«Перед дождем» Н. Некрасов

Стихотворение Н.А. Некрасова «Перед дождем»
www.razumniki.ru/stihi_pro_prirodu.html - стихи про природу
www.razumniki.ru/nekrasov_stihi.html - стихи Н.А. Некрасова
🔔 Жмите колокольчик, чтобы не пропустить новые видео!
👍 Не забывайте ставить лайки, друзья!
📢 Подписывайтесь на наш канал:
Читать стихотворение Н.А. Некрасова «Перед дождем» полностью:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И "пошел!" - привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...
(1846)
Анализ стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем»:
Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем», созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.
Автор использует довольно сильные и яркие образы, мастерски изображая «заунывный ветер», «стаю туч», и мрачный лес, который «глухо шепчет», словно бы осуждая то, что происходит вокруг. Судя по тому, что «на ручей, рябой и пестрый, за листком листок летит», на дворе стоит глубокая осень. Однако Некрасов не считает нужным прямо об этом упоминать, так как его мысли сосредоточены не на пустых формальностях, а на динамике событий. Именно поэтому в стихотворении «Перед дождем» появляются образы испуганных галок и ворон, стая которых «с криком в воздухе кружится», предвещая скорый дождь и, одновременно, внося хаос в размеренную сельскую жизнь.
Природа никогда не являлась главной героиней произведений Некрасова, и он ни разу не предпринял попыток наделить ее чертами живого существа. Поэтому вполне логично, что в последних строфах этого произведения появляется новый персонаж - жандарм, который едет в крытой таратайке и погоняет окриком ямщика. И это пренебрежительно-требовательное «пошел!» свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку. Еще немного, и на землю упадут тяжелые мытные капли холодного осеннего дождя, который застанет путников в дороге и, возможно, заставит искать убежище в ближайшей деревне.
Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно бы умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

На поля, где желтела пшеница,
Вдаль направив волнистый разбег,
Пеленою пушистой ложится
Серебристый, искрящийся снег.

Щеки парней горят от мороза,
Щеки девушек — мака красней.
Разрешил председатель колхоза
На катанье им взять лошадей.

Понеслись, словно лебеди, сани,
Вихрем кружится около снег.
И от речки далекой с катанья
Вдаль задорный разносится смех.

Ветерок треплет конские гривы,
И пылает в жару голова.
Как во сне, улыбаясь счастливо,
Шепчет девушка парню слова.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Дождик хлещет. Сквозь опорки Слякоть ноги холодит. Ветер треплет на пригорке Ветки голые ракит. Жмется ласково котомка К истомленному горбу, И пою, как птица, громко, Славя путь мой и судьбу....
  2. Все отступило: удачи и промахи… Жизнь! Тайники отмыкай! Веет, смеется метелью черемухи Благоухающий май. Старая школа, родная и душная, Ульем запела… и вот — Вальсов качающих трели воздушные Зал ослепительный...
  3. Написано с Л. Козловой Сегодня целый день идет снег. Он падает, тихо кружась. Ты помнишь? Тогда тоже все было засыпано снегом — это был снег наших встреч. Он лежал перед...
  4. С моим Серегой мы шагаем по Петровке, По самой бровке, по самой бровке. Жуем мороженое мы без остановки — В тайге мороженого нам не подают. То взлет, то посадка, То...
  5. Вот и выпал первый снег, первый снег, Он покрыл долины рек — первый снег. А река течет черна, первый снег, Вся жива еще до дна, первый снег. Вся любовь моя...
  6. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает...
  7. Извечно покорны слепому труду, Небесные звезды несутся в кругу. Беззвучно вращаясь на тонких осях, Плывут по вселенной, как рыбий косяк. В раздумье стоит на земле человек, И звезды на щеки...
  8. Нынче в наших горах синева, Нынче серое небо в столице. И кружится моя голова — А твоя голова не кружится? Я не шлю телеграммы в Москву, Не пленяю сияющим Крымом,...
  9. По дороге раным-рано Тянется обоз, В мгле сребристого тумана Разлился мороз. На дорогу и трущобы, Путникам назло, Снега чистого сугробы Ночью нанесло. И над белою пустыней, Сквозь обрывки туч, Месяц...
  10. Ходит ветер у ворот, — У ворот красотки ждет. Не дождешься, ветер мой, Ты красотки молодой. Ай люли, ай люли, Ты красотки молодой! С парнем бегает, горит, Парню шепчет, говорит:...
  11. Кладбище паровозов. Ржавые корпуса. Трубы полны забвенья, свинчены голоса. Словно распад сознанья — полосы и круги. Грозные топки смерти. Мертвые рычаги. Градусники разбиты: цифирки да стекло — мертвым не нужно...
  12. Здесь, на речке, родное местечко, где родился, где на ноги встал. Как название пенистой речки — ни отец мой, ни дед мой, никто здесь не знал. Летом в речке воды...
  13. Звенит мой крик тоскливо-запоздалый. Уже давно осыпались цветы. Безмолвно ждет в зените полдень алый, Как бы страшась преддверья пустоты. Зову любовь… Святая, где же ты? Как пилигрим, израненный о скалы,...
  14. Разгорается высь, тает снег на горе. Пробудись, отзовись, говори о заре. Тает снег на горе пред пещерой моей, и вся даль в серебре осторожных лучей. Повторяй мне, душа, что сегодня...
  15. Почему же этой ночью Мы идем с тобою рядом? Звезды в небе — глазом волчьим… Мы проходим теплым садом. По степи необозримой, По дорогам, перепутьям… Мимо дома, мимо дыма Узнаю...
Вы сейчас читаете стих Катанье, поэта Кубанев Василий Михайлович

«Перед дождем» Николай Некрасов

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем»

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем», созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.

Автор использует довольно сильные и яркие образы, мастерски изображая «заунывный ветер», «стаю туч», и мрачный лес, который «глухо шепчет», словно бы осуждая то, что происходит вокруг. Судя по тому, что «на ручей, рябой и пестрый, за листком листок летит», на дворе стоит глубокая осень . Однако Некрасов не считает нужным прямо об этом упоминать, так как его мысли сосредоточены не на пустых формальностях, а на динамике событий. Именно поэтому в стихотворении «Перед дождем» появляются образы испуганных галок и ворон, стая которых «с криком в воздухе кружится», предвещая скорый дождь и, одновременно, внося хаос в размеренную сельскую жизнь.

Природа никогда не являлась главной героиней произведений Некрасова, и он ни разу не предпринял попыток наделить ее чертами живого существа. Поэтому вполне логично, что в последних строфах этого произведения появляется новый персонаж – жандарм, который едет в крытой таратайке и погоняет окриком ямщика . И это пренебрежительно-требовательное «пошел!» свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку. Еще немного, и на землю упадут тяжелые мытные капли холодного осеннего дождя, который застанет путников в дороге и, возможно, заставит искать убежище в ближайшей деревне.

Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно бы умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем», созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе. Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно бы умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

«Перед дождем» Николай Некрасов

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» - привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

Все словари Словарь Ушакова Словарь Ожегова Словарь Ефремовой Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Большая Советская Энциклопедия Тезаурус русской деловой лексики Энциклопедия «Биология» Словарь охотничьих терминов и выражений

Словарь Ушакова

ста я , стаи, жен. Группа мелких животных одного вида, преим. рыб или птиц. Журавли при перелете держатся стаями. Стая рыб. Стая волков. «Выпустил на волка гончих стаю.» Крылов . «С криком в воздухе кружится стая галок и ворон.» Некрасов .

| перен. Группа. «Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.» Некрасов .

Словарь Ожегова

СТА Я, и, ж.

1. Группа животных одного вида, держащихся вместе. С. воробьев. С. волков. Собачья с. С. рыбок. С. саранчи.

