Почему злые люди не страдают. Почему добрые люди часто страдают больше злых

Здравствуйте! Я запутался. Я себя считаю православным, хотя и имею некоторые свои убеждения, которые перечат учению Господа. Моя вера недостаточно сильна. И главная тому причина - это несправедливость. Я вижу вокруг хороших людей, которые страдают по той или иной причине, в то время, как у плохих бывает всё довольно хорошо. Я понимаю, что в основе моего понятия "хорошо" лежат вещи духовные (здоровье, материальное состояние и тд). Возьму к примеру свою семью: моя мама - верующая, сестра - верующая, бабушка - верующая. Только отец неверующий. Все они очень хорошие люди. Я каждый день молюсь за них, но что в итоге: у всех серьёзные проблемы со здоровьем, у сестры вообще рак, у отца - сердце. Недавно ко всему прибавилась и очень большая ссора в доме, которую с трудом все пережили. У отца постоянные проблемы материальные. Почему так???? Я понимаю, что это могут быть испытания. но хочется хорошо жить и на земле!! не могу я смотреть, когда плохо моим близким!!! Что нужно ещё делать, чтобы жить НОРМАЛЬНО!!!?!? Я не знаю... Я чувствую, что моя вера угасает и держится на волосинке. Прошу Вашей помощи, Вашего наставления. Спасибо большое. Артур.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Артур!

Этот мир, пораженный грехом, действительно несправедлив. В нем много горя, боли, страдания, зачастую несправедливого, незаслуженного. Вера не гарантирует нам богатство, процветание, благополучие. Вера помогает нам быть с Богом в любых обстоятельствах, не отчаиваться, не опускать рук, переживать самые трудные жизненные ситуации. Конечно, в испытаниях сохранить веру тяжело. Вам я бы советовал не только молиться за ближних, но и стараться их поддерживать в это трудное время, заботиться о них, быть в семье миротворцем, поддержкой, опорой. Думаю, Вам будет полезно лично побеседовать со священником, исповедоваться, причаститься, ведь в таинствах Церкви Господь дает нам и утешение и укрепление наших сил. Пригласите с собой в храм и Ваших близких, а если кто-то по состоянию здоровья кто-то из них не может прийти в храм, попросите священника приехать к ним для совершения исповеди и причастия. Старайтесь сохранять мир в семье. Просите у Господа укрепления Вашей веры и веры Ваших ближних. Напишите нам, как зовут Ваших родных, мы также будем молиться о них. Не отчаивайтесь!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

