Петр аксенов высказывания. Где живет ювелир петр аксенов

Текст: Мария Ласточкина

Петр Аксенов считает, что украшения должны стоить не больше, чем платье. И если девушка приходит в ЦУМ, чтобы купить себе сумочку или туфли - она сможет себе позволить и Axenoff Jewellery. Аксенов - стилист, модный фотограф и художник - внезапно решил заняться дизайном украшений. Мы расспросили Петра Аксенова о том, как его посетила такая идея.

Удивителенен сам факт, что он стал модным стилистом: учитывая его теологическое образование, это был достаточно резкий поворот в жизни Петра Аксенова.

сайт: Почему стилистом? Как это произошло?

Петр Аксенов: После окончания Свято-Иоановского богословского интститута я преподавал закон Божий и историю церкви. А стилистом я стал благодаря случаю: познакомился с девушкой из редакции Vogue, и мне предложили поучаствовать в съемке, тема которой показалась для меня интересной. Съемка понравилась Алене Долецкой. После такого поворота событий предложения стали поступать одно за другим. Я начал работать с известными брендами. Мне нравилась именно работа стилиста - потому что на съемочной площадке он решает все. Картинка складывается в моей голове: я вижу, скажем, как Евгений Миронов идет по осенней аллее, именно в этом пальто и вот в этих ботинках, как он двигается на фоне деревьев за его спиной и как падает свет. За фотографом в этом случае остается чисто техническая функция.

сайт: А как пришла идея заняться ювелирным дизайном?

П.А.: «Мне нравятся украшения - я делал много съемок для больших ювелирных брендов: для CARTIER, GRAFF, BVLGARY. Это, конечно, великолепные камни, уникальный дизайн. Но мне хотелось другого - что касается моих украшений, для меня главное не количество карат или золота. Главное, это красота и самобытность. Мне нравится сочетание серебра с бриллиантами, черненого золота с полудрагоценными камнями - так как это делали когда-то русские ювелиры».

сайт: Откуда возникла русская тема?

П.А.: Я всегда был прозападным художником, русское искусство меня в принципе не интересовало. Русское современное искусство невостребовано, не является коммерчески успешным. Не модные мы. В смысле, современным русским художником быть не модно - нас не покупают коллекционеры или зарубежные галереи. Русских ювелиров, которые как-то использовали бы своем творчестве национальные традиции, у нас практически нет. Вот и мне русская тема никогда не была близка, а само понятие «русский стиль» было для меня чем-то на уровне шоколада «Аленка». Но полтора года назад я был в Абрамцево и неожиданно заново открыл для себя передвижников, Васнецова, Билибина - художников, которые пытались переосмыслить русское искусство. Я стал работать над проектом «Русские сказки» (см фото). Придумал коллекцию по мотивам украшений русской знати и царей: перстень «Шапка Мономаха», кольца «Храм», «Снежинка», «Василиса», «Рогнеда» и «Купава».

сайт: Создается впечатление, что украшения от Axenoff Jewellery уже становятся модными?

П.А.: Да, к ним есть безусловный интерес, причем не только в нашей стране. Несмотря на мой сугубо русский источник вдохновения, оказалось, что они подходят для образов-стилизаций самых разных эпох и стран. Несколько украшений понравились Еве Грин (девушке Джеймса Бонда и звезде бертолуччиевских «Мечтателей»). Один из перстней она использовала во время съемки в «Камелоте» - это недавно вышедший сериал о короле Артуре. Еще одно из колец выбрала для себя Дита фон Тиз. Сейчас мои украшения можно купить в ЦУМе. Кстати, я хочу, чтобы мои изделия можно было приобрести без участия кавалера. То есть, стоить они будут относительно недорого - от 500 до 3 тыс евро, примерно, как дизайнерское платье. Вообще, моя концепция базируется на трех простых принципах: я часто меняю дизайн, стараюсь, чтобы изделия недорого стоили и чтобы были самобытными, то есть оригинальным. Поэтому я делаю небольшие серии - чтобы украшения оставались штучными. Украшения Axenoff Jewellery продаются на первом этаже ЦУМа (ул. Петровка, д.2, ЦУМ, 1 этаж) Посмотреть коллекции Петра Аксенова можно на сайте

Самый масштабный роман Льва Толстого «Война и мир» экранизировали уже не раз. А в январе состоится премьера новой версии: в Англии за очередное его экранное воплощение взялась команда BBC. Украшения для всех главных героинь, от скромной Наташи до роковой Элен, придумал ювелир Петр Аксенов - кому, как не российскому ювелиру, наряжать девушек из главного русского романа?

