Пушкин василий львович. Портрет Василия Львовича

Василий Львович Пушкин Михайлова Наталья Ивановна

ЭПИЛОГ

Река времен в своем теченьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей;

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы.

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы…

1830 Болдино ноября 26.

Последние стихи Г. Р. Державина А. С. Пушкин записал в альбом нижегородского помещика Д. А. Остафьева чуть больше трех месяцев спустя после похорон дяди. В альбоме он нашел много автографов Василия Львовича: «Послание к Д. В. Дашкову», французские куплеты на взятие Парижа, басни, стихотворение «Завещание Киприды»… Река времен уносила дядю-поэта в вечность, но как же забыть его? Болдинские рукописи и рисунки А. С. Пушкина сохранили воспоминания о нем.

В «Евгении Онегине» в великосветской гостиной Татьяны-княгини появляется:

…. в душистых сединах

Старик, по старому шутивший:

Отменно тонко и умно,

Что нынче несколько смешно (VI, 176).

Уж не Василий ли Львович? Среди рисунков к «Гробовщику» - знакомый профиль: это он, дядюшка, теперь уже покойный дядя. В «Истории села Горюхина» Белкин переписывает «Опасного соседа», чтобы приобрести некоторый навык к стихам… А. С. Пушкин сообщал из Болдина П. А. Плетневу:

«Около меня Колера Морбус. Знаешь ли, что это за зверь? того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает - того и гляди, что к дяде Василью отправлюсь, а ты и пиши мою биографию. Бедный дядя Василий! знаешь ли его последние слова? приезжаю к нему, нахожу его в забытьи, очнувшись, он узнал меня, погоревал, потом, помолчав: как скучны статьи Катенина! и более ни слова. Каково? вот что значит умереть честным воином, на щите, le cri de guerre a la bouche!»

Кончину Василия Львовича предчувствовала Ольга Сергеевна. Она проводила лето с родителями в Михайловском. Однажды ей приснился сон:

«…ей пригрезилось, будто бы Василий Львович появился перед нею в костюме адепта одной из находившихся прежде в Москве лож вольных каменщиков… одетый в белую мантию с вышитыми масонскими символическими изображениями. Василий Львович - вернее, его призрак - держал в правой руке зажженный светильник, а в левой - человеческий череп.

Ольга, - сказал призрак, - я пришел тебе объявить большую радость. Меня ожидает в среду, двадцатого августа, невыразимое счастье. Посмотри на белую мантию: знак награды за мою беспорочную жизнь; посмотри на зажженный в правой руке светильник - знак, что всегда следую свету разума; посмотри и на этот череп - знак, что помню общий конец и разрушение плоти. - На вопрос же племянницы, какое ожидает его счастье, призрак, исчезая, ответил: „ни болезни, ни печали“, и ответил, как ей показалось, особенно громко, отчего она проснулась и долго не могла опомниться под влиянием противоположных чувств: скорби, страха и радости.

Не прошло трех недель после описанного сновидения, как Василий Львович Пушкин отошел в вечность, именно в среду 20 августа 1830 года» .

В этот день, 20 августа, у постели умирающего были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский и всё семейство Сонцовых. В третьем часу пополудни всё было кончено. В восемь часов вечера П. А. Вяземский писал из Москвы жене в Остафьево:

«Не на радость приехал я в Москву. Я приехал быть свидетелем кончины бедного Василия Львовича. Он умер сегодня в два часа с чем-то, в самое то время, как читали ему молитвы и соборовали его маслом. Со вчерашнего дня он был уже очень плох. Я приехал к нему сегодня часов в одиннадцать. Он имел смертную хрипоту, лицо было бесстрадательно и бесчувственно, но он был еще в памяти и узнал меня, но равнодушно. На вопрос Анны Николаевны: рад ли он меня видеть, отвечал он слабо, но довольно внятно: очень рад. Едва ли это были не последние слова его. За час до смерти протянул он мне руку свою, уже холодную, но в лице не было ни малейшего выражения. Вообще смерть его была очень тиха. Пушкин (Александр. - Н. М.) был тут во все время, благопристоен и тронут. Жалки, очень жалки Анна Николаевна и Маргарита. Дай Бог нам устроить как-нибудь их будущее. Ты за меня не беспокойся. Нервы мои были сегодня благоразумны. В субботу погребение. Следовательно, прежде субботы вечером никак быть не могу» .

На следующий день, 21 августа, А. Я. Булгаков писал из Москвы в Петербург брату К. Я. Булгакову:

«Пожалей о бедном В. Л. Пушкине, он скончался вчера у Вяземского и племянника-поэта на руках, после двухдневной болезни: паралич в мозгу. Однако же он Вяземского узнал и подал ему руку. Добрый был человек! Что говорил о пеночках, горлицах и ручейках, умрет с ним; но его Сосед Буянов останется памятником дарований его стихотворных.

Оставил он детей побочных, только не знаю, успел ли он что сделать для них» .

В августе П. А. Вяземский писал В. А. Жуковскому в Петербург:

«Бедный наш Василий Львович! Он умер при мне. Последними словами его племяннику Александру, накануне смерти были: „Как скучен Катенин“, которого он перед тем читал в Литературной газете. Это славно: это значит умереть под ружьем. Что-то мы скажем с тобой в смертный час?»

А. С. Пушкин взял на себя хлопоты и расходы по похоронам дяди. Только за могилу на кладбище Донского монастыря ему пришлось заплатить 620 рублей. Вместе с братом A. С. Пушкин рассылал траурные билеты:

«Александр Сергеевич и Лев Сергеевич Пушкины с душевным прискорбием извещают о кончине дяди своего Василия Львовича Пушкина, последовавшей сего Августа 20 дня в два часа пополудни; и покорнейше просят пожаловать на вынос и отпевание тела, сего Августа 23 дня в приходе Св. Великомученика Никиты, что в Старой Басманной в 10 часов утра; а погребение тела будет в Донском монастыре» .

25 августа, уже после похорон, П. А. Вяземский сделал запись в своей записной книжке, где еще раз рассказал о кончине Василия Львовича, и в этом рассказе, в отличие от его письма Вере Федоровне, написанном 20 августа в самый день смерти B. Л. Пушкина, появились некоторые новые подробности, которые Петр Андреевич хотел сохранить в памяти:

«Испустил он дух спокойно и безболезненно, во время чтения молитвы при соборовании маслом. Обряда не кончили, помазали только два раза.

Накануне был уже он совсем изнемогающий, но, увидев Александра, племянника, сказал ему: „Как скучен Катенин!“ Перед этим читал он его в Литературной Газете. Пушкин говорит, что он при этих словах и вышел из комнаты, чтобы дать дяде умереть исторически. Пушкин был, однако же, очень тронут этим зрелищем и во все время вел себя как нельзя приличнее. На погребении его была депутация всей литературы, всех школ, всех партий: Полевые, Шаликов, Погодин, Языков, Дмитриев и Лже-Дмитриев (М. А. Дмитриев. - Н. М.), Снегирев. Никиты Мученика протопоп в надгробном слове упомянул о занятиях его по словесности и вообще говорил просто, но пристойно» .

А. С. Пушкин позаботился о том, чтобы Прасковья Александровна Осипова подготовила Сергея Львовича, который вместе с Надеждой Осиповной и Ольгой Сергеевной жил в Михайловском, к известию о кончине его брата и друга и его здоровье и ослабленные нервы не очень пострадали. Сам Александр вместе со Львом шел за гробом дяди и был очень мрачен - в небытие уходила счастливая пора его жизни - его московское детство и лицейская юность, лучшие годы, согретые любовью и заботой дяди.

В Донском монастыре были похоронены родные Василия Львовича - его отец и мать, сестра Анна. В Донском монастыре в торжественном покое лежали в могилах собратья по перу - В. И. Майков, А. П. Сумароков, М. М. Херасков… В. Л. Пушкина похоронили рядом с сестрой. Над его могилой воздвигли гранитный памятник. В надписях на памятнике сказано:

«Под сим камнем погребено тело Коллежского Асессора Василия Львовича Пушкина, скончавшегося 1830 года Августа 20 дня, жития его было 63 года и пять месяцев.

Душа его теперь покойна и радостна, ибо получив отпущение вины своей, освобождение от наказания и владычества греха. Псал. CXIV. 7 и 8. CXIV. 7. Римл. М».

Ошибка в надписи: жития ему было не 63, а 64 года.

«Литературная газета», «Московские ведомости», «Дамский журнал», «Галатея» напечатали некрологи. Музы оплакивали смерть стихотворца, друзья - кончину доброго друга, гостеприимного хозяина, веселого собеседника. Конечно, был не забыт «Опасный сосед»: «…превосходное творение нашего Поэта: это Опасный сосед, стихотворение нигде не напечатанное, а всем известное, получившее народность. Опасный сосед неподражаем: это Гогартов оригинал, с которого снять копию невозможно!»

И о благодетельном влиянии поэта-дяди на поэта-племянника было сказано:

«…сам родной его племянник именитый А. С. Пушкин первыми поощрениями и одобрениями в занятиях словесностью исключительно обязан доброму и благородному своему дяде. Когда еще никто не знал Александра Сергеевича и когда первые опыты его поэзии начали только появляться в Российском Музеуме, журнале, издаваемом тогда В. В. Измайловым, поэт наш говаривал нам неоднократно: посмотрите что будет из Александра!..»

Вот и всё? Нет…

Спустя год после смерти Василия Львовича А. С. Пушкин писал П. А. Вяземскому из Царского Села:

«20 августа, день смерти Василия Львовича, здешние Арзамасцы поминали своего старосту вотрушками, в кои воткнуто было по лавровому листу. Светлана произнесла надгробное слово, в коем с особенным чувством вспоминала она обряд принятия его в Арзамас» (XIV, 217).

В 1834 году П. И. Шаликов издал «Записки в стихах Василья Львовича Пушкина». В бумагах А. С. Пушкина сохранился счет из книжного магазина А. Ф. Смирдана: в нем указано, что 5 мая 1834 года он взял эту книгу в магазине и должен был уплатить за нее четыре рубля.

В 1850 году, когда на свете уже не было не только поэта-дяди, но и поэта-племянника, П. А. Вяземский с женой приехали в Иерусалим. На Голгофе они заказали панихиду за упокой родных и друзей, в том числе А. С. Пушкина и В. Л. Пушкина.

В 1855 году, спустя четверть века, С. Д. Полторацкий выполнил просьбу Василия Львовича - издал в Лейпциге «Опасного соседа», назвав поэму в предисловии к изданию шедевром, совершенством в своем роде.

Сегодня мы утешаем себя тем, что поэт не умирает. Поэт, сколько бы ни прошло лет и веков, живет в своих творениях. В заветной лире Василия Львовича Пушкина пережившая его прах душа - добрая и веселая…

Я, право, добр! и всей душою

Готов обнять, любить весь свет!..

Из книги Верди. Роман оперы автора Верфель Франц

Эпилог I …Что вы мне оставляете на долгие дни мои в Сант Агате? Жить наедине с плодом своего труда было моим великим счастьем; но теперь оно уже больше не мое, это творение…Верди – либреттисту Бойто в день после премьеры «Отелло»Поездка маэстро Джузеппе Верди в Венецию

Из книги Лев Рохлин: Жизнь и смерть генерала. автора Антипов Андрей

ЭПИЛОГ В течение менее чем двух недель после гибели Льва Рохлина в стране произошел ряд примечательных событий.Событие первое.В день убийства генерала совершено покушение на адвоката Юрия Маркина...Событие второе.Президент наградил всех руководителей силовых

Из книги Я – Настя! автора Заворотнюк Анастасия

Эпилог Если быть краткой, то настоящий период своей жизни я могу описать как «все наконец-то встало на свои места». Я привыкла к своей новой жизни, хотя время от времени у меня возникает ощущение, что я была пассажиром потерпевшего крушение «Титаника». Я справляюсь с

Из книги Хулио Кортасар. Другая сторона вещей автора Эрраес Мигель

Эпилог Что стало с Хулио Кортасаром потом? Какой след оставил он после себя? Получило ли его творчество признание в Аргентине? Если судить о творческом наследии писателя по количеству полученных им престижных премий, то при жизни у Кортасара их почти не было. А те, которые

Из книги Артигас автора Хесуальдо

Эпилог Из Итапуа Артигаса перевезли в столицу Парагвая Асунсьон и, по приказу Франсии, поместили в монастыре Мерсед. Диктатор только что раскрыл заговор, организованный Негросом и другими известными деятелями, которые были связаны с Артигасом дружескими отношениями.

Из книги Путешествие в будущее и обратно автора Белоцерковский Вадим

Эпилог В послесловии к рукописи «О самом главном», датированном 9 апреля 1971 года, я, напомню, писал: «Что представляет собой эта моя работа? Пробьется ли она в мир живых и я вместе с нею?». Сейчас уже можно ответить на этот вопрос: по форме вроде бы удалось - печатался,

Из книги Пике в бессмертие автора Бегельдинов Талгат Якубекович

Эпилог В начале повествования я уже говорил о моем, воспитавшем меня отце, так искренне гордившемся своим древним казахским родом, своею Сарыаркой. Он учил меня, казахского парня, сыновней любви к нашим безбрежным казахским просторам, зимой укрывавшимся девственно белым

Из книги Солёное детство автора Гезалов Александр Самедович

Эпилог В церковь я ходил всегда. Стоял у входа и смотрел на священников, на иконы… У меня никогда не возникало желания выставить вперед ладошку для милостыни. (Всегда провожаю взглядом бомжей: почему они так живут?) Но что-то тянуло в церковь меня, необразованного, темного,

Из книги Клавдия Шульженко: жизнь, любовь, песня автора Хотулёв Вячеслав Викторович

Эпилог 22 марта 1997 года в газете «Вечерняя Москва» появилась большая статья, озаглавленная: «Жорж. Одинокий рыцарь примадонны» и подзаголовок: «Пенсионер Епифанов живет наедине с портретом своей мечты». Это был рассказ о нем и о ней. Я решил, что лучше, чем Епифанов,

Из книги Банкир в XX веке. Мемуары автора

ЭПИЛОГ В декабре 1987 года Михаил Горбачев, энергичный и талантливый генеральный секретарь советской Коммунистической партии, приехал в Вашингтон на свою третью встречу на высшем уровне с президентом Рональдом Рейганом для подписания договора о ядерных силах средней

Из книги Изменник автора Герлах Владимир Леонидович

ЭПИЛОГ День 11 сентября 2001 г. оказался тем днем, который, как сказал президент Франклин Д. Рузвельт, «будет жить в бесславии».Я смотрел из окна своего кабинета на 56-м этаже здания «Дженерал электрик» в Рокфеллеровском центре в то утро и видел, как два столба дыма поднимаются

