Пешком по киргизским горным сёлам. Скотоводы и пчеловоды

Южная горная Киргизия, более горная, более "вкусная" и более национальная, чем северная, -- довольно плотно заселена. Однако, и качество сельских дорог, и количество машин на них, оставляют желать лучшего. Так получилось, что из села Кара-Кульджа, где я ночевал, в другое большое село Гульча, я пошёл пешком -- и не пожалел об этом.

Итак. Утром я покинул село Кара-Кульджа, где ночевал у гостеприимных местных жителей, и отправился дальше, где, судя по карте, между сёлами Ылай-Талаа и Сай должна быть отворотка на Гульчу. Так оно и оказалось. После Ы. транспорт закончился, и я шёл пешком целый день, лишь две легковушки провезли меня каждая по два километра.

О, киргизские горные сёла! Идеальное место для неторопливых вольных путешествий. Тёплый климат, чистый воздух, немноголюдно. Красивые горы, повсеместно всадники в киргизских колпаках, все едут по своим делам на лошадях, срезая серпантин дороги, резко в гору и под гору. В сёлах все удивляются на путника, но стоит сказать: «здравствуйте, бабушки!», как бабушки, сидящие у колодца, сразу вспоминают русский язык, заманивают в гости, угощают лавашом и кумысом. А вот дети и подростки до двадцати лет русским языком вовсе не владеют. Некоторые ещё и боятся меня.

Я шёл около тридцати километров, и дорога всё поднималась в гору. Пастбища, речки, маленькие водопады, потом всадники посоветовали мне спрямить путь, я попёрся по лошадиной тропе и запарился, хотя и срезал несколько кругов серпантина. Наконец поднялся на перевал, где стоял даже указатель «Алайский район», а под ним стоял полный народа встречный уазик, перегревшийся от трудного подъёма, и водитель, узрев меня, стал громко орать в мою сторону по-киргизски – может быть, он испугался моего визита и пытался криками отогнать меня, как медведя. Это ему удалось, я отдалился от машины и пошёл вниз, что было куда приятнее, чем вверх.

Горы были покрыты тысячью маленьких стогов: здесь в высокогорье нет огородов, но косари снизу приезжают сюда на несколько летних дней, чтобы запасти сена для своего скота. Потом они на грузовике или тракторе это сено стаскивают вниз. И теперь все склоны гор были усеяны бородавками – это были эти стога во множестве!

Всадники в киргизских шапках то и дело попадались мне навстречу, ехали они с косами. Они и создавали эти стога. Все со мной здоровались и удивлялись, я же их фотографировал.

Спускаясь ниже, я заметил другие изделия человеческих рук – это были ульи. Около одной пасеки стоял трактор с прицепом, сидели мужики, поедая арбуз. Пригласили и меня разделить с ними трапезу.

Бакыт и Фархад, так звали пчеловодов, жили в долине, в большом селе Гульча, а в горах снимали комнату в домике, появлялись здесь время от времени и присматривали за пчёлами. Осенью же свозили все ульи вниз, в долину, где пчёлы и зимовали, а весной опять возвращали их в горы.

Пчеловоды рассказали мне о жизни пчёл. Я в детстве интересовался насекомыми, хотел даже стать энтомологом (изучателем насекомых), а потом утратил весь интерес к ним. И вот пчеловоды мне рассказали, и я вновь узнал, что пчёлы бывают трёх видов: рабочие, трутни и матки. Обычные пчёлы, которых мы обычно видим, – это рабочие пчёлы, что летают за мёдом, живут они всего 30 дней, из которых только последние 15 дней жизни летают за мёдом, а крылья у них постепенно изнашиваются. И вот примерно на 30-й день жизни пчела вылетает из улья, «заправляется» у цветка, но взлететь уже не может и вскоре погибает. А вот матка живёт до пяти лет, она живёт в улье и откладывает по 70.000 яиц, и даже больше, в первый и второй год, бывает что и на третий. Когда матка зарождается, она первые 20 дней живёт в улье, а потом вылетает из улья, и за ней гонятся пять-шесть-восемь трутней (самцов). Самый удачливый догоняет матку, совокупляется с ней на лету и погибает. А матка возвращается в улей и всю жизнь там живёт и откладывает яйца.

Ещё интересно, что пчёлы могут сами вырастить из личинки рабочую пчелу, матку или трутня, смотря какая надобность имеется в улье. То есть если матка постарела, они могут вывести новую матку. Пчёлы болеют всеми болезнями, как люди: например, у них бывает понос, и тогда ульи в маленьких зеленоватых точках поноса; а лечат их антибиотиками, такими же, как людей лечат, разводят их с водой и сахаром и угощают пчёл. Если же пчёл не лечить, они могут перезаражать друг друга всякими инфекциями и перестанут делать мёд или вымрут вовсе.

Зимой мёд не порождается, а только летом, поэтому пчеловоды говорят, что они кормят пчёл девять месяцев в году, а пчёлы их – только три месяца. Однако, если хорошо знать всю науку пчеловодства, то можно добывать много мёда и для собственного потребления, и на продажу. В горных сёлах почти все продают мёд, и стоит он здесь всего 60 сом (40 рублей) за килограмм, а в Бишкеке – вдвое дороже.

Такие сведения мне рассказали пчеловоды, а параллельно очень вкусно меня накормили. В чае вместо сахара у них был мёд, но такой – «технический», не на продажу, в котором, как в янтаре, замуровались тушки попавших туда пчёл. Кладя в чай, пчёл надо выковыривать.

Я решил сфотографировать хозяев вместе с ульями, и достиг успеха, но при этом пострадал: несколько пчёл забрались ко мне в одежду и успели меня укусить. Утешал себя тем, что укусы имеют лечебное воздействие.

Хотя хозяева собрались вечером ехать к себе домой, в Гульчу, и приглашали меня к себе, – но я решил ещё некоторое расстояние пройти пешком, чтобы больше увидеть и сфотографировать.

Поблагодарив пчеловодов, пошёл. Вскоре покосы и пасеки кончились и начались обычные горные киргизские сёла, даже с маленькими мечетями. Прошёл дальше, одно или два села, и тут меня зазвали в гости. Хозяином дома был старик 70-ти лет, по имени Токтомоллат, а местность называлась Кеньджилга.

Старик сообщил мне подробности из своей биографии. Родился он в этом же селе. В 1951-52 годах, ещё при Сталине, он пошёл в армию и служил в Караганде, где выучил русский язык. Потом в течение сорока лет он был чабаном, пас в горах колхозный скот, а в 1991 году вышел на пенсию, в связи с ликвидацией колхозного скота и колхозов вообще. Детей у него было десять человек. По местному обычаю, старшие сыновья должны, как вырастут, построить себе сами дома, а младший сын остаётся с отцом, помогает ему и после его смерти наследует жилище. Вот и жил он с женой-старушкой (не знающей русского языка), с младшим сыном и с внуками. Большое хозяйство содержало здесь огороды, пастбища и скотину; недавно (похвастался хозяин) они с сыном ездили в Бишкек и приобрели «Волгу» (не самую новую) за 120 тысяч сом (2500 долларов). Было в доме и электричество.

Интересно, что дед оказался особо соблюдающим мусульманином, носил бороду и совершал все положенные молитвы, а для омовения был у него специальный металлический чайник-кувшин, вероятно ещё дореволюцион¬ного производства.

Так что с большим удовольствием я остался у деда, сфотографировал его с внуками и даже потом выслал ему фотографию. Более того, после этого у меня вышла книга ("От -50 до +50, автостопом и пешком по России, Азии и Африке"). Там про старика было написано также, и была фотография его с его семейством. Книгу я тоже послал, и пчеловодам, и старику. От пчеловодов ответа не было.

Но через год примерно пришёл ответ по электронной почте от одного из внуков Токтомоллата. Он оказывается учится в каком-то университете в Бишкеке, и передаёт мне привет от деда -- он книжку получил. И они приглашали меня опять в гости! И вот, спустя пару лет, в сентябре 2007 года, я опять оказываюсь в Киргизии -- у меня там возникает созданный мной Дом Для Всех в городе Ош -- и я опять приезжаю в гости к старику!

Вот, точно -- все мне были рады, как старому другу. А читателям я напоминаю -- если вы пообещали выслать кому-либо фотографии, высылайте обязательно, исполняйте обещания.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

В последнем посте из Средней Азии в осень 2016 года не будет расписных потолков, резных колонн, мозаичных айванов. А будет лишь небольшое село узбеков и киргизов, не примечательное ничем, кроме одного - оно принадлежит Узбекистану, в то время как все окрестные сёла, горы, степи и поля принадлежат Киргизии. Я уже показывал огромный таджикистанский , но маленькая Чон-Гара (она же Калача или Северный Сох) в полусотне километров от показанного Баткена своей абсурдностью впечатляет едва ли не больше.

Одна из самых странных сущностей - это его анклавы. Всего их здесь 8: 6 в Баткенской области Киргизии, 2 в Узбекистане. Или, по-другому - 4 узбекистанских (Шахимардан, Сох, Чон-Гара и Джангайл в Киргизии), 3 таджикистанских (Ворух и Западная Калача в Киргизии, Сарвак в Наманганской области Узбекистана) и 1 кыргызстанский (Барак в Андижанской области Узбекистана). При этом лишь Шахимардан был создан как анклав изначально, а остальные не зародились в глубине чужой территории, а постепенно отвалились от своей - это можно оценить, сравнив современную схему на кадре ниже с её врезкой советской карты 1939 года. Но даже с учётом этого понять какую-либо логику возникновения этих анклавов невозможно: в Киргизии, например, есть населённые узбеками кишлаки (), районы (Араван) и даже города (), по Ферганской долине Узбекистана живёт порядка 400 тысяч киргизов (10% от всего народа!), а населённый почти исключительно киргизами вокруг объединён в один регион с абсолютно иным по населению и отделённом от него заоблачными перевалами . Об огромной зоне взаимопроникновения узбеков и таджиков и вовсе молчу... Про каждый анклав ходят слухи, будто бы один председатель когда-то проиграл его другому в карты или получил в приданное за невесту из тех краёв - и общая нелогичность заставляет даже немного этому верить. Возможно (моя гипотеза), создание анклавов было связано с тем, что уже после национального размежевания происходило прикрепление кочевников к земле, и на незаселённых участках длинных выступов Таджикистана и Узбекистана вглубь Киргизии возникали киргизские сёла, а ещё позже произошло очередное уточнение границ... Как бы то ни было, при Советах анклавы были чистой формальностью, а вот распад СССР сразу породил множество геополитических коллизий для политиков и постоянных проблем для простых смертных.

Я был лишь в двух анклавах, но и об остальных 6 стоит сказать по паре слов. Сначала - об анклавах Узбекистана:
Шахимардан - самый глубокий (20 километров от границы) и старый (1930 год) анклав, третий по величине (6 тыс. жителей, 90 квадратных километров) после Соха и Воруха. Входящий в Ферганский район Ферганской области, он единственный был изначально создан как анклав вокруг могилы Хамзы , убитого там религиозными фанатиками годом ранее. Ещё в Шахимардане есть вполне исторический кадамжай (символический мавзолей) имама Али (1889), но главное (и скорее всего бывшее истинной причиной создания анклава) - красивейшее горное озеро Курбанкуль , "маленький Сарез", образованный в 1766 году запрудой обвала. При Советах это было популярное место отдыха и туризма, но геополитика и катастрофическое наводнение 1998 года сильно усложнили жизнь шахимарданцев . Впрочем, местные советовали нам туда съездить и говорили, что сейчас шахимарданские границы можно пересечь свободно. Как бы то ни было, среди 8 анклавов он действительно самый интересный.
Джангайл , или Северный Шахимардан - пол-кишлака с несколькими сотнями жителей и поле, отделённое от Узбекистана полутора километрами Киргизии. Входит так же в Ферганский район, и скорее всего существует лишь на бумаге - по крайней мере в отличие от других анклавов про Джангайл вообще ничего не слышно.
Сох - самый большой (75 тыс. жителей, 352 квадратных километра) и самый проблемный из ферганских анклавов , представляющий собой отдельный район с центром в посёлке Рават. От Ферганской области он отвалился в 1955 году, и ныне представляет собой "кишку" шириной от 7 километров до 600 метров, вытянутую на 35 километров по долине реки Сох. Само его описание звучит впечатляюще: анклав Узбекистана в Киргизии, населённый таджиками, и последнее особенно странно, учитывая, что первоначально Сохский район соприкасался с Таджикистаном. Именно в Сох прорывались в 1999 и 2000 боевики "Исламского движения Узбекистана", и в случае их победы он превратился бы в такую сухопутную шариатскую Тортугу, караван-сарай на Великом Героиновом пути. Поэтому у Соха заминированы границы, и на минах этих порой подрываются киргизские чабаны, а въехать сюда без специального пропуска нельзя даже жителям других областей Узбекистана. По жителям Соха бьёт даже вражда Узбекистана с Таджикистаном - книги и учебники местные таджики раньше получали из Душанбе, а теперь проблемы даже с этим. Ну а до недавнего времени, пока киргизы не построили новую дорогу, Сох по факту превращал в анклав большую часть Баткенской области, и гастрбайтеру с деньгами по пути на родину пересечь его было сложнее, чем пол-России, Казахстан и всю остальную Киргизию.
Чон-Гара , она же Калача или Северный Сох - о ней расскажу далее, но несмотря на название, она входит не в Сохский район, а в Риштанский - собственно, и сам стоит на канале реки Сох вплотную к границе.
Барак - единственный анклав не Узбекистана в Киргизии, а Киргизии в Узбекистане, в Андижанской области в 1,5 километрах от границы с Кара-Сууским районом Ошской области, которой принадлежит административно. Площадь 4 квадратных километра, население около тысячи человек, а сведения о ситуации там довольно противоречивые .
Сарвак - маленький анклав Таджикистана в Наманганской области Узбекистана, практически у входа в Долину. Представляет собой длинную (14 километров) и узкую (около 600 метров) полосу, параллельную границе Таджикистана в 1-2 километров от неё. На этой полосе стоят два села, причём сам Сарвак разделён границей пополам. В анклаве живёт несколько сотен человек, почти исключительно узбеков, своим президентом считавших Каримова (а теперь, стало быть, Мирзиёева), но вот узбекистанские власти их своими не считают. Регулярная проблема сарвакцев - скот, уходящий на заграничные пастбища, зачастую без возврата. .
Ворух - второй по величине после Соха анклав, на этот раз Таджикистана в Киргизии. .
Кайрагач , или Западная Калача - апофеоз абсурда, самый маленький (менее 1 квадратного километра) анклав без населения, представляющий собой пустое поле вдоль реки. Как я понимаю, он существует лишь на бумаге как территория Таджикистана в Баткенской области Киргизии.
В общем, если в психиатрии есть понятие "пограничного расстройства личности" (проще говоря, неадекватность), то здесь - натурально, "пограничное расстройство региона".

Но приободрившись успешным проникновением в Ворух, мы решили посетить ещё и какой-нибудь анклав Узбекистана. Шахимардан, конечно, был бы интереснее - но он от Баткена далековат; Сох - закрыт; поэтому выбор наш пал на маленькую Чон-Гару, куда мы и доехали на попутке через мрачную холодную степь, по которой стелились туманы.

