С кем воюет армения. Война в нагорном карабахе может привести к столкновению держав

После распада СССР Армения, Азербайджан и самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика в основном получили каждый по «своей» части бывшей Советской армии, то есть взяли то, что находилось на их территориях.

Лишь некоторая часть достаточно мощной авиационной группировки, дислоцированной в Азербайджане, была перегнана в Россию.

Азербайджан после распада СССР получил 436 танков, 558 БМП, 389 БТР, 388 артсистем, 63 самолета, 8 вертолетов. Армения же на начало 1993 года имела лишь 77 танков, 150 БМП, 39 БТР, 160 артсистем, 3 самолета, 13 вертолетов. При этом, правда, вооруженные силы Нагорно-Карабахской Республики (НКР) стали «серой зоной». Карабах получил некоторую (хотя и небольшую) часть техники советской армии (бывший 366-й МСП), какое-то количество техники, которое учтено не было, ему передала Армения.

Несмотря на то, что численность ВС НКР была точно неизвестна, нет никаких сомнений в том, что к началу карабахской войны Азербайджан обладал весьма существенным превосходством над ВС Армении и Карабаха. Тем более, часть ВС Армении была задействована для охраны границы с Турцией, которая полностью поддержала Баку; лишь наличие на территории Армении российских войск предотвратило ее прямое вмешательство в конфликт.

Несмотря на превосходство, Азербайджан потерпел в этой войне тяжелое поражение. Под армянский контроль перешли не только почти вся территория бывшей НКАО (кроме незначительной ее части на севере), но и прилегающие к ней районы самого Азербайджана. Контролируемая карабахскими силами территория получилась очень компактной и удобной для обороны. За 15 лет, прошедших после прекращения активных боевых действий, граница этой территории (то есть, по сути, линия фронта) прекрасно укреплена, чему очень способствовал горный рельеф местности.

Стороны понесли в ходе войны начала 1990-х значительные потери. Армения признала потерю 52 танков Т-72, 54 БМП, 40 БТР, 6 орудий и минометов. Потери Карабаха, естественно, были неизвестны. Азербайджан потерял 186 танков (160 Т-72 и 26 Т-55), 111 БМП, 8 БТР, 7 САУ, 47 орудий и минометов, 5 РСЗО, 14-16 самолетов, 5-6 вертолетов. Кроме того, к него было списано поврежденной техники: 43 танка (в т.ч. 18 Т-72), 83 БМП, 31 БТР, 1 САУ, 42 орудия и миномета, 8 РСЗО.

При этом, правда, у армян были захвачены 23 Т-72, 14 БМП, 1 САУ, 8 орудий и минометов. С другой стороны, значительная часть потерянной Азербайджаном техники была захвачена армянскими силами либо в полной исправности, либо с незначительными повреждениями и вошла в состав ВС Армении и НКР.

За прошедшие годы ВС обеих стран значительно укрепились. При этом Ереван и Баку совершенно не скрывают того, что строят свои армии ради новой войны между собой.

Армения является членом ОДКБ и формально направила роту в состав КСОР. Однако из-за особенностей географического положения (Армения и Карабах, не имеющие выхода к морю и не граничащие с Россией, остаются в транспортной блокаде со стороны Азербайджана и Турции, почти нет транзита и через Грузию) реального участия в деятельности этой организации Ереван принимать не может. Фактическую связь с ОДКБ осуществляет российская 102-я военная база, на вооружении которой имеются, в частности, 18 истребителей МиГ-29 и зенитно-ракетная бригада с ЗРС С-300В. База осуществляет сдерживание в отношении Турции, не позволяя ей оказывать прямую военную помощь Азербайджану в случае почти неизбежного возобновления войны за Нагорный Карабах.

Что представляет собой армянская армия

Сухопутные войска Армении включают 5 армейских корпусов (в их составе 13 мотострелковых полков и несколько десятков батальонов различного типа), 5 мотострелковых, ракетная, артиллерийская, зенитно-ракетная, радиотехническая бригады, мотострелковый, самоходный артиллерийский, противотанковый артиллерийский, спецназа, связи, инженерно-саперный, МТО полки. Некоторые части и соединения дислоцированы на территории НКР и прилегающих азербайджанских районов, находящихся под армянским контролем.

На вооружении состоит 8 ПУ Р-17 (32 ракеты), не менее 2 ПУ «Точка», 110 танков (102 Т-72, 8 Т-55), около 200 БМП и БМД, более 120 БТР, не менее 40 САУ, не менее 150 буксируемых орудий, более 80 минометов, более 50 РСЗО (в т.ч. 4 WM-80: Армения - единственная в мире страна, кроме самого Китая, имеющая на вооружении эту китайскую РСЗО), до 70 ПТРК, свыше 300 средств ПВО (ЗРК, ПЗРК, ЗСУ).

Празднование Дня военного разведчика в Ереване, 5 ноября 2013 года. Фото: PanARMENIAN Photo / Hrant Khachatryan / AP

Размер сухопутных войск НКР известен оценочно. Наиболее часто используются цифры «316 танков, 324 ББМ, 322 артиллерийских установок калибром более 122 мм».

На вооружении ВВС и ПВО имеется 1 перехватчик МиГ-25, 15-16 штурмовиков Су-25 (в т.ч. 2 учебно-боевых Су-25УБ), примерно по 10-15 транспортных и учебных самолетов, 15-16 боевых вертолетов Ми-24, 7-12 многоцелевых Ми8/17. ЗРК - 54 ПУ «Круг», до 25 ПУ С-125 и С-75, 48 ПУ (4 дивизиона) С-300ПТ/ПС. В составе ВВС и ПВО НКР предположительно имеется по 1 дивизиону ЗРС С-300ПС и ЗРК Бук-М1, 2 штурмовика Су-25, 4 боевых вертолета Ми-24 и 5 других вертолетов.

Армения имеет немногим более 30 предприятий ВПК, которые производят различные приборы и оборудование, но не вооружение и технику в конечном виде. За постсоветский период здесь были созданы некоторые новые образцы стрелкового оружия, легкая система N-2 для стрельбы реактивными гранатами, а также беспилотник «Крунк». В целом же страна находится в полной зависимости от импорта вооружений.

На протяжении большей части постсоветского периода армянская армия, отлично подготовленная и высоко мотивированная, делила с белорусской армией звание лучшей в бывшем СССР. Однако в последнее время у нее возникли проблемы, аналогичные белорусским, связанные с нехваткой денег. Из-за этого практически не происходит обновления вооружения и техники. Принципиальная разница между Арменией и Белоруссией в том, что если для Белоруссии вероятность практической реализации внешней угрозы составляет менее 1%, то для Армении она превышает 90%.

Что представляет собой азербайджанская армия

ВС Азербайджана, которые и собираются реализовать эту угрозу, на сегодняшний день по темпам развития на постсоветском пространстве, пожалуй, могут соперничать даже с Россией (естественно, с учетом разницы масштабов), существенно превосходя остальные армии бывшего СССР. Огромные нефтяные доходы страны позволяют ее руководству всерьез рассчитывать на реванш.

Сухопутные войска Азербайджана, как и армянские, включают 5 армейских корпусов. В их составе - 22 мотострелковые бригады. Кроме того, имеются артиллерийская, противотанковая, РСЗО и инженерная бригады.