Из книги Опасные мысли. Мемуары из русской жизни автора Орлов Юрий Федорович

Эпилог Прошли года… Давно отзвучали пушки и замолкли самолетные стаи. Давно навеки успокоились и отмучились миллионы погибших. Страна лихорадочно залечивала свои страшные раны. Подрастало новое поколение, дряхлело и уходило с жизненной арены старое. Наступили опять

Из книги Владимир Басов. В режиссуре, в жизни и любви автора Богданова Людмила

Эпилог Попробуем по крайней мере извлечь урок из прошедшего. Величайший и наиболее трагический из человеческих экспериментов почти доведен до конца. Общество «научного социализма», задуманное служить вечным человеческим стремлениям к общности и к равенству интересов,

Из книги Крёстный отец «питерских» автора Шутов Юрий Титович

Эпилог Последние годы Басов прежде всего был отцом. Возможно, он хотел доказать, что сможет прожить один и воспитать детей без посторонней помощи. А может быть, он устал пытаться быть счастливым и хотел просто жить – работать в кино, растить детей. Во всяком случае, он все

Из книги Быть Леонардо Ди Каприо автора Уайт Дуглас

Эпилог Время тонет в тумане прошлого.Дух золотого тельца, выпущенный «демократами», как джинн из бутылки, за короткий срок обезумел и разложил сознание многих, растворив и уничтожив все культурные, а также иные жизненные приоритеты и ценности.Под шумок всеобщей эйфории

Из книги автора

Эпилог Шумиха началась заблаговременно. Был июнь, целых пять месяцев до релиза, но очертания «Волка с Уолл-стрит» уже можно было различить.В начале фильма мы видим Лео в роли Джордана Белфорта, который признается: «Когда мне было двадцать шесть лет, я заработал сорок

8 мая (27 апреля по ст.ст.) 1766 года родился Василий Львович Пушкин, любимый дядя А. Пушкина.

П. А. Вяземский как-то посетовал:

«Забавность, истинная и сообщительная весёлость очень редко встречаются в нашей литературе. А между тем в русском уме есть чудная жилка шутливости: мы более насмешливы, чем смешливы, преимущественно на письме. Чернила как-то остужают у нас вспышки весёлости».

Где же искать забавность и весёлость?

Последуем совету Вяземского: «Мы всё время держимся крупных чисел, крупных событий, крупных личностей, дроби жизни мы откидываем: но надобно и их принимать в расчёт».

Примем же в расчёт «дроби жизни» – отыщем некрупные, но яркие, типично русские натуры в нашей истории, литературе… И может, найдём в них «истинную и сообщительную весёлость»?

Наш рассказ о Василии Львовиче Пушкине.

«Как скушны статьи Катенина!»

«Бедный дядя Василий! Знаешь ли его последние слова? – пишет А. С. Пушкин Плетнёву в сентябре 1830 г. – Приезжаю к нему, нахожу его в забытьи; очнувшись, он узнал меня, погоревал, потом, помолчав: «Как скучны статьи Катенина!» – И более ни слова. Каково? Вот что значит умереть честным воином, на щите, с боевым кличем на устах»…

Привязанности В. Л. Пушкина

«Я в Пушкине теряю одну из сердечных привязанностей жизни моей, – жаловался Вяземский. – С 18-летнего возраста, и тому двадцать лет, был я с ним в постоянной связи. Солнцев таким образом распределил приязнь Василия Львовича: Анна Львовна (любимая сестра В. Л. Пушкина), я и однобортный фрак»…

Дополню Вяземского: у Василия Львовича были ещё привязанности – литература, его друзья-«арзамасцы», Анна Николаевна (из-за которой он едва не развёлся с женой), добрая ирония и племянник-проказник Александр.

«Их преосвященству В. Л. Вот»

Племянник пишет дяде в канун 1817 г. из Царского Села:

Тебе, о Нестор Арзамаса,
В боях воспитанный поэт, –
Опасный для певцов сосед
На страшной высоте Парнаса,
Защитник вкуса, грозный Вот!
Тебе, мой дядя, в Новый год
Веселья прежнего желанье
И слабый сердца перевод –
В стихах и прозою посланье.

Александр просит простить «девятимесячную беременность пера ленивейшего из поэтов племянников»:

Но вы, которые умели
Простыми песнями свирели
Красавиц наших воспевать,
И с гневной музой Ювенала
Глухого варварства начала
Сатирой грозной осмеять,
И мучить бедного Шишкова
Священным Феба языком,
И лоб угрюмый Шаховского
Клеймить единственным стихом!
О вы! Которые умели
Любить, обедать и писать,
Скажите искренно, ужели
Вы не умеете прощать!

Ну помилуйте, чьё сердце не растопится после таких стихов?

«Писатель нежный, тонкий»…

В 1825 г. Анна Львовна умерла. Проказник Александр Сергеевич с дружкой Дельвигом написали элегию на смерть дядиной сестры (не столь печальную, сколь игривую):

Ох, тётенька, ох, Анна Львовна,
Василья Львовича сестра…

Увы! Зачем Василий Львович
Твой гроб стихами обмочил?

Или зачем, подлец попович,
Его Красовский пропустил!

Вяземский опасался, что если это стихотворение попадёт на глаза Василию Львовичу, то он, верно, не перенесёт удара. Старик действительно вышел из себя от выходки племянника, горестно восклицал: «Э-эх… А она его сестре 15 000 оставила!»

Пришлось молодому человеку опять умасливать дядю: в послании к Вяземскому он хитро воскликнул: «…Писатель нежный, тонкий, острый мой дядюшка…»

Надо полагать, после этих слов (а Вяземский не преминул показать их лучшему другу) Василий Львович снова стал благожелательно смотреть на племянника.

Портрет Василия Львовича

Ф. Ф. Вигель так описывает В. Л. Пушкина: «Сам он весьма некрасив: рыхлое толстеющее туловище на жидких ногах, косое брюхо, кривой нос, лицо треугольником, рот и подбородок, как у Шарля Кена, а более всего редеющие волосы не с большим в тридцать лет его старообразили. К тому же беззубие увлаживали разговор его, и друзья внимали ему хотя с удовольствием, но в некотором от него отдалении».

Но зато он был человек светский, хорошего тона и вообще приятен в обществе, утверждал М. А. Дмитриев. Он знал языки: немецкий, французский, английский, итальянский, латинский. Любил читать наизусть оды Горация. Путешествовал по Европе, жил в Париже и Лондоне, видел Бонапарта ещё консулом, водил знакомства со многими французскими писателями…

Надо ли говорить, что эти достоинства Василия Львовича полностью уравновешивали и перевешивали недостатки его внешности?!

«Дайте зальцвасеру стакан!»

Василий Львович писал басни, послания, эпиграммы; в искусстве писать буриме никто не мог с ним сравниться, по словам Дмитриева. Вот он читает буриме Херсакову (рифмы баран-барабан, стакан-алкоран и пр. заданы были Жуковским):

Чем я начну теперь! – Я вижу, что баран!
Нейдёт тут ни к чему, где рифма барабан!
Вы лучше дайте мне зальцвасеру стакан
Для подкрепленья сил! Враньё на алкоран…

Херасков был ошарашен!

«Бегу туда, где рассмеяться не беда»

Читаешь стихи Василия Львовича и соглашаешься с А. С. Пушкиным: его дядюшка – «писатель нежный, тонкий, острый».

