Подготовка к гиа по литературе. Демоверсии гиа по литературе

По окончании 9-го класса российским школьникам предстоит сдать обязательные государственные экзамены как минимум по трем предметам, включая русский язык и математика. Можно предположить, что найдется немало ребят, которые выберут для прохождения государственной итоговой аттестации литературу. Причем многие отдадут ей предпочтение вовсе не потому, что любят читать. Просто готовясь к экзамену по этому предмету, они одновременно будут готовиться к написанию сочинения в 11-м классе. С примерами лучше заранее ознакомиться.

Основные моменты

Как и все другие ОГЭ (ГИА), экзамен по литературе сдается не устно, а в форме теста. Правда, состоит он всего из четырех вопросов.

На выполнение отводится 3 часа 55 минут.

Во время экзамена разрешат пользоваться художественной литературой.

Успешно выполнив все задания, максимально можно заработать 23 балла.

Первый блок вопросов

Первые три вопроса нацелены на проверку способности экзаменуемого анализировать художественный текст. Ученику на выбор будут предложены для анализа два текста: один – прозаический или драматургический, другой – стихотворный. К каждому тексту прилагаются три вопроса. Отвечать нужно только на те, которые следуют после выбранного. Нельзя взять два вопроса из одного варианта, а один – из другого.

С помощью первых двух вопросов проверяется умение понять авторский замысел и сформулировать его, иллюстрируя примерами из произведения или хотя бы с опорой на него. За хорошие ответы можно заработать по 3 балла.

В третьем задании ученику предложат сравнить исходный текст с другим. Искать его не придется, он будет тут же, в задании. Анализ демонстрационных вариантов ГИА по литературе позволяет предположить, что отрывок из эпического произведения придется сравнивать с эпическим, а лирическое произведение – с лирическим. Тема в сравниваемых произведениях, скорее всего, будет одна и та же, а вот авторский замысел – разный. Максимальный балл – 5.

Сочинение

В четвертом задании школьникам будет предложено написать сочинение на одну из четырех тем. Желательно, чтоб его объем был не меньше 200 слов, но на самом деле допускается и объем в 150 слов.

Главный параметр, который будет учитываться при проверке сочинения, — это содержание. По два балла могут принести хорошее владение литературоведческими терминами, умение к месту приводить цитаты, логичность изложения мыслей и отсутствие речевых ошибок. Отсутствие или небольшое количество (до 5) речевых ошибок принесет еще от 1 до 3 баллов.

Грамотность при проверке сочинения и ответов на вопросы не оценивается.

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2016 году основного государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ для ОГЭ

Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для проведения ОГЭ определялись в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом, спецификой предмета, оправдавшими себя традиционными и новыми формами итогового контроля.

Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней присутствуют только задания с развернутым ответом. В КИМ для ОГЭ не включены задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения не представляется целесообразным формулировать специальные вопросы для проверки знания школьниками литературных фактов и уровня владения ими литературоведческой терминологией. Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развернутых ответов (в системе оценивания сочинения есть критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями»).

Экзаменационная работа рассчитана на выпускников IX классов образовательных организаций разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углубленным изучением литературы. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: выявляет степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе; дает информацию о повышенном уровне подготовки девятиклассника по литературе; позволяет сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.

Экзаменационная работа построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырех заданий части 2.

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания литературы.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Экзаменационная модель для проведения ОГЭ в принципиальных позициях преемственна по отношению к экзаменационной модели ЕГЭ.

Экзаменационная работа для ОГЭ аналогично КИМ ЕГЭ базируется на заданиях стандартизированной формы: в документах, определяющих разработку экзаменационных материалов, указано проверяемое содержание, установлены характеристики вариантов экзаменационной работы и входящих в них заданий, описана система оценивания экзаменационной работы.

Выполнение экзаменационной работы по литературе потребует от выпускника IX класса активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос и т.п. Уровень подготовки выпускника по литературе на обоих экзаменах выявляется прежде всего путем проверки умения экзаменуемого создавать связные высказывания на литературную тему.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей .

В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе, во второй части предлагаются темы сочинений.

При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов (нам необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения, а второй – анализ лирического стихотворения или басни.

Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание первой части предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем 5–8 предложений.

На выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.

Вторая часть экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.

Первая тема относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта первой части, а вторая - к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение или басня включено во второй вариант первой части.

Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведенных в первой части экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем.

В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений.

На написание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут.