Психологическая помощь горюющему ребёнку. Тёмная триада

Как помочь горюющему?

Недостаточно просто выразить человеку соболезнование.
Вдумаемся в само это слово. Соболезновать – значит болеть вместе с человеком, взять на себя часть его боли.

Старинная пословица гласит, что разделенная радость – это двойная радость, а разделенное горе – это полгоря. Психолог Православного центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на бывш. Семеновском кладбище Светлана Фураева рассказывает, как помочь горюющему человеку разделить его горе.

Иерей Федор Романенко.

Да, все мы в этом мире не вечны. Приходит момент, когда душа разлучается с телом. И если душа усопшего вошла в новую жизнь, то души тех, кого постигло горе утраты, разрывает горе. И зачастую близкие горюющих не знают, как помочь усопшим близким пережить смерть, как выразить соболезнование, а часто и сомневаются в необходимости этой помощи. Что же говорит об этом церковь?

Хасьминский Михаил Игоревич, психолог, Полторацкая Надежда, филолог.

Жизнь не стоит на месте… Одни приходят в этот мир, а другие его покидают. Сталкиваясь с тем, что у близких и знакомых кто-то умер, люди считают нужным поддержать горюющего, выразить ему свои соболезнования и сочувствие. Соболезнование – это не какой-то особенный ритуал, а отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого, выражаемое словами – в устной или письменной форме – и поступками. Какие слова подобрать, как вести себя, чтобы не обидеть, не ранить, не причинить еще больше страданий?

Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.

Находиться рядом с человеком, пережившим тяжелую утрату, нелегко, но еще труднее — помочь скорбящему. О том, как правильно сострадать, не нанося себе ущерб, и как не «выгореть» рядом с горюющим, мы беседуем с психологом Михаилом Игоревичем Хасьминским

Екатерина Иванова, психолог.

В современном обществе плакать не принято — открытое проявление душевной боли считается признаком слабости. Но также известно, что невыплаканное горе переносится гораздо тяжелее и может плохо отразиться на здоровье. Так стоит ли призывать горюющего человека «не плакать и крепиться», как это делают многие из нас? Об этом мы беседуем с психологом Екатериной Ивановой.

Берковская Марина Иосифовна, кризисный психолог.

Самое главное для окружающих – это понять, что человек имеет право горевать так, как ему удобно. Только смотреть, чтобы его не хватили инфаркт, инсульт или суицид. Но пусть он горюет так, как душа просит…

Иерей Сергий Круглов.

Конечно, на такие вопросы ТАК не ответишь… любой священник подтвердит: надо видеть глаза человека, слышать его голос, надо брать его рук в свои, и, — даже если нет на это сил – утешать, как заповедано Христом… (Помните слова о. Алексия Мечёва: «Утешайте, утешайте народ Божий!…» — а разве, по совести говоря, кто-то из нас нуждается в чем-то другом?…) Так что всё, сказанное ниже, — не утешение, не соболезнование. Это – размышление.

Фураева Светлана Сергеевна, психолог.

Этот материал подготовлен для тех, кто поддерживает человека, переживающего смерть близкого, и его семью во время острого периода горя. Обычно (но не всегда) этот период длится от момента сообщения человеку о смерти близкого до 9-го – 40-го дня с момента смерти.

Шефов Сергей Александрович, психолог.

Утраты встречаются в жизни каждого из нас. И каждый из нас встречается в жизни с людьми, потерпевшими утрату. Эти встречи бывают значимыми для каждой из сторон. Для человека, потерявшего своего близкого, окружающие люди – это источник поддержки и помощи, соболезнования, так нужного в скорбный час. Для каждого из нас встреча с переживающим смерть человеком – это вызов нашей чуткости, состраданию, человечности.

ВЗ: Требуется ли вообще человеку утешение или горевание - это естественный процесс ?

