Тема родины в творчестве Блока А.А. Тема родины в русской литературе

ТЕМА: «Моя Родина в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (интегрированный урок)

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

Показать образ Родины в синтезе искусств;

Познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России;

Пробудить интерес к изучению истории своей Родины, её государственных символов;

Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии,

Живописи.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Выставка книг: «Мне Россия-мать родная, дом родной, земля святая»;

Портретная галерея русских поэтов и музыкантов;

Экспозиция картин русских художников.

ЭПИГРАФ:

О, Россия! С нелёгкой судьбою страна…

У меня ты, Россия, как сердце одна,

Я и другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.

(Юлия Друнина)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитофон

Проигрыватель

Фортепиано

ХОД УРОКА:

1. Сегодня на уроке мы совершим экскурс в глубь веков, чтоб ещё раз вспомнить наших предков-СЛАВЯН, откуда пришло название нашего государства - Русь. Мы узнаем, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Обобщим наши знания о символах нашего Отечества (и поэтических, и государственных).

О России петь – что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь, любить, что бессмертным быть.

(И. Северянин)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГУСЛЕЙ

Давно это было, в стране, где мы живём, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сёл, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные строения. В них жили наши далёкие предки.

Как их называли? (СЛАВЯНЕ). Это название произошло от слова «слава», т.е. «хвала».

Где же в древности жили наши предки, как же называли землю славянскую? (РУСЬ).

Откуда пришло это название?

В Среднем Приднепровье, где в Днепр впадает река Рось, и находилось славянское племя Русь. Не будем смущаться тем, что в названии этого народа постоянно меняются буквы «о» и «у» («рос», река Рось и «рус», Русь). Так менялись эти буквы и в старину, и в наше время мы тоже говорим двояко: «русский язык», «Россия». Поэт Иван Саввич Никитин так писал о Руси нашей:

«Уж и есть за что, Русь могучая

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову».

2 .ПОДБЕРИТЕ К СЛОВУ «РУСЬ» - СИНОНИМЫ. (РУСЬ – РОССИЯ – РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО) (на доске записывается слово «Россия»)

Вглядитесь внимательно в слово… - Как вы его понимаете?

Об этом слове С.Есенин говорил так:

«Россия! Слово – то, какое звонкое и чистое!

Как родниковая вода! Крепкое – как алмаз!

Нежное – как младенец…Дорогое, как мама!»

Какие вы знаете стихи о России?

Россия.

Роса состоит из росинок, Мы вместе: калмыки, чуваши,

Из капелек пара – туман, Буряты, якуты, мордва.

Песок – из мельчайших песчинок, Опорой единственной нашей

Россия – из россиян. Всегда остаётся Москва.

Давно мы по духу едины Земля и вода неразрывны,

И связаны общей судьбой, Как берег или река,

Нас Родина всех вдохновила Неразделимы ливни,

На подвиг, на труд и на бой. И ветер и облака.

Мы вместе: волжане, уральцы, У радуги – нет половинок.

Поморы и степняки – И если волна – то волна,

Похожи на крепкие пальцы И нету полуросинок,

Большой работящей руки. Вот так и Россия – одна. (В.Крючков )

«Привет, Россия, - родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле».

(Н.Рубцов)

Сегодня на уроке мы будем разучивать новую песню

(РЕБЯТА РАЗУЧИВАЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ» - муз. Струве, сл. Соловьёвой

3. ПОДБИРАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» артикуляционная гимнастика

(на доске записывается слово «Родина»)

Откуда произошло это слово?

Каково его первоначальное значение?

Найдите «корень» в этом слове?

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ даёт следующую информацию:

Общеславянское, производное от слова РОД. Исходное значение – «семья»; далее – «месторождения».

А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ, КАК ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО СЛОВО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

(ребята зачитывают: «родина» - это место, страна, где человек родился) показ песни подготовленными детьми

Знаете ли вы стихи о Родине? - Кто их написал?

«Если скажут слово «родина», «Родина», - мы говорим, волнуясь,

Сразу в памяти встаёт Даль без края видим пред собой,

Старый дом, в саду смородина, Это наше детство, наша юность,

Толстый тополь у ворот Не минует зрелость нас с тобой.

У реки берёзка – скромница Родина! Отечество святое!

И ромашковый бугор… Перелески. Рощи. Берега.

А другим, наверно, вспомнится Поле от пшеницы золотое,

Свой родной московский двор… Голубые от луны стога.

Или степь от маков красная, Сладкий запах скошенного сена.

Золотая целина… Разговор в деревне нараспев,

Родина бывает разная, Где звезда на ставенку присела,

Но у всех она одна!» До земли чуть – чуть не долетев.

(З.Александрова) Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

«Если крикнет рать святая: Это позабудется едва ли

Кинь ты, Русь, живи в раю». И навек останется святым…

Я скажу: «Не надо рая, Землю ту, что Родиной назвали,

Дайте родину мою» (С. Есенин) Коль придётся, сердцем защитим.

4 . ИГРА . В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните ли вы их?

Мы сейчас проведём небольшую игру. Она называется «Сложи пословицу». Вам будут даны 6 пословиц. Кто быстрее их сложит – тот и молодец.

Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне и весна не красна.

Где родился, там и пригодился. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

5 . Русичи – это музыкально одарённая нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов, которые воспевали красоту и благородство русской души, величие русской природы, подвиги русских богатырей.

Кого из таких людей вы можете назвать?

(дети перечисляют Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Мусоргского, Бородина)

Что воспевал в своей музыке Чайковский?

В ИСПОЛНЕНИИ УЧИТЕЛЯ ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ ПЬЕСЫ «ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ».

Кого из композиторов по праву считают основоположником русской музыки? (ребята называют Глинку, показывают его портрет).

ЗВУЧИТ ФИНАЛ ИЗ ОПЕРЫ «ИВАН СУСАНИН» - показ видеоматериала (вспомнить арию героя, исполняемую учителем, и дать определение музыки, написанной в народном духе).

А как вы думаете: с чего начинается Родина? На одном из предыдущих уроков вы писали небольшое сочинение на данную тему. Мне очень понравились ваши размышления. Некоторые из них я решила вам зачитать.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» В ИСПОЛНЕНИИ М.Бернеса, муз.Баспера, сл. Матусовского.

Итогом ваших творческих работ?

6 . А сейчас мы поговорим о поэтических символах.

Есть ли они у нашей Родины?

Что является её олицетворением? (это берёзка)

Какую песню про берёзку знают все: от мала до велика?

Берёзка – лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

(А.Прокофьев)

РЕБЯТА ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА»

Русская берёза – символ русской природы. С давних времён с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы.

О каком народном празднике идёт речь? (ТРОИЦА)

Только ли пели на этих праздниках?

(ребята говорят, что на праздниках водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов).

РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ НАПРЯВЛЯЮЩЕГО И ВОДЯТ ХОРОВОД.

7. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

Вы знаете какие-нибудь стихи о берёзке?

Люблю берёзку русскую Опять о них, кудрявых и белёсых…

То светлую, то грустную, А что тут делать, если на Руси

В белом сарафанчике У всех дорог встречаются берёзы,

С платочками в карманчиках, Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси.

С красивыми застёжками, «Россия»-шепчут мне берёзки,

С зелёными серёжками. «Россия» - шепчут камыши,

Люблю её нарядную «Россия» - ключ журчит в ложбинке,

Родную, ненаглядную, И я им тихо вторю: «Русь!»

То ясную, кипучую, Мне не трудны твои нагрузки.

То грустную, плакучую. Я в поле рос, я чубом рус,

Люблю берёзку русскую. И я люблю тебя по-русски,

Она всегда с подружками Моя берёзовая Русь!

Под ветром низко клонится (А.Новиков)

И гнётся, но не ложится.

РЕБЯТАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.

Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И звонкая весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине».

Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелёнокудрые тихие и молчаливые берёзки.

Перед нами картина И.И.Левитана «Берёзовая роща» . Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить

равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Глядя на картину «Золотая осень» , невольно вспоминаешь слова Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к Родине, к её лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.

8. А сейчас послушайте песню «Что грустишь, берёзонька…» , которую написала наша соотечественница: Петухова Татьяна Ивановна, которая сама пишет и сама исполняет свои песни о родном крае.

О чём эта песня?

ВЫВОД : где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ.

Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь… Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди всего самого заветного есть у человека Родина. Родина - это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину ещё Отчизной называют, как дом родной – отчим домом.

ЗНАЧИТ ЕЩЁ ОДИН СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» - это слово «ОТЕЧЕСТВО» или «ОТЧИЗНА». НАЙДИТЕ «корень» В ЭТИХ СЛОВАХ И ПОДБЕРИТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

«ОТЕЧЕСТВО» - происходит от слова «ОТЕЦ», греческого слова patria (патриот).

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам… (М.Ю.Лермонтов)

9. Мы выяснили, что поэтическим символом нашего государства является берёзка. Но у каждого государства есть ещё и официальные символы. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их.

Назовите их мне. (ребята называют герб, флаг и гимн)

С каким государственным символом мы знакомились на наших уроках?

Справились ли вы с домашним заданием?

(ребята рассказывают о том, что такое ГИМН)

Гимн – это торжественная песня, символ государственного единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникла при Петре Первом.

Первый официальный гимн России появился в годы правления императора Александра Первого. За образец был взят английский гимн образца 1745 года «God, save the King». Русский текст к английскому гимну написал В.А.Жуковский. Музыку сочинил А.В.Львов. впервые национальный гимн прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы. Он звучал до февраля 1917 года. После февральской революции встал вопрос о новой государственной символике. Композитор А.Т.Гречанинов и поэт К.Д.Бальмонт написали «Гимн свободной России». Но круговорот событий 1917 года не позволил воплотить в жизнь это произведение.

После Октябрьской революции в качестве гимна Советской России, а затем Советского Союза был утверждён «Интернационал» . Русский текст на основе текста Э.Потье сочинил в 1902 году А.Э.Коц.

Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения.

Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. В качестве музыки будущего гимна была утверждена «Патриотическая песнь» М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова Михалкова и музыку Александрова. Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000 года Государственной Думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ.

ПРОШУ ВСЕХ ВСТАТЬ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИИ.

Наше путешествие закончилось, но оно не последнее. Читайте книги о России, слушайте музыку о России, восхищайтесь красотой России! Будьте настоящими детьми своего Отечества!

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», « о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

Сходство и различие между литературной и музыкальной речью

Образ Родины в русской музыке и литературе

Россия, Россия, нет слова красивей...

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам

почувст­ вовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа.

Прочитай отрывок из рассказа В. Белова.

Тихая моя родина, ты <...> врачуешь душу своей зеленой ти­шиной.

Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом

моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к моло дым березам,

а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо

по­ лощут ветками, приглушая двухнотный, непонят но откуда слышимый

голос кукушки: «Ук-ку, ук- ку!» - словно дует кто-то коротко иритмично... И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

Я сажусь у теплого стога и думаю,

что вот от­ машет время еще

какие то полстолетия и березы понадобятся

одним лишь

песням, а песни тоже ведь умирают,

как и люди.

И мне чудится в шеле сте берёз укор вечных свидетельниц человеческо го горя и радости.

Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья,

копили певучесть для па­ стушьих рожков...

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту

ро­димой травы...

Обрати внимание, содержание этого отрывка многозначно. Его метафоричность (скрытое сравнение) - вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие благодаря выразительным возможностям музыкального искусства передавать чувства и эмоции. Весь текст - о тишине, и в то же время он наполнен звуками, создаётся впечатление, что ты сам слышишь жизнь природы, погружаешься всеми своими чувствами в эту атмосферу. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

Послушай музыку С.В.Рахманинова фрагмент третьего фортепианного концерта.

