Пираты черной лагуны рок и реви вместе. Пираты «Чёрной лагуны

Нагретая солнцем обшивка катера медленно остывала, изредка поскрипывая в местах стыков надстройки и плит палубы. Ещё один рейд завершился. Теперь у команды впереди заправка и возвращение домой.

Чего киснешь? В той кафешке подавали стрёмный кофе или ты просто такой, сам по себе? Может, спать хочешь?

Реви, казалось, излучала вселенскую бодрость и готовность хоть сейчас идти на край света. А Рок был чем-то занят. В мыслях он явно пребывал где-то вдали от катера и всех сиюминутных дел.

Или, может, нам уединиться, а я помогу тебе разогнать скуку, а?

Реви игриво обвила руками торс Рока и шутливо дотронулась до пряжки ремня на брюках. Парень не сразу, но отреагировал.

А? Не, всё нормально. Думал о том, что сегодняшнее дело - сплошной парадокс. Сперва ошибка в позывном, потом эти пломбы на контейнере, до кучи - пьяный связной. И при этом - всё прошло гладко. Никаких посторонних лиц, никакой суеты. Словно так каждый день. И никто ничему не удивляется.

Рок, ты забыл, где находишься? Этот грёбаный мир - одно сплошное недоразумение. И тот, кто затеял всю возню на этом шарике, наверняка сейчас писается от смеха, глядя, в какой маразм впадают подопытные, то есть люди. Не куксись, жизнь продолжается.

Рок повернулся к Ребекке и поднял её ладони к своему лицу, на миг в них вглядевшись. Реви молча следила за его действиями, но не совсем понимала, что он делает. Парень аккуратно снял перчатку с её ладони и приложил оную к своей щеке, чуть потеревшись кожей о ладонь.

Рок, что ты делаешь?

Ощущения не те...

В смысле?

Просто... когда мы наедине, в объятиях друг друга, твои прикосновения ощущаются как-то иначе. Словно... нет вообще никаких преград. Твои ладони мягкие и тёплые, нежно касаются меня. А сейчас, даже без перчатки - ладонь мягкая и тёплая, но как-то напряжена. Будто... ты вынуждена каждую секунду быть начеку, даже в тот момент, когда опасности не может быть по факту, вообще никакой.

Хм, скажу тебе только одно - ты прав. От и до. В моменты близости, когда нам ничто и никто не мешает быть наедине, я могу, наконец, расслабиться. И всю себя отдать тебе. Побоку всё, что за окном. Плевать на то, что может произойти в следующую секунду. Мы дома и я знаю, что можно спокойно закрыть глаза и слушать дыхание любимого человека.

Мы на своей территории. А вот в таких ситуациях, как сейчас... Это рефлекс. Ты вне своих стен, тут может произойти всё, на что фантазии хватит. Сидишь и бдишь. Ешь и бдишь. Спишь и пасёшь окружающую обстановку. Просто и банально.

Рок поцеловал ладонь Реви и нацепил обратно перчатку. Она лишь улыбнулась в ответ на его жест.

Да и к тому же, я тебя в обиду не дам!

В этом я никогда не сомневался.

Теперь Реви притянула Рока за галстук и впилась в его губы жарким поцелуем.

Рок почувствовал, что в принципе готов последовать за Реви, уединиться и «разогнать скуку», но именно в этот момент Двурукая, прервав поцелуй и ловко крутанувшись на месте, закрыв Рока собой, выхватила пистолеты.

Бум - и я убит. Извините, что помешал. Заправщик выходил на связь, будет в нашем квадрате через пятнадцать минут.

Датч невозмутимо прошагал к дверке машинного отделения, отворил створку и исчез в недрах отсека.

Ну, Дики...

Да, это было неожиданно.

Всё всегда происходит неожиданно. По расписанию только времена года меняются, да и то, бывают курьёзы. Рок, не напомнишь, где мы были, когда нас так грубо прервали?

Обязательно напомню. И лучше сделаю это наедине, чтобы нас снова не прервали.

Реви хищно улыбнулась, а Рок, подхватив её на руки, понёс в каюту. День продолжался...

Телесеть Chiba TV Премьерный показ 6 апреля 2006 года - 24 июня 2006 года Длительность 23 мин. Серий 12 + 4 спэшла Аниме -сериал «Black Lagoon: The Second Barrage»
ブラックラグーン The Second Barrage (яп.) Режиссёр Сунао Катабути Студия Madhouse Лицензиат Телесеть Chiba TV Премьерный показ 2 октября 2006 года - 18 декабря 2006 года Длительность 23 мин. Серий 12 + 3 спэшла OVA «Black Lagoon: Roberta’s Blood Trail» Режиссёр Сунао Катабути Сценарист Сунао Катабути Студия Дата выпуска 27 июня 2010 года - 22 июня 2011 года Серий 5

Пираты «Чёрной лагуны» (яп. ブラックラグーン Буракку Рагу:н , англ. Black Lagoon ) - манга и аниме о приключениях компании по доставке нелегальных товаров в морях Юго-Восточной Азии . Автор идеи - Рэй Хирои.

Аниме-сериал разбит на два сезона, хотя стиль рисунка одинаков, они логично продолжают друг друга по сюжету, обладают сквозной нумерацией серий и идентичными вступительными и заключительными роликами. Третий сезон был анонсирован на обложке первого тома одноименной новеллы . Третий сезон вышел в формате OVA и состоит из 5 частей, первая из которых вышла 17 июля 2010 года. Последняя на текущий момент - пятая серия, вышла 22 июня 2011 года. Режиссёр, художник и сэйю главной героини остались прежними. Проектом занимается студия Madhouse .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Окадзима Рокуро, мелкий японский служащий крупной токийской компании, был отправлен в заморскую командировку с целью доставки некоего диска. В Южно-Китайском море пираты, нанятые русской мафией , захватывают его корабль, чтобы выкрасть секретную информацию, содержащуюся на диске. Самого Рокуро пираты после штурма берут в заложники в надежде получить за него выкуп с его компании. Но захваченная информация оказывается настолько компрометирующей, что компания решает уничтожить и пиратов, и Окадзиму, чтобы «замести следы». Чудом оставшись в живых, Рокуро (или Рок, как назвал его Датч), решает присоединиться к похитившим его пиратам и становится матросом на торпедном катере «Чёрная лагуна».

    Корабль принадлежит маленькой, но хорошо известной компании по доставке грузов «Лагуна», которой «иногда приходится нарушать закон». Её офис расположен в вымышленном городе Roanapur в Таиланде , криминальной столице Юго-Восточной Азии. В бухте города расположена статуя Будды , а над единственным сухопутным въездом висит петля, чтобы «вешать чужаков», которые, не подумав, придут в город. Наиболее тесные отношения курьерская служба поддерживает с могущественной группировкой русской мафии «Отель Москва», но готова сотрудничать с любым, кто предложит достаточную сумму.

    Персонажи

    Рок - (Rock), Окадзима Рокуро - бывший клерк крупной японской компании, ставший пиратом. Компания «Лагуна» взяла его как заложника, чтобы получить деньги от его японских работодателей, но те приняли решение уничтожить Рокуро вместе с его похитителями. После того, как с помощью находчивости Окадзимы пиратам удалось победить в бою со штурмовым вертолётом и остаться в живых, он был принят в команду «Лагуны». В Токио Рок работал в геологическом отделе и довольно хорошо разбирается в этой отрасли. «Лагуна» в основном использует его лингвистические способности (он знает японский , английский , испанский , а также немного знаком с другими языками). Образован, умеет вести деловые переговоры. Рок не любит оружие, поэтому Датч не посылает его выполнять боевые миссии. В опасном городе Роанапра Рок защищён от проблем с преступностью, поскольку работает на «Лагуну», широко известную в узких кругах. Несмотря на то что он завязал с жизнью клерка, Рок всё равно носит рубашку и брюки и отказывается от гавайской рубашки , подаренной ему Реви. Своей новой жизнью он очень доволен и ни разу не пожалел о том, что сменил скучную, но безопасную жизнь, на долю представителя криминальных кругов. Видно, как жизнь в морях Юго-Восточной Азии меняет его - Рок становится более уверенным и опытным. С семьёй и старыми друзьями в Японии отношения не поддерживает. Среди команды он остаётся самым миролюбивым и добрым, часто настаивая на соблюдении справедливости. Не любит выполнять слишком грязные заказы, например, по грабежу могил или продаже детей.

    Сэйю : Дайсукэ Намикава.