Коллекция, которая выйдет в декабре у Axenoff Jewellery, - особенная. Все украшения, от тиар до эмалевых серег, были созданы мастерами ювелирного дома специально для телеадаптации романа «Война и мир» , которую готовит английская кинокомпания BBC. Премьеры сериала придется ждать до января следующего года (что на самом деле не так уж много: осталось всего-то два месяца), но кое-что о нем мы уже знаем.

Во-первых, состоять он будет из шести серий, по часу каждая. Во-вторых, распределены и роли: Наташу Ростову сыграет Лили Джеймс, Пьера Безухова - Пол Дано, Анну Павловну Шерер - Джиллиан Андерсон, а Андрея Болконского - Джеймс Нортон. О том, как в эту британско-американскую команду попал российский ювелир Петр Аксенов, мы решили узнать у него лично. Оказалось, что началось все с любви самого Петра к сериалу «Аббатство Даунтон» - если бы любовь каждого из нас к каким-то сериалам была такой же продуктивной!

О том, как съемочная группа и российский ювелир нашли друг друга

«Я всегда хотел поработать в кино, с командой какого-нибудь масштабного исторического фильма. И однажды мои друзья в Лондоне, зная об этом, посоветовали мне написать кому-то из команды художников по костюмам сериала "Аббатство Даунтон" - я, кстати, его большой поклонник. Мы поначалу стеснялись: как же так, ведь там работают такие известные костюмеры, используются такие потрясающие старинные украшения! Но решили, что попытка не пытка, и все-таки написали письмо стилисту, который занимался костюмами в сериале, кажется, в пятом или четвертом сезонах. К тому моменту он уже не сотрудничал с "Аббатством", но все равно ответил, обещав порекомендовать нас своему коллеге. И уже его коллега спустя какое-то время написал нам, сказал, что у него в работе историческая картина по русскому роману "Война и мир" и что мы идеально ему подходим ».


О разнице между российским и британским подходом

« У меня есть опыт работы в русских картинах - вот только что закончились съемки "Матильды" Алексея Учителя. И художник по костюмам там тоже был мощный, Надя Васильева. Я с ней утверждал каждый эскиз, каждый образ. Она мне про все подробно рассказывала: здесь должна быть именно такая тиара, здесь - две броши, а сюда придумай большую пряжку. Вещи должны были быть максимально приближенными к выбранной эпохе, мы старались делать практически их копии. А англичане в этом плане более свободные, более модные - они ценят эклектику, даже какую-то иронию. Может быть, некоторые вещи, которые мы в итоге сделали, были бы недопустимы в той исторической эпохе - например серьги с орлами для Элен, - но картинка получилась очень красивая ».

О том, чем отличается работа ювелира в кино от его обычной деятельности

«В первую очередь работаешь ты не сам по себе, а в тесной связке с художником по костюмам. Обязательно изучаешь, перед тем как приступить, настоящую моду данной эпохи. Так получилось, что у нас на этот раз многое совпало. Например, интерес к камеям: я их люблю, и мы в Axenoff Jewellery их часто делаем. А в то время, которое охватывают события сериала, камеи как раз были в моде и считались одним из главных украшений. Так же вышло с эмалью, с которой мы тоже много работаем: эта техника тогда применялась очень активно, а к концу XIX века совсем вышла из моды, и ее долго никто не использовал. Кроме того, сама эпоха мне всегда была очень близка. Если бы меня спросили, что мне самому нравится из моды прошлого, я бы заговорил как раз о годах правления Наполеона, о русском ампире - это очень красиво! Это идеальная, с моей точки зрения, мода, которая подчеркивает естественную красоту, не перегружая ее ни слишком пышными юбками, ни слишком объемными рукавами, ни шляпами, ни безумным количеством рюшей или оборок, - все строгое и прямое».


О трех главных героинях и их характерах в украшениях

«В общей сложности в кадре около 30-40 наших предметов. Что-то брали на Соню, что-то - на Сонину маму, что-то - на княжну Марью - у нее простой крестик, она ничего из украшений больше не носила. Н о основной акцент был сделан на трех героинях: Наташе, Анне Павловне Шерер и Элен.

У Наташи очень минималистичный и чистый образ, украшения у нее небольшие и неброские: маленькие серьги-бантики на балу, когда она впервые выходит в свет, серьги-короны для похода в оперу, изящная тиара. Ее героине идеально подошла наша коллекция, выпущенная к 400-летию дома Романовых - из нее мы и взяли несколько предметов.

