Период расцвета хараппской цивилизации. Хараппская цивилизация

Хараппская цивилизация, или цивилизация долины Инда, появилась ок. 2500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась на 1600 км: от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р.Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км.

Мохенджо-Даро и Хараппа. В период расцвета Хараппской цивилизации было построено свыше 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе - оба площадью ок. 2,5 кв. км. В каждом из них на высоких платформах из глины и сырцового кирпича были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища (в Хараппе - рядом с рекой, в Мохенджо-Даро - в цитадели).

В цитадели Мохенджо-Даро обнаружены также сооружения для проведения ритуальных церемоний, священный водоем, дворцовые постройки и расположенные по бокам от них залы приемов. Город Мохенджо-Даро в целом имел прямоугольную планировку. Его примечательной особенностью является развитая система канализации. Трубопроводы для сточных вод строились из обожженного кирпича. Дома, как правило, кирпичные, с двориком в центре, стояли очень тесно. Они имели удобную планировку. Во многих домах были ванные комнаты с полами, выложенными тщательно подогнанной плиткой, и канализацией, а в некоторых - и уборные (аналогичные тем, которые до сих пор встречаются в некоторых районах Месопотамии). На верхний этаж или плоскую крышу вели кирпичные лестницы. В городе раскопано множество колодцев как личного, так и общественного пользования.

Регулярная городская застройка характерна и для меньших по размеру городов Хараппской цивилизации, например небольшого морского порта Лотхал на плоском побережье Камбейского залива. Здесь также были прямые улицы с домами, выстроившимися вдоль красной линии, и искусная система канализации. В порту был построен кирпичный причал.

Эти города в период расцвета преуспевали, по-видимому, благодаря развитию земледелия и торговли. Имеются сведения, что население занималось выращиванием пшеницы, ячменя, проса, гороха, сезама, кунжута, хлопчатника, дынь. В Хараппе рядом с зернохранилищами находились ряды площадок для обмолота зерна, а к ним примыкали сомкнутые ряды бараков, что может свидетельствовать о применении рабского труда. В Мохенджо-Даро также обнаружены постройки барачного типа, но их назначение менее определенно. В годы расцвета центры Хараппской цивилизации развивались по единому принципу. К сожалению, наводнения, неоднократно происходившие на протяжении многих веков, уничтожили следы системы искусственного орошения и противопаводковых сооружений в долине Инда.

Неизвестно, были ли города Мохенджо-Даро и Хараппа взаимодополняющими и конкурирующими центрами единой «обширной империи». Тем не менее складывается представление, что Хараппская цивилизация отличалась удивительной однородностью во всех основных сферах жизнедеятельности. Только на периферии этой цивилизации в более поздние времена появились заметные различия в ряде технологий, в первую очередь в изготовлении керамики, однако и в них прослеживается определенная связь с традиционными элементами Хараппской цивилизации.

Резные печати. Наиболее примечательными из типичных для Хараппской цивилизации изделий являются уникальные резные печати. Обычно они изготавливались из стеатита и имели квадратную форму (иногда круглую). Печать вставлялась в ручку. На лицевой стороне имелись глубоко вырезанные в камне изображения какого-либо животного: единорога, короткорогого быка, горбатого буйвола, носорога, тигра, слона, фантастических зверей, иногда ритуальных человеческих или получеловеческих фигур. Почти на каждой печати были группы знаков полупиктографического письма.

Скульптура Из тех немногих скульптурных произведений, которые сохранились до нашего времени, самое интересное - поясной портрет «бородатого жреца», выполненный в половину натуральной величины. Его плащ украшен рисунком трилистника (клевера), что, по-видимому, имело сакральное (возможно, астрологическое) значение.