    Реви - (Revy), Ребекка, «Двурукая» - боевик «Лагуны», американка китайского происхождения. Родилась и жила в Нью-Йорке , в квартале Чайна-таун . В детстве потеряла родителей. Разыскивается полицией Нью-Йорка . Получила свою кличку за умение вести стрельбу «по-македонски» (одновременно с двух рук). Именно она решила взять Рока в заложники и позже предложила ему стать членом «Лагуны», но, несмотря на это, в начале имела проблемы в общении с ним. Неравнодушна к Року [ ] . Имеет татуировку на правом плече и практически всегда носит очень короткие шорты и ботинки-джанглы (Jungle boots). Много пьёт и курит, крайне вспыльчива - может открыть стрельбу по любому поводу. Не раз её сравнивали с серийными убийцами. Любимое оружие - два пистолета Beretta 92FS Inox . Они сильно модифицированы: ствол удлинён на 1 дюйм (с 4,9 до 5,9) и приспособлен под глушитель; вдоль кожух-затвора выгравированы надписи на тайском ; знак Весёлый Роджер на рукоятках. Своё оружие она называет «Sword Cutlass», в честь пиратской абордажной сабли . Постоянно находясь на краю жизни, Реви стала довольно циничной и прагматичной. Полагается только на себя. Главные ценности - оружие и деньги. Атеист. В некоторых вариантах перевода её называют Леви, что является неверным, так как имя Реви является сокращением от имени Ребекка

    Датч - (Dutch) - (букв. голландец ) глава «Лагуны» и владелец торпедного катера, когда-то принадлежавшего американским ВМС . Настоящее имя, вероятно, Ричард (Дик). По его собственным словам - бывший морпех, ветеран войны во Вьетнаме . Незадолго до вывода американских войск в 1973 году, Датч дезертировал. Скрылся в Таиланде, начав работать наёмником. Эту теорию, однако, подверг сомнению один из американских агентов во время арки "El Baile de la Muerte", указав на нестыковки в рассказе Датча. Умён, рассудителен, начитан. Старается избежать конфликтов внутри «Лагуны». Неразговорчив, но хорошо сходится с людьми. Высокий, с хорошо развитой мускулатурой. Постоянно носит тёмные очки. Находит заказы, стараясь не участвовать в разборках мафиозных кланов Роанапура. Тем не менее, имеет очень хорошие отношения с Балалайкой из «Отель Москва» и мистером Чаном из Триад . Любимое оружие - дробовик Ремингтон 870 Marine Magnum и револьвер Smith & Wesson 629. Христианин.

    Сэйю : Цутоми Исобэ. Сэйю : Тосиюки Морикава.

    Эда - (Eda) - сестра Церкви Насилия, лучшая подруга Реви, с которой они часто выпивают прямо в храме, но дружеские отношения не мешают им направлять друг на друга стволы своих пистолетов, когда дело касается денег. Агент ЦРУ под прикрытием, добывающий информацию для разведки США. Практически не упоминается в первом сезоне. В «Black Lagoon: The Second Barrage» пробует флиртовать с Роком, в основном для того, чтобы вызвать у Реви приступы ревности, и подбивает её начать более близкие отношения с ним. Постоянно спрашивает Реви, переспала ли та с Роком, получая уклончивые ответы. Блондинка с голубыми глазами, которые она прячет за розовыми очками, постоянно жуёт жевательную резинку. Одета либо в рясу монахини, либо в мини-юбку с открытым топиком. Из оружия предпочитает Glock 17L .

    Сэйю : Дзюн Карасава.

    Сестра Иоланта - (Yolanda) - матушка-настоятельница Церкви Насилия. Несмотря на свой преклонный возраст, легко участвует в перестрелках, играючи управляясь со специальным позолоченным Desert Eagle . Торгует оружием и хорошо в нём разбирается. Носит повязку на правом глазу. Хорошо разбирается в чае.

    Сэйю : Акико Такэгути.

    Бао - (Bao) - бармен бара Yellow Flag, где часто отдыхают сотрудники «Лагуны». Бывший солдат Армии Южного Вьетнама. Недолюбливает «Лагуну» (и особенно Реви) из-за того, что его бар нередко разносят во время перестрелок с участием «Лагуны». Ведя бизнес в опасном городе Роанапур, имеет пуленепробиваемую барную стойку. Его любимое оружие - дробовик.

    Сэйю : Сиро Сайто.

    Гарсия Лавлейс - (Garcia Lovelace) - старший сын семьи Лавлейс, обедневшего венесуэльского аристократического рода. Отец - Диего Хосе Сан-Фернандо Лавлейс (Diego Jose San-Fernando Lovelace), мать умерла за четыре года до описываемых событий. Несмотря на финансовые трудности, род Лавлейс очень знатен и входит в число «13 семей Южной Америки».

    Сэйю : Кадзуэ Икура.

    Роберта - (Roberta) - старшая горничная семьи Лавлейс в их особняке в Венесуэле. За время работы, сильно сдружилась с сыном главы семейства, Гарсией. В прошлом Роберту звали Розарита Тиснерос (Rosarita Tisneros). Она прошла курс подготовки на Кубе, была боевиком ФАРК и находится в международном розыске. Из-за того, что в любом деле идет до конца, получила прозвище «Гончая Флоренсии». Осознав, что является лишь инструментом в руках наркокартеля, нашла убежище у семейства Лавлейс. Владеет всеми видами оружия, но особо стоит отметить ружьё Franchi SPAS-12 , замаскированное под зонт.

    Сэйю : Митиэ Томидзава.

    Шеньхуа - (Shenhua) - наёмница-фрилансер, китаянка с Тайваня . Выполняла поручения мистера Чана. Предпочитает холодное оружие, умело орудует двумя ножами-кукри . Говорит с акцентом, иногда нарушая конструкцию предложения. Часто неуместно употребляет фразу «типа того», за что Реви дразнит её этим словосочетанием. По вероисповеданию - даосистка .

    Сэйю : Сасаки Ёко.

    Список эпизодов

    Black Lagoon

    Название Дата оригинального показа
    01 «Чёрная лагуна»
    «The Black Lagoon»
    08.04.2006
    02 Мангровый рай
    «Mangrove Heaven»
    15.04.2006
    03 Бешеная гонка
    «Ring-Ding Ship Chase»
    22.04.2006
    04 Возвращение орла
    «Die Rückkehr des Adlers»
    29.04.2006
    05 Орёл на охоте и охота на орла
    «Eagle Hunting and Hunting Eagles»
    06.05.2006
    06 Под охотничьей луной
    «Moonlit Hunting Grounds»
    13.05.2006
    07 Расслабьтесь, ребята
    «Calm Down, Two Men»
    20.05.2006
    08 Большой переполох
    «Rasta Blasta»
    27.05.2006
    09 Служанка-киллер
    «Maid to Kill»
    03.06.2006
    10 Неукротимая горничная
    «The Unstoppable Chambermaid»
    10.06.2006
    11 Рок-н-ролльная революция
    «Lock"n Load Revolution»
    17.06.2006
    12 Наёмники в джунглях
    «Guerrillas in the Jungle»
    24.06.2006

    Black Lagoon: the Second Barrage

    Название Дата оригинального показа
    13 Нашествие близнецов-вампиров
    «The Vampire Twins Comen»
    03.10.2006
    14 Сказка о кровавом спорте
    «Bloodsport Fairytale»
    10.10.2006
    15 Лебединая песнь на рассвете
    «Swan Song at Dawn»
    17.10.2006
    16 Джейн Банкнота
    «Greenback Jane»
    24.10.2006
    17 Цирковое шоу уродов Роанапура
    «The Roanapur Freakshow Circus»
    31.10.2006
    18 Удача господина Бенни
    «Mr. Benny"s Good Fortune»
    07.11.2006
    19 Рай для гангстера с Фудзиямы
    «Fujiyama Gangsta Paradise»
    14.11.2006
    20 Преемственность
    «The Succession»
    21.11.2006
    21 Папины кровиночки
    «Two Father"s Little Soldier Girls»
    28.11.2006
    22 Тёмная башня
    «The Dark Tower»
    4.12.2006
    23 Месть Белоснежки
    «Snow White"s Payback»
    11.12.2006
    24 Меткие стрелки
    «The Gunslingers»
    18.12.2006

    Black Lagoon Roberta’s Blood Trail

    Название Дата оригинального показа
    25 Еще одна бойня
    «Collateral Massacre»
    17.07.2010
    26 Тактика клерка
    «An Office Man"s Tactics»
    30.09.2010
    27 Ангелы под прицелом
    «Angels in the Crosshairs»
    07.01.2011
    28 Перенасыщение смертью
    «Oversaturation Kill Box»
    11.03.2011
    29 Позывной: Рай, статус: без вести пропавший
    «Codename Paradise, Status MIA»
    22.06.2011

    Музыка

    Открывающая композиция:

    • «Red Fraction», (MELL)

    Закрывающие композиции:

    • «Don’t Look Behind», EDISON
    • «The world of midnight», «mooki» obata после эпизода 15.
    • «Preach Headz Addiction», breath frequency после эпизода 24 (12 серия «Black Lagoon: The Second Barrage»).
    1. Red fraction (Opening version)
    2. Tear Drops to Earth
    3. Asian Comfort
    4. Don’t Stop!
    5. Samara Samanda
    6. A Cold Wind in My Mind
    7. Make A Bet
    8. El Sol se Recuesta
    9. Seasonal Wind
    10. 66 steps
    11. The World of Midnight
    12. Dark Side of the Moon
    13. Tadpole Dance
    14. Let Me Know Your Name
    15. After the Rain
    16. It’s an Easy Afternoon
    17. Behind the Clouds
    18. The Anthem of the Aryan Socialist Union
    19. Melting Brain
    20. The Way to Last Night
    21. Peach Headz Addiction
    22. Don’t Look Behind (requiem version)
    23. Father’s Chest
    24. Don’t Let Me Join Now
    25. Foxy Doll
    26. Rock the Carnival
    27. Mad Club
    28. Don’t Stop! (Guitar version)
    29. Don’t Look Behind (Ending version)

    «Плохая девятка»

    Пытался начать смотреть одну аниму... И бросил в ходе первой серии из-за бездушности: всё добротно, но блин скучно. А затем пошел дальше по списку запланированных и наткнулся на Пиратов. Всё сразу встало на свои места: понравилось с первой серии.

    Самое ценное здесь, пожалуй, два персонажа:
    *негр - забавный дядька немного на своей волне, исключительно позитивный и в то же время умный. Очень доставляет, когда посреди всяких перестрелок он троллит своих подчиненных, оправдывая это «Как работодатель, я должен следить за отношениями в коллективе».
    *Леви - на скринах так себе, а в ходе просмотра очень даже сексапильная. По-своему на позитиве, крутая, вокруг неё всегда много заварушек, которые она сама же расхлебывает.

    Ценность сюжета в экшене, позитиве и нахождении выхода из казалось бы безвыходных ситуаций. Отличный боевик. Ну и аналогия с Терминатором 2 очень позабавила. Для восьмерки слишком жирно, для девятки жидковато, но скучать не приходится и просмотр не хочется откладывать, поэтому округлил в сторону увеличения.

    "Комментарий смешной, а ситуация страшная"
    Вот эта мемасная фразочка отлично характеризует отношение к тайтлу. Это весело, круто, пафосно, экшен хороший, персонажи колоритные и запоминающиеся. Но вот посмотришь на сюжет и "реализм", как начинает пробивать на фейспалмы. Если первая арка и арка с ребенком ещё более-менее адекватные по сюжету, то последняя и с подлодкой -- это какая-то дичь. По реаистичности -- я конечно понимаю, когда ГГ имбоваты (а то умрут где-нибудь на 3 серии, и че дальше?), но тут это просто с дичайшим перебором: 2 человека зачищают целый корабль, на котором вроде как военизированная организация (хотя мб это просто хор такой ), Тянка в маечке и мини-юбке 1 уничтожает с десяток катеров, стреляет по-македонски в 2 разные цели не промахиваясь, когда в неё эти 2 цели нифига не могут попасть с винтовок. Но, конечно, апогей этого -- это Роберта. Не зря её прямо в сериале с терминатором сравнили. Конечно, там сверху писали про то что это типа Би муви, боевик 80-ых. Но тогда, во-первых, немного опоздали, во-вторых, просто добавьте фантастику, с ней на большую часть можно закрыть глаза. А если претендуете на реализм, то соблюдайте. Ну и да, романтизация бандитизма, все дела. Но, тем не менее, если забить, то смотрится это более чем весело и свои 8/10 заслуживает.

    Нескучное аниме, в чём-то рвущее шаблоны.
    Больше всего, пожалуй, понравились персонажи, вот прям все, за исключением Леви. ГГ весьма цельный, логичный, со своей позицией. Не типичный тряпка-ОЯШ, спасибо создателям за это. Негр, на мой вкус, очень харизматичный и приятный персонаж, меня улыбало всегда, когда он появлялся на экране. Второстепенные герои тоже радуют, та же Балалайка - образец властной, но при этом женственной и очаровательной особы. Все пупсики и зайчики, в общем, но Леви меня выбешивала просто невероятно. Она сборник всех худших качеств героинь-цундере, возведённых в абсолют: постоянно орёт, обзывается и огрызается, нападает на того же Рока хз за что, имеет непомерное ЧСВ, хотя по сути умеет только убивать да грабить, и то непонятно, насколько хорошо, учитывая то, что у неё мощнейший plot shield. Короче, почти все мои негативные чувства по отношению к сериалу связаны с Леви.
    Ещё, конечно, несколько огорчает то, что создатели местами категорически забивали на здравый смысл и хоть какую-то реалистичность, об этом уже до меня достаточно сказали. Приходится отключать мозг на время просмотра, иначе к концу серии он начнёт выдавать синий экран.

    В целом, впечатление скорее приятное. Смотреть весело, хорошо подойдёт для того, чтобы расслабиться и не думать.
    В плане оценки сомневалась между 7 и 8, но всё же решила, что на "отлично" не тянет.

    Реви!
    Молчание. Пиратка как зашла под утро в свою каюту - так и не выходила уже целый день и ночь. Датч вздохнул. Реви закрылась на замок - такое бывало редко, но бывало. Тоска, размышления о гребаной этой жизни периодически одолевали даже её и она могла сутками так просидеть в своей каюте - лежала, смотрела в потолок. Курила... Одну за одной. И держала в руке пистолет. Она не зря говорила, что уже давно мертва. Конечно, с такими мыслями её иной раз посещало нелепое, но сильное и навязчивое желание взять ствол, приложить к виску... Конечно, может Датч и Бенни думали, что она просто тоскует о чем - то, либо просто у ней что-то с головой не в порядке. Может, ей просто надоело жить? Реви приложила холодный ствол к голове. Прикосновение металла приятно холодило кожу, девушка закурила снова, бросив окурок у кровати. Мутный взгляд устремился в низкий потолок каюты. Она хотела очевидно что-то сказать, самой себе, но передумала и снова прикрыла глаза, выпуская дым через рот и нос.
    Датч вышел на корму.
    -Эй, Рок.
    Японец сидел, глядя на закат, тоже покуривая, галстук развевался от ветра. Услышав голос босса, он лениво повернул голову. Датч сел.
    -Помнишь, когда Реви хотела тебя пристрелить, а я закрыл тебя собой и успокоил её, а?
    -На днях было. - Кивнул, глядя куда-то вдаль, Рок. Негр закурил.
    -Ты тогда сказал, что мой должник.
    -Что случилось, Датч? - Повернул голову Рок. Датч усмехнулся, огромная ладонь легла на плечо парня.
    -Мы через десять часов или ранее прибудем на точку. Без Реви будет сложновато... Вот что тебе нужно сделать...
    ...Рок постучался. Тишина.
    -Реви. Это я.
    Молчание. Вздохнув, японец открыл дверь и зашел.
    -Ох и вонища!..
    Он открыл окно. Реви так и лежала, держа пистолет, второй валялся на полу рядом с её кроватью. Катер качнуло, бутылки под её кроватью скатились к противоположной стене. Покачав головой, парень подошел.
    -Эй, Реви. Тут тебя Датч звал, что скажешь?
    Он был какой - то другой. Курил стоял, чуть усмехаясь, а взгляд... Реви повернула голову.
    -Что ты на меня тут как волчара уставился? - Пистолет оказался направлен на него. Рок спокойно курил.
    -Обоймы нет. Ты специально её вытащила, боишься ненароком пораниться?
    Скрипнув зубами пиратка нажала на курок, но пулю, что была в стволе она выпустила в потолок два с половиной часа назад. Сильные руки парня ухватили её за плечи, пепел с его сигареты упал на голое плечо девушки, оставив ожог. Та поморщилась.
    -Ты долго собираешься киснуть? - Спросил он её. - Тебе больше нечем заняться? Или может, совсем жить осточертело? У меня предложение. - Он скалясь, как безумный, закурил ещё сигарету, сев рядом. - Датч занят управлением катером, Бенни лазит в компьютере. Можно пойти прям сейчас и запросто выстрелить ему в затылок, просто мозги по стене размазав. - Он сложил два пальца пистолетом и прижал ко лбу Реви, надавив так, что она поморщилась. - Потом Бенни... С ним вообще не будет проблем...
    -Что ты несешь. - Скривив лицо, произнесла Реви. Рок убрал пальцы от её лба и взял пистолет.
    -Недалеко рифы. Знаешь, ""Дьявольские пики."" Можно направить катер на них, заклинить штурвал и круто всем вместе отправиться в Ад. Хочешь? Идея хорошая. Ты как считаешь?
    -Ты спятил. - Убежденно произнесла Реви. - Ты становишься всё большим психом. Раньше это было даже забавно, но уже с такими мыслями тебя опасно держать рядом. - Она приложила нож, всегда лежавший под подушкой, к его горлу. Японец убрал сигарету, наклонился. Лезвие порезало кожу, пошла кровь. Он выпустил дым в лицо Реви, затем наклонился ещё... Нож чиркнул по шее, Реви даже не поняла - убила его, или нет... Губы Рока впились в её губы - бесцеремонно, не спрашивая согласия. Кровь капнула на её одежду, затем ещё. Он целовал её, схватив вторую руку Реви в районе запястья, пока она не затихла окончательно. Затем посмотрел на девушку в упор. От него несло табаком, так же, как и от нее.
    -А перед тем предлагаю трахнуться. - Рука японца прошлась по её обнаженному бедру. - Хочешь?
    Реви дернулась, ему едва хватило сил её удержать.
    -Отпусти меня, придурок!
    Рок поцеловал её снова, но в этот раз - на секунду всего и прошептал, касаясь её полуоткрытых губ:
    -Ты конечно, никудышная любовница, у тебя сухие губы и ты галимо целуешься, но всё же ты баба. Ну что? - Он чуть надавил на её плечо, сильнее сжал запястье Реви. - Забыла свои яйца в животе у мамочки? Ты точно баба, или просто так одеваешься? А? Давай, раздевайся.
    Реви стиснула зубы.
    -Да пошел ты...
    Он снова заткнул её, отпустив плечо, полез рукой под топ, открыв правую грудь, начал её массировать. Нож со звоном упал на пол, пиратка чуть слышно застонала, согнула ногу в коленке. Язык проник в её ротик, она дернулась снова, но он не пустил. Ремень на её шортах, бывших когда-то джинсами оказался расстегнут, мужская рука проникла в трусики. Реви застонала сквозь поцелуй, прикусила ему губу. Оторвавшись от её губ Рок впился в её шею, оставив засос, затем провел по этому месту языком. Реви сжала ноги, дыхание было частым и неровным. Рок начал снимать с нее одежду.
    ...Он вышел спустя пару часов и сразу попросил сигарету. Датч одолжил ему одну. Рок вытер кровь с прикушеной губы. Реви вышла следом, прошла на нос катера, вдыхая свежий воздух. Датч усмехнулся.
    -Молодец. Смотри. И долг вернул и развлекся немного.
    Рок курил.
    -Это такое же развлечение, как играть в русскую рулетку, Датч. Будоражит, но пробовать не советую.
    Катер уходил на восток. Реви зарядила обойму, затем вторую, её длинные волосы развевались от встречного ветра. Датч встал с места, направляясь обратно к себе.
    -Конечно, нетрудно догадаться, как можно успокоить Реви. Да только пойдет на это полный псих. Правда в том, Рок, что ты ещё похлеще многих, кого я знаю.

