Заключение страны востока в раннее новое время. Шпаргалки к экзамену по предмету История стран Азии и Африки в Новое время - файл шпоры по истории.doc

шпоры по истории.doc

1. Периодизация курса

История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно не однотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. Историография стран Азии и Африки как правило имеет востокоцентрический подход и избегает давать общие межрегиональные хронологические рамки. Чаще всего она ориентируется на конкретные исторические процессы в своих собственных странах. Так, например, многие китайские исследователи начало Новой истории относят к первой «опиумной войне» (1840-1842 гг.), а ее окончание - к образованию КНР (1949 г.).

В отечественной историографии (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские востоковеды отстаивали в качестве события, разделившего две эпохи, английскую буржуазную революцию (середина XVII в.), а ленинградские - французскую (конец XVIII в.). Зато конечная дата Новой истории не вызывала никаких сомнений: естественно, это была Великая Октябрьская социалистическая революция (1917 г.), означавшая «начало торжества коммунизма во всемирном масштабе».

Девяностые годы двадцатого столетия внесли некоторые коррективы: нижняя рамка Новой истории трактуется по-разному, а верхней считается теперь 1918 г. - год окончания Первой мировой войны, «частью которой является Октябрьская революция».

Таким образом, хронология Нового времени предлагается в рамках начала XVI - конца XIX веков.
^ 2. Развитие стран Азии и Африки в новое время: теоретические подходы

Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего, импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развитие там, где зачатки таковых уже имелись.

Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, а, порой, и противопоставляет их Западу.

В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному:

К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства», характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимом.

Современные неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем.

В рамках марксисткой теории феодализм (или азиатский способ производства) исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной, более производительной хозяйственной организацией. Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромной издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.

В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация, обладающая столь же самобытными законами развития. Взаимоотношения Востока и Запада трактуются как столкновение (в новое время), а затем – как диалог (в новейшее время) двух крупнейших цивилизаций в ходе создания мировой цивилизации. Теория модернизации рассматривает исторический процесс как смену больших фаз: аграрное общество (оно же традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Сам процесс модернизации выступает как движение общества к некоему эталонному состоянию. Под этим состоянием подразумевается западное индустриальное общество с присущими ему хозяйственными, политическими и культурными системами. Поэтому модернизация – это исторически закономерное преобразование всех сторон жизни общества и государства. Представители этой теории трактуют Восток как аграрное общество, подчёркивая при этом огромную роль традиций и застойность, нединамичность хозяйства на Востоке. Концепцию модернизации роднит с марксистской теорией представление о линейности и стадиальности исторического процесса. Правда, для марксизма более свойственны монофакторные интерпретации (объяснения всех явлений через социально-экономические процессы, признание субординации исторических факторов), а для теории модернизации свойственны полифакторные интерпретации, где разные стороны жизнедеятельности людей рассматриваются взаимосвязанные равноправные процессы.

Некоторые современные историки обнаруживают в восточных обществах значительные зачатки буржуазных отношений, что якобы свидетельствует о том, что восточные страны могли и должны были естественно, закономерно и без колониальных издержек перейти на новую ступень развития. Следовательно, колониализм можно считать препятствием на пути развития стран Востока, продуктом агрессии одних обществ против других и ничего более.

Противоположное мнение заключается в том, что в Азии и Африки не обнаружились признаки развития капитализма и, следовательно, колониализм сыграл объективно прогрессивную роль в истории колониальных стран, поскольку позволил им перейти на следующую ступень развития. Более того, предполагается, что колониальная экспансия и смогла стать столь масштабной именно потому и лишь потому, что на своих штыках колонизаторы внесли в Азию новые социально-экономические отношения. Как бы то ни было, вне зависимости от наличия или отсутствия зачатков капитализма на Востоке, вне зависимости от вероятных вариантов развития Востока, совершенно очевидно, что буржуазные отношения явно быстрее развивались на Западе, политическая экспансия которого стимулировала хозяйственную перестройку колониальных стран.
^ 3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей.

В своей политике Токугава исходили из того, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.

Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны». Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию (что уже произошло по схожему сценарию на Филиппинах). Еще в конце XVI столетия огромное возмущение японцев вызвала практика португальских и испанских миссионеров, вывозивших из Японии людей для продажи их в рабство.

Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей. Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.

Но вскоре Сегунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли. Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны - наиболее непримиримых противников клана Токугава. Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений. Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников - европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.

Токугава Иемицу, ставший сегуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки). Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе. При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота - крепости в Симабара - было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сегуну.