Орудия и украшения В качестве орудий труда и оружия жители долины Инда использовали простые изделия из меди или бронзы с низким содержанием олова: плоские ножи, копья, плоские топоры без гнезда для рукоятки, которые давно уже были известны в Западной Азии. Широко применялись примитивные лезвия из кремня, отколотые от приготовленных для этого стержней с незначительной последующей обработкой или без нее. Украшения делали из золота, серебра, меди или фаянса, реже встречается ляпис-лазурь из Афганистана, а также бирюза из северо-восточной Персии. Другие материалы доставлялись издалека, даже из Южной Индии. Отдельные предметы из долины Инда, встречающиеся при раскопках городов в Месопотамии, а также возможные указания на торговлю с населением долины Инда, содержащиеся на глиняных дощечках из Ура, свидетельствуют о том, что торговали в районе Персидского залива в основном хрупкими, непрочными изделиями, и поэтому их трудно идентифицировать.

Религия Многочисленные выполненные из терракоты фигурки женщин, обнаженных, но с украшениями, свидетельствуют о широко распространенном культе богини-матери, а статуэтки беременных женщин или женщин с детьми - о культе плодородия. Полированные камни высотой до 60 см, возможно, использовались в обрядах, предвосхищавших фаллический культ. На трех печатях из Мохенджо-Даро изображены сидящие фигуры в головных уборах с рогами, а на двух - с тремя лицами, которые рассматриваются учеными как прототипы бога Шивы исторического периода. Многочисленные изображения быка, как в терракоте, так и на печатях, напоминают традиционное поклонение индийцев этому животному и ассоциируются с культом прото-Шивы. Индуистская религия позднего времени, несмотря на ее арийское обличье, возможно, позаимствовала свои основополагающие элементы у доарийских культов долины Инда. Однако отдельные звенья, связывающие долину Инда с Месопотамией, не согласуются с общей картиной: прежде всего, это печати с изображением человеческой фигуры с распростертыми руками, сдерживающей вставших на дыбы тигров. Эта фигура напоминает изображения шумерского мифического героя Гильгамеша со львами.

Письменность Хараппская письменность, представленная символами на печатях и гончарных пластинах, полностью не расшифрована. Свидетельств о том, что она когда-либо развилась в последовательность условных знаков, подобно вавилонской клинописи или египетской иероглифике, не обнаружено. Это определенно слоговое письмо, текст читается поочередно справа налево, но когда текст заходит на следующую строку - и слева направо. Однако даже общий смысл многих сотен примеров таких записей пока неясен.

Погребения В Хараппской цивилизации не было мрачных «царских погребений», характерных для Ура в Месопотамии. Как правило, покойника хоронили в вырытой могиле головой к северу. Погребения людей среднего достатка содержали от 15 до 20 горшков и личные вещи - браслеты из ракушек, ожерелья, ножные браслеты из стеатитовых или глиняных бусин, медные кольца или серьги, медные зеркала. В то же время обнаружены две необычные могилы: одна выложена сырцовым кирпичом, в другой находился продолговатый гроб из розового дерева с крышкой из гималайского кедра. В Лотхале, у Камбейского залива, захоронения (возможно, несколько более позднего времени) включают три двойных погребения, что может означать зарождение индийского обычая «сати» (самосожжения вдовы).

Упадок и нашествие ариев

Заключительный этап Хараппской цивилизации, вероятно, в разных регионах протекал неодинаково. Цивилизация в долине Инда оказалась на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб (Пятиречье). Память об этом нашествии сохранилась в гимнах Ригведы, самом раннем индийском литературном памятнике. Из них можно узнать и о том, как арии осаждали местные укрепления, по-видимому, города Хараппской цивилизации. Определенно известно, что конец Мохенджо-Даро был кровавым, и повинны в этом, вероятно, арии. В различных местах Мохенджо-Даро найдены беспорядочные скопления скелетов мужчин, женщин и детей (некоторые со следами ран от мечей или топоров). По всей вероятности, город был взят штурмом, а наступавшие двинулись дальше.

В тот период кочевники-арии еще не перешли к оседлости, так что такого рода налет вполне соответствовал их образу жизни. Однако независимо от того, была ли трагическая гибель Мохенджо-Даро (и других городов в долине Инда) делом рук ариев, существуют убедительные свидетельства, что к этому моменту город уже находился в состоянии экономического и социального упадка. Дома были грубо поделены на отдельные маленькие жилые помещения, улицы стали уже, город неоднократно страдал от наводнений, которые оставляли после себя ил и разрушения, высокий кирпичный подиум государственного зернохранилища в цитадели постепенно засыпался строительным мусором и скрылся под жалкими лачугами. С полным основанием можно утверждать, что гибели города предшествовали долгие десятилетия упадка.