ПГ: Разные люди переживают горе и/или утрату по-своему, но есть некоторые типичные особенности прохождения людей через этот период. Главное, что нужно понимать про работу горя (а именно так обозначал процесс, через который проходит горюющий, Зигмунд Фрейд) горе - это процесс. И в этом процессе человек отпускает ушедшего (несбывшуюся мечту, разрушенный план) и позволяет чувствам, возникающим в связи с этим, быть свободно (или не очень) выраженными в любой доступной человеку форме. Чувства в связи с потерей могут быть разными, но их не так много. Обычно люди испытывают боль, вину, иногда - острое отчаяние. Если человек был остро любим, то люди тоскуют, скучают по ушедшему. Тоска может сменяться приступами апатии, когда все чувства как бы припорошены, и ничто не волнует. Затем на поверхность снова может выйти какое-то из упомянутых чувств - острая печаль, нежность или вина (реальная или мнимая) в связи с тем, что что-то не доделано или вовсе сделано не так в отношениях с тем, кого не вернуть.

Важно, однако, понимать главное. Переживание горя и чувств, с ним связанных - это и есть работа горя. И работа эта состоит, в конечном счете, в освобождении душевных сил горюющего для новой жизни. Психоаналитики сказали бы, что горюющий высвобождает либидо, адресованное ушедшему, для новых людей, новых дел и новых отношений. Горевание - и есть работа высвобождения чувств.

Вполне понятно в связи с этим, что горе тем острее, чем сильнее мы были связаны с человеком. Известно так же, что дорогого ушедшего, отношения с которым были сложными, отпустить сложнее, потому, что горюющие испытывают гораздо больше вины за не гармоничные отношения, которые уже нельзя исправить. Чем светлее воспоминания об отношениях с ушедшими, тем легче (как ни странно) проходит работа горя. Так или иначе, чувства, связанные с горем - это душевная энергия. И чтобы проделать работу горя, ее нужно потратить. И лучший способ ее потратить - горевать.

Здесь-то и начинаются проблемы у современных людей. Ни горевать ни поддерживать мы не умеем, особенно это касается мужчин. Многие из моих клиентов признаются, что в их семьях не было принято ни слушать, ни жаловаться. Что они не представляют себе, как поддерживать того, кому плохо. Что единственные известные им способы снятия напряжения - это алкоголь и секс, причем с сексом все (как можно догадаться) тоже непросто. Люди очень часто говорят, что впервые в жизни рассказывают в кабинете психолога о том, что в их жизни что-то не так. Многие из нас живут и мыслят в парадигме действия, результата и успеха. Поэтому, когда происходит что-то из ряда вон выходящее, и готовых образцов успешного действия не оказывается, мы все оказываемся растеряны.

Получается, что когда кому-то рядом с нами плохо, наша самая распространенная реакция - попытаться помочь чем-то конструктивным, то есть - придумать что-то практичное. Например, если мужчина горюет, от того, что поругался с девушкой, то приятели, скорее всего, разделятся на тех, кто предложит купить ей конфет, («самых таких шоколадных, маленькие любят сладкое»), тех, которые предложат махнуть рукой («ты только свистни, набегут») и тех, которые попытаются организовать другу быстрое выздоровление за счет подручных средств (другие девушки, алкоголь, игры, др.)

Такая поддержка не очень работает. Как правило, нами, поддерживающими, движет тревога, она же - неспособность вынести тяжелые чувства того, кто рядом. «Давай быстро что-то предпримем» - означает «перестань мучиться при мне, я не могу вынести это». Почему обычно это не помогает? Потому, что человек, который мучается, получает сигнал, что его страдания и правда невыносимы.

Эффективная поддержка в горе (или в неприятностях, как угодно) - это нечто совершенно другое. Это - сигнал извне, что эти тяжелые чувства можно вынести. Послание по смыслу должно звучать примерно так: «Да, я понимаю, что тебе очень плохо. Я здесь». «Я здесь» означает, что я не разрушаюсь, видя твое горе. Значит, и ты вынесешь его. Доказательством того, что горе выносимо является как раз факт присутствия другого человека без его попыток «сбежать в полезный совет».