С подавлением симабарского восстания сегунат принял окончательное решение «закрыть» Японию для иностранцев и изолировать страну от всякого внешнего влияния. Исключение было сделано лишь для голландцев. Им оставили факторию на небольшом островке Дэсима, где торговля происходила под бдительным надзором правительственных чиновников. Купцы должны были давать специальное обязательство воздерживаться от открытого проявления своих религиозных убеждений и не вступать ни в какие отношения с японцами, кроме чисто деловых, подробно регулируемых правилами о торговле. Что касается японских граждан, то еще в 1636 г. им было запрещено под страхом смертной казни покидать свою родину и строить большие корабли для дальних плаваний. В peзультате этих мер произошло закрытие страны для европейцев.
^ 4.Социально-экономическое положение Японии в период Токугава

Социально-экономическое развитие Японии времен Токугава протекало крайне неравномерно. С начала XVII в. и до начала XVIII в. наблюдался экономический подъем; затем – стагнация и спад до середины XIX в. Подъем первого столетия правления сёгунов дома Токугава связан с объединением страны, с окончанием междоусобных войн. Все это создало предпосылки для развития сельского хозяйства. Во-первых, этот прогресс выразился в росте урожайности риса. Последнее было связано: а) с улучшением семенного материала; б) с совершенствованием оросительной системы; в) с активным применением удобрений (их получали даже из сушеных сардин); г) с улучшением орудий труда. Во-вторых, рост урожайности способствовал росту численности населения до 30 млн человек. В-третьих, изменяется социальная структура японского общества. Произошло устранение рядового самурайства из схемы экономических отношений: крупный сеньор – крестьянин. Переход к денежной форме ренты – закономерный этап в развитии аграрной экономики, воспринимался самураями отрицательно. Самураи-воины считали унизительным получать плату за службу в денежной форме.

В 1611 г. начинается процесс «закрытия страны», что также лишало экономику перспектив. Внутренний рынок был развит недостаточно, от внешнего рынка страна «закрылась». На начальном этапе изоляция укрепила позиции правительства и способствовала прогрессу. Но этот прогресс не мог существовать без внешнего рынка, без открытых портов. Товарно-денежные отношения не могли развиваться в условиях «закрытия». Кризис проявился в: 1) застой в сельском хозяйстве. Ярким показателем кризиса стало падение роста численности населения, особенно в деревне. 2) характерной чертой кризиса традиционной экономики являлся подрыв монополии самурайства на землю, потеря земли крестьянами, концентрация земли в руках нового социального слоя – землевладельцев из купечества и зажиточных крестьян. 3) приходит в упадок семейно-корпоративное ремесло. Начиная с XVIII столетия, растет конкуренция цехам со стороны первых мануфактур. Появились частные, княжеские и государственные мануфактуры. 4) финансовый кризис. Он проявился в том, что рост товарно-денежных отношений, даже в своем историческом дебюте, быстро привел к перераспределению денежных средств. В результате самураи, даймё и даже сёгун попали в финансовую зависимость от ростовщиков и первых банкиров. Вероятно, финансовый кризис связан с тем, что только в XVII в. в Японии появились золотые, серебряные и медные деньги. До этого времени роль денег играл рис.

^ 5. Религиозная ситуация периода Токугава

С XVII в., когда сёгуны из клана Токугава (1603-1867) сумели пресечь децентрализаторские тенденции японских феодалов и железной рукой вновь объединить страну, когда руководимая ими буддийская церковь превратилась в низовую администрацию для удержания населения в повиновении, сложилась благоприятная обстановка для интенсивного проникновения в Японию конфуцианства. Конфуцианство стало отвечать умонастроениям эпохи Токугавы, когда предложило новую философию жизни и новую космологию. Важность конфуцианского подхода к миру следовала из того, что он предлагал нового рода единство мысли и действия, философии и политической системы. Предложенный конфуцианством идеал социального порядка имел форму естественной иерархии классов и сословий, в которой каждый индивид занимал определенное место и старался выполнить свою жизненную задачу и осуществить свои цели.

В 1549 г. в Японию было занесено христианство, а в 1562 г. несколько провинциальных князей вместе со своими подданными приняли его, стараясь таким образом извлечь пользу из торговли с португальцами. В самом начале сёгуны позитивно отнеслись к христианству, однако по прибытии в Японию испанских францисканцев ситуация резко изменилась в силу их раздоров с иезуитами; начинаются кровавые преследования христиан. В итоге христианское движение вынуждено было затаиться полностью.

Сближение неоконфуцианства с синтоизмом обусловлено в XVIII-XIX вв. определенными условиями. Культ древности и великих идеалов прошлого, изучение истории Японии, истоков ее культуры способствовали своеобразному возрождению синтоизма, укреплению его норм во всех сословиях и прежде всего в самурайстве с его склонностью к идеям величия предков и преданности господину. Постепенно этот культ, пропущенный сквозь призму конфуцианского отношения к правителю, государю, все более стал относиться именно к японскому императору - прямому потомку великой Аматэрасу, единственному законному правителю Японии.