Послушай «Вечернююмузыку» современного композитора Валерия Гаврилина из симфонии - действа«Перезвоны».

Послушай музыку П.И.Чайковского Симфония№4 (2 часть)

Какими чувствами наполнена эта музыка?

Рассмотри картину «Стога. Сумерки» И. Левитана


2. В чём, по-твоему, проявляется музыкальность лириче­ ского размышления писателя В.Белова?

3. Задание: Найди музыкальные терми­ ны в его тексте. Созвучен ли этому литературному фраг­ менту живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?

Литературная и музыкальная речь

Самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества – песня.

Именно на примере песни становятся очевидным сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

Выразительная речь звучит порой так музыкально , такие в ней убедительные паузы и акценты, так точно выделены главные, наиболее важные по смыслу слова! Такая речь красива, зрима…Кажется, вот-вот перейдёт она в мелодию

Ответь на вопрос: Что является более значимым в вокальных произведениях: музыка или поэзия?

Прочитай стихотворение в прозе И.Тургенева «Деревня» так, чтобы тот, кто слушает тебя, почувствовал настроение, увидел всё то, о чём говорится. Подумай, почему свой маленький рассказ писатель назвал «стихотворение в прозе».

Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь…Жаворонки звенят…И дымком-то пахнет, и травой…Глубокий и пологий овраг…По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – синеватая черта большой реки…

Сюжеты всех художественных произведений различны. Но их роднит поэтическое мировосприятие, высокое чувство любви к Родине, которое рождает ответственность каждого из нас за её судьбу. .Художественно-поэтическая мысль этих произведений во многом сходна. Она ярко выражается и в жанре русской народной песни, образный строй и музыкально – поэтический язык которой складывался веками. Не случайно до сегодняшнего дня народная протяжная лирическая песня волнует нас и дорога нам.

Подумай, как в песне соотносятся слова и мелодия ? Близка ли эта песня народной?

Балыклейская средняя общеобразовательная школа

Урок по изобразительному искусству в 6-ом классе

«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Работу выполнила

с. Балыклей

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Цели: дать общий обзор изобразительного искусства в борьбе с фашизмом в годы войны; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему народу; чувство патриотизма; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны; учить передавать плановость в рисунке, развивать творческое воображение и представление, изображаемых предметов в перспективе.

Зрительный ряд: портреты художников (А. Дейнека, Б. Пророков, А. Пластов, Г. Коржев);

репродукции картин, посвященных войне; выставка книг о войне, аудиозаписи песен о войне.

Оборудование для учащихся: альбомы, кисти, краски.

Оборудование для учителя: педагогический рисунок (поэтапное построение рисунка с учетом перспективы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Ход урока

Эпиграф урока: «Это не должно повториться»

(Б. Пророков)

I. Организационный момент.

II. Беседа.

60 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам была не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Удивляешься, читая станицы истории, их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками?

Любовь к Родине, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?

Звучит песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»

Принято считать с глубокой древности, что когда говорят пушки, музы молчат. Великая Отечественная война отрицала это утверждение: грохотали орудия по всей земле; умирая, голодая и замерзая в осаде город на Неве; пылал в огне город на Волге; истекала кровью Брестская крепость, музы – не молчали! Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники писали картины – и все это было востребовано. Может поэтому выстояли наши деды в той страшной войне.

Сегодня наш разговор – о живописи военных лет. Первыми «заговорили» языком красок «Окна ТАСС» и плакаты «Боевого Карандаша». Выставленные в витринах , расклеенные на стенах, они собирали группы людей, на лицах которых рождалась улыбка: на этих картинах враг не был страшен, жесток, он был смешон, жалок, труслив…

Особенно пользовались популярностью художники – карикатуристы Кукрыниксы (союз 3-х художников) - , .

