Открылся участок северо-восточной хорды. ТПУ "Свиблово" и северо-восточная хорда

Осенью этого года Северо-Восточная и Северо-Западная хорды в Москве соединит разворотная эстакада на Большой Академической улице. Об этом журналистам сообщил первый заместитель главы департамента строительства Петр Аксенов, посетив один из возводимых участков Северо-Восточной хорды.

Как уже писала "РГ", столичные хорды по масштабу стройки и влиянию на городской трафик можно сопоставить с МКАД или Третьим транспортным кольцом. Они избавят москвичей от десятков километров перепробегов, которые они сейчас вынуждены делать, чтобы попасть в соседний район. Хорды же позволят пересечь город насквозь, не заезжая в исторический центр. Причем обе магистрали будут бесплатными.

В частности, СЗХ пройдет от Дмитровского до Сколковского шоссе, а СВХ - от платной дороги Москва - Санкт-Петербург до развязки на пересечении МКАД и развязки Вешняки - Люберцы. После того как магистрали полностью запустят, нагрузка на вылетные трассы, по расчетам НИ и ПИ Генплана Москвы, снизится на 20-25 процентов.

Отдельные участки хорд уже используются автомобилистами, а отдельные их элементы еще достраиваются. Например, соединение Фестивальной улицы и Дмитровского шоссе. Длиной оно почти 11 км, причем половина этого пути идет по мостам и эстакадам. Искусственные сооружения специально спроектировали так, чтобы они шли как можно дальше от домов и не причиняли их жителям неудобств. Тем не менее на всякий случай в высотках северо-востока строители заменили 6 тысяч окон на бесшумные. Впрочем, стройка уже заканчивается. Визуально эстакады практически готовы, осталось кое-что доделать по инженерной части.

Мы действительно завершили 90 процентов работ, - сказал Аксенов. - Но случилась небольшая задержка. На одном из участков стоит Ховринская насосная станция, у которой нужно переложить коммуникации. Зимой этого было нельзя сделать, чтобы не пострадали 3,5 тысячи местных жителей, чьи дома запитаны от нее.

Отключить станцию, оказалось, можно лишь 15 мая. По оценкам Аксенова, северный участок хорды реально запустить уже к Дню города в сентябре. На этом будут завершены работы почти на всем протяжении СВХ. Сейчас еще продолжается строительство на отрезке между Щелковским и Открытым шоссе.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Сергей Бабкин

В ближайшей перспективе на юго-западе города Северо-Восточная хода соединится с Северо-Западной. В районе Большой Академической улицы запланировано строительство сразу нескольких соединительных эстакад. Первую из них, разворотную, достроят уже в октябре этого года. Она позволить проехать с одной хордовой трассы на другую, не тратя время на крюк по Дмитровскому шоссе. Отмечу, полностью обе хорды власти Москвы рассчитывают достроить к 2020-2021 годам.

Власти решили нанести ещё один шрам на тело Москвы - построить Северо-Восточную хорду. Пока готов только проект планировки будущей трассы, давайте же посмотрим, как освоят очередные миллиарды рублей.

01. Общий вид участка:

02. Относительно всего участка:

03. Ну а теперь детальнее, приготовьте фантазию, пойдём от Ярославки, ибо трассировку через национальный парк (!!!) почему-то не вложили в проект:

04. Мимо Ботанического сада:

05. Владыкино:

06. Разделение (или наоборот схождение - смотря как смотреть) СВХ и СЗХ:

07. Сечения нескольких мест:

08. ТПУ по ходу движения:

09. Характеристики:

Удивительно, но даже ни одного под/надземного перехода, звучит как-то неправдоподобно.

