуют борьбе с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их не рационально. Он принудительно надеется лишь на одну из всех возможных потребностей. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового человека, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбора во всех социальных взаимодействиях. Здоровый человек, напротив, без труда заменяет одну потребность другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

В своей книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Хорни сгруппировала список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий является стратегией оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Другими словами, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии соответствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип

Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу , руководит иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут" (Horney, 1937, р. 97).

Уступчивый тип требует, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди начинают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и, кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип

Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу , руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке" (Horney, 1937, р. 99).

Для обособленного типа характерна цель - никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. Вследствие этого они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям - они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии свойственно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип

Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, принадлежащий к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: "У меня есть власть, никто меня не тронет" (Horney, 1973, р. 98).

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Из-за этого любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: "Что я буду от этого иметь?", независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни заявляла, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все связано с повышением собственного престижа, статуса или удовлетворения личных амбиций. Исходя из всего, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий служит для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-нибудь применяет каждый из нас. Более того, согласно Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта, как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет в себе такого глубокого эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии в зависимости от обстоятельств. А невротик не в способен осуществить правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, в не зависимости от того годится она в данном случае или нет. Исходя из этого, невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось ранее, Хорни не соглашалась со многими утверждениями Фрейда в отношении женщин (Horney, 1926). Она полностью не поддерживала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Более того, она была не согласна с мнением Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке , в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни упорно утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами потому, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Веками сложилось, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав и воспитывали так, чтобы они признавали мужское "превосходство". Социальные системы, с мужским доминированием, заставляют женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни убеждала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из "зависти к пенису". Она рассматривала "переоценку" женщинами маскулинности скорее как желание власти и привилегий.

"В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера" (Horney, 1939, р. 108).

Хорни также акцентировала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она считала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением. Хорни поддерживала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

Заключение

Теория Хорни большей частью основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, считают наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее идеях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но это не помешало ее теоретическим и клиническим идеям получить огромный спрос. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Библиография

1. Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992

2. Horney K. (1937). The neurotic personality of our time. New York: Norton.

3. Horney K. (1939). New ways in psychoanalysis. New York: Norton.

4. Horney K. (1945). Our inner conflicts. New York: Norton.

5. Horney K. (1950) Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. New York: Norton.

6. Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория конфликта Карен Хорни как синтез работ Фрейда и Адлера. Понятие "базисной тревоги", виды невротических проявлений. Стратегии поведения: движение к людям, против них и от них. Культурные факторы возникновения конфликта. Разрешение конфликтов.

    реферат , добавлен 05.02.2009

    Цель психотерапии Хорни. Стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". Невротические потребности, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными тревогой.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Типология личности в отечественной психопатологии. Взаимосвязь степени нервозности и типа личности в исследованиях Карен Хорни - мыслителя и основополагающей фигуры феминистского психоанализа. Формирование структуры характера на основе опыта детства.

    реферат , добавлен 12.10.2011

    Неофрейдизм как направление в социальной психологии. Основные представители неофрейдизма. Формирование адаптации и развитие направленности личности подростков. Диагностика социально-психологической адаптации. Три типа направленности личности по К. Хорни.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Влияние ортодоксального психоанализа Зигмунда Фрейда на взгляды Карен Хорни. Отражение концепций психолога в произведении "Невротическая личность нашего времени": объяснение противоречий культуры и последствий невротизма для определенной личности.

    реферат , добавлен 25.06.2011

    Сущность внутренних конфликтов. Их признаки у нормальной и невротической личности. Взгляды Карен Хорни на природу внутренних конфликтов и конфликтов между полами. Причины возникновения неприязни к партнёру. Расхождение между ожиданиями и осуществлением.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Предпосылки формирования Карен Хорни как психоаналитика: краткий биографический очерк и этапы творческого становления данного ученого, направления ее исследований и оценка значения наследия. Отношение к комплексу кастрации. Женский мазохизм, его причины.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. "Новые пути в психоанализе" - системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Личность–человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Эрих Фромм. Карен Хорни. Гарри Стек Салливан. Исследования в области шизофрении. Курт Гольдштейн. Конституциальная психология Шелдона.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2007

    Человек - субъект общественно-исторической деятельности. Понятие личности. Индивидуальные свойства характера. Деятельность как основание личности. Психические свойства индивида и межличностные отношения. Психоанализ Фрейда. Психология начала ХХ века.

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет "зависть к пенису", являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Биографический очерк

Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: "Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной" (Rubins, 1978, р. 14).

<Карен Хорни (1885–1952).>

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента - политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства (Rubins, 1978).

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью - Йорк, где читала лекции в Нью - Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

Социокультурная теория: основные концепции и принципы

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во - первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во - вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью - Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В - третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам (Horney, 1945). Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности . В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога , "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира" (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

<Согласно Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении.>

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей , или невротических тенденций (Horney, 1942). Они представлены в табл. 5–3 вместе с соответствующими стилями поведения.

Таблица 5–3. Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Карен Хорни - одна из немногих выдающихся женщин-психоаналитиков, которая внесла новые свежие взгляды в классическое фрейдовское учение. Подход Хорни к изучению личности повлиял на развитие нового направления -неофрейдизма, основателем которого является её близкий друг и соратник Эрих Фромм. Одной из главных заслуг Карен Хорни стало введение в психологию понятия «Я-образ», широко использующегося в психотерапевтической практике и сегодня.