Гитлер боялся карикатуры и обещал за головы художников огромные суммы.

Но все же надо отметить, что в первой половине войны плакаты носили трагический характер: «Освободи!», «Отомсти!». Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», на котором изображена женщина, прижавшая сына к груди, а на них нацелен штык с фашистской свастикой. Плакат звал, умолял, приказывал…

Во второй половине войны изменилось содержание плаката: работа, солдат пьёт воду из каски и тут же присутствует надпись: «Пьём воду из родного Днепра: Будем пить из Прута, Немана и Буга» (1943 г.).

Зазвучала надежда на Победу. И вот уже на плакате солдат, кстати, очень напоминающий Василия Теркина, присел, чтобы получше натянуть голенище сапога: «Дойдем до Берлина!» (1944 г.)

Но в годы войны создавались и целые серии картин, и отдельные полотна.

Александр Алексеевич Дейнека (гг) – народный художник СССР.

«Оборона Севастополя»

Шли жаркие, кровопролитные бои, те что «не ради славы, ради жизни на земле». Наши войска оставили Севастополь, но Дейнека так написал «Оборону Севастополя», что мы видим этих сражающихся насмерть моряков уже победителями.

Картина очень большая по своим размерам. На ней изображен бой такого напряжения, что кажется, что сам находишься в гуще событий. На картине четко просматривается три плана. На первом плане – во весь рост изображен матрос, который готовится бросить связку гранат. Он только приготовился к броску, но мы уже представляем, что произойдет через мгновение: лавина фашистов превратится в кровавое месиво. Хотя, лавины на картине нет, художник срезал край картины справа, но лавина ощущается. Вот в чем заключается чудеса искусства.

Поза матроса на первом плане дана в такой яростной динамике, что чувствуешь его победу.

Настроение создается за счет колорита: обратите внимание – ослепительно белая одежда матросов на фоне грозового неба контрастирует с темными фигурами врагов на светлом фоне. Они жмутся, почти прилегают к земле.

Рассмотрим второй план. Здесь смертельно раненному матросу противопоставлен убитый немец.

На третьем плане штыковая атака – в смертельной схватке сошлись противники.

Героика выражена в мимике, в жестах и от картины идет ощущение подвига – так защищают родную землю.

В годы войны работал народный художник СССР, действительный член Академии художеств Аркадий Александрович Пластов (гг.)

В 1942 году, который был очень тяжелым для нашей страны, он пишет картину «Фашист пролетел», в котором есть философское осмысление лика войны.

… Перед нами опушка осеннего леса. Порыжела трава. Не видно цветов, но еще греет солнце и скотине есть чем полакомиться на воле, еще синее небо над головой.

Несколько мгновений назад мальчик-пастушок оглядывал с гордостью вокруг: ведь ему доверили пасти сельских коров!

Но налетел фашист, и не стало пастушка на свете. Он уткнулся лицом в землю, смочила кровь мальчишескую челку – оборвалась детская жизнь…

Замычали коровы, испуганно подняв головы, завыла собака. А мальчика на свете навсегда не стало.

Каким же чудовищным кажется злодеяние немецкого летчика, ведь он расстрелял не скопление военных сил противника, всего лишь мальчика да стадо сельских коров.

Эта картина потрясла и звала к отмщению. В 1945 году Пластов написал картину «Жатва». Она предельно проста: в поле у снопов обедают старик и дети – те, кто в годы войны кормил всю Россию, на плечах которых лежала забота о провианте для фронта и о куске хлеба для тыла.

От картины веет надеждой: завтра вернутся с фронта отцы и братья.

Нельзя не остановиться на творчестве Бориса Ивановича Пророкова (19гг.) – народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств, графика.

