Подготовиться к олимпиаде по русскому языку 5.

Школьный этап олимпиады по русскому языку

(5 класс)

ЧАСТЬ 1. Тестовые задания

(За каждый правильный ответ 2 балла)

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
    А) пАртер
    Б) шОфер
    В) звонИт
    Г) тортЫ

    В каком предложении есть синонимы?
    А) Лиса живёт хитростью, а заяц - прыткостью
    Б) Сова спит днём, а охотится ночью
    В) В поэтической речи глаза часто называют очами
    Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз

    В каком предложении знаки препинания расставлены НЕПРАВИЛЬНО?
    А) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
    Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
    В) «Я не ветеринар» - сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
    Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

    В каком предложении только один главный член?
    А) Ночь тиха.
    Б) Билеты купили на вторник.
    В) Два братца пошли на речку купаться.
    Г) Скажешь ли ты правду?

ЧАСТЬ 2. Открытые вопросы

    Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его. (1 балл)
    Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

    Выпишите из предложения ВСЕ словосочетания. (3 балла)
    Робко засветились на небе первые звездочки.

    Объясните значение словосочетаний: завели собаку, завели песню, завели мотор, завели врага. Как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение? (5 баллов)

    Какими частями речи могут быть следующие слова: стих, мелок, жаркое ? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. (3 балла)

    К данным пословицам подберите аналогичные (похожие) русские пословицы.

    Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).

    Молчание – цветы (японская пословица).

    Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).

    Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).

(по 2 балла за каждый правильный ответ)

    Докажи, что перед тобой абсолютно разные слова: слизала - слезала.

(4 балла)

ЧАСТЬ 3. Творческое задание Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте. Т ом № ж есть пот к орой. Зеленая т верь налево. Д ам будет много к остей. Моя т очка Д ома в в ате. Ш аль, что из-за т ел не могу тебя встретить. Б ока. С ахар. (8 баллов).

Максимальный балл 40

Ответы

    засветились робко, засветились на небе, первые звездочки

    Завели собаку – заимели, приобрели, завели песню - запели, завели мотор – привели в действие, завели врага – разозлили.Такие слова называются омонинами.

    Стих – сущ., глагол в прошедшем времени;

В тетради записан стих. Ветер стих.
Мелок - сущ., прилагательное в краткой форме;

Белый мелок. Пруд мелок.
Жаркое – прилагательное, сущ.

Лето жаркое. Вкусное жаркое.

    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Молчание – золото.

    Сапожник без сапог.

    Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг

    Слизать крем. Слезать с кровати.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.

Всероссийская олимпиада школьников

Русский язык (НШ)

5 класс (школьный уровень)

    Расставьте ударение в словах: алфавит, договор, квартал, каталог, хозяева.(5б)

    Какое из этих сочетаний употребляется реже остальных?

А) черный день Б) белая ночь В) желтый смех Г) зеленая тоска

В) розовые очки (1б)

3. В фильме «Приключения Буратино» лиса Алиса и кот Базилио поют: «Не прячьте ваши________________по банкам и углам». Как правильно пишется пропущенное слово?

А) денешки Б) денюшки В) денижки Г) денюжки Д) денежки(1б)

4. Кто из персонажей наверняка назван по имени-отчеству?

А) Добрыня Никитыч Б) Алеша Попович В) Илья Муромец

Г) Иван-Царевич Д) старик Хоттабыч.(1б)

5. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

(Заяц, кот, козел) наплакал;

6. Определите род существительных: фойе, кофе, интервью, жюри, лебедь.(5б)

7. Исправьте ошибки.

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.(4б)

8. Подберите к устаревшим словам современные синонимы: ланиты, чело, очи, персты, уста.(5б)

9. Сколько букв стоит в русском алфавите между буквами Е и К?

А) две Б) три В) четыре Г) пять Д) шесть (1б)

10. Найдите «лишнее» слово: коньяк, остряк, моряк.(1б)

Каким словом лучше всего заполнить пропуск?