С конца XVIII столетия в стране все заметнее усиливался культ императора. В противовес поддерживавшемуся сёгунами буддизму многие феодалы проводили реформы, способствующие ограничению влияния буддийских храмов и упрочению норм синтоизма. Проимператорские тенденции последнего были теперь сильно укреплены идеями и концепциями неоконфуцианства. Неоконфуцианское учение Чжу Си было избрано в качестве официальной государственной доктрины.
^ 6. Открытие Японии и подписание неравноправных договоров

В середине XIX в. после 250 лет изоляции Япония встретилась лицом к лицу с западным миром. Инициатором этой встречи были США. В 40-50-е годы США осваивают свое западное побережье, у них появились паровые суда. Плавание на подобных судах требовало промежуточных угольных баз в акватории Тихого океана. Япония была нужна американцам. В 1846 г. англо-американское соперничество на островах Тихого океана закончилось победой США, и в Японию была направлена первая экспедиция во главе с коммодором Дж. Бидлом. Плавание не принесло ожидаемых результатов. Через несколько лет, в 1853 г. американцы посылают к берегам Японии военную экспедицию коммодора М. Перри. В это же время прибывает в Японию миссия вице-адмирала Е. Путятина. Российское правительство поручает своим визитерам вести переговоры исключительно доброжелательно и добиться заключения торговых соглашений. Центром переговоров стал «открытый» город Нагасаки. Американские корабли отказались следовать в Нагасаки и вошли в бухту Урага у столицы Эдо. Американцы вели себя вызывающе, высадили на берег морской десант, чем привели в замешательство японцев. Последние уговаривали своих западных «гостей» перенести переговоры в Нагасаки, или отложить их на год, в связи с болезнью сёгуна. Американские корабли ушли.

В 1854 г. эскадра Перри вернулась в Японию. В ее составе было девять судов, 250 пушек и команда из 1800 человек. Угрозы продолжались, в этом же году был подписан первый американо-японский договор. Во время второго визита Е. Путятина был подписан и первый русско-японский договор. По Симодскому договору (1855) Япония «открывала» для России несколько городов, впервые устанавливалась граница на Дальнем Востоке. Сахалин был объявлен областью совместного владения. Курилы же делились между Россией и Японией: острова Шикотан, Итуруп, Кунашир, Хабомаи («Пляшущие зубы») объявлялись японскими. Остальные острова, выше острова Уруп, признавались российскими. В 1854-1855 гг. Япония заключила торговые договоры с Голландией, Англией, Францией. Это был первый этап «открытия» страны. Договоры в основном касались вопросов торговли и не носили ярко выраженного неравноправного характера.

На втором этапе «открытия» в 1856-1858 гг. под натиском Запада Япония сдает одну позицию за другой. Заключаются договоры, ущемляющие не только экономический, но и политический суверенитет страны. Главное место в системе внешних связей Страны Восходящего солнца играют США. В 1856 г. американцы усиливают натиск на японцев. Через два года, в 1858 г. заключены сразу несколько договоров, Япония попала в зависимость от США.

На втором этапе «открытия» Япония попадает в зависимое положение от западных держав. Договоры 1856-1858 гг., заключенные с Россией, Англией, Францией, Голландией, были выгодны всем странам, кроме Японии, ибо низкие ввозные пошлины, право беспрепятственной торговли и т.д. ставили японскую промышленность в подчиненное положение.
^ 7. Революция Мейдзи. Буржуазные реформы.

Подписание неравноправных договоров усилило движение различных слоев японского общества против правительства, то есть против сёгуна. Это движение получило название «антисёгунского», так как его участники требовали «почитания императора и изгнания варваров». Под варварами понимались европейцы и американцы. Оппозиционеры хотели вернуть власть «законному» правителю, то есть императору, и требовали отказаться от неравноправных договоров 1856-1858 гг.

Антисёгунское движение вылилось в гражданскую войну 1863-1869 гг. На ее фоне произошла реставрация монархии, были проведены первые буржуазные реформы. В войне принимали участие различные слои японского общества, складывались нестабильные политические группировки. Когда зародилось движение, страна раскололась на три лагеря.

Первый лагерь был представлен сторонниками императора.

Второй лагерь – сторонниками сёгуна.

Третий лагерь – сторонниками союза сёгуна с императором.

Это разделение было и географическим. В первую группу входили юго-западные княжества Тёсю, Тоса, Хидзэй. Во вторую – северные и центральные княжества. В третью – одно из самых сильных южных княжеств Сацума.

В 1862-1863 гг. центром движения становится Киото. Сюда прибывают вооруженные и безработные самураи-ронины. Они хотят передать власть императору. В 1862 г. самураи фактически захватили Киото. Через два месяца в Киото произошел дворцовый переворот. Дворец императора заняли сторонники союза императора и сёгуна, выходцы княжества Сацума. В этом противоборстве важную роль играло соперничество двух княжеств Тёсю и Сацума. Так начинается гражданская война. Войска сёгуна воюют с южными и юго-западными княжествами. Три экспедиции было организовано против княжества Тёсю (1863 г., 1865 г., 1866 г.). Все они закончились неудачно для правительственных войск. В 1866 г. князья Сацума ведут тайные переговоры с тремя опальными княжествами, заключают союз с ними. Теперь южные княжества сплоченно выступают за восстановление власти императора. К этому времени и иностранные державы определились в своих политических симпатиях. Франция поддержала сёгуна и помогла ему перевооружить армию. Англия поддержала сторонников императора, также помогла им вооружением. Остальные державы заняли выжидательную позицию. В июле 1866 г. умирает сёгун Иэмоти, ему наследует сёгун Кейки. Вскоре умирает и император Комэй. Императором становится Муцухито. Иэмоти и Комэй достаточно долго сотрудничали. Теперь на вершине власти оказались два юноши. В 1867 г. князь Тёсю вручил сёгуну Кэйки меморандум, в котором содержался «совет» вернуть всю полноту власти императору. Несмотря на то, что сёгун согласился и «вернул власть», такой финал не устраивал ни одну из сторон.