ПОЧЕМУ ДОБРЫЕ ЛЮДИ ЧАСТО СТРАДАЮТ БОЛЬШЕ ЗЛЫХ? Ответ на этот вопрос достаточно прост - добрые люди восходят по эволюции их сознания, или их души, и потому быстрее платят по старым долгам, созданным зачастую в прошлых жизнях. И именно потому, что идет плата по долгам, созданным в прошлых жизнях, окружающим их людям кажется, что они страдают несправедливо. Часто можно слышать, как о ком-то говорят примерно так: "Это такой хороший человек, а к нему так несправедливо кто-то относится. Или он почему-то так страдает (душевно или физически). Вон такой-то наглый и хитрый, циник и ворюга, а процветает. Шикарно живет и даже не болеет. Нет справедливости!" Все, кто так размышляют, к сожалению, не понимают, что нашим миром управляет Закон Справедливого Воздаяния, или Закон Кармы. Не зря же Великий Учитель две тысячи лет назад сказал: "Что посеешь - то и пожнешь". Но почему-то даже в христианских странах люди по-прежнему в неприятных событиях винят других, не задумываясь о том, какими своими эгоистичными действиями, качествами, мыслями или желаниями они могли привлечь к себе пришедшие неприятные события. Не могу не процитировать другого Великого Учителя и Мудреца, который сказал, что в нашем мире, Верховным Правителем в котором является Сама Любовь, не может быть несправедливости. А все страдания, причем даже самые малейшие, не говоря уже о самых значительных, приходят к каждому человеку САМОПРИВЛЕЧЕННО. Поэтому не разумно обвинять кого бы то ни было в пришедших страданиях, а необходимо разбираться со своими эгоистичными раджасично-тамасичными качествами, стараясь трансмутировать их в Саттвичные. А также важно делать выводы из пришедших страданий, рассматривая их как указание на какие-то недопустимые проявления. При таком отношении к пришедшим страданиям человек спокойно платит по старым долгам, никого не обвиняя, и начинает достаточно быстро эволюционировать, освобождаясь от ярого или вожделеющего эгоизма. Так почему же злые люди, ярые и эгоистичные, страдают меньше, чем добрые и альтруистичые? - Ответ может быть лишь такой: они не страдают меньше, они страдают от своих действий позже и значительно сильнее! Просто их плохая карма не срабатывает быстро, а, наоборот, накапливается и приносит крутые воздаяния, которые хорошо, если сработают в этой жизни, но гораздо хуже, если будут отложены на будущее воплощение. Тогда страдания могут начаться еще в материнской утробе и выразиться в рождении очень больного ребенка, который может быть обречен на страдания в течение всей своей жизни. "Благословенны те, чьи прегрешения взыскиваются незамедлительно, ибо иначе они откладываются и накапливаются", - сказал Великий Йог Индии Вивекананда. Еще в середине 90-х годов нами было сделано философско-психологическое открытие явления, которое мы назвали "Незамедлительные взыскания прегрешений". Это открытие описано и объяснено его значение для эволюции сознания человека в моей книге "Ответственность и Закон Кармы", изданной по следам беседы со слушателями нового набора в нашу Школу в 1998 году. Книга была издана тиражом около 40 тысяч экземпляров, имеется во многих библиотеках Украины и России, а также доступна в интернете. Всем читателям, ищущим методы Восхождения по Ступеням Познания к более совершенному сознанию, я бы посоветовал с ней познакомиться и попытаться начать наблюдать и понимать свои незамедлительные взыскания прегрешений. Это может существенно помочь в очищении сознания от эгоистичных раджасично-тамасичных проявлений, преграждающих Путь Восхождения. И, может быть, самым главным следствием наблюдений за незамедлительными взысканиями прегрешений станет совершенно ясное понимание, что основным препятствием в Восхождении к более совершенной жизни является именно эгоистичное раджасично-тамасичное низшее "я" каждого человека, или самость, или мамона, или зверь. Дерзайте!!! С.К. Колубай, руководитель энергетической философской и психологической школы Агни Йоги и Синтеза Учений

Добрые люди страдают в этом мире значительно чаще остальных. Эта несправедливая аксиома работает практически так же надежно, как и закон гравитации. Почему это происходит в принципе? Разберемся с представленным вопросом далее.

Страдание добрых людей: внутренние причины

Конечно, основная причина их страдания кроется во внутреннем мире. Нестандартный взгляд на происходящие события вызывает серьезный диссонанс в душе. Например, это проявляется так:

отсутствие жалоб;
привычка улыбаться;
чуткость;
отсутствие уныния.

Необычно? Не то слово. Казалось бы, представленные факторы должны, наоборот, давать заряд позитива. Однако, нередко они провоцируют и грусть.

Отсутствие жалоб

Добрый человек не привык жаловаться в принципе. Он считает, что обременять своими проблемами других - моветон. Поэтому все тяготы такие личности стараются переносить самостоятельно.

Привычка улыбаться

Здесь все довольно просто. Подобные личности являются неукротимыми оптимистами. Поэтому их окружение думает, что у них все всегда хорошо. На самом деле душу может съедать тревога и беспокойство.

