Пять правил переживания неудач. Как прийти в себя после неудачи и провала

Здесь пойдет речь о том, как правильно относиться к работе . Следующие советы помогут вам меньше переживать из-за неудач на работе, научиться отстаивать свои права как работника, не бояться начальства и находить баланс между жизнью и работой.

На написание этой статьи меня подтолкнул негативный опыт множества моих знакомых, которые слишком серьезно относятся к работе, слишком сильно эмоционально вовлечены в те события, которые происходят в их офисе. И поэтому интриги и происшествия на работе заставляют их много переживать, думая о работе даже в свободное от нее время.

Мой прошлый опыт работы также послужил основой для этой статьи. Когда-то я позволял работодателю себя эксплуатировать, задерживался на работе и видел в ней приоритет над личной жизнью. Теперь я перестал допускать эту ошибку. И хочу рассказать вам о тех правилах, которые помогают мне оградить мою личную жизнь от работы, перестать переживать из-за ошибок, из-за отношения начальства и рассматривать рабочую деятельность как служение собственным своим, а не чужим интересам.

Этот пост посвящен, в основном, . Но, я думаю, мои советы могут помочь работникам любого пошиба.

Правило 1 – Работайте за деньги, а не за идею

Это очевидное утверждение, вы не находите? Но, как часто бывает, люди забывают самые банальные вещи. И этому способствует, в том числе, ваш работодатель. Работодателю выгоднее, чтобы работник работал, в основном, за идею, а уж потом за деньги. Почему?

Человека, который понимает, что смыслом его труда является его зарплата очень трудно эксплуатировать.

Он не будет задерживаться целый месяц после работы, забывая о семье или личной жизни, когда ему за это не платят. Он не упустит возможности перейти на другое место работы с более выгодными условиями труда, ведь он трудиться за деньги. Он не будет выполнять массу не относящейся к его полю деятельности работы, если он не получит за это финансовую компенсацию.

Он будет апеллировать к закону, который регламентирует трудовые отношения в спорных ситуациях, вместо того, чтобы молча соглашаться с самыми абсурдными требованиями работодателей.
Поэтому многие корпорации стремятся находить сотрудников с желанием работать «за идею» и это желание всячески поощряют в процессе работы.

Несмотря на то, что современные корпорации являются порождениями капиталистических обществ, внутри себя они содержат также многие черты социалистических формаций. Создается «культ лидера», регламент корпоративных ценностей. Цель компании и коллективное благо возводятся в ранг высшего интереса работы каждого сотрудника. Создается идеологическая атмосфера, в окружении которой, сотрудник работает не во благо собственного процветания, а во благо компании, коллектива, общества!

Людям пытаются внушить, что, несмотря на то, что они, трудясь в компании, зарабатывают деньги, здесь они находятся ради чего-то большего, чем просто меркантильные интересы. И чтобы поддерживать в людях такую убежденность в организациях прибегают ко множеству различных средств: тренинги, выступления руководителей, пропаганда, награждение, присвоение регалий и званий («сотрудник года»), эксплуатация бренда, навязывание патриотизма в масштабах корпорации и т.д. и т.п.

От того, до какого абсурда доходит применение этих средств, зависит от конкретной компании. В крупных западных корпорациях (западных – не в географическом плане, а в отношении модели построения бизнеса: японские, корейские фирмы можно также отнести к этой модели, как и многие отечественные организации) корпоративный патриотизм культивируется сильнее, чем во всех других фирмах.

Плохо ли это? Не всегда. С одной стороны, нет ничего плохого, что компания ищет преданных сотрудников, что она пытается создать для них стимулы для работы, помимо денежных, тем самым увеличивая их заинтересованность рабочим процессом.

С другой стороны, патриотизм, лояльность, корпоративные ценности могут служить оправданиями эксплуатации кадров для недобросовестных работодателей. Многим компаниям нет дела до чего-то кроме их прибылей. Им нет дела до вашей личной жизни и до ваших личных интересов, им выгодно, чтобы вы работали как можно усерднее и как можно больше. И чем больше вы работаете и чем меньше вы просите, тем более выгодна ваша работа для руководителей и акционеров фирмы, но тем меньше она выгодна для вас самих.

Работа «за идею» также рождает много ненужных переживаний и фрустрации. Для человека, который работает за деньги, самым плохим вариантом развития событий на работе станет его увольнение. Он может бояться, что ему не заплатят, или не заплатят вовремя, или он не получит премию. Если он допустил ошибку в работе, он не станет сокрушаеться по этому поводу, ведь его же не обязательно уволят за это?

Человек, работающий за идею (или ради удовлетворения собственных амбиций) может бояться того, что на его усилия не обратит внимания начальство, что его коллеги не будут восхищаться его профессионализмом. Работник «за идею» относиться к своим ошибкам на работе, как к личной трагедии, как к доказательству его личной несостоятельности.

Работники за идею приходят больными на работу, остаются сидеть в офисе допоздна, работают по выходным, даже если им не платят. Ради работы они готовы пренебречь собственным здоровьем, своей личной жизнью и своей семьей. Корпорации смотрят на такое поведение как на добродетель, хотя, на мой взгляд, оно является лишь формой болезненной одержимости, раболепия и зависимости.

Работая за деньги, вы имеете меньше эмоциональной привязанности к работе.

Благодаря этому вы становитесь связаны с вашей работой меньшим количеством ниточек, за которые может дергать работодатель в своих интересах, а не в ваших. И чем меньше вы привязаны к ней, тем меньше вы испытываете фрустрации и тем больше у вас остается места для мыслей о чем-то другом, кроме работы. В результате, вы начинаете проще относиться к неудачам, вы забываете о работе, когда приезжаете домой, выговор начальства не превращается для вас в личную драму, а рабочие интриги проходят мимо вас.

Поэтому всегда напоминайте себе, зачем вы ходите на работу. Вы здесь, чтобы зарабатывать деньги, обеспечивать свою семью. Самое плохое, что может здесь произойти, это то, что вас уволят. Для кого-то увольнение является критичным событием, для кого-то нет, так как работу всегда можно найти. Но, в любом случае увольнение не значит того, что вас предадут анафеме, сделают предателем Родины. Это значит просто уход с текущей работы и поиск нового места и новых возможностей.

Работа – это только средство для достижения целей! Это не цель, в жертву которой вы должны положить вашу семью, ваше здоровье и ваше счастье.

Работать за деньги значит не только отказаться от работы преимущественно «за идею». Это значит не трудиться ради удовлетворения своих страстей и амбиций. Если вы будете работать ради того, чтобы командовать, оказывать давление на людей, казаться самому себе важным, то любую неудачу на работе вы будете воспринимать как вызов чувству собственного достоинства и, как следствие, будете принимать неудачи близко к сердцу.

Пожалуйста, не думайте, что я хочу заставить отказаться вас от любви к любимому делу, заменив ее холодным прагматизмом. Любите свою работу, но не превращайте эту любовь в болезненную зависимость! Во всем нужно соблюдать меру.

И я нашел работу лучше той, на которой я работал до этого. Новое место не оправдало моих ожиданий, и через месяц я нашел место еще лучше. Там я и работаю до сих пор (примечание: работал там на момент написания статьи. На текущий момент я работаю на себя).

Максимум? Именно так. А кто сказал, что вы должны просить от работодателя зарплату, соответствующую средней зарплате по рынку? Почему бы не получать зарплату выше средней?

Во-первых, сложно говорить о средней величине оклада, если вы не знаете, что происходит на рынке труда. (Единственный способ для обычного работника об этом узнать – это ходить на собеседования, как я писал)

Во-вторых, средняя зарплата – это как средняя температура по больнице. Почему вы должны вообще ориентироваться на эту цифру?

