Самые большие в истории планеты провалы грунта. Провалы почвы: почему проваливаются города

К числу удивительных явлений природы наверняка можно отнести периодически разверзающиеся в разных местах земного шара дыры.

1.Кимберлитовая трубка "Мир" (Mir diamond pipe), Якутия.


Кимберлитовая трубка «Мир» - карьер, расположенный в городе Мирный, Якутия. Карьер имеет глубину 525 м и диаметр 1,2 км, является одним из крупнейших в мире карьеров. Добыча алмазоносной кимберлитовой руды прекращена в июне 2001 года. В настоящее время на борту карьера ведётся строительство подземного рудника с одноимённым названием, для отработки оставшихся подкарьерных запасов, выемка которых открытым способом нерентабельна.


Самый большой в мире карьер по добыче алмазов поражает воображение.

2.Кимберлитовая трубка "Большая дыра" , ЮАР.


Большая дыра - огромный недействующий алмазный рудник в городе Кимберли (ЮАР). Считается, что это наибольший карьер, разработанный людьми без применения техники. В настоящее время является главной достопримечательностью города Кимберли.

Начиная с 1866 по 1914 год около 50 тыс. шахтёров вырыли шахту с помощью кирок и лопат, разработав при этом 2,722 тонн алмазов (14,5 миллионов карат). В процессе разработки карьера было извлечено 22,5 млн тонн грунта.Именно здесь были найдены такие знаменитые алмазы, как "Де Бирс" (428,5 карата), голубовато-белый "Портер-Родс" (150 карат), оранжево-желтый "Тиффани" (128,5 карата). В настоящее время это месторождение алмазов исчерпано.Площадь "Большой дыры" составляет 17 гектаров. Её диаметр составляет 1,6 км. Дыра была вырыта на глубину 240 метров, но затем был засыпана пустой породой до глубины 215 метров, в настоящее время дно дыры заполняет вода, её глубина составляет 40 метров.


На месте шахты раньше (примерно 70 - 130 миллионов лет назад) находилось жерло вулкана.Почти сто лет назад – в 1914 году, разработки в “Большой дыре” были прекращены, но зияющее жерло трубки остается по сей день и теперь служит разве что приманкой для туристов, выполняя роль музея. И… начинает создавать проблемы. В частности, возникла серьезная опасность обрушения не только ее краев, но и проложенных в непосредственной близости от нее дорог.Дорожные службы ЮАР давно уже запретили проезд в этих местах тяжелого грузового транспорта, а теперь настоятельно рекомендуют и всем прочим водителям избегать проезда по Бултфонтейн-Роад в районе Big Hole.Власти собираются полностью перекрыть опасный участок дороги. А крупнейшая алмазная компания мира “Де Бирс”, владевшая этой шахтой с 1888 года, не нашла ничего лучшего, как избавиться от нее, выставив на продажу.

3. Карьер Kennecott Bingham Canyon Mine , штат Юта.


Самый большой действующий карьер в мире - разработка меди началась в 1863 году и идет до сих пор. Около километра в глубину и три с половиной километра в ширину.


Является крупнейшим в мире антропогенным образованием (выкопаным человеком). Представляет собой рудник разработка которого ведётся открытым способом.

Имеет по состоянию на 2008 год размеры: 0,75 милю (1,2 км) глубиной, 2,5 мили (4 км) в ширину и охватывает площадь 1900 акров (7,7 кв.км).

Руда были впервые обнаружены в 1850 г., с 1863 началась разработка карьера которая продолжается по сей день.


В настоящее время в карьере работают 1400 человек, которые ежедневно извлекают 450000 тонн (408 тыс. т) породы. Руда загружается в 64 больших самосвалов, которые способны перевозить по 231 тонн руды, эти грузовики стоят около 3 млн долл. США каждый.

4. Карьер "Дьявик" (Diavik) , Канада. Добывают алмазы.


Канадский карьер “Diavik” – пожалуй, одна из самых молодых (по разработке) алмазных кимберлитовых трубок. Впервые она была исследована только в 1992 году, инфраструктура создана к 2001 году, а добыча алмазов началась с января 2003. Предположительно шахта прослужит от 16 до 22 лет.
Место ее выхода на поверхность земли само по себе уникально. Во-первых это не одна, а сразу три трубки, образовавшиеся на острове Las de Gras, - примерно в 220 км южнее Полярного круга, у берегов Канады. Поскольку дыра огромная, а остров посреди Тихого океана небольшой, всего 20 кмІ


а короткий срок алмазная шахта Diavik стала одной из важнейших составляющих экономики Канады. Из этого месторождения добывается до 8 миллионов каратов (1600 кг) алмазов в год. На одном из соседних с ней островов построен аэродром, способный принимать даже громадные Боинги. В июне 2007 года консорциум семи компаний горнодобывающей промышленности объявил о своем намерении спонсировать экологические исследования и приступить к строительству на северном берегу Канады крупного порта для приема грузовых судов водоизмещением до 25 000 тонн, а также – 211 км подъездной дороги, которая соединит порт с заводами консорциума. А это значит, что дыра в океане будет расти и углубляться.

5. Great Blue Hole , Белиз.


Всемирноизвестная Great Blue Hole (“Великая голубая дыра”) – основная достопримечательность живописного, экологически идеально чистенького Белиза (бывший Британский Гондурас) – государства в Центральной Америке, на полуострове Юкатан. Нет, на сей раз это не кимберлитовая трубка. Из нее “добывают” не алмазы, а туристов – любителей дайвинга со всего мира, благодаря чему она кормит страну не хуже трубки алмазной. Наверное, ее лучше было бы назвать не “Голубой дырой”, а “Голубой мечтой”, поскольку такое может привидеться разве что в грезах или во сне. Это подлинный шедевр, чудо природы – идеально круглое, сумеречно синеющее пятно посреди Карибского моря, окруженное кружевной манишкой атола Lighthouse Reef.




Вид из космоса!

Ширина 400 метров, глубина 145 - 160 метров.



Будто над бездной проплывают…

6. Отверстие водостока в резервуаре плотины Monticello.



Большая рукотворная дыра находится в Северной Калифорнии, США. Но это не просто яма. Отверстие водостока в резервуаре плотины Монтичелло - самый большой гидрослив в мире! Его соорудили примерно 55 лет назад. Этот воронкообразный выход просто незаменим здесь. Он позволяет быстро сбрасывать излишки воды из резервуара, когда ее уровень превышает допустимую норму. Этакий защитный клапан.




Визуально воронка выглядит, как гигантская бетонная труба. Она способна пропускать через себя в секунду аж 1370 куб. м воды! Глубина эдакой дыры - около 21 м. Сверху донизу она имеет форму конуса, диаметр которого на вершине достигает почти 22 м, а книзу сужается до 9 м и выходит с другой стороны плотины, выводя при переполнении водохранилища излишки воды. Расстояние от трубы до пункта выхода, который расположен немного южнее, приблизительно 700 футов (около 200 м).



7. Карстовый провал в Гватемале.


Гигантская воронка глубиной 150, а диаметром 20 метров. Вызван подземными водами и дождями. Во время образования провала погибло несколько человек и уничтожено с десяток домов. По словам местных жителей, примерно с начала февраля в районе будущей трагедии ощущались подвижки почвы, а из-под земли слышался приглушенный гул.




Природа частенько преподносит сюрпризы, которые чаруют и пугают одновременно, как, например, гроза или шторм. Мы расскажем об еще одном подобном явлении – огромных карстовых воронках, возникающих порой на ровном месте за считанные минуты.

Небесная яма – карстовая воронка в Китае, расположенная в районе Чунцин. Это двойной провал, который имеет размеры 662 метра в глубину, 626 метров в длину и 537 в ширину; верхняя его «чаша» уходит вглубь на 320 метров, а нижняя – еще на 342. Такая огромная впадина, конечно, не появилась за одну ночь, а образовывалась постепенно в течение 128 тысяч лет. Она настолько большая, что ее часто посещают экстремалы, которые хотят получить всплеск адреналина, спрыгнув вниз с огромной высоты с парашютом или на веревке.

Воронка в городе Березники, Россия

Этот провал глубиной около двухсот метров имеет длину 80 метров, а ширину – 40. Появился он в 1986 году в результате аварии, из-за которой калийная шахта в этом районе оказалась затоплена, и грунт ополз. Поскольку впадина продолжает увеличиваться, эксперты полагают, что она способна уничтожить железную дорогу, которая соединена с калийным рудником. Сейчас ищутся способы устранения данной проблемы, поскольку в Березниках добывают около 10 процентов от мировой добычи калия.

Провалы Мертвого моря, Израиль

В окрестностях стоящего на берегу Мертвого моря города Эйн-Геди имеется несколько тысяч карстовых впадин. По последним подсчетам, вдоль побережья существует уже приблизительно три тысячи открытых впадин, плюс, эксперты полагают, что есть еще примерно такое же количество провалов, пока не обнаруженных. Все они образовались из-за хронической нехватки воды в области, где численность населения стремительно растет. Здесь также много туристов, из-за которых расходуется еще больше воды и появляется еще больше провалов. Которые в свою очередь привлекают еще больше туристов. Кроме того, ситуация усугубляется наличием в этой местности нескольких химических заводов.

Впадина Каттара в Египте является крупнейшим в своем роде объектом. Эта безводная впадина простирается на 80 километров в длину и на 120 в ширину. Провал образовался естественным путем из-за ветров, которые развеяли пески и образовали углубление. Впадина настолько огромна, что египетские власти ищут способы использования ее для получения электроэнергии. Как только они спроектируют канал для поступления воды из Средиземного моря, которая будет впадать в гигантский колодец, будут установлены щитовые затворы, которые поспособствуют выработке электроэнергии.

Впадина дьявола находится в графстве Эдварда в Техасе. Ее размеры – 12 на 18 метров, а глубина – 122 метра. Колодец полностью состоит из известняка и является местом обитания мексиканской хвостатой летучей мыши. Наблюдатели утверждают, что в этом месте живет более трех миллионов летучих мышей.

Впадина в Гватемала Сити, Гватемала

В столице Гватемалы на самом деле не один, а два гигантских «колодца». Первый образовался в 2007 году из-за разрушившейся канализации под городской улицей, погубив двух человек и приведя к эвакуации тысячи жителей. Он представляет собой почти идеальный круг и имеет солидную глубину. Три года спустя другой провал глубиной 60 метров и шириной 18 «съел» трехэтажное здание в городе. Хоть впадина и развивалась постепенно, непрерывный дождь ускорил процесс. Благо, на этот раз никто не погиб.