2. перен. О движущемся, подвижном скоплении кого-чего-н. Весёлая с. ребятишек. С. облаков, туч. Целая с. воспоминаний.

| уменьш. стайка, и, ж.

| прил. стайный, ая, ое (к 1 знач.; спец.). Стайные птицы. Стайная охота (у животных, напр. у волков).

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Группа мелких животных одного вида, держащихся вместе.
    2. перен. разг. Большая группа людей, находящихся вместе.
    3. Несколько собак, специально подготовленных для совместной охоты, езды и т.п.
  2. ж. местн. Помещение для домашнего скота, хлев.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ж. стайка, стаечка; стаишка, стаища; стадо (это слово) зверей, птиц, иногда руно рыбы. Стая гусей, уток, бол. говор. о диких. Перепелка стаями прилетает, да осевшись, тотчас рассыпается. Псовая стая, гончие, несколько смычков. Закидывай стаю! спускай. Волки стаями рыщут.

Стая, яросл. ниж. неск. изб кучкой, в одной связи, под одной крышей, с общими сенями и переходами. Большие семьи строятся стаей. В скитах, избы ставятся стаями, со входами и выходами во всех переходах; там и концов не сыщешь.

Стая, стайка, твер. дрин, крытые ворота и двор; вят. перм. олон. поветь, крытый двор, для скота, перм. влад. вят. загорода, скотный двор, загон, баз , базок, стойло оренб. обнесенное пряслами место, для скота; у хорошего хозяина на задах отделены: коровья стая, телячья, овечья, свиная и пр. сиб. влад. перм. оренб. вологодск. хлев, крытый сарай для скота; вологодск. сарай вообще; перм.-шадр. конюшня; стайка, новг. овин.

Стаи, мн. арх. конские стойла. Снайня зап. южн. конюшня, всякая, и барская. Стая, во всех знач., общ. корня со ставить, стать, стоять, но вероятно стая, стадо, и стая, хлев, загон, составились независимо одно от другого: первое, от стать и стоять вместе; второе, от ставить; сюда же относится и стадо; отсюда и стайно ср. треногая стойка под воробы. Стайная птица, летающая стаями, противопол. одинокая, одиночка, или парная. Стайная кровля, сарайная. Стаистая птица, летающая только большими стаями. Осенний голубь, или глинка, птица стаистая. Стаить птицу, сбивать, сгонять в стаю, стабунить, сгуртить, скучить, более говор. состаить, -ся, стадиться, собираться стаями, стаей. Перед отлетом всякая птица стаится. Стаенье, стайка, действ. по глаг.

временная группа рыб или птиц, обычно одного вида, находящихся в сходном биологическом состоянии, активно поддерживающих взаимный контакт и координирующих свои действия; С. состоит из особей, которые выполняют ряд важных жизненных функций, будучи членами той или иной С. на протяжении большой части своей жизни. В отличие от стада, в С. отсутствует распознавание одних животных другими (нет вожаков, доминирующих и подчинённых особей). С. может состоять из особей одного или разных видов, разного пола и возраста. Образование С. характерно для многих рыб (например, сельдевых, макрелевых и анчоусовых) и птиц (например, гусеобразных, журавлинообразных и воробьиных). Птицы образуют С. преимущественно вне периода гнездования. Биологическое значение С. зависит от состояния животных и окружающих условий. Пребывание в С. помогает разыскивать корм и ловить добычу, защищаться от хищников, а птицам также при выборе места ночёвки, при ориентации и навигации во время миграции животных. Для рыб и птиц образование С., по-видимому, имеет значение и для улучшения гидродинамических и аэродинамических условий движения в воде или в воздухе соответственно. Например, построение С. у птиц ≈ клин (журавли), шеренга (утки), рыхлая масса (голуби, воробьиные) (см. Перелёты птиц). Величина и форма С., а также расстояние между отдельными особями изменчивы, что является приспособлением к различным условиям среды. В С. между особями существуют разные формы сигнализации (у рыб ≈ преимущественно зрительной, а у птиц также акустической). Закономерности стайного поведения рыб широко используются в промысловом рыболовстве.