Присоединение крымского ханства к российской империи и современная геополитика. Откуда на самом деле появились крымские татары

Мавы кок-байрак – небесно-голубое полотно и золотого цвета герб – тарак-тамга – трезубец в верхнем левом углу сегодня узнаваемые символы крымских татар. Они прекрасно сочетаются на национальном флаге коренного народа Крыма. Однако тамга не всегда располагалась на знамени. Ранее 1917 года вы не увидите ее на голубом полотне. Но об этом факте иногда забывают в литературе, кино и даже исторической науке, допуская анахронизм, не имеющий к реальности никого отношения. И тем не менее и голубое полотно, и золотая тарак-тамга имеют давнюю историю. Но у каждого символа она своя.

Кок-байрак и тарак-тамга были государственными символами Крымского ханства. Однако они никогда не совмещались. Голубое полотно служило личным персональным знаменем. А вот тарак-тамгу имели право использовать только представители одной династии и это были Гираи – бессменные правители Крымского ханства.

Что же собой представляет голубое знамя и гербовая эмблема тарак-тамга крымских татар? Всегда ли эти два символы принадлежали крымцам, были ли заимствованы или перешли по наследству? Это одновременно и простые и сложные ответы. Трудность заключатся в том, что нет единого мнения и официальной теории. К примеру, почему крымские татары использовали голубое знамя? Какое значение оно имело для них?

Сегодня флаг – символ государственной независимости, который отражает национальные особенности страны и важнейшие вехи ее истории. Но когда-то флаг возник как знак отличия рода. Со временем знамена стали атрибутом власти и достоинства правителей, полководцев и отдельных воинов. Флаги, знамена, хоругви и даже бунчуки – это своеобразные шифры, которые оставляет история в качестве знаков, рассказывающих о жизни народов и важных событиях, ключ к которым, к сожалению, во многих случаях утерян безвозвратно. С момента своего зарождения и до настоящего времени они играют огромную роль в жизни общества, особенно в военные периоды. И, конечно же, исключением не была могущественная держава крымских татар.

Крымское ханство на карте Восточной Европы как государственное образование появилось в XV веке. Оно стало наследником Великой Орды. Его возглавил прямой потомок самого Чингисхана Хаджи Гирай. Вместе с ханским титулом к нему перешел санджак-шериф, или хоругвь великого хакана, который символически обозначал национальный, государственный и административный статус ханства, имел почетное происхождение и подчеркивал высокий статус хана.

Родовой санджак-шериф ханов не сохранился. Остались лишь его описания. Он представлял собой древнее, уже тогда частично изношенное временем полотнище, бережно хранимое и благоговейно почитаемое ханами и их поданными. Санджак некогда развивался над ставкой самого Чингисхана. Гираи брали санджак-шериф в военные походы, однако знамя поднимали лишь перед началом сражения. А после того, как имамы, сопровождавшие войска, завершали намаз, знамя великого хакана снова передавалось священнослужителям на хранение.

Помимо санджак-шерифа Чингисхана, у главы государства и двух его наследников на трон калги и нур-эд-дина были собственные знамена. Под родовыми санджаками выступали в поход представители ханской аристократии беи и мурзы. Кроме этого, у каждого военного подразделения были свои знамена, отличавшиеся по цвету, размеру и форме.

Судя по сохранившимся миниатюрам, знамена, или санджаки, были разной формы и фактуры. Знамя состояло из высокого древка, навершия – алема и цветного матерчатого полотнища, как правило, треугольной, реже прямоугольной формы, которое крепилось вертикально. Алемы были фигурные, простые или пикообразные. Делали ее из латуни, позолоченной меди или жести. Иногда к алему прикрепляли бунчук из хвостов лошади – знак храбрости и воинской доблести.

В эмблемах знамен была заключена определенная информационная символика. К примеру, на них обозначались родовые эмблемы – нишаны или тамги. О последних, мы поговорим чуть позже. А пока обратим внимание на цвет знамен, используемых крымцами ханского периода, к примеру, в военных кампаниях.

Наравне с санджаком-шерифом Чингисхана использовалось черно-красное полотнище, покрытое молитвами. В походе эти знамена несли перед крымским ханом и хранили в его личном шатре.

Польский дипломат Мартин Браневский, посетивший в 1578 году ханство отмечал, что символом гвардейского отряда крымского хана был белый бунчук, рядом с которым несли санджак красно-зеленого цвета. Дипломат писал, что: «При ханском отряде всегда есть знамя, состоящее из белого лошадиного хвоста, прикрепленного к длинной палке, и шелковое знамя зеленое с красным».

Кроме регулярной армии хана, полки, которые формировались на время похода и подчинялись непосредственно главе государства, имели три больших знамени: красно-желтое, белое, белое с зеленой окантовкой (или зелеными «языками») и черный бунчук, а также красное с золотым шаровидным навершием, покрытое арабскими надписями.

Другие же полки под предводительством родовой аристократии имели знамена и бунчуки, отличавшиеся по цветовой гамме, форме, качеству полотна и количеству туг – хвостов. Что касается ногайцев из ханских провинций Северного Причерноморья, то они, как правило, сражались под желтыми («сары туг») и белыми («ак туг») знаменами.

Османский путешественник Эвлия Челеби отмечал, что такая иерархия цветов была не принципиальна. Челеби писал во время боевых действий в середине XVII века: аскеры, то есть воины, применяли красные и зеленые знамена.

«На османской миниатюре из сочинения Локман бен Хусайна аль-Ашури (список 1579 г.) изображена переправа крымскотатарских и османских войск через Дунай в 1566 году. Над головами крымцев реют два больших знамени, увенчанные фигурными золотыми навершиями. Первый санджак имеет желтое полотнище треугольной формы с широкой красной полосой по краю. Второй санджак – это зеленый флаг треугольной формы, разрезанный на два длинных «языка», благодаря чему полотнище имеет характерную форму «ласточкиного хвоста».

На миниатюрах «Шахнаме-и Надири» (20-е гг. XVII в.) показаны знамена крымскотатарской армии хана Джанибека Гирая. Главные знамена ханских войск представляют собой длинные деревянные древка с фигурным золотым навершием и треугольным полотнищем красного цвета. Знамена военачальников снабжены короткими черными бунчуками, белыми и оранжевыми треугольными флагами.

И только на одной миниатюре к произведению «Шахнаме» работы Субхи-Челеби Талики-заде мы видим армию крымского хана Бора Гази Гирая II, где его военачальники наравне с треугольным красным флагом держат знамена голубого цвета.

События, изображенные на этой миниатюре, – это встреча глав двух держав: Крымского ханства и Османской империи. Год 1595. Крымский хан Гази Гирай согласился оказать военную помощь своему дальнему родственнику султану Мехмеду III в венгерских походах. Историк Ибраим Печеви так описывал эту встречу: «повелитель Крыма, Дешт-и-Кыпчака и ногайских татар, держатель меча Чингизова, обладатель знаний и адепт просвещения, хан Гази Гирай, перейдя через реку Озю и подойдя к берегу Турлы со стороны Польши, ожидаемый, но неожиданный, вдруг появился возле крепости Сунлук, чтобы помочь падишаху в его победоносном походе. На другой день, это было 19-го зу-ль-кааде (6 августа), главный визирь и главнокомандующий (падишах) вышли навстречу хану с войском, которое с трудом вмещали земля и небо. Верхом на лошадях они справились о здоровье и благополучии друг друга. Затем, спешившись и идя рядом со своими конями, они направились к золототканному шатру главнокомандующего. Обсудили с ним несколько главных вопросов и вместе отобедали. Печеви достаточно красочно описал события, которые после Субхи Челеби изобразит в миниатюре. И историк, и художник были не только современниками тех событий, но и участниками венгерских походов, поэтому можно с уверенностью говорить, что они изображали ровно то, что видели. И голубое знамя в рядах крымской армии не исключение. «Другими словами если мы не видели знамени или байрака голубого цвета на миниатюрах, изображающих крымскотатарских воинов других авторов, это не говорит о том, что его не использовали.

Наряду со знаменами в Крымском ханстве большое распространение имели бунчуки, или, как еще их называли, туг. Они представляли собой деревянное древко, увенчанное фигурным или шаровидным навершием, на которое подвешивалась кисть из одного или нескольких лошадиных хвостов. Своим подданным бунчук мог жаловать только крымский хан. По количеству бунчуков определяли военный ранг военачальника. Кроме бунчуков, военные чины имели почетные знаки отличия – туман-туг и чер-туг – особый род знамен, древко которых венчали фигурные наконечники – алемы, обозначающие чин военного.

Как видим, в письменных источниках и на миниатюрах, изображающих военные походы санджаки и флаги, голубой цвет представляет редкость. Подчеркнем еще раз в военных походах, так как это не говорит о том, что голубой цвет на флагах не использовался. Возможно, это объясняет тот факт, что для крымских татар как тюрков голубой считался священным цветом и не предназначался для военных кампаний.

Мавы кок – небесно-голубой цвет у тюркских народов является символом чистоты и свободы, честности, верности и безупречности. Он ассоциируется с небом, реками и озерами. Голубой цвет один из символов древнего тюркского верования – тенгрианства. Вера в единого бога Тенгри. Сегодня на национальном флаге крымских татар цвет символизирует чистое небо, мир и благополучие, а одноцветие фона – единство народа. И, видимо, неслучайно именно эти небесные мотивы и были отражены при выборе основного цвета национального флага крымских татар.

Продолжение следует…

Гульнара АБДУЛАЕВА

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Происхождение как больших, так и малых общностей населения – народов, народностей и различных этнографических групп является сложными историческим процессом, включающим в себя миграции, войны, эпидемии, депортации. Некоторые популяции становились гетерогенными, что неизбежно вызывало проблемы в понимании истории, культуры, эволюции как самих общностей, так и всего мира.

Для решения этих проблем был составлен ряд классификаций, опирающиеся на языки, специфические предметы материальной культуры, основные фенотипические отличия и т.п. Однако, несмотря на существующие добротные исторические этногенетические и антропогенетические реконструкции и классификации, нельзя утверждать, что они полностью отражают реальный исторический факт. В этом случае нам могли бы помочь специальные биологические (генетические) исследования, бурно развивающиеся в последнее время.

Одним из таких направлений является изучение морфологических осо-бенностей строения волос человека, которые используются не только в судебно-медицинской экспертизе, но и для определения различных этносов. На основе большого количества исследований по изучению волос разных национальностей получены уникальные результаты. Оказалось, что края кератиноцитов составляют специфические «узоры». Они имеют, как выяснилось, идентичные характерные особенности для отдельных генетически близкородственных групп, составляющих тот или иной народ . Изменение рисунка края происходит очень медленно, может быть, в течение нескольких тысячелетий.

Целью данной работы является анализ результатов исследований и со-поставление «узоров» кератиноцитов волос с помощью нового в науке растрово-электронного метода (РЭМ) различных этнических и этнографических групп Крыма, но прежде всего выяснение этно-антропологического состава группы «крымских татар» (разбивка произведена согласно этнической самоидентификации испытуемых).

Проблема происхождения крымских татар сложна и малоизученна. Хотя этнической истории крымскотатарского народа посвящено много научных работ и монографий историков, этнологов, филологов . Существует следующие версии этногенеза этого народа. А.Л. Якобсон в своей работе «Средневековый Крым» прямо указывает, что «предки крымских татар – монголы» . Иная версия у филологов, которые, опираясь на особенности крымскотатарского языка, относят этот народ к кыпчакским племенам (половцам). Таких же взглядов, в частности, придерживается тюрколог Г.Т. Грунина, считающая, что основная масса тюркоязычного населения Крыма как до монгольского нашествия (если таковое вообще имело место в истории полуострова), так и после него – были кыпчаки (половцы) и «лишь после монгольского нашествия» на полуостров «пришли другие тюркские племена» .

В процессе формирования крымскотатарского этноса могли принять участие такие народы: тавры, скифы, греки, византийцы, сарматы, аланы, готы, гунны, хазары, протобулгары, печенеги, половцы (кыпчаки), ордынцы и др.

По одной из версий в Крыму сложились «два мощных этнических пла-ста»: таты, населявшие горный и прибрежные район полуострова, и тюркский, представители которого населяли степную и предгорную части .

Другая классификация, основанная на практических наблюдениях, изу-чении диалектных различий языка, особенностей антропологического типа, материальной и духовной культуры, позволила подразделить крымских татар на четыре группы (четвёртая – условно, характеристика на 1940 год) . К первой группе относятся крымские татары южного берега Крыма (самоназвание «ялы-бойлю» – «прибрежные»). Ко второй группе учёные относят население, проживавшее между Первой и Второй грядами Крымских гор. Их называли «таты». Условно вводимая учёными группа крымских татар северного предгорья проживала в нижнем течении речек Черной, Бельбека, Качи, Альмы и Булганака и имела самоназвание «татар», реже «тюрк». И, наконец, третья группа – степные татары Крыма, или «ногаи», «нугаи» (самоназвание «мангытъ»).

Называли «татами» и южнобережных татар. Встречается и этноним «джанавиз». У татского населения восточной части горного Крыма сохранялось самоназвание «тау-бойли».
В процессе исследования фиксировались внешние биометрические данные, в т.ч.: цвет глаз, цвет, форма, длина, толщина волос, а также характер их периферического конца, характер и особенности линий рисунка кутикулы, количество последних на определенной длине. Волосы стриглись ножницами у поверхности кожи разных частей головы (височные, лобная, теменная, затылочная области). Навески волос составляли не менее 50 мм.

Форма волос описывалась с помощью обычных обозначений; их длина измерялась по общепринятой методике. Цвет волос определялся по шкале цветов Г.Г. Автандилова (1964) для патологоанатомов и судебных медиков. Краткая шкала цветов Г.Г. Автандилова включает 107 хроматических и ахроматических цветов и оттенков. Имеется номенклатура цветов, в которой приводятся научно обоснованные названия цветовых оттенков . Система названий цветов имеет единообразную терминологию. При исследовании волос использовался световой бинокулярный микроскоп ММУ-модифицированный (ув. 5000).

Полученные данные были подвергнуты вариационно-статистическому анализу. Наименование типа узора кератиноцитов давалось согласно опубликованной в монографии академика Ю.В. Павлова (1996 г.) классификации . Если какой-то тип узора у обследуемого обнаруживался в подавляющем количестве образцов, то он признавался доминирующим для этого человека. А признак, встречающийся у наибольшего количества респондентов группы, признается доминирующим в группе.

Часть названий типов узоров кератиноцитов первоначально появилась в результате исследований академика Ю.В. Павлова . Часть – в результате исследований эксперта Алексея Новикова. Здесь применены общегрупповые наименования, такие как: уральский (для финно-угорских народов), славянский, иранский, турецко-малоазийский (для древнего населения Малой Азии), турецко-тюркский, тюрко-кыпчакский (т.е. – татарский), тюрко-огузский (т.е. – туркменский), северо-монгольский (т.е. – бурятский), западно-монгольский (т.е. – калмыцкий), индийский (т.е. – дравидский или тамильский) и др.

В наших исследованиях клетки кутикулы волос - кератиноциты у крымской группы «крымских татар» крупные, имеют дугу. Механические повреждения свободных краев клеток кутикулы волос - трещины, надломы, расщепления - свидетельствует о повышенной ломкости волос, что, по-видимому, связано с их генетическими, химическими и морфологическими особенностями.

В первую очередь были проведены исследования взрослых людей обоего пола в количестве 56 человек, идентифицирующих себя как «крымские татары». Выборка случайная и обусловлена характером работы независимых экспертов. Респондентами представлены равномерно Балаклавский, Ялтинский, Алуштинский, Судакско-Феодосийский, Севастопольский, Бахчисарайский, Симферопольский, Кировский, Ленинско-Керченский, Джанкойский регионы Крыма, сельская и городская местности. Исследование пилотное.

В каждом случае при взятии образцов волос учитывалась генеалогия лица, указывался регион, из которого респондент происходит, и информация обо всех разноэтничных включениях, если ему это известно. Такие данные необходимы для сопоставления, т.к. в настоящем исследовании важное место отводилось вопросам метисации изучаемого народа, его этнического дрейфа. Кроме того, необходимо учесть крайнюю консервативность крымско-татарского населения до периода Второй мировой войны, до депортации в 1944 г., при которой метисация была чрезвычайно низкой, общины были часто эндогамными.

В исследуемой крымской группе «крымских татар» обнаружено 33 типа узора кератиноцитов, из которых чаще встречались: китайский у 31 испытуемого (55.36%), итальянский – у 27 (48.21%), курдский – у 25 (44.64%), греческий, центрально-уральский, японский и турецко-малоазийский – у 20 (35.71%), латышский – у 14 (25.00%), арменоидный у 13 (23.21%), корейский и индийский – у 12 (21.43%), северо-монгольский – у 11 (19.64%), германский – у 10 (17.86%), тюрко-кыпчакский (татарский) – у 9 (16.07%), иранский, узбекский, цыганский – у 8 (14.29%), иракский – у 7 (12.50%), славянский – у 6 испытуемых (10.71%) от общего числа. Этот факт указывает на то, что «крымские татары» не являются моноэтнической группой, а представляют собой сложный полиэтнический композит.

Как видно из приведенных данных среди «крымских татар» доминирующим оказался «китайский» тип узора кератиноцитов (55.36%), который доминировал у каждых двух из пяти носителей этого типа (41.94%) и у каждого пятого в группе в целом (23.21%).
Японский тип встретился у 20 чел. (35.71%), корейский – у 12 чел. (21.43%). Признаки всех трех типов обнаружены у 40 респондентов, что составило 71.43%. Сюда примыкают 32 человека с уральским (35.71%) и северо-монгольскими типами (19.64%). Принимая во внимание тот факт, что один и тот же человек может быть носителем разных антропологических типов, таких мы учитывали только однажды. В итоге получилось 48 представителей «золотоордынского комплекса», что составило 85.71% от всей группы. Однако дальневосточный антропологический тип (китайский, японский, корейский, монгольский) доминирует только у каждого третьего респондента всей группы (33.93%).
Вероятнее всего, представители китайских народов попали в Восточную Европу вместе с войсками хана Батыя в XIII в. Кроме них под руководством монголов могли и должны были оказаться тунгусо-маньчжурские, японские, корейские, алтайские и другие сибирские и дальневосточные народы и народности. Первоначально, видимо, они могли локализироваться в поволжско-уральском бассейне, где и сложилось ядро «Золотой орды». Следовательно, в составе этого населения необходимо учитывать также и ассимилированные уральские народности. В целом эта общность вполне может условно называться «золотоордынской». Она выделяется относительной целостностью, характерной специфичностью, сочетаемостью и представлена комплексом китайских, японских, корейских, монгольских (северная, восточная и центральная группы) и уральских антропологических типов.

Вторым доминирующим типом является «итальянский» антропологический тип узора кератиноцитов (48.21%), который преобладал у одного из трех носителей этого типа (37.04%) и у каждого шестого в группе в целом (17.86%). С учетом близости французского типа (4 человека = 7.14%) всего 31 человек, что составило бы 55.36%. Однако в двух случаях носитель итальянского и французского совпал, следовательно, мы имеем 29 человек западно-средиземноморского типа, что составляет 51.79%. То есть – половина. Появление итальянского типа в Крыму может быть связано с поздним средневековьем, когда в XII-XV вв., когда происходила интенсивная венецианская, генуэзская и незначительная ломбардийская и монферратская колонизация южного берега. Некоторое число итальянцев могло появиться и с римлянами, попадавшими в Крым в I в. до н.э. – VI в. н.э. Незначительное число французов-колонистов, по всей видимости, при-бывало сюда в XIV-XV вв. вместе с генуэзцами.
Если итальянцев и французов традиционно относят к западной части средиземноморской общности, то балкано-арменоидную группу традиционно относят к ее восточной части. В первую очередь это касается греков. Среди респондентов исследованием выявлен греческий антропологический тип у 20 человек, что составило 35.71% группы. Турецко-малоазийский антропологический тип представителей древнего населения Малой Азии и Причерноморья обнаружен также у 20 человек, что составляет 35.71% группы. И арменоидный антропологический тип встретился у 13 человек, что составляет 23.21% группы. Но принимая во внимание, что у некоторых носителей признаки разных типов могут совпада-ть, мы в итоге получили 38 человек, что составило 67.86% группы. Это отражает реалии как древнего населения Крыма, так и впоследствии пришлого. Турецко-малоазийский антропологический тип может соответ-ствовать и представителям древнего земледельческого населения Крыма, и представителям турецкой экспансии в позднее средневековье и новое время. Греческий – от первого появления греков в Крыму в VII-VI-V вв. до н.э. до первой трети XX в. н.э. Арменоидный же, возможно, связан с появлением здесь войск Понтийского императора Митридата VI Евпатора в конце II в. до н.э., затем – Римской империи, Византийской империи (не только династии Византии, но и значительная часть воинов были армянами). Большой наплыв армянского населения относится к позднему средневековью и новому времени при генуэзцах и турках.
Большой интерес в исследовании вызывало наличие германского антропологического типа среди крымских татар, жителей Бахчисарайско-Балаклавского региона. Этот регион неофициально иногда даже именовали Готией, считая, что там остались потомки древних готов-германцев. Согласно проведенному исследованию удалось установить, что германский тип среди крымских татар распространен крайне дисперсно по всему полуострову и крайне редко: Судакско-Феодосийский регион – 3, Ялтинский – 1, Балаклавский – 1, Бахчисарайский – 2, Джанкойский – 1, Симферопольский – 1 представитель.

Интерес вызывало и обнаружение славянских типов среди крымских татар. Славянский тип принадлежит 10.71% группы; отдельно «русский» (возможно – аланский?) тип – 3.57%. Всего – 14.29% от группы. Однако славянские типы локализованы в ограниченных регионах: Керченский полуостров, Ялтинско-Алуштинский и Симферопольский районы. Кроме германской и славянской групп к индоевропейцам относятся иранские народы. Иранский антропологический тип обнаружен среди 17.39% и представлен в таких регионах: Алуштинском, Симферопольском, Бахчисарайском, Балаклавском, Керченском. Сочетается чаще с такими типами: итальянский, греческий, турецко-малоазийский, японский, тюрко-кыпчакский (татарский), китайский, уральский, иракский. Учитывая уход иранских кочевников локализацию в транзитных регионах и наличие золотоордынского комплекса, можно предположить позднее происхождение иранцев. В таком случае, сомнительно связывать их с древними народами Северного Причерноморья: скифами, киммерийцами, савроматами, сарматами, аланами.

Примечательно, что среди респондентов крайне низко представительство кавказского населения: обнаружены единичные случаи грузинского и осетинского типов и более никаких. В то же время индийский антропологический тип встретился у 12 респондентов, что составило 21.43%, а цыганский – у 8, что составило 14.29%. С учетом принадлежности этих типов к южно-азиатской группе, всего выявлено 17 носителей, что составило 30.36%.
Следует отметить очень высокий уровень переднеазиатских и ближневосточных типов узора кератиноцитов в исследуемой группе в целом: курдского – у 25 чел. (44.64%), иракского – у 7 (12.50%), ливанского – у 4 (7.14%), кувейтского – у 2 (03.57%), вместе – у 33 чел. (58.93%).

Показательно, что из тюркских типов представлены «тюрко-кыпчакский» у 9 чел. (16.07%) и «тюрко-огузский» (туркменско-турецкий – 1 чел., азербайджанский – 2 чел. и узбекский – 8 чел.) у 10 чел. (17.86%). Северо-монгольский антропологический тип оказался у 19.64% группы.

Из этих антропологических типов, в первую очередь, нас интересовал тюрко-кыпчакский, который часто идентифицируют с «татарским». Выясни-лось, что он встречается крайне редко среди крымских татар (до 16%) и локализован в отдельных регионах: Бахчисарайском, Ялтинском, Алуштинском и Керченском. Возможно, это остатки домонгольского дальневосточно-центрально-азиатского населения Крыма. Соблазнительно предположить, что мы обнаружили представителей именно половецкого (кыпчакского) этноса.

Вызвало удивление обнаружение латышского антропологического типа, неожиданно многочисленного (25.00% всей группы) и проявившего определенную локализацию в т.н. «готском» районе (71% между Бахчисараем и Балаклавой). Представлен он и в близком к нему Ялтинском регионе, а также – Судакском и Керченско-Ленинском регионах. Сочетается чаще с такими типами: курдский, китайский, мордовский; гораздо реже – с итальянским и греческим. Это отражает скорее предпочтение воинственности, чем оседлости.