Колодец Бимма образовался естественным путем в городе Дибаб в Омане и заполнился грунтовыми водами. Вода в этом колодце голубая и чистая, благодаря чему местные жители и власти решили обустроить его и превратить его в прекрасное место для плавания, которое привлекает как местных, так и иностранных туристов.

В горах Венесуэлы, которые называют «тепуи», расположены четыре невероятных колодца. Два из четырех, а именно, Сима Гумбольд и Сима Мартель просто огромны – 352 метра в ширину и 314 метров в глубину. Эти два колодца изолировали лесные экосистемы, покрывающие дно. Другая впадина носит название «Пропасть дождя» и имеет длину более километра. Она используется в качестве площадки для научных исследований учеными, которые изучают процесс эрозии в тепуях.

Багамские острова считаются пляжным раем ввиду их замечательных вод, дополненных щедрым солнечным светом и большим количеством песка. А район Мекка популярен еще и среди аквалангистов, ведь там находится известный провал Голубая дыра. Она простирается на глубину 203 метра, из-за чего и привлекает любителей дайвинга. Именно здесь человеком по имени Уильям Трумбридж был установлен рекорд свободного погружения на глубину 92 метра. Дыра Дина также, вероятно, – одна из живописнейших впадин на Земле.

Большая Голубая Дыра – подводный колодец у берегов Белиза. Чашеобразный провал имеет 300 метров в диаметре и 124 метра в глубину. Располагается он в центре Барьерного рифа Белиза. Голубая дыра имеет необычную особенность – диковинные древние сталактиты, покрывающие поверхность Барьерного рифа, которые уже находятся в списке изучения и сохранения ООН.

Провалы в земле образуются по разным причинам, но объединяет их то, что гигантские ямы очень трудно ликвидировать, а ущерб, причиненный ими, обходится в значительные суммы. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию подборку фотографий гигантских провалов в земле, сделанных в различных уголках мира.

1. Гигантский провал, в результате возникновения которого под землей оказались несколько домов, в Гватемала-Сити, фотография сделана 23 февраля 2007 года. По крайней мере, три человека пропали без вести, по официальной информации.

2. Машины лежат в провале, возникшем, когда часть шоссе обрушилась, рухнув в подземную пещеру, в южном итальянском городе Галлиполи, фотография сделана 30 марта 2007 года. К счастью, в результате ночного происшествия никто не пострадал, сообщили в местной полиции.

3. Люди смотрят на рухнувшую часть шоссе Shunwai в Наньчан, провинции Цзянси, Китай, фотография сделана 25 апреля 2007 года. Никто не пострадал в результате происшествия.

4. Вид на кратер, появление которого было вызвано падением метеорита в южной части перуанского города Карангас, недалеко от границы с Боливией, фотография сделана 16 сентября 2007 года. Как сообщают местные СМИ, фермеры, живущие рядом с местом падения метеорита, жаловались на головную боль и тошноту, которые заставили чиновников отправить медицинские бригады в этот район. Фото сделано 16 сентября 2007 года.

5. Члены съемочной бригады и тележурналисты стоят возле дыры в Пасео-Нуэво в Сан-Себастьяне, фотография сделана 12 марта 2008 года. Отверстие в земле образовалось в результате шторма, в ходе которого также затонули многочисленные лодки, и был причинен стихией значительный ущерб в районе Бискайского залива.

6. Провал в земле, появившийся вследствие недавних дождей в Гватемале, фотография сделана 30 мая 2010 года. В результате тропического шторма Агата в Центральной Америке прошли проливные дожди, погибли по меньшей мере 17 человек в регионе, и возникла угроза оползня в трех районах. В провале, который образовался вследствие ливней, накрывших регион в результате тропического шторма Агата, оказался по крайней мере один трехэтажный дом.

7. Гигантский провал, образовавшийся в результате ливней, вызванных воздействием тропического шторма Агата, в Гватемале, фотография сделана 31 мая 2010 года. Более 94000 человек были эвакуированы, в результате шквала и ливня множество домов оказались погребенными под слоем грязи и ила, а кроме того оказался полностью разрушенным автодорожный мост возле города Гватемала и появились провалы на дорогах в столице.

8. Гигантский провал в земле, вызванный проливными дождями тропического шторма Агата, в Гватемале Сити, фотография сделана 1 июня 2010 года. Разрушенные дороги и автодорожные мосты еще более усложняли проведение спасательных операций в регионе после шквала и шторма, в результате которых погибли по меньшей мере 175 человек.

9. Местные жители смотрят на гигантский провал рядом со зданием начальной школы Qingquan в городе Dachegnqiao Ningxiang, провинции Хунань, фотография сделана 15 июня 2010 года. Гигантское отверстие, 150 метров (492 футов) в ширину и 50 метров (164 футов) в глубине постоянно увеличивается в размерах с тех пор, как появилось в январе. Из-за появления этого провала было разрушено более 20 домов. Причина появления отверстия остается неясной, сообщают местные СМИ.

10. Общий вид на провалы в центре города 16 июня 2010 после наводнения в городе Лез Арк сюр Аржан, на юго-востоке Франции, на следующий день после необычайно сильных дождей, которые обрушились на регион и вызвали резкое возрастание уровня воды в реке Ле Реаль. В результате наводнения, вызванного проливными дождями, погибли 19 человек и 7 человек считаются погибшими без вести. Город расположен на Средиземноморском побережье Франции. Более 350 мм (14 дюймов) дождя выпали здесь в течение нескольких часов.

