Песочный человек брифли. Эрнст гофман - песочный человек

Сказочная новелла Гофмана Песочный человек – самое известное и популярное произведение автора. Историю Песочный человек читать рекомендовано взрослым и детям старше 14 лет.

Не стоит буквально воспринимать все рассуждения Гофмана в лице главного героя Натанаэля, присмотритесь внимательнее и вы увидите в них много скрытого смысла, живой энергии; сможете прочувствовать, насколько детские психические травмы способны укрепляться в сознании человека и преследовать его всю жизнь.

Песочный человек. Краткое содержание

Сказочная новелла Песочный человек разделена на четыре части. Первые три – это письма главного героя Натанаэля его другу Лотару и ответ девушки Клары – Натанаэлю. Четвертая часть – непосредственно сама история.

Первое письмо (Натанаэль – Лотару). Краткое содержание

В своем первом письме Натанаэль рассказывает историю детства о Песочном человеке, которым его пугали перед сном, о смерти отца и о его страшном друге отца Коппелиусе, в котором мальчик видел зло и воплощение Песочного человека. Также описывается случай о продавце барометров.

Второе письмо (Клара - Натанаэлю.) Краткое содержание

Возлюбленная Натанаэля Клара совершенно случайно прочитала письмо, адресованное её брату Лотару, и высказывает свою точку зрения на переживания молодого человека, показывая ему, что все страхи и ужасы не реальны.

Третье письмо (Натанаэль – Лотару). Краткое содержание

Натанаэль рассказывает о том, как он живет, о своем преподавателе физике Спаланцани и о его загадочной дочери Олимпии.

Побывав в гостях у Клары и Лотара, молодой человек возвращается на учебу в город и видит, что его квартира сгорела. Переехав в другой дом, он с удивлением замечает, что живет прямо напротив профессора физики. Купив подзорную трубу, он целые дни проводит, наблюдая за Олимпией и на празднике у Спаланцани знакомится с ней, влюбляясь до беспамятства. Лучший друг Натанаэля пытается помочь, рассказывая, что Олимпия очень странная и что у неё безжизненные глаза, но тот не слушает, забывая о Лотаре и невесте Кларе.

По стечению обстоятельств Натанаэль оказывается в доме профессора в не положенный час и узнает страшную новость: Олимпия – не человек, а просто кукла. Молодой человек сходит с ума.

Побывав в сумасшедшем доме и вернувшись на родину, к матери и друзьям, он излечивается и планирует спокойную, размеренную жизнь вместе с Кларой. Однако этому не суждено сбыться. История заканчивается самоубийством Натанаэля, очередной раз помешавшимся на Песочном человеке.

Очень кратко Детский страх молодого человека - боязнь Песочного человека - оживает, вторгается во взрослую жизнь юноши и губит его.

Натаниэль пишет другу, брату своей невесты, Лотару. В письме молодой человек рассказывает о своём детском страхе перед Песочным человеком, приходящем за детьми, которые не хотят идти спать.

В детстве Натаниель и его сёстры по вечерам собирались в гостиной, а отец рассказывал им интересные истории. В девять вечера мама говорила, что скоро придёт Песочный человек, спешно уводила детей спать, и вскоре на лестнице раздавались медленные, тяжёлые шаги. Натаниель был уверен, что к отцу приходит страшный Песочный человек, хотя мать и отрицала это.

Старая няня Натаниэля рассказала, что Песочный человек забирает у детей глаза и скармливает их своим детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде. После этого рассказа Натаниэля начали мучить кошмары.

Однажды Натаниэль решил увидеть Песочника и после девяти вечера спрятался в комнате отца. Песочником оказался адвокат Коппелиус, который частенько у них обедал. Он был на редкость противным человеком, дети, и их мама боялись и ненавидели его, а отец относился к Коппелиусу с большим почтением.

Натаниэль оцепенел от страха, а адвокат и отец открыли дверцы стенного шкафа, за которыми оказался глубокий альков с небольшой жаровней, развели огонь и принялись что-то ковать. Глухим голосом Коппелиус велел подать ему глаза, и Натаниэль, охваченный ужасом, вывалился из своего укрытия.

