Разумный эгоизм заключается в. Разумный эгоизм

Меняются эпохи, трансформируются и человеческие нравы. Когда-то нас учили, что нужно жить на благо общества, но сегодня все более пропагандируется принцип разумного эгоизма .

Он заключается в таком поведении человека, при котором последний всегда . И если помощь другому просит от него пожертвовать своими благами, правами, интересами, то разумный эгоист воздержится от такой помощи.

Сформировавшийся в наше время принцип разумного эгоизма позволяет балансировать между сверхэмоциональным, бесконечно добрым, безотказным, жертвенным, широкой души человеком (альтруистом) и закоренелым, ни о ком не думающим, заботящимся только о себе эгоистом.

Но удерживать это весьма шаткое равновесие может только человек, действительно объективно оценивающий ситуацию и способный определить тонкую грань между разумным и банальным эгоизмом.

Некоторые скажут, что никакой разницы в двух этих формах эгоизма нет, и что таким образом черствые душой люди прикрываются от чужих проблем.

Но давайте мыслить объективно. Если один человек будет постоянно помогать всем остальным, то когда же он будет , решать свои проблемы?

А ведь по мере оказания бескорыстной помощи желающих ее получить становится только больше. А все потому, что люди начинают воспринимать такую помощь – не как крайнюю меру, а как нечто привычное и само собой разумеющееся.

Иными словами, они просто забываются, что другой человек им ничем в этой жизни не обязан.

У него тоже есть, как бы странно это не звучало, своя личная жизнь и свои проблемы, которые за него никто не решает.

И если он ни у кого не просит помощи, то это ни потому, что она ему не нужна, а просто у него больше совести и , нежели у остальных.

Именно поэтому принцип разумного эгоизма не просто нужен, а крайне необходим в современной жизни, где большинство полагает, что тот, кто везет, на том все и едут.

Разумный эгоизм позволяет людям не стать заложником обстоятельств, бесплатным помощником всех и каждого, кому легче попросить о помощи, нежели что-либо предпринять самостоятельно.

А таких людей, к сожалению, большинство. С самых ранних периодов начинается извечное «помоги». В школе это звучит: «дай списать» или «подскажи».

В институте «дай переписать», «помоги сделать чертеж, решить задачу». Устраиваешься на работу, думаешь, что попал к взрослым людям, но детский сад с извечным подскажи, помоги, подмени, займи продолжается и там.

И если вы считаете, что разумного эгоизма нет, то вы будете беспрекословно всем и каждому помогать. Но насколько вас хватит? Да, и всем все равно мил не будешь.

В итоге вы обретете славу бесценного помощника и палочки-выручалочки, а свои дела и проблемы запустите, и такому круговороту не будет ни края, ни конца.

Используя же в жизни принцип разумного эгоизма , вы из супергероя в обычного человека.

Люди вокруг поймут, что у вас тоже есть свои дела, проблемы, и интересы, и что вы вовсе не чудодейственным образом справляетесь со всем грузом личных забот, а потому вам также для их решения необходимо время.

Не стать настоящим эгоистом позволит осознание определенных истин:

  • такой принцип не действует при возникновении серьезных проблем у ваших близких людей, родственников, настоящих друзей (для них у вас всегда должно найтись время);
  • если у человека случилась беда (угроза жизни, здоровью), то вы должны незамедлительно предпринять все возможные меры для ее предотвращения.

Никто не говорит, что вы должны жертвовать своей жизнью ради жизни другого (на такое способен далеко не каждый), но позвонить в полицию, вызвать службу спасения, скорую помощь, пожарных, предпринять иные экстренные меры обязан каждый человек.

Разумный эгоизм

Разумный эгоизм - термин, часто используемый в последние годы для обозначения философско -этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм ». Если под эгоистом (без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека, думающего только о себе и/или пренебрегающего интересами других людей , то сторонники «разумного эгоизма » обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами , не противореча интересам других.

Понятие разумного эгоизма тесно связано с понятием «индивидуализм ».

История

Концепция разумного эгоизма отнюдь не нова; соответствующие рассуждения встречаются в трудах таких философов, как Бенедикт Спиноза , Клод Адриан Гельвеций и др.

Тема разумного эгоизма прослеживается и в знаменитом романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» .

Современные социальные течения, поддерживающие разумный эгоизм

Разумный эгоизм является этической основой объективизма .