10. А теперь социально-экономическое обоснование. Хотя в каком месте тут имеется в виду социально - не ясно, я вижу только экономические расчёты, ни социального эффекта, ни транспортного эффекта в перспективе:


11. Хотя вру, транспортные расчёты есть, уже сейчас подсчитано, где в будущем будут пробки:

Что сказать... мне почему-то захотелось выпить с горя. Но если в случае с Северо-Западной хордой, которая шла по обычным улицам, и из которых решили сделать подобие шоссе, несмотря на жителей, где мне хотелось ещё всех ответственных сослать в Северную Корею, то тут только выпить. В отличие от СЗХ, эта хорда в большей части идёт вдоль и по пром.зоне:

Видимо из-за этого и не будет внеуличных переходов, также не предусмотрен общественный транспорт на хорде.

НО по сути эта дорога распределяет весь трафик с М11, только если М11 - дорога платная, эта будет бесплатной, то есть активно будет стимулировать автомобилепользование, а также будет распределять огромный поток машин по городу, к примеру, если раньше житель Химок или иного Подмосковья в сторону Твери, поехали бы в город на электричке или общественном транспорте, то теперь поедет на машине. Также монструозные развязки явно не украсят город и не разгрузят вылетные улицы. Хотя, есть крохотный шанс, что после ввода этой хорды, наконец-то, можно будет закрыть северо-восточный участок Третьего кольца, превратив его в нормальную улицу.

В любом случае, вместо вкладывания денег в общественно-полезные проекты (да хотя бы на связывание УДС между районами), эти пойдут на дороги и пробки. Зато Серый кардинал доволен - строители смогут осваивать бюджет ещё пару лет.

PS 20 августа, в четверг, в Останкино, Ростокино и еще 3 районах пройдут слушания по этому проекту, предлагаю жителям озаботится сейчас этим.

Посмотреть презентации можно

Очередной и самый сложный участок Северо-Восточной хорды планируют сдать в 2018 году. Он соединит платную трассу М11 Москва-Петербург и Дмитровское шоссе. Сегодня мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства дороги и остался доволен темпами работ.

«Мы приступили к сложнейшему участку улично-дорожной сети Москвы. Один участок до ул. Фестивальной мы уже сделали, сейчас приступили ко второму участку, который практически сплошь состоит из эстакад, путепроводов, тоннелей и моста. Надеемся, что в 2018 году его закончим», - цитирует мэра агентство «Москва» .

В Москве уже не первый и даже не второй год строят три крупные дороги - Северо-Восточную хорду, Северо-Западную и Южную рокаду. Однако, как оказалось, далеко не все горожане знают, что это и зачем оно нужно. Так что МОСЛЕНТА решила напомнить и начать с Северо-Восточной.

Откуда и куда

Северо-Восточная хорда (другое название - «Северная рокада») соединит по периферии юго-восток и север Москвы, т.е. самые густонаселенные районы города. Её начали строить как продолжение единственного уже возведенного участка Четвертого транспортного кольца (ЧТК, от него отказались). Трасса соединит и крупные автотрассы северо-востока: Измайловское, Щёлковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе, благодаря чему снизится загруженность дорог.

Общая длина дороги составит 29 км. Хорда пройдёт от платной трассы М11 Москва-Петербург с западной стороны Октябрьской железной дороги, вдоль Малого кольца МЖД до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки - Люберцы.

Строящийся участок Северо-Восточной хорды от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе

Условно она разделена на несколько участков, которые сейчас находятся в разных стадиях готовности:

От Бусиновской развязки до Фестивальной улицы (открыт в 2014 году);

От Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе (строится, осмотрен сегодня);

От Дмитровского до Ярославского шоссе (проектируется);

От Ярославского до Открытого шоссе (трассировка не определена);

От Открытого до Щёлковского шоссе (проектируется);

От Щёлковского до Измайловское шоссе (строится);

От Измайловского шоссе до шоссе Энтузиастов (строится);

От шоссе Энтузиастов до развязки на 8 км МКАД «Вешняки-Люберцы» (проектируется).

Сопутствующая инфраструктура

Северо-Восточная хорда строится быстрыми темпами. В сентябре, на год раньше запланированного, ввели сразу несколько объектов на участке от Щёлковского до Измайловского шоссе: две эстакады основного хода и одну в составе трёхуровневой развязки на пресечении хорды с Щёлковским шоссе. Этот участок закончат уже до конца года.

