Причины и ход реформ петра 1. Основные причины реформ Петра I

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. В силу этого Россия не имела и собственного военного и торгового флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Своим положением Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.

История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства

Преобразования первой четверти 18 в. позволили России сделать определенный шаг вперед. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство.

Раздел II. Политика социально-экономического развития России

Конец XVII-первая четверть XVIII в. не внесли сколько-нибудь существенных изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производство сельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения в постоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны.

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой четверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии(1714): все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение. Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

Возрастание феодальной эксплуатации не ограничивалось увеличением податного обложения и ростом размеров барщины и оброка. На это время приходится невиданное увеличение государственных повинностей (дорожной, ямской, постойной), стоимость которых нередко значительно превышала размеры подушной подати.

Крестьянин помимо подушной подати платил еще огромное число всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить опустевшую в результате войн казну, а также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярных армии и флота и т. п.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первой четверти века в России действовало более 100 мануфактур) в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства направленной на поощрение развития экономики страны, в первую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по отдельным районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешней торговли.

Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., что вдвое превышало ввоз.

Интересы развития промышленности и торговли, без которых крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко второй - мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только "регулярное" население.

Совершенно очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петровской эпохи проходило невиданными темпами. За первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали в конце XVII в. Характернейшая особенность экономического бума начала XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних - "полезных", "ненужных" - видов производства, промыслов товаров влекло за собой ограничение или даже запрещение других "неполезных" с точки зрения государства.


Нижегородский государственный университет

имени Н.И.Лобачевского

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Контрольная работа

Тема: «Реформы Петра I, их причины и последствия».

Выполнила

Студентка 1-го курса

Группы 11-14

Заочной формы обучения

Крутова Кристина Вадимовна

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Предпосылки реформ Петра I.

1.1Причины петровских реформ. Сторонники и противники реформ…....….4

Глава 2. Петровские реформы.

2.1 Военная реформа…………………………………………………………..…6

2.2 Реформы государственного аппарата, органов власти и управления…....10

2.3 Отмена патриаршества. Церковная реформа……………………………...11

2.4 Реформы органов власти и управления……………………………………12

2.5 Реформы в области культуры и быта. ……………………………………..13

Глава 3. Итоги петровских реформ…………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………...…20

Введение.

По мнению многих историков, наиболее ярким примером проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, являются реформы Петра I, позволившие России, за какую – то четверть века из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.

Идея служения государству, в которую глубоко уверовал Петр I и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни, пронизывала все его начинания. До самой своей смерти Петр продолжал служение Российскому государству (началом этой службы он считал 1695 год 1).

Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. В правление Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук.

Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д. Рассмотрение характера государственных реформ Петра, их причин и последствий и является целью данной работы.

Реализация данной цели подразумевает решение следующих основных задач исследования:

    изучение предпосылок петровских реформ;

    выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в области органов власти и управления;

    краткого изложения основных положений военной реформы;

    рассмотрение вопросов, касающихся культурных и церковных преобразований.

Глава 1.Предпосылки реформ Петра I.

1.1Причины петровских реформ. Сторонники и противники реформ.

Итак, в конце XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был принят новоторговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившегося активно вмешиваться в управление государством; практическое прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства дворян военная служба стала тоже обременительной.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Что касается внешней политики, то Россия потерпела поражение с Польшей, также были предприняты, в1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского ханства.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

XVII век был временем, когда Россия установил постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Реформы были подготовлены всей предшествующей историей народа, «требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Глава 2. Петровские реформы.

2.1 Военная реформа.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной.

До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, а также состоящие из добровольцев полки «нового строя»). Но численность полков нового строя была относительно невелика, а стрелецкое войско ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли являться достаточно надежным орудием решения внутренних и внешнеполитических задач.

Поэтому Петр I, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Ее ядром стали два гвардейских (бывших «потешных») полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами.

Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для обучения за границу.

Рядовой состав первоначально (до начала Северной войны) комплектовался из числа «охотников» (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков).

После начала Северной войны Петр I ввел новый, поистине революционный для того времени принцип комплектования армии рядовым составом - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами.

В основу рекрутской системы, просуществовавшей более 150 лет (до реформы Милютина в 1874 г.) был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор. Поступившим в солдаты обещалось, помимо вооружения, обмундирования и полного содержания, 11 рублей жалованья в год. Служба в армии продолжалась 20-25 и более лет.

Указ от 20 февраля 1705 г. завершил складывание рекрутской системы. С 1705 г. наборы стали ежегодными, окончательно оформился порядок набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом, для крестьянства и посадских людей установилась новая повинность – рекрутская (верхи посада - купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства - освобождались от рекрутской повинности).