…У пышных богачей, я вижу, всё прекрасно,
Но что-то говорить и трудно, и опасно!
Ты оставайся здесь, а я бегу туда,
Где рассмеяться не беда.

(Басня «Медведь и его гости»)

Василий Львович – мастер афористических концовок:

В болезни я – ягненок,
Когда здоров – я волк.

(Басня «Волк и лисица»)

Глупцов встречаем мы и видим их всегда,
Но мудрый кроется и пышность презирает.

(Басня «Мирза и соловей»)

Эпиграммы В. Л. Пушкина резки, остроумны:

Змея ужалила Маркела.
«Он умер?» – «Нет, змея, напротив, околела».

Прославился хозяйством Тит;
Убытку в доме он не терпит никакого:
И ест, и пьёт, и говорит
За счёт другого.

Панкратий, откупщик богатый,
Не спорю, любит барыши;
Зато как он живёт? – Огромные палаты,
Французы, повара, турецкие халаты,
Дом чаша полная, нет одного – души.

О, как болтаньем докучает
Глупец учёный Клит!
Он говорит всё то, что знает,
Не зная сам, что говорит.

– Ах, как я рад! Прошу откушать!
Сегодня у меня с дичиною паштет.
– Согласен, мой сосед.
– Ещё прошу послушать
Трагедию «Улисс и Фиоклет».
– Я отобедал, мой сосед.

«Мой брат двоюродный Буянов»

Прославила Василия Львовича сатира «Опасный сосед» (1811 г.). Сосед Буянов затащил героя её в вертеп, затеял там драку, и пришлось бедному герою бежать, оставив часы, кошелёк, шинель. Он рад, что ещё дёшево отделался:

Блажен, сто крат блажен, кто в тишине живёт,
С кем не встречается опасный мой сосед…

Поэма ходила по рукам, ею зачитывались, над ней хохотали от души.
Боратынский ценил «Опасного соседа» за живость, энергию стиха:

Панкратьевна, садись; целуй меня, Варюшка;
Дай пуншу: «Пей, дьячок». – И началась пирушка.

А. С. Пушкин восторгался дядиной сатирой и вспомнил об «опасном соседе» в «Евгении Онегине»: «…мой брат двоюродный Буянов…»

«Злодея истребить!»

Василий Львович слыл преданным карамзинистом, другом Жуковского и, следовательно, литературным противником А. С. Шишкова. В послании к Жуковскому он пишет:

Я вижу весь собор раскольников-славян,
Которыми здесь вкус к изящному попран,
Против меня теперь рыкающий ужасно.
К дружине вопиет наш Балдус велегласно:
«О, братие мои! Зову на помощь вас!
Ударим на него, и первым буду аз!
Кто нам грамматике советует учиться,
Во тьму кромешную, в геенну погрузиться!
И аще смеет кто Карамзина хвалить,
Наш долг, о людие! Злодея истребить!»

«Друг юношества и всяких лет»

Василий Львович – близкий приятель Карамзина, И. И. Дмитриева, Жуковского, Батюшкова, Дашкова и их современников; также тех, кто моложе, «переходил, так сказать, от поколения к поколению; был приятель дедов, отцов и внуков» (М. А. Дмитриев). Вяземский подтрунивал над Пушкиным: «Он кончит тем, что будет дружен с одними грудными младенцами, потому что, чем более стареет, тем всё больше сближается с новейшими поколениями».

И даже племянника Александра Василий Львович называл братом: хотя юному поэту то крайне льстило, он всё же не терял головы:

Нет, нет, вы мне совсем не брат,
Вы дядя мой и на Парнасе…

Кто-то очень удачно окрестил Василия Львовича «другом юношества и всяких лет» (по названию издаваемого М. И. Невзоровым журнала «Друг юношества и всяких лет»).

«Я начал жить»

Василий Львович считался очень добродушным человеком и не злился на шутки. Однажды он сказал И. И. Дмитриеву, что едет за границу. Иван Иванович предложил другу описать в стихах его будущее путешествие. Пушкин согласился. И Дмитриев тут же сочинил поэму «Путешествие Н.Н. в Париж и Лондон, писанное за три дня до путешествия»!

Друзья, сестрицы! Я в Париже!
Я начал жить, а не дышать…

Что герой будет делать в Париже? Знакомиться с актрисами, богатыми семействами, писателями. А в Лондоне? Шляться по Вестминстеру, заглядывать в пабы, рыться в книжных лавках…

А вот и характеристика героя:

Я, например, люблю, конечно,
Читать мои куплеты вечно,
Хоть слушай, хоть не слушай их;
Люблю и странным я нарядом,
Лишь был бы в моде, щеголять…
Я, право, добр! – и всей душою
Готов обнять, любить весь свет!..
…Я вне себя от восхищенья!
Какие фраки! Панталоны!
Всему новейшие фасоны!

Василий Львович уехал…

Надо ли говорить, что он вёл себя в Париже и в Лондоне точно так, как предсказывал Дмитриев…

И вот он вернулся на родину. Но в каком виде! «Парижем от него так и веяло, – вспоминает Вяземский. – Одет он был с парижской иголочки с головы до ног, причёска, умащенная древним, античным маслом… В простодушном самохвальстве давал он дамам обнюхивать голову свою…» – По всему видно, что он в своё удовольствие пожил за границей!

Дмитриев как в воду смотрел: всё происходило так, как он предсказывал в своей поэме, которая к тому времени вышла в свет. Василий Львович иногда сам читал в обществе сочинение своего друга и первый заливисто смеялся, сотрясаясь.

Шутки «их превосходительств гениев Арзамаса»

«Арзамасцы» пригласили в свое общество В. Л. Пушкина. Его уверили, что это общество – род литературного масонства, и что при вступлении в ложу надо подвергнуться некоторым испытаниям. Василий Львович, подумав, прикинув что-то, согласился.

Воображение Жуковского разыгралось: чего он только не напридумывал! И много тут было шалости, ума и весёлости! – восхищался Вяземский.

Шубное прение

Пушкина ввели в комнату, положили его на диван и навалили на него шубы всех собравшихся (это был намёк на поэму Шаховского «Расхищенные шубы», напечатанную в «Чтениях беседы любителей Российского слова»).

Загробный голос вещал: «Какое зрелище пред очами моими? Кто сей обременённый толикими шубами страдалец? Сердце моё говорит, что это почтенный Василий Львович Пушкин. И лежит он под страшным сугробом шуб прохладительных. Очи его постигла курочья слепота Беседы; тело его покрыто проказою сотрудничества, и в членах его пакость Академических известий, издаваемых г. Шишковым… О друг наш! Терпение, любезный!..»

Потом, лёжа под шубами, Василий Львович выслушал чтение нереально огромной французской трагедии!

Таким было первое испытание – «прение под шубами».

Вдруг грянул выстрел!

Василия Львовича с завязанными глазами долго водили с лестницы на лестницу и, наконец, привели в комнату. Сняли повязку, подали ему лук и стрелы и велели поразить чучело, стоявшее посередине, – «Дурной вкус». Пушкин натянул лук и выпустил стрелу – и вдруг грянул выстрел! (Это спрятанный за простыней мальчик выстрелил холостым зарядом из пистолета.) Бедный Пушкин от неожиданности упал… его подняли, поставили за занавеску, и снова раздался мрачный голос Жуковского:

– Не страшись, любезный странник, и смелыми шагами путь свой продолжай. Твоему ли чистому сердцу опасаться испытаний? Мужайся!.. Ты пришел, увидел и победил… Настала минута откровений. Приближься, почтенный «Вот», новый любезный собрат наш!