Также на дороге будет построено много дополнительной дорожной инфраструктуры:

Эстакаду основного хода № 1 длиной 333 метра с четырьмя полосами движения;

Левую эстакаду основного хода № 2 длиной 1,5 километра с четырьмя полосами движения;

Правую эстакаду основного хода № 2 длиной 1,56 километра с четырьмя полосами движения;

Эстакаду основного хода № 4 длиной 600 метров с тремя полосами движения в каждом направлении;

Три эстакады-съезда общей длиной 977 метров;

Железнодорожный путепровод длиной 189 метров на соединительной ветке Октябрьской железной дороги;

Мост через реку Лихоборку длиной 169 метров с шестью полосами движения в одном направлении и пятью в обратном. Такая ширина моста нужна, чтобы присоединить следующий участок хорды - от Дмитровского шоссе до Ярославского.

Насосную перекачивающую станцию «Ховринская», обслуживающую районы Ховрино, Коптево, Савёловский, Тимирязевский;

Подземный пешеходный переход у платформы Октябрьской железной дороги;

Два очистных сооружения;

Пять тысяч оконных блоков заменят на шумозащитные.

Польза

Трасса вместе со всеми этими сооружениями должна существенно облегчить жизнь четырём миллионам горожан, уверены власти. Например, наладится сквозное сообщение между районами ЮВАО, САО и ВАО в обход центра, появятся новые маршруты общественного транспорта. Особенно удобно станет жителям районов Головинский, Коптево и Тимирязевский.

Несомненный плюс для водителей - движение будет бессветофорным. Среднее время поездки сократится более чем на 15 процентов, МКАД разгрузится на 20–25 процентов, а транспортные потоки Третьего транспортного кольца, Щёлковского шоссе, шоссе Энтузиастов, а также Рязанского и Волгоградского проспектов будут грамотно перераспределяться. Ну а путешествующим по трассе М11 Москва-Петербург не нужно будет искать пути в центр.

История замысла

Идею создания хорд в Москве предложили ещё в первой половине XX века. В 1930-е годы о них говорил известный планировщик и урбанист Анатолий Якшин. Позже, уже в 1970-е годы, его ученики, в том числе ведущий российский эксперт в области транспортного планирования Александр Стрельников, вновь вернулись к обсуждению этой темы.

Строительство участка Северо-Восточной хорды

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Хотя в те времена автомобилей на улицах столицы было немного, но уже тогда думали о том, что их количество будет расти. Поэтому концепция хорд была заложена в генплане города 1971 года. В нём помимо МКАД и Садового кольца были запроектированы две новые кольцевые дороги и четыре скоростные хордовые магистрали. Впрочем, тогда проекты так и остались на бумаге. Постепенно застраивались участки, на которых собирались возводить дороги, и деньги в итоге вложили в Третье транспортное кольцо, а затем и в Четвёртое.

Идею построить хорды воскресили только в 2011 году. Тогда власти отказались от строительства Четвёртого транспортного кольца, прежде входившего в генплан. Основная причина - непомерно высокая стоимость, которая превышала триллион рублей.

Вместо ЧТК собрались построить три новые магистрали: Северо-Западную хорду, Северо-Восточную хорду (другое название - Северная рокада) и Южную рокаду. Эти дороги в конечном итоге должны составить незамкнутую кольцеобразную систему. В результате получится то же самое кольцо, но более эффективное с точки зрения распределения транспортных потоков, ведь каждый элемент будет выходить на МКАД. По мнению экспертов, такой принцип организации движения на 20 процентов эффективнее, чем замкнутая кольцевая дорога. Кроме того, три новые хорды не будут проходить через перегруженный центр города.