В целом вся группа крымских татар легко распадается на северную и южную части. К южной относятся представители южного берега Крыма от Балаклавы до Феодосии. Антропологические типы этой группы выстроились в таком порядке убывания: итальянский, китайский, курдский, турко-малоазийский, уральский, греческий, японский, арменоидный, латышский, корейский, северо-монгольский, индийский, иракский, германский, тюрко-кыпчакский, иранский, узбекский, цыганский, ливанский.
Здесь резко возрастает доля итальянского до 53.33% (у 30 человек, имеющих южнобережные корни). И до 60.00% только у южнобережных без учета потомков смешанных браков с северной группой. Вместе с французским доля вырастает до 66.67%. И, соответственно, так же резко падает доля китайского типа до 43.33% со смешанными браками и до 40.00% – у южнобережных. Японского: от одной трети до одной четверти. От золотоордынского комплекса здесь неожиданно велик процент уральского типа: более 50%. Корейский тип также вырос от одной пятой всей группы до одной четвертой у южной части без смешанных браков. Сильно проявился и монгольский тип (до одной трети) именно среди южнобережной части группы. Весь золотоордынский комплекс встречен у 90% всей группы.

Традиционно низок уровень представительства тюркских типов, он ко-леблется между одной седьмой и одной восьмой частями группы. В то время как кавказские типы незначительны и, возможно, случайны, ожидаемо вырастает по сравнению со всей группой доля восточно-средиземноморских типов: греческий антропологический тип присутствует более чем у каждого второго представителя (53.33%), турецко-малоазийский и арменоидный – у каждого третьего. Всего 76.67% всей группы.
Переднеазиатско-ближневосточные типы представлены курдским (33.33%), иракским (20.00%) и ливанским (13.33%). Всего 17 человек, что составляет 56.67% всей группы. Довольно низкое представительство южно-азиатских узоров, около одного на семь респондентов. Незначительное пред-ставительство иранского, славянского, тюркского и латышского узоров.
В целом южная группа демонстрирует такой средний состав: на девять десятых золотоордынские типы, на три четверти восточно-средиземноморские, на две трети западно-средиземноморские, на половину переднеазиатско-ближневосточные типы.
Антропологические типы северной части группы выстроились в таком порядке убывания: китайский, курдский, турко-малоазийский, японский, итальянский, уральский, греческий, индийский, латышский, арменоидный, германский, корейский, северо-монгольский, тюрко-кыпчакский, иранский, цыганский, узбекский.

Здесь традиционно велика доля китайского 57.14% (доминантный среди 25.71% северной группы) и без смешанных браков – до 73.68%. Доля северо-монгольского (доминантный среди 11.43%) и корейского (доминант-ный среди 5.71%) типов падает по сравнению со средней цифрой в группе, а японского вырастает от одной трети до двух пятых в группе (42.86%). Весь золотоордынский комплекс составляет 91.43% в группе. Очень высоко пред-ставительство восточно-средиземноморских типов: турецко-малоазийский антропологический тип присутствует у двух из пяти (42.86%), греческий – у каждого третьего представителя (31.43%), и арменоидный – у каждого пятого (22.86%). Всего 71.43% всей группы.
Переднеазиатско-ближневосточные типы представлены курдским (48.57%), который доминантен среди 11.43% группы, иракским (8.56%), ливанским (5.71%) и кувейтским (2.86%) типами. Всего 57.14% всей группы. Вместе со смешанными браками западно-средиземноморские типы составили 42.86% группы (доминантны среди 17.14%), а южно-азиатские и латышские типы представлены по 31.43% (оба доминантны среди 5.71%). Незначительное представительство иранского, славянского и тюркского узоров.
Северная группа демонстрирует такой состав: на девять десятых золотоордынский комплекс, почти на три четверти восточно-средиземноморские типы, почти на три пятых переднеазиатско-ближневосточные, на две пятых западно-средиземноморские, на одну треть южно-азиатские и латышский типы.

Вся группа исследованных крымских татар демонстрирует такой состав: почти на девять десятых золотоордынские типы, на две трети восточно-средиземноморские, на три пятых – переднеазиатско-ближневосточные, на половину западно-средиземноморские, на одну треть южно-азиатские и на четверть – латышский типы.

На основании полученных данных о распределении типов кератиноцитов в волосах головы представителей исследуемой крымской группы крымских татар, можно констатировать, что данная общность является полиэтнической. В ее составе значительную долю занимают золотоордынские антропологические типы [китайский (55.36%), японский (35.71%), корейский (21.43%), центрально-уральский (35.71%), северо-монгольский (19.64%)], восточно-средиземноморские [греческий (35.71%), турецко-малоазийский (35.71%) и арменоидный (23.21%)], переднеазиатско-ближневосточные или афразийские [курдский (44.64%), иракский (12.50%), кувейтский, ливанский], западно-средиземноморские [итальянский (48.21%) и французский], южно-азиатские [индийский (21.43%) и цыганский (14.29%)], североевропейские [латышский (25.00%), германский (17.86%) и славянский (10.71%)], тюркские [тюрко-огузский (19.64%) и тюрко-кыпчакский (16.07%)] и иранский (14.29%). Однако базисным антропологическим типом данной группы можно рассматривать «зо-лотоордынский композит» для северной части и «итало-балкано-кавказский композит» для южной части. При этом наиболее вероятными кандидатами архаичной части крымчан могут оказаться группы населения с турецко-малоазийским, греческим и арменоидным антропологическими типами, что соответствует древним земледельцам полуострова.
Слишком мало иранского, для построения предположения об участии в этногенезе скифо-сармато-аланских народов, и немецкого – для построения предположения об участии в этногенезе готских народов. Возможно, этнически крымские готы не были германского происхождения или были целиком истреблены или перемещены за пределы полуострова. Быть может, на их месте окажутся балтийские (латышские) народы.
Тюркские типы были отделены от золотоордынского комплекса по причине того, что «огузские» влияния могут быть очень позднего происхождения, связанного с депортацией большого числа крымских татар в Узбекистан. Тюрко-кыпчакский или «татарский» тип, в свою очередь, появился в Крыму очень рано и не всегда может быть привязан именно к монгольским завоеваниям. К тому же последний тип не рассеян среди всех регионов, а, в отличие от китайского, японского или корейского, жестко локализирован, не характерен для всего крымско-татарского этноса, что не дает исследователям права именовать эту общность «татарской».

Возможно, исторически славянских типов должно было быть больше, но значительное число предполагаемых носителей среди северной части крымских татар было переселено за пределы Крыма или покинуло его после его завоевания и войн в XVIII-XIX вв. К сожалению, среди респондентов отсутствовали или незначительно были представлены уроженцы Красноперекопского, Черноморского, Раздольненского, Белогорского, Нижнегорского и Ленинского районов Крыма. Но это не исключило возможность обнаружения некоторых тенденций и процессов.

Таким образом, на основании проведенного пилотного исследования и результатов анализа антропологических макро-микроскопических данных строения кутикулы волос головы, принимая во внимание, что сама группа небольшая, можно сделать только очень осторожное предварительное предположение о том, что крымская группа крымских татар представляет собой часть характерной для Крыма общности, являющейся сложным этническим композитом, формировавшимся в течение всего последнего тысячелетия. В ее формировании, вероятно, имела место частичная метисация с золотоордынским населением Восточной Европы. Среди процессов, которые продолжаются, можно отметить стирание узких групповых барьеров, усиленную региональную миграцию, мощную урбанизацию, повсеместную утрату традиций, подмену местных традиций стилизованными советскими или арабо-турецкими, и на этом фоне, как следствие, – аккультурацию и сильнейшую внутригрупповую и вне-групповую метисацию. Полученные данные пока не позволяют провести ото-ждествление крымских татар с татарами, тюрками, славянами (в т.ч. – украинцами), скифами, сарматами, хазарами, немцами (в т.ч. – готами), монголами и кельтами. Но дают возможность для создания исторических реконструкций. Например, участие большого количества насильно мобилизованного китайского населения из разрушенного монголами Китая в походе хана Батыя.

Исследуемая крымская группа крымских татар составляет значительную часть Крымского общества по данным последней переписи населения. В языковой, культурной и вероисповедной сферах жизни, а также в этническом и генетико-антропологическом отношениях они представляют собой уникальную и специфическую крымскую общность.

Наши исследования могут быть использованы антропологами, этнографами, историками, политологами, занимающимися исследованиями Крымского общества, помогут глубже проникнуть в сущность проблем истории Крыма, снизить остроту межэтнических отношений в Крыму. Но главное возникает необходимость проведения масштабного исследования основных групп крымского населения, что могло бы решить многие вопросы современной истории.

