Писатель Леонид Максимович Леонов: биография, особенности творчества и интересные факты. Значение леонов максим леонович в большом энциклопедическом словаре

Леонов Максим Леонович (1872-1929)

Русский писатель, издатель, журналист, отец известного писателя Л.М.Леонова


Родился 25 июля 1872 г. в селе Полухино Тарусского уезда Калужской губернии. Когда Максиму исполнилось 9 лет, отец увез его в Москву помогать в мелочной лавочке. Впоследствии он сезонно работал в артелях, последние годы московской жизни служил кассиром на железной дороге. Имея образованием всего один год деревенской школы, он, тем не менее, полюбил книги, особенно его впечатлила судьба крестьянского поэта Ивана Сурикова, под влиянием стихов которого Максим Леонов написал первые стихи. Впервые он опубликовал их в 15 лет, в 17 у него вышла поэтическая книжка «Первые звуки».

В 1889 г. молодые поэты-самоучки, в числе которых был Леонов, сложившись, выпустили сборник стихов в 80 страниц «Родные звуки» с девятью авторами. Эти поэты и стали организаторами Московского товарищеского кружка писателей из народа, с 1903 г. оформленный как «Суриковский литературно-музыкальный кружок», выпустивший поэтические сборники «Рассвет», «Думы» и «Грезы».

В 1905 г. Максим Леонов и Филипп Шкулев открыли в Москве издательство «Искра» и книжный магазин при нем. Но через год власти магазин закрыли. За издание и продажу литературы «крайнего содержания» (то есть, эсеровского толка) против Леонова в 1908-1910 гг. было возбуждено в общем около 20 уголовных дел по разным статьям. Его арестовывали, выпускали под залог. Наконец, его посадили на два года в Таганскую тюрьму, и в 1910 г. выслали в Архангельск.

В Архангельске М. Леонов на паях с местными печатником и переплетчиком стал издавать ежедневную газету «Северное утро». В мае 1917 г., закончив гимназию, в Архангельск к отцу приехал будущий известный писатель Леонид Леонов, начавший работать в местной газете. Но после второго прихода большевиков в Архангельск (1920) газету закрыли, а Леонова арестовали. Но вскоре его выпустили, он служил в губернском отделе народного образования, заведующим конторой газеты «Трудовой Север». В конце жизни торговал игрушками в магазине.

Значение ЛЕОНОВ МАКСИМ ЛЕОНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре

ЛЕОНОВ МАКСИМ ЛЕОНОВИЧ

русский поэт. Отец Л. М. Леонова. Входил в "Суриковский литературно-музыкальный кружок". Сборники: "Первые звуки" (1889), "Стихотворения и рассказы" (1905) и др. В литературно-критических статьях выступал против модернистских течений поэзии.