Адвокат схватил мальчика, намереваясь использовать его глаза в своих опытах, но отец умолил его пощадить сына. Тогда Коппелиус принялся вертеть и сгибать руки и ноги ребёнка, желая изучить их механизм. Натаниэль потерял сознание и много недель пролежал в горячке.

Копеллиус исчез из города, но год спустя вновь появился в доме Натаниэля и принялся за алхимические опыты. Глубокой ночью прогремел взрыв, отец погиб, а Коппелиуса начала разыскивать полиция, и он исчез.

Незадолго до написания письма, уже будучи студентом, Натаниэль снова увидел Песочника - он явился к нему под личиной продавца барометров, пьемонтского механика Джузеппе Копполы, но был очень похож на Коппелиуса. Юноша решил встретиться с ним и отомстить за смерть отца.

Клара случайно читает письмо, адресованное её брату Лотару, и пытается доказать своему жениху Натанаэлю, что всё это лишь фантазия, принимаемая им за реальность.

В ответном письме Натаниэль посмеивается над здравомыслием своей невесты и просит друга более не давать ей читать свои письма. Теперь Натаниэль уверен: Джузеппе Коппола вовсе не адвокат Коппелиус. В этом его убедил профессор физики Спаланцани, лекции которого юноша начал посещать. Учёный знает Копполу много лет и уверен, что тот коренной пьемонтец. Упоминает Натаниэль и о загадочной дочери профессора, Олимпии, невероятно красивой девушке, которую Спаланцани скрывает от чужих глаз.

Эти письма попадают в руки рассказчика. Основываясь на них, он описывает дальнейшую судьбу Натаниэля. Рассказчик сообщает, что после гибели отца мать Натаниэля взяла в дом осиротевших детей дальнего родственника - Лотара и Клару. Вскоре Лотар стал лучшим другом юноши, а Клара его возлюбленной и невестой. После обручения Натаниэль уехал учиться в другой город, откуда и писал свои письма.

После последнего письма Натаниэль прервал свои занятия науками и приехал к невесте. Клара обнаружила, что её возлюбленный сильно изменился - стал мрачным, задумчивым, полным мистических предчувствий.

Натаниэль начал писать странные стихи, которые раздражали и сердили здравомыслящую и умную Клару. Юноша начал считать невесту холодной и бесчувственной, неспособной понять его поэтическую натуру.

Однажды Натаниэль написал особенно жуткое стихотворение. Оно испугало Клару, и девушка попросила сжечь его. Обиженный юноша довёл невесту до слёз, за что Лотар вызвал его на дуэль. Клара узнала об этом и поспешила на место поединка, где и произошло полное примирение.

К учёбе Натаниэль вернулся почти прежним. Приехав, он с удивлением обнаружил, что дом, где он снимал квартиру, сгорел. Друзья сумели спасти его вещи и сняли для него помещение напротив квартиры профессора Спаланцани. Натаниэлю была видна комната Олимпии - девушка часами сидела неподвижно, гладя перед собой.

Однажды вечером к Натаниэлю вновь явился Коппола и, гадко посмеиваясь, продал ему подзорную трубу с удивительно хорошими линзами. Юноша лучше рассмотрел Оливию и поразился её совершенству. Целые дни он смотрел на Оливию, пока Спаланцани не велел занавесить окна в комнате дочери.

Вскоре Спаланцани устроил большой бал, на котором Натаниэль познакомился с Оливией и влюбился в девушку до беспамятства, забыв о своей невесте. Он не замечал, что Оливия почти не говорит, руки её холодны, а движения как у механической куклы, хотя на остальных студентов девушка произвела отталкивающее впечатление. Напрасно Зигмунд, лучший друг Натаниэля, пытался образумить его - юноша ничего не хотел слушать.

После бала профессор разрешил Натаниэлю навещать Оливию.

Юноша шёл делать Оливии предложение, когда услышал шум в кабинете Спаланцани и обнаружил там профессора и ужасного Коппелиуса. Они ссорились и вырывали друг у друга неподвижную женскую фигуру. Это была лишённая глаз Оливия.