Элен - совсем другой персонаж. Это коварная героиня, пользующаяся своей красотой, такая обольстительница. Актриса, подобранная на эту роль, подошла великолепно. В российской экранизации Элен, по-моему, играет Скобцева, и она действительно сидит как мрамор, такая красивая, с невероятным овалом лица, шеей... Подобной я себе ее и представлял. Но в британской версии Элен совершенно не такая: она, наоборот, полна жизни. Ей мы сделали украшения яркие, выделяющиеся: длинные серьги с жемчугом, серьги-мухи, тиара - все с легкой изюминкой. У Анны Павловны Шерер все тоже очень заметное, но более громоздкое, царственное, перетягивающее на себя внимание: крупные броши, высокие тиары, серьги с камеями».

О команде новой версии «Войны и мира»

«Мы дружили со всей командой, со всеми актерами. Кстати, совершенно прекрасный актер, который играет Пьера, - Пол Дано, американец. На нем вообще, кажется, держится вся картина, он великолепно сыграл свою роль».







26 августа 2017, 13:50

Человек-самовар в шапке Мономаха, закусывающий после охоты ледяной штоф водки расстегаем с перепелками и молочным поросенком. Таким, если судить, как у нас принято - по одежке, представляет себя ювелир и батюшка всея Руси, а по совместительству - главный друг светских дам Петр Аксенов.

Однако, достоверно известно только то, что он создает украшения и обнимается для фото с каждой женщиной, муж которой готов его поддержать не словом, но делом. Начинал - как и многие другие "боги" нашего местечкового Олимпа - творя о себе легенды. В частности, о так называемом "богословском", затем художественном образовании. Подтверждений полученного образования найти не удалось, как нет подтверждений и старательно имитируемому благосостоянию вкупе с дворянской родословной.

Стиль Петра - это купеческий православный шик прямиком из города, например, Гусь-Хрустальный (да, да, не всем же славянофилам быть из Усть-Каменогорска) на стыке веков. Каких именно веков, предпочитаю не уточнять, ибо стиль универсальный: византийская роскошь помноженная на барокко, рококо и ренессанс вместе взятые.

В благородном происхождении Петра, сами видите, сомневаться не приходится. Иногда, правда, он забывается, какой именно дворянин был его далеким предком по материнской линии, а потому выглядит как потомок Султана Сулеймана от 128 жены из Херсона. Это может диссонировать с кадилом, которое подошло бы как аксессуар для многих православных образов Петра. На заметку светским модницам: одно из двух - либо кадило, либо чалма, иначе образ "перегружен".

В суждениях своих Петр строг и даже категоричен. Характерный прищур в адрес тех нерадивых православных, кто проигнорировал Петровский пост, известен многим из издания, которое "партер".

Сам Петр образ жизни ведет культурный и богобоязненный, в порочащих его связях с женщинами замечен, не был. По собственному утверждению, высказанному в интервью Эху Москвы в феврале 2010 года Петр "постом старается не драться". А это уже, знаете ли, не мало.

Некоторую тень на безупречный образ московского дэнди отбрасывают слухи о том, как он просил взаймы у Оксаны Лаврентьевой и не только небольшую сумму этих проклятых денег - а куда без них - на лечение отца, после того как годами ранее на это самое лечение ему уже выделяли лепту другие обеспеченные товарки. У нас ведь как? Не каждый следует Евангелию. "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне". Знает, и левая рука, и правая нога, и даже от Ксении Собчак сокрыть не удалось.

А вот фото из прошлого, когда Петр еще не успел превратиться в главного ценителя славных российских дворянских традиций.

Чтобы завершить свой пост на оптимистической ноте, хотела бы сообщить уездным графиням, купчихам и княжнам с приданым или достойным жалованием, любящим культуру и изобразительное искусство, что Петр все еще не встретил суженую, но кольцо уже наготове.

Продолжение следует. Следующий модник в сандалиях с носками уже ждет своего часа.

Все фотографии найдены и одолжены на просторах интернета.