Основные принципы теории личности К. Хорни

К. Хорни, в своё время, пришла к выводу, что доминирующее влияние на развитие и становление личности оказывает общество. Она утверждала, что развитие индивидуума не ограничивается лишь влиянием врождённых инстинктивных стремлений и человек сам может меняться и управлять процессом своего становления. Согласно теории Хорни, доминирующей силой в структуре личности является чувство бессознательного беспокойства, которое автор назвала «коренной тревогой». Описывая это чувство, Хорни говорила о переживаниях тревоги и одиночества, которые испытывает каждый младенец, попадая в огромный враждебный мир. Таким образом, она о противостоянии внешнего мира и человека. Хорни говорила о том, что увеличению уровня коренной тревоги способствуют как равнодушное и холодное отношение родителей к ребёнку, так и их чрезмерная опека.

Такое же большое влияние оказывает и среда, будь она агрессивной и подавляющей или, наоборот, восхваляющей и дружелюбной. Чтобы понять, как два таких противоречивых фактора, как враждебность и восхищение, могут оказывать одинаково негативное влияние на развитие человека, нужно разделят тревогу физиологическую и психологическую. К физиологической тревоге Хорни относила состояние беспокойства ребёнка, связанное с удовлетворением его базовых физиологических потребностей. В первые недели жизни малыш испытывает постоянное беспокойство. Покормят ли его, когда он проголодается? Сменят ли мокрые пелёнки? Возьмут ли на ручки, когда ему страшно? Если все эти потребности вовремя удовлетворяются, то постепенно уровень физиологической тревоги снижается. Если нет - эта тревожность остаётся с человеком на всю жизнь и является «отличным» фоном для развития невротических состояний. Таким образом, чтобы избавиться от физиологической тревоги достаточно обеспечить младенцу бережный уход и окружить его вниманием и заботой. Психологическое беспокойство снять намного сложнее. Это состояние тесно связано с понятием Я-образ, которое в своё время ввела Карен Хорни.

Я-образ, как ключевое понятие в теории личности К.Хорни

Чтобы снизить постоянное нужно работать над становлением адекватного Я-образа. Хорни говорила о том, что Я-образ состоит из трёх составляющих: Я-идеального, Я-реального и Я-в глазах окружающих. У нормально развивающейся и устойчивой к неврозам личности все три части совпадают и создают одно целостное Я. Но такое «единство» встречается далеко не у каждого, и чаще всего у человека существует конфликт между отдельными составляющими его образа. Например, если у личности не совпадают образы Я-идеального и Я-реального, то возникает чувство постоянной неудовлетворённости собой, неуверенности, тревоги. Подобное напряжение может стать причиной развития невроза. К такому же результату приводит и несовпадение Я-реального и Я-в глазах окружающих. И не имеет значения, думают ли другие люди хуже или лучше о человеке, чем он сам о себе. Именно поэтому и пренебрежение, и восхищение, если они не совпадают с реальным мнением самой личности, увеличивают её уровень тревожности.

Согласно Хорни, чтобы избежать чувства тревоги, человек использует механизмы психологической защиты. Именно они позволяют привести к одному общему целому два конфликтующих образа Я-реального и Я-в глазах других людей. Хорни выделяла три основных механизма. В норме каждый из них помогает снизить тревогу, но если какой-то начинает доминировать, то это приводит к формированию определённого невротического комплекса.

В зависимости от выбранного механизма защиты, автор выделяла три типа поведения: уступчивый, агрессивный, устранённый. Уступчивый тип поведения направлен на «слепое» соглашение с людьми, и заключается в стремлении получить общественное одобрение. Возникают потребности в принятии, поощрении и в партнёре, на которого можно переложить ответственность за свою жизнь. Все эти потребности нереалистичны и не могут быть насыщены, поэтому человек, получая одобрение, требует все большего. При агрессивном механизме, личность стремится силой навязать другим своё Я-идеальное представление. Это выражается в подавлении мнения окружающих, доминировании, эксплуатации других людей. Устранённый тип поведения заключается в избегании общества и стремлении к одиночеству, уединению. Но и он не помогает снизить тревогу, ведь изолировав себя от других людей, личность продолжает испытывать постоянный стресс от неприятия обществом.

Теория личности Хорни внесла не малый вклад в развитие психологии личности, в рамках данной теории было впервые введено понятие образ Я, ставшее одним из краеугольных камней современной науки. Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение жизни. Эта возможность изменения приводит и к тому, что не существует фатальной обреченности к неврозу, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах и, прежде всего, в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Теория личности Хорни исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека, подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги -- физиологическую и психологическую. Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, в том случае если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.

Однако если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги является более сложным процессом, так как оно связано с развитием адекватности образа Я. Введение понятия образа Я является одним из важнейших открытий Хорни.

Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, т.е. является основой его невротизации. К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в глазах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негативное отношение к человеку, так же как и чрезмерное восхищение, им, ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с реальным образом Я.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой писал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности -- Ид и Супер-Эго.

А с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача привести в соответствие мнение человека о себе и мнение, о нем окружающих. Т.е. привести в соответствие два образа Я. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его образа Я.

Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и не насыщаемы, т.е. человек, добившись признания или восхищения от других, старается получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, без общения. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза.

Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» дает возможность человеку игнорировать мнения окружающих, оставшись наедине со своим образом Я. Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть незаметным и не зависимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Такой подход приводит человека к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может служить основой развития невроза.

Попытка преодолеть тревогу, навязав свой образ Я силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от окружающих, кажутся им все более недостаточными, и в своей тревоге этим людям надо все больше власти и доминирования, которые бы служили доказательством их адекватности.

Функция психотерапии, в теории личности Хорни, помочь человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Надо отметить, что подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии, что и признается большинством исследователей, так же как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.