Данные предоставлены официальным порталом московского Стройкомплекса

Строительство участка Северо-Восточной хорды, которая соединит шоссе Энтузиастов и Измайловское шоссе, столичные власти намерены завершить на год раньше срока — уже к концу первого полугодия 2016 года. Такое заявление мэр Москвы Сергей Собянин после посещения стройплощадки. Эстакада длиной 4 км будет состоять из восьми полос — по четыре в каждую сторону, а движение по ней будет осуществляться в бессветофорном режиме.

Сама Северо-Восточная хорда должна связать в пределах МКАД строящиеся трассы М11 Москва - Санкт-Петербург и до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки - Люберцы.

Таким образом, новая дорога соединит крупные автомагистрали на северо-востоке города: Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское, шоссе Энтузиастов и Открытое шоссе. Согласно проекту, протяженность хорды составит около 25 км. По замыслу чиновников, магистраль, которую не планируют делать платной, должна уменьшить транспортную нагрузку на МКАД, ТТК, вылетные магистрали, а также на центр Москвы.

Столичный градоначальник отметил, что строительство участка от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе по сложности работ и их стоимости сравнимо со скандально известным Алабяно-Балтийским тоннелем.

«В свое время это предназначалось для четвертого транспортного кольца, но проект даже технически был бы невыполним. И этот огромный объем строительства пропал бы просто даром. Поэтому мы его пытаемся сегодня интегрировать в Северо-Восточную хорду. Мы должны до конца года уйти с шоссе Энтузиастов с этими эстакадами и так далее, дать полный ход проспекту», — рассказал о перспективах Собянин. —

Строительство участка ведется с опережением графика. Хотя у нас по контракту 2017 год, все-таки надо постараться закончить в 2016-м».

В мэрии считают, что с появлением этой эстакады улучшится транспортная доступность районов Соколиная Гора, Измайлово и Преображенское, расположенных на востоке города. «В результате мы будем иметь законченные три участка Северо-Восточной хорды, и затем задача будет соединять эти участки друг с другом, давая уже цельную новую городскую магистраль», — добавил градоначальник.

Напомним, что строительство первого участка Северо-Восточной хорды началось в 2008 году. На сегодняшний день открыто движение на участке Бусиновская развязка - Фестивальная улица, на Косинской развязке и пересечении хорды с шоссе Энтузиастов до поворота на 2-ю улицу Измайловского Зверинца.

Стоит отметить, что строительство хорды вызвало недовольство жителей районов, через которые она проходит.

Среди основных претензий к чиновникам — расположение трассы в непосредственной близости от жилых домов (50-60 м), массовый снос гаражей (около 2 тыс. боксов), вырубка части территории (согласно плану межевания, около 10 га) исторической усадьбы семьи Шереметевых «Кусково», а также риск выхода из строя крупнейшего в Москве коллектора, по которому проходит примерно 40% от всех сточных вод в городе.

Эксперты утверждают, что вибрации почвы от потока машин могут вывести коллектор из строя, что обернется экологической катастрофой для города.

«Мы ни в коем случае не против строительства хорды. Район задыхается от заторов, ему требуется хорошая транспортная инфраструктура, но нужно при строительстве учитывать интересы жителей, под окнами которых пройдет магистраль», — отмечают горожане, подписавшие петицию против проекта строительства дороги.

Мнения экспертов о Северо-Восточной хорде

«Любая стройка приносит неудобства местным гражданам и вызывает недовольство жителей, будь то строительство крупной магистрали или замена труб во дворе жилого дома, — рассказал «Газете.Ru» первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов. — В данном случае я считаю, что временные неудобства, такие как вырубка деревьев или снос гаражей, оправданны. К тому же после окончания строительных работ запланировано проведение благоустройства прилегающих к хорде территорий, в том числе высадка газонов, деревьев и кустарников и создание дополнительных парковочных мест».

Заведующий научно-проектным отделением транспорта и дорог Михаил Крестмейн считает правильным, что одним из первых действующих участков будущей хорды станет эстакада между Измайловским шоссе и шоссе Энтузиастов. «Это наиболее проблемное место в восточном секторе города — там практически нет поперечных связей между магистралями и районами», — рассказал «Газете.Ru» Крестмейн.