ВЗ: Зависит ли, как лучше утешать человека, от стадии переживания горя - Отрицание → Агрессия → Торги → Депрессия → Принятие? Каким образом, что нужно помнить и соблюдать, утешая согласно стадии?

Если учесть сказанное мной выше, то получится, что достаточно быть внимательным к человеку рядом и действовать по ситуации, и он из своей «стадии» сам вам все подскажет. Для человека на стадии шока и отрицания важно просто присутствие тех, кто рядом. Бытовая поддержка, взятие на себя каких-то дел и какой-то ответственности, что обычно трудно дается человеку в остром горе. Если человек не хочет разговаривать, не нужно к нему приставать, впрочем, это золотое правило. Если хочет плакать, пусть плачет, хорошо, если он позволяет его обнимать. Если просит всех уйти - так тому и быть. Бросать его не нужно, но временно скрыться с глаз придется. Если начинает что-то рассказывать, вот тут его нужно послушать, без особых лишних вопросов, но с простыми репликами, обозначающими присутствие. Не нужно его насильно кормить, поить, укладывать спать. Предлагать - можно, но не заставлять.

На всех последующих фазах переживания горя люди скорее делаются более контактными, хотя, конечно, все индивидуально. Они могут начать злиться, рыдать, могут начать рассказывать что-то о своей жизни, об ушедшем человеке, о чем-то постороннем. Неплохо, если есть, кому их слушать. Помните о том, что работа горя - это отреагирование чувств. Чем эффективнее это происходит, тем быстрее завершается эта работа. В последующие недели человек, понесший утрату, начинает возвращаться в жизнь. Предлагайте ему свою бытовую, организационную помощь. Сообщите, что вы - тот, к кому он может обратиться в случае чего.

ВЗ: Какие слова стоит употреблять, какие слова говорить нельзя?

Я уже отмечала выше, что работа горя - это выражение чувств. Это естественный процесс, и ему не нужно мешать и лучше бы ему способствовать. Исходя из этого, не нужно утешать человека, запрещая ему плакать, насильственно его веселить, отвлекать его от разговоров о его потере. Напротив, любые разговоры нужно поддерживать по мере сил, а если человек плачет, можно просто побыть рядом.

ВЗ: Влияет ли присутствие-отсутствие утешения на переживание горя?

Если под утешением мы понимаем действия, направленные на остановку горевания (отвлекание, вытирание слез, попытки развеселить) то - да, влияет отрицательно. Присутствие же рядом человека, который просто принимает происходящее как есть, помогает или даже просто не мешает горевать - это влияет положительно, стабилизирующе.

ВЗ: А есть ли какие-то невербальные способы утешить, выказать поддержку?

Имеет смысл ориентироваться по ситуации. Помочь по бытовым вопросам, навести элементарный порядок в квартире, спросить, в чем человек нуждается. Если такой человек вообще хочет с вами разговаривать, старайтесь больше слушать, а не рассказывать о себе. Если только вас не попросили об обратном. Работа горевания совершается быстрее, если давать человеку выговориться.

ВЗ: как понять, что человек готов к утешению, что он его хочет, что не оттолкнет вас?

Есть одна важная особенность в нашей культуре, которая сильно затрудняет ситуации получения поддержки в горе: мы боимся навязываться. Как психолог, я знаю сотни историй, когда человек, потерявший близкого, просидел несколько месяцев один, плакал в одиночестве, и никто ему не помог. Никто ни разу не позвонил, не принес поесть, не позвал погулять. Знаете почему? Друзья и родные не хотели навязываться. Отчасти люди так ведут себя из-за трусости и опасений быть отвергнутыми, отчасти - правда искренне верят, что навязываться нельзя даже в такой ситуации. И сами люди, у которых что-то случилось, тоже никому не позвонили и не попросили о помощи потому, что боялись навязываться.