О своей приверженности принципам разумного эгоизма заявляют многие сторонники сатанизма .

Принцип разумного эгоизма считают определяющим для своей позиции многие представители добровольно бездетных (чайлдфри) .

Теория разумного эгоизма широко развита и раскрыта в творчестве американской писательницы Айн Рэнд , в ее трудах «Атлант расправил плечи » и « ».

С точки зрения психологии

С точки зрения психологии, эгоизм присущ всем психически здоровым людям так как является следствием инстинкта сохранения . Эгоизм – это не плохая или хорошая оценка, а свойство характера, которое может быть развито в большей или меньшей степени. В числе его проявлений есть сверхэгоизм (я – все, остальное – нуль), эгоизм-самоуничтожение (я – ничто, посмотрите какое я ничтожество) и здоровый эгоизм (понимание своих и чужих потребностей и их согласование с пользой для себя). Анэгоизм можно отнести к области фантастики или тяжелых болезней. Психически здоровых людей, которые совершенно не заботятся о себе, не бывает. Одним словом, жить хорошо без разумного эгоизма сложно. Ведь главное достоинство человека, обладающего здоровым эгоизмом - умение решать свои проблемы с учетом интересов других и грамотно выстраивать систему приоритетов.

Ваш эгоизм совершенно здоров, если вы:

  • отстаиваете свое право на отказ от чего-либо, если считаете, что это принесет вам вред;
  • понимаете, что ваши цели будут осуществляться в первую очередь, но другие имеют право на свой интерес;
  • умеете совершать поступки в свою пользу, стараясь не вредить другим, и способны пойти на компромисс;
  • имеете собственное мнение и не боитесь высказываться, даже когда оно отличается от чужого;
  • готовы защищаться любыми способами, если вам или вашим близким угрожает опасность;
  • не боитесь критиковать кого-то, но не переходите на грубости;
  • никому не подчиняетесь, но и не стремитесь контролировать других;
  • уважаете желания партнера, но не переступаете через себя;
  • не мучаетесь чувством вины, сделав выбор в свою пользу;
  • любите и уважаете себя, не требуя от других слепого обожания.

С точки зрения математики

Разумный эгоизм - выбор тех стратегий, которые согласуются с математикой снижения боли ощущающей реальности (после биораспада) при условии минимизации боли для вас самих, пока вы живете. Рассматриваются все возможные гипотезы о природе боли, как электромагнитные так и иные, если они согласуются с наблюдениями. Т.е. из всех стратегий выбирать ту, которая min(summ(pain), infinity), при условии min(my(pain), life). Т.е. делать приятно себе сейчас, задумываясь о природе боли и роли человечества. В снижении боли во вселенной для самого себя, но уже после биораспада (смерти).

Альтруизм - выбор тех стратегий, которые согласуются с математикой снижения боли реальности, не взирая на боль при жизни. То есть внедрять технологии о снижении боли во Вселенной, не взирая на боль при жизни. Роль агента Вселенной. Исследование боли, создание новых более прогрессивных форм жизни, изменение реальности с целью снизить ее болевое восприятие.

Неразумный деструктивный эгоизм - выбор тех стратегий, которые противоречат математике снижения боли реальности, увеличивают ее. Обычно люди, которые по причине слабой логики и малых знаний с одной стороны боятся покончить с собой ("там хуже"), с другой стороны абстрагируются от вопроса о существовании боли в реальности. На сегодняшний момент электромагнитные гипотезы боли являются основными (теория ворот и иные).

Неразумный самодеструктивный эгоизм - выбор тех стратегий, которые дают небольшой выигрыш, но большой проигрыш впоследствии.

Примечания

Критика

Ссылки

  • Николай Нарицын . Разумный эгоизм (разумный эгоизм как рекомендация профессионального психоаналитика и психотерапевта)
  • Андрей «Варракс» Борцов. Разумный эгоизм (сатанизм и разумный эгоизм)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Разумный эгоизм" в других словарях:

    Разумный эгоизм - термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к… … Русская Философия. Энциклопедия

    РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ - термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к рых… … Русская философия: словарь

    РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ - этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII VIII в. в основе которой лежит принцип о том, что правильно понятый интерес должен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действует только из собственного интереса, из… … Тематический философский словарь

    ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый … Философская энциклопедия