В руки Василию Львовичу дали неимоверно мёрзлого арзамасского гуся, которого он должен держать, пока говорилась длинная-предлинная приветственная речь.

– …Прими же из рук моих истинный символ Арзамаса, сего благолепного гуся, и с ним стремись к совершенному очищению… Гусь наш достоин предков своих. Те спасли Капитолий от внезапного нападения галлов, а сей бодрственно охраняет Арзамас от нападения беседных халдеев и щиплет их победоносным своим клювом…

Липецкие воды

Василию Львовичу поднесли серебряную лохань и рукомойник, он помыл руки и лицо (намёк на комедию Шаховского «Липецкие воды»).

– Есть средство спасения. Оно в этой лохани, – заупокойно продолжал изобретательный Жуковский. – Взгляни – тут Липецкие воды; в них очистились многие. То же будет с тобою.

Новому члену «Арзамаса» были представлены его сотоварищи, «убийцы, разбойники, чудовища»: Асмодей (Вяземский), Старушка (Уваров), Красная девушка (Жуковский), Чудак (Дашков), Кассандра (Блудов), Очарованный челнок (Полетин), Резвый кот (Северин), Ивиков журавль (Вигель), Эолова арфа (А. Тургенев), Громобой (Жихарев).

Василий Львович получил прозвище «Вот».

Звучат заключительные слова: «Приди, о мой отче! О мой сын, ты, победивший все испытания, переплывший бурные пучины вод… займи место своё между нами».

Пушкин, вконец измученный, сел.

Как всё это выдержал несчастный Василий Львович?! Ведь так в «Арзамас» принимали только его одного!

…Скорее всего, предвидя плутовство, просто лукаво посмеивался про себя над «истязателями».

Вот я вас!

Своим членством в «Арзамасе» Василий Львович дорожил, а прозвищем «Вот» необычайно гордился.

Однажды написал эпиграмму на станционного смотрителя и мадригал его жене (с ними он познакомился на одной из станций, когда ехал из Москвы). Прислал свои стихи в «Арзамас». Но они были найдены плохими, и Пушкина разжаловали из имени «Вот»: ему выдали другое – «Вотрушка»!

«Василий Львович немало огорчился, – вспоминает М. А. Дмитриев, – и упрекнул общество в дружеском послании:

Что делать! Видно, мне кибитка не Парнас!
Но строг, несправедлив учёный Арзамас!
Я оскорбил ваш слух: вы оскорбили друга!..»

Члены «Арзамаса» прочитали послание и нашли его хорошим, а некоторые стихи – даже смелыми и прекрасными – и Пушкину возвратили прежнее «Вот» с прибавлением «я вас»:

«Вот я вас»!

Василий Львович находился в таком восхищении, что ездил к знакомым и с трепетом рассказывал об этом!

Закончу мои небольшие заметки о Василии Львовиче Пушкине словами М. А. Дмитриева:

«Так забавлялись в то время люди, которые были уже далеко не дети, но все люди известные, некоторые в больших чинах и важных должностях. Никто не почитал предосудительным в то время шутить и быть весёлым, следуя правилу: делу время, и потехе час. Тогда не считали нужною педантическую важность, убивающую природную весёлость, и не любили педантических споров, убивающих общественное удовольствие».

Пушкин Василий Львович родился 27.IV(8.V).1770 г. в Москве - поэт, родной дядя А. С. Пушкина .

Первоначальное образование получил дома. В совершенстве владел французским языком, писал и читал на английском, немецком, итальянском, латинском языках, прекрасно знал европейскую литературу, любил поэзию и театр, нередко сам играл на домашней сцене. Молодость Василия Львовича прошла в Петербурге , где он служил в гвардии (Измайловский полк). Здесь он сблизился с петербургской «золотой молодежью» и вошел в общество «Галера». В Петербурге Василий Львович занимался литературой и много писал.

В поэзии Василий Львович был продолжателем И. И. Дмитриева , в чем признавался сам. Он культивировал малые формы (мадригалы, эпиграммы, буриме), характерные для сатирической поэзии карамзинистов, в которых не требовалось широких обобщений, но обязательны хороший вкус, способность к легкому остроумию, изящному изложению, незлобивой «домашней» шутке.

В элегиях Пушкин утверждал легкость языка, разговорную речь, лиричность, повышенную эмоциональность.

В посланиях он предстает чувствительным собеседником и непринужденным острословом.

Его басни представляют собой короткую жанровую сценку или рассказ, исполненный в манере шутливого повествования, чуждого аллегории и сатире. Вслед за Дмитриевым он сближает басню с лирическими жанрами. Все это противоречило принципам классицизма, которые отстаивал А. С. Шишков и с которым Василий Львович вступил в полемику. В ответ на критику А. С. Шишкова, задетого в послании к Жуковскому, Пушкин написал «Послание Дашкову», а в поэме «Опасный сосед» высмеял своего оппонента:

Позволь, Варяго-Росс, угрюмый наш певец,

Славянофилов кум, взять слово в образец.

Поэма «Опасный сосед» принесла Пушкину В.Л. наибольшую известность. Современники сразу же оценили легкость, остроумие, веселую непринужденность этой правдивой картины «низких нравов», отметив «изящество» формы. Для современников была ясна и жизненная достоверность Буянова - героя поэмы. Поэма «Опасный сосед» (1811) выдержала несколько изданий у нас и за рубежом. При жизни автора она не могла быть напечатана в России ввиду ее фривольного содержания, но быстро разошлась в списках. В 1815 она была впервые издана за границей, в Мюнхене, но автор об этом даже не знал.

Василий Львович Пушкин

Фигура родного дяди А. С. Пушкина, довольно известного в свое время поэта, входившего в круг Карамзина, человека образованного и не лишенного разнообразных дарований, столь колоритна, и воздействие его, личное и литературное, на поэта-племянника столь несомненно, что обойти Василия Львовича в списке друзей Пушкина было бы несправедливо.

Так случилось, что в раннем детстве, которое в душе каждого человека оставляет самые дорогие воспоминания на всю жизнь, Александр Сергеевич Пушкин был обделен материнской и отцовской лаской. Знаменитые иронические строки «Евгения Онегина» были как раз той самой шуткой, в которой всегда есть доля правды:

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать,

Любить, душевно уважать

И, по обычаю народа,

О Рождестве их навещать

Или по почте поздравлять,

Чтоб остальное время года

Не думали о нас они…

Итак, дай бог им долги дни!

Из этих шутливых правил Пушкин всю жизнь делал два исключения: он любил сестру и брата – и отнюдь не по большим праздникам, но изо дня в день тревожился, заботился о них, а в последнее десятилетие неустанно помогал им. С Василием Львовичем было несколько по-иному: литературные взаимоотношения подчас заслоняли родственные связи, и Пушкин во многом разделял те симпатии и одновременно ту иронию, которые проявляли к дядюшке-поэту их общие литературные друзья: Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, братья Н. И. и А. И. Тургеневы. Но при этом нельзя забывать, что первоначальное знакомство Пушкина со всеми названными и другими литераторами произошло через Василия Львовича. Пушкин не слишком преувеличивал, говоря, что дядюшка- поэт его «с музами сосватал», и называя Василия Львовича «парнасский мой отец».