Переходный период на юге Иная судьба сложилась у южной ветви Хараппской цивилизации, распространившейся вдоль побережья Аравийского моря и защищенной с севера пустыней Тар и обширными солончаками Качского Ранна. Там, не испытывая непосредственной угрозы вторжения ариев и других захватчиков с пограничных гор, цивилизация органично прошла через промежуточные фазы, перерастая в культуры-преемники, которые постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II - начала I тысячелетия до н.э.

Цивилизация в долине Инда сменилась своеобразным культурным безвременьем, в то время как на юге наблюдалась определенная трансляция прежней культуры. В самой Хараппе среди развалин торчат остовы зданий, грубо сложенных из вторично использованных кирпичей. В городе Чанху-Даро, в долине Инда в 130 км к юго-востоку от Мохенджо-Даро, хараппское население сменилось поселенцами, принадлежавшими к культуре Джхукар, стоявшей на более низкой ступени развития. Они делали грубые глиняные изделия и пользовались круглыми печатями-пуговицами из керамики или фаянса с ячеечным рисунком, похожими на печати II тысячелетия до н.э., найденными на севере Ирана и на Кавказе. Через некоторое время этих жителей сменили другие поселенцы, т.н. культуры Джхангар. Отдельные находки бронзовых и медных изделий в Сулеймановых горах (Западный Пакистан) и горах Белуджистана напоминают кавказские и иранские формы, а каменные могильные пирамиды содержат предметы, имеющие сходство с иранскими примерно 10 в. до н.э. Имеются свидетельства проникновения предметов материальной культуры из Анатолии и с запада, т.е. со стороны вторжения ариев.

Позже в долине Ганга и Джамны появилась своеобразная медная и бронзовая индустрия, вслед за которой уже в первой половине I тыс. до н.э. возникли первые в этом регионе города.

Энеолитические культуры Центральной Индии

Неваза и Махешвар. Тем временем вдоль рек прибрежных районов Катхиавада и Саураштры возник ряд энеолитических культур, находившихся в стадии перехода от сельских общин к более высоким формам организации. Промежуточное положение между культурами центральных и западных районов занимает поселение в Невазе, на берегу р.Правара, в 55 км к северо-востоку от Ахмаднагара. Здесь была построена большая деревня, состоявшая из хрупких строений, которая неоднократно перестраивалась в период 1500-900 до н.э. Жители занимались пастбищным скотоводством и земледелием, в числе возделывавшихся культур был и рис. Они плавили медь, из которой делали простые резцы, браслеты и бусы, но шире всего использовались полированные каменные топоры и микролиты, изготовленные из халцедона, агата и кремня. Микролиты представлены лезвиями, часто легкой вторичной обработки, а иногда и без нее. Встречаются серповидные, треугольные, трапециевидные микролиты, вероятно, вставлявшиеся в сделанные в дереве или кости углубления и являвшиеся частью составного орудия. Керамические изделия изготавливались на гончарном круге: это сосуды с красными носиками, украшенными черным штриховым или треугольным орнаментом по бордюру, иногда с изображениями собак, диких козлов и других животных. Погребения (найдены преимущественно детские) производились в урнах и часто помещались под полом жилища.

Поселения подобного типа во множестве возникали по берегам крупных рек в Центральной Индии, и некоторые из них просуществовали до середины I тыс. до н.э. Поселение в Махешваре, где находилась главная переправа через р.Нарбада в ее среднем течении, уже приближалось к статусу города, когда туда, как и в другие районы Центральной Индии, в 500 до н.э. или несколько позже начали проникать элементы гангской цивилизации железного века.

Археологические раскопки, проведенные много­численными экспедициями из разных стран, по­зволили установить, что первые центры культуры Индии существовали уже в III тыс. до н.э. в сред­нем и нижнем течении Инда - это города Хараппа и Мохенджо-Даро. Высокоразвитая городская культура этого перио­да выросла на основе местных традиций, ее городские центры под­держивали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Сред­ней Азией, областями юга Индии. Хараппская цивилизация была одной из крупнейших на Древнем Востоке. Ее ареал протянулся при­мерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с севера на юг. Вы­сокого развития в ней достигли ремесла, изобразительное искусство, появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

Основные центры этой цивилизации Хараппа и Мохенджо-Даро были крупными городами с населением около 100 тыс. человек. Дан­ные города отличались строгой планировкой: прямоугольные кварта­лы размерами 200 х 400 м разделялись главными магистралями, ши­рина которых достигала 10 м. В городах также четко выделялся ниж­ний город, где располагались жилые постройки, и верхний город - цитадель, построенная на искусственном возвышении, отделенная стеной от остального города. Здесь, очевидно, находились админист­ративные здания. В ней также население города спасалось от навод­нений, довольно частых в долине Инда.

Наиболее яркая особенность этой культуры - ее чрезвычайный консерватизм. За тысячу лет существования индской цивилизации в Египте сменилось более десятка больших династий. Шумер был по­корен Аккадом, а все месопотамские города за этот период претерпе­ли в своем устройстве много существенных изменений. Однако ни один из городов долины Инда до самого конца своего существования не подвергался каким-либо изменениям. В Мохенджо-Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводи­лись почти точно на месте прежних. На протяжении по крайней мере тысячелетия расположение центральных улиц города оставалось неиз­менным. Только к концу существования городов появляются призна­ки упадка и запустения. Не подвергаются изменениям и остаются практически одними и теми же керамические изделия, типы орудий и печати. Полная устойчивость наблюдается также и в алфавите, кото­рый сильно отличается от более позднего индийского и китайского.

В отличие от других древних культур в городах хараппской циви­лизации не было обнаружено грандиозных памятников или каких-либо иных сооружений. В городах долины Инда были обнаружены только предметы художественного ремесла - изделия из бронзы, ювелирные предметы, узорчатая керамика, гравюры на печатях и мелкая пластика.


Из всех произведений художественных ремесел особого внима­нию заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печатях. Искус­но вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположением фигур и подписей вокруг изображе­ний, а также тонкостью пластической обработки поверхности указы­вают на их близкое сходство с произведениями художественных ре­месел месопотамской культуры. Однако в этих ранних индийских художественных произведениях можно увидеть и черты, сближаю­щие их с последующей, уже собственно индийской культурой. Так, на одной из печатей изображено трехликое рогатое существо, отчет­ливо напоминающее будущий образ божества Шивы - владыки раз­рушительных сил Вселенной.

Но не только рельефы и узоры печатей, а и небольшие каменные и бронзовые фигурки показывают, что уже в тот далекий период скульпторы овладели мастерством пластического изображения чело­веческого тела и передачи движения. Яркими образцами этой пла­стики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс тан­цующего мужчины (10 см) из Хараппы. По ним видно, что изобра­жение человека было уже важной, освоенной областью древней ин­дийской художественной культуры.

Одной из самых сложных загадок хараппской цивилизации до сих пор остаются язык и письменность. Можно предположить, что, имея письменность, культура Хараппы сумела создать какие-то лите­ратурные произведения, религиозные и эпические поэмы, наподобие шумерских и вавилонских. Но о такого рода памятниках художест­венной культуры нам ничего не известно, так как язык и письменность остаются нерасшифрованными. Из надписей на печатях, кера­мике и металлических изделиях ученые смогли выделить более 400 различных знаков, но вопрос о том, каковы истоки этой письменно­сти и на каком языке говорило население хараппской культуры, ос­тается открытым.

Примерно в середине II тыс. до н. э. культура хараппской циви­лизации пришла в упадок. Причина ее заката также остается загадоч­ной и вызывает разные предположения. Возможно, падение этой ци­вилизации произошло вследствие нашествия кочевых племен, сто­явших на более низкой ступени общественного развития. В самое последнее время антропологи, применив новую методику анализа костных останков, пришли к выводу, что возможной причиной гибе­ли жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии.