Могу посоветовать только одно, боитесь навязываться - проверяйте. Ведь тому, кто горюет, навязываться еще сложнее. Пусть человек сам вам скажет, хочет он вас видеть или нет, принести ему еды или нет, пойдет он гулять или полежит один. Доверяйте тому, что он ответит. И по его ответам вы поймете, что делать дальше.

Беседовала Валентина Петрова

Посттравматический синдром, сопровождающий смерть близких называется реакция острого горя . Это состояние является клинической нозологией, оно имеет свою стадийность, патогенез и способы терапии.

Виды переживания горя

Утрата близкого человека - это всегда неожиданно и страшно. Не играет роли, болел ли человек, или его смерть наступила внезапно. Люди, столкнувшиеся с утратой так или иначе сталкиваются с ситуацией переживания горя. Каждый переживает горе по разному, одни изолируются и становятся асоциальными, другие же наоборот стремятся максимально уйти в деятельность, чтобы не сталкиваться с болью.

Трудно дать определение понятию «нормального переживания горя», это очень индивидуальный процесс. Однако есть грань, после которой посттравматическое стрессовое состояние становится клинической патологией и требует обязательного медико-психологического сопровождения.

Психиатры и психологи выделяют два вида посттравматического состояния пациентов, переживших смерть близких людей:

1. Нормальная реакция острого горя.

2. Патологическая реакция острого горя.

Для того, чтобы говорить о грани между ними, необходимо понимать клиническое течение и особенности каждого этапа.

Переживание естественного горя

Реакция депрессии и глубокой скорби, связанные со смертью близкого родственника - это нормальная реакция, она имеет место быть и зачастую, при свободном протекании с поддержкой близких людей, человек возвращается к социальной жизни без помощи специалистов. Существуют так называемые стадии горя. Это периоды, характеризующиеся переживанием определенных эмоций и соответствующим поведением. Этапы могут иметь разную длительность и не всегда идут по порядку, но всегда имеют место быть.

I Стадия отрицания - это период, наступающий, когда поступает известие про смерть близкого человека. Эта стадия иногда носит название шоковой. Для нее характерны такие признаки:

  • неверие;
  • гнев на «гонца»;
  • попытка или стремление изменить ситуацию;
  • оспаривание факта трагедии;
  • нелогичное в отношении умершего поведение (накрывают стол на него, едут в квартиру, покупают подарки и звонят);
  • разговор о человеке идет так, как будто он еще живой.

II Стадия Гнева - когда осознание трагедии достигает понимания близкого, он начинает гневаться на других, на себя, на весь мир за то, что не предотвратили потерю. Для этой стадии характерны:

  • поиск виновного;
  • асоциальное поведение;
  • изоляция от близких;
  • гневная реакция на нейтральные или положительные состояния других людей.

III Стадия торгов и компромиссов - это стадия, когда человек начинает думать о том, что возможно в мире есть силы, способные «отменить» смерть близкого родственника, в основном тут включаются религиозные ритуалы, молитвы. Горюющий ищет компромиссов с богом, пытается «поторговаться» с ним за возможность вернуть близкого. Эта стадия обычно сопровождается такими чувствами и действиями:

  • надежда на возвращение близкого;
  • поиск религиозной поддержки;
  • обращение в религиозные или оккультные общества для поиска ответа на вопрос;
  • частые посещения церквей (или других религиозных центров);
  • торги со смертью (я изменюсь, если он вернется к жизни).

IV Депрессия - когда проходит гнев и попытки изменить трагическую ситуацию, когда до сознания горюющего доходит вся тяжесть утраты, наступает этап депрессии. Это длительный и очень тяжелый период. Период обозначен такими чувствами:

  • чувство вины за смерть близкого человека;
  • навязчивые мысли и состояния;
  • экзистенциальные вопросы (почему люди умирают в молодости?, какой смысл жить теперь?);
  • бессонница или гиперсомния (увеличение продолжительности сна);
  • отсутствие аппетита или наоборот, патологическое «заедание» горя (переживание по анорексическому или булемическому типу);
  • социальная изоляция;
  • утрата желания и способности заботиться о себе и других;
  • абулия (волевое бессилие);
  • чувство бессмысленности жизни после смерти близкого;
  • страх одиночества при невозможности нахождения в обществе.