Отец В. А. Пушкина – Лев Александрович П. в Москве жил «на широкую ногу».

Непреклонный нрав Л. А. Пушкина проявился в семейной жизни: первая жена его умерла после тяжёлых семейных раздоров; он женился вторично – на Ольге Васильевне Чичериной, от которой у него было четверо детей: сыновья Василий и Сергей и дочери Анна и Елизавета. Л. А. Пушкин из оппозиции ко всяким екатерининским учреждениям не отдал сыновей в Московский университет, зато дал им блестящее домашнее образование. Василий Львович знал не только французский язык и литературу, но и латынь, немецкий, итальянский. Вдобавок он был одарён чувством юмора, способностью импровизации и некоторыми артистическими задатками. Едва выйдя из отроческих лет, он стал желанным гостем в московских салонах, непременным участником домашних спектаклей и всех иных развлечений. По обычаям века Василий Львович был записан в гвардию, но прослужил всего недолго и в 1797г. уже числился поручиком в отставке, каковым оставался до конца дней.

Несомненное, хотя во времена Пушкина уже несколько старомодное остроумие, незлобивый нрав и добродушие – не в отца и не в пример младшему брату (отец поэта был истеричен и себялюбив) – сделали В. Л. Пушкина всеобщим добрым знакомым и даже своего рода достопримечательностью дворянской Москвы.

Женился В. Л. Пушкин на одной из первых московских красавиц, Капитолине Михайловне Вышеславцевой, но брак их оказался несчастливым, а бракоразводный процесс – скандальным. Обвинённый в «прелюбодейной связи с вольноотпущённою девкою», Аграфеной Ивановой, Василий Львович «с горя» уехал в Париж.

По случаю путешествия Василия Львовича в чужие края и была сочинена шутливая пародия И. И. Дмитриева, которую так любил А. С. Пушкин.

За два года В. Л. побывал во Франции, Германии, Англии. Но более всего понравился ему Париж, где он пополнял свою библиотеку великолепными редкими изданиями и брал уроки декламации у знаменитого актёра Тальма. В политических перипетиях Василий Л. не слишком стремился разобраться. Возвратился он из Франции одетым с парижской иголочки, надушенный французскими духами, в модных ажурных чулках и не слишком смущённый тем, что за время его отсутствия синод признал его виновным в нарушении святости брака и определил «подвергнуть семилетней церковной епитимии с отправлением одной в течение шести месяцев в монастыре, а прочее время под смотрением его духовного отца». Наказанный за грехи свои «обетом безбрачия», Василий Львович впоследствии сожительствовал с А. Н. Ворожейкиной, остававшейся ему верной женой до самой смерти. У них было двое «незаконных» детей, кот. В. Л. Пушкин не мог дать фамилию, но оставил имущество.

Современные пушкиноведы считают, что, описывая наряд графа Нулина, Пушкин вспоминал о триумфальном возвращении из Парижа своего дядюшки:

Себя казать, как чудный зверь,

В Петрополь едет он теперь

С запасом фраков и жилетов,

Шляп, вееров, плащей, корсетов,

Булавок, запонок, лорнетов,

Цветных платков, чулков a jour*.

_____________________

* ажур, ажурные (фр.).

И хотя о прототипах пушкинских героев всегда приходится говорить лишь предположительно, приведённое описание к Василию Львовичу вполне подходит.

Война 1812 года и пожар Москвы были для него ударом страшным и неожиданным. Добравшись с превеликими трудами до Нижнего Новгорода, он писал П.А.Вяземскому: «Я вижу, что ты грустишь о Москве, да как и не грустить о кормилице нашей. Другой Москвы не будет, а час от часу разорение столицы нам будет чувствительнее…Что делать? Я благодарю теперь бога, что он осенил щитом своим храбрые наши войска, поражающие бегущего злодея".

Возвратившись в Москву, он скоро зажил прежней беспечной жизнью, «вращаясь» в литературных кругах, толкуя о журнальных новинках, пытаясь, несмотря на мучившую его подагру, сохранить важный вид и светские манеры, подвергаясь бесконечным, как правило, беззлобным насмешкам своих сверстников и в особенности литераторов младшего поколения. При этом В. Л. Пушкин был одним из учредителей Общества любителей российской словесности при Московском университете, старостой и представителем в Москве петербургского литературного общества «Арзамас» и, наконец, радушным хозяином популярного в Москве литературного салона на Старой Басманной, где бывали И. И. Дмитриев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, А. А. Дельвиг, Адам Мицкевич и многие другие писатели.

Так продолжалось ещё двадцать лет – до того самого дня, когда был разослан его друзьями и знакомыми пригласительный билет с печальным текстом: «Александр Сергеевич и Лев Сергеевич Пушкины с душевным прискорбием извещают о кончине дяди своего Василия Львовича Пушкина, последовавшей сего августа 20 дня в два часа пополудни…»

Похоронили В. Л. Пушкина в Донском монастыре, там была вся литературная Москва. Единственным наследством, которое досталось Пушкину после смерти дяди, была печатка XVIIIв., когда-то полученная Василием от отца.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В. Л. ПУШКИНА

Поэтическое творчество В. Л. Пушкина было скромным по своему значению, не всегда глубоким по содержанию, но для своего времени довольно ярким и новаторским по форме. Недаром любимым его поэтом был автор искрометных песен французской революции П.-Ж. Беранже. Одну из песен Беранже Василий Львович перевёл на русский язык. Если верить мемуарам, Василий Львович, почувствовав приближение кончины, доплёлся до полок с книгами, вытащил томик Беранже и, прижимая его к сердцу, отошёл в иной мир. Дядюшка-поэт был талантливым версификатором, но, право, трудно теперь говорить о том, что из его творений сохранилось бы в памяти, если бы не «знатное родство» с величайшим поэтом России. Если до появления южных поэм Пушкина, принёсших ему огромную славу, в переписке современников мелькают слова «племянник Василия Львовича», то после 1822 – 1823 гг. Василия Львовича стали именовать: «дядя Пушкина». Впрочем, наиболее проницательные из друзей угадывали «поэтическое соотношение» дяди и племянника ещё раньше. В 1815 г. П. А. Вяземский писал Батюшкову: «Что скажешь о сыне Сергея Львовича? Чудо и всё тут. Его Воспоминания 1 вскружили нам голову с Жуковским. Какая сила, точность в выражении, какая твёрдая и мастерская кисть в картинках…».

Однако некоторые басни, послания, сатиры, переводы Василия Львовича, написанные в духе карамзинской реформы русского литературного языка, т. е. без славянизмов и архаизмов, живым понятным стихом, стали своего рода школой для юного Пушкина. Русским стихом В. Л. Пушкин владел отменно и не раз доказывал это, что было не так-то легко во времена Державина, Крылова, Жуковского. Приведём характерную для его творчества «Сказку»:

Шестидесяти лет Пульхерия старушка,

Которая в свой век была

Кокетка и вострушка,

Мечтала, что ещё пленять она могла,

И что амуры вкруг прелестницы резвились.

Но в зеркале себя увидев невзначай,

Сказала, прослезясь: «Веселие, прощай!

Как зеркала переменились!»

Или ещё короче:

Змея ужалила Маркела.

Он умер? – Нет, змея, напротив, околела. (1808)

1 Стихотворение А. С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе».