На вооружении сухопутных войск Азербайджана до нынешнего года имелся 381 танк (283 Т-72, 98 Т-55), около 300 БМП и БМД, более 300 БТР и бронеавтомобилей, более 120 САУ, около 300 буксируемых орудий, более 100 минометов, до 60 РСЗО (в том числе 12 «Смерч»).

На вооружении ВВС страны состоят 19 штурмовиков Су-25 и 15 истребителей МиГ-29. Кроме того, есть по 5 фронтовых бомбардировщиков Су-24, штурмовиков Су-17 и истребителей МиГ-21, а также 32 перехватчика МиГ-25, но статус этих самолетов неясен, поскольку они сильно устарели. Имеется также 40 учебных самолетов L-29 и L-39, которые можно использовать в качестве легких штурмовиков. Есть 26 боевых вертолетов Ми-24, поступают Ми-35М (будет 24), не менее 20 многоцелевых Ми-8/17.

Парад в честь Дня Вооруженных сил Азербайджана в Баку. Фото: Osman Karimov / AP

Наземная ПВО включает 2 дивизиона ЗРС С-300ПМ, а также ЗРК «Барак» (израильского производства), «Бук», С-200, С-125, «Куб», «Оса», «Стрела-10».

Благодаря высоким доходам от экспорта нефти Азербайджан пытается создавать свой ВПК при помощи таких стран, как Турция, Израиль, ЮАР, Украина, Белоруссия. Созданы собственные образцы стрелкового оружия, начато лицензионное производство турецких бронемашин и РСЗО, израильских беспилотников, южноафриканских бронетранспортеров. Сегодня азербайджанский ВПК по своим возможностям вошел в пятерку лучших на постсоветском пространстве, хотя после распада СССР его возможности были почти нулевыми.

Тем не менее главным источником получения вооружений для страны остается импорт. И в последние годы Азербайджан внезапно попал в число стран-лидеров по импорту военной техники из России. Началось все с поставки в 2006 году 62 подержанных танков Т-72 из наличия ВС РФ. А с 2009 года пошли массированные поставки новейших вооружений, изготовленных именно для Азербайджана. В числе этих поставок (некоторые еще только начаты) - 94 танка Т-90С, 100 БМП-3, 24 БТР-80А, 18 САУ 2С19 «Мста», 18 РСЗО «Смерч», 6 огнеметных РСЗО ТОС-1А, 2 дивизиона ЗРС С-300П, 24 ударных вертолета Ми-35М, 60 многоцелевых вертолетов Ми-17.

Список весьма внушительный. Особенно впечатляет такой эксклюзив, как ТОС-1А. Впрочем, Т-90С, «Смерч», Ми-35П тоже очень существенно усилят ударный потенциал азербайджанской армии.

Раньше основным поставщиком вооружений в Азербайджан была Украина. У нее Баку приобрел суммарно 200 танков, более 150 БМП и БТР, до 300 артсистем (в том числе 12 РСЗО «Смерч»), 16 истребителей МиГ-29, 12 ударных вертолетов Ми-24. Однако абсолютно вся эта техника была поставлена из наличия ВС Украины, т.е. была изготовлена еще в СССР. С определенного момента подобная техника перестала представлять для Азербайджана интерес, поскольку не обеспечивала качественного превосходства над Арменией. Поставлять же новую технику Киев просто не способен. В Таиланде, видимо, до сих пор верят, что получат полсотни уже оплаченных украинских танков «Оплот». Но Азербайджан к Украине географически и, главное, ментально, гораздо ближе. Поэтому в Баку уже понимают, что «Оплот», может быть, очень хороший танк, но организовать его серийное производство Украина не способна (точнее, способна, но такими низкими темпами, что это теряет смысл).

Новые украинские БТР-3 Азербайджан даже сгоряча купил, но, получив 3 единицы, одумался и закупки прекратил. Зато у «Уралвагонзавода» нет проблем с серийным производством Т-90С. Темпы хоть и не советские, но вполне приемлемые. И «Смерч» лучше получить новый с «Мотовилихинских заводов», чем 25-летний с украинских складов. Вот Азербайджан и сделал выбор.

У России в регионе - коммерческий интерес

Россия тоже сделала выбор чисто коммерческого характера. Баку платит деньги, а Ереван - нет. Поэтому новейшую технику получает Азербайджан, а не Армения.

В целом суммарный потенциал ВС Армении и НКР с учетом имеющихся укреплений и высоких боевых качеств личного состава пока обеспечивает отражение удара со стороны ВС Азербайджана (если Россия гарантирует невмешательство Турции). Однако тенденции не являются благоприятными для армянской стороны из-за гораздо более высоких экономических возможностей Азербайджана. Последний уже сейчас имеет подавляющее превосходство в воздухе, что пока компенсируется сильной наземной ПВО Армении и Карабаха. Российские поставки обеспечат существенное превосходство и на суше. В частности, ТОС-1 и «Смерч» очень пригодятся для взлома оборонительных укреплений армян в Карабахе.

Как было сказано выше, Армения является членом ОДКБ, то есть Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан обязаны в случае войны (по крайней мере, если ее начнет Азербайджан) прийти ей на помощь. Правда, нет почти никаких сомнений в том, что в реальности этого не случится. Москва из-за нефтегазовых проблем, не позволяющих ей всерьез ссориться с Баку (ведь, как уже упоминалось, она даже поставляет Азербайджану наступательные вооружения в весьма значительных количествах), и вообще из-за нежелания ввязываться в серьезную войну найдет себе «отмазку»: Азербайджан ведь атакует не саму Армению, а НКР, которая никем не признана и в ОДКБ не входит. При этом «забудется» тот факт, что совершенно аналогичное поведение Грузии в 2008 году - атаку на никем не признанную Южную Осетию - Москва объявила вероломной агрессией. Представление же о том, что на помощь Армении придут другие страны ОДКБ, настолько абсурдно, что нет смысла даже обсуждать этот вопрос.

С другой стороны, Турция тоже не рискнет воевать из-за риска прямого военного столкновения с Россией (в лице ее группировки в Армении), хотя может организовать какую-нибудь демонстрацию силы у армянской границы.

Иран во время предыдущей армяно-азербайджанской войны очень ясно показал, какой химерой является «исламская солидарность», поддержав не мусульманский (более того - шиитский) Азербайджан, а православную Армению. Это объяснялось крайне плохими на тот момент отношениями Ирана с Турцией - главным покровителем Баку. Сейчас ирано-турецкие и ирано-азербайджанские отношения заметно улучшились, но и ирано-армянские ничуть не ухудшились. Нет оснований сомневаться в том, что Иран сохранит нейтралитет, может быть, лишь более сбалансированный, чем в начале 90-х.

Запад промолчит

Что касается Запада, то на его позицию будут действовать два противоположных фактора - мощная армянская диаспора (особенно в США и Франции) и исключительная важность Азербайджана для многочисленных нефтегазовых проектов, альтернативных российским. Впрочем, военное вмешательство в карабахскую войну со стороны США, не говоря уж о европейских странах, в любом случае исключено. Запад будет лишь яростно требовать от Еревана и Баку как можно скорее прекратить войну. Как, кстати, и Россия.