Выяснилось, что Олимпия на самом деле не человек, а автомат, изобретённый профессором и адвокатом. Коппелиус вырвал у профессора куклу и сбежал, а Спаланцани заявил, что глаза Оливии были похищены у Натаниэля. Безумие овладело юношей, и он попал в сумасшедший дом.

Из-за начавшегося скандала Спаланцини покинул университет. Натаниэль выздоровел и вернулся к Кларе. Вскоре семья Натаниэля получила хорошее наследство, и влюблённые решили сыграть свадьбу.

Прогуливаясь однажды по городу, Натаниель и Клара решили подняться на высокую башню ратуши. Осматривая сверху окрестности, Клара указала жениху на что-то мелкое, тот вынул подзорную трубу Копполы, взглянул в неё, и его снова охватило безумие.

Натаниэль попытался сбросить Клару вниз, но та успела схватиться за перила. Лотар, ожидающий возле ратуши, услышал крики, бросился на помощь и успел спасти сестру. На площади тем временем собралась толпа, в которой безумный Натаниэль заметил Коппелиуса, только что вернувшегося в город. Дико закричав, юноша прыгнул вниз и размозжил голову о мостовую, а адвокат снова исчез.

Клара переехала в отдалённую местность, вышла замуж, родила двух сыновей и обрела семейное счастье, «которого никогда не смог бы дать ей Натанаэль с его вечным душевным разладом».

В детстве мать Натаниэля укладывала его спать со словами: "Идет Песочный человек, я вижу." Не смотря на то, что она просто имела ввиду, что у него глаза сонные, как будто в них засыпан песок, Натаниэля пугало это выражение. Однажды он попросил Нэтти, старую женщину, которая заботилась о его младшей сестре, описать Песочного человека. Она сказала, что если дети не хотят спать, он приходит вынимает им глаза и кормит ими своих детей.

Каждый вечер Натаниэль слышал шаги Коппелиуса, садистского человека, который часто приходил к его отцу, они проводили химические эксперименты. Во время такого эксперимента происходит взрыв, и отец Натаниэля умирает, а Коппелиус исчезает. После чего, Натаниэль думает, что Коппелиус и есть Песочный человек.

Вскоре после этого, дальний родственник умирает, оставив двух детей-сирот по имени Клара и Лотар. Мать Натаниэля берет их к себе. Когда Натаниэль и Клара взрослеют обручаются.

В университете Натаниэль встречает Копполу. Он думает, что Коппола на самом деле тот же злой человек из его детства. Клара и Лотар пытаются убедить его в том, что это его детские заблуждения. Однако, он нападет на Клару когда она говорит, что его история - безумие.

Натаниэль возвращается в университет и знакомится с дочерью одного из своих профессоров, красивая, но странная девушка по имени Олимпия. Он так увлекается ею, что казалось бы, забывает о Коппелиусе, Копполе, и даже Кларе. Тем не менее, в один прекрасный день он слышит шум и видит, что профессор и Коппола, спорят о том, кто какую часть Олимпии придумал; Натаниэль понимает, что Олимпия была лишь куклой все это время.

Он возвращается домой, и, кажется, приходит в себя, но все кончается тем, что Натаниэль прыгает с парапета и разбивается на смерть, на глазах Коппелиуса, а Клара выходит замуж за другого и продолжает жить счастливо.

Картинка или рисунок Песочный человек

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Булгаков Собачье сердце кратко и по главам

    Профессор Филипп Филиппович Преображенский решает провести сложнейшую операцию по пересадке гипофиза человека собаке

Натаниэль пишет другу, брату своей невесты, Лотару. В письме молодой человек рассказывает о своем детском страхе перед Песочным человеком, приходящем за детьми, которые не хотят идти спать.

В детстве Натаниель и его сестры по вечерам собирались в гостиной, а отец рассказывал им интересные истории. В девять вечера мама говорила, что скоро придет Песочный человек, спешно уводила детей спать, и вскоре на лестнице раздавались медленные, тяжелые шаги. Натаниель был уверен, что к отцу приходит страшный Песочный человек, хотя мать и отрицала это.

Старая няня Натаниэля рассказала, что Песочный человек забирает у детей глаза и скармливает их своим детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде. После этого рассказа Натаниэля начали мучить кошмары.