Тот или иной хороший человек может страдать либо за свои грехи, либо за грехи своих родственников. Такая расплата может перекладываться на плечи потомков до седьмого поколения и более.
В каждом слое общества, страдающие хорошие люди являются светлыми (Божественными) лучами, озаряющими окружающих. Наше общество так устроено, что хорошему человеку живется, как правило, тяжелее, чем другим. Ему во всем совесть "мешает". Он редко становится богатым и добивается высоких должностей. Ему этого не надо, смысл его жизни в ином. А жить "не как все" очень трудно.
Хорошие люди и болеют, чтобы, находясь среди страждущих, своей добротой, высокими духовными качествами их подбадривать и оказывать посильную помощь. Хорошие люди "случайно" могут угодить и "за решетку", чтобы туда донести луч света.
В свою очередь, попадая в такие экстремальные ситуации, души их проходят "ускоренный курс" очищения и совершенствования, быстрее достигают высот духовного развития.
Можно рассмотреть и следующую аналогию. Чтобы спасти человека, хирург должен ампутировать ему руку. В отдельных случаях, когда хороший человек становится на неправедный путь, допуская неугодные Богу помыслы и действия, он может получить сильный удар судьбы, отбрасывающий его в число страждущих. Это наш Творец, желая спасти душу заблудшего, предупреждает его, чтобы "не зарывался", дает возможность одуматься. С другой стороны, этот удар можно рассматривать, как незамедлительное наказание за попытку свернуть с истинного пути.
С таким человеком Бог в состоянии сделать и большее, в крайних случаях вообще лишить его физического тела, чтобы с помощью этого "инструмента" последний не мог бы продолжать вредить своей душе и скатываться в пропасть.
В результате такие люди "скоропостижно" умирают. Сколько таких примеров! Буквально в последние месяцы я и сам был свидетелем очередного подобного случая, когда во сне скончался довольно известный и уважаемый человек. Эту мысль я высказывал его родным и близким. Кажется, некоторые из них согласились, а может быть, мне показалось... Ведь чтобы это понять, надо быть соответствующим образом подготовленным.
Страдают люди из-за неверия в Бога, богохульство. Приведу один из наиболее ярких и широко известных случаев. В канун 1956 г., на Рождественский пост, девушка по имени Зоя, жившая в г. Самаре (Куйбышев) устроила вечеринку. Собрались подруги со своими парнями, жених Зои Николай задерживался. Начали танцевать, а Зое танцевать не с кем. Тогда она заявляет: "У меня найдется еще один Николай" снимает со стены икону святого Николая и начинает танцевать с нею в руках. Подруги уговаривают: "Верни икону на место!" Зоя восклицает: "Если есть Бог, – он меня накажет!" Несколько мгновений – и произошло невероятное. Шум и грохот заглушили музыку. Ослепительно вспыхнул свет – точно молнии сверкнули, и как будто смерч прошел по комнате. В ослепительном столбе света Зоя застыла с иконой. Остальных охватил страх. Зоя осталась стоять как мраморное изваяние, ее тело стало каменным. Так девушка простояла в комнате без еды 128 дней и ночей. Сердце ее еле билось. По ночам Зоя душераздирающе кричала, днем – гробовое молчание. Ее нельзя было оторвать от пола и взять из рук икону. Трудно представить, что пережила набожная мать, молившаяся ночами. Круглосуточно несли вахту милиционеры, сдерживая поток посетителей. Постепенно содержание просьб – воплей девушки становилось яснее: "Молитесь, молитесь за грехи наши! Мир в грехе гибнет! Земля в беззаконии горит!" Когда обратились за помощью к Патриарху, он сказал: "Кто наказал, тот и помилует".
Как-то пришел старец. Откуда он – никто не знал. Подошел к Зое и спросил: "Что, устала стоять?" В комнату вошли милиционеры, чтобы проводить его к выходу, но не обнаружили старца. Он исчез... Не сам ли Николай-угодник пожаловал?! На Пасху Зоя пришла в обычное состояние. Ее уложили в постель. На третий день девушка скончалась.
Хотя этот случай неоднократно и описывался в православной литературе, не все о нем знают, как и о том, что после него почти все жители окружающих областей стали носить крестики и ходить в церковь. А надо бы знать всем, и еще раз задуматься о соответствующих моментах своей жизни. Мне представляется, что Зоя сейчас должна находиться в раю, ибо таким своеобразным способом, в мучениях, показав людям, что есть Бог, она исполнила свою миссию. (По этому случаю мною написана песня "Вызываю огонь на себя! ").
Это очередной раз через нее Светлые Силы заявили о своем присутствии, подтвердив принцип: "что посеешь, то и пожнешь". Нам же мало доказательств. Каждый хочет что-то "пощупать", ждет, пока лично на него что-то не снизойдет. Да, снизойти может сразу и на всех, по примеру Зои, но в виде глобального катаклизма. Однако в рай при этом мало кто из нас попадет.
