Самые приподнятые равнины имеют высоту более м. Из твёрдых материалов и горных пород состоит

Вопрос 1. Как обозначаются неровности земной поверхности на географической карте?

Для обозначения абсолютных высот на планах и картах используют горизонтали - условные линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Направление снижения склона показывают короткими черточками - бергштрихами. Абсолютные высоты вершин холмов или гор показываются на планах и картах цифрой с точкой. На физических географических картах для большей наглядности для обозначения высот и глубин применяют окраски интервалов между горизонталями. Для высот суши используют оттенки зеленого, желтого и коричневого цветов, для глубин океана - оттенки синего. Цвета, которыми обозначены глубины и высоты, размещают рядом с рамкой карты и называют шкала высот и глубин.

Вопрос 2. Что такое абсолютная высота?

Абсолютная высота - высота любой точки земной поверхности над уровнем океана.

Вопрос 3. Какие силы участвуют в процессах формирования неровностей земной поверхности?

На образование и развитие форм рельефа активно воздействуют две группы сил: одна - это внутренние силы Земли, основная причина возникновения которых обусловлена глубинными процессами нашей планеты, другая - внешние силы, возникающие под воздействием тепловой энергии Солнца.

Вопрос 4. Все ли неровности земной поверхности являются формами рельефа?

Да. Формы рельефа - конкретные неровности земной поверхности, представляющие собой поверхность, облегающую трёхмерное объёмное тело и состоящие из элементов рельефа или более простых форм рельефа. Формы рельефа могут быть простыми и сложными, положительными и отрицательными, открытыми и замкнутыми.

Вопрос 5. Что такое рельеф?

Рельеф - это все неровности земной поверхности, имеющие разные размеры, форму, происхождение и формирующиеся в результате одновременного действия внутренних и внешних сил. Неровности земной поверхности называются формами рельефа.

Вопрос 6. Дайте определения следующим понятиям: горы, равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье.

Горы - это высоко приподнятые формы рельефа, в пределах которых наблюдаются значительные перепады высот. Равнинами называют обширные участки поверхности Земли с небольшими перепадами высот (менее 200 м), то есть равные. Они могут отличаться по характеру поверхности, то есть быть плоскими и холмистыми. Самые низкие равнины называются низменностями. Более высокие равнины называются возвышенностями. Их высота над уровнем моря составляет от 200 до 500 м. Самые приподнятые равнины называются плоскогорьями.

Вопрос 7. Какие горы являются самыми высокими на Земле?

Самыми высокими горами на планете являются Гималаи, расположенные севернее полуострова Индостан. В этом огромном горном хребте 13 вершин имеют высоту более 8 км.

Вопрос 8. Что такое срединно-океанические хребты?

Срединно-океанические хребты – огромные и очень сложно устроенные горные хребты, тянущиеся на десятки тысяч километров.

Вопрос 9. Как влияют внутренние и внешние силы на формирование рельефа нашей планеты?

Внутренние и внешние силы медленно, но постоянно преобразуют рельеф планеты. Благодаря им образуются горы, равнины, низменности, возвышенности, плоскогорья.

Вопрос 10. Чем горы отличаются от равнин?

Горы – это огромные, сильно пересеченные участки земной поверхности, которые приподняты над прилегающей местностью. Равнины – это огромные, достаточно ровные участки земной поверхности, для которых характерно незначительное колебание относительных высот.

Вопрос 11. Почему рельеф дна океана отличается от рельефа поверхности суши?

Потому что дно океана меньше подвержено воздействию внешних сил, на его рельеф влияют в основном только глубинные силы.

Вопрос 12. Чем срединно-океанический хребет отличается от гор суши?

В горных хребтах суши нет рифтовых долин, как в океанических, так как они образовались главным образом в результате столкновения плит, а не их раздвижения. При таком столкновении осадочные слои сжимаются и в виде огромных складок выпучиваются вверх или прогибаются вниз, образуя горы и долины. По этой же причине горные хребты суши не рассечены трансформными разломами, как хребты океанические.

Вопрос 13. Используя физическую карту мира, выпишите названия форм рельефа, заполнив предложенную таблицу.

1. Отметьте характеристики земной коры красным карандашом, мантии - зелёным, ядра - синим.

2. Подпишите на рисунке 9 внутренние оболочки Земли и укажите, на какой глубине находятся границы между ними.


3. Из чего состоит земная кора? Дополните схему 4.


4. Выберите из списка самые распространённые в земной коре минералы и отметьте их знаком «+»


5. На схеме 5 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


6. Закончите предложения.
Из медленно остывающей на глубине магмы образуются глубинные магматические горные породы.
Из излившейся на земную поверхность лавы образуются излившиеся (вулканические) магматические горные породы.