Так продолжалось много лет, а я все не мог свыкнуться с этим зловещим призраком, и образ страшного песочного человека не бледнел в моем воображении.

Однажды Натаниэль решил увидеть Песочника и после девяти вечера спрятался в комнате отца. Песочником оказался адвокат Коппелиус, который частенько у них обедал. Он был на редкость противным человеком, дети, и их мама боялись и ненавидели его, а отец относился к Коппелиусу с большим почтением.

Натаниэль оцепенел от страха, а адвокат и отец открыли дверцы стенного шкафа, за которыми оказался глубокий альков с небольшой жаровней, развели огонь и принялись что-то ковать. Глухим голосом Коппелиус велел подать ему глаза, и Натаниэль, охваченный ужасом, вывалился из своего укрытия.

Адвокат схватил мальчика, намереваясь использовать его глаза в своих опытах, но отец умолил его пощадить сына. Тогда Коппелиус принялся вертеть и сгибать руки и ноги ребенка, желая изучить их механизм. Натаниэль потерял сознание и много недель пролежал в горячке.

Копеллиус исчез из города, но год спустя вновь появился в доме Натаниэля и принялся за алхимические опыты. Глубокой ночью прогремел взрыв, отец погиб, а Коппелиуса начала разыскивать полиция, и он исчез.

Незадолго до написания письма, уже будучи студентом, Натаниэль снова увидел Песочника – он явился к нему под личиной продавца барометров, пьемонтского механика Джузеппе Копполы, но был очень похож на Коппелиуса. Юноша решил встретиться с ним и отомстить за смерть отца.

Клара случайно читает письмо, адресованное ее брату Лотару, и пытается доказать своему жениху Натанаэлю, что все это лишь фантазия, принимаемая им за реальность.

Если существует темная сила, так враждебно и коварно налагающая на нашу душу нити, которыми она потом нас полностью опутывает, ‹…› то она должна заключаться в нас самих.

В ответном письме Натаниэль посмеивается над здравомыслием своей невесты и просит друга более не давать ей читать свои письма. Теперь Натаниэль уверен: Джузеппе Коппола вовсе не адвокат Коппелиус. В этом его убедил профессор физики Спаланцани, лекции которого юноша начал посещать. Ученый знает Копполу много лет и уверен, что тот коренной пьемонтец. Упоминает Натаниэль и о загадочной дочери профессора, Олимпии, невероятно красивой девушке, которую Спаланцани скрывает от чужих глаз.

Эти письма попадают в руки рассказчика. Основываясь на них, он описывает дальнейшую судьбу Натаниэля. Рассказчик сообщает, что после гибели отца мать Натаниэля взяла в дом осиротевших детей дальнего родственника – Лотара и Клару. Вскоре Лотар стал лучшим другом юноши, а Клара его возлюбленной и невестой. После обручения Натаниэль уехал учиться в другой город, откуда и писал свои письма.

После последнего письма Натаниэль прервал свои занятия науками и приехал к невесте. Клара обнаружила, что ее возлюбленный сильно изменился – стал мрачным, задумчивым, полным мистических предчувствий.

Всякий человек, считающий себя свободным, на самом деле служит страшной игре темных сил, и бесполезно с этим бороться, лучше смиренно покориться воле судьбы.

Натаниэль начал писать странные стихи, которые раздражали и сердили здравомыслящую и умную Клару. Юноша начал считать невесту холодной и бесчувственной, неспособной понять его поэтическую натуру.

Однажды Натаниэль написал особенно жуткое стихотворение. Оно испугало Клару, и девушка попросила сжечь его. Обиженный юноша довел невесту до слез, за что Лотар вызвал его на дуэль. Клара узнала об этом и поспешила на место поединка, где и произошло полное примирение.

К учебе Натаниэль вернулся почти прежним. Приехав, он с удивлением обнаружил, что дом, где он снимал квартиру, сгорел. Друзья сумели спасти его вещи и сняли для него помещение напротив квартиры профессора Спаланцани. Натаниэлю была видна комната Олимпии – девушка часами сидела неподвижно, гладя перед собой.

Однажды вечером к Натаниэлю вновь явился Коппола и, гадко посмеиваясь, продал ему подзорную трубу с удивительно хорошими линзами. Юноша лучше рассмотрел Оливию и поразился ее совершенству. Целые дни он смотрел на Оливию, пока Спаланцани не велел занавесить окна в комнате дочери.

Вскоре Спаланцани устроил большой бал, на котором Натаниэль познакомился с Оливией и влюбился в девушку до беспамятства, забыв о своей невесте. Он не замечал, что Оливия почти не говорит, руки ее холодны, а движения как у механической куклы, хотя на остальных студентов девушка произвела отталкивающее впечатление. Напрасно Зигмунд, лучший друг Натаниэля, пытался образумить его – юноша ничего не хотел слушать.

После бала профессор разрешил Натаниэлю навещать Оливию.

Никогда еще не было у него такой благодарной слушательницы. Она ‹…› сидела не шелохнувшись, устремив неподвижный взор в глаза возлюбленного, и взор этот становился все пламенней и живее.

Юноша шел делать Оливии предложение, когда услышал шум в кабинете Спаланцани и обнаружил там профессора и ужасного Коппелиуса. Они ссорились и вырывали друг у друга неподвижную женскую фигуру. Это была лишенная глаз Оливия.

Выяснилось, что Олимпия на самом деле не человек, а автомат, изобретенный профессором и адвокатом. Коппелиус вырвал у профессора куклу и сбежал, а Спаланцани заявил, что глаза Оливии были похищены у Натаниэля. Безумие овладело юношей, и он попал в сумасшедший дом.

Из-за начавшегося скандала Спаланцини покинул университет. Натаниэль выздоровел и вернулся к Кларе. Вскоре семья Натаниэля получила хорошее наследство, и влюбленные решили сыграть свадьбу.

Прогуливаясь однажды по городу, Натаниель и Клара решили подняться на высокую башню ратуши. Осматривая сверху окрестности, Клара указала жениху на что-то мелкое, тот вынул подзорную трубу Копполы, взглянул в нее, и его снова охватило безумие.

Вдруг огненные потоки полились из его блуждающих глаз, он взвыл, как затравленный зверь, высоко подпрыгнул и, страшно захохотав, закричал пронзительным голосом.

Натаниэль попытался сбросить Клару вниз, но та успела схватиться за перила. Лотар, ожидающий возле ратуши, услышал крики, бросился на помощь и успел спасти сестру. На площади тем временем собралась толпа, в которой безумный Натаниэль заметил Коппелиуса, только что вернувшегося в город. Дико закричав, юноша прыгнул вниз и размозжил голову о мостовую, а адвокат снова исчез.

Клара переехала в отдаленную местность, вышла замуж, родила двух сыновей и обрела семейное счастье, “которого никогда не смог бы дать ей Натанаэль с его вечным душевным разладом”.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание “Песочного человека” Гофмана

Другие сочинения по теме:

  1. Один из характерных образов Гофмана – образ куклы, автомата, мнимо живого существа, которое не оживить. В новелле-сказке “Песочный человек” студент...
  2. 24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети – Фриц и Мари – строят догадки, что...
  3. В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше...
  4. Главный герой, сидя в кафе и слушая, по его мнению, безобразную музыку местного оркестра, знакомится с загадочным человеком. Тот соглашается...
  5. В праздник Вознесения, часов около трех пополудни, через Черные ворота в Дрездене стремительно шел молодой человек, студент по имени Ансельм....
  6. Мысль начать дневник пришла Челкатурину 20 марта. Доктор признался наконец, что жить его пациенту недели две. Скоро вскроются реки. Вместе...
  7. На протяжении всего действия на сцене находятся Некто в сером и второй безымянный персонаж, молчаливо стоящий в дальнем углу. В...
  8. Андрей Соколов Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряженной двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно...
  9. Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь...
  10. События Жития относятся к концу IV – началу V в. (время правления римских императоров Аркадия и Гонория). В Риме живет...
  11. Гофман служил чиновником. Профессиональный музыкант и композитор. Написал оперу “Ундина” и сам ее поставил. К литературному творчеству приступил поздно. После...
  12. Э. Гофман – выдающийся прозаик немецкого романтизма. Его остроумные, химерические по смыслу новеллы и сказки, удивительные перипетии в судьбах его... Роберт Музиль (1880-1942) – австрийский писатель и драматург. При жизни был мало известен. Главное его произведение – роман “Человек без...
  13. , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три...
  14. Немецкий писатель-романтик, перу которого принадлежит такой шедевр, как символико-романтическая сказка-новелла “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” (1819). Основной конфликт произведения –...

Натанаэль извиняется перед Лотаром, матушкой и Кларой за то, что долго не писал. Он объясняет своё молчание душевным смятением, произошедшим вследствие посещения его продавцом барометров несколько дней назад – 30 октября. Натанаэль рассказывает Лотару об одном событии из времён его ранней юности. Он вспоминает, как в детстве в девять вечера в их дом приходил Песочный человек. Матушка объяснила, что это просто выдумка, которой она уговаривает детей идти спать. Старая нянюшка младшей сестры Натанаэля рассказала ему страшную сказку о Песочном человеке, после которой он долгое время дрожал от тоски и ужаса и полюбил всё чудесное, что есть на свете.

В десять лет Натанаэль был переведён из детской в отдельную комнатку, неподалёку от отцовского кабинета. Желая выяснить, что из себя представляет Песочный человек, мальчик спрятался в шкафу. В девять вечера в кабинет вошёл старый адвокат Коппелиус – отвратительный на внешность и поведение человек, не любящий детей и делающий всё для того, что отравить их существование. Натанаэль увидел, как гость и отец облачились в чёрные балахоны, открыли спрятанный за шкафом очаг и стали производить странные опыты с диковинными склянками. Испугавшийся мальчик выпал на середину комнаты. Коппелиус чуть не вырвал ему глаза, долго крутил руки и ноги, после чего ребёнок потерял сознание. Несколько недель Натанаэль провёл в сильной горячке. Коппелиус покинул город.

Через год старый адвокат вернулся. Отец пообещал матери, что Коппелиус приходит в последний раз. Ночью Натанаэль тщетно силился уснуть. В полночь раздался страшный удар. Взрыв убил отца Натанаэля. Коппелиус вновь бежал из города.

Продавец барометров, увиденный Натанаэлем 30 октября, был никто иной как убийца отца, выдающий себя за пьемонтского механика Джузеппе Копполу. Молодой человек просит Лотара ни о чём не рассказывать родным и готовится к мести.

Клара – Натанаэлю

Клара пишет Натанаэлю, что он по ошибке адресовал предыдущее письмо ей. Девушка пробует объяснить ему, что в Коппелиусе никогда не было ничего таинственного, кроме его мерзкого вида. Страх перед адвокатом был естественен для детей. Смерть же отца Натанаэля произошла в результате несчастного случая, когда он занимался алхимией. Тёмная сила, по мнению Клары и её брата Лотара, способна вторгнуться в душу человека только по его собственной воли. Девушка призывает возлюбленного не думать больше о Песочном человеке, чтобы он не смог причинить ему вреда.

Натанаэль – Лотару

Натанаэль раздосадован тем, что Клара прочитала его письмо. Он извещает Лотара, что слушает лекции у профессора физики («природного итальянца») Спаланцани, который развеял его сомнения относительно общности между немцем Коппелиусом и пьемонтцем Копполой. Натанаэль видит во внешности Спаланцани сходство с графом Калиостро и рассказывает о странном впечатлении, которое произвела на него дочь лектора – Олимпия.

***

Автор обращается к читателю с вопросом о том, доводилось ли ему переживать нечто такое, о чём он тщетно пытался рассказать друзьям? Историю Натанаэля рассказчик преподносит как повествование, от которого невозможно было удержаться. Он долго думал, с чего начать свой рассказ, и решил... не начинать его вовсе. Вместо классического начала автор предложил читателю три письма, переданных ему его другом Лотаром. Вместе с тем рассказчик надеется, что в дальнейшем ему удастся достойно закончить своё повествование.