    ТЕМНЫЕ ИЛЛЮЗИИ СОЛНЕЧНОГО РОАНАПУРА: АНИМЕ «ПИРАТЫ «ЧЕРНОЙ ЛАГУНЫ»
    (рецензия написана для аниме-журнала «НЯ»)

    ОЦЕНКА АНИМЕ: 9 из 10

    Название: Пираты «Черной лагуны»/ Black Lagoon
    Жанр: приключения, комедия, драма.
    Выпуск: ТВ - 2006 г.; ОВА - 2010 г.
    Тип: ТВ-1 (12 эп. по 25 мин. + 4 спэшла),
    ТВ-2 (12 эп. по 25 мин. + 3 спэшла),
    ОВА (5 эп. по 35 мин.)
    Студия: Mad House / Мэд Хаус
    Режиссер: Катабути Сунао
    Автор оригинала: Хироэ Рэй

    ЭПИГРАФ

    Этот чертов городок довел меня до ручки. Если я вскорости не уеду, то помешаюсь на крови, как местные граждане <…> Только начни играть с убийством, и оно на тебя как-нибудь да подействует. Либо тебя начнет тошнить, либо тебе понравится.<…>

    Для чего это вы притащили ледолом?

    Чтобы показать вам, как у меня работает голова. Несколько дней назад для меня это был просто инструмент, которым крошат лед <…> Сейчас я думаю - недурная штучка, чтобы пришпилить человека к его собственному костюму.

    (Дэшил Хэммет, «Кровавая жатва», глава 20., пер. М. Сергеевой).

    КРАТКО О СЮЖЕТЕ

    Рокуро - мелкий клерк на должности «подай, принеси, подставь зад под пинок начальства». Однажды компания «Асахи» отправляет Рокуро в командировку в Южно-Китайское море, чтобы доставить некий диск. Корабль, на котором плывет Рокуро, захватывают пираты - но не наследники Джека Воробья в попугаичьих шмотках и с манерами придурков, а «конкретные» ребята, вооруженные до зубов. Понаделают в тебе дырок - будет бо-бо. Командир пиратов - бывший морпех Датч, американская китаянка, меткий стрелок Реви и хакер Бенни. Диск они забрали. Но Реви этого показалось мало. В качестве бонуса она прихватила с собой Рокуро, рассчитывая получить за него выкуп. Потом, правда, оказалось, что пираты - вовсе не отморозки, а вполне нормальные люди. Они не собираются держать пленника в черной-черной комнате, а привозят Рокуро в Роанапур - город бандитов, и даже угощают выпивкой.

    Однако ни пираты, ни Рокуро не знают, что на заветном диске содержится информация, разглашение которой обернулось бы катастрофой для руководства компании «Асахи». Смахнув крокодилову слезу, главы компании решают уничтожить диск вместе с Рокуро и пиратами. Все спланировано, все предрешено.

    Но Рокуро, этот жалкий клерк, не хочет погибать. В офисном хомячке пробуждается зверь. И, поверьте, он еще заставит всех прокашляться. Если, конечно, его самого не сожрут.

    Так Рокуро становится Роком, членом команды логистической компании «Лагуна», которая «доставляет грузы и иногда нарушает закон».

    В городе, населенным одними бандитами, верховодят четыре крупные мафиозные группировки. Самые сильные из них две: русская мафия «Отель Москва» - отряд отставных военных во главе с Балалайкой, и китайская триада во главе с бывшим полицейским мистером Чаном.

    Вместе с Роком мы погружаемся в жизнь Роанапура, города Свободы, города Смерти, города, где убийство - рутина, где человеческие души легко покупаются и продаются.

    «ПИРАТЫ «ЧЕРНОЙ ЛАГУНЫ» И «КОВБОЙ БИБОП»: ИЛЛЮЗИЯ СХОДСТВА

    По чисто эмоциональному впечатлению «Пираты «Черной лагуны» напоминают другой знаменитый аниме-сериал, вышедший восемью годами ранее, - «Ковбой бибоп». В центре обоих аниме - группа очень разных людей, которые встретились волею случая и теперь держатся вместе. Будучи наемниками, они берутся выполнять заказы, попадают в переделки и затем выбираются из них.

    Другая точка пересечения «Пиратов» с «Ковбой бибоп» - яркие, харизматичные и неординарные персонажи. Правда, мир «Пиратов» более многолюден, а в их образах больше стёба.

    «Пираты «Черной лагуны» изобилуют цитатами и отсылками к другим произведениям, и это еще одна черта, объединяющая это аниме с «Ковбой бибоп». «Без лица», «Отчаянный», «В осаде», «Терминатор», «Братья Блюз», «Крепкий орешек-2» и многое другое. Фишка «Пиратов» в том, что все цитируемые фильмы сняты до событий, показанных в сериале, а значит герои теоретически могли их видеть. Получается, что персонажи осознанно подражают героям кинематографа, слегка актерствуют, стремясь хоть в мелочах, но уподобиться киношным «крутым ребятам», чтобы скрасить свою реальную бандитскую жизнь.

    Наконец, жанровый спектр обоих сериалов очень разнообразен: от разбитного комедийного боевика до пронзительно-болезненной драмы. При всей пестроте оба эти аниме обладают неким стилем. Однако стили эти совершенно разные. «Ковбой» лиричен, причем даже в сценах погонь и перестрелок. За смехом «Ковбоя» скрываются слезы. Стиль «Пиратов» более жесток и агрессивен. Его смех циничен, он маскирует надрыв, озлобление, обреченность.

    В «Пиратах «Черной лагуны» множество, шедевральных с точки зрения диалогов и постановки. Их можно пересматривать отдельно от сериала, просто наслаждаясь репликами, упиваясь стилем. «Сигаретный поцелуй» Рока и Реви, пляска Реви на катерах, рукопашная с Робертой, дуэль катера с вертолетом - всего не перечислить. В моем личном рейтинге лидирует сцена перестрелки в Церкви Насилия («Знаешь, что сказал Иисус в пятой главе Евангелие от Иоанна?»): смачные диалоги и великолепная постановка. «Лицо» аниме создают именно такие яркие, запоминающиеся сцены и фразы, которые хочется выучить наизусть и цитировать при каждом удобном случае.

    Интуитивно ощущаемое сходство «Пиратов «Черной лагуны» и «Ковбой бибоп» - не более чем игра воображения. Всерьез сопоставлять эти аниме - все равно как сравнивать творчество двух поэтому лишь на основании того, что оба пишут стихи.