Статья с www.nr2.ru

Допустимо ли использование термина "коренной народ" применительно к ТАТАРАМ в КРЫМУ в контексте Конвенции 169 Международной организации труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" (принята Генеральной конференцией МОТ 26 июня 1989 г.)

Исторические источники донесли до нас точную дату прихода татар в Таврику. 27 января 1223 года (еще до битвы на реке Калке) на полях греческой рукописной книги религиозного содержания - синаксаря - в Судаке сделана заметка: "В этот день впервые пришли татары, в 6731 году" (6731 год от Сотворения Мира = 1223 год от Р.Х.). Подробности этого набега приводит арабский автор Ибн-ал-Асир: "Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море".

Разграбив города, татары "покинули (землю кипчаков) [т.е. команов-половцев, занимавших степи полуострова с середины XI века] и вернулись на свою землю". Во время похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали обосновываться в степной Таврике. В 1239 году Судак был взят вторично, затем последовали новые набеги. Половцы поголовно истреблялись. О безлюдности степей Крыма (название это со 2-й половины XIII века употребляется по отношению к городу, ныне именуемому Старым Крымом, значительно позже, не ранее чем век спустя, оно становится обозначением всего полуострова) и Северного Причерноморья сообщает Гильом де Рубрук, проезжавший но этим краям в 1253 г.: "А когда пришли Татары, Команы [т.е. половцы], которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю [т.е. побережье Крыма] в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы". Выехавши из Судака, Рубрук продвигался по безлюдной степи, наблюдая лишь многочисленные могилы половцев, и только на третий день пути встретил татар.

Утвердившись вначале в степных пространствах Крыма, татары со временем занимают значительную часть его территории, за исключением восточного и южного побережья, горной части (княжество Феодоро). Формируется крымский улус (провинция) Золотой Орды.

В первой половине XV века в результате центробежных процессов, протекавших в метрополии, создаётся (не без активного участия польско-литовской дипломатии) Крымское ханство во главе с династией Гиреев, считающих себя потомками Чингиз-Хана. В 1475 году на полуостров вторгается турецкая армия, захватившая владения итальянцев-генуэзцев и православного княжества Феодоро со столицей на горе Мангуп. С 1478 года Крымское ханство становится вассалом Турецкой империи, захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись.

Средневековые европейские путешественники и дипломаты вполне справедливо считают татар, проживающих в Крыму, пришельцами из глубины Азии. С этим согласны турок Эвлия Челеби, посетивший Крым в XVII в., и другие турецкие историки и путешественники, а также русские летописцы. Андрей Лызлов в своей "Скифской истории" (1692 г.) пишет, что, выйдя из Татарии, татары покорили многие земли, а после битвы на Калке "... и грады, и селения половецкие до основания разорили. И все страны около Дону, и моря Меотского [т.е. Азовского], и Таврики Херсонския [Крыма], еже до днесь от перекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинского [т.е. Чёрного моря] татарове обладаша и поседоша". Да и сами татары проживающие в Крыму до недавнего времени не отрицали своего азиатского происхождения.

Во время подъема национального движения в 1917 году в татарской печати подчеркивалась необходимость учитывать и использовать "государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю", с честью держать "эмблему татар - голубое знамя Чингиса" (так называемый "кок-байрак", с того времени и до настоящего дня национальный флаг татар проживающих в Крыму), созвать национальный съезд - курултай, ведь для монголо-татар "было немыслимо государство без Курултая и Курултай без государства [...] Сам Чингис перед восшествием на великий ханский престол созвал Курултай и спросил у него согласия" (газета "Голос татар", 11 октября 1917 г.).

В годы оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны в издаваемой с согласия фашистской администрации газете на татарском языке "Азат Крым" ("Освобожденный Крым") 20 марта 1942 года вспоминались татарские войска Сабодай-богатыра, покорившие Крым, а в номере от 21 апреля 1942 года говорилось: "наши [татар] предки пришли с Востока, и мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идет к нам с Запада".

Лишь в последние годы, используя псевдонаучные рассуждения петербургского историка-скандинавоведа В.Возгрина, лидеры незаконной незарегестрированной организации "меджлиса" пытаются утвердить мнение об автохтонности татар в Крыму.

Однако и в наши дни, выступая 28 июля 1993 года на "курултае" в г.Симферополе, прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил: "Наша бывшая государственность была основана на трёх фундаментальными неизменных столпах, Которые определяют нас.
Первым и наиболее важным была наша наследственная преемственность Чингизидов. Коммунистическая пропаганда пыталась отделить татар от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче. Эта же пропаганда пыталась скрыть факт, что мы - сыновья Золотой Орды. Таким образом, крымские татары, как это утверждает нам коммунистическая пропаганда, никогда не разбивали Золотой Орды в нашей истории, потому что мы были и действительно есть Золотая Орда. Я с гордостью заявляю, что видный академик Лондонского университета, который провел всю жизнь, исследуя корни происхождения крымских татар, вкратце опубликовал результаты своих изысканий, которые опять возрождают нам наше законное богатое наследие.

Вторым большим столпом нашей государственности была Османская империя, которую теперь мы гордо сможем соотнести с нашей Тюркской преемственностью. Мы все - часть этой большой Тюркской нации, с которой нас связывают прочные и глубокие связи в сфере Языка, истории и культуры.

Третьим столпом был ислам. Это наша вера. [...]

Примеры нашего былого величия и нашего вклада в человеческую цивилизацию неисчислимы. Крымско-татарский народ был когда-то (и не так давно) сверхдержавой в регионе".

Среди татар проживающих в Крыму можно выделить такие основные этнографические группы:

Монголоидные "ногаи" - потомки кочевых племён, входивших в состав Золотой Орды. С образованием Крымского ханства часть ногайцев перешла в подданство крымских ханов. Ногайские орды кочевали в степях Северного Причерноморья от Молдавии (Буджак) до Северного Кавказа. В середине - конце XVII века крымские ханы переселяли (часто насильственно) ногаев в степной Крым.

Так называемые "южнобережные татары" - в основе своей выходцы из Малой Азии, говорят на средневековом турецко-анатолийском диалекте. Сформировались на основе нескольких миграционных волн из районов Центральной Анатолии Сивас, Кайсери, Токат с конца XVI по XVIII век.

Только в 1778 году, после переселения с территории ханства большинства христианского населения (греков, армян, грузин, молдаван),в Восточном и Юго-Западном Крыму мусульманское население стало преобладающим.

Самоназвание этого этноса в средние века было "татары". С первой половины XVI в. в сочинениях европейцев зафиксирован термин "крымские (перекопские, таврические) татары" (С.Герберштейн, М.Броневский). Его же использует Эвлия Челеби. Для русских летописей характерно слово "крымцы". Как видим, иностранцы, называя так этот народ, подчеркивали географический принцип.

Помимо татар в Крымском ханстве, занимавшем кроме территории Таврики значительные степные пространства Северного Причерноморья, проживали греки, армяне, евреи, турки, черкесы. Все немусульмане в ханстве обязаны были платить специальный налог.

Первоначально татары были кочевниками и скотоводами. На протяжении XVI - XVIII веков кочевое скотоводство у них постепенно сменялось земледелием. Но для степняков скотоводство еще долго оставалось основным занятием, а техника земледелия - примитивной и в XVIII в. Низкий уровень развития экономики стимулировал военные набеги на соседей, захват добычи и пленных, большая часть которых продавалась в Турцию. Работорговля была основной статьёй дохода Крымского ханства с XVI по XVIII век. Набеги часто совершались и по указанию турецкого султана.

С 1450 по 1586 год только на украинские земли осуществлено 84 набега, а с 1600 по 1647 год - свыше 70-ти. С начала XV до середины XVII века около 2 млн. пленников с территории, входящей в современную Украину, были угнаны в рабство.

Пленные, оставляемые в Крыму, использовались в хозяйстве. По словам польского дипломата М.Броневского, посетившего Крым в 1578 году, знатные татары "имеют свои поля, обрабатываемые пленными венгерцами, русскими, валахами или молдаванами, которых у них очень много и с которыми они обращаются как со скотом. [...] Греки христиане [местные жители], живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля как невольники". Любопытно замечание Броневского о развитии ремесел и торговли в ханстве: "В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, черкесы, пятигорцы, (которые также христиане), филистимяне, или цыгане, люди самые ничтожные и бедные".