После введения подушной подати и переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского набора был изменен. Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских податных душ.

Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали «порядок» внутри страны. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия. Учитывая силу землячества для сплочения войск, Петр ввел наименование полков по главным городам областей, из которых они комплектовались.

Регулярная армия содержалась полностью за счет государства, одета была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами (ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали).

Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям. Вначале был создан строевой устав, который и лег в основу обучения вновь формируемых полков. С появлением устава подготовка войск приняла более организованный характер. В 1700 г. строевой устав был дополнен положениями, впервые устанавливавшими внутренний распорядок жизни армии, обязанности солдат и офицеров и взаимоотношения между ними. Эти положения назывались «ротные чины» и «статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать и в строю и в учении как обходиться». «Статьи воинские» коротко формулировали основные требования к солдатам. Важнейшим из этих требований было – служить «с прилежанием».

В 1722 г. Петр I лично составил дополнения к «Воинскому уставу». Основной мыслью Устава Петр выражал требования к исполнителям: «В уставах порядки писаны, а время и случае нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены», т.е. Петр требовал, чтобы войска проявляли инициативу и действовали, согласуясь с обстановкой 2 .

Петр I по праву считается и создателем российского военно-морского флота. Первый русский император так характеризовал значение флота для государства: «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет» 3 . Российский военный флот, также как армия, комплектовался из призываемых рекрутов.

1.ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ.

Исторические условия и предпосылки петровских реформ

Страна стояла накануне великих преобразований, и для этого были предпосылки:

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической. А по объему продукции явно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско было плохо вооружено и обучено

Сложный и неповоротливый государственный аппарат не отвечал потребностям страны.

В области духовной культуры тоже было отставание. В народные массы просвещение почти не проникало, даже в правящих кругах немало было необразованных и неграмотных людей.

Таким образом, Россия самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, чтобы занять достойное место среди государств Запада и Востока. Реформы были подготовлены всей предшедствующей историей народа, «требовались народом». Данные преобразования при мирном ходе дел могли рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа же Петра была насильственной, но необходимой, внешние опасности государства подталкивали к этому.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского народа и государства, однако к остальным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную и в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Военная реформа

Самостоятельное правление Петра начинается с Азовских походов 1695-1696г.г. Это было продолжением неудачной Крымских походов, начатых еще князем В.Голицыным при правлении царевны Софьи (матери Петра). Войска Петра также потерпели неудачу под Азовом и Петр энергично принимается строить корабли. И ему это удается, ведь флот был любимым детищем Петра еще во времена его юности. Тогда он строил его на Яузе и Плещееевском озере у города Переславля-Залесского, а сейчас флот встал на реке Воронеж у

впадения ее в Дон. Строительство флота шло невиданно быстрыми темпами: в течение года было сооружено 23 галеры, 2 корабля. 4 брандера и 1300 стругов, и 19 июля 1696 года крепость Азов была взята.

В октябре 1696 года по царскому указу в Голландию, Англию, Венецию для обучения навигации направили 61 русского юношу. Полным ходом и шла подготовка к Великому посольству, в составе которого под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова был сам Петр. Это было действительно Великое посольство, т.к. в ходе пребывания в странах Западной Европы окончательно сформировалась личность Петра и приобщило его к культурным формам европейской жизни. В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая ситуация для борьбы за Балтику, потому что крупные государства Европы были заняты предстоящей войной за испанское наследство. Следствием этого была Северная война, которая привела к выходу России к Балтийскому морю. Но этому предшествовало поражение русской армии под Нарвой, после которого Петр принялся за реорганизацию своей армии: создавались новые полки, национальные офицерские кадры, для подготовки которых были открыты школы: математических и навигацких наук, инженерная, артиллерийская и медицинская (в связи с этим ликвидируется дворянское ополчение и стрелецкое войско, которое ликвидируется еще по причине раскрытия заговора против Петра, во главе которого стоял стрелецкий полковник И. Цыклер.), укреплялись города, создавалась новая артиллерия. В условия нехватки металла Петр приказал пустить на переплавку даже церковные колокола. Следствием овладения русскими войсками крепостью у истоков Невы - Шлиссельбургом (ныне Петрокрепость) в мае 1703г. стало заложение города-Санкт-Петербурга. В дальнейшем русские войска овладели Нарвой и Дерптом, началось строительство флота, вышедшего на просторы Балтики. Так было «прорублено окно в Европу».