V Принятие - это последняя стадия смирения с утратой. Человек еще испытывает боль, он полностью осознает значимость утраты, но он уже способен решать повседневные задачи и выходить из изоляции, эмоциональный спектр расширяется и активность растет. Человек может грустить, бояться, с болью вспоминать умершего, но он уже может быть социально активным. Таковы нормальные симптомы переживания горя . Стадия депрессии может длиться очень долго, но состояние постепенно улучшается. Это главный критерии «нормальности» горевания. Даже просто зная все эти этапы можно понять, как пережить смерть близких людей безопасно и полностью.

Патологические реакции горя

Главным критерием патологического горевания является длительность, интенсивность и прогрессирование стадии депрессии. В зависимости от реагирования на горестное событие, выделяют 4 вида патологических реакций горя :

  1. Отложенное горевание - это случается тогда, когда реакция на потерю близкого человека выражена очень слабо по сравнению с реакцией на бытовые мелкие ситуации.
  2. Хроническая (затяжная) реакция горя - это состояние, когда симптомы не улучшаются или нарастают со временем и депрессия длится годами. Человек утрачивает себя и способность заботиться о себе. Наступает клиническая депрессия.
  3. Преувеличенная реакция горя - это патологические состояния даже для горевания. К примеру вместо страха или тревожности у человека появляется фобия или развиваются панические атаки, вместо гнева появляются приступы ярости и попытки нанесения физических увечий себе или другим.
  4. Замаскированное горевание - человек страдает и горюет, но отрицает причастность к этому горестной ситуации. Часто это проявляется в виде острой психосоматики (обострение или манифестация заболеваний).

Помощь горюющему

Очень важно понимать, что любые эмоциональные состояния для горюющего человека действительно являются вариантами нормы. Бывает невероятно тяжело вынести и остаться рядом в тяжелых эмоциональных переживаниях человека, который потерял близкого. Но реабилитация после смерти близкого человека подразумевает поддержку и участие, а не игнорирование или обесценивание значимости утраты.

Что делать родным, чтобы помочь горюющему справиться и не навредить

Все зависит от стадии переживания потери. На этапе отрицания очень важно уважать право горюющего на шоковую реакцию и неверие. Не стоит его переубеждать, не нужно доказывать смерть. Человек прийдет к пониманию, но в этот момент его психика защищается от травмы. В противном случае, реакция из нормальной перейдет в патологическую, так как психика не справится с объемом утраты в короткое время. Нужно быть рядом и позволять переживать недоверие, отрицание и шок. Не стоит поддерживать иллюзию, и отрицать ее тоже не стоит. Стадия гнева - это нормальный процесс. Человеку есть на что злиться и необходимо позволить этому гневу быть. Да, это тяжело и неприятно, быть объектом агрессии. Но помощь после смерти близкого человека должна заключаться в принятии любых его нормальных эмоциональных состояний. Пусть это лучше будут обвинения, крики и битая посуда, чем попытки нанести вред себе. Стадия торгов также кажется «странной» родственникам горюющего, но нужно позволить человеку торговаться и находить утешение в вере. Если его активность в этом направлении не влечет за собой уход в секту, опасные ритуалы или самоубийство - стоит позволить человеку быть верующим и торговаться с богом. Депрессия - это период, когда близким стоит проявить особенную внимательность. Эта стадия наиболее длительная и тяжелая.