11. Выбоины в земле, образовавшиеся в результате удара американской бомбы в деревне Хосров Софла в долине Аргандаб, к северу от Кандагара, фотография сделана 11 апреля 2011 года. После того, как обнаружилось, что деревня была использована в качестве базы талибов, где происходило производство самодельных взрывных материалов, гражданское население было эвакуировано и военные самолеты США уничтожили большую часть зданий в деревне Хосров Софла 6 октября 2010 года.

12. . Кратер, который, согласно заявлениям ливийского правительства, возник в результате авиаударов сил коалиции, на площади в Баб аль-Азизия в Триполи, фотография сделана 12 мая 2011 года. Ливийские чиновники, которые продемонстрировали журналистам кратер, заявили, что три человека были убиты и 25 ранены.

13. Грузовик, рухнувший в провал после того, как часть структуры моста рухнула в реку в городе Чанчунь провинции Цзилинь, фотография сделана 29 мая 2011 года. Два пассажира грузовика получили телесные повреждения.

14. Рабочие проводят ремонтные работы возле провала, который возник после того, как часть структуры мост рухнул в Ханчжоу, провинция Чжэцзян, фотография сделана 15 июля 2011 года. Провал достигает 20 метров в длину и одного метра в ширину, был перекрыт мост Цяньтан в восточном китайском городе Ханчжоу, по меньшей мере один водитель был ранен. Грузовик, который перевозил груз из стальных пластин, упал с моста, но его водитель успел выскочить, сообщило агентство Синьхуа.

15. Провал, появившийся на дороге, после наводнения в городе Хайдарабаде, столице южного индийского штата Андхра-Прадеш, фотография сделана 25 августа 2000 года. Вертолеты эвакуировали людей из затопленных районов в южном индийском городе Хайдерабад, общее число погибших составило 93 человека.

16. Спасатели достают автобус с помощью подъемного крана из провала на улице Лиссабона, фотография сделана 25 ноября 2003 года. Автобус был припаркован на улице Лиссабона, когда земля начала проваливаться. Сообщений о жертвах не поступало.

17. Провал на сегменте Shouyang скоростной дороги, которая связывает столицы провинций Хэбэй и Шаньси в Северном Китае вызвал заторы, фотография сделана 28 марта 2006 года. 100-метровый кратер, 10 метров в ширину и глубиной 10 метров, возник на шоссе Шицзячжуан-Тайюань. Никто не пострадал, и не был а выяснена причина провала.

18. Палестинцы смотрят на разрушенный туннель после израильского авиаудара по границе Газы и Египта в южной части сектора Газа, фотография сделана 31 декабря 2008 года.

19. Вид с высоты птичьего полета на руины жилого дома и разрушенную дорогу в селе Nachterstedt, фотография сделана 18 июля 2009 года. Трое жителей пропали без вести в восточной немецкой деревне Nachterstedt после того, как их дома, находившиеся на берегу озера, и еще одно здание внезапно рухнули в воду. 350-метровый участок берега рухнул в озеро, в 170 километрах к юго-западу от Берлина.

20. Полицейские осматривают рухнувший участок шоссе в Хэфэй, провинция Аньхой, фотография сделана 8 августа 2009 года. Такси и несколько мотоциклов упали в провал, сообщают местные СМИ.

21. Иорданские бедуины со своим скотом рядом с провалом, который появился на южном берегу Мертвого моря 12 января 2010 года, в результате чего возникли многочисленные проблемы для жителей. Мертвое море медленно, но верно мелеет, и может исчезнуть полностью в течение 50 лет, если не предпринимать никаких действий. Уровень воды падает на один метр (три фута) в год. По мнению экологов, провалы появляются именно в результате снижения уровня воды.

23. Солдат из первого взвода американской армии проходит мимо воронки, оставшейся в результате взрыва самодельного взрывного устройства в селе Khaleqdad Khan в провинции Забуль в Афганистане, фотография сделана 26 мая 2012 года.

24. Рабочие проводят ремонтные работы в районе на дороге в Сиань, провинция Шэньси, фотография сделана 27 мая 2012 года. Причина обвала, около 6 метров (20 футов) в глубину, 15 метров (49 футов) в длину и 10 метров (33 футов) в ширину, находится в стадии расследования. Согласно данным, предоставленным местными средствами массовой информации, жертв нет.

27. Команда спасателей работает возле обрушившегося участка шоссе 549 около озера Landvetter за пределами Гетеборга, фотография сделана 11 декабря 2006 года. В западной части Швеции прошли грозовые ливни.

28. Провал на шоссе 15 в Сан-Диего, возникший 24 февраля. Он образовался в результате аварии дренажных труб, которые лопаются из-за проливных дождей. Возникший провал около восьмисот футов давно, сорок футов в ширину и семьдесят футов глубиной.

29. Местные жители проходят мимо автомобиля, который упал в провал на дороге. Появление провала было вызвано проливными дождями в северо-восточном испанском городе Кастельдефельс, фотография сделана 9 октября 2002 года. Проливные дожди прошли в регионе, вызвав наводнения, повреждения и транспортные проблемы, но никто не пострадал.