Сёгун укрылся в городе Осока и стал готовиться к решающей битве.

Император и его сторонники понимали, что сёгун контролирует половину страны как земельный собственник и имеет армию, обученную французами.

Борьба продолжалась до 1869 г., когда пала «дворянская республика», созданная сёгуном на острове Хоккайдо. Восстановление власти императора обычно датируется 1868 г., когда было сформировано первое правительство, присягнувшее императору Муцухито, в состав которого вошли крупные князья и торговцы-предприниматели Юга и Юго-запада страны.

В 1868-1873 гг. проведены первые реформы. Одной из основных задач, стоявших перед страной, была ликвидация политической раздробленности.

Решающий удар по сепаратизму нанесен в августе 1871 г., когда были полностью уничтожены княжества и вместо них созданы префектуры.

В марте 1872 г. была проведена сословная реформа. Упразднялись старые сословия. Законодательно закреплялось новое сословное деление общества: высшее дворянство (это бывшие князья), просто дворянство (теперь это японская интеллигенция); хэймин – народ. Провозглашалось равенство трех сословий.

В 1870 г. проведена денежная реформа, введена единая денежная единица – иена. В 1872 г. принимается закон о всеобщей воинской повинности, начинается плановая реорганизация вооруженных сил по западному образцу. Однако в регулярной японской армии сохранился самурайский кодекс чести – бусидо.

Реформы начального периода Мэйдзи создали условия для развития рыночных отношений. Примером может служить проведение аграрной реформы, которая должна была создать финансовую основу для регулярного сбора государственного налога. Кроме того, с её помощью реформаторы надеялись прекратить крестьянские волнения.

Проводятся реформы в области культуры. Принят Григорианский календарь, введены европейские костюмы и прически для мужчин, в первую очередь чиновников.

Исследователи отмечают две тенденции в преобразованиях 70-х годов. Первая – буржуазный характер реформ; вторая – их незавершенность, особенно в области промышленности и политической системы.Несмотря на незавершенность, реформы Мэйдзи имели огромное значение. Япония встала на путь капиталистического развития и избежала превращения в колонию.
^ 8. Внешняя политика Японии 2 пол.19-нач.20вв.

С конца XIX в. Япония наряду с другими европейскими странами и США участвовала в разделе мира. В 80-90-е гг. правящие круги Японии провозгласили право и обязанность японцев защищать от «белого империализма» не только себя, но и Корею, Китай, другие страны Дальнего Востока. Таким образом «освободительная миссия» Японии в Азии была обоснована, китайцев и корейцев естественно не спросили, хотят они такого «освобождения» или нет. Для решения поставленной задачи нужна была боеспособная армия! События 1853-1854 гг., когда «черные» корабли американцев заставили Японию капитулировать, воспринимались как национальный позор. Поэтому в 70-80-е гг. в стране создается армия по западному образцу. Франция направила в Японию военных советников, Англия продала технологию судостроения, в том числе и военного, Германия помогла создать генеральный штаб.

Уже в 1889 г. под видом «помощи» разработан план агрессии против Китая и Кореи. Главным его лозунгом стало требование «суверенитета» Кореи. Борьба за Корею автоматически сталкивала Японию с Китаем и Россией. То, что Корея стала первой жертвой японского милитаризма, не было случайностью:

– географическое положение Кореи имело важное стратегическое значение для Японии. Близость к Китаю, общие границы с Манчжурией, чрезвычайно удобные морские гавани – все это делало Корею удобным плацдармом для дальнейших военных действий на Дальнем Востоке

– Япония нуждалась в сырье: угле, рудах черных и цветных металлов. Все это в избытке имелось на Корейском полуострове.

В деле аннексии Кореи можно выделить несколько главных дат – опорных точек.

В 1876 г. был заключен японо-корейский договор, по которому Корея открывала для японских кораблей свои гавани и предоставляла Японии преимущества в торговле. Это вызвало волну протеста в кругах корейского общества. Корейцы были настолько возмущены, что даже убили часть сотрудников японского посольства. Вина за этот инцидент была возложена на Китай – как подстрекателя.

В 1885 г. в результате переговоров с Китаем заключен японо-китайский договор, по которому обе стороны обязались вывести свои войска из Кореи. Согласно пункту третьему договора, если в Корее начнется восстание народа, или другое «опасное» событие, «обе державы должны предварительно условиться о необходимых мерах и после восстановления спокойствия, вывести свои войска из страны». Именно третий пункт стал «яблоком раздора» между двумя странами.

В 1894 г. в Корее началось крестьянское восстание тонхаков. Восставшие призывали к борьбе против «западных варваров» и японцев. Китай предупредил Японию, что он окажет помощь корейскому правительству в духе договора 1885 г. Тем не менее, Япония обвинила Китай в нарушении соглашений и начала против него военные действия.