Ни в коем случае нельзя останавливать слезы, обесценивать утрату (все будет хорошо, не плачь, все нормально). Важно говорить об утрате, говорить о ее тяжести и боли, сопереживать и по сути работать эмоциональным зеркалом. Если близкие не способны быть рядом именно так, стоит обратиться к психологу и позволить человеку безопасно переживать горе. На этапе принятия очень важна поддержка любых новых начинаний, планов и положительных мотивов. Важны как воспоминания об умершем, так и подчеркивание положительных переживаний. Если переживание горя переходит в патологическое - нужно незамедлительно обращаться к психотерапевту, а при необходимости - к психиатру.

Помощь горюющему ребенку – задача весьма деликатная и требующая большого такта, поддержки, понимания.

Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка не только нельзя игнорировать, но важно признать его право на переживания. Обнимите ребенка, дайте ему возможность расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обращайтесь с ним так, словно он больной. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о маме, папе, бабушке, дедушке, брате или сестре.

Объясните ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, а мама тебя, и я это понимаю. Я знаю, что ты чувствуешь». Побуждайте к выражению и осознанию чувств ребенка, подарите ему ваше участие. Ребенку в большей степени, чем вам в такие минуты требуется поддержка, любовь и проявление заботы.

Может возникнуть страх. Желательно, побуждать ребенка сообщить о своих страхах. Наиболее приемлемый метод социализации страха – метод индукции. Помогите ребенку в преодолении страха, подтолкните его к самостоятельным выводам, вырабатывайте разнообразные стратегии контроля над страхом, сочувствуйте переживаниям ребенка. Но в тоже время, чтобы избавиться от страха, необходимо понять и принять его, тогда он исчезнет. Страх исчезает через принятие. Если страх отвергают, сопротивляются ему, это прибавляет страху энергии, и он увеличивается. Бесперспективны и попытки скрыть его, разрушить, создать нечто противоположное. Страх исчезает, когда мы не боимся принять свой страх, и учим ребенка специальным приемам противостояния страху. Ребенку трудно распознать и обозначить свой страх, переживания – мы помогаем ему наводящими вопросами, уместными разъяснениями.

Для ребенка важно выразить свои переживания – будь то желание поплакать, или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю, посмотреть видео, фотоальбом, написать письмо умершему и прочитать на кладбище.

Можно записаться на прием к педагогу – психологу на индивидуальные и групповые занятия, «Игротеку для всех». Психолог подберет упражнения, направленные на то, чтобы помочь ребенку преодолеть негативные последствия пережитого горя, спросит ребенка, когда он боится сильнее, когда меньше, с кем из членов семьи чувствует себя комфортнее с кем трудно наладить контакт, в чем проявляется его страх.

Есть дети, которые стесняются проявлять горе и грусть. Если их застают плачущими, они чувствуют себя еще хуже. Дети стремятся показаться более веселыми и спокойными, чем чувствуют себя внутри. Когда спрятанное горе, наконец, прорывается, его проявление может напугать как ребенка, так и его окружение. Непринятие своей грусти идет рука об руку с застенчивостью, зажатостью, стремлением оправдать какие-то ужасные события жизни и обвинить себя.

В литературе описано восемь ступеней усугубления утраты и превращения этого переживания в основу деструктивного поведения:

  • не разрешать себе показывать свое горе, пассивное переживание траура;
  • чувство вины: я виноват в том, что это случилось, как это случилось;
  • фантазии: если бы я успел, все было бы иначе…;
  • страх собственной смерти или инвалидности (что с ними будет без меня?);
  • бессильная ярость в отношении (как они могли так поступить со мной?);
  • безнадежность (все идет под откос);
  • страх потери других членов семьи;

Все эти доводы убеждают в необходимости проработки переживаний, связанных с грустью и горем. Помогите ребенку придумать вопрос, с которого можно начать разговор: «Если хочешь, расскажи мне, что тебя волнует». Обсудите с ребенком и то, как нужно себя вести, когда не хочется делиться своими переживаниями или когда другой человек отказывается говорить о своем настроении. Можно предложить нарисовать или изобразить эти проявления. Обязательно после такого задания попросите ребенка изобразить другие чувства – расслабленность, удовлетворенность. Можно предложить ребенку проговорить следующий текст, чтобы стимулировать себя к действию.