30. Спасатели пытаются вытащить автомобиль, который упал в затопленный провал на проспекте Борхес де Медейрос в Рио-де-Жанейро, фотография сделана 30 апреля 2004 года. Водитель, который не захотел назвать себя, оставил открытой дверь со стороны пассажира, и мог только наблюдать за тем, как автомобиль погрузился в затопленный провал. Провал образовался в результате разрыва водопроводных труб. Ширина провала составила два с половиной метра. Знаменитая гора Корковадо в Рио видна на этой фотографии на заднем плане.

31. Провал, образовавшийся после землетрясения в Индии.

32. Спасатели к рабочие коммунальных служб Лос- смотрт на провал, возникновение которого было вызвано проливными дождями на авеню Tujunga в районе Сан-Вэлли в Лос-Анджелесе, фотография сделана 19 февраля 2005 года.

33. Автомобиль поднимают из провала, образовавшегося на месте рухнувшего дорожного покрытия в городе Гуанчжоу, провинция Гуандун, фотография сделана 7 сентября 2008 года. Дорога рухнула в воскресенье днем ​​и машины рухнули в яму, которая оказалась 5 метров (16.4 футов) глубиной и 15 метров (49.2 футов) в диаметре, сообщили местные СМИ.

34. Вид на разрушенный участок дороги West Dawang Road в Пекине, фотография сделана 29 ноября 2007 года. Провал находится возле одного из самых оживленных перекрестков центрального делового района.

35. Рабочий коммунальных служб осматривает провал глубиной 25 метров (82 футов), возникший после оползня в Bellevue Hill, одном из самых дорогих пригородов Сиднея, фотография сделана 29 мая 2009 года. Никто не был ранен во время оползня, в результате которого под землей оказались припаркованные на улице машины.

36. Женщина идет по разрушенному шоссе TF326 после того, как его часть рухнула после бури, неподалеку от деревни Пало-Бланко на Канарских островах, испанский остров Тенерифе, фотография сделана 23 ноября 2009 года. Проливной дождь прошел в северной части острова Тенерифе, блокируя одни дороги, повредив другие, а также вызвав затопление огромного количества жилых домов и предприятий.

37. Вид на гигантский провал, который появился рано утром в центральном немецком городе Шмалькальден, фотография сделана 1 ноября 2010 года. Огромный кратер габаритами 30 на 40 метров возник в центре жилого района, по данным местной полиции.

38. Люди осматривают частично разрушенную дорогу, а собака срывается в котлован. Фотография сделана в бедном районе Carretera Vieja в Каракасе 26 ноября 2010 года. Трое детей погибли в результате оползня в трущобах Сан-Агустин в столице Венесуэлы после проливных дождей, которые продолжались в регионе несколько дней, согласно информации, предоставленной местными СМИ и чиновниками спасательных служб.

39. Вид с высоты птичьего полета на поврежденное шоссе Гран Марикал де Аякучо в штате Миранда за пределами Каракаса, фотография сделана 1 декабря 2010 года. Тысячи венесуэльцев покинули свои дома после того, как оползни и наводнения вызвали гибель по меньшей мере 21 человек.

40. Местные жители осматривают дорогу, которая рухнула, когда внезапное наводнение накрыло Тувумба, 105 километров (65 милях) к западу от Брисбена фотография сделана 10 января 2011 года. Жители третьего по величине город Австралии, Брисбена вынуждены были эвакуироваться в результате наводнения.

41. Тайский мужчина рядом с провалом, который предположительно возник в результате бомбардировки в провинции Si Sa Ket возле древнего храма Преах Вихеар, датируемого одиннадцатым веком, на границе между Таиландом и Камбоджей, фотография сделана 5 февраля 2011 года.

Так получилось, что периодически наша планета проваливается. Если повезет, дыры разных габаритов и степени бездонности образуются в безлюдных морях, джунглях, тайге и тундре, но бывает и так, что под угрозой ухода под землю оказываются целые города. В каких-то случаях за подобные проделки ответственна сама природа, просто ставящая человека перед фактом, но все чаще вина за такие происшествия остается за людьми. Onliner.by отобрал топ самых красивых и страшных, больших и глубоких провалов, мест, где центр Земли становится чуточку ближе.

1. Дунгуань, Китай.

Именно в Китае провалы в земле образуются особенно часто. Природные катаклизмы в этой огромной стране сочетаются с крайне интенсивным строительством, которое зачастую ведется с вопиющим нарушением всех установленных норм и правил. Летом прошлого года возведение новой станции подземной железной дороги в южнокитайском городе Дунгуань закончилось тем, что под землю ушла практически целая улица.

Воронка образовалась в несколько этапов. Сначала в первую дыру площадью 80 квадратных метров упал микроавтобус, а спустя сутки в провал, оказавшийся в четыре раза крупнее, за микроавтобусом последовали конструкции почти возведенной станции метро и часть городской улицы. При этом один человек погиб, несколько соседних зданий получили серьезные повреждения, а сам процесс формирования провала попал на видео.

2. Меридиан, Миссисипи, США.

Посетители, которые пожелали поужинать в блинной быстрого обслуживания IHOP, расположенной в провинциальном городке Меридиан в сердце штата Миссисипи, определенно не были готовы к сюрпризу, который им преподнесла природа. Девятого ноября 2015 года в 19:15 на ресторанной парковке внезапно возникла гигантская траншея длиной 180 метров и шириной 15 метров. В нее немедленно провалилась дюжина автомобилей клиентов заведения.

Скорее всего, причиной происшествия стали затяжные дожди, шедшие к тому времени в Меридиане уже две недели. Местные СМИ сообщали, что прямо под парковкой проходил ливневой коллектор, по всей видимости не выдержавший напора поступающей воды. По другой версии, провал мог возникнуть из-за проводившихся на этом участке строительных работ. Ресторан IHOP к моменту ЧП работал всего неделю, а рядом продолжалось возведение гостиницы. К счастью, автомобили оказались единственными пострадавшими во время этого инцидента.

3. Батагай, Якутия, Россия.

Впервые ученые обнаружили батагайский разлом в середине 1960-х. В то время он представлял собой относительно небольшой овраг, но за прошедшие пять десятилетий он разросся до циклопических размеров в километр длиной, шириной в 800 метров и глубиной до 100 метров. Провал, напоминающий головастика-переростка, расположен в малонаселенной местности, рядом с поселком Батагай, где силами заключенных лагерей еще до Великой Отечественной войны была начата добыча олова. С этим обстоятельством и связано возникновение этого любопытного объекта.

Для нужд созданной шахты в окрестностях Батагая вырубался лес. В дальнейшем на этом участке происходило активное таяние вечной мерзлоты, в результате чего верхний слой грунта и провалился в образовавшиеся пустоты. С точки зрения экологии региона идущий и сейчас процесс носит негативный характер, зато случившимся довольны пока редкие здесь туристы и особенно ученые, получившие удобный полигон для изучения мерзлоты. По якутской традиции здесь уже обнаружены останки мамонта и древних растений, возраст которых достигает 200 тысяч лет.

4. Гватемала, Гватемала.

23 февраля 2007 года в столице Гватемалы городе Гватемале ничто не предвещало беды, пока прямо посреди густонаселенного жилого района не появилась практически идеально круглая дыра с отвесными стенами глубиной в сотню метров. В данном случае без жертв уже не обошлось: в результате этой трагедии погибло сразу пять человек. Хуже всего, что эти погибшие были не последними.

Спустя всего три года, в мае 2010-го, в Гватемале образовался еще один аналогичный провал (ширина 20 метров, глубина 90 метров), полностью разрушивший трехэтажное фабричное здание. В результате этого происшествия погибло уже 15 человек. Обе трагедии были вызваны комбинацией факторов: протекающая канализация и сильные дожди, спровоцировавшие наводнение, просто размыли вулканические и известняковые породы, на которых стоит город.

5. Эйн-Геди, Израиль.

Если в Гватемале дело ограничилось всего двумя провалами, то в израильском оазисе Эйн-Геди, расположенном на побережье Мертвого моря, счет им идет буквально на тысячи. Причиной их образования стало постоянное, продолжающееся и сегодня понижение уровня Мертвого моря.

Мертвое море - один из самых соленых водоемов планеты. При этом из-за все увеличивающегося разбора воды из питающей его реки Иордан уровень воды в море падает со скоростью около метра в год. Засоленная морем порода начинает активно размываться пресными грунтовыми водами, что, в свою очередь, приводит к формированию многочисленных и обширных пустот, обязательных предшественников провалов. Прогнозировать их появление чрезвычайно сложно, что ставит под серьезную угрозу туристический потенциал региона.

6. Тянкен Сяочжай, Китай.

Это глубочайший естественный провал Земли. Подземная река, протекающая в пещере Дифен в китайском муниципалитете Чунцин, со временем размыла образующие местные горы известняки. Итог был закономерен: получившаяся карстовая воронка имеет 662 метра в глубину и более полукилометра в ширину.

Спелеологи обнаружили ее относительно недавно, в 1994 году, после чего дыра получила прозвище «Небесная яма». Кроме туристов, яму облюбовали многочисленные растения и животные, в том числе и редкий дымчатый леопард.

7. Соликамск и Березники, Россия.

За тридцать лет, начиная с 1986 года, на территории и в ближайших окрестностях уральских городов Соликамск и Березники образовалось сразу шесть крупных провалов. С 1930-х годов здесь велась активная добыча калийных солей, в результате чего населенные пункты оказались окружены масштабными шахтными выработками. Более того, выросшие со временем города в конце концов заняли территорию над ними, и от обширных подземных пустот их отделяла лишь относительно тонкая, 250-350-метровая перемычка.

Соляная порода под землей продолжает растворяться грунтовыми водами. Этот процесс деформирует оставленные в выработках межшахтные перемычки, что в конечном итоге ведет к дестабилизации их конструкции, затоплению рудников, образованию трещин, техногенным землетрясениям. Провалы в Березниках и Соликамске продолжают увеличиваться, что уже привело к отселению целых городских районов на поверхности и закрытию ряда предприятий.

8. Сарисариньяма, Венесуэла.

Тепуи - это специфические столовые горы в Венесуэле, остатки древнего плато, изолированные от находящегося у их подножия остального мира. На их плоских вершинах особенный мир с эндемичными видами растений и животных, тысячелетиями развивавшимися по своему пути. Кроме этого обстоятельства, тепуи любопытны и многочисленными карстовыми воронками, крупнейшие из которых находятся на горе Сарисариньяма в венесуэльском штате Боливар.