Большой энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕОНОВ МАКСИМ ЛЕОНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛЕОНОВ
    Алексей Архипович (р. 1934), российский космонавт, летчик-космонавт СССР (1965), генерал-майор авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (1965, 1975). Полет на …
  • МАКСИМ в Словаре воровского жаргона:
    - 1) камеpный шут, 2) добpодушный …
  • ЛЕОНОВ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    347164, Ростовской, …
  • ЛЕОНОВ в Словаре русских фамилий:
    Первоначально отчество от канонического мужского имени Леон (из лат. leo — “лев”; латинский язык, как и греческий, имел основу косвенных …
  • ЛЕОНОВ в Высказываниях великих людей:
    То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим. Л. Леонов - Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от …
  • МАКСИМ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максим - митрополит Киево-Владимирский и всея Руси (1283 - 1305), родом грек; перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир (1300), …
  • ЛЕОНОВ в Литературной энциклопедии:
    Леонид Максимович — современный писатель. Родился в Москве в семье крестьянского поэта-самоучки (дед был лавочником в Зарядье — мелкоторговой …
  • МАКСИМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Максимин) Антиохийский (ум. ок. 363) христианский мученик, воин, пострадавший в гонение императора Юлиана Отступника. Память в Православной церкви 5 (18) …
  • МАКСИМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ЛЕОНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    тенор с.-петербургской имп. оперы: см. …
  • МАКСИМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАКСИМ
    (Maxim) Хайрем Стивенс (1840 - 1916), американский изобретатель и промышленник в области военной техники. Изобрел способ автоматической перезарядки оружия за …
  • МАКСИМ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., ист., разг. Станковый пулемет системы "максим". Стрелять из максима. В роте только два …
  • МАКСИМ
    МАКС́ИМ ИСПОВЕДНИК (ок. 580-662), визант. правосл. богослов, монах, игумен, гл. оппонент монофелитов, в т.ч. патриарха Константинопольского Сергия и имп. …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (ок. 1475-1556), публицист, богослов, переводчик, филолог. В 1518 прибыл в Рус. гос-во из …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МАКС́ИМ ГОРЬКИЙ" (АНТ-20), 8-моторный агитац. самолёт. Построен в 1 экз. в 1934; в то время - самый большой самолёт в …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МАКС́ИМ", первый станковый пулемёт. Изобретён X. Максимом (1883). "М." образца 1910: калибр 7,62 мм, масса со станком 62,66 кг, прицельная …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМ (Maxim) Хайрем (1840-1916), амер. конструктор и промышленник. В 80-х гг. 19 в. создал автоматич. винтовку, пушку и станковый пулемёт …
  • ЛЕОНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕОН́ОВИЧ Вл. Ник. (р. 1933), рус. поэт. Сложная образность, чувство ответственности перед миром, лирика природы в сб. стихов "Во имя" …
  • ЛЕОНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕ́ОНОВ Юр. Георг. (р. 1934), геолог, акад. РАН (1997). Осн. тр. по теоретич. и региональной геотектонике и тектонич. …
  • ЛЕОНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕ́ОНОВ Сер. Бор. (р. 1931), геолог, ч.-к. РАН (1991). Осн. тр. по рациональному освоению минер. …
  • ЛЕОНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕ́ОНОВ Пётр Вас. (1910-82), художник-керамист, засл. худ. РСФСР (1970), ч.-к. АХ СССР (1973). Один из создателей стиля росписи (свободная кистевая …
  • ЛЕОНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕ́ОНОВ Леон. Макс. (1899-1994), рус. писатель, акад. РАН (1972), Герой Соц. Труда (1967). В рассказах, повестях 20-х гг., ром. "Барсуки" …
  • ЛЕОНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕ́ОНОВ Евг. Пав. (1926-94), актёр, нар. арт. СССР (1978). В 1948-68 в Моск. драм. т-ре им. К.С. Станиславского. С 1968 …
  • ЛЕОНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕ́ОНОВ Викт. Ник. (р. 1916), Герой Сов. Союза (1944, за героизм в боях в Заполярье; 1945, за боевые отличия при …
  • ЛЕОНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕ́ОНОВ Ал. Арх. (р. 1934), лётчик-космонавт СССР, ген.-майор авиации (1975), Герой Сов. Союза (1965, 1975). Полёт на "Восходе-2" с первым …
  • МАКСИМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    макси"м, макси"мы, макси"ма, макси"мов, макси"му, макси"мам, макси"м, макси"мы, макси"мом, макси"мами, макси"ме, …
  • МАКСИМ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "пулеметный …
  • МАКСИМ в словаре Синонимов русского языка.
  • МАКСИМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • МАКСИМ в Словаре русского языка Лопатина:
    макс`им, -а …
  • МАКСИМ
    максим, -а …
  • МАКСИМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Максим, (Максимович, …
  • МАКСИМ в Орфографическом словаре:
    макс`им, -а …
  • МАКСИМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (1283-1305) , митрополит Киево-Владимирский и всея Руси, родом грек. Перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир (1299), примирял воевавших князей …
  • ЛЕОНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Владимир Николаевич (р. 1933), русский поэт. Сложная образность, чувство ответственности перед миром, лирика природы в сборниках стихов «Во имя» (1971), …
  • «МАКСИМ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    первый станковый пулемет. Изобретен Х. Максимом (1883). «Максим» образца 1910: калибр 7,62 мм, масса со станком 62,66 кг, прицельная дальность …
  • МАКСИМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    максима, м. (воен.). Станковый пулемет, стреляющий патронами, одинаковыми с трехлинейной винтовкой. (По имени …
  • МАКСИМ в Толковом словаре Ефремовой:
    максим м. Система станкового пулемета, стреляющего такими же патронами, как и трехлинейная винтовка; пулемет такой …
  • МАКСИМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Система станкового пулемета, стреляющего такими же патронами, как и трехлинейная винтовка; пулемет такой …
  • МАКСИМ
    м. 1. Система станкового пулемета, стреляющего такими же патронами, как и трехлинейная винтовка. 2. Пулемет такой …
  • МАКСИМ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …
  • ПЕРВЫЕ ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙКОСМОС;"АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Алексей Леонов, работая на корабле Восход-2,первым вышел в открытый космос 18 марта 1965 …
  • НИКОЛАЙ ЛЕОНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-01-05 Time: 18:11:58 * Кроме высшего образования надо иметь хотя бы среднюю …
  • МИХАИЛ ЛЕОНОВИЧ ГАСПАРОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-18 Time: 19:26:01 Михаил Леонович Гаспаров (13 апреля 1935 — 7 ноября 2005) — российский филолог. = Записи и …
  • ЛЕОНОВ (ЗНАЧЕНИЯ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2006-11-11 Time: 11:58:47 Леонов: * Леонов, Николай * Леонов, Леонид …
  • ЛЕОНИД МАКСИМОВИЧ ЛЕОНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-01-05 Time: 17:56:22 * Все дети мира плачут на одном …
  • ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ ЛЕОНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-17 Time: 13:55:01 = Джентльмены удачи (1972) = * Пасть порву, моргалы выколю! Всю жизнь на лекарства работать будешь! …
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Максим Исповедник (582 - 662), игумен, преподобный. Знаменитый деятель и учитель церковный …
  • МАКСИМ ГРЕК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Максим Грек (+ 1556), монах, преподобный. Память 21 января, 21 июня (обретение …
  • МАКСИМ (МИНКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Максим (Минков) (род. 1914), патриарх Болгарский, митрополит Софийский. В миру Марин Найденов Минков, …

