Рабская или вполне обыкновенная любовь? Раба любви? Или рабская любовь.

Тоня недавно познакомилась с парнем. Его звали Саша. Ей так хотелось любви, что она закрывала глаза на все плохое в его характере. Тоня никогда не приводила в дом Александра, боялась негативного отношения к нему родных. Но, вот наступил март и день ее рождения. Было приглашено много друзей. Тоня отважилась пригласить Сашу. Ей исполнилось всего двадцать лет. Гости были приглашены на два часа дня. Антонина была в этот день красивая, как никогда. Встречала гостей в хорошем, праздничном настроении. Принимала подарки и все ждала Сашу. Родителей Тоня предупредила, что придет человек, которого так сильно любит. Но, вот прошел час, а Александра все не было. Никто не садился за стол, так как Тоня просила подождать. И гости танцевали. Прошел еще час, а любимый не приходил. Не позвонил, не объяснил, почему не пришел. Гости уже есть захотели, танцевать надоело.
Тонины родители сказали девушке, что может, хватит ждать и пора садиться за стол. Неудобно, столько человек одного ждут. Она со слезами на глазах согласилась, но сидела ко всему безучастная. Все ждала своего Сашу. На поздравления отвечала невпопад. Подруги пытались ее развеселить, но ничего не получалось. Когда праздник подходил к завершению, неожиданно раздался звонок в дверь. Антонина вскочила и побежала открывать. Это наконец-то соизволил прийти Саша, да не один, а с другом. Оба были здорово пьяны. У родителей глаза полезли на лоб, такого хамства они не ожидали. Не извинившись за опоздание, за свой непотребный вид, без подарка Александр стал поздравлять Тоню. Она вся засияла, настроение у нее поднялось, и повела за стол Сашу и его друга. Ее родителям это очень не понравилось, и они хотели, чтобы молодые люди покинули их дом. Но, дочь с такой мольбой посмотрела им в глаза, что родители просто ушли в другую комнату очень расстроенные, что у Тони нет девичьей гордости. Но, в этом они были бессильны, раз у нее такой характер.
Через три месяца, по какой-то причине, Тоня поругалась с Сашей, сказала, что больше не будет с ним встречаться, и уехала отдыхать в Сочи. Сказала родителям, чтобы они не говорили Саше, куда она уехала. Родители очень были рады, что дочь порвала с этим ничтожеством.
Через несколько дней позвонил Саша. К телефону подошла Тонина мама. Он умолял, чтобы она сказала, где Тоня. Саша говорил, что понимает, как противен им, но уверял, что очень любит их дочь. Тонина мама ответила, что не скрывает, как он им противен, и чтобы он не искал встреч с их дочерью, и повесила трубку.
Через месяц приехала Тоня, загоревшая, повеселевшая. Родители радовались, глядя на нее. Еще красивее стала.
И вдруг, в один прекрасный день, раздался звонок телефона. Тоня взяла трубку. Это был Саша. Она вся засияла, забыла о своих словах, что не будет с ним встречаться. Стала готовиться к свиданию. У родителей руки просто опустились. Не думали, что она такая бесхарактерная. Но, в чем-то убеждать ее, без толку, станешь врагом и только. Пришлось смириться с выбором дочери. А еще через три месяца Саша и Тоня поженились. У родителей Тони в душе была тоска, жалко отдавать дочь такому любителю выпить.
Они оказались правы. Всю жизнь Саша не переставал пить, скандалить. А Тоня глотала слезы и покорно все ему прощала.

“В купе поезда, куда я вошел с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках. Обутая и ободренная, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. Инвалид принялся заправлять постель. Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень скоро, - привык, видать, заниматься домашними делами. Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправлял постель. - Мурочка! Все в порядке, - известил он даму и присел к столику. Дама вошла в купе, пальчиками подправила не совсем ловко заделанную под матрас простыню и победительно взглянула на меня: “Вот как он меня любит!”. Инвалид по-собачьи преданно перехватил ее взгляд, будто подтвердил: “Вот как я ее люблю!”. Потом они препирались насчет нижнего места, и дама снисходительно уступила. - Ну, хорошо, хорошо! - Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте. Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли он ее. - Да ложись ты, ради Бога, ложись! Чего ты возишься? - строго молвила дама, и супруг ее снова заизвинялся, заспешил. Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. Поскольку мы оба были фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. Познакомились. Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не было так трудно в пути. Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел тревожить свою Мурочку. И я подумал, что любовь, конечно, бывает разная и, наверное, я ее понимаю как-то упрощенно, прямолинейно, или уже вовсе не понимаю. Во всяком случае, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно” .