Собеседник отметил, что, поскольку на востоке Москвы расположено множество крупных парков, в этом участке хорды заинтересованы все жители города.

«Безусловно, хорды нужны городу, даже если на них будут возникать пробки, — считает Крестмейн. — Так можно сказать, что и ТТК не стоило строить. Но представьте, что было бы сейчас в Москве, если все машины с Третьего кольца спустить вниз. В последние годы мы в основном занимались реконструкцией магистралей — например, Каширского и Варшавского шоссе. Теперь наконец началось масштабное строительство новых дорог, которые имеют колоссальные показатели эффективности, поскольку дают поперечные связи и прокладываются в обход центра города».

Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов также поддерживает идею создания хордовых систем в Москве. «Мы видим, что кольцевые дороги, которые строились при Лужкове, не решают транспортных проблем, — рассказал «Газете.Ru» Скворцов. —

Хорда же в отличие от кольца имеет выходы за пределы города. Кроме того, если проложить несколько хорд, то они в результате могут образовать то же самое кольцо. Еще одно преимущество заключается в том, что условно прямая дорога короче кривой, а значит, дешевле в строительстве».

Северо-Западная хорда

Не меньшее количество споров и разногласий вызывает строительство в Москве и другой хорды — Северо-Западной. Один из ее участков — Алабяно-Балтийский тоннель — вызвал критику экспертов и недовольство местных жителей.

Ради строительства тоннеля только на улице Народного Ополчения было вырублено около 800 деревьев и почти 1,5 тыс. кустарников. Объем компенсационного озеленения оказался в разы меньше. При этом район пока толком никуда не поехал.

«В 2014 году по сравнению с 2010 и 2011 годами произошло существенное ухудшение средней скорости движения, — говорится в отчете «Пробковорота». — Данное ухудшение по итогам открытия Алабяно-Балтийского тоннеля в направлении от улицы Алабяна к Большой Академической улице возможно объяснить перераспределением транспортного спроса с объездных магистралей на участок Северо-Западной хорды, отмечая наличие грубой проектной ошибки, состоящей в неадекватно низкой пропускной способности строящейся магистрали. В результате ошибки проектировщиков с момента ввода в эксплуатацию новая магистраль оказалась перегруженной хроническими заторами».

В июне текущего года вокруг строительства участка хорды в районе Щукино вновь разгорелся скандал, связанный с решением властей закрыть сквозной проезд на участке улицы Народного Ополчения от пересечения с улицей Маршала Вершинина до пересечения с улицей Маршала Тухачевского. Под улицей Народного Ополчения пройдет так называемый винчестерный тоннель, где встречные потоки транспорта будут двигаться не параллельно, а друг над другом.

В первые дни после перекрытия в районе образовывались многокилометровых заторы. Только жителям 13 домов, которые расположены непосредственно на улице Народного Ополчения в зоне перекрытия, выдали пропуска и разрешили движение по этому участку. Все остальные автомобилисты вынуждены делать крюк, объезжая стройку. По словам московских чиновников, такая мера позволит сократить срок строительства тоннеля на один год.

Напомним, что впервые о строительстве Северо-Западной хорды власти задумались еще 1971 году. Однако проект магистрали был отложен, а вернулись к этой идее чиновники только в 2011 году.

Завершить строительство трассы планируется в 2017 году. Длина всей хорды составит примерно 29 км — она протянется от Сколковского до Ярославского шоссе. Согласно проекту, на протяжении всей дороги будет возведено два моста, семь тоннелей, 16 эстакад и 47 пешеходных переходов.

Помимо двух упомянутых скоростных магистралей в Москве планируется построить также Южную рокаду, которая пройдет от Рублевского шоссе до улицы Борисовские Пруды.

Все эти магистрали стали альтернативой четвертому транспортному кольцу, от строительства которого столичные чиновники отказались в декабре 2010 года из-за неподъемной стоимости проекта — порядка 1 трлн руб.