Повести или повесть временных лет. Повесть временных лет

По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись» ) - предположительно наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века . Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Вероятно был составлен в Киеве .

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года , начала самостоятельного правления византийского императора Михаила .

Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке :

История создания летописи

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Многие рассматривают её как основной источник по начальному периоду русской истории, иногда необоснованно отбрасывая другие источники, если они противоречат «Повести временных лет».

В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян , их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень , столкновении славян с хазарами и варягами , призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь . Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика , Синеуса , Трувора , Аскольда , Дира , Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.

При написании летописи использовались документы из княжеского архива, что позволило сохранить до нашего времени тексты русско-византийских договоров , и 971 годов . Часть сведений бралась из византийских источников. Русский набег на Царьград в 860 году описывается по переводу хроники Георгия Амартола , о более ранних временах брались сюжеты из хроники Иоанна Малалы . По словам известного русского филолога Д. С. Лихачева , ПВЛ являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси ».

Источники и вставные рассказы

Тексты фольклорного происхождения.:

Документальные источники:

Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

Все сведения ниже - из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:

Критика "Повести" как аутентичного источника

В эпоху своеобразного "национального романтизма" в изучении древнерусской истории ПВЛ некритично воспринималась как первичный и абсолютно аутентичный источник по истории Руси, однако со временем всё чаще сопоставление её текста с другими доступными источниками и анализ состояния самих списков стало вызывать всё больше вопросов у специалистов в самых разных областях. Так, к примеру, было установлено, что список славянских племён практически дословно заимствован автором из текста т.н. "Баварского анонима ", а тем, в свою очередь - из не дошедшего до нашего времени инитерария . Были выявлены многочисленные анахронизмы и нестыковки в тексте.

Академик Шлецер в своих трудах упоминал о явном разнобое в списках:

"В 1720 г. Татищев был командирован в Сибирь... Тут он нашел у одного раскольника очень древний список Нестора. Как же он удивился, когда увидел, что он совершенно, отличен от прежнего! Он думал, как и я сначала, что существует только один Нестор и одна летопись. Татищев мало-помалу собрал десяток списков, по ним и сообщенным ему другим вариантам составил одиннадцатый..."

На определенные странности текста ПВЛ указал известный народоволец Н.А.Морозов:

  • Существующие сегодня списки этой летописи практически идентичны и датируются (в последней их редакции) XVIII веком . Таким образом, важнейший текст, лежащий в фундаменте русской хронологии, имеет позднее происхождение.
  • "Повесть временных лет" уделяет большее внимание византийским событиям, чем русским, например, упоминает землетрясения, хотя заметных землетрясений на Руси не бывает, и т.п.
  • Конец всех списков "Повести временных лет" практически совпадает с захватом Константинополя в году, однако это знаменитое событие в них странным образом не упоминается.

Цитаты

Цитаты из «Повести временных лет» с заменой ятя на е.

  • О расселении славян на Руси после их ухода с Дуная в древние недатированные времена:

…Тако же и ти же словене пришедше и седоша по дънепру и нарекоша ся поляне . а друзии деревляне . зане седоша въ лесехъ. а друзии седоша межи припетью и двиною и нарекоша ся дрьгъвичи . инии седоша на двине и нарекоша ся полочане . речькы ради яже течеть въ двину. именьмь полота . отъ сея прозъваша ся полочане. словене же сьдоша около озера илмеря . и прозъваша ся своимь именемь. и съделаша градъ и нарекоша и новъгородъ . а друзии седоша на десне . и по семи . и по суле . и нарекоша ся север . и тако разиде ся словеньскъ языкъ. темь же и прозъва ся словеньская грамота…

  • О призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году :

…Въ лето . изъгнаша варягы за море. и не даша имъ дани. и почаша сами в собе аладети. и не бе въ нихъ правьды. ивъста родъ на родъ. и быша усобице въ нихъ. и воевати сами на ся почаша. и реша сами в себе поищемъ собе князя иже бы владелъ нами и рядилъ по ряду и по праву. и идоша за море къ варягомъ къ руси. сице бо зъвахуть тьи варязи русь яко се друзии зоветь ся свее . друзии же урмани . англяне . инии и гъте . тако и си. реша русь. чюдь . словене . и кривичи . и вся. земля наша велика и обильна. а наряда въ неи нетъ. да поидете къняжитъ и владети нами. и избраша ся 3 братия съ роды своими и пояша по собе вьсю русь. и придоша къ словеномъ. первое и сърубиша городъ ладогу и седе стареишии в ладозе рюрикъ . а другыи синеусъ на белеозере . а третии трувор въ изборьсце . и от техъ варягъ прозва ся руская земля…

Издания и переводы

Переводилась на современный русский язык Д. С. Лихачёвым в соавторстве с Б. А. Романовым (1950), позже Лихачёвым единолично (1978), О. В. Твороговым (1997), А. Г. Кузьминым; также на французский (1884), шведский (1919), немецкий (1931 и 2000-е), румынский (1935), английский (1953), чешский (1954), польский (1968), украинский (1990) языки.

Издания: (кроме изданий в составе Лаврентьевской, Радзивиловской и Ипатьевской летописей)

  • Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1996. СПб, 1999 (по списку Лаврентьевской летописи; в примечаниях: ПВЛ 1999 )
  • Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. СПб, 1997. (по списку Ипатьевской летописи)

Словоуказатели:

  • Handbuch zur Nestorchronik. Bd.1-3. Munchen, 1977-86.
  • Творогов О. В. Лексический состав «Повести временных лет»: (Словоуказатели и частотный словник). Киев, 1984.

Литература (кроме обобщающих трудов по летописанию):

  • Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб, 1856.
  • Шахматов А. А. Повесть временных лет, т.1. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916.
  • Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и её источник. М., 1957.
  • Алешковский М. Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971.
  • Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975.
  • Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет» в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М., 1979.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л., 1987. С.337-343. (статья О. В. Творогова)
  • Шайкин А. А. «Се повести времяньных лет…» От Кия до Мономаха. М., 1989.
  • Зиборов В. К. О летописи Нестора: Основной летописный свод в русском летописании XI в. СПб, 1995.
  • Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул, 1995.