Японо-китайская война (1894-1895) началась с захвата Японией Кореи (июль 1894 г.), затем военные действия шли уже на территории Китая. Военная слабость Китая была очевидной. К весне 1895 г. Япония захватила Ляодунский полуостров, Вэйхайвэй, под угрозой захвата был Пекин. Быстрые успехи Японии озадачили западные страны. Укрепление позиций Страны Восходящего солнца в Дальневосточном регионе беспокоили не только Российскую империю, но и другие государства. Если Россия боялась потерять влияние в Манчжурии, то Англия могла утратить Гонконг.

Уже весной 1895 г. японские войска дошли до Пекина, но, опасаясь эпидемии холеры, не захватили город. Кроме того, материальные ресурсы японской армии были ограничены, она была не готова к длительной войне на чужой территории. По предложению китайского правительства, начались мирные переговоры. В апреле 1895 г. страны заключили Симоносекский мирный договор.

В начале XX в. обострились англо-русские и русско-японские противоречия на Дальнем Востоке. С чем это было связано? В 1898-1901 гг. в Китае происходило восстание ихэтуаней. В его подавлении участвовали английские, японские и германские войска. После подавления движения иностранные контингенты остались в Пекине. Руководитель русской дипломатии на Дальнем Востоке князь Витте видел в этом ущемление прав России в Маньчжурии. Россия требовала вывода иностранных войск из Пекина. Началось русско-китайское сближение и охлаждение отношений с Японией.

Япония готовилась к войне с Россией. Япония хотела, чтобы Россия признала ее особые права в Корее и вывела свои войска из Маньчжурии. Этот регион, заявляло японское правительство, должен использоваться по принципу «открытых дверей». Россия протестовала, считая, что «маньчжурский вопрос» касается исключительно Китая и России.

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 г. началась русско-японская война при неблагоприятных для России обстоятельствах: не была достроена КВЖД, армия оказалась оторванной от тылов, средства связи были плохие и т.д. Япония была лучше подготовлена к войне. Россия проиграла войну. 5 сентября 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Договор закладывал вероятность для будущих взаимных притязаний сторон, ибо он передавал в руки Японии часть китайской территории, так называемую Квантунскую область с Порт-Артуром, южную ветку КВЖД. Япония получила половину острова Сахалин и право рыбной ловли в российских территориальных водах.

Важнейшим результатом русско-японской войны стал протекторат Японии над Кореей.

В начале XX в. японский капитал осваивает Маньчжурию. Еще в 1906 г. была создана полуправительственная компания Южно-Маньчжурской железной дороги. Вопреки надеждам западных держав, в первую очередь Англии и США, Япония не собиралась проводить политику «открытых дверей» в дальневосточном регионе. Поэтому в 1907-1911 гг. происходит охлаждение отношений Англии и США с Японией, однако между Российской империей и Японией наметилось сближение. В 1907 г. страны заключили договор о разделе сфер влияния в Маньчжурии. В 1910, 1912 гг. Россия и Япония договорились и о разделе сфер влияния во Внутренней Монголии.

К началу первой мировой войны Япония имела следующие территории:

1) Курильские острова (полностью) с 1875 г.;

2) Тайвань, Пескадорские острова с 1895 г.;

3) Острова Рюкю (главный из них Окинава) с 1872-1879 гг.;

4) южную часть Сахалина и часть Ляодунского полуострова с 1905 г.;

5) Корею с 1910 г.
^ 9. Участие Японии в 1 мировой войне

Япония принимала участие в Первой мировой войне на стороне Антанты. Участие Японии в этой войне имело свою специфику.

В Японии армейское командование имело значительно больший вес, чем флотское. На англо-германскую войну эти два вида вооружённых сил смотрели с прямо противоположных точек зрения. Японская армия была построена по прусскому образцу и обучена германскими офицерами; японский флот создавался с помощью Великобритании и обучался на английский манер. Всё это служило источником постоянных споров в японском руководстве. Средний японец же при этом вообще не понимал, зачем нужно воевать: в Японии никто не чувствовал никакой угрозы со стороны Германии. Поэтому японское правительство, поддерживая Антанту, старалось не давать общественности слишком много информации о войне. Британский офицер Малькольм Кеннеди, посетивший японскую глубинку, был поражён тем, что крестьяне, с которыми он беседовал, даже не подозревали, что их страна ведёт войну.

Вступление Японии в войну 1914 года формально было объяснено выполнением союзнического (англо-японский союз) долга по отношению к Англии, с которой Япония уже довольно давно расторгла старый неравноправный договор и заключила партнерское соглашение. В действительности все было намного сложнее. Было очевидно, что Япония хочет воспользоваться начавшимся конфликтом западных держав, чтобы распространить свое влияние на столь желанный Китай. К началу Первой мировой войны отношения между Англией и Японией были безнадежно испорчены, поэтому никто бы не удивился, если бы Япония отказалась участвовать в войне. И даже наоборот, удивление и подозрение вызвало ее желание принять участие. Главной причиной обострения англо-японских отношений был все тот же Китай: Япония пыталась проникнуть туда и внедрить свое влияние, подорвав еще прочные позиции англичан. Статистика английской коммерческой палаты в Шанхае свидетельствует об успешности этой тактики японцев, которые постепенно вытесняли англичан с внутреннего китайского рынка. Вместе с тем окончательно разорвать союзнические отношения с Англией и выступить на стороне Германии, с которой правительственные, особенно военные, круги имели тесные связи, Япония не решалась. Результатом этих сложных обстоятельств стало заявление Японии о том, что она примет сторону Англии, какую бы позицию та ни выбрала. Замысел японского правительства был настолько очевиден, что китайское правительство обратилось к США с просьбой ограничить войну Европой и не вести военных действий на Дальнем Востоке, надеясь хотя бы так отвести нависшую угрозу.