Ходите на собеседования, не бойтесь просить большую зарплату, чем ту, которую вам платят сейчас и смотрите на реакцию потенциального работодателя. В разных компаниях платят по-разному. Где-то над вашими запросами посмеются, но где-то вам сделают предложение и будут платить столько, сколько вы попросите. Будьте готовы ко всему, посетите много разных компаний, посмотрите, как обстоят дела там.

Иначе вы так и будете думать, что нельзя зарабатывать более 50 тысяч на вашей позиции, работая в Москве. Обычно люди не говорят о своей зарплате никому, потому что «так принято». Но это негласное правило иногда работает против нас самих. Мы не знаем, сколько получают наши коллеги, сколько зарабатывают наши друзья, так как никто никому не сообщает такой информации.

В результате, нам становится труднее адекватно оценивать величину нашего оклада и поэтому мы миримся с тем, что нам предлагают. А если бы вы узнали, что ваш коллега по офису, который работает столько же, сколько работаете вы, получает 80 тысяч? Разве тогда ваши 50 тысяч по-прежнему казались бы вам достойной компенсацией?

(Я действительно не один раз сталкивался с такими ситуациями, когда разным сотрудникам одного класса платили по-разному в одной компании! Не потому, что у них был разный опыт, а потому, что один просил больше, второй меньше на собеседовании! Вам вряд ли будут предлагать больше, чем вы попросите, даже если будут готовы на это.)

Лично я стараюсь сообщать своим друзьям сколько мне платят, если меня спрашивают, и пытаюсь получить аналогичную информацию от них, чтобы понимать, какая ситуация сейчас на рынке и какого мое положение на этом рынке. Нужно ли мне что-то менять? Есть ли другая возможность?

Конечно, я не говорю о моей зарплате кому попало, но с друзьями или близкими коллегами это вопрос вполне можно обсудить.

Правило 8 – Не бойтесь потерять работу

Ваша организация, скорее всего, не уникальна. Если вы живете в крупном городе, особенно в Москве, то существует множество мест, в которых вы можете работать даже на лучших условиях.
Ищите, узнавайте, исследуйте, развивайтесь. И не нужно бояться того, что если вас уволят из этой компании, ваша жизнь кончится. Вы сможете найти что-то еще. Не бойтесь потерять это место.

В этом нет ничего страшного. Тем более увольнение – это не только горе, это шанс. Шанс найти что-то лучше!

Поэтому не позволяйте своему начальству вас шантажировать и запугивать увольнением. Тем более, что проблемы в связи с вашим увольнением будут не только у вас, а у организации, в которой вы работаете, так как фирме придется искать нового сотрудника, обучать его. Так что неизвестно еще у кого проблем будет больше.

На своем первом рабочем месте я плохо справлялся с работой в силу все тех же невнимательности и волнения. Меня стали пугать увольнением, таким образом, наверное, хотели .

Мне все равно не нравилось работать в этой организации. Поэтому я сказал: «окей, я уволюсь сам». Я не был семи пядей во лбу, я был обычным, нерасторопным, зеленым выпускником вуза. Но даже такого человека компания пыталась удержать! Как только я сказал, что уволюсь сам, меня стали отговаривать от этого решения.

Компании не было выгодно искать другого человека, несмотря на то, что я работал всего несколько месяцев и многого еще не знал. Возможно они думали, что я не справляюсь в силу своей неопытности и что мне нужно время, чтобы собраться с силами и выполнять работу качественно. В этом они не ошиблись, прошло время и я устранил свои недостатки. Сейчас я неплохо справляюсь как со своей основной, так и со своей второй работой (этот сайт).

Но я все равно ушел из этой компании и устроился работать за бОльшие деньги и на лучших условиях.

Вывод: увольнение не только потеря для вас, но и для компании. Никто не будет вас увольнять, не имея самых веских для этого причин.

Если же вы хотите уволиться по собственному желанию, но боитесь, что вы кого-то подведете, предадите, то отбросьте эти глупые сомнения! Не нужно воспринимать фирму как корабль, в которой каждый сотрудник движется к общей цели вместе с другими работниками. Не надо думать, что, если вы покидаете этот корабль, вы предаете общую идею.

На самом деле, цель компании – это исключительно цель владельцев этой компании и акционеров. Чтобы достичь своей цели на своем «корабле», они нанимают гребцов, которым платят за их работу. Если вы хотите пересесть на другой корабль, где вам больше платят, почему бы этого не сделать? Разве вы предадите своих коллег гребцов? Нет, ведь им по-прежнему будут платить, независимо от того, где окажется корабль (если только он не попадет в шторм). Может после вашего ухода им станет тяжелее грести, но капитан найдет вам замену. Тем более у каждого из ваших коллег, также как у вас есть выбор покинуть корабль.

Ваша цель и цель ваших коллег на этом корабле – это грести и зарабатывать деньги для себя и для своей семьи.
Цель капитана – это какой-то далекий остров. Но, разве достигнув этого острова, капитан поделится с вами его сокровищами? Нет, ведь он вам платит только за то, чтобы вы гребли!

Поэтому не нужно отождествлять свою цель с целью корпорацией. Не стоит отождествлять ваших коллег, к которым вы привязались, с главами организации. Есть капитан, а гребцы – это наемные рабочие.

Это понимание поможет вам меньше привязываться к своему офису и, как следствие, меньше переживать по поводу работы. Ведь всегда есть другие возможности! А на вашем текущем месте работы свет клином не сводится.

Правило 9 – Знайте трудовой закон

Вы знаете, что работа в выходные оплачивается в двойном размере? Вы знаете, что, если вас хотят уволить, то вам обязаны выплатить несколько окладов (Если конечно вас не увольняют по статье)?

Теперь знаете. Изучайте закон, не позволяйте недобросовестным работодателям эксплуатировать ваше незнание закона. Компания обязана по закону оплачивать сверхурочный труд. Вы имеете право на то, чтобы ваша работа была оплачена в полном размере.

Конечно, в отечественных организациях часто закон обходят. Например, так происходят в фирмах с «серой» частью зарплаты. В таких организациях у сотрудника меньше прав: его могут уволить просто так, ему могут не заплатить или понизить зарплату без предупреждения. Это не значит, что я не советую работать в таких фирмах. Но все-таки я считаю отсутствие «серой» зарплаты существенным критерием выбора работы. Если компания работает «в белую» – это большой плюс.

Я об этом пишу потому, что многие об этом не думают и считают уход от налогообложения самой естественной вещью! Когда я ходил на собеседования, я задавал вопрос: «а у вас зарплата белая?»
На меня удивленно смотрели и отвечали: «белая?? Конечно нет! А что такого?»

А то, что я, как сотрудник, подвергаюсь большому риску, когда работаю в такой организации. Чаще всего все может обойтись и если организация нормальная, вам будут платить. Но вы не от чего не застрахованы. Если у фирмы возникают проблемы, если она встает перед необходимостью сокращения сотрудников, вас могут просто легко отпустить на все четыре стороны (или просто уменьшить зарплату раза в два) практически без всякой компенсации.

Помните, нарушение закона и отказ вам в ваших законным правах – это не норма!

Знание закона поможет вам отстаивать свои права и относиться к работе проще. Ведь у вас есть права, значит есть и гарантии, значит поводов для опасений меньше.

Правило 10 – Дом отдельно от работы

После работы выкиньте все мысли о ней из головы. Подумайте о чем-то еще. Оставьте все ваши тревоги по поводу невыполненного плана, не отправленного отчета на вашем рабочем месте. Работа – это не главное в жизни. Для многих из нас – это просто способ заработать деньги. Все бесконечные рабочие интриги, конфликты, невыполненные обязательства – это все чушь, мелочи.

Многие из нас не вершат людские судьбы на работе, а являются всего-навсего звеньями в огромном организме, работающим в интересах акционеров и владельцев корпорации. Неужели ваша роль в этой системе так важна для вас?

Вся деятельность корпорация – это трудоустройство одних людей, дивиденды других людей, и доступ к определенным благам третьих людей. Все корпорации вместе формируют рынок, который несет функцию распределения товаров и услуг в обществе.