    «НАЧАЛИ ЗА ЗДРАВИЕ…»

    «Пираты «Черной лагуны» состоят из двух сезонов по тринадцать эпизодов и пятисерийной овашки. Нумерация эпизодов сквозная, а значит, по замыслу все они составляют единое целое. Вне сквозной нумерации стоят семь спецэпизодов. Это коротенькие комедийные зарисовки, в которых обыгрываются главные темы сериала.

    Завязка практически всех эпизодов сериала одинакова: в Роанапуре появляется чужак. Исключения можно перечесть по пальцам одной руки. В эпизодах «Бешеная гонка и «Расслабьтесь, ребята» показаны внутренние «разборки» Роанапура. Интересна последняя арка второго сезона: в ней Роанапур сам вторгается во внешний мир: Реви и Рок вместе с людьми из «Отеля Москва» едут в Токио. Круг замыкается. Рок получает возможность вернуться к исходной точке своего пути.

    Первый сезон держится в рамках лихого комедийного боевичка, обильно сдобренного черным юмором. Все трагическое относится к прошлому: гибель офицеров немецкой подлодки, тяжелое прошлое Реви и Роберты, гибель семьи террориста Ибраха - все это поросло быльем. В настоящем же умирают только те персонажи, которых не жалко.

    Финальная арка первого сезона, где Рок попадает в плен к террористам в джунглях, - это переломный момент для героя. Он впервые оказывается один на один со смертью и старается играть крутого парня. После разговора с террористом Таканакой Рок осознает, что находится на перепутье. Во втором сезоне ему предстоит определить свое место в Роанапуре, сформулировать свою цель и начать воплощать ее в жизнь. Цель эта - отстаивать справедливость, спасать жертв Роанапура. О чем-то подобном Рок размышлял уже в первом сезоне. В 7 эпизоде ТВ-сериала он заявляет: «Раз Робин Гудов нет - я буду Робин Гудом». Что из этого выходит, мы видим в последней арке второго сезона.

    Второй сезон выстреливает историей про детей-убийц, прозванных Гензелем и Гретель. История кошмарная, жестокая, наполненная безнадежностью и беспросветным отчаянием.

    В последней арке второго сезона Рок, а вместе с ним и мы, возвращается в исходную точку своего пути. Снова он попадает в холодный Токио, правда, теперь уже не в «обывательский», а в «бандитский». За прошедший год Рок многое повидал, многое понял и изменился. Вопрос, насколько сильно. И это вопрос не только для нас, зрителей, но в первую очередь для самого Рока. Возвращение в прошлое помогает герою лучше понять самого себя.

    Вместе с собой Рок приносит в Токио дух Роанапура. Токийские якудза отличаются от роанапурских головорезов: они еще помнят о кодексе чести, хотя не все ему следуют. Но Роанапур быстро перемалывает японских «благородных» бандитов. Неукротимая Балалайка, привыкшая действовать по-военному, уничтожает все соперничающие группировки якудза, расчищая дорогу русской мафии.

    Очень интересна сцена, где Реви играет с детишками в «Дикий Запад» и рассказывает им, как умирает человек. Пропасть между «невсамделишной», «киношной» смертью и смертью настоящей, прозаичной пугает детей. Реви словно обжигает их жестокой правдой Роанапура: смерть - это совсем не круто, это страшно и просто.

    И все же роанапурцы ощущают себя в Токио чужими. И Рок, и Реви и даже Балалайка стремятся поскорее вернуться в «свой» город.

    Особенно неуютно чувствует себя в Токио Реви. И причина не только в языковом барьере. Здесь, среди обычных людей, живущих скучной повседневной - нормальной - жизнью, она острее чувствует свое одиночество, свою ущербность. Реви удивляется, что Рок не хочет воспользоваться возможностью, чтобы их навестить в Токио своих близких. У самой Реви, отцеубийцы, нет ни дома, ни семьи. Если б у нее был настоящий Дом, место, куда можно было вернуться, она бы не упустила свой шанс. Но, увы, единственное ее пристанище - город живых мертвецов Роанапур.

    При всей своей жестокости Роанапур прост и понятен: убей или будешь убит. По этой же причине городом бандитов грезит «белоснежка» Юкио. Она запуталась в себе, устала терзаться за себя и за других, ей опостылела свалившаяся на нее ответственность. А Роанапур кажется ей городом, где каждый сам за себя, где человек - сам себе хозяин и волен решать свою судьбу. Но это лишь иллюзия. От себя не убежать, заберись ты хоть в Роанапур, хоть на край света. Юкио предпочитает физическую смерть гибели душевной.

    Пятисерийная овашка, которая выходила на протяжении года, по сравнению с сериалом смотрится тускленько. Увы, кроме качественной картинки козырять ей нечем.

    Ничего принципиально нового там не говорится. Да, разжеваны некоторые моменты из жизни Роанапура. «Кто в адском городе хозяин», «простые люди - пешки в руках сильных мира сего», «с пути убийцы нелегко сойти», «одному человеку не победить Систему», «история не знает сослагательного наклонения», «Рок по своей сути отнюдь не белая барашка, а добрый волк» - все эти темы так или иначе уже звучали в сериале, ответы на все загадки можно было найти там, в череде двадцати четырех эпизодов. Если, конечно, смотреть внимательно и хотя бы периодически включать голову.

    ОВА всего лишь расставляет акценты: мол, да-да, ваши догадки были верны. Если б «повторение - мать учения» занимало один - два эпизода, не было бы никаких претензий. Но пережевывание пройденного растянули аж на пять получасовых серий! Непозволительно много для предложенного сюжета и набора тем. Сюжета практически нет. Роберта всех мочит. За ней гоняются и враги, и друзья, а она всех мочит. Для тридцати минут - хорошо. Для пяти раз по тридцать минут - извините. Если хотя бы показали, как Роберта постепенно погружается в безумие. Но ничего подобного. У нее сразу резко срывает крышу - и понеслось.

    «Гениальные расчеты» Рока выглядят дутыми пустышками. Сам процесс его раздумий показан смехотворно. Так обычно играют плохие актеры, не умеющие показать искренние эмоции и ограничивающиеся их изображением. Рок напряженно пялится на стену, испещренную непонятными схемами, и бормочет что-то под нос. Потом, когда события уже начинают развиваться, он только с умным видом кивает головой: «да-да, я именно так все и рассчитал». У авторов была задача показать Рока великолепным стратегом и была задача рассказать нам историю кровавой вендетты Роберты. Эти две задачи довольно искусственным образом склеили вместе. Мостик между ними, то есть ход рассуждений Рока, нам не продемонстрировали. Возникает подозрение, что его и не было.

    В процесс просмотра возникает стойкое ощущение, что в овашке авторы решили оторваться за все двадцать четыре эпизода ТВ-сериала, где по цензурным соображениям им приходилось сдерживаться в демонстрации крови и секса.

    О счастье! В овашке нам наконец показали, как ублюдок-полицейский насилует маленькую Реви! Ура-ура. А то мы из сериала не догадались, ЧТО именно копы сделали с Ребеккой, всё думали, они у нее леденечик отобрали! Натурализм не предосудителен. Но лишь в том случае, если он художественно оправдан, если он преследует какую-либо цель, кроме собственно показа голой задницы. Иначе такой натурализм есть не что иное как безвкусица.

    То же самое относится и к насилию физическому. В овашке кровища льется рекой, а персонажи плавно перемещаются из одной мясорубки в другую (ближе к концу уже перетекают). Но то ли из-за неудачной постановки, то ли из-за слабенького сценария смотрится это пиршество кровяки однообразно и скучно. Нет атмосферы, нет эмоционального сопереживания. Очень странно, учитывая, что и сериал, и овашку режиссировал один человек - Катабути Сунао.

    В сериале кровавая пляска смерти, манящая и ужасающая, веселая и трагичная, была показана без лишнего натурализма, без «крупных планов», гораздо умнее, тоньше, психологичнее и достовернее. Куда же эта атмосфера пропала в овашке? Может, за четыре года, прошедших между выпуском сериала и ОВА режиссер подустал от «Лагуны»? Кто знает…

    РУССКИЕ В «ПИРАТАХ «ЧЕРНОЙ ЛАГУНЫ»

    «Русские в аниме» - это вообще тема для отдельного разговора. Энтузиасты-анимешники выискивают даже мимолетные упоминания о России и стараются по ним воссоздать «портрет русского глазами японцев». В этом отношении «Лагуна» - настоящий кладезь информации, ведь одна из влиятельнейших мафиозных группировок Роанапура - отряд бывших афганцев «Отель «Москва» во главе с колоритнейшей Балалайкой.

    Думается, у многих русскоязычных зрителей прозвище главы «Отеля Москва» вызывает недоумение и раздражение. Ага, «Балалайка». А чего не «Матрешка» или не «Водка»? Однако на сей раз претензии совершенно необоснованные. Наоборот, выбор прозвища показывает, насколько ответственно мангака подошел к своей работе.