В связи с этим нельзя не отметить, что положение Еревана абсолютно безвыходно. Он может сколько угодно обижаться на Москву, продающую новейшее вооружение Баку, но «поменять лагерь» не имеет возможности. Россия почти наверняка останется нейтральной, если Азербайджан попытается вернуть Карабах, но с вероятностью, близкой к 100%, вмешается, если под ударом окажется территория собственно Армении (независимо от того, кто этот удар нанесет - Азербайджан или Турция). Получить же прямую военную помощь от НАТО у Армении нет ни единого шанса ни при каком развитии событий, причем совершенно независимо от глубины «прогиба» перед альянсом. Правда, не исключено, что это еще не все понимают и уроки августовской войны 2008 года (то есть печальная судьба Грузии) далеко не всеми усвоены. Тем не менее реальность именно такова.

Время работает на Азербайджан

В связи с этим нельзя не прокомментировать слова командира 102-й военной базы РФ в Армении полковника Андрея Рузинского, сказанные им месяц назад в интервью «Красной звезде»: «В случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путем военная база может вступить в вооруженный конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности». Эта реплика вызвала сильнейший резонанс как в Баку, так и в Ереване. Между тем, офицер ничего другого сказать и не мог: военная база может вступить в конфликт. Если поступит приказ из Москвы - вступит, не поступит - не вступит. Вообще, слова эти правильнее всего понять так: Россия выполнит свои обязательства в рамах ОДКБ, если Азербайджан затронет территорию самой Армении. В чем никто особо и не сомневался.

Таким образом, как и полтора десятилетия назад, если война начнется, то она почти наверняка будет идти только между Азербайджаном с одной стороны и Арменией и НКР - с другой. У Азербайджана пока недостаточно сил для того, чтобы гарантировать себе победу. Тем не менее время однозначно работает на него. И именно поэтому война в данный момент выгоднее армянам. Пока силы сторон сопоставимы, они, начав войну первыми, могут рассчитывать на победу, т.е. на очень значительное ослабление военного потенциала Азербайджана. Который тому потом пришлось бы восстанавливать минимум лет 15-20.

Впрочем, у такого варианта есть большие минусы. Во-первых, никакого численного превосходства армянская сторона не имеет, поэтому добиться решительного успеха может лишь в случае достижения полной внезапности, обеспечить которую практически невозможно. Во-вторых, очень тяжелыми для армян будут политические последствия, ведь они окажутся агрессорами, атакующими территорию, которая с любой точки зрения принадлежит Азербайджану. В итоге армяне лишатся политической поддержки не только Ирана, но и, почти наверняка, России и Запада и окажутся перед угрозой прямого вмешательства Турции.

Поэтому самый выгодный для Армении и НКР вариант - каким-то образом спровоцировать Азербайджан напасть первым, причем как можно скорее. Тем более, у Баку ведь очень «чешутся руки», из-за чего вполне может показаться, что сил для победы достаточно уже сейчас. А поскольку их пока недостаточно, то армяне, находясь в выгодном с военной точки зрения положении обороняющихся на прекрасно оборудованной, подготовленной и давно изученной позиции, сумеют решить главную задачу войны - выбьют наступательный потенциал Азербайджана. К тому же второе поражение качественно ухудшит политические позиции Баку в борьбе за Карабах. НКР тогда станет из совсем непризнанной частично признанной страной: как минимум, ее признает сама Армения.

Таким образом, происходит балансирование на грани войны, которая рано или поздно начнется. Но армянская сторона начать войну не решается, что психологически и политически вполне понятно. Через некоторое (причем недолгое) время возможность будет окончательно упущена, после чего инициатива полностью перейдет к азербайджанской стороне. И единственный вариант для Еревана - срочно изыскивать деньги на вооружение.

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года - с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась . "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался", - объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны".

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных - со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия .

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля - начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

Обострение конфликта

В ноябре 2014 годаотношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Азербайджан заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжит поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

Эта публикация как и многие основана на конкретных фактах, на анализе по фактам и на мнении профессионала. В принципе таких анализов много. Но ради последнего абзаца, стоит прочесть публикацию целиком, хотя с мнением автора можно и поспорить, например в том плане, что министр Обороны Армении не раз говорил, что вмешательство третьей стороны не потребуется.

Во первых, армия обороны Армении сама в состоянии решить как вопрос обороны, так и вопрос продуктивного контрнаступления, о чем ярко свидетельствуют события прошедшего дня. Во вторых армяне мудры и прекрасно знают, что у третьей стороны свои интересы, а это накладно по той простой причине, что на небольшой территории страны мало места для нескольких интересов.

Перейдем к итогам политолога и постараемся дочитать до кульминационного конца публикации.

Предварительные итоги

К концу 2 апреля 2016 года - дня, который стал на данный момент самым кровавым для Азербайджано-Карабахского конфликта с 1994 года (12 мая 1994 года официально вступило в силу бессрочное соглашение о прекращении огня, подписанное представителями Армении, Карабаха и Азербайджана), можно попробовать подвести некоторые итоги произошедшего.

Первые сообщения о масштабном наступлении азербайджанский войск почти по всей протяженности линии соприкосновения Армии обороны Нагорного Карабаха (АО НКР) и Азербайджана появились примерно в 8 утра, и были распространены пресс-службой министерства обороны Армении.

Азербайджанское военное ведомство впервые заявило о происходящем более чем через 3 часа, при этом традиционно переложив всю ответственность на армян, которые, якобы, первыми начали обстрелы азербайджанских населённых пунктов.

Заметно обесценили все азербайджанские заявления история со сбитым вертолётом и беспилотником - сначала Баку как мог открещивался от этих потерь, но позже, видимо осознав, что скоро будут распространены фотографии уничтоженного Ми-24 (а он упал на территории Нагорного Карабаха), признал потерю винтокрылой машины, одного танка и 12 военных.

Потеря беспилотника так и не была признана, хотя министерство обороны Армении почти сразу же выставило несколько фотографий вражеского «шпиона» - БПЛА оказался израильского производства (что подтверждает, что он был из состава ВС Азербайджана - армянские и карабахские силы применяют беспилотники собственного производства) модели ThunderB, с некоторыми модификациями.

Что касается достоверности приведённого числа погибших - оно, судя по всему, не отражает действительности: имеются фото с БПЛА, где видно минимум 10 убитых азербайджанских военных лежат на нейтральной полосе, ещё три тела были запечатлены на одной из видеозаписей о происходящем, кроме того, трое погибло в сбитом вертолёте. В сумме это уже 16 человек.

Армянская же сторона официально потеряла 18 человек, 35 было ранено. В азербайджанских источниках и группах в социальных сетях появилась фотография лишь с одним погибшим, точнее с его головой.

На данный момент, уровень интенсивности боевых действий, судя по всему падает - об этом заявили в министерстве обороны Азербайджана. Однако незадолго до этого появилась информация из АО НКР о том, что азербайджанское подразделение с 5 танками попало в окружение и ведутся мероприятия по захвату или уничтожению машин. Достоверность этих слухов мы узнаем в ближайшее время.

Одно можно сказать уже точно - авантюрная попытка Баку воспользоваться фактором неожиданности и захватить сколь-нибудь значимые территории провалилась.