Это человек мужественной судьбы. Он прошел всю войну. Судьба бросала его с юга на север, из Прибалтики на Дальний Восток, в Китай, Манчжурию. Он рисовал всегда – и на фронте тоже. Выполнил серию из десяти работ и дал название, звучащее, как набат – «Это не должно повториться!»

Успех на выставке в 1960 году был потрясающим. Люди смотрели молча, унося призыв в сердце – сражаться против фашизма, так как он несет гибель для всех людей планеты.

Вся серия выполнена темперой и тушью, кое-где оживленных цветными карандашами.

Вот первый лист. На нем мать кормит грудью ребенка, крепко прижимая его к себе, но у нее за плечами винтовка . Лицо матери-воина сурово, тревожно.

Второй лист. Молодая женщина брошена наземь. Руки у нее связаны за спиной, тело изогнуто от боли и надругательства, над молодостью и нежностью «Изуверство» - другого названия не придумать.

Третий лист. «У Бабьего Яра» - так называлось под Киевом место, где фашисты расстреляли 170 тысяч безвинных людей. Художник воплотил эту трагедию в образах трех женщин, идущих на смерть. О том, что они пережили, прежде чем сделать последние шаги на земле, мы не знаем, но догадываемся…

Справа старуха, она несет в руке зажженную свечу, оберегая от ветра ее пламя. Рядом с ней женщина закрыла руками лицо, мы не видим глаз, но скорбно все тело! Слева – молодая женщина с глазами полными слез, ненависти и гнева. Они идут на смерть, но они выше смерти.

Все картины создавались, когда Пророков был очень болен, и, побеждая эту болезнь, он все-таки обращался к видениям прошлого, чтобы они не повторились в сегодняшней реальности.

Гелий Михайлович Коржев. Когда началась война, ему не было и 16-ти лет. В этот миг прервалась юность художника. Цикл его картин «Опаленные огнем войны» включает полотна «Проводы», «Заслон», «Следы войны», «Мать», «Старые раны». Каждое из них содержательное, глубокое по мысли, оригинально по композиционному строю – создает вполне завершенный образ. Они являют собой панораму жизни, борьбы, страдания в годы Великой Отечественной войны. Все картины наполнены человеческими переживаниями и такой болью, что невольно притягивают к себе, заставляют углубиться в их содержание.

«Заслон». Люди выставлены фашистами как живое заграждение. Они стоят лицом во весь рост к наступающим войскам Советской Армии, спиной – к затаившимся в окопах немцам и ждут. Ждут и те и другие. Одни – что будут делать советские солдаты, другие – как поведет себя смертники, стоящие у бруствера. Одно неверное движение – и выстрел в спину. Сельский интеллигент, наверное, учитель, ждет спокойно, взгляд женщины – тревожен, ребенок – пока не понимает ужаса своего положения. А внизу у ног чернеют дула автоматов и жестокие лица врагов. Трудно представить, что происходило в сознании каждого из поставленных на край окопа, по существу – на край жизни. И даже естественный страх перед смертью не убил в людях человеческого достоинства, не лишил их мужества.

Коржев с неотразимой силой пишет о том, что волнует разных людей, в умении ставить перед собой реалистические традиции. В картинах объединены сегодняшний день и взгляд автора в день завтрашний.

Да славится имя России!

Мы помним: огнем и железом

Врага нашу землю пытали,

В полях не слезами, а кровью

Над мертвыми плакала Мать.

Бессмертное имя – Россия –

Нам молнии в небе писали,

Скрепляя солдатскую клятву

За Родину насмерть стоять.

Смывают любую неправду

Преданья ее вековые

А правда, окрепшая в грозах,

Становится выше, видней.

Хранит нас и в горе и в счастье

Бессмертное имя России,

Да будет чиста наша совесть

Во веки веков перед нею.

Звучит песня «Я люблю тебя, Россия!»

III. Самостоятельная работа.

Ребята, любите Россию – нашу Родину, нашу Землю. Дороже ее ничего нет. А теперь, давайте попытаемся с помощью красок изобразить героическое прошлое нашей Родины, подвиги наших дедов и свои работы посвятим 60-летию Победы.