А) олененку Б) осленку В) львенку Г) жуку (1б)

12) Однажды буква Я, героиня сказки Бориса Заходера, гордо заявила:

Я ведь вам не просто буква,

Я –местоимение. А какая еще буква могла вслед за Я справедливо сказать, что она «не просто буква»? Почему?

А) Р Б)Т В)У Г) Ф Д) Ю (1б)

13. Образуйте сложные существительные из данных словосочетаний:

Качать воду, ходить по Луне, ходить пешком, выжимать сок, ловить змей.(5б)

14. Подберите синонимы к слову красный.(1б за каждый ответ, не менее 5б)

Ответы олимпиады по русскому языку

5 класс

1. алфавИт, договОр, квартАл, каталОг, хозЯева.(5б)

2. В) желтый смех(1б)

3. Д) денежки(1б)

4. А) Добрыня Никитыч (1б)

5. (Заяц, кот, козел) наплакал;

(Медвежья, собачья, волчья) услуга;

Знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;

Открыть (Африку, Америку, Австралию);

Биться головой об (гол, стену, дверь);(5б)

6. Фойе-с.р., кофе-м.р, интервью-с.р, жюри-с.р, лебедь-м.р.(5б)

7. Мальчик полАскал собаку. Огромные волНы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слЕзал. Мама отвОрила дверь.(4б)

8. Ланиты-щеки, чело-лоб, очи-глаза, персты-пальцы, уста-рот.(5б)

9. Г) пять(1б)

10. коньяк, остряк, моряк.(1б)

11. В) львенку(1б)

12. В)У (предлог)(1б)

13. Качать воду-водокачка, ходить по Луне-луноход, ходить пешком-пешеход, выжимать сок-соковыжималка, ловить змей-змеелов.(5б)

14. Каждый ответ-1балл (5б)

Максимальный балл:41 балл.

Олимпиада по русскому языку

5 класс

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

5 класс

(62 балла)

  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.

(10 баллов)

  1. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.

(3 балла + за каждое слово 1 балл)

  1. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.

(8 баллов)

  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.

(5 баллов)

  1. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод .

(5 баллов)

  1. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой .

(5 баллов)

  1. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа .

(5 баллов)

  1. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.

(7 баллов)

  1. Проще пареной репы.

(10 баллов)

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

  1. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

Открыта больница

Для птиц и зверей

Идите лечиться

Туда поскорей.

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

  1. Объясните разницу в значениях слов.

Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.

  1. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.

– Что это значит?

– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете

На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

6 класс

(51 балл)

  1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.

(10 баллов)

  1. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.

(3 балла)

  1. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

(10 баллов)

(6 баллов)

  1. А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

(6 баллов)

6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

– Что это значит?

– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)

7. На омонимии.

  1. балл)

8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

(10 баллов)


ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС

1 .Расставь ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства. (За каждый правильный ответ: 1 балл)

2 .Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

Рубка, стол, клад, лапа, укус. (За каждый правильный ответ: 1 балл)

3 .Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № ж есть по т к орой. Зеленая т верь налево. Д ам будет много к остей. Моя т очка Д ома в в ате. Ш аль, что из-за т ел не могу тебя встретить.

Бока. С ахар

(За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.)

4 .Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

а) лето

б) счетчик

в) подъезд

г) поздняя

д) юный

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

5 .Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».

Дождик льёт - кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстро вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод -

На земле водоворот.

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

6 .Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:

Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка , суффикс такой же, как и в слове извозчик , приставка такая же, как и в слове расход.

7 .Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:

1)рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..

8. Вставь пропущенные буквы:

а) в..лосок

Б) ф..нари

В) с..лат

г) в..трина,

Д) ч..совщик

9 .Вставь букву Т там, где необходимо:

а) Вкус_ный

б) Свис_нул

в) Мес_ность

г) Гиган_ский

д) Поз_ний

(За каждый правильный ответ 1 балл)

10. Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

Когда кошка оплакивает мышь , не верь ей.

11 .Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

1) Они раскачивались и шумели.