    «Балалайкой» в солдатском жаргоне зовется снайперская винтовка Драгунов. Вспомним, что глава «Отеля Москва» - офицер, прошедшая Афган, а в детстве мечтавшая выступать на Олимпийских играх в стрелковых дисциплинах.

    В общем и целом практически все, что касается России в «Пиратах «Черной лагуны» сделано вполне достоверно, за исключением пары вполне простительных для иностранцев ляпов.

    Очень порадовали безукоризненно выполненные кириллические надписи. Не столь уже частый случай, когда русские буквы в аниме - это русские буквы, а не черточки и закорючки, отдаленно их напоминающие. Слова, а это в основном фамилии японских якудза, которых Балалайка планирует ликвидировать, написаны безупречно. «Б», «В», «Ь», «Р», «Ш», «Щ» и все прочие буквы кириллического алфавита на своих местах. Чудо? Нет, профессионализм и ответственность. В качестве консультанта по русскому языку создатели «Пиратов» пригласили Акибу Ицки, в миру - Евгению Давидюк, первую российскую певицу жанра J-pop, уроженку Новосибирска, живущую и работающую в Токио.

    ЗЛО ПОД СОЛНЦЕМ: ГОРОД РОАНАПУР

    Главный герой «Лагуны» - не Рок, не Реви и не какой-либо другой персонаж. Это сам город - Роанапур. Бесполезно поодиночке характеризовать каждого героя. Их можно рассматривать только в соотнесении с Роанапуром. Взаимоотношения персонажей «Пиратов» с адским городом - вот что находится в фокусе внимания создателей сериала. Самые разные люди вступают в противоборство с Роанапуром. Но победа неизменно остается за городом. Кому-то удается вырваться из лап Роанапура, сбежать обратно в «нормальный» мир. Но город на всех своих гостях оставляет отпечаток.

    Роанапур - это не только и не столько географическая точка. Это образ-символ, воплощающий Темное начало мира.

    Город бандитов представляет собой модель общества, живущего не по законам, а по «понятиям» - неписаным правилам. «Рука руку моет», «свои люди - сочтемся», «ты мне, я тебе», «человек человеку волк», «деньги решают все», «не создавай мне тут проблем, сучка!» - вот, пожалуй, и весь «кодекс» Роанапура.

    « Руанапур такое место, где все жестокие шутки - правда», - такую характеристику адскому городу в 18 эпизоде дает адскому городу Бенни (здесь и далее цитаты из ТВ-сериала приводятся по официальному переводу от «MC Entertainment»).

    Сначала Роанапур предстает городом Свободы. Рок попадает сюда из хмурого холодного Токио, где будни однообразны, скучны, предсказуемы. Не жизнь, а имитация жизни. Роанапур кажется Року полной противоположностью Токио. Солнечный город, где каждый день не похож на другой, а твоя жизнь может оборваться в любую минуту. Вот тут-то, в двух шагах от гибели, начинаешь чувствовать себя живым.

    Но все глубже постигая суть Роанапура, Рок разочаровывается в нем. Постепенно он понимает, что свобода, которой он так упивался, иллюзорна. Роанапур мало чем отличается от Токио, Нью-Йорка, Москвы, - от всего мира. Те же яйца, только в профиль. Здесь нет законов, но есть множество неписаных правил, нарушение которых карается смертью. Сказал что-то не то кому-то не тому или просто попал под горячую руку - и ты труп.

    Во внешнем мире человеческая жизнь тоже ценится дешево. Рок убедился в этом на собственной шкуре: его обрекли на смерть в интересах руководства компании. Однако люди вынуждены делать вид, что чужая жизнь - не конфетный фантик, ведь есть законы, есть общественное мнение. Они осуждают жестокость и преступления. Поэтому злу приходится хоть немного маскироваться. Роанапур же честнее со своими жертвами - только-то и всего.

    Но там, вне границ Роанапура, еще живут люди, которые продолжают верить в добро, честь, справедливость. Есть и множество обывателей, которые не сталкиваются с темной стороной жизни. Все они - вода, разбавляющая едкую кислоту зла. Роанапур - кислота концентрированная. Здесь совсем нет обывателей, которые «не в курсе». Здесь нет идеалистов: они либо быстро умирают, либо уезжают, обожженные дыханием адского города, либо надламываются под натиском тьмы и безвозвратно меняются. В третьем эпизоде, после того, как Реви в одиночку за несколько минут уничтожила шесть напавших на них катеров, Рок говорит: «Я не знаю, что в ней сломалось, чтобы она стала такой. Но, похоже, во мне это сломалось тоже, раз я восхищаюсь ее разрушительной силой» (ТВ, эп. 3). Это «что-то» - вера в людей, в добро, в справедливость.

    После истории с Гензелем и Гретель Рок открывает еще одну особенность Роанапура: адский город не отпускает своих жертв. Бенни совершенно справедливо замечает, что эти дети уже не станут нормальными, даже если сейчас окружить их любовью и заботой. Слишком поздно, ничего уже не исправишь. Они уже безнадежно отравлены кровью, смертью, злом.

    Из всех «гостей» Роанапура, запятнавших руки кровью, город отпустил лишь «горничную-терминатора» Роберту. Она вместе с «молодым хозяином» вернулась к нормальной жизни. Но дымка розового хэппи-энда развеивается в овашке. Вновь столкнувшись со смертью и болью, Робрета поступила как истинная дочь Роанапура: она не осталась утешать осиротевшего Гарсию, а ступила на путь кровавой мести и в конце концов в очередной раз умерла. Полусумасшедший искалеченный кусок мяса, раскаявшийся за свои грехи - едва ли такую жизнь можно назвать нормальной и счастливой.

    КОГДА БОГА НЕТ ДОМА

    Мир Роанапура искажен. Здесь все перевернуто с ног на голову.
    «Бога нет дома. Уехал в Вегас» - феерическая фраза Эды из ее диалога с Джейн Банкнотой выражает саму сущность Роанапура. Действительно, это город, оставленный богом. Имеется в виду не конкретно христианский бог, а любое божество как воплощение светлого начала, справедливости, добра, - всего того, что могло бы уравновесить бушующую тьму Роанапура.

    Перед адским городом возвышается статуя ослепленного Будды. Христианская церковь именует себя Церковью Насилия, в храме устраивают попойки и перестрелки, священнослужители нарушают все мыслимые заповеди, настоятельница заправляет оборотом наркотиков, а монашка Эда по совместительству агент американских спецслужб в свободное от обеих работ время подрабатывает охотой за людьми и запросто меняет рясу на мини-юбку.

    Проделывая все это, монахини продолжают считать себя служительницами бога. Доставая золоченый пистолет, матушка Иоланда цедит сквозь зубы: «Надо показать этим неверующим, где они окажутся в очень скором времени» (ТВ, эп. 16). Эда с гордостью хвастается: «Я работаю на лучшего в мире фокусника, который пешком ходил по Галилейскому морю» (ТВ, эп. 16). Под фокусником подразумевается Иисус Христос.

    Но самое главное, что все это не вызывает ни у кого из обывателей Роанапура ни возмущения, ни удивления. Что ж, каков город, таков бог, таковы и его служители.

    БАБЫ С ЯЙЦАМИ

    «Лицо» Роанапура, самые безжалостные убийцы, драчуны, оторвы, грубые матерщинницы и пошлячки - женщины. Те, кому больше подобает роль хрупких, нежных хранительниц домашнего очага и дарительниц жизни, со смаком и вкусом рушат чужие очаги и уничтожают все живое вокруг себя. Хаотическое, стихийное Инь, бушующее в Роанапуре, не уравновешенное спокойствием Ян. Это еще один штрих к портрету Роанапур - царства дисгармонии.

    Балалайка, Реви, Шеньхуа, Эда, Роберта, Чистильщица Сойер, Гретель, матушка-настоятельница Иоланда. Мужчины Роанапура кажутся задиристыми детишками в сравнении с расчетливо безжалостными и агрессивными дамами. Эта перемена ролей хорошо обыгрывается в четвертом спецвыпуске («Про мальчиков и девочек»), где все мужские персонажи сериала предстают в облике девчонок, а персонажи-женщины - в облике парней.

    ОСТАТКИ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

    Рок и команда «Лагуны» не единственные жители Роанапура, в ком остались нормальные человеческие чувства. Головорезы адского города, наемники, убийцы всех мастей тоже не чужды проявлению добрых чувств и простых слабостей. Они тоже нуждаются в поддержке, в близких.

    Проблески человечности есть даже у Гензеля и Гретель. Они глубоко привязаны друг к другу. Они еще способны любоваться красотой моря и неба. Эта остаточная человечность делает образы близнецов еще более трагичными. Они - не куклы-убийцы из ужастиков, а несчастные маленькие люди, которых перемолол плотоядный Роанапур.