Максим Леонович Леонов

Леонов, Максим Леонович [настоящее имя; псевдоним - Максим Горемыка; 13(25).VIII.1872, дер.Полухино Тарусского у. Калужской губ., - 1.III.1929, Архангельск] – русский поэт и журналист. Отец Л.М. Леонова . Родился в крестьянской семье. Мальчиком работал в Москве, в мелочной лавке отца. Стихи И.З. Сурикова и его судьба, поразившие Леонова, заронили мысль о собственном творчестве. В 1887 году он опубликовал первые стихи, в 1889 году издал сборник «Первые звуки». Стихи Леонова автобиографичны, проникнуты любовью к народу. Сетуя на тяжкую долю бедняка, он противопоставляет «душный город» «милой деревне». В 900-х годах в его стихах появляются мотивы социального протеста. В 1902 году организованный Леоновым кружок писателей из народа получил официальную санкцию и с 1903 года назывался «Суриковский литературно-музыкальный кружок». Леонов издавал коллективные сборники из произведений членов кружка. В 1905 году совместно с Ф.С.Шкулевым организовал издательство «Искра» и книжный магазин. За издание брошюр «крайнего содержания» привлекался к ответственности, в 1908-1910 годах отбывал тюремное заключение, после чего переехал в Архангельск; редактировал газету «Северное утро» (1910-1919), в которой пропагандировал творчество писателей-самоучек (цикл статей «Русские самородки»), печатал острые фельетоны на местные темы. После Октябрьской революции работал в местном Губоно, РОСТА, газете «Трудовой север».

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.

Леонов Максим Леонович - поэт, журналист, общественный деятель, отец писателя Л.М. Леонова. 10-летним мальчиком, проучившись в сельской школе всего 1 год, Леонов был привезен отцом в Москву. По его собственным словам, «около 12 лет находился при отцовской овощной мелочной лавочке. Стихи начал писать с 16 лет, под влиянием поэта И.3. Сурикова, но первое стихотворение было напечатано в газете "Вестник" покойного Ф.А.Гилярова в Москве» (РО ИРЛИ. Ф.377. Оп.7. №2131). Это стихотворение «Взойди, солнышко» вышло в свет 28 февраля 1887 года. В письме к С.А. Венгерову от 18 мая 1913 года М.Леонов сообщал, что позже печатался в «Народном благе», «Сеятеле», «Задушевном слове», «Родине», «Севере», «Московской иллюстративной газете», «Русском курьере», «Новостях дня», «Русском листке» и почти во всех провинциальных газетах, иногда под псевдонимом Максим Горемыка (Там же). Стихотворная деятельность сына вызывала резкое противодействие отца Леона Леоновича Леонова. В письме к А.И.Яцимирскому от 18 июня 1901 Леонов писал: «...Отец мой, старик старого закала, держал меня в ежовых рукавицах» (РО ИРЛИ. Ф.193. №217).

Вокруг молодого поэта начинают собираться другие поэты-самоучки: И.И. Зернов, сын трактирщика, И.А. Белоусов, сын портного, и др.

В 1886-1887 годы Леонов организовал «Московский кружок писателей из народа», а в 1889 году был выпущен первый сборник этого кружка «Родные звуки». В него вошли стихотворения С.Дерунова, И.Белоусова, М.Леонова, А.Раззоренова и др. Был выработан «Устав московского литературного кружка писателей из народа». Главной целью было стремление повышать самообразование, «обсуждать и разбирать, давать критическую оценку вновь написанным произведениям», «оказывать своим членам материальную взаимопомощь», «создать библиотеку для своих членов» и т. д. В особый параграф были выделены те, кто не может входить в состав кружка: «несовершеннолетние, воспитанники всех учебных заведений, воинские чиновники и юнкера, не достигшие совершеннолетия, лишенные права по суду» (РО ИРЛИ. Ф.193. №218).

В 1889 отдельным изданием выходит первый сборник стихотворений Леонова «Первые звуки» (78 с). Темы этого сб. были традиционны для всех писателей-самоучек. Один из рецензентов писал: «Иные стихотворения дышат непосредственной искренностью, в иных проглядывает и боевой тон ("Призыв"), иные не лишены оригинальности, но большинство все же носит подражательный характер. Когда читаешь их, то кажется, что это уже знакомо и где-то читано. Печальное впечатление производит и бедность затрагиваемых тем: автор воспевает "милую" и "любовь к ней", воспевает природу, свою тоску и т.п. <...> Автору не хватает вдумчивости и образования» (Сын отечества. 1897. №353). Необходимо отметить, что критика не замечала среди лирики тем, связанных с постижением тайны Божественного присутствия. К примеру, в тетради изданных стихотворений, присланных А.И.Яцимирскому, есть стихотворение «Возрождение», которое начинается такими словами: «В первый раз сегодня утром / За тебя я помолился, / В первый раз твой светлый образ / Предо мною появился...» Начиная с 1890-х под редакцией Леонова было издано несколько литературных сборников писателей-самоучек: «Блестки», «Искры», «Думы», «Звезды», «Грезы», «Нужды» и других. Сам поэт утверждал, что он собрал и отредактировал более 20 сборников своих собратьев по перу.