Несмотря на то, что в Японии во всех государственных изданиях активно распространялись изъявления дружественного отношения к Германии и нелюбви к Англии, 23 августа 1914 года Япония объявила войну Германии. Военные действия японцев ограничились взятием небольшой арендованной Германией территории Циндао в Шаньдуне. Япония потеряла в войне 2 тыс. убитыми и ранеными. Главной целью по-прежнему оставался Китай, ив 1915 году, воспользовавшись удачной ситуацией в Европе, японское правительство заявило китайскому правительству о своих претензиях. Все они были изложены в документе, получившем название «21 требование» и представлявшем собой программу политического, экономического и военного подчинения Китая Японии. Мировое сообщество, поглощенное собственными проблемами, довольно равнодушно отнеслось к этому заявлению, т. е. понимало, что экономически слабо развитая Япония вряд ли действительно сможет подчинить себе Китай. Китай же был в этот момент настолько слаб в военном отношении, что не смог ничего противопоставить японцам и был вынужден дать согласие на все. «21 требование» было принято китайским правительством и стало основой широкой программы колониального ограбления этой страны японским империализмом. После захвата германских владений в Китае и на Тихом океане военные действия Японии против Германии фактически закончились. Когда страны Антанты (Россия и Франция) обратились к японскому правительству с просьбой о военной помощи, оно ответило отказом.

Понятие Восток. Предмет изучения.
ИВ традиционно выделяют в отдельный курс. Это связано с несколькими причинами:
В. - это совершенно иной мир, отличный от 3. Ев., который развивается по своим соб-м законам, с особой Кр.
В. - это во многом иной путь развития большей части человечества на протяжении нескольких тысячелетий.
Понятие В. многозначно:
- это определенный географический регион, который в представлениях древних греков и римлян, включал страны Азии и Африки, находившиеся к В. и Ю-В. от Европы.
- это определенный тип цивилизации, культуры и общества.

Культура Китая в средневековое время.
Культура в своей основе автохтонна, т.е. создана самими китайцами
- В основе китайской культуры лежит символизм
+ его своеобразие кроется в иероглифе

1. это одновременно знак, символ и универсальный ключ в постижении китайских художественных форм
2. неотделим от своего изображения и выполняет 2 функции
смысловую
изобразительно-орнаментальную

3. гармоничность и уравновешенность знака имеет для китайца не меньшее эстетическое удовольствие, чем содержание написанного
+ именно в Китае особой художественной традицией является каллиграфия -» каждый образованный человек пробовал свои силы в этом искусстве

1. кто способен оценить красоту ИГ, тот сможет оценить красоту окружающего мира
2. каждая линия в ИГ исполнялась только один раз и поправки не допускались
3. красота ИГ заключалась в его способности запечатлеть движение, динамику
+ классиком каллиграфии был Ван Сичжи (303-379 гг.) -> оказал огромное влияние на все жанры и виды изобразительного искусства