Самая древняя из известных нам цивилизаций Индостана названа хараипской по месту первых раскопок (Хараппа и Мохенджо-Даро в современном Пакистане), проводившихся в конце XIX и начале XX в. Археологами было установлено, что сельские поселения того народа, что создал хараппскую цивилизацию, появились в северной и северно-западной части Индостана в IV тыс. до н.э. и имели много общего с поселениями народов Афганистана и Белуджистана. Строительство первых городов началось в долине Инда в XXV-XXIV вв. до н.э. Молодая цивилизация, постепенно расширяясь, заняла территорию долины Инда и других рек восточной части Индии на территории 1100 км с севера на юг и около 1600 км с запада на восток. К настоящему времени выявлено более 10 крупных городских поселений хараппцев. Цивилизационная сторона их жизни: орудия труда, способы обработки почвы, торговля, приемы строительства, жилище и быт - все эго изучено очень подробно. Но об их культуре и истории народа, создавшего эту цивилизацию знаний, - известно еще очень мало, поскольку письменность этого народа не расшифрована.

Харанпцы использовали каменные, медные и бронзовые орудия труда для обработки почвы на аллювиальных почвах. Они выращивали пшеницу, ячмень, кунжут, бобовые, а на юге - рис и хлопчатник. Судя по найденным в городах общественным хранилищам, именно зерновые культуры были основой их рациона. Молоко и мясо хараппцы получали от овец, коз и коров. Ирригационное земледелие здесь не было развито, поскольку регулярные разливы Инда и более мелких рек хорошо увлажняли почву и позволяли собирать по два урожая в год.

Города хараппцев были построены из обожженного кирпича (частично из кирпича-сырца) и делились на две неравные части. На специально выстроенной кирпичной платформе размещалась укрепленная часть города - цитадель, в ней находились общественные хранилища зерна и культовые постройки: жертвенники и бассейны для омовения. Там же было особое место для собраний (по другой версии - рынок). Рядом с цитаделью, отделенная от нее стеной и широкой дорогой, находилась жилая часть города, разделенная на прямоугольники - кварталы - улицами, пересекавшимися под прямым углом. Жилища богатых людей (ближе к цитадели) имели до трех этажей и до 10 комнат разного назначения, группировавшихся вокруг внутреннего двора с обязательным колодцем, выложенным обожженным кирпичом. Помимо кухни и спальни в каждом доме была комната для омовений. Жилище бедняка могло быть одной комнатой в общем бараке. Особое внимание в городах хараппцев уделялось гигиене. Под улицами города были проложены каналы из обожженного кирпича. Они служили для стока использованной воды в специальные отстойники, откуда очищенная вода спускалась в реки.

Черты хараппского города:

  • - строгая ориентация по линии север - юг;
  • - геометричность планировки;
  • - деление города на жилую и административно-ритуальную части;
  • - деление жилой части на 10-12 кварталов домов;
  • - двухэтажные «наращиваемые» жилые дома, группирующиеся вокруг глиняных колодцев;
  • - канализационные системы, построенные из кирпича и керамической плитки.

Хараппцы построили города-порты с каналами, ведущими к верфи, умели ходить по морю и торговали с народам Ближнего Востока, о чем свидетельствуют находки их изделий и печати в городах Междуречья, а также упоминания восточной страны Мелухха в текстах шумеров.

Социальное устройство хараппцев и политическое устройство их общества реконструируются с трудом. Отсутствие крупных оборонительных сооружений у городов и наличие пограничных застав позволяют сделать предположение, что это была федерация городских общин. У наконечников стрел и копий этого народа нет ребра жесткости, позволяющего пробивать кожаные доспехи, найдено очень малое количество мечей. Это значит, что у них не было крупных вооруженных конфликтов. Такой вывод подтверждается отсутствием военных разрушений и массовых захоронений убитых людей на всем протяжении существования этой цивилизации.

Деление городов на «дома для семьи» и дома-бараки - говорит о существовании социального неравенства и, возможно, о рабовладении. Крупные общественные хранилища зерна, святилища огня и ритуальные бассейны, при отсутствии дворцов, позволяют предположить, что общество было организовано но «храмовому» принципу: во главе хараппских общин стояли объединения жрецов (или - судя по найденным статуэткам женщин - жриц), руководивших общественными работами и определявшими правила общественной жизни.

Многие исследователи, занимающиеся изучением этой цивилизации, отмечают ее особый, неподвижный характер. Просуществовав около восьми веков, она сохранила в неизменности многие из ключевых элементов, которые у других народов обычно менялись.

Черты неподвижности хараппской цивилизации:

  • - форма и материал орудий труда оставались одинаковыми на всем протяжении истории этого народа;
  • - форма керамических изделий и их оформление не менялись;

приемы строительства домов и колодцев сохранялись в неизменности;

  • - начертание письменных знаков за восемь столетий не изменилось;
  • - отсутствовали заимствования у других народов как в производственной, так и в бытовой сфере.

Отсутствие возможности прочитать надписи, оставшиеся после харапп- ской цивилизации, заставляет лишь строить предположения о характере их религиозных воззрений. Найденные при раскопках статуэтки и изображения на печатях и сосудах позволяют реконструировать три вида культов. Первый - это древнейший культ богини-матери (производный от палеолитических Венер), эволюционировавший в земледельческий культ урожая . Второй - набор тотемистических культов крупных животных (носорога, быка, буйвола, слона, крокодила), постепенно трансформирующийся в культ богов : полуживотных-полулюдей или мифологических животных. А третий - это протиндуистский культ бога Шивы.

Прямая речь

Г. М. Бонгард-Левин: «Давно привлекает внимание изображение на печатях трехликого божества, окруженного животными и сидящего в позе, которую позднее придавали Шиве. Дж. Маршалл идентифицировал божество с Шивой в образе Пашупати, т.е. покровителя скота. Этот культ, вероятно, свидетельствует об известной преемственности верований хараппцев и индуизма. Шива “присутствует” и на печатях, найденных после раскопок Дж. Маршалла, - трехликий бог с цветами над головой, - что, видимо, символизировало его власть над природой. В Калибангане на одном из терракотовых изделий ритуального характера выполнен рисунок “рогатого бога”, сходного с изображением на печатях. Эта находка позволяет допустить факт проникновения культа “прото-Шивы” из долины Инда в Раджастхан» .

Окончание существования хараппской цивилизации представляет собой загадку, которую не удается разгадать. В течение приблизительно 100 лет (в XVII и XVI вв. до н.э.) происходит быстрое угасание цивилизации, которое выразилось в том, что были разорваны торговые связи с другими народами; деградировали орудия труда; пришли в негодность построенные ранее ирригационные и очистные системы; падение гигиены привело к началу массовых эпидемий, нарушилась стройность планировки городов. В начале XVI в. до. н.э. города хараппцев оказались заброшены, большая часть населения покинула прежние места поселения, а сюда пришли народы со значительно менее развитыми способами обработки земли. Причины такого «схлонывания» первой иротоцивилизации Индии современные исследователи видят в изменении климата и (или) течения реки Инд. Не обладающая достаточным набором «резервных знаний» и не способная к быстрому саморазвитию цивилизация не смогла ответить на вызов изменившихся природных условий и погибла.

  • Бонгард-Левип Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. С. 83-84.

Развалины Хараппской цивилизации находятся на территории сегодняшнего Пакистана. Первые находки древней Хараппской культуры были случайно использованы в качестве насыпи для железной дороги, которая строилась в долине реки Инд в 1856 году. Просто не было щебенки для насыпи железнодорожных путей, и местные жители посоветовали англичанам брать кирпичи с соседнего холма. Никто и подумать не мог что этим кирпичам четыре тысячи лет. А холм в дальнейшем при раскопках оказался древнем городом.

Открытие Хараппской цивилизации

После этого случая прошло большой промежуток времени. Через 70 лет, в долину реки Инд прибыла экспедиция. Возглавлял ее индийский археолог Рай Бахадур Дайа Сахни со своим коллегой Р. Д. Банерджи, с собой они взяли пару студентов и наемных рабочих, которые участвовали в раскопках. Их цель была найти «Храм Старого Шиви», ведь он был упомянут в легендах . Но, что же они увидели вместо предполагаемой находки?
Перед ними стоял не храм, а фундамент, оставшийся от огромных городских кварталов. Ведь когда-то там были дома, построенные из двух или трех этажей, на улицах стояли бронзовые статуи. Город украшали сады, мостовые, парки. Практически в каждом дворе были колодцы.


Потрясенный открытием уважаемый ученый Рай Бахадур Сахни, вернувшись домой решил, что отправится в новую экспедицию. Только теперь он поехал за 600км от того места, где сделал первые раскопки древней цивилизации. Теперь его цель был тот холм, из которого когда-то англичане выбирали кирпичи для железнодорожной насыпи.
Его интуиция и знания не подвели, рассказы местного населения о загадочных руинах еще больше придали ему уверенности в том, что под холмом находится нечто грандиозное. Само название холма вызывало некий мистический страх – Мохенджо-Даро, что в переводе означает « Селение мертвых» или «Холм Мертвых».

Местные жители рассказывали легенду о том, что правитель города прогневил богов своей распутной жизнью, и они наказали его, послав на город огненные стрелы. Р.Б. Сахни не ошибся, его ждал такой же город, который он нашел в 600 км от этого места, отличался он только тем, что строения его были не очень разрушены.
Затем последовали открытия за открытиями. Археологи обнаружили на этой территории также крупные города Хараппа, Чанху- Даро, и около 1000 маленьких поселений, принадлежавших к протоиндийской цивилизации.

Размеры территории, на которой находилась Хараппская цивилизация, превосходила вдвое больше ту местность, где располагалась раньше Древнеегипетская цивилизация и вчетверо больше она превышала Шумерскую цивилизацию.
Раскопки огромной территории, где находилась Хараппская цивилизация, продолжались долго в течение многих лет до 1961 года. Так как город Харапп сохранился плохо, ученые обратили все свое внимание на холм “Селение мертвых” или Мохенджо-Даро, он стал главным городом, где проводились археологические раскопки.

Эта цивилизация была загадкой века, множество вопросов возникло в процессе раскопок. Как давно была создана Хараппская культура? Кто населял эти земли? Чем занималась местное население? С кем вели торговлю? Почему она исчезла? И наконец, куда делись потомки Хараппской культуры? На все эти вопросы ученые хотели знать ответы, которые были зарыты под землей.

Население

Тщательно изучив руины, ученные пришли к выводу, что Харппская культура появилась примерно в 3300-1300 до н.э. Предполагается, что в годы рассвета цивилизации жителей было до 5 миллионов человек. В шумерских письменах город Харапп наименовался Мелухха.

Население Мохенджо- Даро и всей территории Хараппии населяли смешенные расы. Основная масса народа были дравиды, которые как предполагают ученые, принадлежали к австралоидной расе. Кроме них жителями городов были люди с шумерской, монголоидной и европейской внешностью. Такое разнообразие племен удивляет и порождает новые вопросы, на которые трудно ответить, можно только предполагать.

Например, откуда взялись все эти народы и почему поселились на этой земле? На этот вопрос наверное человечество некогда не узнает ответ. А вот насчет того кто был “ праотцом”, так сказать основателем Хараппской культуры, ученые за советом обратились к местным старейшинам – уважаемым мудрецам, знающим много легенд и манускриптов. Взятая из их источников информация дала ученым версию, что Хараппский народ произошел от светлокожих племен мунда.

Строение городов

Хараппский народ по всей вероятности любил порядок, и соблюдались некоторые правила как в строительстве городов, так и в быту. Когда полностью очистили город от слоя земли, нанесенной ветрами за многие века, перед археологами раскинулась панорама строго выстроенных кварталов и маленьких улочек.


Они были похожи на кварталы современных городов нашего столетия. Улицы шириной 10 метров, вдоль них выстраивались в строгую линию дома. Соединяющие переулки улицы были немного уже, чем основные. Дома группировались, выстраиваясь кольцом создавая внутренние дворы. Каждый двор имел колодец, также было отведено место для туалета и канализации.

Хараппы очень внимательно относились к водоснабжению и канализации. Нечистоты по специальным трубам выводились за город в отстойники, где золотари вывозили отходы на поля. Такую сложную и совершенную канализацию в Древнем мире имел только .