В 1898 вышел второй сборник Леонова «Стихотворения» (изд. 2-е, 230 с). В рецензиях постоянно отмечалось «бесспорное достоинство: простота, отсутствие вымученных поэтических прикрас. И там, где это достоинство счастливо соединяется с искренностью, выходит милая вещица, находящая отзвук в сердце читателя» (Саратовский листок. 1898. №45). Во время призывов России к разоружению (Гаагская конференция 1899) в Москве под редакцией Леонова был издан журнал «Мир» с портретами Государя Императора Николая Александровича и других отечественных деятелей... Журнал открывался нотами Императора Всероссийского к иностранными державам, содержал статьи известных политиков и статью самого Леонова «Почему у нас нет Общества Друзей Мира?». В письме к С.А.Венгерову от 18 мая 1913 Леонов писал: «Вел переговоры лично с Л.Н.Толстым, который дал статью, не прошедшую по цензурным условиям» («Ответ 13 швейцарским студентам». РО ИРЛИ. Ф.377. Оп.7. №2131).

В мае 1899 на собранные в Москве по подписке деньги Леонов открывает в связи со 100-летним юбилеем А.С.Пушкина в селе Почеп народную, бесплатную, общедоступную библиотеку, на что было получено разрешение калужского губернатора и священника Тихвинской церкви с.Почеп (РО ИРЛИ. Ф.193. №219). Занимаясь общественной и литературной деятельностью, Леонов работал артельщиком, служил кассиром на Курской железной дороге, состоял управляющим двух подмосковных имений, в 1901-02 был в Ярославле, работал приказчиком при лавке «Норской мануфактуры», откуда писал А.Яцимирскому: «Работа тяжелая и утомительная, но несмотря на это, я не покидаю своей милой поэзии и в часы, свободные от тяжелого труда, предаюсь любимому занятию». (РО ИРЛИ. Ф.193. №217).

В 1905 организовал в Москве вместе с Ф.С.Шкулевым издательство и книжный магазин «Искра», который был закрыт по распоряжению администрации за распространение революционных брошюр. В цитированном письме к С.Венгерову М.Леонов сообщал: «За издания был привлечен 14 разр. по 129 ст. уголовного уложения и отбыл 2 года крепости по совокупности». Выйдя из крепости, редактировал «Утро России» (Москва) и затем в 1910 уехал в Архангельск, чтобы основать там ежедневную газ. «Северное утро» (1910-19). С самого первого выпуска газеты Леонов был бессменным ее редактором, хотя формально редакторами были друзья - М.М.Чернышева (1910-14), И.П.Федосов (1914), А.П.Андреев (1914-16).

Газета «Северное утро» носила либеральный характер: в меру критиковала недостатки городского правления, вставала на защиту трудящихся, пыталась остаться вне партийной борьбы. Так, в 1913 в статье «К отказу Н.Старцева» (отказ депутата Думы от депутатского звания) Леонов писал: «Для русского Севера должен быть депутат, не связанный никакими партийными путами. Человек в полном значении слова трезвых взглядов, человек без сомнения прогрессивных взглядов на жизнь русского Севера» (Северное утро. 1913. №209). С отъездом Леонова в Архангельск деятельность кружка писателей-самоучек (с 1903 он носит название Суриковского кружка) не прекращается. Леонов держит постоянную связь с друзьями, печатает их стихи на страницах архангельской газеты. Сам печатает многочисленные статьи об их творчестве в цикле «Русские самородки». Можно сказать, что в архангельский период Леонов больше занимается журналистикой, нежели поэтической деятельностью. Он пишет публицистические статьи, театральные рецензии, статьи по истории русской литературы, пропагандирует и изучает творчество писателей из народа, открывая новые имена крестьянских поэтов. Леонов хорошо знал театральную жизнь (в молодости, несмотря на поэтическую работу, мечтал быть актером). О Леонове говорили, что он - «настоящая ходячая театральная энциклопедия». Мн. гениальные актеры того времени дарили ему свои фотографии с дарственными надписями (М.Н.Ермолова, А.И.Южин и др.). Еще в Москве он познакомился с С.В.Рахманиновым, Ф.И.Шаляпиным, который исполнял несколько песен на стихи Леонова («Я мужик», «Армяк», «Я раб труда»). Среди статей Леонова в газете есть воспоминания о певице А.Вяльцевой, исполнителе народных песен П.Богатыреве, которому он посвятил и свои стихи «Русская песня».

Очень резко Леонов относился к декаденству: стихи С.Надсона называл «бессодержательной поэзией», футуризм - «литературным хулиганством», в пьесе Л.Андреева «Анфиса» отмечал «убогие "философские" сравнения». Леонов осуждал декадентские влияния и в творчестве писателей из народа. Так, например, указывал, что на журнале «Остряк», который издавал П.Травин, «лежит какой-то особенный специфический запах чертовщины».

В газете Леонова начинал свою творческую деятельность его старший сын - Леонид Леонов. Сначала он работал корректором, потом стал публиковать стихи, статьи, прозу, театральные рецензии.

В 1917 в Архангельске был отпразднован 30-летний юбилей литературной деятельности Леонова. Газета «Северное утро», позже переименованная в «Северный день», просуществовала до 1919. Во время революции, англо-американской интервенции и Гражданской войны город несколько раз переходил из рук в руки. После ухода из города большевиков Леонов в авг. 1918 писал в статье «Во власти узурпаторов»: «И вот теперь, когда в Архангельске наступило успокоение, когда большевистское нашествие с ужасом вспоминается каждым как бич Божий, пронесшийся над страной, невольно задаешь себе вопрос, так в чем же была сила этих мальчишек, державших всех в ужасе и страхе, этих хулиганов, которые громили и разрушали все, что попадалось им на пути, и не признавали ничего святого. Задаем этот вопрос и... ответа не получаем».

Из воспоминаний Н.Л.Леоновой, внучки Леонова, следует, что в первый раз его арестовали «красные», но за него заступились рабочие его типографии, «любившие его за доброжелательный и мягкий нрав», и он был отпущен. Во второй раз его арестовали большевики после ухода англичан, но теперь за него вступился Д.Крентюков, «народный поэт, бывший в уезде партийным секретарем». Во время ареста Леонов «под прицельным бдительным оком вооруженного красного конвоира <...>, по колено в воде, извлекал из трясины полуистлевшие трупы расстрелянных».

С 1920 работал в местном Губоно, в РОСТА, в газете «Трудовой Север».

В 1926-27 приезжал в Москву к сыну. Последним местом работы этого деятельного и энергичного человека был магазин «Призыв», где он служил продавцом игрушек.

Т.М. Вахигова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 421-424.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения и рассказы, 3 изд., М., 1905.

Первые звуки: стихотворения. М., 1889;

Стихотворения. Изд. 2-е. М., 1898;

Дачный поселок «Видное». М., 1903;

Песнь пахаря. Стихотворения. М., 1908.

Литература:

Телешов Н.Д., Записки писателя, Избранные сочинения, т. 3, М., 1956;

Телешов Н.Д. Записки писателя. М., 1958;

Ковалев В.А., Поэт-суриковец М.Л.Леонов (Максим Горемыка), в кн.: Труды отдела новой русской литературы, т. 1 – Русская литература, М.-Л., 1957.

Шкулев Ф. Душа-человек // Северное утро. 1917. №45;

Белоусов И.А. Литературная Москва. Писатели из народа. М., 1926.

Писатели современной эпохи. Био-библиографический словарь русских писателей XX в. М., 1928; Репринт: М., 1992;

Назаров И.А. Встречи и письма. Владимир, 1957;

Леонова Н. Из воспоминаний // Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. М., 1999.

В отечественной культуре его место определилось сразу - русский классик, писатель, открывший в литературе социально-философское направление. Кто он? Леонид Максимович Леонов. Творчество его многогранно и многопроблемно. Он писал об устройстве социалистического общества, высказывал на это свой взгляд, остро поднимал проблемы людей "дна", касался даже фантастических проектов, таких как

Краткая биография Леонида Максимовича Леонова. Детство писателя

Дата рождения Леонида Максимовича Леонова приходится на конец XIX века - 19 мая 1899 года. Писатель прожил долгую жизнь, умер он в 8 августа 1994 года в возрасте 95 лет. Похоронили Леонова на Новодевичьем кладбище.

Детство Леонида прошло в Москве. Отец его - Максим Леонов (Горемыка) был поэтом-самоучкой, членом "суриковского" музыкально-литературного кружка. Сам был выходцем из Калужской губернии, деревни Полухино.

Максим Леонович создал в Москве собственное книжное издательство. Дела шли неплохо, он открыл собственный магазин и был весьма состоятельным человеком. В царские времена Максим Горемыка 17 раз привлекался к ответственности за распространение левой литературы и в конечном итоге был сослан в Архангельск, там он и обосновался. Умер в 1929 году. Свою московскую семью он оставил, и Леонид Максимович воспитывался без отца. Главным его наставником был дед Леон Леонович Леонов. Он-то и привил любовь мальчику к духовной и древнерусской литературе. В десять лет Леонид стал выпускником Петровско-Мясницкого городского училища. Поступил на обучение в 3-ю Московскую гимназию.