Примечания

  1. Рукопись ГПБ, F.п. IV, № 2
  2. Радзивиловская летопись (рукопись БАН, 34.5.30) и Московско-Академическая летопись (ГБЛ, собр. МДА, № 236)
  3. Списки: Ипатьевский - БАН, 16.4.4; Хлебниковский - ГПБ, F.IV, № 230
  4. Лихачев Д. С. «Русские летописи и их культурно-историческое значение». М.; Л., 1947. с. 169
  5. ПВЛ 1999. С.20; ПСРЛ, т. I, стб.38-39 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.28-29, т. IV, ч.1, стр.24-25, т. VI, вып.1, стб.31-32, т. VII, стр.275-276, т. IX, стр.21-22
  6. ПВЛ 1999. С.27-29; ПСРЛ, т. I, стб.55-60, т. II, стб.43-48, т. III, стр.110-113 (только первая часть рассказа), т. IV, ч.1, стр.37-41, т. VI, вып.1, стб.46-50, т. VII, стр.283-285
  7. ПВЛ 1999. С.54-55; ПСРЛ, т. I, стб.122-124, т. II, стб.106-108 (под 993 годом); т. IV, ч.1, стр.91-92 (под 991 годом), т. VI, вып.1, стб.107-108 (под 993 годом), т. VII, стр.314 (под 993 годом), т. IX, стр.65-66 (под 995 годом)
  8. ПВЛ 1999. С.56-57; ПСРЛ, т. I, стб.127-129, т. II, стб.112-114, т. IV, ч.1, стр.95-97, т. VI, вып.1, стб.111-112, т. VII, стр.316-317, т. IX, стр.67-68 (кратко)
  9. ПВЛ 1999. С.17; ПСРЛ, т. I, стб.31-32 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.22-23, т. IV, ч.1, стр.19-20, т. VI, вып.1, стб.25-26, т. VII, стр.272-273, т. IX, стр.18-19
  10. ПВЛ 1999. С.18-20; ПСРЛ, т. I, стб.32-37 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.24-28, т. IV, ч.1, стр.20-24, т. VI, вып.1, стб.27-31, т. VII, стр.273-275, т. IX, стр.19-21
  11. ПВЛ 1999. С.23-26; ПСРЛ, т. I, стб.46-53, т. II, стб.35-42, т. IV, ч.1, стр.30-36, т. VI, вып.1, стб.39-45, т. VII, стр.279-282
  12. ПВЛ 1999. С.34-35; ПСРЛ, т. I, стб.72-73, т. II, стб.60-61, т. IV, ч.1, стр.51, т. VI, вып.1, стб.61-62, т. VII, стр.291, т. IX, стр.37-38
  13. ПВЛ 1999. С.12; ПСРЛ, т. II, стб.12
  14. ПВЛ 1999. С.12; ПСРЛ, т. II, стб.13
  15. ПВЛ 1999. С.13; ПСРЛ, т. II, стб.15, т. III, стр.105 (без имен Аскольда и Дира и под 854 годом)
  16. ПВЛ 1999. С.13; ПСРЛ, т. II, стб.16
  17. ПВЛ 1999. С.14; ПСРЛ, т. II, стб.17
  18. ПВЛ 1999. С.16; ПСРЛ, т. II, стб.20
  19. ПВЛ 1999. С.17; ПСРЛ, т. II, стб.23
  20. ПВЛ 1999. С.21; ПСРЛ, т. II, стб.31

Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII-XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ. При этом ни в одной из летописей точных указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ, нет.

Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX в. в фундаментальных трудах академика А. А. Шахматова . Представленная им концепция до сих пор выполняет функцию «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют все последующие исследователи. Хотя многие ее положения подвергались критике (зачастую вполне обоснованной), но разработать сопоставимую по значимости концепцию никому из последующих авторов не удалось.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи (1377 год) и других списках . Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (древнейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век)) . В одну из летописей второй редакции под годом добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», создание которого датируется 1117 годом .

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Многие рассматривают её как основной источник по начальному периоду русской истории, иногда необоснованно отбрасывая другие источники, если они противоречат «Повести временных лет».

В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян , их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень , столкновении славян с хазарами и варягами , призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь . Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика , Синеуса , Трувора , Аскольда , Дира , Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.

При написании летописи использовались документы из княжеского архива, что позволило сохранить до нашего времени тексты русско-византийских договоров , и 971 годов . Часть сведений бралась из византийских источников. Русский набег на Царьград в 860 году описывается по переводу хроники Георгия Амартола , о более ранних временах брались сюжеты из хроники Иоанна Малалы . По словам известного русского филолога Д. С. Лихачева , ПВЛ являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси ».

Источники и вставные рассказы

Тексты фольклорного происхождения.:

Документальные источники:

Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

Все сведения ниже - из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:

Цитаты

Цитаты из «Повести временных лет» с заменой ятя на е.

  • О расселении славян на Руси после их ухода с Дуная в древние недатированные времена:

Издания и переводы

Переводилась на современный русский язык Д. С. Лихачёвым в соавторстве с Б. А. Романовым (1950), позже Лихачёвым единолично (1978), О. В. Твороговым (1997), А. Г. Кузьминым; также на французский (1884), шведский (1919), немецкий (1931 и 2000-е), румынский (1935), английский (1953), чешский (1954), польский (1968), украинский (1990) языки.