Производство

Среди руин были найдены гончарные и текстильные инструменты. Гончарные мастерские располагались по всему городу. Там изготавливали практически все от труб и кирпича до тонкостенных сосудов, изящных статуэток и украшений. Жители также использовали предметы, сделанные из меди, олова, бронзы — это орудия труда, украшения и оружие. Правда, оружие было сделано очень грубо, наверно на этой территории не было военных действий. Хараппский народ так и не смог освоить выплавку железа.

Торговля

По всей вероятности Хараппы торговали с . В Шумерских письменах были упомянуты города, с которыми вели торговлю. Среди них был город с названием Мелуке, ученые отождествляют его с протоиндийским городом Мохенджо — Даро. В больших количествах были найдено на хараппской территории остатки хлопчатобумажных тканей, разнообразие фаянсовых бус, раковины – все это было иноземного происхождения.

Религия

При раскопках были найдены руины храмов, скульптуры посвященные богам этого народа. Местные жители поклонялись мужскому божеству, его изображали на статуэтках и в храмах сидящим в позе лотоса. Вокруг него и у его ног были расположены животные – тигр, антилопа, бык. Кроме статуэток мужского бога были статуэтки с изображением полуобнаженной, многорукой женщины – это была Богиня Мать, у ее ног лежал тигр.

Общество

Общество по — всей вероятности было классовым и делилось на жрецов, богатых, ремесленников, селян и бедных. До сих пор неизвестно был ли правитель один или городом управляла совет старейшин.

Упадок Хараппской культуры

Упадок Хараппской культуры начался стремительно около 1800-1700 до н.э. Первыми, кто ощутил кризис, были большие города. Страшное название города Мохенджо – Даро “Холм мертвых” начинает себя оправдывать. Широкие улицы захламлены, новые строения сооружаются хаотично, в них нет прежнего величия. Канализация и водоснабжение приходят в упадок. Все усилия жителей города стали направляться на строительство крепостных стен.

По всей вероятности у них появились враги, которые готовы были разрушить их жизнь. Но высокие стены не спасли жителей города Мохенджо- Даро от врагов и он был кем-то разрушен. Археологи нашли следы сильного пожара на руинах города. На улицах находили скелеты людей, некоторые костяки лежали по двое, взявшись за руки. По всей вероятности враги уничтожили город, и он, в конце – концов, опустел.

Гипотезы

Ученые предположили, что к упадку Хараппской культуры привели нашествие , или природные катаклизмы не позволили дальше вести сельскохозяйственную деятельность. Эпидемия чумы и другие заразные заболевания тоже не исключались. Но самая невероятная версия была выдвинута ученым Д. Дэвенпортом который изучал руины 12 лет и в 1996 году он сделал сенсационное заявление что город Мохенджо- Даро был уничтожен ядерным ударом.

В древнеиндийском эпосе немало преданий о страшном оружии, «сверкающем, как огонь, но не имеющем дыма». Взрыв, после которого небо покрывает тьма, сменяется ураганами, «несущими зло и смерть». Тучи и земля — все это смешалось воедино, в хаосе и безумии даже солнце стало быстро ходить по кругу! Слоны, обожженные пламенем, метались в ужасе, вода кипела, рыбы обугливались, а воины бросались в воду, чтобы смыть «смертоносную пыль».
Однако, что же на самом деле погубило древнейшею цивилизацию, пока некто не знает.

Куда исчезли последние жители?

Еще одна загадка для ученых осталось не открытой, куда делись последние жители Хараппской культуры? Может быть, они нашли новые земли и остались там, или растворились в среде других племен. Но вот венгерский ученый Фон Хевеим в 1934 году написал статью, где доказывал, что письменность Мохенджо — Даро очень похожа на таблички с острова Пасхи, и те и другие до сих пор так и не расшифрованы.

Интересные открытия сделали ученые, когда сравнили костяные фигурки Хараппской культуры и фигурки, вырезанные в верховьях Енисея народами кета, они между собой были поразительно похожи. Возможно, много веков назад выжившее население Хараппии покинули обжитые места и перебрались на затерянный архипелаг в Тихом океане или в далекую холодную Сибирь. Это загадка остается неразгаданной.

Руины древнего города Мохенджо – Даро занесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.