7. Из списка (каменная соль, мрамор, песок, глина, гранит, известняк, мел, базальт, гипс) выберите:
а) глубинную магматическую горную породу:

гранит;
б) излившуюся (вулканическую) горную породу:
базальт.

8. Как различаются осадочные горные породы по происхождению? Дополните схему 6.


9. Из списка (гнейс, гранит, мрамор, песок, базальт, гипс, торф) выберите:
а) осадочную обломочную горную породу:

песок;
б) осадочную породу химического происхождения:
гипс;
в) осадочную породу органического происхождения:
торф.

10. Подчеркните название самой распространённой в земной коре метаморфической горной породы.

Песок, гравий, базальт, мел, мрамор, гранит, гнейс, уголь, каменная соль, гипс.

11. Заполните таблицу 5, выбрав из списка горные породы соответствующего происхождения: торф, гнейс, гранит, песчаник, уголь, гравий, базальт, щебень, мел, соли, песок, мрамор, известняк, гипс, галька, глина.


12. Как одни горные породы преобразуются в другие? Дополните схему 7.


13. Отметьте характеристики континентальной земной коры красным карандашом, океанической - синим.


14. На рисунке 10 обозначены виды земной коры (цифрами 1-2); слои земной коры обоих видов (цифрами 3-7); толщина земной коры (цифрами 8-10).


Определите и запишите, что обозначено каждой цифрой.
1. Океаническая земная кора.
2. Материковая земная кора.
3. Осадочный слой материковой земной коры.
4. Гранитный слой материковой земной коры.
5. Базальтовый слой материковой земной коры.
6. Базальтовый слой океанической земной коры.
7. Осадочный слой океанической земной коры.
8. Толщина океанической земной коры, составляющая 0,5-12 км.
9. Толщина материковой земной коры, составляющая 35-40 км.
10. Толщина литосферы, составляющая под океанами 50 км, на материках -200 км.
11. Толщина материковой земной коры под горами, составляющая 75 км.

15. Закончите предложение.
Литосфера - твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

16. Отметьте знаком «+» характеристики литосферы.


17. Закончите предложение.
Литосфера не монолитна, а разбита разломами на отдельные блоки, которые называются литосферными плитами.

18. Пользуясь рисунком 44 учебника, определите, какие семь самых больших литосферных плит Земли изображены на рисунке 11 цифрами 1-7. Обведите красным карандашом границы их раздвижения, а синим - столкновения.


1. Южно-Американская.
2. Африканская.
3. Евроазиатская.
4. Северо-Американская.
5. Тихоокеанская.
6. Индо-Австралийская
7. Антарктическая.

19. Закончите предложение.
Совокупность всех неровностей поверхности суши и дна морей и океанов называется рельефом.

20. Заполните таблицу 6.


21. Отметьте выпуклые формы рельефа красным карандашом, вогнутые - синим.


22. Как формы рельефа разделяют по размерам? Заполните таблицу 7.


23. Рассмотрите рисунок 12.


24. На схеме 8 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


25. На схеме 9 с помощью стрелок установите соответствие между абсолютными высотами и цветами послойной окраски. Раскрасьте рисунок соответствующими цветами.


26. Рассмотрите фрагмент карты на рисунке 13.


а) Закончите предложения.
Показанные на карте линии называются горизонталями. С помощью этих линий изображают рельеф местности.
б) Выпуклая или вогнутая форма рельефа изображена на карте?
Выпуклая.
в) Раскрасьте изображённую форму рельефа, применяя послойную окраску.

27. Заполните таблицу 8, выбрав из списка (материки, равнины суши и дна океанов, овраги, холмы, горные хребты, кочки, балки, межгорные впадины, впадины океанов) формы рельефа, созданные внутренними или внешними силами, действующими на Земле.


28. На какие виды в зависимости от направления разделяют медленные движения земной коры? Дополните схему 10.


29. На рисунке 14, а показано положение полуострова Индостан 70 млн лет назад, на рисунке 14, б - в настоящее время. Остров передвигался к берегам Евразии вместе с литосферной плитой со средней скоростью 9 см в год. Какова длина пройденного Индостаном пути?
Длина пути полуострова Индостан составляет

30. Рассмотрите рисунок 15 (а и б) и закончите предложения.


а) Горы на рисунке 15, а возникают в местах столкновения литосферных плит, а горы на рисунке 15, б - в местах их расхождения.
б) Горы на рисунке 15, а располагаются на суше и состоят из смятых в складки горных пород.
в) Горы на рисунке 15, б располагаются на дне океанов и состоят из магматических горных пород.

31. На плане (рис. 16) изображён рельеф приморской территории. Закрасьте голубым цветом часть местности, которую затопит море, если земная кора опустится на 6 м.