Отношение к пленным поразило не только просвещенных европейцев, но и многое видевшего мусульманина Эвлия Челеби, с огромной симпатией относившегося к татарам проживающим в Крыму. Вот как он описывал рынок невольников в Карасубазаре (Белогорске):

"Удивителен этот злосчастный базар. К нему употребимы слова: "Кто продает человека, рубит дерево или разрушает запруду, тот проклят Богом на этом и том свете [...] Касается это продавцов ясыра [т.е. пленных], ибо люди эти сверх меры немилосердны. Кто не видел этого базара, тот не видел ничего на свете. Мать отрывают там от сына и дочери, сына от отца и брата и продают их среди стенаний, криков о помощи, рыданий и плача". В другом месте он говорит: "Народ татарский - народ безжалостный".

Для европейцев татары проживающие в Крыму - злобные, коварные, дикие варвары. Только, пожалуй, немец Тунманн, кстати, в Крыму никогда не бывавший, писал в 1777 году: "В настоящее время это уже не такой грубый, грязный, разбойный народ, какой когда-то описывали такими отвратительными красками".

В Крымском ханстве действовали формы государственного правления, характерные для феодальных образований, сложившихся на обломках империи Чингисхана. Однако имели место особенности, определяемые вассальной зависимостью от турецких султанов. Крымские ханы назначались и смещались по воле султанов. На их судьбу влияло и мнение крупнейших феодалов - беев. (Наиболее влиятельными беями - главами родов, владеющими полусамостоятельными бейликами (уделами), были Ширины, Мансуры, Барыны, Сиджиуты, Аргины, Яшлау. Часто они без ведома ханов сами организовывали набеги на соседей).

В 1774 году по Кучук-Кайпарджийскому договору между Россией и Турцией Крымское ханство объявлялось независимым. На его территории размещались русские войска. 19 апреля 1783 года Манифестом Екатерины Великой Крымское ханство ликвидировалось, а Крым присоединялся к России. 9 января 1792 года по Ясскому договору между Россией и Турцией признавалось присоединение Крыма к России.

В настоящее время, вопреки историческим источникам, имеют место попытки объявить традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму "курултай" и "меджлис", придать "курултаю" статус "национальной ассамблеи".

Однако ни "курултай", ни "меджлис" не являются традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму и, тем более, не являются национальной ассамблеей.

Фундаментальные труды по истории Золотой Орды констатируют:

"Специфические условия, в которых происходило становление и развитие Золотой Орды как государства, постепенно рождали новые формы общественной и государственной жизни, оттесняя традиционные кочевнические обычаи монголов. В связи с этим возникает вопрос о существовании курилтаев в Золотой Орде. Источники очень часто упоминают об этих своеобразных съездах правящего рода (здесь и далее выделено нами. - Ред.), происходивших при Чингисхане и продолжительное время после его смерти. Но с окончательным разделением империи монголов на самостоятельные во всех отношениях государства сведения о курилтаях встречаются всё реже и наконец совсем исчезают из источников. Необходимость в этом институте, носившем в значительной степени государственный военно-демократический характер, отпадает с появлением наследственной монархии. В Монголии, где были более сильные кочевнические традиции, курилтаи собирались вплоть до воцарения Хубилая, официально основавшего Юаньскую династию и утвердившего новую систему наследования престола - без предварительного обсуждения кандидатуры наследника на общем съезде правящей фамилии. В имеющихся источниках нет конкретных сведений о том, что в Золотой Орде проводились курилтаи. Правда, при описании отречения от престола Тудаменгу сообщается, что с этим согласились " жёны, братья, дяди, родственники и приближенные". Очевидно, для обсуждения данного экстраординарного случая было созвано специальное совещание, которое можно считать курилтаем. В другом источнике сообщается о предложении Ногая Токте собрать курилтаи для решения возникшего между ними спора. Однако предложение Ногая не было принято. Он в данном случае выступает как носитель отживающих традиций, которые не находят поддержки у хана нового, более молодого поколения. После этого случая источники по истории Золотой Орды больше не упоминают о курилтаях, так как изменения, произошедшие в административной и государственной структуре, свели на нет роль традиционного кочевнического института. Отпала необходимость созывать из разбросанных кочевий родовитых представителей аристократии, большинство которых занимали теперь высшие государственные посты. Имея в стационарной столице правительство, состоящее из представителей царствующего рода и крупнейших феодалов, хан больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере надобности высших административных и военных чиновников государства. Что же касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль, особенно со второй половины XIV в., играли в сменах на престоле дворцовые заговоры и всесильные временщики." (В.Л.Егоров "Историческая география Золотой Орды в XIII - XIV вв.", Академия наук СССР, Институт истории СССР. Ответственный редактор доктор исторических наук профессор В.И.Бугапов. - Москва, "Наука", 1985).

Курултай (как съезд представителей народа) нельзя назвать традиционной формой самоуправления татар проживающих в Крыму. Источники не подтверждают существования таких собраний в Крымском ханстве. В этом государстве татар при хане существовал Диван - собрание знати, организованное по персидскому образцу (сам термин персидского происхождения).

После февральской революции в России (1917), на общем собрании мусульман Крыма 25 марта / 7 апреля 1917 года был сформирован Мусисполком (Временный мусульманский исполнительный комитет), со временем взявший под свой контроль все вопросы общественной жизни татар проживающих в Крыму (от культурно-религиозных до военно-политических). На местах создавались местные мусисполкомы.

В конце августа 1917 года, в связи с получением от Центральной Рады приглашения прислать представителя татар на созываемый в Киеве Съезд народов, Мусисполком поставил вопрос о созыве Курултая (в качестве сейма, парламента татар) - высшего органа самоуправления. При этом в татарской прессе Крыма подчёркивалось, что такой орган был характерен для монголо-татар, которые решали на нём самые важные вопросы, что именно на нём был избран Чингисхан (1206 г.).

78 делегатов Курултая были избраны при участии более 70 процентов татарского населения Крыма. 26 ноября / 9 декабря 1917 года в г. Бахчисарае открылись заседания этого собрания, объявившего себя "национальным парламентом". Курултай избрал из своего состава Директорию (национальное правительство - по примеру Украины). Он был распущен большевиками 17/30 января 1918 года и возобновил свою работу в период немецкой оккупации с 10 мая 1918 года. В октябре 1918 года Курултай самораспустился из-за внутренних разногласий.

В 1919 году "национальный парламент" татар, проживающих в Крыму, именовался турецким термином "меджлис-мебусан" и состоял из 45 депутатов. Он заседал немногим более недели, заслушав доклад председателя Директории и проект реформы духовенства.

26 августа 1919 года Директория была распущена по приказу генерал-лейтенанта белой армии Н.И.Шиллинга.

Нынешний "курултай-меджлис" представляет собой нелегализованную политическую организацию, действующую как политическая партия: решения её органов обязательны только для её политических сторонников и вызывают резкую критику со стороны политических оппонентов из числа татар. "Курултай-меджлис" создан на базе нелегализованной организации - ОКНД ("Организации крымско-татарского национального движения").

Деятельность этих организаций признана антизаконной постановлениями Верховного Совета Крыма. Кроме них, создана промеджлисовская нелегальная партия "Адалет".

ОКНД и "курултаю-меджлису" противостоит легальное объединение татар - НДКТ ("Национальное движение крымских татар"). Политической борьбой этих двух татарских партий во многом определяется судьба национального движения.

В последнее время произошёл раскол в "курултае-меджлисе": частью его активистов создана собственная партия "Миллет" (также нелегализованная).

Процедура формирования и работы "курултая", "меджлиса" имеет характер не народного самоуправления, а съезда политической партии и избранного ею исполнительного органа. Выборы носят ступенчатый характер. На наш взгляд, возможна легализация "курултая-меджлиса" лишь в качестве политической партии либо общественной организации (в соответствии с законами Украины).

В соответствии с Конвенцией 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 года) татары проживающие в Крыму (крымские татары) не могут считаться группой, определяемой в правовом смысле как "коренная" на данной территории (Республика Крым), поскольку:

1. Они не являются первопоселенцами на данной территории (Крымский полуостров). Исторические и археологические источники четко фиксируют их первое появление здесь в 1223 году в качестве завоевателей, практически поголовно уничтоживших этнос, населявших до них степную часть Крыма - половцев (команов).