IY. Просмотр работ (анализ урока).

Y. Итог урока.

С творчеством каких художников мы познакомились на уроке?

Как изменилось содержание плакатов начала и конца войны?

Какие чувства испытываете вы, глядя на картины художников?

YI. Домашнее задание

Найти репродукции батальной живописи, подумать о настроении, переданном в произведении, и средствах выражения этого настроения.

Международный пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве» открылся 19 сентября в выставочном зале Могилевского областного музея им. Павла Масленикова. В этом году пленэр посвящен художнику Роберту Генину, и его персональной выставке «В поисках рая».

Уникальная выставка открылась в Могилеве: в художественном музее представлены 22 работы Роберта Генина. Не случайно решили вспомнить имя Роберта Генина - художник родом из Климовичского района, его жизнь и творческая деятельность тесно связана с Могилевщиной. В Международном пленэре приняли участие около двадцати художников из России, Беларуси, Украины, Литвы, Израиля, Армении, Китая. Имя Роберта Генина мало известно, а его творческое наследие разбросано по всему миру. Только благодаря коллекционеру из Санкт-Петербурга Алексею Родионову, который согласился предоставить картины Генина из своей частной коллекции для экспонирования в музее, на выставке были представлены 22 уникальные картины, которые художник создал в 1926 году на острове Бали. Коллекционеру мы обязаны жизнеописанием непростой жизни этого талантливого идеалиста и фантазера, европейского эстета, странника и строителя Дворца Советов. Он, пожалуй, единственный из успешных художников, состоявшихся на Западе, и вернувшийся из эмиграции в Советскую Россию.