Издания: (кроме изданий в составе Лаврентьевской, Радзивиловской и Ипатьевской летописей)

  • Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1996. СПб, 1999 (по списку Лаврентьевской летописи; в примечаниях: ПВЛ 1999 )
  • Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. СПб, 1997. (по списку Ипатьевской летописи)

Словоуказатели:

  • Handbuch zur Nestorchronik. Bd.1-3. Munchen, 1977-86.
  • Творогов О. В. Лексический состав «Повести временных лет»: (Словоуказатели и частотный словник). Киев, 1984.

Литература (кроме обобщающих трудов по летописанию):

  • Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб, 1856.
  • Шахматов А. А. Повесть временных лет, т.1. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916.
  • Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и её источник. М., 1957.
  • Алешковский М. Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971.
  • Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975.
  • Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет» в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М., 1979.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л., 1987. С.337-343. (статья О. В. Творогова)
  • Шайкин А. А. «Се повести времяньных лет…» От Кия до Мономаха. М., 1989.
  • Зиборов В. К. О летописи Нестора: Основной летописный свод в русском летописании XI в. СПб, 1995.
  • Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул, 1995.

Примечания

Ссылки

  • Ипатьевский список ПВЛ на языке оригинала с синхронным переводом
  • Компиляция нескольких списков, сделанная Дональдом Островским
  • О. В. Творогов , Повесть временных лет:
  • М. Д. Приселков. История русского летописания XI-XV вв. СПб., 1996

От Святослава княжий престол перешел Ярополку, правление которого было осложнено междоусобицей. Ярополк победил своего брата и владетеля древлянского Олега, но погиб от варягов другого брата Владимира. Владимир вначале отослал варягов, унифицировал языческий пантеон, но затем принял христианство. В годы его правления были войны с поляками, ятвягами, вятичами, радимичами и волжскими болгарами.

После смерти Владимира в Киеве начал княжить Святополк. За жестокую расправу над братьями его прозвали Окаянным. Он был свергнут своим братом Ярославом. Оппозицию новому князю составил правитель Тмутараканский Мстислав. После окончания усобицы Ярослав построил каменные стены в Киеве и собор св. Софии. После смерти Ярослава Русская земля вновь распалась. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переяславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После Всеволода Киевом правил Святополк, которого сменил Владимир Мономах.

Христианская идеология

Повесть пропитана христианскими мотивами и аллюзиями на Библию. Одно из центральных мест произведения занимает выбор веры, осуществлённый князем Владимиром. Тот выбрал христианство греческого образца, которое отличалось причащением вином и хлебом, а не облатками, как у немцев. Основы христианской веры (в виде пересказа книги Бытия и ветхозаветной истории до разделения Израильского царства) Владимиру излагает некий философ, который помимо прочего упоминает о падении старшего ангела Сатанаила на 4-й день творения. Бог заменил Сатанаила на Михаила. Ветхозаветные пророки (2:2) упоминаются для доказательства окончания израильской миссии (отвѣржении жидовьстѣ). В 5500 году от сотворения мира в Назарете Марии явился Гавриил и возвестил о воплощении Бога, который родился как Иисус в годы царя Ирода (цесарь жидовескъ), достигнув 30 лет и крестился на реке Иордан от Ивана. Затем собрал 12 учеников и исцелял больных. Из зависти он был предан на распятие, но воскрес и вознесся. Смысл воплощения заключался в искуплении от греха.

Бог представляет собой «три собьства»: Отец, Сын и Св. Дух (едино божество вь трехъ лицих ). Любопытно, что отношения лиц Троицы, которые раздѣляеть бо ся не раздѣлно, и совокупляеться неразмѣсно , используется термин подобосущенъ . Бог обладает хотѣньем спасти тварь . Для этого Бог принимает плоть и зракъ и умирает истинно (не мечтаниемь ) и также истинно воскресает и возносится на небеса. Также христианство Повести предписывает поклонение иконам, кресту, мощам и священным сосудам, поддержка церковного предания и принятие семи соборов. Бог находится на небесах, восседая в неизреченном Свете на престоле в окружении ангелов, естество которых невидимо. Ему противостоят бесы (черни, крилати, хвостъ имущи ), обителью которых является бездна.