Следует отметить, что ни наши радости, ни горести не должны заслонять любовь к Богу, т.е. ни в коем случае мы не должны "заземляться". Иначе также может настигнуть наказание, даже за чрезмерную любовь к детям. Мне представляется, что сказанное выше дает ответ и на вопрос, почему "одна беда не приходит". В своем горе человек забывает о Любви к Богу. Как наказание за то, что он не выдержал первое из испытаний, не приняв его со смирением, ему посылается очередное. С другой стороны, если рассматривать этот вопрос "снизу", то не смирившийся с горем человек излучает энергию темных миров, и он сам становится "темным" в обиде на всех и вся. (Почему, мол, к нему это горе пришло, а другие здравствуют, как ни в чем не бывало?). Конечно же, речь идет о людях низкой духовности.
По принципу магнетизма ("подобное притягивается к подобному") к такому человеку продолжает "прилипать" все темное в виде дополнительных бед.
Человек, продвинутый в духовном отношении, в таких ситуациях вспомнит, с каким смирением отнеслась Богородица к распятию своего Сына. А что может быть страшнее?
Он, опираясь на данный пример, сам станет смиреннее. Не станет распылять себя, а постарается притушить свою боль, ни в коем случае не перенося ее на других. Таким образом, принцип "одна беда не приходит" для духовно продвинутых людей неприемлем.
Я остановился лишь на отдельных причинах страданий людей. В действительности их большое разнообразие. Но всегда следует помнить, что на все случаи жизни есть своя причина, смысл и Божественная справедливость. Надо лишь конкретную ситуацию проанализировать с этой точки зрения.
Следует иметь в виду, что судьба одного человека, как и судьба всего человечества в целом зависит от исхода борьбы сил Света и Тьмы. Победа темных сил внутри каждого из нас приводит к соответствующим грехам. Чтобы убедиться в этом, надо "заглянуть в себя" и проанализировать с этой точки зрения помыслы, поступки – успехи и неудачи. Этот самоанализ во многом поможет найти ответ на вопрос: "Почему ты, хороший человек, так много страдаешь?" Современного мыслящего человека не могут удовлетворить общепринятые ответы типа: "На все воля Божья", или "Божьи пути неисповедимы". Отсутствие обоснованного ответа на данный вопрос приводит людей к растерянности, неверию в справедливость жизни на Земле и к сомнению в существование самого Творца.
Уместно остановиться на одном очень важном моменте. В 90-ые в России по известным причинам увеличивалось число самоубийств. Люди идут на этот поступок не зная, что творят. Я кричу и молю! Остановись! Не смей! Ведь в том случае, когда человек сам себя лишает физического тела, тонкие тела его не уходят в соответствующие миры до тех пор, пока не пройдет отмеренный ему в этот раз естественный срок жизни. При этом боль души человека, послужившая причиной самоубийства, не исчезает в течение всего указанного времени, а еще больше обостряется и усиливается в виду осознания бессмысленности, необратимости и греховности этого поступка. В итоге то, что осталось от человека превращается в "страдальца", привязанного к своему месту жительства. Такая смерть не является спасением от боли, бед и проблем. В то же время, она является одним из самых больших грехов, за который придется рассчитываться в загробной жизни, а также при последующих жизнях на Земле. Если кому-то очень плохо, не хочется жить, то такой человек должен помнить об этом. В таких случаях следует думать и поступать следующим образом.
Осознать и помнить, что каждому из нас Бог дает посильный Крест, который мы должны пронести по жизни. Все наши беды – ниспосланные им испытания, зачастую заставляющие нас пересмотреть свою жизнь. Через эти испытания очищаются души людей. Сама мысль о самоубийстве должна быть изжита в корне. Следует представить, что прошел год, это очень малый срок, а боль души к тому времени значительно утихнет. Ведь время лечит. Необходимо сходить в церковь помолиться. Рассказать о своей беде родным и близким, друзьям, а, может, и незнакомым людям. При этом ты отдашь им и часть темной энергии беды, скопившейся в твоей душе и разрывающей ее. Люди наши добрые. Они поймут, посоветуют и помогут.