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день. Мама хотела бы видеть меня спокойной и счастливой. Я счастливый человек несмотря ни на что. Я достойна счастья.

2. Именно сегодня я могу преодолеть мои страхи, потому что я контролирую себя. Страх бесполезен сам о себе.

3. Именно сегодня я смогу добиться всего, чего захочу. Я верю в свою силу.

4. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом. В результате проговаривания данного текста или аффирмаций у ребенка значительно снижается ощущение горя, увеличивается число позитивных воспоминаний. Укрепляется вера в будущее.

Нравится статья?


Взрослым можно дать представление о том, что такое позитивная работа горя, предложить им описание стадий его переживания.

  • Непринятие утраты . Человек отказывается принять произошедшее, считает это ошибкой. Типичные ошибки . Часто мы стараемся скрыть от человека случившееся, например не сообщаем детям о смерти, боясь разговора на эту тему. Путь взаимодействия . Рассказать о случившемся так, чтобы человек принял сообщение и увидел наше стремление поддержать его.
  • Острая стадия . Часто предвосхищение утраты дезинтегрирует привычное восприятие жизни; человек апатичен, он истощен и переживает крушение основ жизни. Типичные ошибки . Стараемся подчеркнуть, что жизнь продолжается, пытаемся остановить острое проявление горя - слезы, удрученность, апатию. Путь взаимодействия . Разрешать горевать, показать, что плакать говорить о страдании хорошо и не может осуждаться.
  • Латентное переживание . Возрастающая тревога «что теперь будет со мной». Человек начинает задавать вопросы, на которые в данный момент нет ответа: «Я тоже умру?», «Я виноват в этом?». Типичные ошибки . Используем случившееся в воспитательных целях: если ребенок, забывшись, начинает смеяться, напоминаем, что в семье траур. Путь взаимодействия . Помочь человеку принять мысль о том, что он не может контролировать все. Возможно, на этой стадии важно проработать с человеком его смысл жизненные ориентации.
  • Работа горя . Я учусь жить по-новому, но я помню и люблю маму. Типичные ошибки . Продолжаем говорить человеку: «Как же ты без…». Путь взаимодействия . Важно подчеркивать рост самостоятельности человека и прояснить, что это означает не забыть и предать, а научиться жить по-новому. Переживание горя у ребенка проходит несколько стадий. Это длительный процесс. Он редко протекает в строгой последовательности, чаще это напоминает колебание туда и обратно и даже между.

В процессе консультирования детей по поводу их реакций на смерть близкого могут применяться самые разнообразные методы и методики, адекватные возрасту и уровню психического развития маленького клиента. Полезно создавать мандалы. Это занятие сблизит вас с ребенком, поможет лучше его понять. Мандалы применяю в целях диагностики и коррекции травмирующих переживаний ребенка. Заранее готовлю необходимые материалы, затем провожу релаксацию «Волшебное путешествие в мир мандалы». Зажигая свечу, выключаю свет. Говорю ребенку: «Представь себе, что ты – в спокойном, приятном месте, оно тебе нравится и может быть таким, как ты захочешь. Сделай, два глубоких вдоха и выдоха. Посиди еще немного так расслабленно. Посмотри, что ты видишь перед собой, запомни. А когда ты будешь готов, открой глаза». Давай попробуем нарисовать все это в круге, который мы с тобой приготовили. Включаю свет, свеча по желанию ребенка может гореть. Предлагаю выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре круга, все, что захочется. По желанию ребенок меняет цвет и продолжает работу. Затем ребенок рассказывает о том, что он изобразил. В своей практике, работая с детьми, пережившими потери, я использую песочную терапию. Ребенок часто не может ясно сформулировать или назвать, что с ним происходит. Строя различные сюжеты, ребенок проигрывает трудности в своей жизни. Игра с песком – это своеобразная само терапия ребенка с помощью педагога-психолога.