До первой половины XIV века они входили в состав более обширной общности, распространенной на значительном пространстве Восточной Европы за пределами Крымского полуострова, - государство татар Золотая Орда.

2. Татары, как этнос, никогда не занимали всей территории Крымского полуострова и никогда не составляли большинства населения во всех его регионах. На побережье от Кафы (Феодосии) до Чембало (Балаклава), на бывшей территории княжества Феодоро, в горной и предгорной частях Крыма население всегда было полиэтничным. По данным переписей, проводимых Турцией в конце XVI в. среди жителей Кафского вилаета (провинции Турции в Крыму), мусульмане составляли лишь от 3 до 5 процентов населения. Преобладали же греки (до 80%), армяне и другие.
С конца XVI но XVIII век идет интенсивный процесс заселения этих территорий турецкими колонистами (в основном из центральной Анатолии) и вытеснения греческого и армянского населения. После присоединения Крыма к России полиэтнический характер Крыма в еще большей степени усилился.

3. В этногенезе татар проживающих в Крыму главную роль играли общности, сложившиеся за пределами Северного Причерноморья и Крыма и пришедшие сюда в качестве завоевателей или колонистов и не являющиеся в этом регионе коренными. Это собственно татары, прибывшие в регион из глубин Азии в первой половине XIII века, ногаи - азиатский этнос, появившийся здесь в позднем средневековье и насильственно переселенный в Крым в конце XVII века, турецкие колонисты из Анатолии XVI - XVIII веков, так же не являющиеся в данном регионе коренными. С принятием в правление хана Узбека в 1412/13 г. ислама в качестве государственной религии Золотой Орды татары были приобщены к мусульманскому миру, что весьма заметно определило развитие их духовной культуры и этнического самосознания.

4. На татар проживающих в Крыму не распространяется главная особенность, которая отличает "коренной" (в правовом смысле) народ или группу, - сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего - особых форм хозяйственной деятельности (сухопутная, морская охота, рыболовство, собирательство, оленеводство).

Кочевое скотоводство, характерное для татар средневековья, не попадает в этот перечень. Тем более, что к концу XVIII - началу XIX века оно почти исчезло. Активно шел процесс урбанизации этноса. К концу XIX - началу XX века татары перешли на современные формы хозяйствования. По данным переписи 1989 года, татары на 70% - городские жители.

Татары - национальная группа с полной социальной структурой. Среди них есть интеллигенция, работники различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Татары активно участвуют в торговле, предпринимательстве и целиком утратили традиционные формы хозяйствования.

5.Татары, давно прошли этапы традиционной формы социальной организации - родоплеменной (бесклассовой) структуры общества - и живут по традициям и законам современного общества. Более того, татары подчеркивают, что в прошлом имели собственное феодальное государство (Крымское ханство в составе Османской империи), которое являлось "сверхдержавой региона", осуществляли захватнические походы против своих соседей и собирали с них дань.

Эти факты полностью опровергают необходимость относить татар к "коренным народам" с традиционными формами социальной организации общества (например саамы, чукчи, папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, индейцы Канады и т.д.), защиту которых предусматривает Конвенция 169 МОТ.

6. Татары проживающие в Крыму, находясь в составе Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи, Российской империи, Советского Союза, не имели своих традиционных органов самоуправления ("курултай", "меджлис" и т.п.), которые бы принимали решения по вопросам, наиболее важным для всех татар проживающих в Крыму. Они не зафиксированы историческими документами, отсутствовала реальная традиция подобных форм самоуправления. Для татар, в отличие от народов Северной Европы, Америки, Австралии, были характерны структуры власти феодальных государств, а затем - административного управления Российской империи, СССР. Органы власти с данными названиями были сконструированы политическим лидерами татар в 1918 году и существовали менее года. Образцом для них стала не собственная историческая традиция, а скорее - политический опыт сопредельных государств, возникших на месте Османской империи, в частности, Турции, на которую была ориентирована политическая элита татар.

Особо следует подчеркнуть, что необоснованное определение "курултая" и "меджлиса" нынешними политическими лидерами татар проживающих в Крыму, как традиционной формы самоуправления коренного народа, входит в противоречие с их же утверждением об исконности татар проживающих в Крыму на земле Тавриды. Как единодушно утверждают все исследователи и свидетельствуют источники, курултай - это форма самоуправления, характерная лишь для народов Центральной Азии, в частности для Монголии. В созданных на обломках империи Чингисхана государствах она была заменена феодальными формами правления (о чём свидетельствует пример Золотой Орды, Крымского ханства). Тем более она не может быть характерной и традиционной для Тавриды, поскольку нет исторических источников, подтверждающих проведение здесь хотя бы одного курултая, не говоря уже о традиции. Заявления лидеров татар о традиционности курултаев для их народа лишний раз подтверждают, что татары появились в Восточной Европе как завоеватели, пришельцы, принеся сюда и внедрив силой культуру и традиции Центральной Азии. Татары, проживающие в Крыму - потомки золотоордынских татар-завоевателей и не могут считаться здешними первопоселенцами, исконными жителями, коренным народом.

7. Татары не исповедуют древние формы религии (шаманизм и т.п.). Верующие татары - мусульмане суннитского толка. Многие из них - атеисты.

8. Татары в 1944 году подверглись советской властью насильственному переселению. Сегодня большая (подавляющая) часть татар вернулась в Крым. Процесс их интеграции в крымский социум осуществляется достаточно интенсивно. Трудности, сопровождающие этот процесс, вызваны не особенностями татар, как народа "ведущего традиционный образ жизни", а социальными и экономическими проблемами современных людей, меняющих место жительства в условиях экономического кризиса. Перед ними не стоит проблема сохранения пастбищ для оленей, традиционных мест охоты, собирательства и т.п., которые обеспечивали бы традиционный уклад жизни.

Татары хотят работать в соответствии с полученным образованием и профессией: инженерами, учителями, юристами, врачами, преподавателями ВУЗов. Они желают заниматься бизнесом, торговлей и т.д., как это они делали в республиках Средней Азии. Они не строят жилища, характерные для "коренных народов", ведущих традиционный образ жизни, а получают или строят на выделенных участках 2-х - 3-х этажные коттеджи. Поэтому оказание им помощи не должно предполагать мер, предусмотренных Конвенцией 169 МОТ.

9. Нет ни исторических, ни правовых оснований для внесения дополнений в действующее законодательство Украины и Республики Крым с целью законодательного закрепления за татарами Крыма статуса "коренной этнической общности Украины", поскольку они таковой не являются.

10. Необоснованно и требование о гарантированном представительстве татар, проживающих в Крыму, в Верховном Совете, органах местного самоуправления и исполнительной власти Крыма по национальному признаку (национальные квоты), поскольку они не являются коренной национальной группой, ведущей традиционный образ жизни и, в силу этого, требующей особой защиты законом.

Как показывает практика, проживающий в Крыму этнос численностью в 244 тыс. 637 человек (по данным Главного управления внутренних дел в Крыму МВД Украины на 1 февраля 1997 года), составляющий около 10% от всего населения, на основе общедемократических норм избрания вполне может направить своих представителей в органы власти всех уровней. Татары за короткий срок создали свои мощные политические структуры, политическую элиту. Значительно укрепили свои позиции в экономике. Они обладают средствами массовой информации в значительно большем масштабе, чем другие политические силы Крыма. Они активно влияют на политические процессы в Крыму и на Украине.

Якобы для лучшей интеграции татар в крымское общество, им были предоставлены места в парламенте Крыма первого созыва (1994) на основе национальных квот для "депортированных народов", на один срок избрания. Практика показала, что эта мера ничем не оправдана.

Предоставленные квоты были значительно завышены и не соответствовали доле татарского электората в избирательном корпусе Крыма. Места в парламенте использовались их обладателями для политических интриг, а некоторыми - для самообогащения, но не для защиты интересов так называемых "коренных граждан".

Как отмечают исследователи, в позиции лидеров национального движения татар, проживающих в Крыму, по вопросу о политических правах татар с 1993 года наметились противоречивые тенденции.

Основываясь на программе "Пути самоопределения крымско-татарского народа", разработанной Московским центром этнополитических и региональных исследований, возглавляемым советником Президента Российской Федерации Э.Паиным, руководство татарского национального движения в 1993 году выдвинуло идею признания за татарами Крыма статуса "коренного народа" и распространения на него принципов, вытекающих из специальных международных документов и, прежде всего, Конвенции МОТ No 169 (1989 г.) "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах".

Это привело к достаточно интересной ситуации, при которой сегодня национальное движение руководствуется двумя фактически взаимоисключающими подходами к проблеме реализации политических нрав татар.

Один из них основан на рассмотрении всего этноса как титульного и содержит требование восстановления его "национальной государственности" (при этом введённая на 3-м "курултае" новая формулировка, в соответствии с которой национальное движение намерено добиваться "самоопределения по национально-территориальному принципу", принципиально ничего не меняет, поскольку также, как и требование "национальной государственности" предполагает установление политического приоритета татар над другими этносами). Второй исходит из фактического признания за татарами статуса этнического меньшинства, одной из разновидностей которого являются "коренные народы".

Лидеры и идеологи "меджлиса" как бы не замечают того, что признание татар "коренным народом" в международно-правовом смысле автоматически исключает признание за ними права на "государственность".

Последнее свидетельствует, по-видимому, о том, что смягчение позиций движения является тактическим ходом для более успешной реализации целей, намеченных в "Декларацию о национальном суверенитете крымских татар". То, что новая формулировка требования государственности является не более чем уточнением прежней позиции, а не её существенным изменением, не скрывают и сами лидеры движения: "очень удачным было уточнение программных целей движения.,. - заявил летом 1996 года первый заместитель председателя "меджлиса" Р.Чубаров. - Я думаю, что с принятием такого уточнения теперь уже не могут появляться какие-либо спекуляции на крымско-татарскую тему". К сожалению, поле для спекуляций ничуть не уменьшилось, поскольку документы 3-го "курултая" ни в коей мере не подвергают ревизии ключевые моменты "Декларации о национальном суверенитете крымских татар", которая продолжает оставаться главным определяющим документом движения.

Данное обстоятельство существенно затрудняет поиск приемлемых подходов к учёту политических нрав татар проживающих в Крыму в процессе современного государственного строительства на Украине. Имеющиеся концепции, выдвинутые лидерами национального движения, во-первых, во многом не учитывают политические, этнические и правовые реалии и, во-вторых, противоречат друг другу.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, использование термина "коренной народ" применительно к татарам проживающим в Крыму недопустимо .

Крымские татары - весьма интересный народ, возникший и сформировавшийся на территории полуострова Крым и южной Украины. Это народ с драматической и неоднозначной историей. В статье пойдет речь о численности, а также о культурных особенностях народа. Кто же они - крымские татары? Фото этого удивительного народа вы также сможете найти в данной статье.

Общая характеристика народа

Крым - необычная многокультурная земля. Здесь оставили свой ощутимый след многие народы: скифы, генуэзцы, греки, татары, украинцы, русские... В этой статье мы остановимся лишь на одном из них. Крымские татары - кто они? И как появились в Крыму?

Народ относят к тюркской группе алтайской языковой семьи, его представители общаются между собой на крымско-татарском языке. Крымские татары сегодня (другие названия: крымцы, крымчаки, мурзаки) проживают на территории Республики Крым, а также в Турции, Болгарии, Румынии и других странах.

По вере большая часть крымских татар относится к мусульманам-сунитам. У народа есть свой гимн, герб и флаг. Последний представляет собой полотнище голубого цвета, в левом верхнем углу которого изображен особый знак кочевых степных племен - тамга.

История крымских татар

Этнос является прямым предком тех народов, которые в разные времена были связаны с Крымом. Они представляют собой некий этнический микс, в формировании которого взяли участие древние племена тавров, скифы и сарматы, греки и римляне, черкесы, турки и печенеги. Процесс формирования этноса длился не одно столетие. Цементным раствором, скрепившим этот народ в единое целое, можно назвать общую обособленную территорию, ислам и один язык.

Завершение процесса формирования народа совпало с возникновением мощной державы - Крымского Ханства, которое просуществовало с 1441 по 1783 год. Большую часть этого времени государство было вассалом Османской Империи, с которой Крымское Ханство поддерживало союзнические связи.

В эпоху Крымского Ханства крымско-татарская культура пережила период своего расцвета. В это же время были созданы величественные памятники крымско-татарской архитектуры, например, ханский дворец в Бахчисарае или мечеть Кебир-Джами в историческом районе, Ак-Мечеть в Симферополе.

Стоит отметить, что история крымских татар весьма драматична. Самые трагические её страницы относятся к ХХ столетию.

Численность и распространение

Общую численность крымских татар назвать очень непросто. Приблизительная цифра составляет 2 миллиона человек. Дело в том, что крымские татары, которые в разные годы покинули полуостров, ассимилировались и перестали считать себя таковыми. Поэтому установить их точную численность в мире сложно.

По данным некоторых крымско-татарских организаций, за пределами своей исторической родины проживает около 5 миллионов крымских татар. Самая мощная их диаспора - в Турции (около 500 тысяч, однако цифра очень неточная) и в Узбекистане (150 тысяч). Также довольно много крымских татар осело в Румынии, Болгарии. В Крыму на данный момент проживает не менее 250 тысяч крымских татар.

Поражает численность крымско-татарского населения на территории Крыма в разные годы. Так, по данным переписи за 1939 год, их численность в Крыму составляла 219 тысяч человек. А ровно через 20 лет, в 1959 году, крымских татар на полуострове было не более 200 человек.

Основная часть крымских татар в Крыму проживает сегодня в сельской местности (около 67 %). Наибольшая их плотность наблюдается в Симферопольском, Бахчисарайском и Джанкойском районах.

Крымские татары, как правило, свободно владеют тремя языками: крымско-татарским, русским и украинским. Кроме этого, многие из них знают турецкий и азербайджанский языки, которые очень близки к крымско-татарскому. Свыше 92% крымских татар, проживающих на полуострове, считают своим родным языком крымско-татарский.

Особенности крымско-татарской культуры

Крымские татары создали уникальную и самобытную культуру. Литература этого народа начала активно развиваться во время Крымского Ханства. Еще один её расцвет приходится на XIX век. Среди выдающихся писателей крымско-татарского народа - Абдулла Дерменджи, Айдер Осман, Джафер Гафар, Эрвин Умеров, Лилия Буджурова и другие.

В основе традиционной музыки народа - давние фольклорные песни и легенды, а также традиции исламской музыкальной культуры. Лиричность и мягкость - вот основные черты крымско-татарской народной музыки.

Депортация крымских татар

18 мая 1944 года - черная дата для каждого крымского татарина. Именно в этот день началась депортация крымских татар - операция по принудительному выселению их с территории Крымской АССР. Руководило операцией НКВД по приказу И. Сталина. Официальным поводом для депортации стало сотрудничество отдельных представителей народа с нацистской Германией в годы Второй мировой войны.

Так, в официальном положении госкомитета по обороне СССР указывалось, что крымские татары дезертировали из Красной армии и вступали в гитлеровские отряды, воюющие против Советского Союза. Что интересно: тех представителей татарского народа, которые воевали в Красной армии, также депортировали, однако уже после окончания войны.

Операция по депортации длилась два дня, и в ней было задействовано около 30 тысяч военных. Людям, по воспоминаниям очевидцев, давали полчаса на сборы, после чего грузили в вагоны и отправляли в восточном направлении. Всего было вывезено свыше 180 тысяч человек, в основном на территорию Костромской области, Урала, Казахстана и Узбекистана.

Данная трагедия крымско-татарского народа хорошо показана в фильме "Хайтарма", который был снят в 2012 году. К слову, это первый и пока единственный полнометражный крымско-татарский фильм.

Возвращение народа на свою историческую родину

Крымским татарам было запрещено возвращаться на свою родину вплоть до 1989 года. Национальные движения за право вернуться в Крым начали зарождаться в 60-х годах ХХ века. Одним из лидеров этих движений стал Мустафа Джемилев.

Реабилитация крымских татар датируется 1989 годом, когда Верховный Совет СССР признал депортацию незаконной. После этого крымские татары начали активно возвращаться на свою родину. На сегодняшний день в Крыму насчитывается около 260 тысяч крымских татар (это составляет 13% всего населения полуострова). Однако, возвращаясь на полуостров, люди столкнулись с массой проблем. Самые острые среди них - это безработица и отсутствие земли.

В заключение...

Удивительный и интересный народ - крымские татары! Фото, представленные в статье, только подтверждают эти слова. Это народ с непростой историей и богатейшей культурой, которая, без сомнения, делает Крым еще более уникальным и интересным для туристов регионом.