Смысл крещения Руси в летописи раскрыт как избавление от идолослужения, невежества и прелести дьявольской. После смерти праведники мгновенно попадают на небеса, становясь заступниками своего народа.

После крещения в Корсуне, Владимир приказал крестить народ в Днепре и строить деревянные церкви. Одной из первых стала церковь святого Василия, поставленная на месте капища Перуна. Были также церкви Богородицы, святой Софии, св. апостолов, св. Петра, св. Андрея, св. Николы, св. Федора, св. Дмитрия и св. Михаила. В церквях, украшенных иконами, сосудами и крестами, совершались литургии, молитвы и читалось еуангелие . Крещенным полагалось носить нательные кресты. Особо отмечались Благовещение, Вознесение, Успение Богородицы и день святых мучеников Бориса и Глеба. Важную роль имел 40-дневный пост накануне Воскресения Господнего. Главой единичной церкви были облечённые в ризы попы, над попами стояли епископы, а духовным главой русских христиан был митрополит. Первым монастырем на русской земле был Печерский монастырь, состоящий из жившей по кельям братии черноризцев во главе с игуменом.

Цитаты

Цитаты из «Повести временных лет».

  • О расселении славян на Руси после их ухода с Дуная в древние недатированные времена:
…тако же и тѣ же Словѣне · пришедше сѣдоша по Днепру · и наркошасѧ Полѧне · а друзии Деревлѧне · зане сѣдоша в лѣсѣхъ · а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною · и наркошас꙽ Дреговичи · и инии сѣдоша на Двинѣ · и нарекошасѧ Полочане · рѣчькꙑ рад꙽ · ꙗже втечеть въ Двину · именемь Полота · ѿ сеꙗ прозвашас꙽ Полочанѣ · Словѣне же сѣдо҄ша ѡколо ѡзера Илмера · и прозвашасѧ своимъ именемъ · и сдѣлаша городъ · и нарекоша и Новъгородъ · а друзии же сѣдоша на Деснѣ · и по Семи и по Сулѣ · и наркошасѧ Сѣверо · и тако разидесѧ Словенескъ ꙗзꙑкъ · тѣмь же и прозвасѧ Словеньскаꙗ грамота…
  • О призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году:

Критика

Любор Нидерле в Славянских древностях подверг критике теорию происхождения славян с Дуная ("дунайская теория"), объяснив это старым монашеским вымыслом, введенным для облегчения евангелизации славян.

Большой словарь цитат и крылатых выражений Душенко Константин Васильевич

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

(составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г.)

352 Се повести времянных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду руская земля стала есть. // Вот повесть минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля.

; здесь и далее пер. Д. С. Лихачева.

Отд. изд. – СПб., 1996, с. 7, 143

353 Путь из Варяг в Греки.

«Повесть временных лет», вступление

Отд. изд. – СПб., 1996, с. 8

354 Погибоша аки обре; их же несть племени ни наследка. // Погибли как обры [авары]; их же нет ни племени ни потомства.

«Повесть временных лет», вступление

Отд. изд. – СПб., 1996, с. 10, 146

355 Схожахуся <…> на вся бесовская игрища <…> не ведуще закона Божья, но творяще сами собе закон.

«Повесть временных лет», вступление (по Лаврентьевской летописи)

Отд. изд. – СПб., 1996, с. 11, 131

О племенах радимичей, вятичей и северян. Отсюда: «бесовские игрища».

356 И идоша за море к варягом <…>. Реша руси чюдь, словени, и кричиви и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами». // И пошли за море к варягам <…>. Сказали руси чудь, словене, кричиви и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

«Повесть временных лет», 854 г. (по Радзивилловской летописи). ? Отд. изд. – СПб., 1996, с. 13, 149

Близкие параллели – во многих средневековых хрониках, напр. в «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского (2я пол. Х в.), I, 8. У Видукинда послы из Британии говорят саксам: «Обширную <…> свою страну, изобилующую разными благами, [мы] готовы вручить вашей власти»; и вожди саксов «увидели, что земля [эта] обширна и плодородна». ? Отд. изд. – М., 1975, с. 128, 129 (пер. с лат. Г. Э. Санчука).