Это бесспорно полезно и помогает организовать общественные отношения. Такая система не является абсолютным злом. Но разве стоит обожествлять эту машину? Обожествлять роли винтика в ней? Расслабьтесь! Относитесь к этой роли проще! Не справились с работой? Ничего страшного. Выкиньте это из головы, если рабочий день уже кончился. Подумаете об этом завтра, как говорила героиня одного известного романа.

Перестаньте зацикливаться на своей работе. В жизни существует много вещей, которые нуждаются в вашем внимании и участии. Работа – это далеко не вся ваша жизнь.

Некоторые люди гордятся тем, что они так самозабвенно отдаются работе, готовы бросать все, ради того, чтобы угодить начальству, помочь развитию фирмы. Они видят в этом благородство, верность и определенный род геройства. Я же не вижу в этом ничего кроме бегства от своих проблем, зависимости (трудоголизма), эгоизма, слабости, раболепия перед авторитетами, ограниченности, отсутствия интересов и увлечений.

Ваша семья больше нуждается в вас, чем ваш босс. Ваше здоровье важнее любых денег. Жизнь создана не для того, чтобы по 12 часов геройствовать на работе каждый день до пенсии. Если вы будете всю жизнь уделять только работе, то чего вы достигнете под конец? Денег? Признания?

Зачем все это нужно, если вы потратили годы своей жизни впустую? Это сделает вас героем в глазах вашего босса, но разве это все, чего вы хотите?

Бесконечная погоня за деньгами, за признанием, за выполнением плана, за авторитетом и престижем – это погоня за пустотой! Там ничего не будет в конце, несмотря на то, что сейчас вам может казаться, что это высшая цель!

Работа – это только средство. Средство для реализации ваших жизненных целей. Работа должна быть подчинена этим целям, а не наоборот. Если вы будете относиться к работе как к средству, вы будете намного меньше расстраиваться из-за неудач. Ваша голова станет намного меньше забита рабочими делами. Вы сможете подумать о чем-то другом, кроме работы. И понять, чего вы на самом деле хотите, что является подлинной целью вашей жизни…

Заключение – не нужно демонстрировать знание этих правил на работе

Как я уже писал, раньше я очень сильно переживал из-за работы и много волновался за результат. Я готов был задерживаться допоздна, игнорируя желание моей жены побыть со мной хотя бы вечером. Я делал так, потому что думал, что «так надо», что это важнее всего, что работа – это «все».

Но потом мое отношение к жизни вообще и к работе в частности стало меняться (я писал об этом в статье, ). Я понял, что в жизни есть много вещей важнее работы и работа должна быть подчинена моей жизни, а не наоборот.

Так уж устроены некоторые люди, что, когда они вдруг понимают что-то важное, приходят к какому-то новому убеждению, то они отдаются этому убеждению со всей страстью нового открытия! Только спустя какое-то время им удается найти баланс между своими открытиями и требованиями внешнего мира.

Поэтому, когда мне надоело волноваться из-за неудач, когда я понял, что работа это не главное, я стал относиться к ней с демонстративным безразличием. Когда меня опять начинали обвинять коллеги в том, что я ошибся, и из-за меня какой-то клиент не получит сегодня свой товар, я, вместо того, чтобы хвататься за голову, винить себя и извиняться (как я делал раньше), спокойно говорил: «ну и что? Что такого?» и отворачивался к монитору.

Из крайности в крайность. Это конечно было не совсем правильно с моей стороны. Но что было, то было. Мою новую реакцию тоже можно было понять.

Не следует брать с меня пример в этом случае и резко пересматривать свою линию поведения на работе. Относитесь к работе проще, но и не показывайте явного безразличия. Если вы ошиблись – спокойно делайте выводы, старайтесь не ошибаться в будущем и открыто признавайте свои ошибки. Только не надо страдать по этому поводу, вот и все.

Если вы раньше все время задерживались на работе, позволяли сваливать на себя чужую работу и вдруг вам это надоело, то не надо сразу покидать рабочее место, как только стукнуло 18-00, не сделав свою работу (вы конечно можете так сделать, если совсем не дорожите этим местом). Люди от вас этого не ждут и рассчитывают, что работа будет сделана. Поэтому следует всех подготовить к тому, что вы больше не будете сидеть допоздна и выполнять чужую работу. Предупредите людей об этом, чтобы они были готовы. Предупреждайте новых работодателей прямо на собеседовании о том, что вы не будете соглашаться на бесплатные переработки.

Я не пытаюсь воспитать в вас каких-то пофигистов, просто я хочу, чтобы вы проще относились к работе имели в жизни другие интересы помимо нее, не позволяли корпорациям эксплуатировать свой собственный труд!

Я также не пытаюсь воспитать плохих работников. Если вы не будете относиться к работе с фанатизмом, это не значит, что вы станете нерадивым сотрудником. Многие задачи вы будете, наоборот, выполнять лучше, если не будете сильно переживать из-за возможной неудачи.

Влияние человеческих эмоций на эффективное принятие решений можно отследить в покере. Это игра, которую я очень люблю за ее многогранность. Победа в ней зависит не только от удачи, но и от умения играть.

Я думаю, любой профессионал покера подтвердит следующий тезис. Если игрок будет сильно волноваться за результат, переживать из-за совершенных ошибок – он начнет играть еще хуже, будет принимать неверные решения и совершит еще больше промахов.

Спокойствие, контроль эмоций, спокойное отношение к проигрышам – залог успеха в покере. Если игрок будет сильно эмоционально вовлечен в игру, если его целью станет желание проучить других игроков, кому-то что-то доказать, быть самым первым и если он будет смертельно бояться поражения – с большой вероятностью он его и потерпит.

Поэтому подходите к работе также как хороший игрок относиться к игре: спокойно и с холодной головой. Не делайте работу полем реализации ваших амбиций и разрешения ваших комплексов. На кону не ваша жизнь и достоинство. Работа не самая важная вещь в жизни. Расслабьтесь!

В качестве последних напутствий посоветую вам не демонстрировать знание этих правил на собеседовании. Работодатель ждет от вас, что вы будете работать за идею процветания компании или за идею личного профессионального развития, но никак не за деньги! Потому что работника за деньги трудно эксплуатировать!

Если от вас этого ждут, то играйте по правилам работодателя и показывайте своим видом и ответами, что профессиональное развитие, возможность работы в такой великой компании для вас важнее денег.
Об этом я писал в статье .

Надеюсь, эти советы пригодятся вам. Какие-то из них больше подойдут молодым людям, живущим в больших городах, где существует богатый выбор работы. Но, я уверен, что совет проще относиться к работе подойдет любым работникам, любых возрастов и профессий!

Искушения – внешние и внутренние скорби, нестроения, гонения и т.д. – однозначно связываются нами с неприятными, тяжелыми ситуациями и состояниями. Мы чаще всего стремимся избежать искушений, полагая их ненужными препятствиями для нашей жизни. Старцы же говорят о неизбежности и полезности искушений для всякого человека, их важной роли в нашем спасении. По сути, искушения в их учении – это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

8.1. НЕИЗБЕЖНОЕ И ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО»

Если усиление гордости в наших душах делает нас непригодными к спасению по причине нашего отпадения от Бога и Его святых заповедей, то искушения являются силой, способной отрезвить нас от дурмана страсти и побудить к исправлению. Преп. Макарий говорит об этом так:

При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огнь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! .

В начале духовного пути, когда человек впервые начинает ходить в храм, молиться, причащаться, читать Евангелие и т.д., он испытывает духовный подъем и отраду в душе. Это действует благодать, подаваемая новоначальному христианину во укрепление его веры и свидетельство ее истинности. Но затем приходят искушения, потому что бедственное состояние души новоначального, боримого и пленяемого страстями, постоянно склоняющегося к греху, требует врачевания.