    эгоизм - а, м. égoïsme m. 1. Философия, утверждающая действительное существование только души. 70 е гг. 18 в. Бирж. 156. Омерзение к Егоисму, по коему все относится только к себе. Собеседник 1783 2 24. Ложная чувствительность относит все только к себе; по … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Эгоизм (от лат. ego «я») 1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.… … Википедия

    Термины «эгоизм» и «эготизм» могут относиться к: Эгоизм поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Разумный эгоизм убеждение в том, что прежде всего нужно действовать в своих собственных интересах. Солипсизм (иногда… … Википедия

этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII-VIII в. в основе которой лежит принцип о том, что правильно понятый интерес должен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действует только из собственного интереса, из прирожденных ему стремлений к наслаждению, счастью, славе и т.п., но он должен повиноваться требованиям морали, общественным интересам, прежде всего, потому, что это в конечном итоге будет выгодно ему. Отсюда, будучи разумным эгоистом, человек в своих действиях поступает морально - не лицемерит и не обманывает других людей, удовлетворяя свой интерес. Эту теорию развивали Гельвеций, Гольбах, Дидро, Фейербах.

Отличное определение

Неполное определение

ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ

этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т. е. позволяет обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни. Результатом этого становится этиконормативная программа, которая, сохраняя единую (эгоистическую) основу поведения, предполагает этически обязательным не только учет интересов других индивидов, но также совершение поступков, направленных к общей пользе (напр., благодеяния). Вместе с тем разумный эгоизм может ограничиваться констатацией того, что стремление к собственной пользе способствует пользе других, и тем самым санкционировать узкопрагматическую нравственную позицию.

В Античную эпоху, в период зарождения этой модели этического рассуждения, она сохраняет свой периферийный характер. Даже Аристотель, разработавший ее наиболее полно, отводит ей роль всего лишь одной из составляющих дружбы. Он считает, что «добродетельному надлежит быть себялюбом», и объясняет самопожертвование через максимальное удовольствие, связанное с добродетелью. Рецепция в эпоху Возрождения античных этических представлений (прежде всего, эпикуреизма, с акцентом на стремлении к удовольствию) сопровождается, напр., у Л. Баллы требованием «научиться радоваться пользе других людей».

Теория разумного эгоизма получает разработку как во французском, так и в англо-шотландском Просвещении - наиболее ярко у А. Смита и Гельвеция. Смит соединяет в единой концепции человеческой природы представление о человеке экономическом и человеке нравственном. По мнению Гельвеция, рациональный баланс между эгоистической страстью индивида и общественным благом не может сложиться естественно. Лишь бесстрастный законодатель с помощью государственной власти, используя награды и наказания, сможет обеспечить пользу «возможно большего числа людей» и сделать основой добродетели «выгоду отдельного индивида».

Подробную разработку учение разумного эгоизма получило в поздних работах Л. Фейербаха. Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения Другого - основной моделью его концепции служит взаимоотношение полов. Даже, казалось бы, антиевдемонистические моральные поступки (прежде всего самопожертвование) Фейербах пытается свести к действию разумно-эгоистического принципа: если счастье Я необходимо предполагает удовлетворение Ты, то стремление к счастью как самый мощный мотив способно противостоять даже самосохранению.

Разумно-эгоистическая концепция Н. Г. Чернышевского опирается на такую антропологическую трактовку субъекта, согласно которой истинное выражение полезности, тождественной добру, состоит в «пользе человека вообще». Благодаря этому при столкновении частного, корпоративного и общечеловеческого интересов должен превалировать последний. Однако в силу жесткой зависимости человеческой воли от внешних обстоятельств и невозможности удовлетворения высших потребностей до удовлетворения простейших разумная коррекция эгоизма, по его мнению, будет эффективна лишь при условии полной переделки структуры общества.

В философии 19 в. идеи, родственные концепции разумного эгоизма, высказывались И. Бентамом, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером, Г. Сиджвиком. С 50-х гг. 20 в. разумный эгоизм стал рассматриваться в контексте понятия «этический эгоизм». Созвучные положения содержатся в прескриптивизме Р. Хеара. Развернутая критика теорий разумного эгоизма представлена в работах Ф. Хатчесона, И. Канта, Г. Ф. В. Гегеля, Дж. Э. Мура.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Принцип разумного эгоизма является золотой серединой между альтруизмом и эгоизмом

Даже если вы по натуре широчайшей души человек, отложите ваше стремление к самопожертвованию до лучших времен (не исключено, что эти времена никогда не наступят!). Если вам не удастся стать эгоисткой, хотя бы ведите себя как эгоистка. Что такое эгоизм? Это «роман, который длится всю жизнь», с человеком, который больше всего дорог, то есть с собой.