Итак военная реформа Петра привнесла в Россию следующие нововведения:

Стали составляться регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием и вооружением: например впервые было произведено соединение холодного и огнестрельного оружия- к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска, были созданы монтиры и гранаты;

Были созданы Военный и Морской устав;

Развивалась металлургия и в связи с этим и артиллерия, появлялись новые ее образцы;

Строился военный флот

на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени;

Введена рекрутская система комплектования армии, имевшая несомненное преимущество перед дворянским ополчением, которое закончило свое существование, но дворянство для дворянства обязательна была военная или гражданская служба.

Реформы органов власти и управления

В первой половине 18 века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся законодательная, исполнительная и судебная власть была в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти (вместо боярской думы) – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. В него вошли 9 самых близких к царю сановников. Сенату предписывалась разработка новых законов, контроль за финансами страны и деятельностью администрации. Руководство сенаторской работой возглавлял генерал-прокурор, которого Петр называл «оком государевым».

В 1718-1721 гг. были учреждены 12 коллегий взамен устаревшей системы приказов, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Военная коллегия ведала сухопутными вооруженными силами; Адмиралтейская- флотом; иностранных дел- внешними сношениями; Камер- коллегия – сбором доходов; Штатс-коллегия- расходами государства; Вотчинная- дворянским землевладением; Мануфактур- коллегия- промышленностью, кроме горной, которой ведала специальная Берг- коллегия и т.д. Своеобразной коллегией был Синод (Духовная коллегия), учрежденный в 1721 г. Вместе с отменой Петром в России патриаршества. За Синодом надзирал обер-прокурор, так церковь стала частью государственной машины.

Еще в 1708 году Петр провел административно- территориальную реформу, разделив Российское государство на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, в руках которого была исполнительная и служебная власть. Но исполнение законов осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения которых нередко противоречили друг другу. Каждая губерния занимала огромную территорию и в свою очередь делилась на провинции, во главе которых был воевода. Всех провинций было 50. Провинции были разделены на уезды.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширяла объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Реформа сословного устройства русского общества

Как и во времена предшественников, социальная политика в эпоху Петра Первого была направлена, главным образом, на усиление роли, места и значения дворянства в стране. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии». Указ слил два феодальных сословия в единый класс – дворянство. Указ предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну, остальные дворяне должны были нести обязательную государственную службу. В 1722г. Появился знаменитый «Табель о рангах», разделивший гражданскую, военную и придворную службы. Гражданские и военные должности подразделялись на 14 рангов или ступеней, которые нельзя было перескакивать. В 1718-1724 гг. в России была проведена подушная перепись населения. Для этого была введена новая форма учета – ревизия. Ревизии стали основным видом учета в России до 60-х гг. 19 века.

В ревизские списки вносилось только мужское население – от грудных младенцев до дряхлых стариков. Оно было обязано платить ежегодный денежный налог – подушную подать, от которой были освобождены только дворяне и духовенство. Усиления налогового гнета вызвало массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр был вынужден издать указ, запретивший уход крестьян и прием их на работу другим хозяином без письменного разрешения помещика. Тем самым было положено начало созданию в России паспортной системы. Все ремесленники должны были жить в городах и записываться в цехи. Городское население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные жители записывали купцов, промышленников и ремесленников; нерегулярными («подлыми») гражданами стали те, кто не имел собственности.

Итак, Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого надо было распространить среди них знания, повысить их культуру, т.к. дворянство в большинстве своем не было готово к пониманию и осуществлению целей Петра. В первую очередь Петр решил распространить среди дворян образование. Он установил новую обязанность дворян – учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» - разрешения жениться.

Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. Умер патриарх Андриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан « Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия. Также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа. В последствие довольно равнодушно смотревшего и на её гибель под обломками самодержавия и на разрушение её храмов.

2.РЕФОРМЫ: ЗНАЧЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Противоречия в реформаторской деятельности Петра

В стране не только сохранились, но укрепились и господствовали крепостнические отношения. Однако изменения во всех сферах жизни страны постепенно переросли в качественный скачок в развитии. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменились место России и её роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития, но формы в которых решались общенациональные задачи все более отчетливо показывали, что укрепление развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петр Великого прослеживается главное противоречие свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы деятельности крепостничества, образования рынка вольнонаёмной рабочей силы, ограничения ликвидации сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращение её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений.

Но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелость в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. В.О. Ключевский так писал о реформах Петра: « Петр 1 делал историю, но не понимал её…» , «чтоб защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага…», «после Петра государство стало сильнее, а народ беднее…».

Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

Интересный факт, что не только реформы носили противоречивый характер, но и сам Петр своим телосложением противоречил канонам того времени. Из летописей того времени мы знаем, что он имел рост около двух метров, а размер ноги был 38 (довольно маленький для такого роста). Также была несоразмерно маленькая голова. Этот факт явно виден у памятника Петру, который находится в Петропавловской крепости в г.Санкт-Петербурге. Он довольно достоверен, т.к. лицо было сделано с прижизненно снятой маски.

Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой половине 18 века

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилась власть помещиков над крестьянами. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единовластии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс – сословие дворян – и укрепил его господствующее положение.

Но здесь имелась и другая сторона, Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярной армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

И этим не ограничились – вырос размер барщины и оброка, увеличились государственные повинности (дорожная, ямская, постойная), стоимость которой нередко превышала размеры подушной подати. Все эти налоги и сборы были направлены на пополнение опустевшей в результате войн казны. А также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота. В 1722 г. бал издан «Табель о рангах», который устанавливал обязательность службы дворян, причем они должны были начинать её с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней. В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями явились металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность. Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространения крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактур и ремесленного производства, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешне торговли. Особенностью которой стал тот факт, что вывоз, составлявший 4,2 млн.руб., вдвое превышал ввоз.

Достоин упоминания и известный механизм мышления людей петровских времен в подходе к обществу, человеку и природе. Выдающиеся успехи точных, естественных наук позволяли трактовать общественную жизнь как процесс, близкий к механическому. Все эти идеи и образы вместе с идеями реформ пришли из европейского общества в Россию, где видоизменились под воздействием российских условий, стали элементами политического сознания, которые в определенной степени повлияли на сознание великого реформатора. В те года господствующие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних – «полезных» видов производства, промыслов товаров – влекло за собой ограничение или даже запрещение других – «неполезных» с точки зрения государства.

Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к данным концепциям. Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи «насильственного прогресса», которому следовал Петр. Наглядным примеров вмешательства государства в экономическую сферу является активное строительство многочисленных мануфактур, связанное с необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. В созданной за короткое время государственной промышленности отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры. Похожая ситуация возникла и торговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало (точнее- резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом – введение монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и другие.

Установление государственной монополии вело к повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное к ограничению торговой деятельности русских купцов. Петровская эпоха осталась в истории купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление налогов с купцов, как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых компаний _ это только часть средств и способов принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь как можно больше денег для казны. Также было и принудительное переселение купцов в Петербург, и административное регулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать, а где это делать категорически запрещено. Это привело к разрушению и без того зыбкой основы благосостояния многих богатых купцов. Все это делалось, прежде всего, для победы в Северной войне и цену этой победы ощутило на себе и сельское население, которое было доведено до обнищания сверхвысокими налогами и привело к бегству сотен тысяч крестьян. А дальнейшее и к восстанию К.Булавина на Дону.

Примерно с конца 10-х годов 18 века, когда в успешном завершении войны никто уже не сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована монополия на экспортную торговлю. Изменилась и промышленная политика правительства, суть которой была в принятии различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства.

Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной торговли и т.д.

Также был утвержден таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший (с помощью высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах. Но суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Именно для этого были созданы государственные учреждения, которые должны были направлять экономическую жизнь страны в нужном направлении.

Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

Организация или передача новых предприятий компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятие. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов, только излишки сверх того, что теперь называется «госзаказом», предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение конкуренции, как вечного двигателя предпринимательства.

Итак – было два самых важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские страны.

Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху.

Для Росси с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественное мнение и сознание. Петр придавал огромное значение писанному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.

Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к служащему – как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия – наиболее совершенная общественная структура, что она достойная модель всего общества, а воинская дисциплина – это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Петр сознательно хотел придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм.

С петровских времен армия заняла выдающееся место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Утверждалось, что в России не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии.

Создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, естественный процесс, т.к. бюрократия – необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической системы стало и своеобразной «бюрократической революцией», в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии.

Начиная с петровских времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели – упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.

В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющее право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.

По возвращению великого посольства Петр окончательно убедился в необходимости радикальных преобразований в большей степени по образу и подобию Европы. 18-ое столетие началось для России введением нового календаря. Исчисление теперь начиналось с нынешнего января: с 1-го числа от рождества Христова 1700г. в первой четверти 18-го века наиболее характерны для России было развитие мануфактур, ремесел и товарного с/х. В условиях экономического от стран запада (из-за сохранявшихся феодальных отношений и слабости капитализма) и постоянно возрастающих потребностях государства в продукции мануфактур для обеспечения строительства флота и обмундирования армии; необходима была денежная поддержка?зачатку промышленности? со стороны государства. Этот толчок был сделан, а российская промышленность начала бурно развиваться. Своеобразие мануфактурной промышленности состояло в том, что мануфактуры содержали в себе одновременно признаки и нового капиталистического развития и отношений крепостнического строя. Главными отраслями мануфактурного производства были: металлургия, металлообработка, судостроение, оружейная, текстильная и кожевенная промышленность. Под протекцией Петра сформировались промышленные династии. С развитием производства начали развиваться внутренние и внешние рынки. Москва и новообразованный Петербург стали центрами общероссийской торговли. Реорганизация промышленности России была несомненно успешной и удачной ветвью политики Петра.