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предмет истории Востока
1) Понятие Восток Предмет изучения
2) Этапы развития российского востоковедения
3) Формационный и цивилизационный подходы в изучении ИВ
4) Специфика восточных структур
5) Проблема периодизации ИВ
Колониализм как феномен мировой истории
1) Основные понятия и подходы к вопросу о колониализме
2) Колониализм с позиции формационного и цивилизационного подходов
3) Колониальная система: структура и состав
4) Колониализм: периодизация, факторы отставания Востока от Европы и утраты политической независимости
4. Колониальные империи как явление мировой истории
5) Оценка и роль колониализма в отечественной ИГ
Модернизация стран Азии и Африки
1) Понятие модернизации. Эволюция теории
2) Проблема выбора и основные модели модернизации
3) Модернизация в истории З. и В
4) Противоречия модернизации и конфликты
5) Факторы трансформации стран В в концепции JI.C. Васильева
6) Основные выводы
Африка в новое время
1) Общие сведения о континенте
2) Традиционные африканские верования
3) Художественная культура африканских народов
4) Региональная структура
5) Особенности развития северной Африки
6) Тропическая Африка
7) Суданский пояс
8) Южная Африка
Европейская колонизация Африки
1) Начало проникновения европейцев
2) Колонизация арабской Африки
3) Колонизация суданской Африки
4) Колониальные владения европейских держав к концу 19 в
5) Особенности колониального освоения Африки
6) Трансформация социальной структуры африканского общества в начале 20 в
7) Проблема периодизации KЛH в Африке на примере колониальной экспансии Великобритании в Тропической (Западной) Африке
Общая характеристика МЦ
1) Региональная стратификация
2) Основные подходы в понимании истории МЦ
3) Особенности ислама как вероисповедания и образа жизни
4) Периодизация истории АМЦ до возникновения ОИ
5) Основные характеристики АМЦ по Л.С. Васильеву
Художественная культура мусульманского Востока
1) Мусульманская культура: факторы становления, специфика
2) Своеобразие культовой архитектуры
3) ХК в эпоху Омейядов
4) ХК в эпоху Аббасидов
5) ИСК Магриба и Южной Испании
6) ИСК Ирана и Афганистана
Османская империя в 15-18 вв
1) ОИ в 15-17 вв.: территория и генезис османской государственности
2) Особенности государственного устройства ОИ, аграрные отношения, социальная структура, международное положение
3) Кризис ОИ, его сущность и проявления
4) Первые попытки реформ ОИ
Реформы в ОИ
1) Реформы Селима III и Махмуда II
2) Танзимат
3) Движение за конституцию
4) Государственный переворот 1878 года. Режим зулюм
Иран в 17 - начале 20 вв
1) Общая характеристика страны
2) Движение бабидов
3) Модернизация Ирана во 2/2 19 в
Индия в новое время
1) ОХ ИБЦ: географическое положение, ВКС, этнический и религиозный состав населения
2) ИВМ, ее кризис и распад
3) Особенности культуры
Английское завоевание Индии и ее модернизация в 19 в
1) Ход английского завоевания
2) Превращение Индии в английскую колонию: механизмы ее экономического и политического подчинения
3) Восстание сипаев (1857-1859 гг.)
4) Английские реформы в Индии в 60-70-е гг. XIX в
5) Общественные перемены в стране во второй половине 19 - начале 20 вв
6) НОД ИНК
Китай в 17-19 вв
1) Общая характеристика китайско-конфуцианской цивилизации: географическое положение, этнический состав, особенности менталитета и политического устройства
2) Религии и религиозный синкретизм в Китае
3) Завоевание Китая маньчжурами. Характеристика империи Цин
4) Закрытие Китая. Начало кризиса империи Цин
5) Культура Китая в средневековое время
Китай в 19 - начале 20 вв
1) 1 Опиумная война. Ее итоги и значение
2) Движение тайпинов. 2 и ЗОВ
3) “Политика самоусиления” и попытки реформ во второй половине 19 в
4) Кризис в Китае и реформы Кан Ю-Вэя
5) Восстание ихэтуаней. Его ход, оценка и последствия
6) Итоги развития страны к началу 20 в. Формирование предпосылок национальной революции Япония в 17-19 вв
1) Общая характеристика японской цивилизации
2) Кризис Токугавского сегуната
3) Реформы “Мэйдзи” (1867-1912 гг.)
4) Развитие Японии после реформ
5) Внешняя политика Японии в конце 19 - начале 20 вв
6) Итоги развития страны к концу первого десятилетия 20 в
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. 7 СЕМЕСТР.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Шпаргалка >История


1. Периодизация курса

История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно не однотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. Историография стран Азии и Африки как правило имеет востокоцентрический подход и избегает давать общие межрегиональные хронологические рамки. Чаще всего она ориентируется на конкретные исторические процессы в своих собственных странах. Так, например, многие китайские исследователи начало Новой истории относят к первой «опиумной войне» (1840-1842 гг.), а ее окончание - к образованию КНР (1949 г.).

В отечественной историографии (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские востоковеды отстаивали в качестве события, разделившего две эпохи, английскую буржуазную революцию (середина XVII в.), а ленинградские - французскую (конец XVIII в.). Зато конечная дата Новой истории не вызывала никаких сомнений: естественно, это была Великая Октябрьская социалистическая революция (1917 г.), означавшая «начало торжества коммунизма во всемирном масштабе».

Девяностые годы двадцатого столетия внесли некоторые коррективы: нижняя рамка Новой истории трактуется по-разному, а верхней считается теперь 1918 г. - год окончания Первой мировой войны, «частью которой является Октябрьская революция».

Таким образом, хронология Нового времени предлагается в рамках начала XVI - конца XIX веков.

2. Развитие стран Азии и Африки в новое время: теоретические подходы

Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего, импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развитие там, где зачатки таковых уже имелись.

Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, а, порой, и противопоставляет их Западу.

В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному:

К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства», характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимом.

Современные неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем.

В рамках марксисткой теории феодализм (или азиатский способ производства) исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной, более производительной хозяйственной организацией. Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромной издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.

В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация, обладающая столь же самобытными законами развития. Взаимоотношения Востока и Запада трактуются как столкновение (в новое время), а затем – как диалог (в новейшее время) двух крупнейших цивилизаций в ходе создания мировой цивилизации. Теория модернизации рассматривает исторический процесс как смену больших фаз: аграрное общество (оно же традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Сам процесс модернизации выступает как движение общества к некоему эталонному состоянию. Под этим состоянием подразумевается западное индустриальное общество с присущими ему хозяйственными, политическими и культурными системами. Поэтому модернизация – это исторически закономерное преобразование всех сторон жизни общества и государства. Представители этой теории трактуют Восток как аграрное общество, подчёркивая при этом огромную роль традиций и застойность, нединамичность хозяйства на Востоке. Концепцию модернизации роднит с марксистской теорией представление о линейности и стадиальности исторического процесса. Правда, для марксизма более свойственны монофакторные интерпретации (объяснения всех явлений через социально-экономические процессы, признание субординации исторических факторов), а для теории модернизации свойственны полифакторные интерпретации, где разные стороны жизнедеятельности людей рассматриваются взаимосвязанные равноправные процессы.