Любовь к себе - идейное содержание принципа разумного эгоизма, а его прикладное выражение состоит в том, чтобы переложить на плечи мужчины как можно больше разнообразных обязанностей, в том числе и тех, которые раньше были вашими.

Используя принцип разумного эгоизма с самых первых дней вашего знакомства с мужчиной, вы воспитаете в нем чувство ответственности, которое очень пригодится, если вы надумаете осчастливить его согласием выйти за него замуж. Не давая мужчине расслабляться, вы сможете освободить больше времени для себя самой, имеющихся или планируемых детей, да и самого спутника жизни, наконец! В результате даже при большом стаже совместной жизни вы не будете «загнанной лошадью», вечно раздраженной, замученной мелкими житейскими проблемами, будете чаще улыбаться и меньше ворчать. А от этого, в конечном счете, выиграете вы оба. Именно потому этот принцип и назван «разумным эгоизмом».

Дайте мужчине возможность вас опекать. Будьте чуть-чуть актрисой, изображайте беспомощность и замешательство в любой трудной (и не очень трудной тоже!) ситуации. Женщины, которые выглядят слабыми и беспомощными, позволяют мужчине почувствовать себя сильным. И всегда выигрывают в глазах мужчины.

Что бы мужчины ни говорили, каждый из них в душе мечтает о романтической особе, напоминающей тургеневских девушек, даже если в данный отрезок времени он спит с девицей «без комплексов». Не верьте, что мужчинам нравятся практичные женщины, реалистки, крепко стоящие на ногах! Симбиоз кухонного комбайна, стиральной машины и пылесоса нужен лишь мужчине-потребителю. Но такой мужчина не нужен вам!

Между прочим, роль непрактичной особы, далекой от обыденности и реального мира, не только гораздо выигрышнее, но и приносит весьма ощутимые выгоды.

В отношениях с противоположным полом всегда руководствуйтесь принципом разумного эгоизма.

Любите себя больше, чем любимого мужчину. Чем больше вы будете испытывать теплых чувств к себе, любимой, тем больше шансов, что ваш партнер полюбит вас с той же степенью интенсивности.

Делайте только то, к чему лежит душа, что вам интересно и вызывает положительные эмоции.

Никогда не делайте того, чего вам активно не хочется делать. Если вам не хочется ехать на дачу копать грядки - не езжайте. Загубив уик-энд для того, чтобы посеять петрушку и укроп, вы потом украсите свой стол, но не свою жизнь.

Не ходите в гости к людям, которые вам неприятны. Своему кавалеру вы этого, конечно, не говорите, принимайте приглашение, но преспокойно занимайтесь своими делами.

Если у вас накопилась полная корзина грязного белья, а вам хочется почитать детектив или посмотреть любимый сериал - не отказывайте себе ни в чем. Если ваш сожитель ворчит, что у него нет чистых рубашек, - пусть постирает сам. Решившись на совместную жизнь, вы не подписывали обязательства по бытовому обслуживанию его персоны. Он же наверняка не выполняет и половины того, что считается «мужскими обязанностями»!

Отлынивать от неприятных дел можно таким образом: никогда не спорьте с мужчиной, не говорите, что вам лень или не хочется, на словах соглашайтесь, что все будет сделано, но при этом ничего не делайте. А потом - милая, растерянная улыбка и: «Прости милый, я совсем забыла! Ах, как мне жаль, не сердись пожалуйста!» Ну как он может не простить! Может быть, и чертыхнется про себя, но виду не покажет. Пусть даже мысленно обзовет вас «растяпой», «бестолковой». Зато вы заставите его играть по своим правилам.

Или другой вариант: «валяйте дурочку», хлопайте глазами, сто раз переспрашивайте, делайте вид, что непременно все забудете и перепутаете. В результате ваш мужчина будет вынужден вам помочь. Пара таких сеансов, и он привыкнет все делать сам. Ничего страшного, корона с него не свалится!