Землетрясения - это быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.

33. Перечислите виды залегания горных пород, изображённые на рисунке 17.


1. Смятие в складки
2. Сброс
3. Горст
4. Грабен

34. На схеме 11 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


35. Подпишите на рисунке 18 очаг и эпицентр землетрясения.

36. Почему районы часто повторяющихся землетрясений располагаются на Земле поясами?
Эти пояса – зоны столкновения литосферных плит.

37. Подпишите на рисунке 19 названия частей вулкана и вулканических выбросов (веществ).


38. На рисунке 20 представлены два типа извержений вулканов. Опишите их.


а) вулкан трещинного типа.
б) вулкан кратерного типа.

39. Почему горообразование, вулканизм и землетрясения происходят в одних и тех же районах?
Это границы столкновения литосферных плит.

40. Пользуясь текстом учебника и физической картой мира, приведите примеры крупных вулканов:
а) Средиземноморского пояса: Везувий, Этна, Эльбрус, Казбек, Арарат, Стромболи.
б) Тихоокеанского пояса: Ключевская Сопка, Фудзияма, Попокатепетль, Орисаба, Льюльяйльяко, Котопахи, Сан-Педро.

41. Под воздействием каких внутренних и внешних сил формируется рельеф Земли? Заполните таблицу 9.


42. Отметьте характеристики внутренних сил красным карандашом, внешних - синим.


43. Какие виды выветривания вы знаете? Дополните схему 12.


44. Закончите предложения.
Выветривание - это разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды.

45. Как воздействует выветривание на горные породы? Заполните таблицу 10.


46. Выберите правильный вариант ответа.
Сильно вытянутое понижение рельефа, образованное длительной работой реки, называется:
в) долиной;

47. Какова роль внешних сил в формировании рельефа? Заполните таблицу 11.

48. На Восточно-Европейской равнине нет ледников. Но многие возвышенности между параллелями 50 и 55° с. ш. состоят из ледниковых отложений (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Северные Увалы). Как они образовались?
В антропогенный период кайнозойской эры по этой территории проходил древний ледник, который и принёс большое количество отложений.

49.Выберите правильный вариант ответа.
Песчаные серповидные холмы, образующиеся в пустынях, называются:
в) барханами.

50. Определите, какие элементы строения горной страны изображены на рисунке 21 цифрами 1-4.


1. Горный хребет.
2. Вершина горы.
3. Межгорная долина.
4. Склон горы.

51.Самые длинные горы суши:
б) Анды;
Самые высокие горы суши:
б) Гималаи.

52.Как различаются горы по абсолютной высоте? Дополните схему 13.


53. На рисунке 22 изображены равнины, имеющие разную абсолютную высоту. Как они называются?


а) низменность;
б) возвышенность;
в) плоскогорье.

54. Выберите правильный вариант ответа.

Самыми крупными по площади низменностями являются:
г) Амазонская и Западно-Сибирская.

55. Выберите правильное утверждение.
б) Равнины занимают 60% площади суши, а горы - 40%.

56. Используя физическую карту мира, определите, какие формы рельефа дна океана обозначены на рисунке 23 цифрами 1-5. Запишите название каждой из них.


1. Северо-Атлантический хребет;
2. Южно-Атлантический хребет;
3 .Восточно-Тихоокеанское поднятие;
4. Западно-Индийский хребет;
5. Австрало-Антарктическое поднятие.

57. Выберите правильный вариант ответа.

Подводные горные цепи с океанической земной корой, образующие единую горную систему протяжённостью более 60 тыс. км, называются:
в) срединно-океаническими хребтами.

58. Отметьте знаком «+» характеристики срединно-океанических хребтов.


59.Выберите правильный вариант ответа.
Ложе океанов занимает от площади их дна около:
б) 50%.

60. Из каких форм рельефа состоит ложе океанов? Дополните схему 14.


61.Определите и запишите, какие формы рельефа дна Мирового океана изображены на рисунке 24 цифрами 1-5.


1. Шельф (материковая отмель).
2. Континентальный (материковый склон).
3. Ложе океана.
4. Срединно-океанический хребет.
5. Глубоководный желоб.

62. Вставьте в предложение вместо каждой цифры одно из слов, приведённых в списке под соответствующим номером, чтобы предложение получилось правильным по смыслу.
1. Короткие, длинные.
2. Узкие, широкие.
3. Поднятия, хребты, впадины.
4. 60 м, 600 м, 6000 м.
5. Раздвижения, столкновения.
Глубоководные желоба - это длинные и узкие океанические впадины с глубиной более 6000м, располагающиеся на границах столкновения литосферных плит.

63. Выберите правильный вариант ответа.
Самый глубокий желоб Земли:
в) Марианский.

64. Почему 80% населения Земли живёт на равнинах (до высоты 500 м) и только 1% - в горах на высоте более 2000 м?

На равнинах проще строить здания и дороги, вести сельское хозяйство.

65. Какие грозные природные явления, связанные с земной корой, происходят в горах?
Землетрясения и извержения вулканов, обвалы, оползни, грязекаменные потоки (сели).

66. Какой хозяйственной деятельностью занимается человек в горах? Как она меняется в зависимости от высоты гор? Опишите эту деятельность на схеме 15.


67. Какими способами добывают полезные ископаемые? Дополните схему 16.


68. Каково воздействие хозяйственной деятельности человека на земную кору? Заполните таблицу 12.

До сих пор вспоминаю с ужасом, как нам пришлось делать огроменный макет планеты для школьного концерта! Наша группа оформителей решила, что отличной идеей будет обклеить фитбол пластилином. В итоге его потребовалось столько, что мне по ночам снилась зелено-голубая планета и летающий над ней пластилин. Наша затея в итоге провалилась, но если бы макет был бы доделан – он бы был изображением земной поверхности. Правда, есть намного более подробные изображения.

Почему бы не делать подробными все изображения

Изображать планету или ее части бывает очень полезно. И в учебных целях, и для того, чтобы ориентироваться в пространстве, и даже просто для игр или театральных выступлений.


Логично, что изображения, сделанные с разными целями, будут отличаться. Ведь для того, чтобы построенная модель была полезной , она должна отображать только нужные свойства Земли. К примеру, представьте себе карту или глобус, которые по размеру будут примерно совпадать с реальным размером планеты – да, они будут более натуралистичны, конечно, но при этом абсолютно неудобны в использовании.

Потому, если вам нужна точность – надо отображать точно. Если важна форма – то тогда в приоритете будет передать ее. Сочетание всего и сразу только усложнит выбранную модель – и для производства, и для пользования.


Какие бывают изображения земной поверхности

В зависимости от разных целей, поверхность планеты изображают по-разному. Основные способы, которые имеют практическую ценность, такие:


План – это изображение небольшой в масштабах планеты местности. Какой-нибудь области, поселка и так далее. Да, его делают очень подробным – вплоть до отмечания деревьев и кустов. Но он соотносит размеры объектов только в пределах той территории, которая отмечена на плане. Да и все-таки она изображает на плоскости объемную Землю. Без погрешностей не обойтись – как и в случае с картой.


Глобус тоже не отображает форму планеты в точности. Да и сами объекты тоже.

Так что лучше всего понятно соотношение размеров участков земной поверхности именно на космическом изображении.


  • Низменность — равнина, поднимающаяся не выше 200 м над уровнем моря.
  • Возвышенности — это равнинные участки суши высотой от 200 до 500 метров над уровнем моря.
  • Плоскогорье — это равнина с плоской или слегка волнистой поверхностью, приподнятая над уровнем моря более чем на 500 метров.

Аккумуляция

Подъём морского дна

Изменение равнин под действием водных потоков

Так же, как и горы, равнины постепенно изменяются. Большую работу на них производят водные потоки, как постоянные (реки), так и временные, которые образуются на склонах после сильных дождей или во время весеннего таяния снега.

Каждый приток реки вырывает себе долину, по которой он течёт, каждый приток размывает берега, углубляет, хотя и медленно, своё русло. Особенно быстро процесс размывания идёт на возвышенностях и плоскогорьях, так как реки, берущие с них начало, имеют более стремительное течение.

Стекающая по поверхности вода смывает с полей верхний, пахотный слой почвы вместе с питательными веществами, кото-рые так необходимы растениям . Особенно быстро смыв идёт на крутых склонах, не покрытых растительностью; вот почему кру-тые склоны не распахивают. Склоны же, имеющие незначительный уклон, следует распахивать только поперёк. При поперечной распашке склона стекающая вода задерживается бороздами, впитывается в землю и не смывает почву. Таким образом, миллионы гектаров плодородной почвы сохраняются от размыва. Материал с сайта

Изменение равнин под влиянием ветра

Ветры, проносясь над равнинами, производят большую разрушительную работу. Бывает так, что ураганной силы ветры дуют над равнинами несколько суток подряд, не переставая. Начинается пыльная буря. За одну такую бурю ветер может снести слой почвы толщиной до 25 см, и плодородные до этого земли превращаются в бесплодные пустоши.

Уменьшают выдувание почв травяные полосы, которые создают через определённые промежутки на полях, а также лесные полосы.

Особенно большую работу производит ветер на равнинах, покрытых сыпучими песками, не скреплённых корнями расте-ний — дюнах и барханах. Открытое пространство песков никогда не бывает ровным.