В целом, к страданиям, болезням и неудачам в жизни надо относиться спокойно, понимая, что они неизбежны. Именно посредством их и через них наши души трудятся и совершенствуются. Вряд ли найдется такой человек, который за свою жизнь не прошел бы через страдания физические, либо душевные. Как правило, мы проходим через те и другие испытания. Это объективная реальность. Если не сказать большего – закономерность нашей жизни. Как известно, наши Святые тоже страдали. Так, преподобный Амвросий – чудотворец Оптинской пустыни, обладающий дивным даром исцеления людей, сам долгие годы болел позвоночником. Он считал болезнь полезной для монаха. Никогда не просил о своем исцелении и говорил, что "иноки не должны лечиться". Страдали через людей, безжалостно избивших их, наши Великие святые – Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский. Как правило, многие монахи при жизни сами себя обрекают на различные страдания и испытания. "Оно (страдание) для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в святости Бога", - читаем в Священном Писании (Евр. 12. 10).
Пока что на интуитивном уровне мы осознаем, что в страданиях очищается душа. Но почему, и как это может происходить? Этот вопрос оказывается весьма не простой. Многие из тех людей, которым я его задавал, затруднялись на него ответить. Мне представляется, что суть этого в следующем. И начну пояснение с аналогии. Как черная грозовая туча разряжается посредством грома и ливня, постепенно теряя свою силу и просветляясь, – превращается в обычные дождевые тучи, облака и растворяется на небе, так и наша загрязненная душа очищается ("разряжается") путем страданий, болезней и различных жизненных испытаний.
Мы своими мыслями, чувствами, желаниями и действиями создаем индивидуальный эгрегр (энергетическое облако) в тонком плане, наполненный психической энергией. Этот эгрегр незримыми нитями замыкается на того, кто его создал. С течением некоторого времени он сам начинает соответствующим образом воздействовать на своего "создателя", как бы "разряжаться". Если этот эгрегр наполнен негативной психической энергией, то в ходе его "разряжения" на человека сваливаются различного рода страдания и испытания, – как расчет за грехи (негативные мысли, чувства и желания), которые и обусловили наполнение его индивидуального эрегра отрицательной психической энергией. Можно считать, что в этом случае индивидуальное облако психической энергии человека изливается на него "черными ливнями", – такими, которыми он ее сам наполнил. Продолжим мысль дальше. В противном случае, если этот эгрегр наполнен положительной психической энергией, то при его "разряжении" на человека сваливаются удачи и прочие радости в жизни.
В этом случае индивидуальное облако психической энергии изливается "белыми ливнями". И эти "ливни" сваливаются на человека внезапно, – как гром средь ясного неба. Таким образом имеет место своеобразная замкнутая система "вознаграждения" человека с некоторой саморегуляцией. Время открытия "краников" через которые изливаются указанные "ливни" и степень их открытия определяют Небесные Силы.
Данный подход позволяет дать разъяснение и тому общеизвестному факту, что наша жизнь "полосатая". В ней период удач (светлая полоса в жизни), как правило, сменяется периодом неудач (темная полоса) и т.д.
Дело в том, когда по указанным причинам на нас сваливаются страдания и неудачи в жизни, мы начинаем вспоминать о Боге, по тем или иным причинам меньше грешим. При этом начинаем преимущественно излучать положительную психическую энергию, которой и наполняется наш индивидуальный эгрегр. При очередной его "разрядке" на нас сваливаются удачи и жизнь входит в нормальное русло. Но если предыдущий период неудач и испытаний нас ничему не научил, то мы забываемся и начинаем опять грешить, в результате чего через некоторое время нас опять постигнут неудачи и "цикл" может повториться.
Таким образом, чтобы в жизни была непрерывная светлая полоса, то есть, жизнь проходила без каких либо заметных потрясений, необходимо стараться не грешить. При этом если и будут полосы в жизни, то, во всяком случае – не очень темные.
В заключение отмечу, что страдают не только отдельные личности, но и целые народы либо за свои текущие общенациональные грехи, либо за грехи предыдущих поколений. В страданиях, испытаниях эти грехи народа очищаются.
Причем, те или иные народы могут страдать за грехи человечества в целом.
Раздумья по данному вопросу приводят к мысли, что подобную миссию выполняет наша многострадальная Россия, поскольку она "живучее всех". Как итог (вознаграждение), в наступившей Эре Водолея ей суждено сыграть ведущую роль на пути духовного совершенствования и преображения всего человечества. При этом она станет процветающей страной. Созвучны с этой мыслью и слова Ф. Достоевского: "Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений, они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким все открытым умом, и все это в самом привлекательном, гармоническом соединении". И далее: "Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время, - явить этот Образ миру, потерявшему пути свои".
Мне представляется, что это слова пророческие. И будет так!