Военная реформа. В первой четверти восемнадцатого века старая организация вооруженных сил России претерпевает коренное изменение: ликвидируется дворянское ополчение, а так же бывшее регулярным стрелецкое войско. И создается мощная регулярная армия. К концу царствования Петра состояло 126 полков общей численностью 200 тыс. солдат всех родов оружия. Все податное население ежегодно обязано было поставлять одного рекрута с определенного числа душ. Армия оснащалась первоклассным орудием, созданным уже окрепшей русской металлургией. Огромное значение для России имело создание военно-морского флота. Военная реформа при Петре носила сословный характер. Дворянство было освобождено от рекрутской повинности. Офицерский корпус армии в основном состоял из дворян. В морскую академию принимали тоже как правило дворян. Податная реформа. Возросшие аппетиты государства должны были удовлетворять за счет крестьян. Вставал вопрос об увеличение доходов государства. В 1719г. была проведена перепись населения для определения?ревизийских душ?. Реформа органов власти и управления. Патриархальная боярская дума все более не соответствовала требованиям времени. В 1704г. создает свою личную канцелярию? кабинет. Учреждение сената в 1711г. окончательно поставило крест на существовании Думы. В сенат входило всего три родовитых боярина из девяти членов. Члены сената назначались царем. В 1717-1718гг. система приказов была заменена коллегиями (всего 12). Страну разделили на девять губерний. Во главе царем назначался губернатор. 1722г. создан институт прокуратуры. Основой церковной реформы было превращение ранее независимого от государства института, в зависимый. Создание 12-ой коллегии (синода), ведущий всей церковной деятельностью, окончательно закрепило церковь на правах бюрократического придатка государства. К тому же крупные денежные ресурсы церкви были изъяты и использованы на благо России. В первой четверти 18 века создается система светских школ. Основное внимание уделяется наукам связанным с военным делом: навигация, матем. При Петре бурно развивалось книгопечатание, замена церковно-славянского шрифта гражданским, используются арабские цифры. 1703г.? первая систематическая газета?Ведомости?. 1702г. появились общедоступные театры в Москве и Питере. 24 января 1722г. принятие табеля о рангах. Он отменял устаревший порядок прохождения службы. Новые порядок обеспечивал представителям не родовитого дворянства получения высоких чинов, который позволял им передавать чины по наследству. Реформы Петра носили классовый характер, возвышали дворянство и повышали его роль в армии, и государства, и вывели Россию на путь экономического и политического культурного развития.

Реформы Петра I

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной.

Реформы Петра - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке, одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.

Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления.

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора. С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате - генерал-обер-фискалу. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев. Так, генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, генсрал-обер-фискалом Нестеров. Далеко не всегда они оправдывали доверие Петра. Сама формирующаяся бюрократическая система толкала их на путь воровства и взяточничества. Того же Нестерова, который был призван пресекать подобные дела в государстве, самого казнили за взяточничество.

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия?чужестранных дел?; 2) Коллегия военных дел; 3)

Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4)

Камер-коллегия (ведавшая сбором госуларственных доходов);

5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами);

6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллсгия (ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей). Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия.

На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась?Кабинетом?.

Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе?консилиум? (совет) нз местных дворян.

В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо?регулярным государством?. Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем.

Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе. Сутью ее было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики.

Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности.

Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный способ, как введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.

Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и?Табель о рангах?, изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде. В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий.

Табель о рангах? вводила в обиход 14 рангов: в военной службе - от прапорщика до генерал-фельдмаршала, во флоте - от?артиллерии констапеля? до генерал-адмирала, в гражданской - от коллежского регистратора до канцлера. Самым высших чином был 1-й ранг, или?класс?, а самым низшим - 14-й класс. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо?породы? и?знатности? основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности.

С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи, применялись самые крутые меры. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом.

Петровская революция. Итоги эпохи Петра I: точки зрения.

Россия как и др. страны Европы XVIII в. встала на путь модернизации. Начало этому процессу петровские положили преобразования.

Предпосылки: 1) Россия? отсталая страна, опасность для национ. независимости русского народа; 2) Промышл. развива-лась, но она по своей структуре была крепостнической, уступала западноевропейской; 3) С/х отличалось рутинными спо-собами землед. и было основано на подневольном труде крепостных кр-н; 4) Русское войско состояло из отсталого дво-рянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных; 5) Сложный гос. аппарат; 6) Отставание России в области духовной культуры. Цель: создание мощного обороноспособного гос-ва с высоким престижем.