Вернее, доехали мы до киргизской Чон-Гары, расположенной на трассе (дороги в Киргизии, как можно заметить по кадру выше, на удивление хороши) Баткен-Ош. А наша цель - за этими холмами, похожими на отвалы карьеров, на том берегу реки Сох. С холма я прошёлся по всей длине кишлака ультразумом, надеясь увидеть там хоть один флаг Узбекистана - но издалека не углядел ни малейших признаков иной страны:

А на этом берегу в низинке - небольшой киргизский аил Зар-Таш. Идти нам было тревожно, мне всё казалось, что из-за угла вот-вот выскочит пограничник с автоматом, но на нас, как ни странно, даже местные жители практически не обращали внимания, словно иностранцы ходят здесь толпами и все к ним давном привыкли. Или наоборот - наше присутствие выглядело столь неожиданным и нелогичным, что киргизы попросту не верили своим глазам.

По соседству с Зар-Ташем - небольшая ГЭС на трубах с холма, хорошо просматривающаяся из заречья:

Вот и Сох, по среднеазиатским меркам совсем не маленькая река, начинающаяся где-то на стыке Туркестанского хребта с Алайским. Граница - не прямо по середине русла, а по дальнему берегу, причём не осеннему, а весеннему:

Мы тщательно выслеживали её по навигатору, и примерно с линии границы снят вот этот кадр - весной эту серую низину с грязью и камнями заполняет река, насытившаяся талыми водами. Вид вверх по течению, и где-то там, в 8 километрах отсюда, начинается "большой" Сохский анклав:

Вид вниз по течению, на хорошо заметное ущелье, через которое сейчас и проходит дорога из Баткена в остальной Кыргызстан. Где-то там и Риштан, хотя стоит он не на самом Сохе, а на одном из каналов с реки:

А впереди манила Чон-Гара, и не видя никаких признаков пограничных сооружений, мы направились к ней вдоль убранных рисовников. Шли мы строго по тропе, потому что на узбекских границах бывают минные поля, и люди на них порой реально гибнут. Но на наших глаза в траву сворачивали коровы и их пастухи, не обращавшие на нас никакого внимания, так что видимо граница здесь существует лишь формально:

Чон-Гара встречает ржавой нефтекачкой. Тут на заднем плане уже Зар-Таш:

Вдоль улицы - типично узбекские дома, огромные усадьбы-каре с глухими фасадами и мощными дарвазами, здесь даже с восьмиконечной звездой:

Прохожие - в основном киргизы:

Но ведь и не этнический состав определяет специфику анклава, все три народа живут в соседних странах, а вот признаков Узбекистана как государства пока что было не видать, и я даже начал сомневаться, а в курсе ли сами жители, что у них здесь анклав?

Доминанта кишлака - бурая скала в похожих на иероглифы пещерах. Под ней ручей, а в ручье утки:

На склоне - беседка с советской звездой, и она ещё в границах анклава, а вот озарённые горы поодаль - уже за его пределами:

Даже номера у машин в основном были киргизские... но вот вдруг проехала машинка с узбекским номером:

А затем другая машина остановилась около нас, и я в тот момент слегка испугался - а вдруг нас сейчас повяжут как нарушителей границ да повезут в Риштан на суд... конечно же, на вертолёте. Но парень из машины улыбнулся, и крикнул нам, показывая на землю: "Узбекистан территория!". Мы в ответ поздоровались по-русски. Парень рассказал, что живут здесь теперь в основном киргизы, узбеков с каждым годом всё меньше; что как таковой границы нет, нет и ни одного узбекского силовика (может быть кроме какого-нибудь тайного чекиста), и лишь на главном выезде к трассе иногда стоят киргизские солдаты; что здесь есть нефть, но Киргизия не даёт её разрабатывать; о связи с Узбекистаном же собеседник ответил что-то неопределённое - как я понял, когда надо, ездят и туда, но по факту привыкли жить в Кыргызстане. Напоследок парень одарил нас яблоком да поехал дальше куда-то в сторону трассы. Вот такой оксюморон - машина с киргизскими номерами под узбекским плакатом:

Мы пришли в центр села, который открывает больница. Её охранник, лениво проверивший нам документы - судя по всему единственный в селе уполномоченный следить за порядком.

Школа, готовившаяся стать избирательным участком предстоявших выборов Шавката Мирзиёева:

Слава богу, что мы сюда пришли на перемене - иначе бы сорвали урок. Если взрослые в неизбалованном туристами анклаве при виде иностранца просто не знают, как себя вести, и потому демонстируют сдержанность, то у детишек мы конечно вызвали восторг.

Зелёное здание - магазин с довольно скудным выбором, где принимают и сумы, и сомы:

И просто закоулки меж высоченных дувалов. Чон-Гара на самом деле интересна и как обыкновенный, но столь не похожий на наши сёла узбекский кишлак:

Мы поднялись на холмы над селом. Вид на широкую долину Соха и Зар-Таш на другом берегу:

По холмам несётся этаким водным хайвеем Бургандинский магистральный канал, уходящий по Киргизии к Риштану:

По грунтовке то и дело ездят грузовики с песком, зерном или соломой. Границу опять же высматривали по планшету - она проходит до той пары бугров, между которыми ныряет дорога:

На самом деле (вид прямо с линии границы) "вот она, вот она - граница моей мечты!". Местные заваливают её мусором, а можно, например, справить здесь нужду в знак протеста против всех границ мира. Ведь правда, это очень хорошо - когда границу не найти без навигатора:

Спускаемся назад в кишлак. На нас таращились лишь дети, а взрослые изо всех делали вид, что нас тут нет. На самом деле (см. статью "Ферганы.Ру." о Сарваке по ссылке в начале поста) разговаривать с чужаками в таких местах не безопасно - вдруг журналисты, расскажут правду или вывернут сказанное наизнанку, а этим людям потом кое-кто постучится в дверь. О проблеме ферганских анклавов как таковой немало написано и без меня, и вопросы выживания на островке посреди чужбины, когда свои чиновники жмут, чтобы не выносили из избы, а чужие - просто по любому поводу, неплохо описаны "Ферганой.Ру" и в меру свободной киргизской прессой. Поэтому я в журналиста не играл, и не выспросил у местных больше, чем сугубо географические сведения.

На южном краю кишлака - мечеть:

Во дворе мечети - мазар:

Вот и южный конец анклава. Длина Чон-Гары 4,5 километра, ширина около 1 километра плюс-минус пара сотен метров. При этом отсюда до "большого" Сохского анклава - ещё несколько киргизских аилов, обитатели которых активно ездят через Калачу. Въездной знак, кстати, на киргизском (Чонкара, а по-узбекски было бы Чунгара):

Ещё один кадр с линии границы, проходящей примерно там, где заканчивается асфальт. Сок из Казахстана и монетка из Таджикистана на фоне анклава Узбекистана посреди Кыргызстана:

Дальше мы поймали попутку с тремя киргизами, ездившими в Чон-Гару покупать водку - она, мол, здесь узбекская, лучше и дешевле. Это тоже нормально, я уже показывал места, где таджики ездят на киргизские заправки за более дешёвым и качественным бензином. Машина была тесной, вонючей и тёмной, и за густо тонированным окном, натянув шляпу на глаза, мы миновали киргизский пост на полпути из Чон-Гары до трассы.

Пересекли крутой петлёй то самое ущелье, а затем нас высадили у придорожной чайханы. Рядом крутила радарами воинская часть, ближе клевали носами скважинные насосы (о ферганской нефти - см. так же пост про Канибадам), а зелёно-рыжая Чон-Гара осталась внизу:

Основная культура здешних предгорий - рис, провеянный тут же, на боковой дороге, да уложенный в мешки в ожидании грузовика:

Рисовые зёрна в Олиной руке, а в кузове "дамасика" - солома. Осень в Средней Азии после жаркой полевой страды, после весёлых свадеб вернувшихся с чужбин гастрбайтеров, после окончания туристического сезона - так похожа на разбор декораций.

Вот нас подобрала машина до Баткена. В ней ехали двое молодых и красивых, как латиноамериканцы, узбеков из Оша. Журили нас, что не съездили в Шахимардан, сетовали на злых киргизов, и хотя родной Узбекистан их совсем не ждёт - они его уважают.
В их машине тоже было тонированное стекло, и закатная степь в нём казалась пугающе красной:

Наше путешествие на этом не окончилось - утром мы поехали в Исфару, и дальше в Худжанд, Истаравшан, Пенджикент. Затем в Ташкент перевест дух и собрать вещи, и лишь оттуда - . И скорее всего именно мангышлакскими заметками я и займусь в ближайшую пару недель, до отъезда на Север.

Попробовал начать писать в кратком виде историю русских в восточной части Ферганской долины. Насколько я понимаю этого никто никогда не делал, поэтому надеюсь, что даже в таком виде это будет кому-то любопытно.

Для начала определимся, какую именно область мы будем рассматривать: Это будет часть, ограниченная с севера Ферганским хребтом Тянь-Шаня, с юга Алайским хребтом, а с запада грядой неорошаемых возвышенностей, пересекающих Ферганскую долину с севера на юг. Или по-другому можно сказать, что это местность, находящаяся вокруг города Ош.

В своём рассказе я буду называть рассматриваемую местность, как "край", чтобы не путать с другими административными и прочими делениями.

Граница края на спутниковом снимке:

Рассматриваемый край на топографической карте:

И ещё одно замечание. Части рассказа, которые требуют уточнение или вообще не готовы, я отмечал квадратными скобками.

До Первой мировой

В 19 веке эти земли входили в состав Кокандского ханства и русских здесь не было. Здесь проживали киргизы, узбеки, сарты.

10 сентября 1876 году в ходе разгрома Кокандского ханства Ош без боя захвачен отрядом Скобелева.

Земли вошли в состав новообразованной Ферганской области. Южная часть в состав Ошского уезда, северная в Андижанский. На западе небольшая часть в Маргеланский (Скобелевский).

Русскими были только войска и администрация уезда, располагавшаяся во вновь построенной русской части города Оша. В русской части Оша даже в конце века проживало порядка 1 тысячи человек, и те не все были русскими. В то время как население самого Оша было порядка 30 тысяч. А общее население края было примерно 200-400 тысяч.

В Оше располагался 4й линейный Туркестанский батальон (потом переименованный в 10й Туркестанский стрелковый батальон)

Первым русским селом стало Покровское(Куршаб, Ленинское), основанное в 1893 году.

В 1898 году в Ферганской долине произошло неудачное восстание туземцев, которые пытались напасть на Андижан и Ош, но были быстро рассеяны. Туземный посёлок, из которого началось восстание был снесён, а земли отданы под новое русское поселение, названное Русское Село (Мархамат). Оно было основано в следующем 1899 году и стало таким образом вторым русским селом в крае.

Русское Село было единственным примером русского поселения, образованного путём простого отъёма земель у туземцев, при чём орошаемых. Остальные поселения в основном образовывались на землях освобождаемых путём перевода кочевых киргизов на оседлое положение, а также путём покупки у них земель или аренды. Соответственно земли были в основном богарные, лишь небольшая часть была поливных. И выращивались на них привычные русскому крестьянину зерновые, в основном пшеница. В отличие туземцев, главной товарной культурой которых тогда стал хлопок, выращиваемый на орошаемых землях.

С началом XX века образование новых русских поселений в крае ускорилось. Теперь шло не только создание новых поселений правительством, но и самовольные заселения на земли кочевых киргизов, которые правда потом частично обустраивались правительством.

В 1903 году был основан небольшой посёлок Рождественский(около 100 человек) верстах в 10 к западу от Оша [Точное местоположение мне установить пока не удалось].

В 1905-1906 году появились самовольные переселенцы в Кугартской долине. Из них были образованы сёла Благовещенское и Спасское. В 1909-1911 годах там же были образованы ещё 3 села - Ивановское (Кок-Янгакъ, Октябрьское), Михайловское (Джиргиталъ), Дмитриевское (Таран-Базаръ). А к 1913 также Люблинское (Любино), Подгорное и Архангельское. Там же находилось село Гавриловское,[ которое возникло где-то в эти же годы, но когда точно сказать не могу]. Кроме них в долине могли находится небольшие неучтённые самовольные поселения, названия которых не сохранились. Мне попадалось упоминание деревни под названием Семихатка.

[Примерно 1908 году] возникло несколько русских сёл вокруг Узгена. Это были Мирзака, Кара-Декханъ, Ташъ-Башадъ, Джалинды, Заргеръ и ещё пару незначительных. [Насколько я понял одной из причин их возникновения в этом месте было то, что из-за стихийных бедствий оросительная система в этом месте была разрушена и заброшена местным населением]. Отличительной особенностью этого ряда поселений было то, что они сохранили туземные названия, что не было присуще для вновь образованных русских сёл в Средней Азии. Обычно они вначале носили туземное название по окружающей местности, но потом быстро меняли его на русское, либо сразу носили русское названиею

На карте красным обведены названия русских сёл:

Таким образом к началу Первой Мировой Войны русское сельское население края представляло из себя следующее:
1.На юге два крупных отдельностоящих села Покровское и Русское Село и плюс небольшое Рождественское. Всего в них было 3,5 тыячи русских поселенцев.
2.На востоке в округе Узгена 5 посёлков в каждом по несколько сот жителей, всего где-то 2,5 тысячи. Нужно сказать, что хоть эти посёлки и находились недалеко друг от друга, [но похоже что соседствовали и перемежались с туземными].
3.На северо-востоке в Кугартской долине примерно десяток сёл разного размера от 100 до 800 человек. Общее население составляло где-то 3,5 тысячи. Похоже что положительным свойством тут было то, что все посёлки непосредственно соседствовали друг с другом образуя небольшой чисто русский островок.

Общее же население края в это время составляло оценочно 350-500 тысяч.

Нужно сказать, что особенностью русского дореволюционного переселения в эту часть Ферганской долины было преобладание именно крестьянского переселения. В других частях долины такого не было, там возникло всего несколько сёл, зато было заметное городское переселение, связанное со строительством железных дорог, торговлей хлопком с коренной Россией и развитием хлопковой промышленности. Ошский же край был только наполовину хлопковым, а наполовину кочевым. И железная дорога до туда тогда ещё не доходила. Поэтому в Оше в 1913 году также, как и в 1897 году было примерно 1 тысяча русских. Других же мест, кроме Оша и переселенческих посёлков где русские были бы в заметном количестве не было.

Также необходимо отметить, что крестьянское переселение в край присходило в основном из южных губерний Европейской России, поэтому среди переселенцев была очень большая доля выходцев из Украины. Примерно их было порядка половины. Но из дореволюционных источников этого почти не видно, а проявилось в ходе советских переписей 1926, 1939 года когда в итогах оказалось большое количество украинцев. Однако, мне кажется, из-за сильного инородного окружения их ассимиляция была почти мгновенной. Несмотря на их такую большую доля, я не встречал их каких-либо упоминаний в исторических документах или записках, только в переписях.

[Необходимо выяснить, где находилась переселенческая деревня Кара-Тепе. Она была в Ошском уезде, видимо тоже возле Узгена. В 1913 году в ней было 111 человек]
[Тоже самое относительно посёлка Фёдорово в современном Наукатском районе. Название говорит, что он мог быть русским]
[Непонятно так же нахождение большой группы небольших посёлков, так называемой Ирисуйской зоны. Они были основаны в 1913 предположительно несколько западнее рассматриваемого края. Однако оказалось, что один из них Шатрак находится рядом с Джалалабадом, в горах западней него. Этот вопрос ещё требует прояснения.]

Первая Мировая, Революция, Гражданская война

Сведений о том, что происходило в крае во время Первой Мировой войны почти нет. Не знаю даже участвовали ли выходцы оттуда в войне. По законам Российской империи призыву не подлежали не только местные туземцы, но и русское население. Но возможно во время войны этот порядок был изменён. Опять же, у меня нет сведений как коснулось край Среднеазиатское восстание 1916 года, единственно могу сказать, что особых упоминаний его в свзи с этими событиями не было, так что вряд ли тут было что-нибудь стоящее внимания.

Стоит упомянуть только то, что во время той войны в край была проложена железная дорога. В 1916 году была введена ветка Андижан - Джалалабад. Что дало толчок к развитию Джалалабада, который до этого был просто большим кишлаком, и к его дальнейшему превращению в город. Без сомнения можно догадываться и о появлении в нём тогда русских, тем более что он прямо примыкал к Кугартской русской волости. (До Оша же железная дорога была доведена только в 1928 году).

Нет сведений у меня опять и о том, что присходило с русскими в 1917 году. Известно только что туземное басмаческое движение было уже тогда. Про 1918 год могу сказать более определённо. Известно, что русское население, как сельское так и городское поддержало большевиков. Лично я считаю, что основные причины этого были не политические, а то что русское население в чужеземном окружении было вынуждено опираться на центральную власть по-любому. В это время уже вовсю шла борьба с басмачами и одной из основных сил, которую красные власти смогли им противопоставить были ополчения из крестьян русских переселенческих посёлков, особенно из посёлков Кугартской долины. В конце 1918 года крестьянские отряды были собраны в единую "Крестьянскую Армию Ферганы", штаб которой находился в Джалалабаде (Что ещё раз подтверждает присутствие русских тогда в Джалалабаде). Основной задачей армии была борьба с басмачами в Ферганской долине.

Однако по окончательно непонятным мне причинам летом 1919 года крестьянская армия начала мятеж против красных, заключила союз с басмачами Мадамин-бека и под руководством белых начала боевые действия против Советской власти. Наиболее вероятными причинами мятежа были введение советской властью продразвёрстки, а также попытки власти установить более жёсткий контроль над полунезависимым крестьянским войском. Руководил восставшими крестьянами Монстров К.И.. Совместно с Мадамин-беком ему удалось занять весь рассматриваемый нами край, включая Ош, Джалалабад и крепость Гульча в горах на юге. После этого ими началась осада красного Андижана, город был почти взят. Но подошедшие подкрепления красных рассеяли мятежников, большинство крестьян разбежалось по домам. Судя по всему произошедший разгром сильно деморализовал русских поселенцев края. Если до него крестьянские отряды не только защищали собственные посёлки, но участвовали в борьбе с басмачами и наведении порядка в туземных местностях, то после описываются случаи когда басмачи не только врываются в русские посёлки, но и без сопротивления забирают в них оружие.

Полностью край был очищен от басмачей только в 1924 году.

Между Гражданской и Великой Отечественной

В послереволюционные времена положение русских сильно изменилось. Во первых крестьянское переселение было не только остановлено, но и прямо запрещено. Хотя в городах основная часть управленческих и технических специалистов оставалась русской, верховная власть передавалась туземцам. До революции же всё руководство на уровне уезда и выше было русским. Также был провозглашён курс на образование и продвижение туземцев, вводилось то, что сейчас называется "положительная дискриминация". Однако русские переселенческие посёлки в основном остались и остались именно русскими, целенаправленного их уничтожения или подселения в них туземцев не было. Возможно только какие-то небольшие поселения исчезли под давлением басмачей или какие-то земли м.б. забирались у крестьян как излишки (а они действительно до этого в среднем имели больше земли чем туземцы).

В 1926 году в СССР была проведена перепись, правда её подробные итоги публиковались разрозненно и я вообще даже не уверен, что в Средней Азии она проводилась одновременно и единообразно со всей строной. По Узбекской ССР у меня, например, имеются данные от 1925 года. Тем не менее благодаря ей мы можем примерно оценить, как война, революция и Гражданская война отразились на русском населении края.

1.В городе Ош число русских(и украинцев) возросло до 2 тысяч(6-7%).
2.Уже их где-то 1,5 тысячи(15%) в Джалалабаде.
3.В Кугартской и Джалалабадской волостях, т.е. в Кугартской долине их более 6 тысяч
4.В Узгенской волости 4 тысячи
5.В Куршабской волости 2300
6.В Русском Селе 1400

Т.е. можно заметить, что в абсолютных показателях русское население выросло, как в городах, так и в переселенческих сёлах.

В 1920е-1930е годы в Средней Азии происходило национальное размежевание, по итогам котрого большая часть, а именно горы и предгорья с городами Ош и Джалалабад, а также со всеми русскими переселенческими посёлками, кроме Русского Села, оказались в Киргизской ССР. Основная же часть равнины попала в Узбекскую ССР.

Несмотря на прекращение крестьянского переселения в 1920е-1930е в край с большой скоростью пошло "городское" русское переселение. [Не имею точных сведений, но впечатление что переселение шло как организованное, так и стихийное. Организованно прибывали по назначению врачи, учителя, управленцы, м.б. военные и квалифицированные рабочие. Вместе с тем сюда должно было направляться и ответвление громадного потока людей, уходящих из деревень в города, на шахты, и т.п.]. В крае в основном оно шло в Ош и Джалалабад. В 1939 году в Оше уже было треть русских(и украинцев) - 11 тысяч, а в Джалалабаде только чуть меньше половины - 7 тысяч. Также переселение направлялось во вновь строящиеся промышленные городки и посёлки. Здесь таким был шахтёрский городок Кок-Янгак, на восточном склоне Кугартской долины, в котором кустарная добыча угля началась ещё до революции. В конце 1920-х она была переведена на промышленную основу, что привлекло к большому притоку рабочих. В 1939 здесь было 5,5 тысяч русских и украинцев(67%). А также небольшие нефтепромыслы Чангыраш(Чангыр-Таш) к западу от Джалалабада - 700 русских и украинцев(60%).

Однако поток русских шёл не только в эти места, но и в райцентры и даже хоть и незначительно, но в сельскую местность. Правда теперь не в отдельные русские поселения как при царской власти, а рассеяно. Если рассматривать данные переписи 1939 года, то если взять рядовой непромышленный район, то там обычно было в райцентре 10% русских, в сельской местности примерно 1%, всего по району 2-4% процента русских.

Большие проценты русских по данным переписи 1939 году были также в:
1.Октябрьский район(находился в Кугартской долине к северу от Джалалабада, т.е. включал в себя русские посёлки Кугартской долины) 8 тысяч русских и украинцев (33%)
2.райцентр Октябрьское(Ивановское) - 90% русских и украинцев(2,5 тысячи)
3.райцентр Ленинское(Куршаб,Покровское) - 90% русских и украинцев(3 тысячи)
4.райцентр Карасу(киргизское) - 40% русских и украинцев (3 тысячи)
5.райцентр Мархамат 2й(Русское Село) - 55% русских и украинцев (1,5 тысячи)
6.город Узген - 17% русских и украинцев (более 2 тысяч)
7.Узгенский район (без Узгена) - 15% русских и украинцев (5,5 тысяч)

Всего же в пределах рассматриваемого края проживало в 1939 году примерно 570 тысяч человек из них примерно 65 тысяч (11%) составляли русские и украинцы. Что означало быстрый рост их количества как абсолютного, так и относительного за время с предыдущей переписи в середине 1920-х годов. В основном этот рост пришёлся на города. В сёлах русских переселенцев отмечен не очень большой абсолютный прирост, а по поводу относительного сказать сложно, т.к. административное деление постоянно менялось. [Но всё таки уже похоже на то, что киргизское сельское население уже росло быстрей, чем русское сельское]. И, что важно, переселенческие сёла в основном сохраняли однородный русский национальный состав.

От Великой Отечественной до распада Союза ССР

[К сожалению у меня пока нет данных о русских в этом края как во время Великой Отечественной, так и во время после неё и до развала СССР. Подробные данные переписей до сих пор не опубликованы, а где можно взять ещё хоть какие-нибудь данные, я не представляю. К сожалению в те времена всё, что было связано с этим вопросом не освещалось. Единственно можно предположить пересление русских специалистов в посёлок Тополино, возникший при строительстве Андижанской ГЭС в 1969 году].

После распада Союза ССР

Историю исхода русских из края после 1991 года тоже только предстоит написать. Опять же большой вопрос с источниками. То что есть в СМИ и в воспоминаниях это больше чувства из которых почти не ясно, что и где действительно происходило, особенно что касается числовых данных. Единственным надёжным источником тут являются итоги переписей, проводившихся в Киргизии в 1999 и 2009 годах. Но более менее подробные (порайонные) данные имеются только по переписи 2009 года. Т.е. мы можем только оценить итоги покидания русскими края.

И так, где ещё оставались русские в киргизской части края в 2009:
1.Город Ош - 6 тысяч (2%)
2.Город Джалалабад - 3 тысячи (3%)
3.Сузакский район - 1 тысяча(0,4%) - в него входят бывшие русские сёла Кугартской долины
4.Узгенский район - 700 человек(0,3%). В Узгене действует общество "Узгенские славяне", оно сообщает что остатки русских есть ещё не только в самом Узгене, но и в соседних бывших переселенческих сёлах. Но в основном это уже старики. Куршаб(бывшее Покровское) тоже сейчас входит в Узгенский район и таким образом получается, что самое большое там 200-300 русских осталась.
5.Кара-Сууский район - 500 человек(0,1%)
6.Ноокатский район - 250 человек(0,1%)

Всего в киргизской части края оставалось в 2009 году проживало 1,6 миллионов, русских же оставалось всего 12 тысяч, что составляло 0,7% . Украинцев я уже в этих подсчётах не учитывал, хоть в совсем небольших количествах они ещё были отмечены. Я считаю, что во-первых сейчас разделение русских с украинцами уже стало больше, чем в царские или советские времена, а во-вторых раз они до сих пор там числят украинцами, а не русскими, значит они в самом деле не русские. Как видно из итогов на отьезд русских из края наложился ещё быстрой рост местного населения, из-за чего получилось что русских в края практически не стало. Какая-то надежда на сохранение имеется только у русских общин городов Оша и Джалалабада. И то наверняка после киргизско-узбекских столкновений 2010, происходивших как раз в этих городах, значительная часть русских которые там и были также выехали.

Что касается настоящего положения узбекской части края, то о ней вообще никаких сведений. Узбекистан за всё время своей независимости ни разу не проводил переписей, да и вообще является довольно закрытым государством. Общее население 4 восточных районов Андижанской области (Кургантепинский, Джалакудукский, Ходжаабадский, Мархаматский), входящих в край составляет 0,5 миллионов и я сомневаюсь, что русских там наберётся хотя бы пару тысяч.

Еще в 50-е годы прошлого столетия археологами были найдены подтверждения, что на территории, которая известна сейчас как Ошская область, люди жили еще 3000 лет тому назад. Киргизы, пришедшие с Енисея, проживают здесь всего 500 лет. Именно на склонах священной горы Сулайман-Тоо, которая в 2009 году стала памятником Всемирного наследия, были найдены поселения, относящиеся к

Площадь области часто менялась

Находится гора возле населенного пункта Ош, что на юге Кыргызстана. Ош считается одним из древнейших городов и является вторым по величине в республике Кыргызстан. В 1939 году 21 ноября он становится административным центром одноименной области.

В 1959 году к ней была присоединена Джалал-Абадская территориальная единица, и значительно расширившаяся Ошская область заняла всю юго-западную часть На протяжении своего существования в составе СССР территория этой административной единицы все время менялась. В нынешнем своем виде область площадью в 29,2 тысячи квадратных километров занимает юг Республики Кыргызстан.

Горная область

На юго-востоке область граничит с Китаем. Северо-восточная ее часть находится на Ферганском хребте (отроги Тянь-Шаня). С юга и запада окружена хребтами Туркестанский, Алтайский, Заалтайский, относящимися к горам Памиро-Алтая.

Гора Сулейман-Тоо, возвышающаяся непосредственно над городом и у подножья которой на протяжении веков верующими возводились мечети и минареты, является местом паломничества мусульман. А в пещере горы находится музей.

Водные ресурсы области

Речная сеть состоит из 900 постоянных и временных рек и речушек, общая протяженность которых равна 7 тыс. км. С Ферганского и Алайского хребта в Ферганскую долину несут свои воды Кара-Дарья (Тар) и Яссы, Гульча, Ак-Бурра и Кыргыз-Ата. Река Кызыл-Суу является притоком р. Вахш (Таджикистан).

Самым полноводным водотоком области является Кара-Дарья. Имеются здесь и подземные воды долин Аулие-Атин и Куршаб, Акбуура и Ош, Туя-Муюн и Мадын. Они используются для орошения и хозяйственно-питьевых нужд. Горное озеро Кулун (4,6 кв. км) является самым крупным из 100 существующих на этой территории. Из искусственных водоемов крупнейшим является Папанское водохранилище (7 тыс. кв. км). В Ошской области насчитывается около 1,5 тысяч ледников. Занимаемая ими площадь - 1546,3 кв. км. В области много водопадов, известно о более чем 20 минеральных и термальных источниках.

Выгодное географическое положение

Ошская область, расположенная на стыке благодатных Ферганской и Алайской долин, является главной житницей республики.

Когда-то здесь пролегал Великий Шелковый путь. Местность пересекали его торговые маршруты. Такое выгодное во многих смыслах географическое расположение обеспечило области роль локомотива экономики независимого Кыргызстана.

Народонаселение области

Численность населения Ошской области, самой большой в республике по этому показателю, равна четверти населения всей страны, и насчитывает 1229,6 тысяч человек, из которых трудоспособными являются 53%. Так сложилось исторически, что многие народы, двигавшиеся по Шелковому пути, оседали на этих благодатных землях, и поэтому сейчас эта административно-территориальная единица является самой многонациональной. В Ошской области проживает 80 народностей и национальностей.

Города и районы

В состав области входит следующее количество населенных пунктов - 3 города, 2 469 сел.

Административно область делится на семь районов - Алайский и Араванский, Кара-Кулджинский и Кара-Сууский, Ноокатский, Узгенский и Чон-Алайский. Города Ошской области - Узген, Кара Суу Оша) и Наукат (Ноокат) являются населенными пунктами районного подчинения. К поселкам городского типа относятся Сары-Таш и Найман.

Город Ош

Административный центр области Ош является городом республиканского подчинения. Проживают в нем более 240 тысяч человек. Этот второй по численности после Бишкека населенный пункт республики по праву называют «Южной столицей». Город известен своими старинными мечетями и священной горой Сулайман-Тоо. Промышленность представлена хлопчатобумажной и обрабатывающей отраслями.

Узбеков в этом населенном пункте проживает больше, чем киргизов, третья по численности национальность - русские. Город получил печальную известность в 1990 году, в результате конфликта между узбеками и киргизами, получившего название ошской резни. Крупные беспорядки 2010 года закрепили этот статус.

Два других города области

Город Узген, находящийся в 53 км от Оша, знаменит архитектурным комплексом XI-XII веков, в который входит Узгенская башня высотой 27,5 метров и группа мавзолеев. Через город Кара-суу проходит межрегиональная автодорога Бишкек - Ош - Кара-Суу - Урумчи (Китай). Через него проходит и железнодорожная магистраль Жалалабад - Кара-Суу - Андижан. Эти пути соединяют между собой страны СНГ, Восточной Азии и Европы. Нет ничего удивительного в том, что именно в этом городе находится самый крупный, один из основных в южном регионе Центральной Азии Кара-Суйский рынок, который, по сути, является перевалочной базой для китайских товаров.

Залежи полезных ископаемых

Там, где находится Ошская область, существуют все условия для успешного развития сельского хозяйства, поэтому этот регион - аграрный. Но промышленность здесь тоже развивается, особенно горнодобывающая, энергетическая, транспортная и туристическая. Ошская область, расположенная на высоте от 500 м над уровнем моря, богата полезными ископаемыми. В больших количествах здесь находятся такие минерально-сырьевые ресурсы, как золото, серебро, руды ртути, сурьмы, меди, вольфрама, молибдена, олова, свинца и цинка. Имеется много месторождений ограночных и поделочных камней, таких как яшма, оникс, аметист и многие другие. Повсеместно богата область строительными материалами - мрамором, известняком, ракушечником.

Алайский и Чон-Алайский районы

Ошская область, районы которой характеризуются социально-экономическими различиями, стремится развивать их, сообразуясь с наибольшей выгодой для каждого. Так, основной отраслью экономики в Чон-Алайском районе, расположенном вдоль горной реки Кызыл-Суу, является скотоводство и овцеводство. Село Даарут-Курган - районный центр. Занимаемая площадь - 4860 кв. км, или 16,6% области. Делится район на три округа (айыла): Жекенди, Чон-Алай и Кашка-Суу. Из 25-тысячного населения 99,9% - киргизы. Образован район в 1992 году путем отделения от Алайского района, центром которого является село Гюльча. Площадь, занимаемая этой административной единицей, равна 7582 кв. км. Проживает здесь 72 тысячи человек. Его территория разделена на 13 айылов (округов), находятся на ней 60 населенных пунктов. Район располагается в Алайской и Гулчинской долинах. Основной отраслью является животноводство. Село Нура этого стало широко известно после 8-балльного землетрясения 2008 года, унесшего жизни 75 человек.

Еще один

Высокогорный район области Кара-Кульчинский с одноименным административным центром находится на стыке Ферганского и Алайского хребтов. Основными хозяйственными отраслями являются традиционное животноводство и выращивание кормовых культур. Район разделен на 12 аильных округов. На его территории в 5712 кв. км проживает 88 тысяч жителей.

Промышленный район области

Многонациональный город районного подчинения Ноокат, находящийся на высоте 1802 метра над уровнем моря, является административным центром одноименного района, расположенного в Ноокатской впадине. Население Ошской области в этом районе представлено киргизами, узбеками, хемшилами, турками, русскими и татарами. Есть и другие народности. Район этот промышленный.

Здесь развивается пищевая и деревообрабатывающая, угольная и лёгкая промышленность. Население насчитывает чуть менее 240 тысяч жителей. Район поделен на 16 сельских округов. В поселке городского типа Найман наряду с вышеперечисленными отраслями промышленности развит экологический туризм.

Разбитый на две части

Араванский район состоит из двух частей (западной и восточной), разделенных Ноокатским районом. Административным центром является село Араван. Сама же эта административно-территориальная единица представляет собой густонаселенную сельскохозяйственную долину, в которой проживают киргизы, азербайджанцы, таджики и татары, общее число которых превышает 106 тысяч человек.

Кара-Суутский и Узгенский районы

Узгенский район площадью 3,4 тысячи кв. км. и населением почти 230 тысяч человек тоже сельскохозяйственный и многонациональный. Делится на 19 сельских округов и город Узген, который является административным центром.

Последний из семи, Кара-Суутский район - самый густонаселенный. В нем проживает около 350 тысяч человек. Его территория протянулась с севера на юг. Район в экономике области имеет небольшой вес, но славится своим, как отмечалось выше, крупнейшим оптовым рынком.

Перспективный в плане туризма район

Ошская область (фото самых красивых мест вы могли увидеть выше) ориентирована сейчас на развитие туризма. Здесь много заслуживающих внимания достопримечательностей. Нельзя не отметить пещеры Иль-Устун, которые по легенде были открыты Александром Македонским. Он, прорубая себе дорогу мечом, вышел к гроту с красивыми


Страницы: 1

Фото сделаны во время поездки по Киргизии весной этого года, как-то все руки до них не доходили. Это просто набор красивых видов этой замечательной горной страны, который сопроводим справочной информацией о ней.


Более трёх четвертей территории Киргизии занимают горы. Пик Победы (7439 м) - наивысшая точка страны и самый северный семитысячник на Земле (со стороны Китая он называется гора Томур). Территория Киргизии расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная её часть, бо́льшая по площади, лежит в пределах Тянь-Шаня, юго-западная - в пределах Памиро-Алая. Государственные границы Киргизии проходят главным образом по гребням горных хребтов. Лишь на севере и юго-западе, в густонаселённых Чуйской и Ферганской долинах, - по подножиям гор и предгорным равнинам.


Вся территория республики лежит выше 401 метра над уровнем моря; более половины её располагается на высотах от 1000 до 3000 м и примерно треть - на высотах от 3000 до 4000 м. Горные хребты занимают около четверти территории и простираются параллельными цепями преимущественно в широтном направлении. На востоке главные хребты Тянь-Шаня сближаются в районе Меридионального хребта, создавая мощный горный узел. Здесь, на границе с Китаем и Казахстаном, поднимаются пики Победы (7439 м) и Хан-Тенгри (6995 м).


Географически Киргизия условно разделена на две части - юг (юго-запад) и север. Северные и южные регионы соединены высокогорной автомагистралью Бишкек - Ош. В пути автотрассы север - юг преодолеваются перевал Тёо-Ашуу (3800 м над уровнем моря), Суусамырская долина, перевал Ала-Бель (3200 м), заповедная зона - ущелье Чычкан, Токтогульское водохранилище, перевал Кёк-Бель (2700 м) и выезд на Ферганскую долину.


Население Киргизии - 5,5 млн человек (январь 2010 года). Это значительно больше, чем проживало в стране в 1959 (2,065 млн), 1970 (2,935 млн), 1979 (3,523 млн), 1989 (4,258 млн), 1999 (4,823 млн) годах. До 1960-х годов население республики быстро росло за счёт миграционного и естественного прироста, который был особенно значительным у сельских киргизов, узбеков и других среднеазиатских народов.


Ядро населения страны - 72,16 % - составляют киргизы. Они проживают на всей территории страны и преобладают в большинстве сельских районов. Русские составляют 6,87 %, рассредоточены главным образом в городах и сёлах на севере республики. Узбеки, которые составляют 14,34 % населения, сконцентрированы на юго-западе страны в приграничных с Узбекистаном районах.


Часть немцев проживала в регионе уже в XIX веке, когда здесь начали поселяться первые менониты, которые покинули свои дома по причине религиозных преследований. Было лишь несколько тысяч человек, живущих на севере, в районе Таласа, где они основали деревни-поселения Николайпол, Владимировку, Андреевку, Романовку позднее соединённую с Николайполом. Ещё в 1944 году в Киргизской ССР жило около 4000 немцев. В 1941-1945 годы в республики Средней Азии было переселено около 500 тысяч немцев. В 1989 году в Киргизской ССР жило 101 тысяч немцев, что составляло 2,4 % от общей численности её населения.


В конце XIX века, вскоре после подавления центральным правительством Китая дунганского восстания, в Киргизию из северо-западного Китая переселяются тысячи дунган (китайцев-мусульман). Традиционно дунгане ценились как хорошие земледельцы и садоводы, их поливные сады служили образцом для соседей. Стоит отметить, что этноним "дунгане" используется преимущественно на территории России и других стран СНГ: в Китае в ходу их самоназвание "хуэй". Кроме земледелия, огородничества и садоводства, традиционное занятие дунган в Средней Азии - торговля и мелкий бизнес (например, ресторанный). Район преимущественного расселения этого меньшинства - Чуйская долина (Токмок, деревня Александровка, Милянфан, Кен-Булун), село Таширов (Ошская область, Кара-Сууйский район) и район озера Иссык-Куль (Каракол, деревня Ырдык). Сегодняшняя Киевская улица в Бишкеке раньше носила название Дунганская.


Часть уйгуров в 20-е годы XIX века пришла в Киргизию из китайской провинции Синьцзян, вторая волна эмигрантов последовала начиная с 1950-х годов, в количестве несколько тысяч человек (особенно во время китайской "культурной революции"). В отличие от дунган этнос уйгуров относится к тюркским и, таким образом, отличается от основной массы людей в Китае не только религией, но и культурными и языковыми традициями (уйгурский язык относится к восточной группе тюркской ветви алтайской языковой семьи). Тем не менее, на территории СНГ как дунгане, так и уйгуры характеризуются некоторым культурным сходством. Сегодня в Киргизии проживает 50 346 уйгуров, в основном в Бишкеке и его окрестностях, а также в Оше и Джалал-Абаде.


Подавляющее большинство верующих в Киргизии - мусульмане-сунниты. Есть и христиане: православные, католики.


На территории современной Киргизии с древнейших времен проживали скифы (саки). В начале нашей эры на эту территорию с востока (Синьцзян) мигрировали усуни, которых сменили эфталиты ("белые гунны"), а затем сасаниды. В раннем Средневековье на территории современной Киргизии проживали тюрки, прямые потомки саков. В VII веке территория вошла в Западно-тюркский каганат, а в VIII веке - в тюркский Карлукский каганат. В XII веке города Узген (старейший на территории современной Киргизии) и Баласагун становятся центрами государства Караханидов, на смену которому приходит Каракитайское ханство. В XIII веке земли современной Киргизии были завоёваны моголами и вошли в Чагатайский улус, из которого в 1347 году выделился полукочевой Моголистан, где гегемония принадлежала дулатам.


Первые государственные образования на территории современной Киргизии возникли во втором веке до н. э., когда южные земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан. В IV-III вв. до нашей эры предки киргизов входили в мощные племенные союзы центральноазиатских кочевников, которые весьма серьёзно тревожили Китай. Именно тогда началось строительство Великой Китайской стены. В II-I вв. до нашей эры часть кыргызских племен ушла из-под власти гуннов (хунну) на Енисей. Именно здесь они образовали первое свое государство Кыргызский каганат. Он явился центром консолидации енисейских кыргызов и формирования их культуры. Здесь возникло первое древнетюркское руническое письмо. Рунические надписи сохранились на каменных памятниках. Разрушение государства под ударами завоевателей привело к утрате письменности. Беспрецедентный по объему эпос "Манас" - подлинная энциклопедия, вобравшая в себя события истории, сведения об обществе, обычаях и быте киргизов.


С середины IX до начала X века Кыргызский каганат охватил Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии. Период расцвета государства енисейских кыргызов был не только периодом завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период предки современных киргизов, после победы над Уйгурским каганатом, впервые вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в X веке под властью енисейских кыргызов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В XI-XII вв. их владения сократились до Алтая и Саян. Между тем, рассеянные по огромному пространству части кыргызских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история стран Центральной и Внутренней Азии.


Сопротивляясь власти кокандских ханов, отдельные киргизские племена принимали российское подданство и становились проводниками российской экспансии в Средней Азии. В 1855-1863 годах территория современной северной Киргизии была отвоёвана у Кокандского ханства отрядами полковника Черняева и вошла в состав Российской империи. Ряд кыргызских вождей сопротивлялись русскому завоеванию. Одним из мощных восстаний было движение кыргызского муллы (восстание Пулат-хана) в Фергане в 1873-76 гг.


На киргизских землях был основан в форпост Пржевальск. Южная Киргизия (вместе с Ферганой и севером Таджикистана) после разгрома Кокандского ханства в 1876 году была включена в состав Российской империи как Семиреченская область (административный центр - город Верный).


В России с трудом различали казахов (киргиз-кайсаков) от собственно киргизов (кара-киргизов), многие племена которых продолжали заниматься кочевым скотоводством в отличие от ферганских кыргызов, кыпчаков, таджиков, тюрков и сартов.


В 1910 году на территории современной Киргизии были открыты первые шахты и началась промышленная добыча каменного угля (Кёк-Жангак). Шахтёрами становились переселенцы из России, которые очень рано попали под влияние революционных социал-демократических кружков.


До поры до времени царское правительство не вмешивалось в жизнь киргизов, однако Первая мировая война привела к необходимости мобилизации населения на окопные работы. В результате 10 августа 1916 году вспыхнуло восстание, охватившее российский Туркестан, в том числе и кочевья киргизов и казахов. Гнев восставших прежде всего обрушился на русских поселенцев, которых было убито до 2000 человек. Восстание было жестоко подавлено. Почти половина кыргызского населения Прииссыккулья было истреблено. Часть киргизов бежала в Китай, где впоследствии в приграничной провинции Синьцзян был даже образован Кызылсу-Киргизский автономный округ.


Революции 1917 года были неоднозначно встречены на территории современной Киргизии (южное Семиречье). Известно, что не только русские шахтёры, но и "феодальная верхушка" киргизских племён поддержала революцию. Тогда как русские поселенцы-крестьяне проходили по номинации "кулаков" и они восстали против политики продразвёрстки. Восстание было подавлено, а территория современной Киргизии была включена в состав Советского Туркестана, административным центром которого стал Ташкент. В 1924 году железная дорога Турксиб, строительство которой было начато ещё в царское время, связала Бишкек (Пишпек) с Алма-Атой и Новосибирском


По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 - Киргизская) автономная область в составе РСФСР (возглавляли Каменский и Айдарбеков), 1 февраля 1926 преобразована в Киргизскую АССР (одним из первых председателей совнаркома республики стал Ж. Абдракманов), а 5 декабря 1936 она получила статус союзной республики (ССР), столицей которой стал город Фрунзе (бывший Пишпек).


За короткий срок киргизы (как и многие другие тюркские народы СССР) трижды сменили алфавит: с арабского на латиницу, а с латиницы на кириллицу.


В годы перестройки по всем национальным окраинам СССР наблюдался рост национального возрождения с одной стороны и межнациональной напряжённости с другой. Вкупе с неэффективностью командно-административного управления, зачастую это приводило к кровавым эксцессам, одним из которых стала Ошская резня 1990 года.


На волне кризисных явлений в СССР, кульминацией которых стало поражение ГКЧП, Верховный Совет Киргизии провозгласил 31 августа 1991 суверенитет республики. А 5 мая 1993 года была принята первая Конституция Кыргызской Республики, которая закрепляла президентскую форму правления. Подобно России Киргизия пережила этап конфронтации между президентом и прокоммунистическим парламентом. В 1993 страну потряс первый коррупционный скандал, связанный с именем премьер-министра Турсунбека Чынгышева, в результате чего новым главой правительства стал представитель старой партноменклатуры Апас Джумагулов (в 1993-1998 гг.). 10 мая 1993 года в Киргизии была введена собственная национальная валюта - сом.


На рубеже тысячелетий республика невольно была вовлечена в борьбу против терроризма, которая была предвосхищена геополитической нестабильностью у южных рубежей. В 1999 году Киргизию всколыхнули баткенские события, когда боевики исламского движения Узбекистана попытались прорваться из Таджикистана через территорию Киргизии в Узбекистан. В 2001 году в Киргизии была размещена американская авиабаза Манас. Первым симптомом кризиса стали аксыйские события 2002 года. Затем произошла "тюльпановая революция" 24 марта 2005, завершившая 15-летнее правление Аскара Акаева (1990-2005 гг.). Новым президентом стал представитель "бедного юга" Курманбек Бакиев (2005-2010 гг.), которому не удалось стабилизировать положение в стране.


Бакиев был свергнут во время очередной революции 7 апреля 2010 года. Власть перешла временному правительству во главе с лидером прошлой революции Розой Отунбаевой. Столкновения между сторонниками новой и старой власти спровоцировали межэтнический конфликт между киргизами и узбеками на юге страны, в ходе которого погибло свыше 200 человек, а сотни тысяч узбеков покинули страну. 27 июня 2010 в Киргизии прошёл референдум, на котором были подтверждены полномочия Розы Отунбаевой в качестве главы государства на переходный период до 2011 года, а также была принята новая конституция, утверждающая в стране парламентскую форму правления


Вот вкратце и все о Киргизии. Надеемся, вас заинтересовал наш рассказ и вы захотите сами посетить эту гостеприимную красивую страну. Желающие могут прочитать длинный рассказ об этой поездке

lusika33
14/01/2013

Страницы: 1