Архангельск

Будучи гимназистом, Леонов выезжал на каникулах к своему отцу в Архангельск, где тот был редактором газеты "Северное утро". В 1915 году в свет вышли первые стихи Леонова Леонида Максимовича. Также отец помогал ему опубликовывать различные очерки, художественные и театральные рецензии. Они были настолько сильны, что отцу не приходилось стыдиться проб пера своего сына. Так приходил первый писательский опыт. Свои первые стихи сам писатель называл "изначальной пробой голоса, настройкой лиры", во многом они были подражательными.

Во время учебы в гимназии Леонид Максимович Леонов пишет рассказ "Валина кукла", а также сказку "Царь и Афоня". Окончил гимназию Леонов в 1918 году с серебряной медалью и сразу же отправился в Архангельск к отцу. Там молодой писатель работает в изданиях "Северный день", "Северное утро". Здесь же завязываются первые знакомства с "поэтами севера" - писателем Шергиным, художником Писаховым. Они и помогли открыть молодому человеку мир русского предания, иконную былинную Русь, нетронутую девственную природу.

Служба в Красной армии

В Московском университете Леонид проучился недолго, все его планы нарушила Гражданская война. Биография великого писателя Леонида Леонова содержит в себе данные о том, что молодой человек в 1920 году добровольно вступил в ряды Красной Армии и проходил службу на Южном фронте. Обучение проходил в артиллерийской школе, участвовал в боях, был корреспондентом на передовой, работал в военных изданиях. Стал секретарем в редакции "Красный воин". Военный псевдоним Леонова - Максим Лаптев, Лапоть. Демобилизовался в 1921 году и начал серьезную писательскую деятельность.

Становление писателя

Вернувшись в Москву, Леонид Максимович Леонов профессионально занялся авторским делом. Его первые произведения высоко оценил Максим Горький, который подчеркнул талант молодого писателя и пророчил ему великое будущее. Некоторые замечали в творчестве Леонова некие ассоциации со стилем Достоевского, на что Горький парировал, что у Леонова в произведениях нет тех самых "воплей раненых", которые наблюдаются у Федора Михайловича.

Леонид Максимович Леонов, стихи которого были опубликованы еще в юности, стал серьезным образом заниматься прозой. Его сказка «Бурыга» была опубликована в 1922 г., в 1923 г. выходит сборник рассказов, затем повести «Конец мелкого человека» и «Петушихинский перелом».

Романы «Барсуки», «Вор»

Благодаря роману «Барсуки» (1924 г.) писатель Леонов Леонид Максимович был высоко оценен как молодой прозаик. Произведение было посвящено мятежу крестьян, которые выступали против Советской власти в начале 20-х годов прошлого столетия. Истоки бунта крестьян писатель видел не только в репрессивных методах правления власти, непосильной продразверстке, но и в исторической неприязни крестьян к городским жителям. Зависть, споры о земле, катастрофичность бытия, которая заражает ненавистью массы людей.

Образы народа автор создал реалистические, характеры описывались с психологической точностью, философской значимостью. В романе чувствуется сочувствие автора к трудовому народу, который охвачен беспомощностью пред великими изменениями в их судьбах.

В произведении «Вор» (1927 г.) Леонид Максимович Леонов раскрывается уже как знаток человековедения. Если до этого он не изображал в произведениях настоящих судеб, то «Вор» повествует читателю о трагической судьбе Митьки Векшина. Бывший комиссар, скатившийся до уголовника, олицетворяет здесь трагедию всего народа, драму души и совести. В наше время мы можем оценить произведение реально, теперь мы знаем, как опасна власть, до которой добирались «люмпен-пролетарии» и падали с ее вершин. «Вор» раскрыл в то время всю нелестную подноготную о вершителях судеб того времени.

Произведения 30-х годов

Роман «Соть» (1930 г.) стал первым советским произведением, где прославлялся трудовой героизм советского народа, воспевалось строительство социализма и превращение глухих окраин в индустриальные центры. Романы «Скутаревский», а также «Дорога на океан» показывают на художественное исследование нелегкой перестройки идей мира старой интеллигенции, которые решили принять участие в перерождении строя. Здесь изображается острая классовая борьба именно в этой среде обитания. «Дорога на океан» описывает судьбу коммуниста - организатора, философа, лидера, который отдает всего себя ради строительства коммунизма.

Драматургия

В конце 30-х-начале 40-х годов Леонов работает больше как драматург. Его пьесы пользуются большим спросом. «Скутаревский» (1934 г.), «Волк», «Половчанские сады» (1938 г.), «Обыкновенный человек» (1941 г.).

Пару слов хочется сказать о пьесе «Метель». Она занимает особое место в творчестве Леонова и затрагивает интересных факты из жизни писателя. В этом произведении автор воссоздал атмосферу страха, недоверия, которые обуяли страну в 30-е годы. Страшная вьюжная метель губила на своем пути все живое, дееспособное. Привычные типы героев того времени были изменены до неузнаваемости, эмигрант представлял положительного героя, а брат его, советский директор - отрицательного.

Вначале пьесу поставили в провинциальном театре. Но затем ее запретили и обвинили «как злостное клеветничество на советскую действительность». Леонова сильно ругали на политбюро, автор опасался, что его арестуют. Реабилитировали произведение только в 1962 году.