Некоторые современные историки обнаруживают в восточных обществах значительные зачатки буржуазных отношений, что якобы свидетельствует о том, что восточные страны могли и должны были естественно, закономерно и без колониальных издержек перейти на новую ступень развития. Следовательно, колониализм можно считать препятствием на пути развития стран Востока, продуктом агрессии одних обществ против других и ничего более.

Противоположное мнение заключается в том, что в Азии и Африки не обнаружились признаки развития капитализма и, следовательно, колониализм сыграл объективно прогрессивную роль в истории колониальных стран, поскольку позволил им перейти на следующую ступень развития. Более того, предполагается, что колониальная экспансия и смогла стать столь масштабной именно потому и лишь потому, что на своих штыках колонизаторы внесли в Азию новые социально-экономические отношения. Как бы то ни было, вне зависимости от наличия или отсутствия зачатков капитализма на Востоке, вне зависимости от вероятных вариантов развития Востока, совершенно очевидно, что буржуазные отношения явно быстрее развивались на Западе, политическая экспансия которого стимулировала хозяйственную перестройку колониальных стран.

3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей.

В своей политике Токугава исходили из того, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.

Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны». Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию (что уже произошло по схожему сценарию на Филиппинах). Еще в конце XVI столетия огромное возмущение японцев вызвала практика португальских и испанских миссионеров, вывозивших из Японии людей для продажи их в рабство.

Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей. Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.

Но вскоре Сегунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли. Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны - наиболее непримиримых противников клана Токугава. Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений. Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников - европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.

Токугава Иемицу, ставший сегуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки). Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе. При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота - крепости в Симабара - было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сегуну.

С подавлением симабарского восстания сегунат принял окончательное решение «закрыть» Японию для иностранцев и изолировать страну от всякого внешнего влияния. Исключение было сделано лишь для голландцев. Им оставили факторию на небольшом островке Дэсима, где торговля происходила под бдительным надзором правительственных чиновников. Купцы должны были давать специальное обязательство воздерживаться от открытого проявления своих религиозных убеждений и не вступать ни в какие отношения с японцами, кроме чисто деловых, подробно регулируемых правилами о торговле. Что касается японских граждан, то еще в 1636 г. им было запрещено под страхом смертной казни покидать свою родину и строить большие корабли для дальних плаваний. В peзультате этих мер произошло закрытие страны для европейцев.

4.Социально-экономическое положение Японии в период Токугава

Социально-экономическое развитие Японии времен Токугава протекало крайне неравномерно. С начала XVII в. и до начала XVIII в. наблюдался экономический подъем; затем – стагнация и спад до середины XIX в. Подъем первого столетия правления сёгунов дома Токугава связан с объединением страны, с окончанием междоусобных войн. Все это создало предпосылки для развития сельского хозяйства. Во-первых, этот прогресс выразился в росте урожайности риса. Последнее было связано: а) с улучшением семенного материала; б) с совершенствованием оросительной системы; в) с активным применением удобрений (их получали даже из сушеных сардин); г) с улучшением орудий труда. Во-вторых, рост урожайности способствовал росту численности населения до 30 млн человек. В-третьих, изменяется социальная структура японского общества. Произошло устранение рядового самурайства из схемы экономических отношений: крупный сеньор – крестьянин. Переход к денежной форме ренты – закономерный этап в развитии аграрной экономики, воспринимался самураями отрицательно. Самураи-воины считали унизительным получать плату за службу в денежной форме.

В 1611 г. начинается процесс «закрытия страны», что также лишало экономику перспектив. Внутренний рынок был развит недостаточно, от внешнего рынка страна «закрылась». На начальном этапе изоляция укрепила позиции правительства и способствовала прогрессу. Но этот прогресс не мог существовать без внешнего рынка, без открытых портов. Товарно-денежные отношения не могли развиваться в условиях «закрытия». Кризис проявился в: 1) застой в сельском хозяйстве. Ярким показателем кризиса стало падение роста численности населения, особенно в деревне. 2) характерной чертой кризиса традиционной экономики являлся подрыв монополии самурайства на землю, потеря земли крестьянами, концентрация земли в руках нового социального слоя – землевладельцев из купечества и зажиточных крестьян. 3) приходит в упадок семейно-корпоративное ремесло. Начиная с XVIII столетия, растет конкуренция цехам со стороны первых мануфактур. Появились частные, княжеские и государственные мануфактуры. 4) финансовый кризис. Он проявился в том, что рост товарно-денежных отношений, даже в своем историческом дебюте, быстро привел к перераспределению денежных средств. В результате самураи, даймё и даже сёгун попали в финансовую зависимость от ростовщиков и первых банкиров. Вероятно, финансовый кризис связан с тем, что только в XVII в. в Японии появились золотые, серебряные и медные деньги. До этого времени роль денег играл рис.