В этой статье мы расскажем вам биографию Российского дизайнера, так же поделимся с вами ссылками на соц сети (instagram, facebook, vk), еще мы приготовили для вас контакты дизайнера и его магазинов. А вот все новости, лукбуки, показы, скидки, распродажи и предстоящие мероприятия этого дизайнера вы сможете увидеть в разделе:

Российский дизайнер Петр Аксенов | Pyotr Axenof (Axenoff Jewellery)

Выпускник Свято-Иоановского богословского института даже не думал о том, что события светской жизни вскоре овладеют его помыслами.Обычный день, проведенный за чтением Библии, казалось, ничем не отличался от предыдущих. Только произошла встреча, одна лишь встреча с миловидной девушкой, работавшей в редакции русского Vogue,проведенная за приятной беседой и совместным просмотром фотографий Петра. А затем девушка, чье имя для общества осталось загадкой, делает ему предложение о сотрудничестве. На съемках для Vogue Петр был неподражаем, и это не осталось без внимания окружающих. Алена Далецкая, тогда стоящая во главе Vogue Россия, положила глаз на фото работы Петра Аксенова.

Ее авторитетное мнение сыграло не последнюю роль в дальшейшей судьбе юного Петра. И, закрутилось, завертелось, понеслось, — съемки для ведущих модных изданий, освоение профессии стилиста (без специального образования, но с небывалым потенициалом).Сейчас Петр пробует себя в сфере дизайна ювелирных украшений, и получается, кстати, весьма успешно.

Много ли наших соотечественников — ювелиров известны за рубежом? Когда — нибудь этот вопрос перестанет быть риторическим. А сейчас? Русское современное искусство, по мнению Петра,не востребовано, не является коммерчески успешным», потому гораздо проще было бы подстраиваться под стиль известных зарубежных модных домов, добавляя лишь ничтожную долю фантазии (а порой обходясь и без нее). Но Петр Аксенов, будучи патриотом России, человеком высоких моральных принципов и устоев, смело оспаривает устоявшееся мнение.

Он признается, что раньше и сам тяготел к западному направлению в ювелирном искусстве. Но посещение галереи в, где представлены творения русских мастеров живописи, сильно повлияло на его мировоззрение, в корни изменив представление об отечественной культуре.

Наши национальные традиции не являются пережитками прошлого, это доказывает Петр Аксенов, создавая украшения ювелирного модного дома Axenoff Jewellery, наполненные фольклорными мотивами. Они эксклюзивны, поскольку изготавливаются в единственном экземпляре.Источником вдохновения для Петра Аксенова служит история России в период с XVI-XIX веков — эпоха могущества императорской семьи, расцвета самобытной культуры русского народа.

Петр Аксенов родился в 1976 году в Москве в семье фотографа-диссидента Ю. Аксенова и художника-иконописца Л. Шеховцовой. Получив серьезное культурное воспитание в семье, в 1993 году становится студентом Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года.
С детства Петру было привито духовное воспитание. Вместе с матерью он ходил на службы в церковь, становясь участником Божественного таинства. Помимо общеобразовательной школы он обучался живописи и посещал музыкальную школу по классу фортепьяно. После получения среднего образования поступил в 1993 в Московское государственное академическое художественнок училище памяти 1905 года, где в течении трех лет осваивал профессию художника-декоратора.
К тому времени в душе двадцатилетнего Петра назрел конфликт: ему захотелось сделать нечто «вопреки», им овладевает желание стать журналистом. При поступлении в цитадель науки МГУ на журфак Петр потерпел фиаско, после чего в 1996 году Петр делает выбор в пользу фундаментального богословского образования и поступает в Свято-Тихоновский богословский институт на пастырско-богословский факультет. 2002 год защищает диплом на тему «Статус мирян на примере католической церковной организации Opus Dei» в Иоанно-Богословском институте.
По окончании института, Петр, всегда хорошо чувствовавший эстетику театра и кино, отлично знавший историю костюма, начинает работать для «глянца первого эшелона». Также становится организатором многочисленных светских мероприятий, работает для российских дизайнеров моды. В 2003 году Петр разрабатывает концепцию арт-кафе «Галерея» совместно с А.Новиковым, организует в его рамках арт-проекты.
В октябре прошлого года Петр дебютировал в роли дизайнера ювелирных украшений. Художник вдохновлялся русской культурой - роскошным убранством царских покоев, росписями Грановитой палаты и богатством окладов икон.


Особая уникальность Петра состоит в его умении использовать окружающую среду как материал для собственного творчества. Затрагивая даже такую сложную тему, как война ему удается достойно заявить о своей позиции, не оскорбляя и не провоцируя чувства других. Размышлять о человеческих слабостях будь то «фетиш» красивых вещей или культ идеального тела, он продолжает, как и прежде, руководствуясь главным правилом, озвученным в свое время иеромонахом Амвросием Оптинским: «….Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение».



_______________________________________________________________________