Ср. также в «Истории» Геродота (I, 97): «Не можем мы больше жить так, как ныне! Давайте изберем себе царя. Тогда в земле нашей воцарятся закон и порядок <…>» (слова древнейших мидян; пер. Г. Стратановского). ? Геродот, с. 43.

? «Земля наша богата, / Порядка в ней лишь нет» (Т-175).

357…Пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы [не свемы, на небе есмы были, ли на земли]: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. <…> Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького.

«Повесть временных лет», рассказ русских послов князю Владимиру I по ознакомлении с греческой верой (987)

Отд. изд. – СПб., 1996, с. 49, 186

Отсюда: «Вкусивши сладкого, не захочешь горького». ? Михельсон, 1:107.

358 Наш еси, Исакие, уже.

«Повесть временных лет», 1074 г.

Отд. изд. – СПб., 1996, с. 83

Бесы, принявшие вид ангелов, заставили монаха Киево-Печерского монастыря Исаакия поклониться им, как Христу, после чего воскликнули: «Наш еси, Исакие, уже» («Наш ты, Исаакий, уже!»).

Отсюда: «Наш брат Исаакий».

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Непрошеная повесть Роман (начало XIV в.)Как только рассеялась туманная дымка праздничного новогоднего утра, придворные дамы, служившие во дворце Томикодзи, появились в зале приемов, соперничая друг с другом в блеске нарядов. В то утро на мне было семислойное нижнее одеяние

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 27 автора Висковатов Александр Васильевич

Повесть о Сонечке (1937, опубл. 1975, 1980)«Повесть о Сонечке» рассказывает о самом романтическом периоде в биографии Марины Цветаевой - о ее московской жизни в 1919–1920 гг. в Борисоглебском переулке. Это время неопределенности (ее муж у белых и давно не подает о себе вестей),

Из книги Как написать повесть автора Воттс Найджел

Из книги Справочник строительных материалов, а также изделий и оборудования для строительства и ремонта квартиры автора Онищенко Владимир

Почему именно повесть, и почему эта повесть? Самый трудный, и в каком-то смысле самый важный вопрос, - это ПОЧЕМУ? Хотя может быть ты и не сможешь толком на него ответить, стоит его себе задать, потому что в нем кроются другие, не менее важные, например: какая форма для моей

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

Как читается повесть А теперь задумаемся на минутку - как читается повесть? Проще всего было бы предположить, что потребитель литературного произведения между правым и левым ухом имеет пустоту, а задачей писателя есть наполнение этой пустоты конкретными фактами.

Из книги Универсальный справочник прораба. Современная стройка в России от А до Я автора Казаков Юрий Николаевич

Повесть с ключом Повесть с ключом берет за основу литературных персонажей реальных людей. Оригинал должен быть легко распознаваем для читателя, отсюда и берется название для этого типа повести. Она должна содержать указатели, которые позволяют открывать скрытый смысл.

Из книги Как писать в XXI веке? автора Гарбер Наталья

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Порядок устройства временных препятствий на стройплощадке При производстве работ, связанных с устройством временных выемок и других препятствий на территории существующей застройки, строительная организация должна обеспечить проезд автотранспорта и проход к домам

Из книги автора

Повесть Мгновенно от сонма Калхас восстал Фесторид, верховный птицегадатель. Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет, И ахеян суда по морям предводил к Илиому Даром предвиденья, свыше ему вдохновенным от Феба. Гомер, «Илиада» По мере того, как мысль автора

Из книги автора

Из книги автора

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г.) 352 Се повести времянных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду руская земля стала есть. // Вот повесть минувших лет, откуда пошла русская