Они образовались при обрушении сводов тоннелей подземных рек, буквально пронизывающих гору. Крупнейшими из четырех провалов на Сарисариньяме являются расположенные в 700 метрах друг от друга Сима Гумбольдт и Сима Мартел, уходящие вглубь тепуи на 300-350 метров. На их дне есть своя жизнь, включая даже крупные деревья, и эта жизнь была обособлена и от вершины плато, и от Большой Земли - уникальный микрокосм в микрокосме, вещь в себе, обнаруженная лишь в 1960-х годах.

Правообладатель иллюстрации Alamy

Случается, что земля неожиданно проваливается, унося дома, людей и автомобили. Возможно, существует способ предсказать возникновение подобных провалов - но почему же некоторым людям эта идея не нравится? – задается вопросом корреспондент .

Кошмар пришел неожиданно. Около 11-ти вечера 28 февраля 2013 года 37-летний Джефф Буш спал в своей постели в пригороде Тампы, что в американском штате Флорида, когда земля разверзлась и поглотила его. Услышав жуткий грохот, младший брат Джеффа Джереми бросился в спальню. "Все исчезло, - позже рассказал он CNN, - кровать моего брата, его шкаф, его телевизор. И сам мой брат тоже исчез". Джереми прыгнул в яму в отчаянной попытке отыскать брата. Но пол начал проваливаться дальше, в дыру посыпались новые обломки, и на выручку вовремя подоспелпомощник шерифа. Ему удалось вытащить наружу Джереми, а тело Джеффа так и не было найдено.

Джефф Буш сгинул в карстовой воронке. Подобные провалы грунта случаются регулярно по всему миру - к примеру, в конце февраля это произошло в Южной Корее, и двум пострадавшим удалось выжить - но есть районы, которые этому особенно подвержены в силу местной геологии. К ним относится и штат Флорида, где ежегодно возникают сотни новых воронок.

Должны ли мы рассматривать появление карстовых воронок как непредсказуемое природное явление, или же существует какой-то способ его прогнозировать? Возможно, в будущем многим людям удастся избежать печальной судьбы Джеффа Буша: геологи упорно работают над созданием карт особо опасных районов, а специалисты НАСА испытывают систему, которая теоретически должна распознавать места потенциального возникновения провалов. Логично было бы предположить, что такие инициативы должны встречаться местными жителями с бурным энтузиазмом, однако, как ни странно, некоторых из них не радует перспектива появления службы предсказания катастроф.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Такие провалы - для Флориды обычное дело

Клинт Кромхут, сотрудник Геологической службы Флориды в городе Таллахасси, любит говорить, что в этом штате с гарантией можно увидеть солнце, пляжи, ураганы... и карстовые воронки. "Провалы грунта - это повседневный элемент местной жизни", - замечает он.

Они образуются в местах, где грунтовые воды в течение сотен или тысяч лет подмывают растворимую водой породу, образуя пустоты под землей. Когда потолок такой замкнутой пещеры больше не может выдерживать веса грунта или строений, он проседает - или неожиданно проваливается.

Во Флориде эта опасность особенно велика, потому что штат лежит на гигантском плато известняка, сквозь который проходит водоносный горизонт. Вода постепенно размывает известняк.

Карстовые воронки - это естественный феномен, но деятельность человека может способствовать их появлению. К примеру, чрезмерно активное выкачивание подземных вод может лишить стены полости дополнительной поддержки и ускорить обрушение. Определенную роль играет и погода. При засухе уровень грунтовых вод падает, а при проливных дождях выпадают многие тонны воды, которые дают дополнительную нагрузку на своды карстовых пустот и часто приводят к многочисленным провалам.

Именно это и случилось во Флориде в июне 2012 года: тропический ураган Дебби пришел после нескольких месяцев засухи и оставил после себя сотни карстовых воронок. Ущерб был настолько серьезен, что чрезвычайные службы штата попросили Геологическую службу Флориды помочь им подготовиться к подобным сценариям в будущем.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption А вот что случилось со станцией метро в бразильском Сан-Паулу...

В результате Кромхут и его коллега Алан Бейкер в августе 2013 года получили миллион долларов на разработкукарты потенциальных карстовых провалов. Она базируется на статистической модели совокупности доказательств, в рамках которой данные об уже имеющихся провалах совмещаются с геологическими данными (толщина пласта известняка, состав наносных пород и т.д.), на основе чего рассчитывается вероятность возникновения воронки в том или ином месте. "Мы выезжаем на места для сбора информации по ряду геологических объектов, - поясняет Бейкер. - Потом мы вводим эти данные в нашу модель, достоверность которой мы проверяем путем исследования уже существующих воронок, и на выходе мы получаем научно обоснованный результат".

Осенью 2016 года, когда карта будет завершена, на ней будут разными цветами обозначены несколько категорий "провалоопасности", с точностью примерно до одного квадратного километра. Этого недостаточно для того, чтобы понять, может ли провалиться сквозь землю какое-то конкретное строение, однако карта позволит по крайней мере определить зоны риска, в которых, возможно, стоит провести более детальные геологические исследования.

"Наша главная задача - помочь департаменту чрезвычайных ситуаций подготовиться к сценарию, при котором тропический ураган оставляет после себя целую цепь воронок", - говорит Кромхут.