Клара и Лотар – дети одного из дальних родственников – были приняты в семью Натанаэля после смерти своих родителей и отца последнего. Между девушкой и молодым человеком со временем развилась склонность, закончившаяся помолвкой. В настоящий момент Натанаэль учится в Г. Клара в описании автора представляет собой красивую, живую, весёлую, рассудительную девушку, не подверженную таинственным поэтическим мечтаниям.

Приехавший домой Натанаэль всё время находится в мрачном расположении духа. Он говорит о роке, о влиянии высших сил на вдохновение учёного или поэта, о разрушительном воздействии Коппелиуса на его отношения с Кларой. Натанаэль пробует читать возлюбленной мистические книги. Кларе гораздо интереснее следить за тем, чтобы не убежал кофе. Натанаэль сочиняет мрачные рассказы и стихи. В одном из них он повествует о том, как Коппелиус в виде дьявольского начала препятствует его счастью с Кларой. В финальном эпизоде (у алтаря) старый адвокат похищает глаза девушки, а самого Натанаэля заманивает в огненный адский круг. Клара просит молодого человека сжечь отвратительную сказку. Натанаэль называет её бездушным автоматом. Девушка плачет. Лотар успокаивает сестру, обвиняет Натанаэля в шутовстве и вызывает его на поединок на рапирах. Клара предотвращает дуэль. Молодые люди мирятся и клянутся друг другу в любви и верности. Три дня Натанаэль проводит с родными, после чего возвращается в Г. Ему предстоит учиться ещё год.

Натанаэль находит в Г. дом, где он снимал комнатку под крышей, полностью сгоревшим. Друзья, без ведома героя, размещают его напротив, квартиры профессора Спаланцани. Из своего окна Натанаэль видит комнату, в которой сидит неподвижная Олимпия.

Как-то раз, когда Натанаэль пишет письмо Кларе, к нему приходит Коппола. Он представляется торговцем лорнетами и очками и, называя их «хорошими глазами», выкладывает на стол, пугая героя. Натанаэль пытается придти в себя и, чтобы загладить грубость, покупает у Копполы маленькую карманную подзорную трубу. Молодой человек смотрит в неё на Олимпию и понемногу начинает влюбляться в прекрасную девушку. Письмо к Кларе остаётся незаконченным.

Три дня Натанаэль проводит в любовной горячке. На четвёртый профессор Спаланцани устраивает праздничный бал в честь представления своей дочери обществу. Олимпия поражает всех размеренной поступью и чистым, резким, певучим голосом. Натанаэль приглашает девушку на танец. Весь вечер он проводит подле Олимпии, говоря ей о любви и вслушиваясь в её покорные «ах-ах». Спаланцани разрешает Натанаэлю навещать дочь.

В городе ходят слухи о тупоумии Олимпии. Зигмунд предупреждает друга о механической странности его новой возлюбленной. Натанаэль встаёт на защиту Олимпии, говоря, что только поэт может понять внутренний мир этой необычной девушки.

Много часов проводит юноша в доме Спаланцани. Он читает Олимпии свои литературные произведения. Ему очень нравится, что девушка слушает его, не отвлекаясь.

Натанаэль просит у Спаланцани руку Олимпии. Профессор предоставляет право выбора дочери. Молодой человек ищет для невесты материнское кольцо. Радостный он бежит к Спаланцани, где застаёт профессора, дерущегося с Копполой. Последний отнимает у итальянца Олимпию, которая на поверку оказывается восковой куклой, лишённой глаз.

Спаланцани требует, чтобы Натанаэль бросился в погоню за Коппелиусом и отнял у него работу двадцати лет жизни. При этом профессор кидает в юношу кровавые глаза Олимпии. Натанаэль сходит с ума.

Спаланцани покидает Г. Натанаэль приходит в себя и делает предложение Кларе. Всё семейство решает переселиться за город – в поместье, доставшееся им после смерти родственника. Как-то раз совершая покупки на городском рынке, молодые люди поднимаются на высокую ратушную башню. Натанаэль смотрит в подзорную трубу Копполы и снова сходит с ума. Он пытается сбросить Клару с башни. Лотар спасает сестру от смерти. На рынке появляется Коппелиус. Натанаэль прыгает на мостовую.