    Схожий пути проходит и Роберта: озлобленная на весь свет и на саму себя убийца, которая привязывается к ребенку - существу невинному, еще незапачканному грязью реальной жизни.

    Балалайка, непримиримо жестокая ко всем и всему, питает почти материнскую любовь к членам своей маленькой армии, к своим бойцам, с которыми она прошла войну. Она не задумываясь расправляется с чужими, но гибель каждого своего подчиненного воспринимает как личную трагедию. И мстит, страшно мстит убийцам. Расправа над близнецом неимоверно жестока. Но надо сказать, что месть не приносит Балалайке радости. Чувства, которые она испытывает, даже нельзя назвать мрачным удовлетворением. Смерть ребенка угнетает ее, Балалайка чувствует себя опустошенной, постаревшей. Это дают о себе знать крупицы человечности, сохранившиеся в ее душе.

    В «импровизированную семью» сбиваются тайваньская наемница Шеньхуа, незадачливый Лоттон «Волшебник» и странная девушка «Чистильщица» Сойер. Получается классическая семейка «мама-папа-ребенок», но с роанапуровским колоритом: двое наемных убийц и безголосая девочка-палач с бензопилой.

    ИЛЛЮЗИЯ БРАТСТВА

    После драматичной истории близнецов-вампиров вторая арка второго сезона, повествующая о Джейн Банкноте, снова возвращается к духу лихого комедийного боевика, который царил в первом сезоне. Циничные монашки, сумасшедшие погони, толпа разношерстных охотников за головами - «Цирковое шоу уродов Роанапура».

    Но эта арка окончательно ставит крест на очередном роанапуровском мифе - мифе о братстве джентльменов удачи. До этого все бандиты Роанапура казались «своими», а пришельцы извне - «чужими», хотя, конечно, и со «своими» нужно было держать ухо востро. История Джейн Банкноты окончательно расставляет все по своим местам: «товарищество», «братство» - лишь фикция. Главное - деньги. Шеньхуа и Реви, которые в джунглях сражались рука об руку, теперь бьются друг с другом не на жизнь, а насмерть, безжалостно, всерьез. И это, к слову сказать, не помешает им вновь объединиться против обезумевшей Роберты.

    Даже Балалайка, всегда благосклонно относившаяся к команде «Лагуны» и симпатизировавшая Року, готова убить и его, и Реви за малейший намек на непослушание.

    ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ

    Из мира, живущего по куче писаных и неписаных правил, из мира строгих социальных отношений, где каждый шаг регламентируется, а человек - лишь винтик в машине общества, Рок попадает в совершенно иную среду. Роанапур, царство Свободы, где во главу угла ставится Личность. Выживешь ты или нет, зависит исключительно от твоих интеллектуальных способностей, физической силы и умения обращаться с оружием. По крайней мере, таким Роанапур представляется Року вначале.

    Благодаря своей сообразительности, выдержке, таланту, Рок выжил в схватке с наемниками и спас своих новоиспеченных приятелей. Лежа без сознания, с разбитым лицом, осыпанный осколками стекла, Рок тем не менее находится на вершине блаженства.

    Роанапур первого сезона почти безукоризненно играет роль солнечного города Свободы, свободы опасной, но притягательной. Здесь царит дух разбойнического братства, а убивают только «статистов» и предателей.

    Роанапур подкупает отрицанием условностей и правил, цинизмом, непредсказуемостью, драйвом. Он пышет романтикой «Острова сокровищ». (Этой же романтикой позже прельстится несчастная Юкио).

    В этой атмосфере Рок пробуждается, начинает чувствовать себя живым. И он готов отстаивать свою новообретенную свободу даже ценой собственной жизни. В седьмом эпизоде он не отступает, даже когда Реви всерьез наставляет на него пистолет.

    Впрочем, уже в начале первого сезона, в арке, посвященной затонувшей немецкой подлодке, «свобода» Роанапура уже выглядывала из-под маски. Рок, привыкший к мысли, что в жизни существует нечто «святое», идеалы, сталкивается с двумя полярными точками зрения.

    Первую выражают неонацисты. Они возводят некие идеалы в абсолют. Реви метко высказывается по поводу новоявленных гитлеровцев: «Когда пытаешься возвысить себя и найти повод для гордости - в конце концов начинаешь маршировать на площадях. Эта формула работает повсюду» (ТВ, эп. 5). Золотые слова, весьма актуальные в наши дни.

    Сама Реви представляет прямо противоположную позицию: она полностью отвергает все идеалы, ставя на их место силу и личную выгоду. «Чему может доверять слабая китайская девчонка, если нет бога? - спрашивает Реви у Рока и сама же отвечает: - Деньгам. И оружию» (ТВ, эп. 5).

    История с близнецами-вампирами окончательно отрезвляет Рока, рассеивает все иллюзии, связанные с городом бандитов. Свобода Роанапура - не что иное как беззаконие. Эта дикая вольница строится на чужом горе, на уничтожении слабых, тех, кто не в силах защитить себя. Гензель и Гретель - это дети, которые никому не были нужны. Жестокость взрослых сломала их души, извратила сознание и заставила стать монстрами. Психика человека способна адаптироваться ко многому. Ужасают лишь те трансформации, которые она для этого проходит. Логика этого перерождения четко описана одним из близнецов:

    «Я много говорила с братом: почему бог заставляет нас страдать? А потом мы с братом заметили, что когда нас приводят к другим детям, и мы бьем кого-то из них палкой, все взрослые смеются. И мы тоже смеялись. Мы решили, что пока смеемся, все будет хорошо. И если жизнь продолжается, когда кого-то убивают, значит потому мы и здесь - чтобы убивать, быть убитыми и убивать снова. Так замыкается круг. <…> Мы всегда будем убивать, замыкая круг. Так работает этот мир. <…> Запах крови, крики, тепло внутренностей - мы любим все это» (ТВ, эп. 15).

    Знакомство с близнецами помогает Року осознать, что Роанапур - не только на побережье. Он везде. Образ Роанапура все больше и больше разрастается до символа всеобъемлющего зла, Темной стороны мира.

    Юкио, поклонница философов-экзистенциалистов, вслед за ними размышляет о проблеме свободы и несвободы личности. Она верит, что человек волен сам решать свою судьбу. Она искренне хочет убедить себя, что добровольно отказывается от жизни обычной школьницы и принимает на себя ответственность за погибающий клан якудза. И в финале она тоже, как ей кажется, по собственной воле выбирает смерть. Однако, если задуматься, убив себя, Юки лишь исполнила план Балалайки, которая подготовила почву для гибели последней представительницы клана Васиминэ. Но и сама Балалайка действует не по собственной прихоти: она исполняет волю московского руководства.

    В похожую ловушку попадает в овашке Рок. Он думает, что управляет ситуацией, хотя в действительности, сам того не ведая, действует в интересах одного из закулисных игроков, американских хозяев Роанапура.

    Среди персонажей «Черной лагуны» нет ни одного полностью свободного человека. Все они оказываются втянуты в закулисные игры различных сил. Государственные организации манипулируют людьми, люди манипулируют друг другом, а надо всеми ними довлеют обстоятельства.

    ВЛАСТЬ СИЛЫ, ВЛАСТЬ СУДЬБЫ

    В арке про Гензеля и Гретель впервые отчетливо звучит тема необходимости приятия своей судьбы. Все сложилось так, как сложилось. Вопросы «почему?», «за что?», «а как бы все было, если бы…?» лишены смысла.

    Бенни говорит о близнецах: «Если бы хоть кто-то был с ними добр, они бы пошли в школу, нашли себе друзей и жили счастливо. Но этого не случилось. Так что все кончится тут» (эп. 15)

    Позже, в ОВА, на эту же тему будут спорить Реви и Фабиола:

    Фабиола: - Мы росли в одинаковых условиях. Разница лишь в том, каких людей мы повстречали. Поэтому ты тоже могла бы...

    Реви: - Не могла бы. Имеем то, что есть. (ОВА, эп. 4 / 28, пер. Nolf).

    Прошлое не изменить, сожалеть о нем бессмысленно, нужно жить исходя из своего нынешнего положения. В этом и состоит трагизм жизни.

    Но даже осознавая это, человек не перестает мечтать о лучшей судьбе. Все «дети Роанапура» жаждут нормальной, обычной жизни. Реви не исключение. Она старается не сожалеть о прошлом и жить сегодняшним днем, но при этом сама называет себя и себе подобных живыми мертвецами - людьми, разочаровавшимися в жизни, потерявшими веру в лучшее, утратившими надежду. Единственное, что позволяет им чувствовать себя живыми - близость смерти. Потому что там, на грани, включается инстинкт самосохранения - один из основных животных инстинктов. Пока жажда жизни (хоть какой-то) оказывается сильнее отчаяния, человек продолжает бороться. Чем больше «пограничных ситуаций», тем острее вкус жизни. Поэтому «живые мертвецы» Роанапура сами постоянно лезут в драку, ставя свое физическое существование под угрозу.