Вдобавок Василий Львович был яростным полемистом, «не щадя живота своего» бросавшимся на литературных недругов и защищавшим друзей. Врагами В. Л. Пушкина были, прежде всего, основатели «Беседы любителей русского слова» – сановник и писатель А. С. Шишков. Именно в противовес «Беседе…» Жуковский и друзья его, среди которых почётное место занимал Василий Львович, создали литературное общество «Арзамас».

Василий Львович не без успеха пытался сформулировать своё литературное кредо в стихах:

Учёным быть не грех, но грех во тьме ходить:

Невежда может ли отечество любить?

Не тот к стране своей усердие питает,

Кто хвалит всё своё, чужое презирает,

Кто слёзы льёт о том, что мы не в бородах,

И, бедный мыслями, печётся о словах!

Но тот, кто следуя похвальному внушенью,

Чтит дарования, стремиться к просвещенью.

К. Н. Батюшков был прав, говоря, что некоторые послания Василия Львовича «писаны слогом чистым и благородным». Но не ошибался и В. А. Жуковский, внося в эту оценку уточнение:

Послушай, Пушкин, друг, твой слог отменно чист,

Грамматика тебя угодником считает,

И никогда твой вкус не ковыляет,

Но, кажется, что ты подчас многоречист…

Однако истинную славу принесла В. Л. Пушкину ходившая по рукам в списках коротенькая поэма – в ней всего 154 строки – «Опасный сосед», написанная в 1811 г. В легкомысленном сюжете автор ухитрился не только нарисовать забавные бытовые сценки, но и заклеймить и осмеять своих литературных врагов.

После этого престарелому поэту оставалось только при жизни сочинить собственную эпитафию, что он и сделал:

Здесь Пушкин наш лежит; о нём скажу

два слова,

Он пел Буянова и не любил Шишкова.

В июле 1811 г. В. Л. Пушкин, отправляясь в Петербург в надежде издать некоторые свои сочинения, направленные против шишковистов, взял с собою племянника Александра, которого решено было определить в открывавшийся Царскосельский лицей. Друзьями Василия Львовича Пушкина в Петербурге были и многие будущие декабристы и все будущие «арзамасцы». А. С. Пушкин поступал в Лицей уже со сложившимися литературными вкусами и пристрастиями. Этим он, несомненно, обязан Василию Львовичу, с которым неразлучно провёл несколько месяцев в квартире на Мойке перед переездом на шесть лет в Царское Село. Определив племянника в Лицей, Василий Львович ещё заехал к нему в декабре 1811 г. перед возвращением в Москву, и они расстались на пять лет. В 1816 г. В. Л. Пушкин вновь посетил северную столицу для торжественного вступления в «Арзамас» и вместе с Жуковским и Вяземским побывал у племянника в Лицее. Трудно даже представить себе ту громадную перемену, которую он обнаружил: неуклюжий мальчишка, жадно слушавший литературные разговоры и стихи, превратился за 5 лет в Поэта, и не нужно было большого воображения, чтобы представить себе, сколь многое ждёт его в будущем. С тех пор Василий Львович всегда относился к племяннику с восхищением, удивлением и даже некоторым страхом перед непостижимой тайной гениальности.

Следующая разлука дяди и племянника была уже не на пять лет, а на десять. За это время акценты в их отношениях несколько переменились. Детское восхищение дядюшкой-поэтом постепенно сменилось у А. С. Пушкина иронией и шутливым тоном, характерным для многих его упоминаний о Василии Львовиче в письмах к друзьям. При этом Пушкин сохранил доброжелательство и даже профессиональное уважение: он интересовался, как идут дела с первым сборником стихотворений дядюшки (1822 г.), и торопил П. А. Плетнева, взявшего на себя хлопоты по этому изданию. Что касается Василия Львовича, то, узнав о царской немилости и ссылке, постигших племянника, он несколько струхнул: в переписку с Пушкиным долгое время не вступал и даже отговаривал И. И. Пущина от поездки к опальному поэту в Михайловское.

Тут ещё как на грех случилось происшествие, несколько поколебавшее сохранявшиеся родственные чувства Василия Львовича. В октябре 1824 г. в Москве скончалась любимая сестра его. Племянник-поэт относился к ней вполне по-родственному и помнил, как она баловала его в детстве.

Василий Львович вскоре и сам оплакал покойницу:

Где ты, мой друг, моя родная,

В какой теперь живешь стране?

Блаженство райское вкушая,

Несёшься ль мыслию ко мне?

Все эти стихотворные некрологи сообщил Пушкину А. А. Дельвиг, приехавший в Михайловское в 1825 г. Тогда на свет появилась шутливая «Элегия на смерть Анны Львовны» – плод коллективного творчества Пушкина и Дельвига:

Ох, тетенька! ох,Анна Львовна,

Василия Львовича сестра!

Была ты к маменьке любовна,

Была ты к папеньке добра,

Была ты Лизаветой Львовной

Любима больше серебра…

Елизавета Львовна – другая сестра Василия Львовича, в замужестве Сонцова. Матвей Михайлович – это Сонцов, муж сестры, свойственник Анны Львовны, относившийся к ней как кровный, т. е. как родной. Наконец, Красовский – цензор Петербургского цензурного комитета. Пушкин послал «Элегию» Вяземскому и получил такой ответ: «Если «Ах тётушка! ах Анна Львовна» попадётся на глаза Василию Львовичу, то заготовь другую песню, потому что он верно не перенесёт удара». Конечно, элегия попала к Василию Львовичу; он, хотя и перенёс удар, почувствовал себя оскорблённым. Пришлось Пушкину посылать Вяземского и брата Льва в качестве парламентёров. В стихотворных строчках, включённых в письмо Вяземскому, Пушкин подольстился к Василию Львовичу, назвав его «писателем нежным, тонким, острым». Письмо не было намеренно показано старику и, видимо, произвело должный эффект. Дельвиг писал Пушкину: «Вяземский сказал мне, что он уверил Василия Львовича, что Ах, тётушка! ах Анна Львовна написана мною, - и тем успокоил его родственную досаду». Но всё же Василий Львович не скоро остыл. Так оскорбить память тётушки!

Полное примирение между дядей и племянником произошло, по-видимому, только 8 сентября 1826 г., когда возвращённый из ссылки Пушкин без предупреждения как снег на голову появился у дядюшки на Старой Басманной. С того дня, как Василий Львович отвёз мальчика в Петербург, прошло больше пятнадцати лет. Неузнаваемо переменились дядя и племянник. Ещё недавно молодившийся Василий Львович стал сдавать на глазах. По воспоминаниям современников, в те годы это был уже «старик, чуть движущийся от подагры…»

Тонкий знаток биографии и творчества А. С. Пушкина Т. Г. Цявловская, изучая листы рукописей поэта, заполнявшиеся в ноябре 1826 г. (когда Пушкин возвратился в Михайловское), определила 8 профильных зарисовок, сделанных Пушкиным, как попытку запечатлеть этот новый облик Василия Львовича – «перепуганного дяди опального поэта».

В последние четыре года жизни Василия Львовича Пушкина отношения с племянником были неплохие. Бывая в Москве, А. С. Пушкин неизменно посещал дядюшку. Так, ещё до появления в печати своего «Путешествия в Арзрум» он рассказывал о поездки на Кавказ в доме Василия Львовича. Известно, как любил Пушкин слушать и записывать рассказы людей уходящих поколений о прошлом. В этом смысле Василий Львович не был для него исключением. Надо отдать должное и дядюшке-поэту:с упоением декламировал произведения Пушкина в Обществе любителей российской словесности, перевёл на французский язык и напечатал «Чёрную шаль» и даже пытался в стихотворной повести «Капитан Храбров», над которой работал в конце 20-х годов, подражать «Евгению Онегину».

