Задатки как природные предпосылки развития способностей кратко. Качества, характеризующие личность человека

Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации.

Каждое задание к тексту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений: понимать текст в целом, выделять его основные идеи; осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию и тд.

Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового (27), повышенного (26, 28 и 30) и высокого (29 и 31) уровней сложности.

Особенности заданий второй части

По типу используемых критериев оценивания все задания с развернутым ответом можно сгруппировать следующим образом:

— задания, которые имеют универсальные, обобщенные критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного текстового источника (26, 30 и 31);

— задания с оригинальными критериями оценивания (27-29).

Так, в любом варианте КИМ задание 26, предполагающее составление плана текста, будет оцениваться по общим критериям, отражающим полноту, четкость, логическую последовательность представления содержания в пунктах плана.

В то же время задания 27 и 28, связанные с извлечением и интерпретацией содержащейся в тексте информации, различаются в предложенных вариантах по своей структуре, и каждое из них имеет свои критерии оценивания.

Выделяют также задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.

Задания с однозначно определенными элементами правильного ответа.

Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов. Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого приведенных в эталоне элементов ответа. Подобные задания, как правило, связаны с извлечением информации из текстового фрагмента. Требуемые единицы информации непосредственно определяются содержанием текста.

Задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.

Критерии оценивания подобных заданий отличаются от критериев предыдущей группы. В качестве эталона дается примерный, незавершенный ряд верных элементов ответа. Как правило, это примеры выполнения задания или возможные подходы к его выполнению – своеобразный «ключ» к оценке ответа экзаменуемого. Они служат для эксперта лишь ориентиром правильного направления «развертывания» мысли в ответе, при этом сами формулировки экзаменуемого могут быть иными, чем те, что приведены в критериях.

Задача экспертов заключается в том, чтобы, используя предложенный ключ-критерий, определить корректность этих формулировок, их соответствие поставленному вопросу. К этой группе относятся, например, задания на применение контекстных заданий (29), где невозможно предусмотреть все вероятные примеры социальных объектов, которые могут привести выпускники.

Максимальная оценка за выполнение заданий 26-28, 30 и 31 – 2 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе в зависимости от представленности и/или качества требуемых компонентов ответа оценка будет 2 или 1 балл. Неправильный ответ, содержащий рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, — 0 баллов. Таким образом, за выполнение заданий к текстовому фрагменту (правильную и полную формулировку ответов по всем шести заданиям) экзаменуемый может получить 13 баллов.

Каждый из шести вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе и проверяет определенную группу умений.

Рассмотрим пример текста с заданиями.

Ре­бе­нок рож­да­ет­ся не с го­то­вы­ми спо­соб­но­стя­ми, а с за­дат­ка­ми, т.е. та­ки­ми осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния мозга и ор­га­нов чувств, ко­то­рые вы­сту­па­ют в ка­че­стве при­род­ных пред­по­сы­лок раз­ви­тия спо­соб­но­стей. За­дат­ки мно­го­знач­ны, т.е. на базе одних и тех же за­дат­ков могут воз­ник­нуть раз­лич­ные спо­соб­но­сти в за­ви­си­мо­сти от тре­бо­ва­ний со­от­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­сти. Так, ост­рая на­блю­да­тель­ность и хо­ро­шая зри­тель­ная па­мять могут войти в струк­ту­ру спо­соб­но­стей ху­дож­ни­ка, сле­до­ва­те­ля, гео­ло­га.

Разо­вьют­ся ли за­дат­ки в спо­соб­но­сти, за­ви­сит не толь­ко от ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей лич­но­сти, но и от ис­то­ри­че­ских усло­вий, от по­треб­но­стей об­ще­ства. Те или иные спо­соб­но­сти раз­ви­ва­ют­ся тогда, когда в них по­яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ная не­об­хо­ди­мость.

Рас­смот­рим с этой точки зре­ния такую во­об­ра­жа­е­мую си­ту­а­цию. Где-то на да­ле­ком ост­ро­ве в Тихом оке­а­не ро­дил­ся маль­чик с вы­да­ю­щи­ми­ся му­зы­каль­ны­ми за­дат­ка­ми. Кем может он стать, если учесть, что люди его пле­ме­ни не знают ни­ка­кой иной му­зы­ки, кроме од­но­го­лос­но­го пения, и ни­ка­ко­го дру­го­го му­зы­каль­но­го ин­стру­мен­та, кроме ба­ра­ба­на? В луч­шем слу­чае этот маль­чик вой­дет в ис­то­рию ост­ро­ва как самый за­ме­ча­тель­ный ба­ра­бан­щик. Иными сло­ва­ми, он до­стиг­нет та­ко­го уров­ня раз­ви­тия сво­е­го му­зы­каль­но­го та­лан­та, ко­то­рый воз­мо­жен в опре­де­лен­ных со­ци­аль­ных усло­ви­ях. Со­всем иначе сло­жи­лась бы его судь­ба, если бы он ока­зал­ся в стра­не с вы­со­ко­раз­ви­той му­зы­каль­ной куль­ту­рой и попал там к хо­ро­шим пе­да­го­гам.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание 26 требует составить план текста., выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Данное задание является обязательным в логике организации работы с текстом: сначала необходимо уяснить смысл текста как целого, выявить наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста, а затем уже извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать конкретные идеи текста.

Такое начало выполнения заданий к тексту помогает выпускнику успешно справиться с другими заданиями блока, обеспечив целостное и вместе с тем дифференцированно-фрагментарное восприятие текстового фрагмента. Напомним, что под планом понимают четкое последовательное представление фрагментов содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. Важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована экзаменуемым после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным – система оценивания не задает какого-то конкретного числа пунктов плана, хотя в примерном содержании верного ответа представлен оптимальный, с точки зрения разработчиков, вариант плана.

План может быть простым, то есть включающим названия значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста. В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. Врожденные задатки человека
  2. Условия для развития способностей.

Данный план составлен в назывной форме. План может быть составлен не только в назывной, но и в вопросительной или тезисной форме.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. Например:

  • Какими особенностями ребенок обладает с рождения?
  • От чего зависит успешность развития задатков ребенка в способности?

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Корректность всех формулировок работы в процессе проверки определяются экспертом.

Это задание относится к группе заданий с универсальными, обобщенными критериями оценивания, не зависящими от содержания конкретного текста.

Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает, по сути, два вопроса:

  • Верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли лишних, отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);
  • Насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).
27. Как автор опре­де­ля­ет при­род­ные за­дат­ки че­ло­ве­ка? При­ве­ди­те два при­ме­ра при­род­ных за­дат­ков.

В правильном ответе должно быть отмечено, что «природные задатки» — это особенности строения мозга и органов чувств, выступающие в качестве природных предпосылок развития способностей.

В качестве примера названы: гибкость тела, хороший слух.

Задания 27 могут содержать следующие требования:

  • Найти в тексте любые 2-3 определения (объяснения, причины, характеристики и тп.);
  • Найти в тексте ответы на 2-3 вопроса;
  • Найти в тексте доказательства (аргументы и тп.), которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи;

Нередко у экспертов и выпускников возникает вопрос: почему в тех случаях, когда требуется вычленить из текста три и более единиц информации, ответ выпускника, содержащий только одну единицу информации, оценивается в 0 баллов (ведь он является частично верным?).

В данном случае проверяется и оценивается уровень сформированности умения извлекать информацию из текста. Приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением и соответственно оценивается.

28. Какие три усло­вия автор вы­де­ля­ет в ка­че­стве не­об­хо­ди­мых для раз­ви­тия за­дат­ков в спо­соб­но­сти?

В ответе должны быть перечислены:

  • Индивидуальные особенности личности;
  • Благоприятная окружающая среда;
  • Потребности общества.

Задание 28 предполагает преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько модификаций требований, связанных с анализом текста:

  • Определить, что является фактом, определить его причины;
  • Установить последствия описанного социального явления;
  • Объяснить позицию (мнение, точку зрения и тп.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и тп); оценить роль тех или иных факторов и тд.

Задания 27 и 28 – задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и критериями оценивания. Поскольку они обращены только к тексту, направлены на проверку понимания отдельных положений текста, умения выявить содержащуюся в тексте информацию по заданной проблеме, то и система оценивания ответов на эти вопросы базируется на эталоне правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в ответе экзаменуемого названных в образце позиций.

В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация также может быть приведена в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноценны.

При оценивании ответа эксперт учитывает, что задания 27 и 28 непосредственно относятся к тексту, поэтому даже самые интересные и логичные стройные рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ свелся к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.

29. Автор от­ме­ча­ет, что на базе одних и тех же за­дат­ков могут воз­ник­нуть раз­лич­ные спо­соб­но­сти в за­ви­си­мо­сти от тре­бо­ва­ний со­от­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­сти. Каким при­ме­ром он ил­лю­стри­ру­ет этот вывод? При­ве­ди­те свой при­мер, под­твер­жда­ю­щий это по­ло­же­ние.

В ответе должен быть назван следующий пример автора: развитие музыкальных способностей мальчика в зависимости от его места жительства – на острове в Тихом океане или в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и под руководством хороших педагогов.

Может быть приведен собственный пример: хорошая природная пластика важна и для спортсмена, и для актера.

Итак, задание 29 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. В приведенном примере могут быть даны следующие объяснения:

  • Развитие личности человека возможно только в общении и взаимодействии с другими людьми (в процессе социализации);
  • Человек может проявить свои личные качества только в общении и взаимодействии с другими людьми;
  • Многие свои потребности человек может реализовать только в процессе общественной жизни.

Могут быть даны и другие корректные объяснения.

Данный тип заданий имеет несколько модификаций условий и требований. Приведем самые распространенные формулировки.

— Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите 2-3 проявления какого-либо явления

— используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите 2-3 подтверждения (дайте 2-3 объяснения)

— используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите 2-3 примерами

— с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите 2-3 предположения

— используя содержание текста, обществоведческие знание и факты общественной жизни, приведите 2-3 примера и кратко поясните каждый пример

— используя содержание текста, обществоведческие знание и личный социальный опыт, объясните 2-3 ситуации

— проиллюстрируйте 2-3 примерами идею текста (конкретными примерами проиллюстрируйте любые 2-3 приведенные в тексте характеристики

К выполнению подобных заданий предъявляются следующие требования:

  1. Точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям);
  2. Наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений;

Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и тд.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

30. Ан­дрей Ф., че­ты­рех лет, об­ла­да­ет хо­ро­шей му­зы­каль­ной па­мя­тью и спо­со­бен точно вос­про­из­ве­сти слож­ную по­ли­фо­ни­че­скую ме­ло­дию после од­но­го про­слу­ши­ва­ния. На­зо­ви­те три сферы де­я­тель­но­сти, в ко­то­рых он может до­стичь мак­си­маль­но­го рас­кры­тия своих спо­соб­но­стей. Ука­жи­те любое со­ци­аль­ное усло­вие, ко­то­рое по­мо­жет ему раз­вить свои за­дат­ки.

  • Указаны три сферы деятельности: игра на музыкальных инструментах и создание музыки; танцевальная деятельность, изучение иностранных языков;
  • Указано условие развития задатков в способности: возможность организовать мальчику занятия музыкой, танцами или изучение языков.

Задание 30 проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. По сути, данное задание предполагает перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст, использование ее для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций.

Как видно, задания 30, используемые в экзаменационной работе могут иметь два уровня требований: первое требование относится непосредственно к ситуации, сформулированной в условии; второе – ориентирует на поиск информации для решения проблемы в предложенном источнике с привлечением обществоведческих знаний. В экзаменационных вариантах используются разные модели условия: проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и тп.

31. «Ге­ни­аль­ным че­ло­ве­ка де­ла­ет при­ро­да, а ве­ли­ким - об­ще­ство». Со­глас­ны ли вы с этим вы­ска­зы­ва­ни­ем? Обос­нуй­те свое мне­ние.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  • Выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;
  • Приведены два аргумента, например:

— в случае согласия с данным высказыванием может быть указано, что для развития природных задатков человека необходимо не только его желание их развивать, но возможность делать это и наличие потребности общества в его развитии;

— в случае несогласия может быть указано, что природные способности человека разовьются в любом случае, даже вопреки существующим общественным условиям.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) и примеры.

Задание 31 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и тп.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе.

Задание строится таким образом, что в своем ответе ученик может как согласится с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Объектом оценивания здесь выступает содержательная полнота, логическая обоснованность собственной позиции ученика, разнообразие приведенных им аргументов (почерпнутых из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта).

Данный тип заданий имеет еще одну модель условия и вытекающих из него требований:

— с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и тп.) автора (собственное мнение (отношение к проблеме).

При проверке задания 31 эксперты обращают внимание на указанные источники информации для формулирования суждений, привлечение дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт); требуемый поэлементный состав ответа.

Задатки - это то, на основе чего у человека формируются те или иные способности. Задатки - это также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что дано (или задано - отсюда название «задатки») человеку еще до того, как у него будут формироваться и развиваться соответствующие способности. Самое общее, традиционное определение задатков связывает их с некоторыми врожденными свойствами, которыми обладает организм человека. Речь идет о таких свойствах, появление и развитие которых у человека практически не зависит от его обучения и воспитания и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма. Способности человека могут находиться на разных уровнях развития, и в связи с этим можно предложить еще одно, нетрадиционное понимание задатков как того, что фактически предшествует появлению и развитию у человека способностей определенного уровня. В этом случае в качестве задатков или предпосылок к развитию способностей более высокого уровня могут рассматриваться уже сформировавшиеся у человека способности более низкого уровня. При этом способности более низкого уровня развития не обязательно являются врожденными. Например, знание элементарной математики, полученное в школе, может выступать в качестве предпосылки, задатка к развитию способностей к высшей математике.

Самосознание личности и «Я-концепция».

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов выступает для самого себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я».

Самосознание личности начинается в подростковом возрасте, когда усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими.



Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем"
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.

Мотивационная сфера личности, направленность личности как совокупность устойчивых мотивов.

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Потребности и мотивы

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

  • биологические (витальные)
  • информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета.Задатки - это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности .

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно - другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

адатки как природные предпосылки способностей Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность дифференциальных особенностей, заключенных в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности (чаще группы, целого куста профессий, специальностей, видов трудовой активности и т. д.). Эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.Рассмотрим соотношение между способностями и задатками на конкретном примере. Так, к числу врожденных задатков относится необычайно тонкое обоняние - особо высокая чувствительность обонятельного анализатора. Является ли это какой-либо способностью? Нет, ведь всякая способность - это способность к чему-то, к какой-либо конкретной человеческой деятельности или ряду деятельностей. В противном случае само слово "способность" становится бессмысленным. Поэтому подобная особенность нервно-психической организации человека остается безликим задатком. Строением мозга не предусмотрено, какие специальности и профессии, связанные с изощренными обонятельными ощущениями, исторически сложатся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и получит ли он в условиях этой деятельности возможности для развития указанных задатков. Но если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужны именно особо тонкие обонятельные ощущения, и если данный конкретный человек имеет соответствующие природные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить у себя соответствующие способности. Например, есть редкая и ценная профессия - парфюмеры, которые могут быть названы "композиторами ароматов". В стране их немного - около тридцати человек. Основная их задача создавать оригинальные ароматы, подготовляя серийный выпуск новых сортов духов. Разумеется, профессиональные способности этих людей представляют собой результат развития задатков, которые заключаются в особенностях строения и функционирования обонятельного анализатора. Но сказать про одного из представителей этой профессии: "Он прирожденный парфюмер" - можно, только выражаясь, что называется, фигурально, так как мозг его не содержит предопределения жизненного пути, профессии, способностей. Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью В области изучения природы и сущности задатков наука делает первые шаги. Негативный материал, относящийся к указанной проблеме, пока преобладает над позитивным - имеется гораздо больше научных данных о дефектах задатков, чем о структуре их продуктивных проявлений. Так, целый ряд тяжелых врожденных или приобретенных в раннем возрасте аномалий мозга (олигофрения) выступает как почти необратимый дефект задатков, становящийся тормозом развития способностей. В настоящее время можно говорить о большей или меньшей продуктивности гипотез о сущности природных предпосылок развития способностей. Не подтвердилась высказанная Ф. Галлем гипотеза о существовании связи между отдельными анатомическими особенностями мозга и отдельный способностями. В основе учения Галля лежала мысль, что все человеческие способности, все качества "ума" и "сердца" имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень развития этих качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. А так как, по убеждению Галля, кости черепа должны точно соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, то одного взгляда на череп человека или простого ощупывания "шишек" головы якобы достаточно, чтобы определить способности человека. Галль составил специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков и каждому из них соответствовало определенное психическое качество. Представление о том, что такие сложные психологические особенности, как способности, могут локально размещаться в определенных участках мозга, отражало ранний этап физиологических и психологических знаний и было начисто отвергнуто в дальнейшем. Современная физиология свидетельствует, что в коре мозга локализуются многочисленные психические функции. Предполагают, например, что центр речевых движений располагается в задней части третьей лобной извилины левого полушария, центр понимания речи находится в другом месте - задней трети верхней височной извилины того же левого полушария. И если принять во внимание, что человеческая речь - результат сложного взаимодействия ряда отделов мозга, то нет оснований предполагать, что способности человека, связанные с речевой деятельностью, могут быть строго локализованы в одном каком-нибудь участке мозга.Оказалась несостоятельной гипотеза о зависимости задатков от размеров мозга, его массы и веса. Мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 граммов. Мозг И. С. Тургенева имел вес 2012 граммов, мозг Д. Байрона несколько меньше - 1800 граммов, аналогичные результаты дало взвешивание мозга ряда выдающихся людей. Однако мозг знаменитого химика Ю. Либиха имел вес 1362 грамма; писателя А. Франса - всего 1017 граммов. Вскоре выяснилось, что самый большой и тяжелый мозг оказался у человека, не только ничем не выдающегося, но просто умственно неполноценного. Не подтвердились предположения и о том, что задатки человека определяются числом извилин мозга. В настоящее время наиболее продуктивными являются гипотезы, которые связывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Можно предположить, что углубленное изучение строения мозговой клетки позволит обнаружить морфологические и функциональные особенности, отличающие нервную ткань одаренного человека. Значительной достоверностью обладают также гипотезы, связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенностями нервных процессов (различиями по их силе, уравновешенности и подвижности) и тем самым с типами высшей нервной деятельности.Особая чувствительность нервной системы (т. е. ее слабость) может выступать как некий задаток, на основе которого будут развиваться способности, связанные с такими видами трудовой деятельности, где требуется высокая реактивность, впечатлительность, своего рода тонкость душевной организации. Здесь отчетливо заметна специфика личности человека. Если животное, имеющее слабый тип нервной системы, в условиях борьбы за существование, характерной для среды, управляемой законами биологии, обнаруживает свою неприспособленность и инвалидность, то человек, принадлежащий к слабому типу, в общественно-исторических условиях существования при обычных жизненных обстоятельствах не остается "инвалидом". Более того, развивающиеся на этой физиологической базе способности могут создать для него особо благоприятные возможности существования и развития. Указанные особенности относятся к чертам и проявлениям общего типа высшей нервной деятельности. Однако еще большей вероятностью обладают гипотезы, которые связывают природные предпосылки способностей с так называемыми парциальными (частными) особенностями нервной системы, т. е. своеобразием типологических свойств, проявляющихся у одних в зрительной, у других в слуховой, у третьих в двигательной сфере. Легко понять, что типологические различия по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, проявляющиеся, например, в двигательной сфере, могут в различной степени отвечать требованиям того или иного вида спорта и выступать как предпосылки к развитию соответствующих спортивных способностей.Тот факт, что природные предпосылки способностей - задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам. Вместе с тем гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследственности способностейСерьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности способностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречат и научной теории. Можно признать научно установленным, что с момента появления человека современного типа, т. е. кроманьонца, жившего около ста тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации - развитие человека управляется общественно-историческими законами. И поэтому развитие способностей не может быть подчинено законам биологической наследственности.природные предпосылки способности состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающее значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.Типологические особенности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов оказывают влияние на образование способностей.Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности. Это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная (мнимая). При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

Природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей. Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Они многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности. Не развитые во время задатки исчезают.

Задатки – это как бы «дремлющие» силы человека, его потенциальные возможности, которые не удастся выявить, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальные условия, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т.п. В. Г. Белинский писал, что создаёт человека природа, но развивает и образует его общество.

Группы задатков: физические, интеллектуальные, эмоционально-чувствительные. Хотя задатки неспецифичны по отношению к конкретному виду деятельности, их особенности во многом определяют будущие способности человека. Так, хорошо развитый слух определяет формирование способностей человека в направлении видов деятельности, связанных именно с данным анализатором. Задатки могут быть обусловлены как генетическими, так и особенностями раннего, в том числе и внутриутробного развития.