Никогда не забывайте, что у вас есть не только обязанности, но и права. Отвоевывайте себе побольше прав и потихоньку избавляйтесь от обязанностей.

Всегда ищите исполнителя, который может сделать за вас максимум того, что раньше входило в круг ваших обязанностей.

Техническая сторона дела, а также физическая, грязная работа - не для вас. Если со стены свалилась ваша любимая картина - не спешите браться за молоток, чтобы снова ее повесить. Любая женщина в состоянии вбить гвоздь в стену, но зачем ей это делать?! Если в вашем доме есть существо мужского пола - это его прерогатива. Упавшая картина пусть так и стоит, прислоненная к стене, до тех пор, пока существо, гордо именующее себя «мужчиной», не соизволит достать стремянку, молоток и гвоздь. Если капает водопроводный кран, не торопитесь звонить в диспетчерскую, чтобы вызвать слесаря. Если у вашего спутника жизни руки не из того места растут, чтобы заменить прокладку, то пусть хотя бы озаботится тем, чтобы самолично вызвать слесаря. Заодно и поучится, как починить неисправность. (Кстати, никаких премудростей в этом нет, такую операцию вполне может осилить мужчина даже с тремя высшими образованиями.)

Мужчин нечего жалеть. Любой труд им только на пользу . Труд, как известно, обезьяну превратил в человека. Труд и представителя мужского пола может превратить в мужчину.

Бережно относитесь к собственному хорошему настроению. Никогда не повышайте голоса, не кричите, не спорьте и не скандальте с мужчиной. Не тратьте понапрасну эмоции! Помните, что отрицательные эмоции негативно сказываются на внешности женщины.

Если предстоит заняться делом, которое вам претит, - не спешите. Тяните, пока не найдется тот, кто с удовольствием (или без) засучит рукава. Выигрывает тот, у кого крепче нервы или кому важнее результат. Если энтузиазм не будет проявлен никем - забудьте об этом деле. На свете столько дел, которые делать вовсе не обязательно!

Научитесь говорить «нет» . Проблема многих женщин в том, что они слишком легко говорят «да» и не умеют произносить «нет». Отказывая кому-либо, обоснуйте причину. Если ваша мотивировка оппонента не устроит, ему же хуже.

Не ломайте голову над чужими проблемами, которые вас не касаются. Не лезьте в чужую душу, в чужую жизнь, но и не пускайте никого в свою.

Учитесь манипулировать мужчинами и заставлять их делать то, что вам нужно.

Никогда не гребите, сидя в лодке с мужчиной (сказанное, конечно же, не следует понимать только буквально). Образно говоря, будьте по жизни штурманом, но не гребцом.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ: НЕ ПОРТИТЕ МУЖЧИН ТЕМ, ЧТО БЕРЕТЕ НА СЕБЯ ИХ ФУНКЦИИ!

Освоив эти принципы, вы поймете, что можно получать удовольствие от жизни, не разочаровывая других, не ущемляя их интересы, но при этом и не обижая себя.

Когда в диалогах философов начинает затрагиваться теория разумного эгоизма, невольно всплывает фамилия Чернышевского Н. Г., многогранного и великого писателя, философа, историка, материалиста, критика. Николай Гаврилович вобрал в себя все лучшее - стойкий характер, непреодолимое рвение к свободе, четкий и рациональный ум. Теория разумного эгоизма Чернышевского - это очередная ступень в развитии философии.

Определение

Под разумным эгоизмом следует понимать философскую позицию, которая устанавливает для каждого индивидуума первенство личных интересов над интересами других людей и общества в целом.

Возникает вопрос: чем разумный эгоизм отличается от эгоизма в прямом его понимании? Сторонники разумного эгоизма утверждают, что эгоист думает только о себе. В то время как разумному эгоизму невыгодно пренебрегать другими личностями, и попросту он представляет собой не эгоистичное отношение ко всему, а всего лишь проявляется как недальновидность, а иногда даже как глупость.

Другими словами, разумным эгоизмом можно назвать способность жить своими интересами или мнением, не противореча мнению других.

Немного истории

Разумный эгоизм начинает зарождаться еще в античный период, когда Аристотель отвел ему роль одной из составляющих проблемы дружбы.

Более подробное исследование данный вопрос получил у Фейербаха Л. По его мнению, добродетель человека опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения другого человека.