О том, что наступали именно азербайджанцы свидетельствует несколько фактов - замалчивание происходящего в течение 3 часов, наличие большого количества убитых азербайджанских военнослужащих на территории Карабаха и упавший на территории НКР вертолёт. Кстати, судя по фото и видеозаписям обломков вертолёта, он очень напоминает модификацию Ми-24G, которую совместно проводят ЮАР и Украина (она поставлялась ранее Баку).

Причины могли быть самыми разными (а точнее, все они работают одновременно) - от желания повысить рейтинг властей при падении благосостояния (в связи с падением цен на нефть и девальвацией маната), до турецкого влияния (Анкара была бы очень не прочь отвлечь РФ от Сирии, чтобы реализовать свои пошатнувшиеся амбиции).

Что касается перспектив - они две. Первый, и более вероятный вариант - произошедшее станет самой крупной военной провокацией с 1994 года. Однако такие провокации не могут продолжаться бесконечно - за последние два года был уже не один и не два реальных повода для начала полномасштабной войны. Второй - переход в полномасштабную войну.

Этот вариант был бы вероятнее, если бы сегодня Азербайджан добился бы военных успехов. Такой сценарий уничтожит экономику обеих стран, отнимет жизни десятков тысяч и может даже не привести к победе сторон. Этот вариант развития событий станет вызовом и для РФ, которая имеет как двухсторонние договоры с Арменией о взаимопомощи, так и обязанности по блоку ОДКБ.

Ограничить полномасштабную войну одним лишь Карабахом практически невозможно - это даст армянским войскам слишком большое преимущество и оперативный простор, поэтому «отмахнуться» и не вмешаться никак Москве будет сложно.

И тут самое интересное - воевать придётся со своей же техникой, которую РФ недальновидно поставила Баку на сумму более $3 млрд.

Конфликт в Нагорном Карабахе был порожден тем фактом, что этот населенный по большей части армянами регион в силу некоторых исторических причин оказался в составе Азербайджана. Неудивительно, что, как и во многих подобных случаях, руководство Азербайджанской ССР предпринимало известные меры для того, чтобы изменить этническую карту этого района

В 1980-е годы армянская сторона стала все чаще обвинять власти Азербайджана в «целенаправленной политике дискриминации и вытеснения», утверждая, что Баку намерен совершенно вытеснить армян из Нагорного Карабаха по образцу того, как это было проделано в Нахтеванской АССР. Между тем из 162 тысяч человек, проживавших в Нагорно-Карабахской области, армян было 123 100 жителей (75,9 %), а азербайджанцев - лишь 37 300 (22,9 %).

С началом так называемой «перестройки» вопрос о Нагорном Карабахе еще более обострился. Волна индивидуальных и коллективных писем от армян с требованием воссоединения Карабаха с Арменией захлестнула Кремль. В самом Карабахе со второй половины 1981 года активно проводилась кампания по сбору подписей за присоединение области к Армении.

В конце 1987 года в селе Чардахлы к северо-западу от ИКАО милиция, руководимая лично первым секретарем Шамхорского райкома М. Асадовым, учинила массовое избиение армян, протестующих против замены директора совхоза-армянина азербайджанцем. Известие об этом инциденте вызвало всеобщее возмущение в Армении.

В то же время (с ноября 1987 до января 1988 г.) ряд азербайджанских жителей Кафанского района Армянской ССР одновременно выехали в Азербайджан. Согласно азербайджанским данным причиной этого было давление, которое оказывали на этих жителей армянские экстремисты с целью выдавливания азербайджанского населения из района. Другие источники утверждают, что первые межнациональные столкновения в Армении произошли в ноябре 1988 года, в данном же случае бегство было вызвано распущенными с провокационными целями слухами. Действительно, в ряде случаев на митингах под видом беженцев из Кафана выступали явные провокаторы.

Ситуацию усугубило высказывание экономического советника Горбачева Абела Аганбегяна о необходимости передачи Карабаха Армении. Армяне восприняли это как сигнал, что идея пользуется поддержкой у высшего руководства СССР. К концу года неформальный референдум о воссоединении с Арменией дал уже 80 тысяч подписей. В декабре - январе эти петиции с подписями были вручены представителям ЦК КПСС и Верховного Совета СССР.

13 февраля 1988 года в Степанакерте состоялся первый митинг с требованием передачи Нагорно-Карабахской автономной области Армении. Спустя неделю митинговали уже тысячи человек. 20 февраля Народный Совет депутатов НКАО принял постановление (в форме обращения к Верховным советам СССР, Армении и Азербайджана) с просьбой об объединении области с Арменией. Это вызвало негодование азербайджанцев. С этого момента события отчетливо приобрели характер этнополитического конфликта. Азербайджанское население Нагорного Карабаха начало объединяться под лозунгами «наведения порядка».

22 февраля под Аскераном, на шоссе Степанакерт - Агдам, произошло столкновение между армянами и двигавшейся в Степанакерт толпой азербайджанцев. В ходе этого столкновения, которое стоило армянам примерно 50 раненых, были убиты двое азербайджанцев. Первый был убит азербайджанским милиционером, второго сразил выстрел из охотничьего ружья одного из армян. Это вызвало массовые демонстрации в Ереване. Число митингующих к концу дня достигло 45–50 тысяч человек. В эфире программы «Время» решение областного совета НКАО было названо инспирированным «экстремистскими и националистически настроенными лицами». Такая реакция центральных средств массовой информации лишь усилила негодование армянской стороны. 26 февраля 1988 года митинг в столице Армении собрал почти 1 миллион человек. В тот же день начинаются первые митинги в Сумгаите (в 25 км к северу от Баку).

27 февраля 1988 года, выступая по Центральному телевидению СССР, заместитель Генерального прокурора А.Ф. Катусев (находящийся тогда в Баку) упомянул о национальности убитых в столкновениях под Аскераном. В последующие часы в Сумгаите начался армянский погром, продлившийся три дня. Точные цифры погибших спорны. Официальное расследование сообщило о 32 убитых - 6 азербайджанцев и 26 армян. Армянские источники указывают на то, что эти данные были многократно занижены. Сотни человек были ранены, огромное количество подверглось насилию, пыткам и издевательствам, многие тысячи стали беженцами. Своевременного расследования причин и обстоятельств погромов, установления и наказания провокаторов и непосредственных участников преступлений не было проведено, что, несомненно, привело к эскалации конфликта. На судебных процессах убийства квалифицировались как убийства из хулиганских побуждений. Государственный обвинитель В.Д. Козловский заявил, что наравне с армянами в Сумгаите пострадали и представители других национальностей. По делу было осуждено около восьмидесяти человек. Один из осужденных, Ахмед Ахмедов, был приговорен к смертной казни.

Сумгаитский погром вызвал бурную реакцию армянской общественности: в Армении начались митинги, на которых звучали требования в должной мере осудить погромы в Сумгаите и опубликовать полный список жертв, а также принять решение о воссоединении НКАО и Армянской ССР.

Московские армяне активно поддержали решение соотечественников об отделении от Азербайджана и на армянском кладбище возле церкви «Сурб Арутюн» стали проходить еженедельные организованные митинги с требованием удовлетворить просьбу карабахских земляков и привлечь к ответственности организаторов сумгаитской трагедии.