Война. Послевоенные годы

Во время войны Леонид Максимович эвакуировался с другими писателями в Чистополь. Неоднократно в качестве корреспондента выезжал на фронт. Работал в «Известиях» и «Правде». Его произведения «Нашествие», а затем и «Ленушка» (1942-1943 гг.), отразили подвиг народа в борьбе с фашизмом, горе утрат и поражений, мужество и героизм. «Нашествие» было удостоено Сталинской премии. Интересный факт: все деньги, а это было 100 тысяч рублей, Леонов передал в Фонд обороны. За что получил письменную благодарность от Сталина.

Леонид Максимович Леонов, краткая биография которого представлена в нашей статье, был выдающимся человеком своего времени. Здесь раскрыта только часть его творчества. В послевоенные годы он продолжал писать, поднимать проблемы современности. Не боялся говорить о репрессированных, о кулаках, врагах народа, в каждом человеке он пытался найти личность, старался достучаться до истины. Не всегда его произведения издавались, некоторые были даже запрещены в Союзе. Но как-то волею судеб писатель не был наказан за свое смелое творчество, и даже стоит отметить, что многократно награждался различными правительственными наградами, был популярным и знаменитым человеком в кругу интеллигенции.

Свой главный труд «Пирамида» писатель опубликовал незаконченным незадолго до смерти, работал он над этим произведением 45 лет. В нем Леонов подвел итоги всей реалистической литературы прошлого столетия, совместил быль и выдумку, сопоставил возможное с невозможным, а также подвел итог всему своему творчеству.

Скорее всего, Алексей Пешков, выбирая себе в 1892 году свой народнический псевдоним, не мудрствуя, сделал его по готовому образцу: от Максима Горемыки до Максима Горького полшага.

Правда, литераторов, писавших под псевдонимом «Горемыка», существовало на исходе XIX века не менее десятка (и еще пяток Горемыкиных и один Горемычный), но Максим все-таки средь них был один, и к тому же самый известный.

Горький никогда не говорил об этом, но стихи Максима Горемыки он знал уже в молодости.

Максим Леонович Леонов родился 13 (25-го по старому стилю) августа 1872 года в деревне Полухино Тарусского уезда Калужской губернии в крепкой крестьянской семье.

Отец Максима Леоновича – то есть дед нашего героя – Леон Леонович Леонов смог перебраться из Полухина в Москву, открыть свою бакалейную лавку в Зарядье. Начал наездами поторговывать еще в 1868-м, а потом переехал в город насовсем.

Десятилетним мальчиком и Максим Леонович, закончивший к тому времени полтора класса сельской школы (на этом его образование завершилось), отправился в белокаменную помогать отцу, у которого дела шли все лучше. На сына своего Леон Леонович возлагал надежды, но, как часто водится в подобных случаях, Максим выбрал себе путь совершенно иной, поперечный.

Поначалу он, как и ожидалось, служил в лавке отца «молодцом»: резал хлеб, развешивал жареный рубец, – но чуть ли не втайне начал почитывать книжки, купленные задешево на Никольском рынке. Книжки и поменяли жизнь его.

В четырнадцать лет Максим Леонов познакомился в Зарядье со стариком-сапожником из евреев-выкрестов. Звали старика Тихон Иванович, и в отличие от иных обитателей тех мест питал он слабость к литературе. Тихон Иванович и дал Максиму Леонову почитать поэта Сурикова, автора знаменитой «Рябины» (той, что шумит, качаясь и склоняясь головой до самого тына) и стихотворения «В степи» (про умирающего ямщика, которое также стало народной песней). Суриков, как и Максим Леонов, родился в деревне, мальчиком переехал в Москву помогать отцу в мелочной лавке, выучился грамоте, а затем и стихотворству, начал публиковаться, получил известность. Умер в Москве в 1880-м молодым еще, в сущности, человеком, тридцати девяти лет, хотя в общественно-читательском сознании Суриков неизменно представляется бородатым стариком.

Судьба Сурикова и стихи его, иногда пронзительные, иногда бесхитростные, Максима Леонова поразили. Так он и сам начал писать, неизменно показывая результаты старику-сапожнику. Одно из стихотворений Тихон Иванович наконец одобрил, произнеся колоритную фразу: «Рифмой не звучит, однако попытать можно».

Именно это стихотворение и вышло 28 февраля 1887 года в московской газете «Вестник», называлось оно «Взойди, солнышко». Максиму было в ту пору пятнадцать лет.

В семье литературная деятельность Максима никому не глянулась.

«Отец мой, – вспоминал потом Максим Леонов-Горемыка, – старик старого закала и держал меня в ежовых рукавицах. Я рос каким-то забитым мальчиком, и жажда чтения, появившаяся у меня на 12-м году, поставила меня во враждебное отношение с отцом. Книги, которые находили у меня, рвали и жгли, не обращая внимания ни на слезы, ни на мольбы. Я принужден был читать украдкой».