Кто же такой Роберт Генин? Четырнадцатилетний еврейский мальчик родом из Климовичей рисовал так хорошо, что дед решил: пусть учится на фотографа. Роберта отправили в Одесское рисовальное училище, но в воображении честолюбивого юноши возникали более заманчивые картины: восторженные статьи критиков, прекрасные поклонницы. И восемнадцатилетний Роберт решил ехать в Мюнхен.
В 1902 году начинается европейский этап в жизни Генина, продолжавшийся 34 года, целиком посвященный творчеству и заполненный самыми разными событиями. Переезд в Париж. Поездка к обеспеченной сестре в Египет и снова возвращение в Париж. Поездки в Италию, сильные впечатления от фресок Джотто. После издания альбома литографий «Фигурные композиции» (1912), к нему впервые приходит известность. Эксклюзивный договор с мюнхенской галереей Танхаузер и первая персональная выставка (1913), когда Генин в своих монументальных картинах изображает идеальных людей в утопическом раю. 66 готовых картин и все будущие работы передаются в галерею Танхаузер. Персональная выставка сопровождается доброжелательной прессой. Известный американский коллекционер Артур Дж. Эдди приобретает работу «Жажда» (в настоящее время в Чикагском художественном институте).
В 1913 году выходит книга по истории искусств профессора Ф. Бургера. В главе, названной «Генин и Милле», сказано: «Картины молодого мастера олицетворяют социалистический идеал, счастье равенства и труда. Быть может, Генин - первый художник, который из социальной идеи делает художественный идеал, ибо искусство 19-го века предпочитает изображать труд как трагическую обязанность человека, мечтающего в глубине души о счастливой поре безделья; для Генина же труд - это закон и красота. Возможно, этим идеям принадлежит ближайшая будущность».
С началом Первой мировой войны темы его работ изменяются, и манера обретает черты развивающегося в это время немецкого экспрессионизма. Вторая персональная выставка в галерее Танхаузер в 1917 году демонстрирует стремительное развитие художника. В начале двадцатых годов Генин много работает в печатной графике, иллюстрируя своими гравюрами сухой иглой и литографиями произведения немецких писателей-экспрессионистов. Генин попеременно живет в Асконе, Берлине и Париже. Многочисленные выставки в Германии и Швейцарии. В 1926 году поездка на острова Ява и Бали, в результате которой появляется много работ с натуры. Особой популярностью у публики пользуются изящные «головки» балиек с цветами или с обезьянками. В 1928 году в Берлине издается книга Генина «Далекий остров» с его рисунками тиражом около 200 тысяч экземпляров. Большая персональная выставка в галерее Бонжан в конце 1931 года имеет успех, о ней пишут известные искусствоведы Поль Фиранс и Андре Сальмон. В 1935 году проходит его персональная выставка в галерее Лилиенфельд в Нью-Йорке.
В тексте небольшой заметки в одном парижском еженедельнике написано: «Блистательный, радостный цвет буквально ослепляет и царит во всем своем блеске на полотнах Генина; именно посредством этого цвета русская душа, восторги юности Генина оживают, перерождаясь в мечту - именно через этот цвет, через его восторженные аккорды, а также через сюжет. Золотистые цвета, теплая киноварь, изысканные розовые, мягкие красные оттенки струятся в его букетах, чередуются в его более меланхолических композициях. Творчество Генина - это очень русское творчество». Поль Фиранс так писал о творчестве Генина начала 1930-х: «Именно в Париже он стал настоящим русским. Лирический элемент появляется в его последних работах «Невесте», «Блондинке», «Художнику», в которых автор выдает свое русское происхождение яснее, чем на любой из ранних стадий своего развития. Именно в этих поздних холстах, Генин добивается наиболее гармоничного решения своих художественных и эмоциональных задач».
В начале тридцатых годов художник все серьезнее задумывается о назначении своего искусства, под влиянием своих мыслей уничтожая часть работ. Он испытывает ностальгию по России, наивно представляя происходящее в СССР в романтическом свете. В своем доме под Парижем пишет фрески с изображением «счастливой юности» и «советского неба». Через советский Красный Крест получает советский паспорт.
В марте 1936 года сбывается мечта Роберта Генина: он приезжает в Москву со страстным желанием писать фрески на новостройках, быть полноценным строителем социалистического общества. Живет - где придется, в основном у знакомых. Получает заказ на фреску для павильона «Совхозы» ВДНХ. Он с воодушевлением работает над ней два года. В августе 1938 года, когда огромная фреска уже перенесена на стену, павильоны решают переделать. Генин работает в коллективе фрескистов, оформляя Дворец Советов. Проходят два года радостного коллективного труда. С началом войны Генин впадает в заметно нервозное состояние. Он идет записываться в ополчение, но в военкомате не принимают 57-летнего добровольца с негнущейся ногой. Генин дежурит на крыше. В конце сентября 1941 года фугасная бомба контузила его, и через несколько дней Генин покончил с собой.

Ни могилы, ни официальной записи о смерти Генина не сохранилось: начиналась битва за Москву, город спешно эвакуировался. Работы Генина, рассеянные по частным коллекциям Германии, Швейцарии, Франции, Голландии и США, иногда появляются на аукционах. В 1969 году творчеством Генина заинтересовался немецкий искусствовед Ральф Енч. Ему удалось собрать некоторое количество работ, которые он показал на трех выставках - в 1970, 1977 и 1980 годах. Часть этих работ была приобретена немецкими музеями. В России и Беларуси мало кто знает о Роберте Генине. Подробную статью о нем написал Дмитрий Северюхин.

Во время работы пленера открыта мемориальная доска художника Роберта Генина на здании Климовичского краеведческого музея.

Рецензии

Татьяна, спасибо, порадовали интересным рассказом! О Роберте Генине не знала. Необыкновенный человек - романтик в жизни, талантливый художник. По-моему, он был новатором в живописи, воспевая романтику и социальную гармонию. Спасибо энтузиастам, которые проводят выставки картин художников, приносящих зрителям радость. И Вам еще раз спасибо за ценное открытие!
Желаю Счастья, Удачи!
Лариса