А после текста тут же шло задание 28: “В каком значении автор употребляет слово “такая” в предложении 23? 1) преданная, 2) рабская, 3) истинная, 4) проверенная”. Автору, известному писателю, человеку с огромным жизненным опытом, увиденное “постичь было непосильно”. А вот одиннадцатиклассники обязаны тут же, на экзамене, постичь и точно обозначить. Я написал “преданная”. (Пока ученики делают задания, я должен прорешать все варианты). Все до одного мои ученики написали “рабская”. Через несколько дней пришли ответы. Оказалось-таки, что рабская. Тут все порочно. Почему школьники должны точно определить то, что и сам автор не берется определить точно? Да еще и на экзамене, на отметку. По какому праву школьники должны судить чужую семейную жизнь и отношения мужчины и женщины быстро и однозначно? Ведь при тестовой проверке всегда три ответа неверны, и только один - правильный. И вот что особенно ужасно. Далее выпускники должны выполнить задание “С” по этому самому тексту. Но ведь им уже заранее, до выполнения задания, подсказано, куда нужно двигаться: составители-провокаторы дали ключ к выполнению задания - рабская любовь. Так что и думать самому не нужно. И пошло-поехало: “Проблема, поставленная в тексте (а именно так они и обязаны начинать), - это проблема рабской любви”. На два класса только одна ученица эту самую проблему определила по-человечески: “Астафьев размышляет о любви, а именно, какой она может быть и как по-разному проявляться”. Помните, как Анна Каренина в романе Толстого говорит: “Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви”. Но что же рабское увидели мои ученики в этой любви? “Несмотря на то, что у мужчины не было руки, он стал заправлять постель, пока его жена бездейственно скучала. И так же, несмотря на свою инвалидность, мужчина уступил жене нижнюю полку, после чего попытался взобраться на верхнюю полку, а, взобравшись, попытался не вертеться, чтобы не помешать сну жены”. И что тут рабского? “В подъезде моего дома, - говорю я, анализируя работы, - живет одинокий мужчина без кистей рук. Каждый раз, когда я его вижу с сумкой на локте, у меня появляется желание помочь ему. Но я понимаю, что этого делать не надо. И когда он сам ключом открывает дверь, я тоже порываюсь помочь ему, но сразу понимаю, что и этого делать не надо. Он сам не хочет, чтобы ему напоминали о его инвалидности… В истории, о которой рассказывает В. Астафьев, стремление мужа каждый раз и во всем утвердить себя как мужчину, а не как инвалида, должно быть понято и понятно”… Еще хуже с авторским отношением (обязательное задание: “сформулируйте позицию автора”). “Автор считает, такая любовь - не любовь, а рабство какое-то”. “Автор не понимал такую любовь, рабскую, именно не преданную, а рабскую”. “Автор относится к этой женщине презрительно”. Простой силлогизм: “Мы - не рабы, рабы - не мы”. Любовь - рабская. Следовательно… Кстати, слово “рабская” (еще раз напомню: слово не писателя В. Астафьева, а горе-составителей материалов для экзамена) может иметь смысл и уничижительный (как у Лермонтова: “Перед опасностью позорно малодушны / И перед властию презренные рабы”), и возвышенный (как в стихотворении Блока: “Твоих страстей повержен силой, / Порой - слуга, порою - милый; / И вечно - раб”)… Лишь четыре человека из двух классов не согласились с концепцией составителей: “Это самая обыкновенная любовь, при которой человек готов на все ради любимого”; “Это настоящая любовь. Я еще не постигла это чувство и не очень представляю, каково так любить. Но думаю, что такая любовь и есть счастье”; “Разве не о такой большой и искренней любви и доверии мечтают все люди? Я считаю, что ни о каком раболепии здесь не может быть и речи”. У автора четвертой работы я попросил разрешения, не называя ее имени, прочесть ответ в классе: “Я влюбилась в молодого человека и отдалась ему вся без остатка. Мой избранник использовал меня какое-то время. А я все так же слепо и безответно боготворила его и боялась дышать рядом с ним, хотя знала обо всем. Как это ни печально, любовь бывает безответной, бывает слепой, бывает рабской. Все-таки это лучше, чем совсем никогда не любить”. Но вот что характерно: и эти четверо в ответе на 28-й вопрос ответили “рабская”. Не терять же балл. “Правильные” же ответы на столь непростые вопросы оставили жутковатое впечатление: “Любовь ни в коем случае не должна быть неравной” (курсив в цитатах всюду мой. - Л.А.); “Не должно быть такого, если любишь”; “Любовь должна быть обоюдной”; “Любовь не может быть односторонней”; “Мужчина совершил ошибку, выбрав себе в жены такую женщину”; “Я считаю, что любовь, безусловно, является хорошим чувством. Она делает нашу жизнь полней и интересней. Но во всем нужно знать допустимые пределы”; “Чувства никогда не стоит пускать на самотек, чтобы не стать рабом в любви”; “В любви должно быть взаимопонимание. Неправильно, когда есть проявление любви только с одной стороны”… Реальная жизнь глубже, шире, многообразнее, богаче любых схем. Но - из четырех предложенных эпитетов нужно выбрать только один. Выбрали “рабская”. И, если уж рабская, значит - не преданная, не испытанная, не проверенная. Беда тестовых заданий в том, что они воспитывают одномерное мышление. Крайне опасное в жизни и невозможное в отношении к литературе, ибо, по словам Ю.М. Лотмана, “художественный текст не имеет одного решения”. Вот теперь уже точно давайте подумаем: в кого на прокрустовом ложе ЕГЭ превращают детей?