Свидетельство трогательное, но отчасти сомнительное в свете дальнейшего острого интереса деда к литературе, хотя бы церковной. Может, не так он не любил книги, как казалось сыну? Может, поведение сына куда больше мучило его?..

Стихи Горемыки наследовали одновременно и суриковской традиции (любовь к народу, милая деревня, доля бедняка), и иным модным именам той поры – от Константина Фофанова до Мирры Лохвицкой (романсовые мотивы на тему: «с тобою мы не пара, ты – прекраснейшая скрипка, я – разбитая гитара…»), но как поэт Горемыка несравненно слабее и Сурикова, и Фофанова.

Зато в качестве организатора он проявил себя достаточно рано. Правда, к печали отца, вовсе не в купеческом деле.

«В Зарядье, – вспоминал Леонид Леонов об отцовском бытье, – литературы, можно сказать, не ценили, и свой сюртук, например, в котором отправлялся на литературные выступления, поэт Максим прятал в дворницкой. Собираясь в кружок, тайком переодевался у дворника, а на рассвете в той же дворницкой облачался в косоворотку и поддевку для приобретения прежнего зарядьевского обличия».

Максим познакомился с местными, зарядьевскими поэтами-самоучками, такими же по большому счету отщепенцами, как и он: в друзьях были сын соседнего трактирщика Иван Зернов (он умер совсем юным, девятнадцати лет) и сын соседнего портного Иван Белоусов. «Левоныч» они называли его.

В 1888 году зарядьевский кружок молодых поэтов-самоучек вполне оформился: свидетельство тому – фотография московских поэтов «из народа», опубликованная тогда же в печати; Леонов-Горемыка среди прочих присутствует на ней. Годом позже выходит коллективный сборник кружка под названием «Родные звуки», включавший бесхитростные стихи десяти поэтов, ныне забытых напрочь, – упомянутого Белоусова, Вдовина, Глухарева, Дерунова, Раззоренова, Крюкова, Козырева, Лютова, Слюзова. И самого Горемыки, конечно же…

В том же 1889-м вышла и дебютная книжка Горемыки-Леонова под непритязательным названием «Первые звуки». Самое слово «звуки» обладало для поэтов-самоучек необыкновенным очарованием: в XIX веке оно действительно являлось частоупотребимым в поэтической речи…

Леонов-Горемыка являлся, по сути, и главой, и душой писательского кружка.

В многочисленных петербургских и московских журналах выходят не только его стихи (к примеру, такие: «От тоски-злодейки/ Да от злой кручины/ Пролегли глубоко/ На лице морщины…»), но и статьи, в основном разоблачительного свойства – «Новый вид издательской аферы», «Переиздатели» (по вопросам книгопечатания). Печаталась его публицистика и за пределами столиц – скажем, в «Донской речи». Леонов-Горемыка был очень работоспособен. Переписку вел просто огромную: позже, когда профессор А.К.Яцимирский решил собрать воедино биографии русских поэтов-самородков и за помощью обратился к Максиму Леонову, то в ответ получил письма и биографии буквально «в нескольких пудах». Тысячи документов!

В начале 1890-х вокруг него образовалась группа более чем из сорока человек. С 1890 года Леонов-Горемыка переписывается с известным поэтом-суриковцем Спиридоном Дрожжиным. В 1892-м знакомится с другим поэтом – Филиппом Шкулёвым, их дружба продлится долго.

Шкулёв был на четыре года старше Максима Леоновича, давно публиковался, казался пожившим, не имел, к слову сказать, одной руки: покалечился еще мальчиком, когда работал на заводе.

«Я услышал, что в Москве <…> есть поэт-лавочник, который хорошо пишет, а сам душа-человек, – вспоминал потом Шкулёв. – Посылаю письмо и вскоре получаю ответ: “Рад познакомиться, жду 28 мая на Сокольническом кругу в 8 ч. вечера, на концерте в пользу Красного Креста, при входе”.

Прохожу на круг в указанное время, подхожу к молодому брюнету, в цилиндре, в сюртуке, в сорочке и в белых перчатках безукоризненной чистоты, словом, в буквальном смысле джентльмену и спрашиваю:

– Где я могу видеть Максима Леоновича Леонова?

– Я самый… – мило улыбаясь, ответил мне молодой человек».

Так и познакомились.

Придя, впрочем, в другой раз в лавку, где работал Максим, Шкулёв увидел совсем другого человека – «в грязном пиджаке с засаленным фартуком».

Леонов и Шкулёв посещали чайную, где сидели порой по пять-шесть часов, опиваясь чаем. Спиртного поэты-самородки не потребляли: сам Максим Леонов был убежденным трезвенником и, судя по всему, позже передал это качество своему знаменитому сыну.

Общие собрания поэтов проходили в одном зарядьевском трактирчике, и вскоре странные, непьющие молодые люди начали вызывать интерес властей.

Косоворотка и поддевка все менее были по душе Максиму Леоновичу. Он отрастил длинные волосы и приобрел вид для тех времен весьма симптоматичный.