Почему так получается, что искренние, мягкие и добросердечные люди страдают, и на них никто не обращает внимания? А хитрые, жадные, злые люди процветают и пользуются всеобщим уважением?

Не обязательно верить в судьбу. Не обязательно верить, что люди страдают из-за своих прошлых дурных поступков, из-за кармы. В действительности хорошие люди, милые люди, добродетельные люди вынуждены страдать. Невозможно иметь в жизни всё. Если у вас есть доброта, наслаждайтесь ею; если у вас есть добродетель, наслаждайтесь ею; если у вас есть добрый нрав, наслаждайтесь им.

Зачем завидовать хитрым людям, которые становятся премьер‑министрами, или злым людям, которые становятся богатыми?

Плохим людям суждено побеждать в борьбе с хорошими людьми, если это борьба за деньги, за власть, престиж и уважение .

Но если происходит борьба за внутреннюю тишину, за умиротворенность, покой, невозмутимость, безмолвие, медитацию, божественность, то плохие люди ничего в ней не добьются. И я не вижу в этом никакой проблемы.

По логике вещей хорошие люди не должны страдать, страдать должны плохие люди. Однако в жизни происходит всё наоборот: хорошие люди страдают, а плохие люди занимают видное положение и наслаждаются жизнью.

Реальность проста: добро не имеет ничего общего с деньгами. Доброта зарабатывает нечто более ценное, она зарабатывает покой души.

У добродетельного человека может не быть дворца, но он будет счастливее, живя в своей хижине, чем король, живущий во дворце. Добродетельный человек не сможет иметь дворец, зато он сможет обрести блаженство. Хитрый человек сможет заполучить дворец, но при этом он потеряет покой души, он потеряет контакт с самим собой.

Таким образом, на мой взгляд, всё очень просто. Если хотите внутреннего мира и внутреннего богатства, будьте хорошими, добродетельными, милыми и не завидуйте тем бедным людям, которые хитрят и зарабатывают деньги, которые идут на любые преступления и достигают высокого положения и почета.

Вы хотите и того, и другого? Вы хотите и денег, и медитации? Вы просите слишком многого. Придется что-то оставить и хитрым людям! Они очень стараются. И сильно страдают внутри. Возможно, вы страдаете во внешнем мире, они же страдают внутри – и это гораздо большее страдание, чем ваше.

Жизнь – это простая математика. Вы получаете то, что заслуживаете. Только не просите того, что не связано с вашими качествами, и никаких проблем. Тогда вы не будете воспринимать это так, как сейчас – добродетельные страдают. Нет, ни один добродетельный человек не страдает. Добродетельный человек наслаждается и испытывает блаженство от каждого мгновения. А если он страдает, значит, он не добродетелен, он просто трус. Глубоко внутри он хитер, но не бесстрашен. Он хочет того же, что и хитрый человек, но ему не хватает ни смелости, ни ума быть хитрым. Хитрость – это искусство.

Хитрые люди должны получать то, с чем они умеют обращаться. Плохие люди должны получать то, с чем они умеют обращаться. Но хорошие люди не должны им завидовать, поскольку они обладают истинным сокровищем своей сущности. Они должны смотреть на этих несчастных хитрых политиков и сказочно богатых людей и, видя их внутреннюю бедность, их внутреннюю тьму, их внутренний ад, сострадать им, а не воспринимать их как соперников!

По материалам ОШО