Исходный текст

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.(3)Инвалид принялся заправлять постели.(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.(6) – Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:(11) – Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на
вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.(15) – Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

(По В. Астафьеву)

Сочинение

К сожалению, очень часто люди не замечают, как их любовь, проявляющаяся сначала в обожании, перерастает в поклонение другому человеку, его обожествление. Одни готовы пойти на все ради объекта своей любви, несмотря ни на что: ни на проблемы со здоровьем, ни на мнение окружающих, ни на собственную гордость и чувство собственного достоинства. А другие пользуются этим, получая тем самым какую-то выгоду для себя. Но стоит ли любить человека такой «больной» любовью? Стоит ли отдаваться полностью другому, не получая ничего взамен? Об этой проблеме, проблеме рабской любви, говорит в своем тексте В.Астафьев.

Автор с пониманием относится к главному герою – инвалиду войны,который, несмотря на ограниченные физические возможности, надевает жене тапочки, заправляет постели и ложится спать на верхнюю полку в купе, хотя это явно дается ему с большим трудом. Он готов ради Мурочки на все, на любые неудобства, а «по-собачьи преданный взгляд»–лишнее тому доказательство. Муж любит жену, не обращая внимания на то, как она унижает его, и это огорчает автора.

А вот в описании жены архитектора-фронтовика чувствуется явная авторская ирония. Говоря о ее победительном взгляде, о том, как она «пальчиком поправила не совсем ловко заделанную простыню» и как «снисходительно уступила» мужу,В.Астафьев показывает нам, что героиня неприятна ему, так как сосредоточена только на себе.Она не вызывает уважения, потому что сопровождает мужа формально, совсем не помогая ему в пути.

Конечно, любовь бывает разная. Однако автору трудно понять отношения фронтовика и Мурочки: «такую вот любовь, если это в самом деле любовь», ему постичь было непосильно. Мне кажется, что для В.Астафьева важно, чтобы отношения между близкими людьми строились на уважении, искренности и взаимопомощи.

Мне, как читателю и как человеку, который тоже способен любить и быть любимым, также непонятны отношения героев текста. На мой взгляд, Мурочка недостойна любви фронтовика, а преданность никогда не должна перерастать в фанатизм, в унижение, иначе это уже не любовь.

Любовь – это взаимное чувство. И если ты не получаешь никакого ответа, то оно проходит. Возможно, в будущем у архитектора открылись глаза и отношение его к Мурочке поменялось. А возможно, и нет. Просто, к несчастью, есть люди, которые в жизни способны либо только любить, либо быть только любимыми…

1. Проблема наркомании.

Аргументы:

Проблема рабской любви.

Аргументы:

Аргументы:

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик-

Проблема взаимоотношений человека и собаки.

Тезис: собака не может без человека, любви к нему. Она принимает своих хозяев такими, какие они есть, и пытается понять, выслушать так, что на душе станет спокойнее

Аргументы:

1) В стихотворении Эдуарда Асанова о рыжей дворняге хозяин бросает собаку, простую беспородную дворняжку. Она не понимает его и готова мчаться за ним на край света, даже если пожертвовать жизнью. Бесконечная безмятежная любовь руководит псом.

2) В рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» главный герой увидел собаку, которая никому не была нужна и имела пустующий взор. Её никто не жалел. Этот пёс был лишен чувства любви к хозяину, поэтому он превратился в волка, первобытного одинокого зверя. Без любви нет собаки, а есть оболочка с пустотой и злобой внутри.

Проблема значения Пушкина в наше время

Тезис: А. С. Пушкин не просто писал великолепные и удивительные произведения, он стал основоположником многих тем и стилей классической русской литературы.

Аргументы:

1) Тема маленького человека, которая встречается в творчестве многих великих писателей, таких как Н. В. Гоголь, А. П. Чехов и Ф. М. Достоевский. Именно А. С. Пушкин придумал основные аспекты и проблематику этой темы. В поэме «Медный всадник» бедный чиновник Евгений почувствовал всю мощь деспотизма Петра I в образе Медного Всадника. Но даже после этого он отважно и смело бросил ему вызов, который равноценен вызову всему самодержавному порядку. А спустя полвека в рассказе «Гранатовый браслет» А. И. Куприна поступок совершил жалкий Желтков.

2) А. С. Пушкин обозначил много тем для будущих поэтов. Не зря он носит звание «солнце русской поэзии». Его влияние видно в произведениях М. Ю. Лермонтова, а также Тютчева и Фета. А. С. Пушкин сформировал жанр политических стихотворений. В оде «Вольность» поэт восстал против тирании самодержавия, а в стихотворении «К Чаадаеву» выразил надежду на светлое будущее без «самовластья». Наверное, именно этими произведениями вдохновлялись поэты - революционеры в 1917 году.

Итого: Апполон Григорьев: «Пушкин – наше всё».

Проблема воспитания хорошего вкуса у молодёжи.

Тезис: лишь с помощью правильной и сложной по содержанию культуры можно воспитать художественный вкус у молодёжи. Проявлениями этой культуры могут быть разные виды творчества. Однако особое место среди низ занимает литература. Именно она является первичным агентом влияния на человеческий разум и сердце, которые привыкабт к ней, как к наркотику, и требую все большей добавки. А это и является настоящим художественным вкусом, который влияет на всю дальнейшую жизнь.

Аргументы:

1) Известная поэтесса Марина Цветаева в своём прозаическом произведении «Мой Пушкин» описывает те чувства, которые возникли у неё при знакомстве с творчеством великого поэта. Кто знает, что бы произошло с Цветаевой, если бы она вместо гениального Пушкина читала Донцову девятнадцатого века… Наверное, мы получили бы талантливого поэта, умеющего складывать любые рифмы без особо смысла, без «художественной жилки», которую и рождает вкус.

2) Обычные люди, которые не являются деятелями культуры, тоже могут иметь художественный вкус. Это чувствуется при отношении к коммерческой литературе. Например, в романе – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и Мир» Андрей Болконский – герой с интересным внутренним миром, который сотрясают духовные страдания. Великий русский писатель мастерски описывает его так, что человека уже не будут волновать муки и примитивные мысли многих героев современных произведений. Соответственно, так можно решить проблему безнравственности книг, их никто не будет читать.

Проблема совести.

Тезис: у совестливых людей совесть не зарыта где-то глубоко: она живёт и действует на протяжении всей человеческой жизни.

Аргументы (чисто тексты с Лингвиста)

1) В статье Т. В. Москвиной «Трагедия колпака» автор сравнила часть людей с колпаками, особом видом грибов, который в народе не очень любят, несмотря на его прекрасные вкусовые качества. То же самое и с людьми, которые добросовестно исполняют своё дело. Их совесть проявляется в качественном труде. Другие завидуют этому и не допускают присутствия хороших качеств в совершенно обычных людях.

2) В статье Ф. Искандера «Государство и совесть» автор считает, что совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. И даже те, кто, на первый взгляд, этим качеством не обладают, попав в хорошую среду проявляют свою совесть; сначала из-за боязни, а потом уже по привычке.

Проблема искусства чтения.

Аргумент:

1) В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой Илья Ильич не любил читать: книги на полках в его комнате были запылёнными. На первый взгляд, Обломов просто ленив и даже книжку в руки взять не может. Но так ли это? Что хотел увидеть Обломов в книге? В диалоге с Пенкиным он открыл истинную причину нежелания читать. Ему не хватало человека в литературе, написанной его современниками; она была для него слишком простой или пошлой, без «моральной нагрузки». Искусство чтения Обломова было очень сильно развито, он везде хотел философии: его душа требовала сложной литературы, а не найдя её, тиха умирала.\

2) Любое произведение, дающее нравственный урок.

Проблема отцов и детей.

Тезис: человек любой эпохи сталкивается с вечным конфликтом. Эта встреча неизбежна, и происходит она в момент, когда формирующаяся личность начинает отвергать основы, на которых стоит мир

Аргументы:

1) В романе великого русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» конфликт поколений представлен в противостоянии Евгения Базарова, молодого нигилиста, и Павла Петровича Кирсанова, дворянина со сложной трагической судьбой. Базаров отвергает все общечеловеческие духовные ценности, которыми дорожил Кирсанов. Искусство и любовь в его понимании ничто перед силой рационализма и науки. Это возмущает Павла Петровича, положившего всё на алтарь страсти. В своей непримиримой борьбе два умнейших человека дошли до дуэли, достигли точки кипения.

2) В пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедова прогрессивно мыслящий Чацкий не находит понимания в лице отсталых консерваторов Скалозуба, Фамусова и других дворян. Это т конфликт поколений отображает борьбу между молодыми сторонниками либерализма и старыми противниками всех изменений, которые могут их лишить и «тепленького» местечка», и особого статуса. Первые не видят невозможности установления идей демократии на данном этапе, вторые же губитетльности свое системы в целом.

Проблема экологии.

Тезис: человек не должен наносить вред природе, она является гармоничным живым существом, которое может мстить за нарушение своего равновесия. Человек, оторвавшись от природы, обрекает себя на долгую и мучительную нравственную и физическую гибель.

Аргументы:

1) В повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» показывается, как человек, гонясь за решением собственных проблем, может уничтожить целый мир с собственной историей. Природа этого места не хочет лишиться связи с деревней, не хочет погибнуть под толщей стоячей, мёртвой воды. Это символизирует царский листвень, который не смогли ни сжечь, ни свалить.

2) Чернобыльская катастрофа

Проблема чиновничества.

Тезис: российское чиновничество – это особая каста, стоящая отдельно от народа. Они считают себя выше других, когда на самом деле они должны служить гражданам своей страны и защищать в первую очередь их интересы.

Аргументы:

1) В поэме великого русского писателя Н. В. Гоголя «Мёртвые души» особое место занимает «Повесть о Капитане Копейкине», где участник Отечественной войны 1812 года, потерявший в боевых действиях руку, вынужден в поисках материальной помощи обратиться к столичным чиновникам. Но их совершенно не интересует судьба ветерана. Такое отношение к герою войны показывает, что чиновничество – безнравственная «масса», которая не может проявлять ни уважения, ни сострадания к другим людям.

2) Любой произвол чиновников в современной России (Обронсервис, Агролизинг, заявления Путина о борьбе с чиновьичем произволом, даже знаменитое МММ отчасти также из-за чиновников, полковник Копытов). Читаем прессу

Проблема счастья.

Тезис: нельзя развивать беспечное и бездумное счастье. Это может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Аргументы:

1) В романе И. А. Гончарова Обломов добился своей цели, вечного покоя. Казалось бы, вот оно счастье. Но дальнейшая судьба Обломова говорит об обратном. Его жизнь стала похожа на сон, как только Обломов добился абсолютного счастья, и в конце это привело к забвенью.

2) В повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» мы можем наблюдать обычную картину для русского общества. Жена, воспользовавшись отъездом мужа, изменила ему с молодым приказчиком. Причиной этому было стремление Катерины к своему счастью, из-за которого она совсем обезумела. Привело это всё к трагическому концу: Главная героиня тонет в холодных водах Волги, унесся с собой жизни нескольких человек. Жажда абсолютного счастья разрушила относительную гармонию человеческих судеб.

Проблема денег.

Тезис: жажда денег развращает человека, делает его безнравственным и беспринципным.

Аргументы:

1) В рассказе М. Горького «Челкаш» разыгралась маленькая драма двух людей. Челкаш, бывалый вор, искал себе помощника и нашел в лице молодого крестьянина Гаврилы, который хотел быть по-настоящему свободным. Когда они провернули дело и получили деньги, Гаврило, одержимый жаждой денег, попытался отобрать все деньги у Челкаша. Но, видимо, совесть его не исчезла до конца: оставив Челкаша в бессознательном состоянии, он вернулся к нему и привёл в чувство. «Дьявол попутал»,-оправдывался Гаврило.

2) В романе М. Горького «Фома Гордеев» показывается разложившиеся купеческое общество конца 19 – начала 20 века. Скрывая свои безнравственные и корыстные помыслы за красивой брошюрой, оно медленно умирает, так как старое поколение некому заменить: Фома, как представитель молодого купечества, не может также беспринципно жить. Власть денег уничтожила всё человеческое в этих людях.

3) А. Беляев «Продавец воздуха»

Проблема влияния музыки.

Тезис: музыка благотворно влияет на человека.

Аргументы:

1) В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» можно увидеть влияние музыки на человека. Когда Наташа Ростова начала петь, Николай Ростов, находившийся из-за проигрыша большой суммы денег в ужасном эмоциональном состоянии, забыл про все тревоги, жизнь стала казаться ему легче, а проблемы - решаемыми.

2) В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой Илья Ильич переживал духовную смерть. Однако встретив Ольгу, он показал, что способен жить «по-настоящему». Когда его возлюбленная пела ему знаменитую Casta Diva, он переживал духовное перерождение, для него создавалась возможность новой интересной жизни.

3) Спасибо, музыка, за светлые леса
Они звучат под осень, как оркестры,
Мы всё ещё не верим в чудеса,
А ты творишь их запросто и честно.

А. Козловский

Проблема милосердия.

Тезис: совершить милосердный поступок дано не каждому. Его нужно постоянно тренировать, иначе оно пропадёт. Милосердие – это дар. Люди, не способные к милосердию, вызывают презрение и раздражение.

Аргументы:

1) В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» милосердный поступок совершает Маргарита. Она просит Воланда помочь Фриде, но не себе, зная, что он может выполнить лишь одно желание. Воланд исполняет волю королевы бала у сатаны и, удивлённый милосердием Маргариты, и помогает ей. Милосердие способно сломать любые стены и вызывать светлые чувства у окружающих.

2) В романе-эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохова главный герой Григорий также проявляет своё милосердие даже в обыденной жизни. На сенокосе, случайно зарубив утёнка, он решил спрятать его, чтобы не напугать сестру. Казалось бы, что здесь удивительного? Однако этот милосердный поступок показывает доброту и искренность Григория, человеческие качества, которые будет проявляться в дальнейшем.

3) (Лингвист) В статье Д. А. Гранина «О милосердии» автор говорит, что милосердие – это важнейшее проявление нравственности. Люди должны призывать друг друга к милосердию. Это долг каждого из нас.

Проблема русской деревни.

Тезис: русская деревня находится на грани своего существования. Бесконечная эксплуатация привела к тому, что ресурсы деревни в целом истощились. В конечном итоге это привёдет к полному разрушению традиционной крестьянской общины.

Аргументы:

1) Российское сельское хозяйство стало экономически невыгодным и служит лишь для того, чтобы «отмывать» деньги государственного бюджета. По всей России идёт закрытие сельскохозяйственных предприятий.

2) В повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» рассказывается об уничтожении деревни ради постройки электростанции. Местные жители вынуждены покинуть своё родное место обитания. Люди, считающие, что ликвидируют старую деревню в интересах цивилизации, неправы: они уничтожают нравственную основу русского мира. И, к огромному сожалению, не одну Матёру настигла та же участь.

3) В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» показаны проблемы русской деревни: пьянство, безынициативность, консерватизм, моральная отсталость. Однако такие серьёзные вопросы никто не собирается решать. Но всё равно Н. А. Некрасов описал и достоинства русской деревни: духовное величие некоторых представителей, сила морального духа, доброту и честность. Русская деревня одновременно и плоха, и хороша. Важно максимизировать положительные качества, успевая при этом нивелировать отрицательные. Это можно проследить на примере села Кузьминское, которое обладает огромным торговым потенциалом и ужасной инфраструктурой.

1. Проблема наркомании.
Тезис: наркотики – это «бич» человечества», они удовлетворяют мнимые потребности, медленно убивая разум и сердце, которые превращаются в смиренных рабов своего «порошкового хозяина»

Аргументы:

1) В повести «Морфий» великого русского писателя М. Булгакова молодой врач Бомгард читает дневник своего друга Сергея Полякова, застрелившегося из-за своей зависимости к наркотику. Он узнаёт, что Поляков получил дозу морфия чисто случайно: одной ночью у него возникли сильные боли в желудке, и, пожалев его, фельдшерица Анна ввела прозрачный раствор. Доктор сразу почувствовал себя лучше, ему понравилось новое состояние. Раз за разом он вводил себе всё большие дозы морфия, думая, что это улучшает его работоспособность. В конечном итоге морфий превратился для него в «кристаллического божка». Смыслом его жизни стали поиски новых доз. Поляков не нашел в себе силы справится со своей болезнью, и он решил закончить свою позорную, наполненную ужасами и галлюцинациями, жизнь, которая могла повернуться совсем иначе и связаться с Анной, которую герой полюбил. Морфий убил его жизнь, как чуть не убил жизнь самого М. Булгакова, который, к счастью, смог справится со своей болезнью.

2) В романе «Плаха» киргизского писателя Чингиза Айтматова главный герой, журналист, Авдий Каллистратов получил задание исследовать пути проникновения наркотика анаши в страну. Для этого он внедрился в группу «гонцов за анашой». Это были молодые люди, страдающие наркотической зависимостью. Получив заветный товар, они стали пробовать его действие на себе. Авдий не выдержал вида убивающих себе людей и попытался остановить их. В результате его избили до полусмерти и выбросили из движущегося поезда. Люди превратились в зверей, которые готовы убить любого, кто помешает им насладиться дурманом. Жизнь другого человека превратилась для них в ничто.

Проблема рабской любви.

Тезис: рабская любовь непонятна для окружающих, создаёт неудобство, её нельзя назвать светлым чувством, она основана на отношениях раба-хозяина.

Аргументы:

1) В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Соня любила Николая Ростова, но тот в итогк полюбил княжну Марью, полюбил сильно и искренне. Соня же смирилась с этим и, приняв свою судьбу, стала жить вместе с Николаем и Марьей, лишь бы видеть любимого. Эта любовь мешала всем в доме. Соня же осталась «пустоцветом», в котором, кроме этой рабской покорности ничего нет.

2) В рассказе А. П. Чехова «Душечка» примером рабской любви является Оленька, для которой каждая новая страсть становилась целью и смыслом жизни; без страсти нет ни того, ни другого. Оленька превратилась в послушного «раба», который полностью принимает мировоззрение хозяина и готов ради него на всё.

3) В романе Френсиса Фицджеральда «Великий Гэтсби» главный герой Джеймс Гетц влюбился в Дэзи Бьюкенен. Будучи простым офицером, он не мог ей ничего предложить, кроме своей любви. Но Дэзи хотела «всего и сразу», поэтому и вышла замуж за Томаса Бьюкенена. Джеймс же не сдался, а поставил перед собой цель: когда-нибудь воссоединиться с любимой. Упорно работая и трудясь, он превратился в «Великого Гэтсби», в образ, который он придумал себе в детстве. Добившись ради Дэзи огромных богатств, он не заметил, что она всё также далеко от него. Дэзи потеряла себя, она уже не была той возлюбленной Джеймса. Он в свою очередь лишился смысла жизни, поэтому его и настигла нелепая смерть.

Проблема взаимоотношения природы и человека.

Тезис: человек – сын природы, он должен почитать её, а не разрушать ради материальной выгоды. Природа готова дать многое, нужно лишь открыться ей.

Аргументы:

1)Великий русский поэт Ф. И. Тютчев писал:

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Своими строками Ф. И. Тютчев пытается достучаться до людей, для которых природа «не храм, а мастерская». Поэт хочет показать не только своим современникам, но и нам, что природа – это уникальная культура, которая по-своему прекрасна и хрупка, и её надо хранить и беречь.

2) Поэт С. А. Есенин большую часть своего творчества посвятил поклонению природе. Он описывает её красоту, придает ей божественное начало, учит восхищаться ею и находить в ней вдохновение.


Любовь – это очень многогранное чувство. Порой оно принимает крайние формы.

В тексте В. П. Астафьев поднимает проблему рабской любви.

Писатель рассказывает о встрече с известным архитектором и его женой. Мужчина был абсолютно предан своей супруге, о чем говорит его поведение: несмотря на свою инвалидность, уступил жене нижнюю полку, одной рукой заправлял обе постели, надевал женщине мягкие тапочки.

Кроме того, автор обращает внимание на возникшую в результате всех действий инвалида в пользу его жены неловкость перед находящимся в купе посторонним, которая и является свидетельством чрезмерной покорности, уничижительного поведения известного человека.

Я согласен с такой позицией. Само по себе чувство любви труднообъяснимо. Данный факт, на мой взгляд, обусловлен субъективностью восприятия и понимания любви, то есть тем, что поведение зависит от самих людей и отношения между ними могут развиваться по-разному.

Известно немало примеров, когда рабская любовь имеет негативную окраску.

В романе Л. Н. толстого «Война и мир» показаны отношения Пьера и Элен Курагиной. Писать подчеркивает, что героиня желает, как можно дольше оставаться прекрасной внешне, преследуя свои корыстные интересы. Элен добилась замужества с Безуховым, получившим наследство умершего графа. Мы видим проявление отрицательных качеств героини, цинизма и расчета, которые она использовала для достижения своих целей. Но такие, как Элен, по-настоящему не могут любить.

В произведении и. А. Бунина «Муза» мы также видим пример подчинения мужчины. Главная героиня считает, что бессмысленно привязываться к человеку, бесполезно его любить, так как есть риск испытать боль утраты. Она ворвалась в жизнь героя внезапно, подчинила себе его желания и интересы. Чтобы чаще видеть возлюбленную, начинающий художник бросил учебу и переехал в деревню, чтобы каждый день встречать Музу на станции. Но любовь для нее подобна игрушке, она не умеет ценить чувства близкого человека, в результате героиня бросает художника, ничего ему не объяснив.

Таким образом, каждый проходит испытание любовью по-своему. Одним из крайних проявлений этого чувства является рабская преданность одного из супругов. Как правило, такое проявление любви свидетельствует о духовном несовершенстве человека, подчинившего себе другого или пользующегося его покорностью.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-06-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.