2) Сосны толпились у берега

3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.

4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.

5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку 5 класс

1.тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства.

2. трубка, столб, склад, лампа, уксус

3. Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Дом № ш есть по д г орой. Зеленая д верь налево. Т ам будет много г остей. Моя д очка Т ома в ф ате. Ж аль, что из-за д ел не могу тебя встретить.

русскому языку

Школьный этап

5 класс

Задания

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Банты, т о рты, позвон и шь, пр и был, ср е дства, в е рба, докум е нт, догов о р, крас и вее, начал а

Задание 2. Есть ли в затранскрибированных словах непроизносимые согласные? Дайте слова в орфографической записи.

    [Б" изыскусный]; 6) [посный];

    [шэств" ийэ]; 7) [усный];

    [пр" ихваснут"]; 8) [пр" идв" эс" н" ик];

    [йаства];

    [трас" н" ик];

Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3 . Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с].

Через поле и лесок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

Ответ:

Задание 4. Замените каждый фразеологизм одним прилагательным:

желторотый птенец – ______________________________________

язык без костей – ________________________________________

семи пядей во лбу –_________________________________________

в рубашке родился -________________________________________

стреляный воробей – _______________________________________

Задание 5 . В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6.

. . . - это краткие мудрые изречения с поучительным смыслом.

Чтобы узнать, какое слово пропущено, нужно решить несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв. Какое слово получилось? Приведите один пример такого изречения.

    Наука, изучающая постановку знаков препинания.

    Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.

    Слова, близкие по лексическому значению.

    Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

    Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.

    Предложения, которые произносятся с особым чувством.

    Гласная после ц в слове ц…рк.

    Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”

    Гласная после ц в слове ц…пленок.

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7. В каком предложении неправильно определена основа предложения?

1)Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

3) Хмуро тянется непогожий день .

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8 . Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.

а) изредка снег;

б) снег срывался;

в) срывался с ветвей;

г) на землю;

д) падал на землю;

е) изредка срывался;

ж) падал хлопьями;

з) тяжёлыми хлопьями.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9 . Эти четыре слова оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, простак, чужак, казак.

Ответ: __________________________________________________________

Задание 10 . Вот список существительных:

1) очи; 2) бигуди; 3) жалюзи; 4) усы; 5) санки; 6) лыжи; 7) коньки; 8) каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа?

а)5,6,7; б)5,6,7,8; в) 3,5,8; г)2,3,5,8; д) 1,2,3,5,8

Ответ: _____________________________________________________________

Задание 11 . Найдите лишнее слово среди синонимов

красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Ответ:_____________________________________________________________

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

5 класс

Критерии, ответы

задания

Ответы

Количество

баллов

Б а нты, т о рты, позвон и шь, пр и был, ср е дства, в е рба, докум е нт, догов о р, крас и вее, начал а

По 1баллу за каждый верный ответ, всего10баллов

ПрихвасТнуть, тросТник, посТный, усТный, предвесТник, безыскусный, шествие, яства

По 0,5 балла за верно написанное слово. Всего: 4 балла

Звук [ с ] в тексте встречается 5 раз: через, лесок, голосок, скажешь, слышно. Отгадка- телеграф.

По 1 баллу за верный ответ+1 балл за отгадку. Всего: 2 балла

желторотый птенец – неопытный

язык без костей – болтливый

семи пядей во лбу – умный

в рубашке родился-удачливый

стреляный воробей – опытный

По 2 балла за верный ответ. Всего: 10 баллов

а) лиса, б) мышь ),

в) слон, г) осел, д) крот

По 1 баллу за верный ответ. Всего: 5 баллов

пословицы

По 0,5 балла за верный ответ + 0,5 за пословицу.

Всего: 5 баллов

2 балла

а);б);г).

За каждый верный ответ

1 балл. Всего-3 балла.

казак

2 балла

г)2,3,5,8;

1 балл

фиолетовый

1 балл

Максимальное количество баллов за работу

45 баллов