Сталкиваясь с разнообразными искушениями, человек учится понимать, что происходит в его жизни. Постепенно он начинает видеть и источник своих бед – «самолюбивое и славолюбивое наше устроение», т.е. гордость. Под сильным давлением искушений человек преодолевает горделивое устроение, и достигает смирения.

Искушения неизбежны в христианской жизни и делятся на два вида – внешние и внутренние. Преп. Варсонофий объясняет:

…Всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает гонение извне от мира и переживает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны по слову Спасителя: «Меня гнали и вас будут гнать» (). Но тут же утешает Господь: «Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ().

Относиться же к этим искушениям нужно различно: с внутренним врагом упорно бороться, побеждая его с помощью благодати Божией, внешним же врагам – прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает нам такие неизглаголанные радости, что по сравнению с одной минутой их все земные радости – ничто .

Внутренние искушения можно понимать как агрессивное продвижение врагом греховных прилогов (помыслов) по стадиям их превращения в страсти для пленения человека. Так как в этой агрессии преследуется конечная цель нашей гибели, мы должны упорно бороться с врагом и его прилогами. Внутренние искушения для нас – сигнал к борьбе, неприятной и трудной, но необходимой для спасения. Старец говорит о необходимости побеждать врага с помощью благодати Божией, так как своих сил для такой победы у нас не хватит.

Внешние искушения – это скорби, притеснения, обиды, досады и т.д., приносимые нам другими людьми или обстоятельствами нашей жизни. Людей мы должны прощать, а обстоятельства терпеть. Борьбы с искушениями бояться не нужно, тем более впадать в малодушие. Господь укрепляет нас в этой борьбе, ибо она нам на пользу, и подает такую духовную радость, что перед ней меркнут все земные радости.

Старцы обращают внимание на то, что искушения не только тяжелы, но и длительны. Их череда может продолжаться долгие годы и десятилетия, а школа борьбы с ними оказаться пожизненной. Преп. Анатолий (Зерцалов) пишет своей подопечной:

Жалуешься на искушения и думаешь, что не поверю, как тяжко бороться со страстьми. Верю, матушка Н., верю. Хоть тебе уже и 23 года, а искушения все еще не оставляют – конечно, неприятно! А я вот, матушка, в монастыре 23 года и все-таки работаю под игом фараона. Что же – и кричать: караул! Нет, родная, этим ничего не возьмешь… А укорим себя, как умудрился грешник мытарь, который изыде из храма оправдан паче праведного фарисея .

В молодости человеку часто кажется, что искушения должны быть быстро изжиты, ибо сама их тяжесть воспринимается как свидетельство их ненормальности. И лишь постепенно вырабатывается понимание, что грехи наши серьезны и страсти живучи, и что, немного уступая нашей воле и желанию исправиться, они затем восстают на нас с новой силой. И искушения, это неизбежное и горькое лекарство, которым врачует нас Господь, снова и снова приходят к нам.

Оттого-то и не следует впадать в уныние, но, сознавая, что причина искушений в нас самих, следует смиряться и укорять себя по примеру мытаря. Терпеливым укорением себя можно куда больше преуспеть в низложении нашего горделивого устроения, нежели бесчисленными жалобами на чужую несправедливость или недостоинство. А Господь, видя таковое наше произволение не к самооправданию и обвинению других, но к покаянию, простит нас и облегчит нам бремя искушений.

Старцы учат, что без искушений нет спасения, и очень точно показывают то положительное действие, которое искушения производят в человеке. Так, преп. Макарий замечает:

Не будь искушений, и никто бы не спасся, говорит авва Евагрий, и прочие отцы тоже, и что как не чрез искушение приходим в разум истины, а святой Петр Дамаскин : «смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений». Итак, не должно бояться искушений и не дерзать на оные&hellip ;.

В искушениях человек получает возможность правильно понять свою жизнь. Все льстивые предположения о себе и уничижительные о других – рушатся. Полагал ли себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, ты достиг самого малого, а другие превзошли тебя. Неустанно требовал что-то от других, не пытаясь разобраться в их ситуации? Теперь от тебя требуют то, что ты считаешь несправедливым, и не только требуют, но и притесняют, и гонят, и злословят. Лелеял в душе мысль о своей особой святости, которая принесет глубокий покой душе? Сейчас же беззащитен от грубого насилия помыслов… В таких обстоятельствах человек воочию видит, сколь он немощен: в своих суждениях, поступках, делах, эмоциях и т.д. Поняв и приняв эту немощность, он и делает важный шаг в «разум истины», начав правдиво оценивать себя как немощного. И за этим шагом делает и второй – признает, что правильная жизнь не может совершаться иначе, как в смирении. Данный переход к мышлению, основанному на смирении, и желание на деле быть смиренным есть «порождение смирения от разума».

В это время приходит к человеку понимание всей сложности и тяжести его проблем, понимание того, как непросто смириться по-настоящему и жить во смирении. И что такая жизнь требует искусства. И вновь старцы приходят к нам на помощь своим советом.

Преп. Анатолий (Зерцалов) говорит:

Нужно только не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: «кто есть, иже поживет и не узрит смерти» (), т.е. искушения. Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невеждами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других….

Искушения неизбежно заставляют нас учить терпению, ибо любое нетерпение, раздражение и прочее только усиливают искушения. Терпеливо неся искус, становимся более терпеливы и осторожны во всем: терпеливо относимся к людям, терпеливо понуждаем себя не считать лучше и достойнее других, терпеливо обдумываем и разбираемся в словах и поступках других и своих собственных, терпеливо ищем решения проблем и т.д. Со временем обнаруживается, что, поступая так, мы начинаем лучше понимать жизнь и других людей, и занимаем более выверенную и правильную позицию. Другими словами, мы становимся искуснее. Тогда приходит к нам и утешительный смысл старческого слова о том, что мы должны были пройти через искушения, чтобы не остаться теми «невеждами глупыми», которыми были ранее.

…Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные .

Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях ставимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. При этом часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые искушения, чем те, что были.

8.2. РАЗЪЯСНЕНИЕ ЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»

На основе общего понимания роли искушений в нашей жизни, о котором шла речь в предыдущем параграфе, старцы давали разъяснения и многих более частных вопросов по этой теме. Первая группа таких вопросов относится к тому, «для чего конкретно посылаются (попускаются) искушения».

В подавляющем большинстве случаев старцы акцентируют наше внимание на том, что без искушений невозможно придти к познанию наших немощей, а через это – к смирению. Учитывая, что по учению старцев ищет в человеке, прежде всего смирение, такая позиция вполне понятна. Например, преп. Макарий утверждает:

…Во многих отеческих учениях видим, что нельзя прийти в познание своих немощей и в смирение, Аще не будет попущено быть искушенным душевными и телесными немощами. Вникните в действия ваши, и увидите, что при возмущающих вас случаях – и следа не было смирения, но все одно оправдание .

В нашей жизни много происходит такого, что нас возмущает. Особенно это касается мнений, слов и действий людей по отношению к нам в тех или иных ситуациях. А как действуем в ответ мы сами? Старец предлагает нам вникнуть в наши действия, т.е. спокойно разобраться в логике нашей реакции. И мы видим, что поведения наше полностью предсказуемо: во всех случаях стремимся себя оправдать, изыскивая мыслимые и немыслимые аргументы для доказательства нашей правоты или невиновности. А доводы других – оспариваем, стараясь найти в них малейшую зацепку для опровержения или, по крайней мере, сомнения.

При таком подходе нам приходится сталкиваться с повторяющимися искушениями, которые самой своей регулярностью обратят, наконец, наше внимание, на нашу собственную роль в этих искушениях. И мы увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей самоуверенности и несмирении. И стоит лишь изменить свой подход на смиренный, как мы обнаруживаем, что возможным оказывается то, что до этого мы не могли получить даже прилагая огромные усилия. И это то, о чем напоминают старцы – смиренным подает благодать.

…Вы праздник светлый встретили благополучно и приятно, мирно и спокойно, – слава Богу! Но после встретились болезни и скорби; этому и должно быть, чтобы мы не превозносились, но получаемые духовные утешения очищались бы огнем искушений, доставляющих нам смирение .

Духовные утешения, как и дарования, должны быть чистыми. Увы, мы, грешные, имеем такое устроение души, что, приняв чистый дар, оскверняем его своим самолюбованием и превозношением. От этого и утешения перестают быть утешениями, но порождают тягость, и дарования идут не на пользу. Потому и несем по Промыслу Божию утешения и дарования через искушения, которыми смиряемся и сохраняем ниспосланное неповрежденным.

Преп. Лев говорит об этом так:

…И просим вас не унывать и удивлятися, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих, и дабы мы не мудрствовали не думали нечто о себе, но смиряли бы и себя под крепкую руку Божию, и почастее исповедали бы свои помыслы Матушке… попущению однако благодушествуйте, и Господь не оставит вас&hellip ;.

Не всегда мы явно склоняемся к превозношению, отдавая порой предпочтение мудрованию, т.е. мысленному и произнесенному многословию. В этом многословии много усложняется наше восприятие происходящего с нами, но не проясняется. И чем больше отвлеченных рассуждений имеем, тем больше незаметно приходим все к тому же самооправданию и превозношению.

Поэтому старец подсказывает, что не в мудровании заключено решение, но в исповедовании мудреных помыслов, да и отдании себя под крепкую руку Божию. Этим и надлежит преодолевать искушения. А благодушие, это мягкое одеяние души, в котором обессиливается гордость, очень способствует тому, чтобы Господь не оставил нас и помог пройти искушение.

Вот здесь-то и открывается нам смысл старческого слова, что искушения нам Господь посылает, чтобы не лишились мы заступления. Преп. Макарий объясняет:

Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотворность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в растениях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения страстей, если продолжительно и постоянно с нами пребывают, – то опасно, что можем прийти в высокоумие и лишиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому искушает нас противными, к познанию нашей немощи, к терпению и смирению .

Благодать, мир, тишина и спокойствие – отраднейшие переживания души. В них человек отдыхает, набирается сил, наслаждается лучшим, что есть в жизни. Но подобно тому, как безмерно затянувшийся отдых превращает человека в бездельника, а безделье подвигает к необдуманным поступкам, так и душа – если долго и постоянно пребывает в благодатном мире и покое – может стать склонной к особому и высокому мнению о себе.

В затянувшемся покое слабеет в человеке восприятие собственной греховности, сложности и трагизма мира, в котором мы живем. Через ослабленный контроль собственного сознания все настойчивее и успешнее прорываются горделивые помыслы, и человек начинает с ними соглашаться. Но за это превозношение лишается человек заступления свыше и в разленении, мечтаниях и слабости становится неискусен в борьбе со страстями. А потом и вовсе может уйти со скорбного, но спасительного пути.

Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искушения смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» () .

Искушения нужны, чтобы мы «не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно». Нерадение о своей жизни, как и жизни других, проявляется в нас многообразно. Здесь и нерадение о вере, когда не молимся и забываем слово Божие, и нерадение о других, когда нашим непостоянством и легкомыслием вызываем проблемы в чужой жизни, и нерадение о себе, когда не разобравшись в ситуации, принимаем на себя неудобные или неуместные обязательства. Искушения, которые предваряют или следуют за нерадением, отучают нас от него и прививают навык внимательности и осторожности.

Удары искушений вынуждают нас к борьбе, в которой мы опытно постигаем свою немощь и смиряемся, удаляясь от высокоумия. Без этого же мы легко соскальзываем в особое мнение о себе, которое превращает нас в гордецов. Напротив, держась смирения, мы становимся более опытными, искусными, твердыми.

Как поясняет в заключение старец, Господь прежде всего попускает искушения, чтобы выявилось «кто есть кто» среди людей. Все мы, конечно, грешные. Но при нашествии искушений одни из нас каются и исправляются, а другие падают еще ниже. Это зависит от сложившегося, порой скрытого от нас устроения души, которое человек имеет. В искушениях человек сам для себя открывает, каков его выбор, что он любит более – Бога или мир, сласти или воздержание, смиренномудрие или страстное желание возвыситься над всеми.

8.3. ЗА ЧТО НАСТИГАЮТ ИСКУШЕНИЯ»

По мере понимания «для чего попускаются искушения», мы также начинаем лучше понимать и «за что они настигают нас». Здесь есть связь, превращение первого во второе и соединение первого со вторым. Скажем, искушение послано для предотвращения высокоумия. А человек в этом искушении не исправился, а пал еще ниже – т.е. стал высокоумствовать более, чем был склонен ранее. Тогда следующее искушение уже будет наказанием за высокоумие, и одновременно – средством отвращения человека от страсти.

…Да не превознесешься, приемля благие утешения от Премилосердого Господа, о коих ты нередко ко мне пишешь, и… что ты благодарила Бога, удостоившего тебя быть в обители и наслаждаться духовным наслаждением, ни с чем не сравняемым. То, видно, хотя и тонко, но возвысилась умом о себе, вот и попустилось тебе такое искушение .

Страсти могут действовать тонко, замаскированно, прикрываясь поверхностным благочестием. Даже духовное наслаждение и благодарение за него Бога может разогревать самолюбие и от него производить незаметное возвышение умом о себе. Так и получается, что человек считает себя праведным и удостаиваемым Богом духовными дарами, но не видит, как при этом зашевелилась в нем страсть, загрязняющая дары. И вот за впадение в эту страсть попускается искушение.

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнею, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все наши дела суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы .

Свобода разумных существ должна утвердиться в добре, и испытания этому способствуют. Необходимо, чтобы человек был привержен сознательно добру и был готов его защищать и идти на лишения ради него. Без этого добро становится разменной монетой, оно принимается лишь тогда, когда выгодно, или не мешает комфортному и безопасному существованию. В других же случаях оно оставляется.

Каждому из нас суждено пройти испытания, и в испытаниях мы имеем свободу выбора. То, что мы будем думать, говорить и делать охарактеризует наш выбор. И эта характеристика будет довольно объективной. Т.е. мы сами увидим, что начинает преобладать в нашей жизни: слабеет ли наша вера, теряем ли мы устремленность к горнему, растворяемся ли полностью в мире материального, начинаем ли считать его самодостаточным. Или, наоборот, смиряемся, видя наши несовершенства, и принимаем трудности узкого пути, и через это все же укрепляемся в вере, утверждаемся в истине. Тогда получаем закалку, которая нам необходима. Она нам необходима для того, чтобы успешно противостоять соблазнам, которые постоянно преследуют нас.

Преп. Амвросий замечает:

…При полном здоровье, особенно молодым, какая и какая пустошь не приходит в голову. Враг, чтобы выманить их из монастыря, обещает им почти все царство земное, и всякие блага, и всякие удовольствия, и то, чего и написать неудобно. А на самом деле, если послушают, награждает противным. Святитель Дмитрий Ростовский пишет, что мир обещает злато, а дарует блато .

Какими бы обещаниями не соблазнял нас враг, славою, деньгами ли, или чем-либо еще, надо всегда помнить о том, что основой жизни является вера в Бога и исполнение Его заповедей. Остальное все приложится каждому в той мере, в какой это ему необходимо и полезно. И именно этот правильный взгляд на жизнь и вырабатывается в человеке, когда он испытывается в искушениях.

8.5. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ИСКУШЕНИЯХ»

Наконец, как вести себя в искушениях? Оптинские старцы и здесь дают ряд советов, позволяющих нам не быть беспомощными. Прежде всего, нужно принимать, что искушения служат нашему спасению. Это хорошо защищает от уныния и недовольства.

Преп. Макарий наставляет:

…Вперед, что бы ни случилось противное к твоему искусу, надобно принимать, что это послужит к твоему спасению, чрез искушения мы приходим в разум истинный, а от разума к смирению, которое всего нужнее нам ко спасению&hellip ;.

Вот это ясное понимание, что через искушения мы должны поумнеть и смириться, и что это нужнее всего для нашего спасения и меняет негативное восприятие искушений на позитивное. Другими словами, фокусироваться надо не на том, что искушение неприятно, а на том, что мы подталкиваемся им к лучшему устроению нашей души. Как следствие, и к лучшей жизни, в которой сильнее выражена ориентация на спасение.

Отсюда следует вывод, что мы не должны желать пребывания в неизменном состоянии. Такое желание противоречит задаче спасения. Преп. Амвросий говорит:

…Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преп. Петра Дамаскина , что спасение совершается между страхом и надеждою. А желание видеть свое спасение ясно как на ладони, – желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, – то кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, т.е. мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь .

Кажется, что плохого в желании постоянного покоя и свободы от искушений? Но старец указывает, что это желание есть соблазн, которому человека подвергают враги его спасения. Если бы любовь христианина к Богу не испытывалась бы переменами, душа его бы ослабела, стала бы слишком изнеженной и неспособной к смирению. В такой слабой душе врагу легко творить его волю: взращивать пороки, распалять страсти, вести к греху.

Поэтому стремление к неизменности – это путь «мысленных волков», т.е. бесов, которым выгодно изолировать человека от естественного течения его жизни. Течения, в котором у него есть и радость, и горе, и в котором его душа постоянно испытывается и всем ее опытом приводится к лучшему состоянию.

Но чтобы это произошло, в искушениях надо видеть силу страстей и учиться их преодолевать. Преп. Макарий замечает:

Слава Богу, что искушение между вами упразднилось и прошло, а вы должны иметь себе на замечании, как в вас сила страстей, действием или подущением врага, противится воле Божией и стирает вашу душевную выю <шею>, отгоняет мир и кому делает подобными? насадил в нас любовь, а от нее многовожделенный мир, а враг, напротив, вселяет вражду и смущение за самые пустяки: «не так сказала слово! не так взглянула!» – и самый тон и звук слов на весу и на мере. Это я обеим вам пишу и прежде много писал, и где любовь и смирение и самоукорение, там бы не было сего .

В искушениях оттого и трудно, что противостоять приходится не игрушечному, а реальному противнику, который делает все, чтобы страсти поработили нас. И мы порой не видим, как сила страстей противостоит воле Божией и как она подавляет нашу собственную волю следовать заповедям. В развернувшихся страстях царствует гордость, и она находит самые мельчайшие поводы, чтобы враждовать на людей: не только слово и взгляд, но даже тон и звук слов придирчиво измеряются, чтобы найти эти поводы к вражде.

«Любовь и смирение и самоукорение» – вот чем надо защищаться от вражды. Эти добродетели и побеждают страсти, хотя победа не дается легко. Поэтому мы должны терпеть и помнить, что в искушении всем тяжело. Преп. Анатолий (Зерцалов):

Кому легко бремя искушения? На что велик пред Богом святой Исаак Сирин , и тот говорит: «Кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений?..» Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотам драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысящекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом. Потерпи Господа, мужайся. Да крепится сердце твое! Спасайся&hellip ;.

Нести бремя искушений тяжело. Но это уготовано нам всем и нет какой-то несправедливости в том, что сейчас именно этот человек несет это бремя. В свое время оно возлагается на каждого. Искушения не вечны, они преходящи – уйдут и забудутся. Но выросшая и повзрослевшая на них душа останется. И в ее чистоте, сиянии ее добродетелей будет ответ на вопрос: почему так тяжело в искушениях? Потому что так прекрасен плод, который в них выращивается, и без наших труда и пота и крови его не вырастить. Надо, как говорит старец, «потерпеть Господа» – т.е. терпеть и утешаться мыслью, что за искушениями стоит крепкая рука Бога, направляющая нас к очень высокой цели. Цель эта – чтобы мы стали достойные Ему.

В искушениях также нужно противостоять огорчениям, не позволять себе скатиться через многомыслие к самоистязанию. Преп. Антоний учит:

…Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е. если плюнешь – потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия, например: «сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монашеская: все сердце изорвалось»&hellip ; .

Первый контакт с огорчением, даже сильным, не производит в душе пожара. Если мы тут же прибегнем к благодушию, то огорчение станет искрой, так и не превратившейся в пожар. Так и надо поступать в искушениях. В правильности такого поведения мы обязательно убедимся впоследствии, когда обнаружим, что наше доброе устроение не сгорело дотла в страстях, воспламененных многомыслием.

А многомыслие, как объясняет старец, раздувает искру огорчения и превращает ее в пламень. Т.е. человек начинает размышлять над огорчением, жалеть себя – и пожар обиды, горечи, недоумения и гнева разгорается. Да так, что ничего доброго в человеке не остается.

Этого правила «нераздувания искры» следует придерживаться и в отношениях с враждующими на нас, каковые обычно появляются в искушениях. Преп. Лев учит:

…Скажите ей, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, но что призрит и умиротворит враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби .

Когда мы проявляем в искушении терпение, сознание своих немощей, признаем собственные грехи и укоряем себя, нам кажется что этим-то и держится под контролем и успокаивается ситуация. На самом деле таким поведением мы вызываем внимание к Бога к себе и, поскольку это то, что Он от нас и ждет, умиротворяет враждующих на нас. Это лучший способ преодолевать искушения.

Но мы не сразу осваиваем такой подход. Сначала стараемся активно противостоять «обидчикам», прекословим им, говорим сгоряча вздор, обвиняем их во зле. Увы, это Богу не угодно, и потому Он за это воздвигает на нас еще большие гонения и скорби. Мы же с горечью видим, как ситуация стала еще тяжелее и безысходней, и начинаем учиться сдерживаться.

Более того. В искушениях мы должны не только терпеть и сдерживаться, но и радоваться. Преп. Амвросий учит об этом так:

…А я слышу, что ты настолько предалась и предаешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой начал ссыхаться. Это неблагоразумно и несогласной с волею Божиею предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апостольскую заповедь «радоваться в различных искушениях» (Ср.: ), как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла: «всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (). Сия бо есть воля Божия. И нам следует придерживаться воли Божией, а противное отвергать и не предаваться оному. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святаго и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная. А ты уже пресытилась печалию, пора и отложить оную и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает велия тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного .

Печаль от искушений может легко стать «вышемерной», т.е. больше того огорчения, которое естественно для данного случая. Тогда мы начинаем делать вещи, которые неразумны и идут во вред нам. Это противно воле Божией, противно апостольской заповеди, в которой нам предписывается поступать ровно наоборот: не печалиться, тем более вышемерно, а радоваться в искушениях.

Чему же тут радоваться? Тому, что искушения попустил к нашей же пользе, в чем через некоторое время убедимся сами. Тому, что искушения не бесконечны, придет и покой, в котором забудутся все наши скорби. Тому, что через искушения мы становимся лучше, а значит они в наших интересах.

А также тому, что познаем, что смирение, которое вырабатывается в нас искушениями, отбрасывает и сами искушения. Преп. Анатолий (Зерцалов) утешает:

…Эти годы – это искушение есть одно из звеньев цепи искушений, тебя преследующих. А только переменяются эти звенья. Все же они имеют один корень: «Я, мол (т.е. Н.), уж очень умна и знаю дело». Следовательно, если смиришься и сознаешь свою немощь – все твои искушения всею цепью отлетят от тебя .

Искушения в нашей жизни сменяются, не меняется лишь регулярность, с которой они настигают нас. Это говорит о том, что нам, к сожалению, нужен не один, а много уроков для того, чтобы понять, что от нас требуется. Мы ходим вокруг да около, ищем некие частные причины искушений. В то время как их корень – наша самоуверенность в том, что мы умные и все знаем, тщательно закрывается от нас нашим самолюбием и нашей гордостью.

Но стоит смириться и осознать свою немощь, так тут же и увидим, сколько неправого от нас исходит в жизни. И что искушения только лекарство, нужное нам для исправления. Так исправимся, и вся цепь искушений отлетит от нас.

Есть два способа сделаться более стойким. Первый - это внутренний диалог, второй - это умственные упражнения.

Если вас постигла крупная неудача, последуйте мудрому совету психолога Мартина Селигмана из «В войне побеждают сильные духом». Говорите сами с собой. Осознанно вмешайтесь в ход собственных мыслей и встаньте на борьбу с «пораженческими настроениями». Бросьте вызов пессимизму и замените его оптимистическим напором.

Но, к счастью, крупные неудачи происходят в жизни не так часто. Но что сделать, чтобы без проблем восстановиться после мелких неприятностей (которые встречаются наиболее часто), раздражающих моментов и проблем, ставших привычной рутиной для лидеров всех уровней? Ответом опять же будет стойкость, но другого свойства. Вам нужно воспитывать свой мозг.

Механизм того, как наш мозг справляется с накапливающейся массой ежедневных стрессов, работает весьма специфически. Но, приложив определенные усилия, вы сможете повысить его способность восстанавливаться после жизненных неурядиц и стрессов.

Иногда мы расстраиваемся так сильно, что мы говорим или делаем что-нибудь такое, о чем потом искренне сожалеем (с кем подобное не случалось?!). Это явный признак того, что наше миндалевидное тело - радар, оповещающий мозг об опасности, его участок, отвечающий за реакцию «бей-беги», - перехватило центральное управление у префронтальной коры головного мозга. Нейронный секрет стойкости состоит в том, насколько быстро мы вернемся в нормальное состояние.

Как обнаружил ученый-невролог из Висконсинского университета Ричард Дэвидсон, схема, которая возвращает нас в состояние полной работоспособности и концентрации после атаки миндалевидного тела, расположена в левой части префронтальной области. Также он выяснил, что, когда мы огорчены, у нас повышается активность противоположной, правой стороны префронтальной области. Каждый из нас характеризуется разным соотношением право- и левосторонней активности, которая и является решающим фактором в повседневных перепадах настроения. Если перевешивает правая сторона, мы больше расстраиваемся, если левая, мы быстрее восстанавливаемся после стрессов и различных неприятностей.

Для решения подобных проблем на рабочем месте Дэвидсон объединил свои усилия с гендиректором биотехнологического стартапа, где круглосуточно кипела напряженная работа, а также с Йоном Кабат-Цинном из Медицинской школы Массачусетского университета. Кабат-Цинн предложил сотрудникам фирмы упражнение по тренировке внимания, которое обучает мозг регистрировать все происходящее в данный момент с полной концентрацией, но без эмоционального реагирования.

Инструкции упражнения довольно просты:

  1. Найдите тихое, уединенное место, где вас никто не будет отвлекать в течение нескольких минут, - например, закройте дверь в свой кабинет и переведите телефон в бесшумный режим.
  2. Сядьте удобно, держите спину прямо, но расслабленно.
  3. Сосредоточьтесь на своем дыхании, будьте внимательны к чувству вдоха, выдоха и нового вдоха.
  4. Не оценивайте свое дыхание и не пытайтесь что-либо в нем изменить.
  5. Обращайте внимание на все, что приходит к вам в голову и отвлекает вас: мысли, звуки, что угодно. Подождите, когда все это пройдет, и снова сконцентрируйтесь на дыхании.

Через восемь недель при тридцати минутах ежедневной практики сотрудники сместили акцент с правой стороны, поддерживающей стресс, на левую, более выносливую сторону. Более того, они рассказывали, что за это время вспомнили то, чем им изначально нравилась их работа - то есть открыли источник своей первоначальной энергии.

Читайте материал

Инструкция

Извлекайте уроки и делайте выводы!
Однажды один мудрый капиталист сказал: «Никогда не инвестирую в компанию, которая ни разу не неудачи». Большинство его коллег согласились с его мнением. Все это из области психологии. Из любого рода неудач мы извлекаем бесценные уроки, которым нас вряд ли научит успех. Неудачи закаляют характер. Когда мы понимаем, что провал неизбежен, начинается борьба внутри нас. Мы ! Тягость после поражения показывают нашу истинную душу. Неудача также может натолкнуть на сопереживание другим. Она заставляет думать о людях, которым меньше повезло в этой жизни, и помогает формировать терпимость к другим. Все эти аспекты важны человеку для получения успеха в жизни и в бизнесе. Важно уметь принять поражение правильно, с благодарностью за полученные уроки. Все это заставляет нас посмотреть на жизнь со стороны и сделать правильные выводы.

Не бойтесь задирать планку!
Само появление неудачи в нашей жизни означает, что мы рискнули. А риск значит, что нам недостаточно тех результатов, что мы имеем и берем цель вверх, к лучшей жизни! Это ключ к успеху! Мечты способны выступать мотиваторами и направлять нас на что-то большее. Ведь если наша цель невелика из-за страха потерпеть неудачу, это не поднимет нас даже выше собственной средней планки. Нет риска, нет опыта и знаний, нет возможности достигнуть чего-то действительно серьезного и масштабного. Любая неудача приближает нас с Вами к успеху больше, чем бездействие!

Наберитесь смелости!
Для покорения вершин требуется смелость! Смелость - вовсе не плохое качество, да и не качество вообще. Это навык, требующий развития. Смелее мы становимся лишь когда рискуем и, не смотря на неудачи, приходим к успеху. Смелость - это даже не отсутствие страха, а скорее наличие сильнейшей мотивации, заставляющей действовать вопреки всему. Мечта должна быть в сотни раз больше и сильнее, чем любой страх провала!

Внесите корректировки и идите дальше!
Мечта - это основа всего, о чем мы сегодня говорим. Сам путь к мечте бывает длинным, изнурительным, наполненным опыта от неудач и ошибок. Провал не всегда зависит от нашего с Вами усердия, круглосуточной изнурительной работы, сотки убитых нервных клеток и т.д.. Неудачи случаются со всеми и довольно часто. И это неотъемлемая часть успеха. Извлекайте уроки, и Вы сможете скорректировать свой дальнейший путь (план действий) с учетом полученного опыта. А дальше только успех! Вперед!

Полезный совет

Методом проб и ошибок рождается истина! Будьте спокойны и уверенны в себе! Никогда не опускайте руки и все обязательно получится! Удачи Вам!

Источники:

Совет 2: Как пережить неудачи, которые давно уже в прошлом

В жизни каждого человека происходят такие моменты, когда что-то не ладится. Почти все люди совершают ошибки. Правда, не все их легко забывают. Некоторые люди очень переживают из-за своих заблуждений и разочарований и долго хранят их в своей памяти. Ведь, неудача – это испытание, пережить которое удается не многим.

Нужно смириться

Иногда человек свои неудачи скрывает за улыбкой. Но это не значит, что он вскоре их забудет. Это маска для окружающих. Но чтобы действительно их забыть, нужно просто смириться со своими чувствами и мыслями.

Свои неудачи нужно научиться принимать, тогда все неприятности станут не такими болезненными. Если человек сумеет принять, то ему будет легче справиться с другими неудачами. Ну, а если не сумеет, то появление новых проблем он воспримет еще более пассивно и эмоционально. Ведь самое главное, не позволяйте жалеть себя и смиритесь с тем, что чувствуете.

Помните, что это временно

Когда человеку на своем жизненном пути пришлось столкнуться с невезением, то он начинает думать, что он неудачник. Не нужно делать такие скоропалительные выводы и пророчить тем самым себе неудачу. Ведь все нехорошее, что с нами случается, явление временное. Обязательно в следующий раз повезет! Именно такими мыслями нужно подпитывать свое сознание. Если человек будет настроен позитивно, то все в его жизни изменится в лучшую сторону.

