«Мораль и нравственность» - Духовная культура. Категория совести - способность личности к эмоциональной оценке поступков. Нравственная культура. Мир моральных категорий. Отсутствие у личности воспитанности. Категории добра и зла. Основной предмет этики - мораль людей. Связь между духовной и материальной культурой. Основные понятия и термины.
«Моральная оценка личности» - Моральная оценка. Портрет нравственного человека. Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам. Правовая оценка. В каких случаях вы сами могли бы быть жестокими? Совесть, благородство и достоинство, Вот оно святое наше воинство. Золотое правило нравственности. Достоинство. Государство.
«Поколения людей» - Помни, что взрослые – тоже люди. Что лежит в основе возрастной периодизации у разных народов? Субъективные отличия. «Отцы» и «дети». Родители. Помни, что и взрослые были детьми, а дети - станут взрослыми. Дети и взрослые. Федор Тютчев. Цели урока. Помни, что худой мир лучше доброй ссоры. Периодизация человеческой жизни:
«Цель» - Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. Ресурсы. Критерии достижимых целей. Я хочу вести более здоровый образ жизни. Люди. Постановка личных целей. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Действие. Обладание. Этапы продвижения. Тест направленности на успех (Т. Элерс).
«Социальная природа человека» - Уникальность. Способность ощущать воздействие среды. Природа человека. Вставьте вместо пропуска. Специфические черты. Формирование взглядов человека о самом себе. Удовлетворение материальных потребностей. Свобода человека. Ряд терминов. Приведенный ниже текст. Завершите фразу. Суждения о личности. Термины «самооценка», «самореализация».
«Природа человека» - Биологические начала. Человек - существо историческое. Теории происхождения человека. Что такое человек. Подходы к пониманию смысла жизни. Природа человека. Кроманьонец. Убеждение. Человек. Что будет после меня. Цели и смысл жизни. Науки о человеке.
Всего в теме 16 презентаций
а) чувства и волю
б) знания и умения
Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
а) различных типов темперамента
б) собственной внешности
в) моральных и правовых норм
г) взаимодействия человека и природы
Результатом самопознания, в частности, является
а) накопление знаний о человека и природе
б) познание ценностей общества
в) представление о своих способностях
г) изучение социальных норм
12.Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:
а) беседой;
б) анализом продуктов деятельности;
в) экспериментом;
г) контент-анализом.
13. Для волевого регулирования присущи действия:
а) неосознанные;
б) непроизвольные.
в) интуитивные;
г) сознательные;
14. Личность – это человек как:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) субъект деятельности;
15. Эксперимент, в обычных жизненных условиях:
а) лабораторный
б) естественный
в) пилотажный
г) формирующий
Качество метода исследования, которое позволяет получить одни и те же результаты при многочисленных исследованиях.
а)валидность;
б) объективность.
в) надежность;
17.Способность человека к длительному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:
а) настойчивостью;
б) оптимизмом;
в) трудолюбием;
г) сознательностью.
18. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:
а) рефлексией;
б) индентификацией;
в) эмпатией;
г) симпатией.
19. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:
а) радость;
б) воодушевление;
в) фрустрация;
г) убежденность.
20. Соотнесите между собой методологические принципы и их характеристики:
Название принципа | Характеристика принципа |
1. Принцип отражения | А) Акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружающий мир. |
2. Принцип активной деятельности личности | Б) диктует рассмотрение явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. |
3. Принцип детерминизма | В) Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощью речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики. |
4. Принцип развития | Г) Согласно принципу, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. |
5. Принцип единства сознания и деятельности | Д) Психика обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного и социального характеров. При исследовании личности необходимо учитывать три подсистемы детерминации ее поведения: прошлое, настоящее и будущее. |
6.Принцип всесторонности | Е) Логика познания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю. |
7. Принцип единства | Ж) Предполагает комплексный подход к исследованию процессов и явлений |
3возрастные физические особенности 4проявление наследственности изменчивости РЕШИТЬ СРОЧНО!
Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической психологической и социальной. социально обусловлены: 1.духовные идеалы и ценности2.возрастные физические особенности 3.расовые отличия 4.проявления наследственности и изменчивости
А 5 Какое суждение является верным:А. Синергетика – теория самоорганизующихся систем
Б. Базовыми понятиями синергетики являются: порядок и хаос, организация и
самоорганизация.
1) верно только А. 2) верно только Б.
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 6 Создание и практическое внедрение урожайных, не поддающихся заболеваниям,
скороспелых сортов картофеля иллюстрирует функцию науки:
1) социальную
2) мировоззренческую
3) творческую
4) производственную
А 7 Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической
и социальной. К психическим особенностям человека относится:
1) способностью ощущать при помощи органов чувств
2) способность к прямохождению
3) способность осознавать свои действия и поступки
4) наличие духовных идеалов и ценностей
А 8 Часть природного или социального бытия, на которую направлена активность
познавательной деятельности человека, называется:
1) объект
2) образ
3) структура
4) субъект
А 9 Знания, полученные путем гадания на кофейной гуще, являются:
1) научными
2) параллельными
3) паранаучными
4) парадоксальными
А 10 Какое суждение является верным:
А. Непрерывное образование получается не только в учебных заведениях, но и путем
самообразования.