Экономические преобразования. Число мануфактур ^ в 11 раз, выплавка чугуна ^ в 5 раз, создание верфей в Петербур-ге, Воронеже, Архангельске, постороено 50 крупных и 200 мелких кораблей, строительство мануфактур (наряду с наем-ным применялся крепостной труд), обеспечивающих потребности армии и флота. Москва? центр текстильной промыш-ленности.

Вывод: Петр I создал мощную промышленность, которая полностью обеспечивала военные нужды, но русские мануфак-туры были малоприбыльными,т.к. основывались на кр-ком труде.

Внешняя торговля, всероссийский рынок. Политика протекционизма (политика покровительсва отеч. промышленно-сти) и меркантилизма (превышение вывоза над ввозом).Способствовали поддержке отечественного производителя, огра-ничения иностранной конкуренции и накапливания денег внутри страны. Развитие всероссийского рынка: появление но-вых ярмарок, строительство каналов, Петербург? основной центр торговли. 1719 ? отмена монополий на внешнюю тор-говлю, учреждены берг-привилегии. 1724 ? новый таможенный тариф (протекционистский) ? предприят. перед. в част-ные руки на гос. условиях аренды.

Политика протекционизма дала возможность более быстрого роста промышленности, но она мешала складыванию еди-ного мирового рынка и консервировала техническую отсталость страны. Закрытие возможности для свободной конку-ренции, промышленность обречена на экстенсивный путь развития, нет роста для буржуазии.

Финансовая система:Все население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. Большое число налогов: прямые (подушная подать), косвенные (на бороды). Кроме податей, налогов, барщины и оброка, кр-не и посадские люди несли гос. повинности (строительсво дорог, перевоз вооружения).На остальные слои населения распространялась податная реформа. Ограничена частная предпринимательская деятельность

Вывод: положение населения достаточно тяжелое, пострадало купечество, крестьянство (физически и экономически? платежи, повинности, обязанности-> грабежи, разорения, восстания(Булавин)), но положение укрепляется.

Социальная политика.1) Жители города: 1 гильдия горожан: знатные купцы, промышленники, врачи, аптекари, часть ремесленников. 2 гильдия: ремесленники, средние торговцы; 2) Работные на мануфактурах люди; 3) Высший слой (дво-ряне, бояре); 4) Кр-не. 1714 ? Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. 1722 ? Табель о рангах.

Вывод: социальная структура совершенствуется, идет процесс зарождения социально-классовой структуры европ. типа.

Соц. отношения изменились: до преобр. ? вольнонаемный труд, после? закрытие его. Централизация и унификация управления? политика закрепощения сословий? все обязаны служить (закрепощения дворянства, городского насел.).

Военная реформа.Вместо дворянского ополчения, стрелецкого - новая армия? регулярная, комплектовалась путем рек-руторских наборов. Офицерский состав комплектовался из дворян. Армия стала профессиональной. Новое вооружение. Создание Военноморского флота. Вывод: укрепление армии, увеличение ее роли. Изменение внешнеполитич. целей: внешнее величие, диктат в Европе, завоевание земель, претензии к колониальным владениям.

Гос. и административная реформы. Создание нового гос. аппарата: исчезает Боярская Дума, вместо нее? Сенат - 1711(разраб. новых законов, контроль за финансами, администрацией), 1718-1721- преобразована система приказов (вме-сто приказов? коллегии (11)). На местах? развитие самоуправления (губернии, провинции, уезды. Губернатор? сбор налогов, правосудие, набор рекрутов).

Вывод: Сложилась единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, решующую роль играл монарх, опиравшийся на дворянство. Возросла роль чиновников.

Реформа церковного управления. 1721 - создается духовная коллегия? Синод (занимался имущ. делами церкви, назна-чением высших лиц). Ликвидровано патриаршество. Создание Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь была административно ограничена и законсервирована. Вера превращается в институт веры. Уничто-жение духовной автономии. Духовный раскол.

Петровская революция? бюрократизация страны. Создание института прокуратуры, фискального надзора, поощря-лись доносы. Бюрократия? неуязвимая организация, неприступная.

Реформаторская деятельность Петра оценивается неоднозначно. Первые делаеют акцент на владе в проведении масштаб-ных преобразований в промышленности, военном деле, гос-нном строительстве и реформах просвещения и культуры, вторые? отмечают раскол и распад религиозно-нравственного единства, подчеркивают насилие в реализации его про-граммы, критикуют перенесение европейского опыта.

Бесспорно в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложе-ны основы светской культуры и системы образования. Но петровская революция заложила мины замедленного действия, ее результаты привели к революции 1917. Прорыв из эпохи русского пессимизма в эпоху русского оптимизма осущ. с помощью смены цели развития? внешнее величие (перенимает идею Римской империи), подмены национальной идеи? идея Римской империи в Зап. варианте, императостроительство, соединение с одной стороны? представлений о власти, с другой? идеи рационализма, идея патернализма (гос-во=государь). Петр I выстроил модель гос-ва, каторая состояла из расколов.

В России была плохо развита промышленность, торговля оставляла желать лучшего, система государственного управления устарела. Высшее образование отсутствовало, и только в 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Не было книгопечатания, театров, живописи, множество из бояр и людей высшего сословия не знали грамоты.

Петр 1 проводил социальные реформы , которые сильно изменили положение дворян, крестьян и городских жителей. После преобразований, люди на воинскую службу набирались не дворянами в качестве ополчения, а теперь уже на службу в регулярных полках. Дворяне стали начинать службу с таких же нижних военных чинов как обычный народ, их привилегии были упрощены. Люди, вышедшие из простого народа, имели возможность дослужиться до высших чинов. Прохождение воинской службы определялось уже не положением рода, а документом, изданным в 1722 году “Табель о рангах” . Он устанавливал 14 чинов воинской и штатской службы.

Все дворяне и проходящие службу должны были обучаться грамоте, цифрам и геометрии . Те дворяне, которые отказывались либо не смогли получать это начальное образование, лишались возможности женится и получать офицерские чины.

Все-таки несмотря на строгие реформы, помещики имели важное служебное преимущество перед обычными людьми. Дворяне после поступления на службу причислялись к элитным гвардейцам, а не к обычным солдатам.

Изменился прежний режим налогообложения крестьян, с прошлого “подворного” на новый “подушный” где налоги изымались не с крестьянского двора, а с каждого человека .

Петр 1 хотел сделать города по типу европейских. В 1699 Петр 1 дал возможность городам на самоуправление . Горожане избирали в своем городе бурмистров, которые входили в ратушу. Теперь жители городов были разделены на постоянных и временных. Люди, которые имели различный род занятий, стали входить в гильдии и цеха.

Основная цель, которую преследовал Петр 1 во время проведения социальных реформ:

  • Улучшение экономической ситуации в стране.
  • Снижение статуса бояр в обществе.
  • Преобразование всей общественной структуры страны в целом. И приведение социума к европейскому образу культуры.

Таблица важных социальных реформ, проведенных Петром 1, которые повлияли на социальный строй государства.​

До Петра 1 в России уже существовали в немалочисленном количестве, полки регулярного строя. Но они набирались на время войны, и после ее окончания полк распускался. До реформ Петра 1 военнослужащие этих полков совмещали службу с ремеслом, торговлей и работой. Жили солдаты в своих семьях.

Вследствие реформ, роль полков увеличилась, а дворянские ополчения совсем исчезли. Появилась постоянная армия, которая не распускалась после окончания войны . Нижние чины солдат не вербовались как в ополчение,они набирались рекрутами из народа. Солдаты перестали заниматься каким-либо делом кроме воинской службы. До реформ казачество являлось свободным союзником государства и служило по договору. Но после Булавинского бунта казаков обязали организовать четко определенное количество войск.

Важным достижением Петра 1 было создание сильного флота , который состоял из 48 кораблей, 800 галер. Общий состав экипажа флота составлял 28 тысяч человек.

Все военные реформы в основной своей массе, были направлены на поднятие военной мощи государства, для этого было необходимо:

  • Создать полноценный армейский институт.
  • Лишить бояр права на формирование ополчение.
  • Внести преобразование в армейскую систему, где высшие офицерские чины давались за верную и долгую службу, а не за родословную.

Таблица важный военных реформ, проведенных Петром 1 :

1683 1685 Проводился набор солдат, из которых в дальнейшем был создан первый гвардейский полк.
1694 Проведены инженерные походы русских войск, организованные Петром. Это было учение, целью которого было показать преимущества нового армейского строя.
1697 Выпущен указ о построении 50 кораблей для Азовского похода. Зарождение военного флота.
1698 Отдан приказ об уничтожении стрельцов третьего бунта.
1699 Проведено создание рекрутских дивизий.
1703 На Балтийском море, по приказу, было создано 6 фрегатов. По праву считается первой эскадрой.
1708 После подавления восстания, введен новый порядок службы для казаков. В ходе которых их обязали подчиняться законодательству России.
1712 В губерниях была проведена роспись о содержании полков.
1715 Была установлена норма для призыва новых рекрутов.