Самым последним его произведением оказалось послание к А. С. Пушкину. Василий Львович защищал племянника-поэта от несправедливых нападок, предрекал ему великую славу и поздравлял с предстоящей женитьбой. Но свадьбу А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой пришлось отложить из-за траура:20 августа 1830 г. Василий Львович скончался. Родителей Пушкина в Москве не было – они жили тогда в Михайловском, да Пушкин и не хотел волновать отца (он написал лишь хозяйке Тригорского П. А. Осиповой с просьбой осторожно подготовить Сергея Львовича к печальному известию). Хлопоты и расходы по похоронам Пушкин взял на себя. Современники рассказывают, что всю дорогу за гробом от Старой Басманной до Донского монастыря он прошёл пешком – мрачный и подавленный. Так что не следует слишком доверяться ироническому тону некоторых его писем того времени. Уход Василия Львовича племянник-поэт переживал болезненно. Автор недавних работ о В.Л. Пушкине Н.И. Михайлова делает справедливый вывод: в лице дядюшки-поэта «А.С. Пушкину открывался колоритнейший тип эпохи, человек разносторонний и одаренный». Теперь, через полтора столетия после смерти Василия Львовича, все, так сказать, распределено по справедливости: отмечены и то относительно скромное место, которое он занимал в истории русской словесности, и та существенная роль, которую он сыграл на ранних этапах формирования творческой личности своего племянника.

Основная литература

    Поэты-сатирики конца XVIIIначала XIX в. (1959).

    Н. И. Михайлова. Читая «Опасного соседа». – «Литературная учёба», (1981).

    Н. И. Михайлова. «Парнасский мой отец». (1983).

    В. В. Кунина. «Друзья Пушкина I». (1986).

Ещё в 18 лет блистал в московских салонах, затем служил в Измайловском полку и дослужился до чина поручика. Писал уже тогда стихи, романсы, песни, элегии, сатиры и т. д. В 1793 году начал печататься в журнале «С.-Петербургский Меркурий». К тому же времени относится его деятельное сотрудничество в «Аонидах» (1796-1799) и «Вестнике Европы». Выйдя в отставку в 1797 году, поселился в Москве.

Здесь он задумал жениться и выбрал известную красавицу, Капитолину Михайловну Вышеславцеву. Семейная жизнь оказалась неудачной и закончилась разводом. Фамильное предание Пушкиных обвиняло в том Капитолину Михайловну. Однако, сейчас опубликованы документы, рисующие дело в ином свете. Ходатайство о разводе пред московскими духовными властями возбудила Капитолина Михайловна в 1802 году, ссылаясь на незаконную связь мужа. Бракоразводный процесс тянулся до 1806 гожа.

До пожара в 1812 году в Москве Василий Пушкин вёл веселую, открытую жизнь гостеприимного и обеспеченного человека. Хорошо образованный, остроумный и находчивый, он блистал в салонах и славился своими экспромтами и каламбурами. Он знал языки: немецкий, французский, английский, итальянский, латинский. Любил читать наизусть оды Горация.

Ездил за границу, фактически 1803-1804 гг. Василий Львович провёл за границей, главным образом в Париже. По поводу его поездки за границу И. И. Дмитриев создал ироническое шутливое стихотворение «Путешествие N.N. в Париж и Лондон , писанное за три дни до путешествия».

Василий Пушкин был сторонником Карамзина и принимал участие в спорах с Шишковым (послания «К Жуковскому», «К Дашкову»).

К 1811 году относится его лучшее произведение – сатира «Опасный сосед». Написанная во вкусе Ренье, остроумная, хотя грубоватая и долгое время «неудобная для печати», сатира была популярна в российских литературных кругах того времени. В ней сочетаются язвительные выпады против «шишковистов» с реалистическими зарисовками нравов московского барства.

Сюжет сатиры таков:

Сосед Буянов героя её затащил в вертеп, затеял там драку, и пришлось бедному герою бежать, оставив кошелёк, часы, шинель. Он рад был, что дёшево ещё отделался:

Блажен, сто крат блажен, кто в тишине живёт,

С кем не встречается опасный мой сосед…

Поэма ходила по рукам, ею зачитывались, над ней от души хохотали.

Баратынский ценил «Опасного соседа» за энергию стиха за живость:

Панкратьевна, садись; целуй меня, Варюшка;

Дай пуншу: «Пей, дьячок». – И началась пирушка.

Дядиной сатирой восторгался А. С. Пушкин и вспомнил об «опасном соседе» в «Евгении Онегине»: «…мой брат двоюродный Буянов…».

Появление в Москве Наполеона застало Василия Львовича врасплох. Он писал князю П. А. Вяземскому 14-го декабря 1812 года про разорение Москвы:

«Я потерял в ней все движимое мое имение. Новая моя карета, дрожки, мебели и драгоценная моя библиотека - все сгорело. Я ничего вынесть не мог; денег у меня не было, и никто не помог мне в такой крайности».

После этого В. Пушкин вместе с другими погорельцами-москвичами переехал в Нижний Новгород, где образовалась скоро целая колония. Это был трудный период в его жизни; в письме к он говорит:

«Ты спрашиваешь, что я делаю в Нижнем Новгороде? Совсем ничего. Живу в избе, хожу по морозу без шубы, и денег нет ни гроша».

Однако в том же письме, забыв про личные неприятности, он пишет:

«Кокошкин пишет из Ярославля, что он переводит "Федру". Читал ли ты подражание его пророку Аввакуму?»

Постепенно жизнь московско-нижегородской колонии наладилась, начались балы, маскарады, обеды, ужины, и Пушкин совсем повеселел.

В начале 1813 года, на короткое время побывав в , Василий Львович Пушкин снова водворился в Москве.

Все члены этого общества имели прозвища. Василия Львовича получил прозвище «Вот» (или «Вот я вас», «Вотрушка»).

Дядя Пушкина принадлежал к школе «классиков» и не сочувствовал романтическому направлению. В его элегиях, романсах, песнях, альбомных стихах заметно влияние сентиментализма. Он был приверженцем «лёгкой поэзии» и подражателем Дмитриева; писал «песни», эпиграммы, послания и т. п., подражал Тибуллу, Горацию, Катуллу, Парни и др., перевёл несколько басен Флориана, Лафонтена и др. Басни Василия Пушкина – преимущественно переделки и подражания иностранным авторам.

«Черты младенческого его простосердечия и малодушия,- писал его друг П. А. Вяземский,- могут составить любопытную главу в истории сердца человеческого. Они придавали что-то смешное личности его, но были очень милы».

Ф. Ф. Вигель так описывает В. Л. Пушкина:

«Сам он весьма некрасив: рыхлое толстеющее туловище на жидких ногах, косое брюхо, кривой нос, лицо треугольником, рот и подбородок, как у Шарля Кена, а более всего редеющие волосы не с большим в тридцать лет его старообразили. К тому же беззубие увлаживали разговор его, и друзья внимали ему хотя с удовольствием, но в некотором от него отдалении».

В 1822 издал сборник «Стихотворения».

В позднейшее время стареющий Василий Львович уже писал все бледнее и бледнее.