Но, конечно же, флоридские домовладельцы непременно захотят воспользоваться этой картой, чтобы хотя бы примерно определить, не стоят ли их жилища поверх карстовых пустот. И вот здесь начинают вырисовываться потенциальные сложности.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Гигантский провал грунта в Гватемале

С одной стороны, знать о возможной проблеме - явно в интересах домовладельцев, особенно если учесть, что есть компании, которые предлагают ее решение. К примеру, фирма GeoHazards Inc. из флоридского города Гейнсвилля может заполнить карстовую полость специальным составом. "Как дантист, ставящий пломбу в зуб", - поясняет Энтони Рандаццо, один из руководителей компании и почетный профессор геологии Флоридского университета.

Но это недешевая услуга, ее стоимость может достигать десятков тысяч долларов. И даже если принять такие меры, стоимость недвижимости все равно может резко упасть. В прошлом октябре, например, в интервью газетеTampa Bay Timesдомовладелица Джинни Стивенс из флоридского города Нью-Порт-Ричи сообщила, что она проделала все необходимые работы по починке ее поврежденного в результате провала дома, однако его стоимость все равно снизилась с 350 тысяч долларов до всего лишь 125 тысяч.

Флоридские округа Паско и Хиллсборо, а также район Эрнандо, нередко называют "долиной воронок". За последние годы там существенно выросли страховые премии. Осложнил ситуацию и принятый в 2011 году на уровне штата закон, направленный на борьбу с мошенническими заявлениями на получение страховых выплат: согласно ему, страховщики больше не обязаны проводить детальных геологических исследований. Кроме того, они не обязаны ничего выплачивать до тех пор, пока ущерб не начнет выражаться в "наклоне или искривлении" несущих стен, и не появятся признаки того, что дом "скорее всего, рухнет". "На этой стадии обычно поздно что-либо делать, - комментирует Рандаццо, - потому что домовладельцу уже все равно, заплатят ему или нет. Он просто хочет остаться в живых".

Осознание того факта, что вы, возможно, поселились на месте потенциального провала, может иметь и психологические последствия. "Жизнь в одном из таких домов как правило полна стресса и беспокойства, - констатирует Рандаццо. - Вы периодически слышите треск, скрежет и скрип, порой из стен вылезают гвозди. Вы осознаете, что дом стоит непрочно, и начинаете думать, что он может провалиться".

Поэтому некоторые жители Флориды не очень рады скорому появлению карты потенциальных карстовых воронок. Рандаццо добавляет: "Если эта карта не очень точная, то многие люди будут беспокоиться понапрасну".

Сверху виднее

Возможно, больше пользы принесло бы отслеживание карстовых пустот еще в процессе их формирования. Не исключено, что у НАСА есть способ это делать - из космоса, с помощью интерференционного радиолокатора с синтезированной апертурой (ИРСА), который может отмечать мелкие сдвиги в земных породах. Уже много лет специалисты лаборатории реактивного движения в Пасадене (штат Калифорния) с помощью ИРСА следят за побережьем Луизианы, которое постепенно погружается в Мексиканский залив.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Провал грунта в Чикаго: пострадали автомобили

Когда в местности Баю-Корн в августе 2012 года неожиданно образовалась гигантская карстовая воронка (в результате чего сотни жителей снялись с насиженных мест и переехали подальше), ученые решили проанализировать данные радиолокационных обследований этого района, сделанных до обрушения. Они заметили, что еще за месяц до возникновения провала почва горизонтально сдвинулась на 25 сантиметров по направлению к центру будущей воронки. Если следить за появлением аналогичных признаков в других районах, подверженных возникновению воронок, то возможно, удастся создать систему раннего предупреждения - чтобы местные жители имели возможность эвакуироваться до наступления катастрофы.

“Не все карстовые воронки вызывают деформацию почвы перед тем, как провалиться, так что наш метод - не панацея, - предупреждаетРон Блом, главный научный специалист лаборатории реактивного движения и один из авторов анализа обрушения в Баю-Корн. - Но, конечно, он может оказаться полезным в качестве одного из элементов системы мониторинга. Можно анализировать данные наблюдений ИРСА в районах, подверженных провалам, и если вдруг будет отмечено движение, нужно будет выехать на место и проверить, что там происходит".

Ни Блом, ни второй соавтор доклада Кэтлин Джонс, тоже работающая в лаборатории реактивного движения, не слышали о планах по внедрению подобной системы на территории США. Однако у Джонс создалось впечатление, что американские власти начинают все более серьезно относиться к проблеме карстовых воронок. По ее словам, вызвано это не тем, что провалы стали появляться чаще, а тем, что города постепенно разрастаются - поэтому новые воронки при возникновении все чаще наносят ущерб людям и их собственности.

Итак, домовладельцы в провалоопасных районах, пожалуй, имеют некоторые основания относиться с подозрением к прогнозированию карстовых воронок - хотя бы в целях сохранения собственного спокойствия и защиты вложенных в недвижимость средств. Другое дело те, кто только собирается начинать строительство. "Вот взять, к примеру, Национальный музей "Шевроле Корвет" в Кентукки [где в феврале 2014 года под землю провалились восемь редких музейных автомобилей], - замечает Блом. - Построили бы его на этом месте, если бы знали, что под ним находится большая карстовая пустота? Думаю, его создателям такая информация не помешала бы".