Глубокое изучение теория разумного эгоизма получила у Чернышевского. Оно опиралось на трактование эгоизма индивидуума как на выражение полезности человека в целом. Исходя из этого, если сталкиваются корпоративные, частные и общечеловеческие интересы, то главенствовать должны последние.

Взгляды Чернышевского

Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:

  • Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и
  • Разум и идея являлись развития.
  • Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.

В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.

От Гегеля - к Фейербаху

Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.

В своей работе «Сущность христианства» Фейербах утверждает, что природа и человеческое мышление существуют отдельно друг от друга, а высшее существо, созданное религией и фантазией человека, является отражением собственной сущности индивидуума. Данная теория очень вдохновила Чернышевского, и он нашел в ней то, что искал.

Суть теории разумного эгоизма

Теория разумного эгоизма в работах Чернышевского была направлена против религии, богословской морали и идеализма. По мнению писателя, индивид любит только себя. И именно себялюбие побуждает людей к действиям.

Николай Гаврилович в своих работах говорит о том, что в намерениях людей не может существовать нескольких разных натур и все множество человеческих желаний действовать исходит из одной натуры, по одному закону. Имя этому закону - разумный эгоизм.

Все человеческие поступки основываются на мысли индивидуума о его личной пользе и благе. К примеру, разумным эгоизмом можно считать жертвование человека собственной жизнью ради любви или дружбы, ради каких-либо интересов. Даже в таком действии лежит личный расчет и вспышка эгоизма.

В чем заключается теория разумного эгоизма согласно Чернышевскому? В том, чтобы личные не расходились с общественными и не противоречили им, принося пользу другим. Только такие принципы принимал и пытался донести до других писатель.

Теория разумного эгоизма кратко проповедуется Чернышевским как теория «новых людей».

Основная концепция теории

Теория разумного эгоизма оценивает выгоду от человеческих взаимоотношений и выбор самых выгодных из них. С точки зрения теории, проявление бескорыстия, милосердия и благотворительности абсолютно бессмысленны. Смысл имеют лишь те проявления этих качеств, которые приводят к пиару, получению прибыли и т. п.

Под разумным эгоизмом понимают умение находить золотую середину между личными возможностями и потребностями остальных. При этом каждый индивидуум исходит исключительно из любви к самому себе. Но имея разум, человек понимает, что если будет думать только о себе, то столкнется с огромным множеством проблем, желая всего лишь удовлетворения личных потребностей. Вследствие этого индивиды приходят к личностному ограничению. Но делается это опять же не из любви к другим, а из-за любви к себе. Поэтому в данном случае целесообразно говорить о разумном эгоизме.

Проявление теории в романе «Что делать?»

Поскольку центральной идеей теории Чернышевского была жизнь во имя другого человека, то именно это и объединило героев его романа «Что делать?».

Теория разумного эгоизма в романе «Что делать?» выражается ни в чем ином, как в этическом выражении необходимости взаимной помощи и объединения людей. Героев романа именно это и соединяет. для них - служение народу и успех того дела, которое является смыслом их жизни.

Принципы теории применительны и к личной жизни героев. Чернышевский показал, как в любви всецело проявляется общественное лицо индивида.

Человеку непросвещенному может показаться, что обывательский эгоизм героини романа Марьи Алексеевны очень близок к эгоизму «новых людей». Но суть его лишь в том, что он направлен на естественное стремление к добру и счастью. Единоличная выгода индивида должна соответствовать отождествленным с интересами трудового народа.

Одинокое счастье не существует. Счастье одного индивида зависит от счастья всех и общего благосостояния в обществе.

Чернышевский как философ никогда не защищал эгоизма в прямом его значении. Разумный эгоизм героев романа отождествляет свою выгоду с выгодой остальных людей. К примеру, освободив Верочку от домашнего гнета, избавив ее от необходимости выходить замуж не по любви и убедившись, что она любит Кирсанова, Лопухов уходит в тень. Это один из примеров проявления разумного эгоизма в романе Чернышевского.

Теория разумного эгоизма - философская основа романа, где нет места себялюбию, корысти и индивидуализму. Центром романа является человек, его права, его выгоды. Этим писатель призывал отказаться от разрушающего накопительства ради достижения истинного человеческого счастья, какими бы неблагоприятными условиями ни обременила его жизнь.

Несмотря на то что роман был написан в 19-м веке, его основы применимы и в современном мире.