Б. Сегодня в РФ обязательной ступенью образования является среднее общее полное
образование
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
ценности 2возрастные физические особенности 3рассовые отличия 4проявления наследственности и изменчивости
Социальными нормами являются:а) традиции,б) документы,в) нравы,г) контракты,д) законы природы.2. Определите признак, свойственный постиндустриальномуобществу.1) появление массовой культуры;2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;3) основными критериями стратификации общества является профессионализм иуровень образования;4) структура общества является жёсткой и закрытой.3. В отличие от природы, общество:1) является системой;2) находится в развитии;3) выступает в качестве творца культуры;4) развивается по собственным законам.4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилищачеловека от несанкционированного вторжения?1) познавательную;2) прогностическую;3) объяснительную;4) социальную.5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?1) субъект; 3) средства;2) объект; 4) потребности.6. Верны ли следующие суждения об истине?А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемогомира.Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностейчеловека.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:1) уровень воспитанности;2) вся преобразовательная деятельность человека;3) производство материальных ценностей;4) художественное ремесло.8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:а) понятий;б) суждений;в) представлений;г) умозаключений.9. Четыре фактора производства - это:а) производство, распределение, обмен, потребление;б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;в) труд, земля, капитал, предпринимательство;г) труд, товары, деньги, земля.10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,психической и социальной. К психической составляющей относятся:1) интересы и убеждения;2) физиологические признаки;3) половые особенности;4) типы нервной системы.11. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество представляет собой часть материального мира.Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые иотмирать старые элементы.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.12. Общим для науки и художественного творчества является:1) обоснованность предположений;2) стремление к познанию мира;3) выражение эмоций;4) формирование чувства прекрасного.13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?1) экономическую;2) социальную;3) политическую;4) духовную.14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой виддеятельности иллюстрируется этим примером?1) духовная;2) экономическая;3) политическая;4) социальная.15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.16. Какое суждение является верным?А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посредническихбиржевых операциях.Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажуиностранной валюты.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ. 1 вариант
1. Личность – это человек как:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) субъект деятельности;
2. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:
а) гордостью нации;
б) избирателем;
в) личностью;
г) интеллектуалом.
3. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:
а) показухой;
б) поведением;
в) самовыражением;
г) презентацией.
4. Эксперимент, в обычных жизненных условиях:
а) лабораторный
б) естественный
в) пилотажный
г) формирующий
5. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:
а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;
б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;
в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;
г) верно: а, б, в.
а) индивид;
б) ребенок;
в) человек;
г) личность.
7. . Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:
а) бодрость;
б) воодушевление;
в) апатия;
г) убежденность.
8. Способность человека к длительному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:
а) настойчивостью;
б) оптимизмом;
в) трудолюбием;
г) сознательностью.
9. Для волевого регулирования присущи действия:
а) неосознанные;
б) сознательные;
в) интуитивные;
г) непроизвольные.
10. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:
а) стресс;
б) аффект;
в) фрустрация;
г) страсть.
11. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:
а) рефлексией;
б) индентификацией;
в) эмпатией;
г) симпатией.
12. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, - это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
13. Развитие человека как вида называется:
а) онтогенезом;
б) социогенезом;
в) филогенезом;
г) антропогенезом.
14. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:
а) беседой;
б) анализом продуктов деятельности;
в) контент-анализом.
г) экспериментом;
15. Как называется принцип, требующий рассматривать (изучать, исследовать) психические явления в постоянном движении, изменении:
а) принцип детерминизма;
б) принцип развития;
в) принцип объективности;
г) принцип всесторонности.
16. Наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности, это:
б)методика;
в)методология.
17. Соответствие метода тому, для изучения и оценки чего он предназначен, это:
а)валидность;
б)надежность;
в)объективность.
18. Переживание отрицательных эмоциональных состояний при неудовлетворении потребностей, это:
а)стресс;
б)психическая напряженность;
в)фрустрация.
19. Снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество, это:
а)ирония;
б)перенос;
в) сублимация;
г) замещение.
20. . Соотнесите между собой методологические принципы и их характеристики:
Название принципа | Характеристика принципа |
1. Принцип отражения | А) Акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружающий мир. |
2. Принцип активной деятельности личности | Б) диктует рассмотрение явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. |
3. Принцип детерминизма | В) Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощью речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики. |
4. Принцип развития | Г) Согласно принципу, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. |
5. Принцип единства сознания и деятельности | Д) Психика обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного и социального характеров. При исследовании личности необходимо учитывать три подсистемы детерминации ее поведения: прошлое, настоящее и будущее. |
6.Принцип всесторонности | Е) Логика познания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю. |
7. Принцип единства | Ж) Предполагает комплексный подход к исследованию процессов и явлений |
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ. 2 вариант
1. Основной метод в психологии:
а) психологический эксперимент
б) беседа
г) наблюдение
2. Наблюдение – это:
а) психологическое испытание
б) обучение и воспитание
в) систематическое и целенаправленное восприятие изучаемого явления
г) суждения индивида
3. Возможность создать и изменять ситуацию психологического исследования является главным достоинством:
а) наблюдения
б) эксперимента
в) анкетировании
г) тестирования
4. Интервью - это:
а) социометрия
б) устный опрос
в) интроспекция
г) контент-анализ
5. Эксперимент, с применением специальной аппаратуры, называется:
а) пилотажным
б) естественным
в) лабораторным
г) полевым
6. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), - это:
а) индивид;
б) ребенок;
в) человек;
г) личность.
Индивидуальность – это
а)специфические черты, присущие человеку как биологическому
организму
б)темперамент человека, его характер
в)неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке
8. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
б) обменные процессы
в) работа органов чувств
г) потребность в пище
Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,