Поставьте несложные цели

Вместо того чтобы работать над улучшением своих возможностей, человек пребывает в плаксивом и грустном настроении. Не нужно пугаться своих ошибок, над ними нужно работать. Пусть это будет незначительное продвижение к цели, но это нужно человеку для чувства собственного достоинства.

Для начала поставьте перед собой легкие задачи, потом уже сложнее. Ведь в жизни не бывает все гладко и сладко, поэтому ставьте для себя цели, с которыми можете справиться.

Пусть в памяти будет только хорошее

Чтобы человек смог отвлечься от прошлых неудач, ему нужно вспомнить тот промежуток времени, когда у него получалось осуществить задуманное. Может быть, был какой-то конкретный эпизод в жизни, который успешно завершился. Важно еще раз пережить эти моменты, только уже воспоминаниями. А потом с этими хорошими мыслями можно взяться за новое дело.

Как уже говорилось ранее, не стоит бояться своих неудач. Наоборот, это очень полезно для человека, так как это основа для его дальнейшего развития и заинтересованность к деятельности.

Бывает такое: с утра приходишь на работу, а тебя тут же вызывает генеральный и встречает словами «Нам с вами придется расстаться!». Первая реакция – шок. Вторая – гнев. Третья – страх. И только позже приходит в голову мысль: «Почему это все случилось именно сейчас и именно со мной? Я – неудачник!..».

Редчайший случай, когда этот алгоритм дает сбой. Людям, которые могут в ответ на заявление гендиректора без тени смущения сказать «Я так давно об этом мечтал!», можно только позавидовать. Большинство же из нас любую переживает более или менее болезненно. И это, как говорят психологи, совершенно нормально. Ненормально, когда человек вообще не замечает своих неудач – значит, он просто не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Или настолько к этим неудачам привык, что перестал их видеть – это другая крайность. И та, и другая – повод для вмешательства если не психиатра, то психолога.

А что делать тем, кто видит свои неудачи и всерьез переживает из-за них? Ответ один: нужно учиться переживать их с толком! Сидеть и лить слезы над внезапно оборвавшейся карьерой или провалившегося прожекта – бесполезно. А что же полезно?

Правило первое. Не стыдиться неудачи

Причины, по которым мы, как правило, тяжело переживаем свои неудачи, чаще всего нужно искать в нашем детстве. Маленький ребенок не привык долго скорбеть, если у него что-то не получается. В крайнем случае он недолго поплачет – и тут же найдет себе другое занятие. Или будет повторять действие, приведшее к отрицательному результату, вновь и вновь, пока не добьется успеха – или не убедится в бесперспективности.

Переживания начинаются, когда ребенок осознает неудачу – как правило, в результате родительской оценки. «Ну вот, у тебя не получилось! Я же тебе говорил!..» – эта фраза становится привычной. А с нею привычным становится и стыд. Я потерпел неудачу – что обо мне скажут родители! Одноклассники! Коллеги! Жена!..

Не стыдитесь своей неудачи! Начните воспринимать ее, как воспринимали в раннем детстве: просто как неожиданный отрицательный результат. Стыдиться нечего: неудачи случаются у каждого. Стыд – первая причина страха. Страх – главная причина повторения неудачи. Вы точно хотите их повторять?

Правило второе. Поговорить о неудаче

Это правило тоже опирается на наш детский опыт – только на этот раз положительный. Что нужно ребенку, если он потерпел неудачу? Чтобы мама или папа выслушали его, пожалели и сказали, что все будет хорошо!

Взрослому это нужно не меньше. Ну, разве что в других формах, но суть-то от этого не меняется. Если вас постигла неудача – не пытайтесь переживать ее в одиночку. Вам нужен слушатель, нужен тот, кому можно обо всем рассказать. Чем больше и подробнее – тем лучше. И не стыдитесь своего желания получить сочувствие – оно сейчас действительно необходимо! Мужчинам лучше забыть на время о своих «мужских комплексах»: в этот момент важнее помочь себе, чем сломать себя.

Если трудно обратиться к друзьям или близким, можно поискать слушателя среди малознакомых или вовсе незнакомых людей. Вплоть до того, что рассказать о своей проблеме на каком-нибудь форуме. Есть даже специальные сообщества, предназначенные именно для таких ситуаций. Просто нужно помнить: рассказ о неудаче превращает ее из вашей персональной беды во что-то, с чем вам не придется справляться в одиночку. А под таким углом зрения любая неудача как-то съеживается и бледнеет.

Правило третье. Понять неудачу

Кроме морального облегчения, рассказ о неудаче позволит вам понять, почему это с вами случилось. Ведь, делясь своими проблемами, вы волей-неволей начнете подбирать слова и формулировки, а значит, начнете анализировать случившееся. Это и будет выполнением третьего правила. Чтобы неудачу было легче пережить, ее очень нужно понять. Ведь понимание, что именно произошло, ведет к пониманию, почему это случилось. А зная причины неудачи, вы сможете если не избежать ее в будущем, то хотя бы подготовиться к возможному повторению.

Почему так важно понять истоки своей неудачи? Прежде всего потому, что у каждого неуспеха есть два типа причин: объективные и субъективные. Без анализа мы не сможем разобраться, чего в нашей неудаче было больше – наших ошибок или внешних обстоятельств. Как правило, мы огульно виним во всем или самих себя, или судьбу-злодейку – и неправы как в первом, так и во втором. Стоит ли валить все на себя и клеймить себя неудачником? Стоит ли обвинять во всем жизнь и клясть ее за нелюбовь к нам? На оба вопроса ответ – нет!

Правило четвертое. Принять неудачу

Итак, вы успокоились, поделились своими проблемами с другом или незнакомцем и постарались разобраться, почему же это все приключилось именно с вами. А что дальше? Самое главное на этом этапе – понять, что любой успех, как и любой неуспех, выпадают на нашу долю потому, что мы их заслужили.

Не в смысле «неудача – наказание за то, что я сделал или не сделал», нет! А в том смысле, что любой неуспех – это следствие цепочки наших действий и решений. Какие-то из них были правильными, какие-то – ошибочными, но это были именно наши действия и решения, а не чьи-то еще!

Но будет странно наказывать самого себя за то, что ты . И если мы принимаем себя – значит, мы должны принимать и свои неудачи. В конце концов, каждая неудача непременно, рано или поздно, но будет компенсирована удачей. И эта удача тоже будет, образно говоря, наших рук делом.

Правило пятое. Переоценить неудачу

Вернемся к началу нашего разговора. Итак, утром вас вызвал босс и заявил, что вы уволены. Катастрофа? Скорее нет, чем да! Ведь на полученные при увольнении деньги можно, например, взять и отправиться во внеочередной отпуск! Или хотя бы пойти вечером в ресторан и закатить маленький банкет по случаю своего освобождения от рабочей рутины. Но гораздо важнее, если вы сможете посмотреть на неудачу как на «подсказку» со стороны судьбы. Возможно, историей с увольнением она подсказывает вам, что вы занимаетесь не своим делом? А может быть, именно теперь вы, взявшись за поиски работы, получите предложение своей мечты, о котором не было бы и разговора, пока вы не поднимали головы от рабочего стола.

Одним словом, любая неудача – прежде всего повод остановиться, отойти, так сказать, на обочину повседневной жизни. И уже оттуда посмотреть на себя чуть со стороны и подумать, в каком направлении тронуться после этой остановки. Согласитесь: понять это, приняв свою неудачу, проанализировав ее причины и понимая, что вы в любом случае не будете справляться с проблемами в одиночку, гораздо проще.

По легенде, Владимир Высоцкий решил уйти в артисты после того, как первокурсником пролил кофе на чертежи, над которыми корпел всю ночь. Никто не знает, насколько знаменитым стал бы инженер Высоцкий, если бы жизнь сложилась иначе. Но страна, скорее всего, потеряла бы актера Высоцкого. А казалось бы, такая обидная неудача – залитые кофе чертежи!..