Осенью 1988 года возобновились нападения на армян в Азербайджане, сопровождавшиеся их изгнанием в Армению. Наиболее крупные армянские погромы произошли в Баку, Кировабаде (Гяндже), Шемахе, Шамхоре, Мингечауре, Нахичеванской АССР. Аналогичным нападениям и насильственным депортациям подверглись и азербайджанцы, проживавшие в Армении (было убито 216 азербайджанцев, включая 57 женщин, 5 младенцев и 18 детей разного возраста; по армянским источникам, число убитых азербайджанцев не превысило 25 человек).

В результате погромов к началу 1989 года из Армении бежали все азербайджанцы и значительная часть курдов, из Азербайджана - все армяне, кроме проживавших в Нагорном Карабахе и отчасти в Баку. В НКАО с лета происходили постоянные вооруженные столкновения, а власти области отказались подчиняться Азербайджану. Была создана неформальная организация - так называемый комитет «Крунк», который возглавил директор Степанакертского комбината стройматериалов Аркадий Манучаров. Его заявленные цели - изучение истории края, его связей с Арменией, восстановление памятников старины. На деле комитет взял на себя функции организатора массовых акций. В Степанакерте прекратили работу почти все предприятия, каждый день проводились шествия по улицам города и массовые митинги. Из Армении в Карабах ежедневно приезжали сотни людей. Между Степанакертом и Ереваном был организован воздушный мост, а число авиарейсов порой доходило до 4–8 в день.

12 июля областной Совет принял постановление о выходе из состава Азербайджанской ССР. В январе 1989 года Москва частично вывела НКАО из-под управления Азербайджана, введя там режим чрезвычайного положения и создав Комитет особого управления во главе с А.И. Вольским. В Ереване были арестованы члены «Комитета Карабах» во главе с будущим президентом Армении Левоном Тер-Петросяном.

28 ноября 1989 года Карабах был возвращен под фактическую власть Азербайджана: вместо Комитета особого управления был создан Организационный комитет, подчиненный ЦК Компартии Азербайджана. Оргкомитету была подчинена комендатура района чрезвычайного положения. Со своей стороны, 1 декабря 1989 года объединенная сессия армянского Верховного Совета и областного совета НКАО провозгласила объединение Нагорного Карабаха с Арменией.

15 января 1990 года было введено чрезвычайное положение. В Нагорный Карабах и Шаумяновский район были введены части внутренних войск. С этого момента, по утверждениям армян, их положение резко ухудшилось, так как режим чрезвычайного положения осуществляли также и азербайджанские формирования, сознательно стремившиеся сделать жизнь армян в НКАО невыносимой. Однако боевым столкновениям чрезвычайное положение не мешало: за это время армянские боевики провели свыше 200 операций.

На армяно-азербайджанской границе фактически начались боевые действия. Так, по армянским данным, к июню 1990 года численность «фидаинов» на территории Армении составляла около 10 тысяч человек. На их вооружении находились до 20 единиц бронетехники (БТР и БРДМ), около 100 ракетных установок, несколько десятков минометов, более 10 вертолетов.

Кроме того, в Армении был сформирован полк спецназа МВД (сначала 400 бойцов, в дальнейшем разросся до 2700). Сопоставимыми силами располагали и азербайджанские формирования, организовавшиеся прежде всего так называемым Народным фронтом Азербайджана (НФА).

В середине января 1990 года азербайджанские экстремисты устроили в Баку новые погромы остававшихся армян (к этому времени их осталось около 35 тысяч человек). Москва не реагировала несколько дней, пока не возникла угроза органам власти. Лишь после этого части армии и внутренних войск жестко подавили НФА. Эта акция привела к многочисленным жертвам среди гражданского населения Баку, пытавшегося помешать вводу войск.

В апреле - августе 1991 года части Советской Армии совместно с азербайджанским ОМОНом проводили акции по разоружению карабахских селений и насильственной депортации их жителей в Армению (операция «Кольцо»). Таким образом было депортировано 24 деревни. Однако после 22 августа всякое воздействие Москвы на события в Карабахе прекратилось. Карабахские армяне, создавшие собственные «отряды самообороны», и Азербайджан, имевший в тот момент в своем распоряжении лишь милицию и ОМОН, оказались один на один друг против друга. 2 сентября 1991 года карабахские армяне провозгласили создание Нагорно-Карабахской Республики (в составе СССР). В ноябре 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял постановление о ликвидации автономии НКАО. Со своей стороны, армяне провели 10 декабря референдум о независимости и официально провозгласили создание независимого государства. Началась война, впоследствии переросшая в войну между Азербайджаном и Арменией.

К концу 1991 года армяне в Карабахе имели до 6 тысяч бойцов (из них 3500 местных, остальные - «фидаины» из Армении), сведенных в «Силы самообороны НКР» (впоследствии «Армия обороны НКР») и подчиненных Комитету обороны. Эти силы значительно пополнили свои арсеналы за счет имущества выводимого 88-го полка внутренних войск МВД СССР и остававшегося некоторое время в Карабахе 366 мотострелкового полка.

1 января 1992 года Агдамский батальон под командованием Якуба Рзаева в сопровождении шести танков и четырех БТР атаковал армянское село Храморт Аскеранского района. Впоследствии на этом направлении с азербайджанской стороны действовали отряды самообороны. 13 января при обстреле города Шаумяновска азербайджанцы впервые применили реактивную установку залпового огня «Град».

25 января армяне перешли в наступление и захватили базу ОМОНа в пригороде Степанакерта Кяркиджахане, а затем (в первой половине февраля) - практически все этнически азербайджанские населенные пункты на территории Нагорного Карабаха. Опорными пунктами азербайджанцев оставались только поселок городского типа Ходжалы (где находился единственный аэродром) и Шуша, откуда велся интенсивный обстрел Степанакерта (с применением установок «Град»).

В ночь на 26 февраля 1992 года армяне захватили Ходжалы, после чего убили 485 азербайджанцев (в том числе более сотни женщин и детей), уходивших по предоставленному карабахским руководством «гуманитарному коридору». Попытка азербайджанской стороны в начале марта перейти в наступление (на Аскеран) и отбить Ходжалы не увенчалась успехом. 10 апреля азербайджанский ОМОН (батальон «Гуртулуш» под командованием Шахина Тагиева) ворвался в армянское село Марага и устроил там бойню, в результате которой было различным образом (вплоть до распиливания заживо) умерщвлено 57 жителей и еще 45 угнано в заложники.

Успехи армян вызвали политический кризис в Азербайджане, который в свою очередь способствовал дальнейшим успехам армян: после нескольких атак 8–9 мая была взята Шуша, и вся территория НКР (бывшая ИКАО и Шаумяновский район) оказалась под контролем армян. Армянские силы были брошены на Лачин, отделявший НКР от Армении; к 18 мая благодаря двойному удару со стороны НКР и Гориса (Армения) Лачин был занят, и между Арменией и НКР установилась прямая связь. Армяне считали войну в основном законченной. С их точки зрения, оставалось только захватить несколько армянских сел Ханларского района (зачищенных во время «операции Кольцо»). Для планируемого наступления на северном направлении начали снимать минные поля.

Однако новое правительство Азербайджана во главе с А. Эльчибеем стремилось во что бы то ни стало вернуть Карабах. Начавшийся в тот момент раздел имущества Советской Армии предоставил азербайджанской стороне большое количество вооружения, обеспечив военное превосходство над армянами. Согласно армянским оценкам в Карабахе у армян было 8 тысяч человек (из них 4,5 тысячи карабахцев), 150 единиц бронетехники (в том числе 30 танков) и около 60 единиц артиллерийско-минометных систем. Со своей стороны, Азербайджан сосредоточил на карабахском направлении 35 тысяч человек, около тысячи единиц бронетехники (в том числе более 300 танков), 550 единиц артиллерии, 53 самолета и 37 вертолетов.

12 июня азербайджанцы неожиданно для армян начали наступление на северном направлении (на Шаумяновский район). Район был занят в течение двух дней. Согласно армянским данным 18 тысяч человек превратились в беженцев, 405 человек (в основном женщины, дети и старики) пропали без вести. После овладения Шаумяновским районом азербайджанская армия, перегруппировавшись, нанесла удар на Мардакерт и 4 июля заняла его. Заняв значительную часть Мардакертского района, азербайджанцы вышли к Сарсангскому водохранилищу, где к 9 июля после месячного наступления фронт стабилизировался. 15 июля армяне перешли в контрнаступление и вышли к пригородам Мардакерта, но затем вновь были отброшены азербайджанцами, которые в начале сентября дошли до реки Хачен, взяв под контроль до трети территории Нагорно-Карабахской Республики.

12 августа в Карабахе было объявлено чрезвычайное положение и всеобщая мобилизация граждан в возрасте от 18 до 45 лет. В республику спешно перебрасывались подкрепления из Армении.

18 сентября азербайджанцы начали новое наступление, нанеся сразу три удара: в направлении на Лачин, на райцентр Мартуни (на юге) и на Шушу (через Карабахский хребет, силами воздушного десанта и горных стрелков). Лачинское направление было основным, а коридор - главной целью азербайджанцев. Азербайджанцы приблизились вплотную к Лачину (на расстояние 12 км) и Мартуни, но поставленных целей не добились. К 21 сентября их наступление выдохлось, и перешедшие в контрнаступление армяне отбросили их на исходные позиции.

К этому времени Армения завершила вооружение и формирование национальной армии, значительные силы которой были переброшены в Карабах. К концу года армянские силы в Карабахе насчитывали 18 тысяч человек, из них 12 тысяч карабахцев. Они имели 100 танков и 190 единиц бронетехники.

15 января 1993 года Азербайджан начал новое наступление на северном фронте (в направлении Чалдырана), пытаясь создать плацдарм для наступления на Степанакерт. Идея состояла в том, чтобы, сковав силы армян на Мардакертском направлении, отсечь их ударом от Агдама. Однако наступление завершилось провалом. Это предвосхитило весенне-летние поражения азербайджанской армии.

5 февраля армяне, измотав азербайджанцев оборонительными боями, перешли в наступление и нанесли удар на Чалдаран (Мардакертское направление), который и был ими занят в тот же день. К 8 февраля азербайджанцы были отброшены на 10 км. К 25 февраля армяне полностью овладели Сарсангским водохранилищем и взяли под контроль участок дорога Мардакерт - Кельбаджар, прервав таким образом связь Кельбаджарского района с остальным Азербайджаном. Попытки продвинуться далее и отбить Мардакерт не удались.

Армянское наступление поставило в безнадежное положение Кельбаджарский район, который оказался в полублокаде между Арменией, НКР и занесенными снегом горными перевалами. 27 марта армяне начали операцию по овладению Кельбаджаром. Удары наносились с трех сторон: с территории Армении, Карабаха и из Лачина. В течение 72 часов после начала наступления армяне заняли райцентр. Население было эвакуировано вертолетами или ушло через горные перевалы, претерпев массу лишений. Азербайджанские части также отступили через перевалы, бросив застрявшую в снегу технику. Овладение Кельбаджаром значительно улучшило стратегическое положение армян, сократив линию фронта, ликвидировав угрозу Лачину с севера и установив вместо «коридора» прочную связь между НКР и Арменией.

В Азербайджане поражения вызвали новый политический кризис, в июне приведший к падению Эльчибея и правительства НФА и замене его Гейдаром Алиевым. Армяне же стремились развить успех. 12 июня, в годовщину азербайджанского наступления, они начали массированное наступление на направлениях Агдам и Мардакерт. На Агдамском направлении они сумели достичь лишь незначительного успеха. Зато, перебросив основные силы на северный фронт, 26 июня они вернули Мардакерт.

После этого армянские вооруженные силы вновь были переброшены на Агдамское направление и после 42 суток боев в ночь на 24 июля овладели Агдамом. Дальнейший план армян состоял в том, чтобы нанести удар в южном направлении (на Физули) и выйти к иранской границе в районе Горадиза, что автоматически отрезало бы и отдало в их руки Зангеланский и Кубатлинский районы. Наступление на южном фронте началось 11 августа. К 25 августа были заняты райцентры Джебраил и Физули. После короткой паузы для перегруппировки армяне начали наступление на Кубатлы и 31 августа заняли его. 23 октября армяне заняли Горадиз (на иранской границе), таким образом окончательно отрезав Зангеланский район и оставшуюся в руках азербайджанцев часть Кубатлинского и Джебраильского районов. Дислоцировавшиеся там азербайджанские военнослужащие вместе с мирными жителями ушли через Араке в Иран. Таким образом, южный фронт был практически ликвидирован, и стратегическое положение Карабаха, еще недавно находившегося в полуокружении, значительно улучшилось. За восемь месяцев своего наступления армяне сумели установить контроль над территорией в 14 тыс. кв. км.

15 декабря азербайджанцы в отчаянной попытке восстановить свое положение перешли в наступление на всех пяти направлениях (физулинском, мартунинском, агдамском, мардакертском, кельбаджарском). Основной удар наносился на юге. 8 января азербайджанцы вернули Горадиз, а к 26 января вышли к Физули, где были остановлены

Одновременно на Кельбаджарском направлении две из трех задействованных там бригад прорвались через Муровдагский хребет и заняли 14 населенных пунктов, выйдя на шоссе Мардакерт - Кельбаджар. Однако 12 февраля армяне перешли в наступление и взяли 701-ю бригаду в клещи, из которых она сумела вырваться с большим трудом и серьезными потерями. Азербайджанцы вновь были отброшены за Муровдаг.

В ночь на 10 апреля 1994 года армяне начали массированное наступление на северо-восточном участке фронта, получившее название Тертерской операции. Согласно плану, армяне должны были, прорвав оборону азербайджанцев в районе Тертера, развить наступление на Барда-Евлах, выйти к Куре и Мингечаурскому водохранилищу и таким образом отрезать весь северо-запад Азербайджана вместе с Гянджой подобно тому, как ранее был отрезан юго-запад. Предполагалось, что после такой катастрофы Азербайджану не останется иного, как заключить мир на предписанных Арменией условиях.

На основном участке наступления были брошены в бой около 1500 военнослужащих и 30 единиц бронетехники (17 танков) из состава Степанакертского мобильного полка и других частей Армии Обороны НКР, поддержанные огнем ствольной и реактивной артиллерии. Азербайджанские войска под командованием генерала Эльбруса Оруджева, опираясь на укрепленный район города Тертер, оказали упорное сопротивление.

16 апреля - 6 мая 1994 года армянское командование в результате непрерывных атак на Тертерском фронте, введя в наступление силы 5-й мотострелковой бригады и отдельного мотострелкового батальона «Тигран Мец», вынудило азербайджанские подразделения к отступлению. Под контроль армянских формирований перешли участки территории с несколькими населенными пунктами севернее Агдама и к западу от Тертера. Потери обеих сторон в конечной фазе военных действий были существенными. Так, только за неделю (14–21 апреля) потери азербайджанской армии на Тертерском направлении составили до 2 тысяч военнослужащих (600 убитыми). Армянские формирования захватили 28 единиц бронетехники - 8 танков, 5 БМП, 15 БТР.

И армяне, и азербайджанцы оказались более не в состоянии продолжать боевые действия. 5 мая 1994 года представители Азербайджана, НКР и Армении при посредничестве России подписали в Бишкеке соглашение о прекращении огня. 9 мая в Баку соглашение подписал министр обороны Азербайджана Мамедрафи Мамедов. 10 мая - в Ереване министр обороны Армении Серж Саркисян. 11 мая - в Степанакерте командующий армией Нагорного Карабаха Самвел Бабаян. 12 мая это соглашение вступило в силу.

Бишкекское соглашение положило конец острой фазе конфликта.

Итогом военного противостояния стала победа армянской стороны. Несмотря на численное преимущество, превосходство в боевой технике и живой силе, при несравнимо больших ресурсах Азербайджан потерпел поражение.

Боевые потери армянской стороны составили 5856 человек убитыми, из них 3291 - граждане непризнанной НКР, остальные - граждане Республики Армения и немногочисленные добровольцы армянской диаспоры.

За время войны между Азербайджаном и непризнанной НКР, в результате бомбежек и обстрелов азербайджанской армией гражданского населения Нагорного Карабаха, погибли 1264 мирных жителей (из них более 500 женщин и детей). Без вести пропало 596 человек (179 женщин и детей). Всего с 1988 по 1994 год в Азербайджане и непризнанной НКР было убито более 2000 гражданских лиц армянской национальности.

Следует сказать об использованном сторонами оружии. Обе стороны использовали вооружение со складов Советской Армии, от стрелкового до танков, вертолетов, реактивных самолетов и систем залпового огня. После развала СССР Армения и Азербайджан пополнили свои арсеналы не только захваченным и угнанным из разваливающейся Советской Армии вооружением, но и официально переданным обеим странам.

В начале 1992 года Азербайджану досталась эскадрилья Ми-24 (14 вертолетов) и эскадрилья Ми-8 (9 вертолетов) на аэродроме Сангачалы, а Армении - эскадрилья из 13 Ми-24, входившая в состав 7-го Гвардейского вертолетного полка, базировавшаяся под Ереваном.

За четыре первых месяца 1992 года азербайджанцы захватили у 4-й общевойсковой армии 14 танков, 96 БМП, более 40 БТР и БРДМ, 4 реактивные установки БМ-21 «Град», и это вооружение сразу же по формировании экипажей и расчетов появлялось на фронте, создав серьезное превосходство в огневой мощи. Армянам тоже достались определенные трофеи, но переправить боевую технику в Карабах было невозможно.

8 апреля 1992 года азербайджанская авиация получила свой первый боевой самолет - штурмовик Су-25, который был угнан старшим лейтенантом Вагифом Бахтияр-оглы Курбановым с аэродрома Ситал-Чай, где базировался 80-й отдельный штурмовой авиаполк. Пилот подготовил штурмовик к полету и перелетел на гражданский аэродром Евлах, откуда через месяц (8 мая) начал регулярно бомбить Степанакерт и близлежащие села. От этих воздушных налетов страдал жилой сектор и мирное население, в то время как армянские подразделения потерь практически не несли. Такое применение боевых самолетов было характерно на протяжении всей войны и, вероятно, имело главной целью не столько сломить моральный дух и боевой потенциал сил обороны Карабаха, сколько заставить армянское население покинуть Карабах. Эту же, так и не выполненную задачу имела азербайджанская ствольная и реактивная артиллерия, непрерывно наносившая удары по гражданским объектам.

В мае 1992 года началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану. Согласно директиве Министерства обороны России от 22 июня 1992 года, Азербайджану было передано: 237 танков, 325 боевых бронированных машин, 204 БМП и БТР, 170 артустановок, включая установки «Град». В свою очередь, Армения к 1 июня 1992 получила 54 танка, 40 БМП и БТР, а также 50 орудий.

Захват Лачинского коридора позволил перебрасывать эту технику в Карабах, где до этого у армян имелось лишь несколько боевых машин, захваченных у 366-го полка и азербайджанского ОМОНа, а также пара самодельных броневиков.

Первоначально азербайджанской авиации противостояла весьма слабая ПВО армян, насчитывавшая 6 зениток ЗУ-23-2, 4 самоходных ЗСУ-23-4 «Шилка», 4 57-мм зенитки С-60 и несколько десятков устаревших ПЗРК «Стрела-2М». Позже прибыли восемь 57-мм зениток С-60, а у азербайджанцев была захвачена ЗУ-23-2 на «Урале» и одна ЗСУ-23-4 «Шилка». Эти маловысотные средства не могли эффективно противостоять налетам самолетов противника, и азербайджанская авиация практически ежедневно наносила удары по Степанакерту. Потери среди населения были весьма значительными. С августа 1992 года азербайджанские самолеты стали сбрасывать и РБК-250 и РБК-500 (разовый бомбовый контейнер) с осколочными суббоеприпасами (известными как «шариковые бомбы»).

В 1994 году было отмечено появление боевых самолетов и у Армении. Известно, что 4 Су-25 были переданы Россией в рамках военного сотрудничества СНГ.

Потери азербайджанской стороны составили более 25 тысяч человек убитыми, в том числе военнослужащих Национальной армии Азербайджана, внутренних войск, бойцов ОМОН, территориальных батальонов, боевиков из различных организаций, а также иностранных наемников.

Армянские формирования подбили более 400 единиц бронетехники (31 % из имеющихся у Республики Азербайджан на тот период времени), в том числе 186 танков (49 %), сбили 20 военных самолетов (37 %), более 20 боевых вертолетов Национальной армии Азербайджана (более половины вертолетного парка ВС Республики Азербайджан). Большую часть подбитой техники (как азербайджанской, так и армянской) Армия обороны НКР захватила, позже отремонтировала и вернула в строй.

О жестокости и масштабе войны говорят также следующие цифры: с 21 ноября 1991 по май 1994 года только на Степанакерт азербайджанской армией было выпущено свыше 21 тысячи снарядов РСЗО «Град», 2700 ракет «Алазань», более 2 тысяч артснарядов, 180 шариковых бомб, 150 полутонных авиабомб (в том числе 8 вакуумных). На территории непризнанной НКР азербайджанской армией было установлено более 100 тысяч противотанковых и еще большее количество противопехотных мин.

В итоге под контроль армянских формирований перешла территория 7 районов бывшей Азербайджанской ССР - Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского, Джабраильского, Зангеланского - полностью и Агдамского и Физулинского - частично. Общая площадь этих территорий - 7060 кв. км, что составляет 8,15 % территории бывшей Азербайджанской ССР. Под контролем Национальной армии Азербайджана находится 750 кв. км территории непризнанной НКР - Шаумяновский (630 кв км) и небольшие части Мартунинского и Мардакертского районов, что составляет 14,85 % общей площади НКР. Кроме того, под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения - Арцвашенский анклав.

Беженцами стали 390 тысяч армян (360 тысяч армян из Азербайджана и 30 тысяч из НКР). Кроме того, в результате блокады и войны Республику Армения покинули более 635 тысяч человек.

Соглашение о прекращении огня действует до сих пор. В настоящее время Нагорный Карабах является фактически независимым государством, именующим себя Нагорно-Карабахской Республикой. Он поддерживает тесные связи с Республикой Армения и использует ее национальную валюту - драм. Армянские власти постоянно подвергаются давлению со стороны внутренних сил, призывающих к аннексии Нагорного Карабаха. Армянское руководство, однако, не идет на это, опасаясь реакции Азербайджана и международного сообщества, которое по-прежнему считает Нагорный Карабах частью Азербайджана. Политическая жизнь Армении и Нагорного Карабаха настолько тесно взаимосвязаны, что бывший президент Нагорно-Карабахской Республики Роберт Кочарян в 1997 году возглавил правительство Армении, а с 1998 по апрель 2008 года был ее президентом.

На мирных переговорах карабахских армян формально представляет ереванское руководство, поскольку Азербайджан отказывается признать их в качестве одной из «сторон конфликта», что не перестает вызывать недовольство в самом Карабахе.

В настоящее время переговорный процесс застопорился, так как Армения и Азербайджан в равной степени проявляют неуступчивость, а Нагорный Карабах исключен из переговорного процесса. Азербайджан полагает, что принадлежность ему Карабаха признана международным правом и вне обсуждений, и требует в качестве предварительного условия для обсуждения статуса Карабаха возвращения всех оккупированных районов «зоны безопасности». Армянская сторона указывает, что не может пойти на такой шаг без гарантий безопасности для НКР, и требует предварительного признания Азербайджаном независимого статуса НКР. Армения, кроме того, считает, что, поскольку НКР провозгласила свою независимость одновременно с приобретением независимости Азербайджаном, она никогда не являлась частью суверенного Азербайджанского государства и обе страны следует в одинаковой степени рассматривать как государства-правопреемники бывшего СССР.

Представители Армении, Азербайджана, Франции, России и США встречались в Париже и Ки-Уэсте (Флорида) весной 2001 года. Детали переговоров не разглашались, но сообщалось, что стороны обсуждали отношения между центральным правительством Азербайджана и карабахским руководством. Несмотря на слухи о том, что стороны были вновь близки к достижению соглашения, азербайджанские власти, как во времена правления Гейдара Алиева, так и после прихода к власти его сына Илъхама Алиева после выборов в октябре 2003 года, упорно отрицали, что в Париже или Ки-Уэсте были достигнуты какие-либо соглашения.

Дальнейшие переговоры между президентом Азербайджана И. Алиевым и президентом Армении Р. Кочаряном были проведены в сентябре 2004 года в Астане (Казахстан) в рамках саммита СНГ. По сообщениям, одним из обсуждавшихся предложений был вывод оккупационных сил с азербайджанских территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху, и проведение плебисцита в Нагорном Карабахе и на остальной территории Азербайджана о будущем статусе региона.

10-11 февраля 2006 года в Рамбуйе (Франция) прошли переговоры прибывших во Францию по приглашению президента Жака Ширака президентов Армении и Азербайджана Р. Кочаряна и И Алиева. Эта встреча стала первым в 2006 году раундом переговоров по урегулированию проблемы. Сторонам не удалось достичь договоренности относительно будущего урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.


| |

Где находится Нагорный Карабах?

Нагорный Карабах — спорный регион на границе Армении и Азербайджана. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была основана 2 сентября 1991 года. Население по оценке на 2013 год составляет более 146 000 человек. Абсолютное большинство верующих — христиане. Столицей и крупнейшим городом является Степанакерт.

С чего началось противостояние?

В начале ХХ века в регионе проживали, в основном, армяне. Именно тогда этот район стал местом кровавых армяно-азербайджанских столкновений. В 1917 году из-за революции и распада Российской империи в Закавказье были провозглашены три независимых государства, в том числе Азербайджанская республика, куда и входил регион Карабаха. Однако армянское население района отказалось подчиняться новым властям. В том же году Первый съезд армян Карабаха избрал собственное правительство — армянский национальный совет.

Конфликт между сторонами продолжался вплоть до установления в Азербайджане советской власти. В 1920 году азербайджанские войска заняли территорию Карабаха, но через пару месяцев сопротивление армянских вооруженных отрядов благодаря советским войскам было подавлено.

В 1920 году населению Нагорного Карабаха предоставили право на самоопределение, но де-юре территория продолжила подчиняться властям Азербайджана. С этого времени в регионе периодически вспыхивали не только массовые беспорядки, но и вооруженные столкновения.

Как и когда была создана самопровозглашенная республика?

В 1987 году недовольство социально-экономической политикой со стороны армянского населения резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги.

Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из страны. С другой стороны, в Азербайджане повсеместно начали проходить армянские погромы, в результате которых появилось огромное количество беженцев.


Фото: ТАСС

Областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время.

В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке.

Все материалы по теме читайте

Когда произошло обострение конфликта?

Нужно отметить, что относительно недавно многолетний конфликт в Нагорном Карабахе снова напомнил о себе. Это произошло в августе 2014 года. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек.

Что происходит сейчас в Нагорном Карабахе?

В ночь на 2 апреля произошло . Армянская и азербайджанская стороны обвиняют друг друга в его эскалации.

Минобороны Азербайджана заявляет об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении с применением минометов и крупнокалиберных пулеметов. Утверждается, что за минувшие сутки армянские военные нарушили режим прекращения огня 127 раз.

В свою очередь, армянское военное ведомство говорит, что азербайджанская сторона предприняла в ночь на 2 апреля «активные наступательные действия» с использованием танков, артиллерии и авиации.

Есть ли жертвы?

Да, есть. Однако данные по ним разнятся. По официальной версии Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, свыше 200 получили ранение.

УКГВ ООН: «Согласно официальным источникам в Армении и Азербайджане, по меньшей мере, 30 солдат и 3 мирных жителя погибли в результате боевых действий. Число раненных, как гражданских, так и военных, еще официально не подтверждено. Согласно неофициальным источникам, пострадали свыше 200 человек».

Как отреагировали на эту ситуацию власти и общественные организации?

Российский МИД поддерживает постоянный контакт с руководством внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении. и Мария Захарова призвали стороны прекратить насилие в Нагорном Карабахе. Как заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, сообщения о серьезном

Нужно отметить, что остается максимально напряженной. , Ереван эти заявления опроверг и назвал уловкой. В Баку эти обвинения отрицают и говорят о провокациях со стороны Армении. Президент Азербайджана Алиев созвал Совет безопасности страны, который транслировало национальное телевидение.

Обращение президента ПАСЕ к сторонам конфликта с призывом воздержаться от применения насилия и возобновить переговоры по мирному урегулированию уже опубликовано на сайте организации.

С похожим призывом выступил и Международный комитет Красного Креста. Он убеждает Ереван и Баку и защищать гражданское население. Также сотрудники комитета заявляют, что готовы стать посредниками на переговорах Армении и Азербайджана.