    Несмотря на обилие циничного черного юмора, бешеную динамику и бойкий сюжет, «Пираты «Черной лагуны» - в общем-то вещь печальная и даже пессимистическая. Люди - пешки, и ладно если бы только в руках судьбы. Обиднее всего, что они - пешки в руках других людей, наделенных деньгами и властью. Победа остается за тем, кто сильнее, неважно «добрый» он или «злой».

    Рок беспомощен. Все его попытки спасти жертв Роанапура оканчиваются крахом либо приводят к таким результатам, которые едва ли можно назвать победой. И дело здесь не в самом Роке. Просто мир так устроен: бал правят силы, куда более могущественные, чем ум и совесть одного человека.

    В разговоре с американскими военными Балалайка восклицает: «Если мы настолько хороши, почему наши судьбы так сильно отличаются?» (ОВА, эп. 4 / 28, пер. Nolf)

    Схожие люди, схожие характеры, поступки, убеждения, профессии. Но очень разные судьбы. Почему? Потому что разные исторические и политические обстоятельства, разные страны. Судьба государства влияет на судьбы отдельных людей. Командир отряда американских военных и Балалайка каждый на своей войне совершили один и тот же честный поступок: спасли ребенка. Но Балалайку ее страна отправила в отставку, а потом толкнула на путь мафиози, а ее американский коллега по-прежнему служит своей стране, продолжает делать военную карьеру.

    Что бы ни делал человек, одолеть диктатуру глобальных процессов невозможно. Остается отвечать за самого себя. Власть силы и тьмы, которую воплощает Роанапур, хочет заставить человека сдаться, опустить руки, плыть по течению. Нужно быть сильной личностью, чтобы противостоять давлению жизни. Нужно самому быть «злодеем», ведь у них есть воля к жизни.

    И Рок, и Реви избирают путь борьбы. Будучи частью Роанапура, они в то же время противостоят ему. Не случайно финальная сцена ТВ-сериала с Реви и финальная сцена овашки с Роком перекликаются между собой. Оба героя бросают вызов городу, хотя Рок делает это и менее решительно:

    Реви: «Мы, злодеи, так просто не помираем!» (ТВ, эп. 24)

    Рок (в ответ на слова Реви, что ему остается либо бороться, либо умереть): Да, верно. Но не сейчас, Реви. Когда-нибудь... однажды...» (ОВА, эп. 5 / 28, пер. Nolf)

    Заканчиваются обе сцены одинаково - воображаемым выстрелом во Тьму Роанапура.

    СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ХОББИ: РОК ИЗ «ЧЕРНОЙ ЛАГУНЫ»

    Вопрос о месте Рока в Роанапуре - очень сложный. Ни сериал, ни ОВА так и не дают окончательный ответ. На эту тему рассуждают разные персонажи, и все они по-разному видят Рока. Но воспринимать их слова на веру нельзя. Это именно их субъективное восприятие, на которое накладывает отпечаток их собственная личность.

    Дети (Гарсиа и один из близнецов) чувствуют, что Рок не такой, как другие роанапурцы. Ту же мысль высказывает и Бенни.

    Реви твердо стоит на том, что Рок несмотря ни на что остался добряком и простофилей. Она, конечно, поругивает его за это. Но это ворчание - для показухи. Реви, измученная своей беспросветной жизнью никому не нужной бандитки, ищет в Роке спасения, утешения. Он - тихая пристань для ее израненной души, живое подтверждение того, что в мире все-таки есть добро.

    Об этом говорит Фабиола в разговоре с Реви:

    Фабиола: - Мы сами к вам обратились, но я начинаю думать, что этот японец (Рок) слишком опасен. По его плану молодой хозяин попал к американцам и получил серьёзную душевную рану.

    Реви: - Я уже говорила, Рок из тех, кому больше подходит парковая скамейка в солнечный денёк. Он не особо опытный игрок и иногда берёт на себя слишком много. Это как раз тот случай.

    Фабиола: - Если ты так считаешь, почему не сказала ему? Чего ты добиваешься? А, вот оно что... Ты боишься приблизиться к нему и не обнаружить того, чем ты так восхищаешься. <…> Ты не хочешь принимать его истинную сущность, ведь тогда он навсегда поблекнет в твоих глазах. Если он, как ты считаешь, спокойный, миролюбивый человек, и это для тебя важно, вам стоило бы убежать в Южную Америку и открыть какую-нибудь забегаловку. Но ты так не сделаешь. Ты предпочитаешь думать, что мы с тобой – одинаковые, а он – совсем другой, ищешь в нём спасение для своей души» (ОВА, эп. 4 / 28, пер. Nolf).

    Юкио обвиняет Рока в эгоизме: спасая других, он на самом деле спасает себя. «Ты не хотел на самом деле меня спасать. Ты просто не хотел терять остатки той жизни, с которой попрощался» (ТВ, эп. 22).

    Однако и сама Юки не честна с собой. Ее тирада - ответ на справедливые обвинения Рока в том, что она возглавила клан якудза против своей воли. Юки ранят эти слова, ведь она всеми силами пытается убедить себя, что сама выбрала свою судьбу, пытается полюбить Ночь.

    Датч точнее всех чувствует натуру Рока. Его мнение близко к мнению Фабиолы. В разговоре с Бенни он замечает: «То, что Рок не берется за оружие - это наше счастье. Его выстрелы бы опасно рикошетили в нас. Слишком опасно» (ТВ, эп. 23).

    События овашки подтверждают мнение Датча. Не сумев спасти Юки, Рок решает, что для спасения Гарсии ему надо действовать жестче. Преследуя благие цели, он, по сути, организовывает кровавую бойню в джунглях. Ради Гарсии он жертвует и американскими солдатами, и Робертой и, как ни парадоксально, самим Гарсией.

    Так каков же он, настоящий Рок? Попробуем отвлечься от субъективных оценок, которые дают Року другие персонажи, и обратим внимание на одну маленькую, но объективную деталь - белую рубашку Рока.

    Реви в самом начала упрекает Рока за то, что он не надел гавайку, которую она ему купила, а по-прежнему не расстается со своей белой офисной рубашкой. Во втором эпизоде, когда Рок отказывается возвращаться в Японию вместе с представителем компании, он снимает галстук. Этот жест символизирует освобождение и отречение от упорядоченной жизни клерка. Рокуро также берет себе новое имя. Теперь он Рок.

    Тот факт, что Рок не отказался от белой рубашки, можно расценивать двояко. С одной стороны, это ниточка, связывающая Рока с его прошлым, частичка наивного токийского клерка Рокуро, от которой он так и не смог отказаться. Живя в адском городе Роанапуре, Рок по-прежнему пытается отстаивать справедливость. Он не убивает, не предает, помогает слабым. Рок удерживается между Светом и Тьмой.

    Но с другой стороны, неуместная в Роанапуре белая рубашка клерка - это проявление индивидуальности Рока, символ того особого пути, который он избрал. Оставаясь в своей привычной одежде, Рок подсознательно противопоставляет себя тем законам жизни Роанапура, которая ему приходится не по душе. Тут самое время вспомнить Бенни, обладателя той самой пресловутой рубахи-гавайки. Сам хакер сравнивает себя с Роком и находит, что между ними есть нечто общее. В шестом эпизоде Бенни говорит: «Мы с тобой не способны стрелять в живых существ. Потому и наблюдаем».

    Однако это не вполне верно. Бенни смирился с подлостью Роанапура. Ему не хватило духу бороться с этим городом. Он молча наблюдает за творящимся беззаконием. Вместе с тем Бенни понимает, что ему никогда не стать таким, как Датч или Реви. Он боится окончательно погрузиться во тьму.

    Рок в отличие от Бенни предпочитает действовать.

    Реви ошибается, говоря, что Рок так и не сделал выбор. Так можно сказать про Бенни. Но Рок - другой случай. Под дулом пистолета Балалайки он формулирует жизненную позицию, которую он определил для себя. «Это не долг. Справедливость - лишь средство. Это мое хобби. Увлечение. Кому-то нравится дохнуть в канаве, а мне нравится наводить справедливость. В глубине души я такой же, как ты» (ТВ, эп. 23).

    Однако Рок и сам замечает, как все больше и больше становится частью адского города Справедливость Рока мало чем отличается от справедливости Балалайки. Недаром же на его слова про «хобби» она отвечает смехом. «Спасательные операции» Рока неизменно заканчиваются чьими-то смертями и слезами, будь то якудза или американские солдаты.

    «Пираты «Черной лагуны» - аниме яркое и стильное. Если не копать слишком глубоко, его можно посмотреть как крепкий комедийный боевичок и насладиться сочными диалогами, умопомрачительными погонями, перестрелками, приключениями. Если заглянуть чуть дальше внешней оболочки, за солнечной маской тропического рая вам откроется угнетающая тьма Роанапура.