Базовой основой задатков являются свойства нервной системы и факторы психомоторики, которые определяют особенности психической регуляции движений. Среди факторов психомоторики выделяют следующие:

Координация – регулирование совместной деятельности несколькими группами мышц (ноги и руки, обеих рук и т.п.);

Скорость реакции;

Ловкость рук и пальцев рук и др.

Ребенок рождается с определенными анатомо-физиологическими особенностями. На их основе под влиянием воспитания, особенно в раннем детстве, формируются общие и специальные способности ребенка. Как задатки общих способностей рассматривается соотношение первой и второй сигнальной систем. В связи с этим И. П. Павлов различал три человеческих типа: художественный – с относительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный – с относительным преобладанием второй сигнальной системы, смешанный.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешности выполнения того или иного вида деятельности.

При изучении происхождения способностей можно выделить два полярно противоположных подхода. Первый исходит из признания природной обусловленности индивидуально-психологических особенностей личности и утвердился в науке как функционально-генетический подход. Представители этого подхода считают, что среда обитания и воспитание – это только условия, при которых проявляется то, что заложено природой. Другая крайняя позиция состоит в том, что все люди имеют одинаковые возможности для успешного освоения какой-либо деятельности, но их достижения различны.

Современные ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки и от них зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе;

2) специфические человеческие способности, обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне изученности общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных).

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) предметно-деятелъностные способности или взаимодействие людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и способ-ности к общению, взаимодействию с людьми и т. д.

Выделяют также следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

От способностей зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но они сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Это наиболее верный путь определения наличия способностей. Практически судить о проявлении тех или иных способностей можно по совокупности трех показателей:

Быстрому продвижению в овладении определенной деятельностью;

Качественному уровню достижений;

Сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям конкретной деятельностью.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

Врожденные задатки;

Время выявления;

Нтерес к деятельности,

Всестороннее развитие интересов и способностей;

Соперничество и сотрудничество.

С точки зрения развития выделяют два вида способностей: потенциальные и актуальные. Потенциальные – это возможности, проявляющие себя, когда перед человеком возникают новые задачи или проблемы, и он их успешно решает. Актуальные, когда нет возможности реализовать свои способности из-за отсутствия объективных условий и возможностей.

Способности развиваются в деятельности. Недаром академик В. А. Обручев говорил, что способности, как и мускулы, растут при тренировке. Способности тесно связаны с другими качествами личности. Развитие многих человеческих способностей начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, то этот процесс не прекращается до её конца.

Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализовать имеющиеся задатки. Важную роль играют особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность их обнаружения более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

В различные возрастные периоды наблюдается неравномерное развитие психических особенностей человека, что сказывается на развитие его способностей. При этом образование и обучение представляют собой важнейший фактор, под влиянием которого происходит изменение динамики развития способностей.

Многие ученые полагают, что пик развития интеллектуальных способностей находится между 18 и 20 годами. Если принять логическую способность 20-летнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равна 96 %, в 40 – 87 %, в 50 – 80 %, а в 60 – 75 % от эталона.

Способность к обучению нарастает примерно до 25-летнего возраста, затем снижается ежегодно на 1 %. Свои возрастные особенности имеет и развитие чувствительности. Например, сенсорный оптимум приходится на 25-летний возраст, а период стабилизации чувствительности простирается от 25 до 50 лет, после чего наступает постепенный спад.

Известный отечественный психолог Л. С. Выготский сформировал представление о наличии периодов в жизни человека, когда у него повышена чувствительность к определенным формирующим воздействиям. Именно в так называемые сензитивные периоды закладывается фундамент развития той или иной способности. Например, считается, что для формирования музыкальных способностей ребенка сензитивный период наблюдается до 5 лет, когда формируется музыкальный слух и память.

Разная степень развития способностей отражается в одаренности, таланте и гениальности.

Одаренность – общие способности ко многим и различным видам деятельности и общения, обуславливающее широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

Одаренность человека в значительной степени зависит от уровня развития его психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, внимания), а также от многих психических свойств (интересов, склонностей).

К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. Такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они решают сложные теоретические и практические задачи.

Высшую ступень талантливости называют гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в науке, литературе, искусстве, в общественной жизни и т. п. О гениальности человека говорят, когда результаты его труда представляют собой эпоху в жизни общества и развитии культуры.

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

  • Социальность

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

  • Уникальность

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

  • Трансцендентность

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

  • Нравственность

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к .

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и ), моральные нормы.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из . Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на