Реформы управления государством

При реформах Петра 1 боярская дума потеряла статус органа влиятельной власти . Все дела Петр обсуждал с узким кругом лиц. Важная реформа управления проводилась в 1711 году, создание высшего государственного органа – правительственный Сенат . Представители Сената назначались лично государем, но не получали права власти из-за своих благородных родословных. Сначала сенат имел статус распорядительного учреждения, который не работал над созданием законов. Надзор над работой Сената вел прокурор, который назначался царем.

Все старые приказы были заменены во время реформы 1718 года по шведскому образцу. Составляла она 12 коллегий, которые вели дела по морской, военной, иностранной области, учет расходов и доходов, контроль финансов, торговля и промышленность.

Еще одной реформой Петра 1 являлось разделение России на губернии, которые дробились на провинции, а далее на уезды. Во главе губернии стоял назначался губернатор, в провинциях главой встав воеводы.

Важной реформой управления, Петр 1 провел о наследии престола в 1722 году. Была проведена отмена старой очередности на престол государства. Теперь государь сам избирал себе наследника престола .

Таблица реформ Петра 1 в сфере управления государством:

1699 Проведена реформа, в ходе которой города получали самоуправление во главе с бурмистром города.
1703 Основан город Петербург.
1708 Россия по указу Петра была разделена на губернии.
1711 Создание сената, нового распорядительного органа.
1713 Создание дворянских советов, которые представляли губернаторы городов.
1714 Утверждено решение о переносе столицы в Петербург
1718 Создание 12 коллегий
1719 По реформе, с этого года, губернии начали стали включать в свой состав провинции и уезды.
1720 Проведен ряд реформ по улучшению аппарата государственного самоуправления.
1722 Отменен старый порядок наследия престола. Теперь государь сам назначал себе приемника.

Экономические реформы кратко

Петр 1 в свое время проводил большие экономические реформы. По его указу, на государственные деньги, строилось большое количество заводов. Он старался развивать промышленность , государство всячески поощряло большими льготами частных предпринимателей, которые строили заводы и фабрики. К концу правления Петра, в России насчитывалось более 230 заводов.

Политика Петра была направлена на введение больших пошлин на ввоз иностранных товаров , что создавало конкурентоспособность для отечественного производителя. Применялась регуляция экономики путем налаживания торговых путей, строились каналы, новые дороги. Всячески проводилась разведка новых месторождений полезных ископаемых. Сильнейшим всплеском экономики была разработка минералов Урала .

Северная война сподвигла Петра на введение многочисленных налогов: налог на бани, налоги на бороды, налог на дубовые гробы. В то время проводилась чеканка более легких монет. Благодаря этим введениям было достигнуто большое вливание средств в казну страны .

К концу правления Петра, была достигнуто серьезное развитие налоговой системы. Была заменена подворная система налогов, на подушное. Что впоследствии привело к сильным социальным и экономическим изменениям в стране.

Таблица экономических реформ:

Реформы Петра 1 в сфере науки и культуры кратко

Петр 1 хотел создать в России европейский стиль культуры того времени . Вернувшись из поездки за рубеж, Петр начал вводить в обиход бояр одежду западного образца, в принудительном порядке заставлял брить бороды боярам, были случаи когда в порыве ярости Петр сам рубил бороды людям высшего сословия. Петр 1 старался распространять в России полезные технические познания в большей степени, чем гуманитарные. Культурные реформы Петра были направлены на создание школ, где преподавался иностранный язык, математика, инженерное дело. Западная литература переводилась на русский язык и была доступна в школах.

Большое значение на образование населения повлияла реформа замены азбуки с церковного на светский образец . Была выпущена первая газета, которая называлась Московские ведомости.

Петр 1 пытался внедрить в России европейские обычаи. Проводились публичные праздники с уклоном на европейскую манеру.

Таблица реформ Петра в сфере науки и культуры:

Церковные реформы кратко

При Петре 1 церковь, будучи ранее самостоятельной, стала зависима от государства . В 1700 году, умер патриарх Адриан, государством было запрещено избрание нового, аж до 1917 года. Вместо патриарха, было назначено служение блюстителя престола патриарха, коим стал митрополит Стефан.

До 1721 года не было конкретных решений по вопросу церкви. Но уже в 1721 году была проведена реформа управления церковью, в ходе которой было определенно, что положение патриарха в церкви было упразднено,ему на смену пришло новое собрание, называемое Святейшим Синодом. Члены Синода никем не избирались, а были лично назначены царем. Теперь на законодательном уровне церковь полностью стала зависима от государства.

Основным направлением в церковных реформах, проводимых Петром 1, имело значение:

  • Послабления власти церковников, на население.
  • Создать контроль государством, над церковью.

Таблица церковных реформ: