Представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста , создающих единый поэтический образ. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. Например:
Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы
Фольклор и древняя литература [ | ]
Параллелизм широко распространён в фольклоре и древнеписьменных литератуpax. Во многих древнейших системах стихосложения он выступал как принцип построения строфы.
Известен особый вид параллелизма (лат. parallelismus membrorum ) древнееврейского (библейского) стихосложения, в котором собственно параллелизм соединяется с синонимией, что даёт варьирование сходных образов. Например:
Положи меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою
В древнегерманском стихе средневековья параллелизм имеет большое значение и соединяется с аллитерацией , а также с рифмой .
Параллелизм широко используется в финском фольклорном стихе, в частности финском эпосе «Калевала », где он соединяется с обязательной градацией :
Шесть он зёрнышек находит
Семь семян он поднимает.
Параллелизм связан со структурой хорового действа - амебейной композицией . Фольклорные формы параллелизма широко используются в художественной (литературной) песне (нем. Kunstlied ).
Русский фольклор [ | ]
Простейший тип параллелизма в русском фольклоре - двучленный :
Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету.
Предполагается, что из двучленного параллелизма развились более сложные типы. Многочленный параллелизм представляет собой несколько последовательных параллелей. Отрицательный параллелизм - такой, в котором параллель, взятая из внешнего мира, противопоставляется действию человека, как бы отрицает его:
Не белая берёзынька к земле преклоняется -
Красная девица батюшке кланяется.
В формальном параллелизме отсутствует (или утрачена) логическая связь сопоставления внешнего мира и человеческих действий:
Опущу колечко в речку,
А перчаточку под лёд,
Записались мы в коммуну,
Пускай судит весь народ.
Европейская литература [ | ]
Письменные литературы более позднего времени заимствуют параллелизм из фольклора и древнеписьменных литератур. В частности, развитие параллелизма характерно для античной литературы . Под влиянием этого параллелизм основательно исследуется в античной риторике .
В европейской художественной литературе параллелизм усложняется: широко распространяется его соединение с анафорой, антитезой, хиазмом и другими
Русский язык обладает огромным количеством изобразительных средств. Особое место в нём занимает построение предложений согласно параллелизму.
Что такое синтаксический параллелизм
Понятие синтаксический параллелизм пришло к нам с греческого языка и означает «идущий рядом». Характеризуется похожим расположением элементов, аналогичной структурой предложений, однотипным построением предложений или отрезков текста. Это композиционный приём, который выделяет в худ. литературе структурную связь нескольких элементов стиля.
Параллелизмы бывают следующих видов:
- строфические;
- ритмические;
- отрицательные.
Однако самыми популярными всё же остаются синтаксические: они наиболее часто встречаются в русском языке и литературе. Параллелизм нередко можно встретить в поэзии, прозе, так как он позволяет добавить выразительности, эмоций и больше глубины.
Как правило, в первую часть предложения ставится обобщающее обстоятельство, а во вторую помещаются объекты сравнения. Использование синтаксического параллелизма в таком случае позволяет сделать описание обобщающего обстоятельства полным, ярким и объёмным. Это нужно и для понимания сюжета.
Примеры из литературы
Примером могут послужить строки А. Недогонова:
«Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой».
Популярный пример параллелизма – стихотворение Лермонтова «Парус» :
«Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном».
Другие примеры:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
(М. Ю. Лермонтов)
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов?
(К. Д. Бальмонт)
«Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы»
(В. Я. Брюсов)
«Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету».
(Народная песня)
Слова К. Федина из книги «Первые радости» о Л. Толстом:
«Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пищеварением, пульсом».
История синтаксического параллелизма
Данный приём очень распространён в английских текстах, в которых легко сопоставлять аналогичные по созвучности слова для сравнения частей речи, героев, обстоятельств.
Синтаксический параллелизм в русском языке используется реже, потому что разбивать целостность предложения не всегда стилистически верно и уместно.
Подобный приём берёт своё начало от древнееврейского языка, что использовали для написания псалмов. В Средневековье очень почитались священные тексты с описанием жизни святых, Библия и псалмы. Эти книги распространялись и в Азии, и в Европе. Книги с описанием жизни с другими устоями и ценностями уничтожались.
Оказал влияние на синтаксический параллелизм и германский стиль Средних веков. В прозе и стихотворениях начала постепенно присутствовать отрывочная ритмика, появляться для усиления эффекта сочетание несочетаемых частей речи.
Кроме всего, к этому приёму причастен и финский эпос «Калевала», в котором прослеживается использование параллелизма. Это придаёт тексту произведения определённый дух и шарм.
Синтаксический параллелизм в литературе
Синтаксический параллелизм в качестве средства выразительности речи свойственен для художественного стиля или публицистики. Параллелизм в литературе научного и официально-делового стилях применяется нечасто, и в основном для логического выделения какого-либо факта.
Необходимо также знать, что параллелизм бывает и композиционный, когда части текста схожи по сюжетной и смысловой линиям. Например, описание природы отождествляется с внутренним состоянием человека. Часто авторы проводят аналогию унылого дождливого осеннего пейзажа с подавленным состоянием персонажа, депрессией и печалью. А весенние пробуждение природы – с надеждой на лучшие перемены.
Синтаксическим параллелизмом наполнены произведения устного народного творчества – песни, былины, пословицы, частушки, а также схожие художественные произведения, к примеру, поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Твардовского «Василий Теркин», а также «Песня про купца Калашникова» Лермонтова .
Подводя итог, можно сказать что, синтаксический параллелизм в русском языке — это значимый художественный прием, с его помощью можно передать оттенки чувств, передать произведению динамичность, ритм и эмоциональность.
Синтаксический параллелизм получил распространение, благодаря своей способности выразить в тексте эмоциональные оттенки, наполнить предвкушением счастья, придать мечтательную грусть, наполнить и другими образами автора.
Главное отличие такого приёма в последовательном употреблении одинаковых конструкций даже без какого-либо подчинения. Чаще всего он встречается в любых жанрах английских текстов, в которых синтаксический параллелизм может существовать в пределах не только предложения, но и абзаца или целого периода. В текстах русского происхождения подобное разбиение будет считаться ошибкой со стороны синтаксиса, нарушением стиля и изложения.
Какова роль литературы в нашей жизни? Как бы это ни показалось странным, ее значение очень велико. Прочитывая произведения великих писателей и поэтов, мы учимся отличать добро от зла. Но книга нас не сделает сильнее, опытнее, нам необходимо черпать оттуда ценные знания и применять в реальной жизни. Нельзя жить одними иллюзиями, а художественные произведения создают вымышленные ситуации и героев. Такой прием, как параллелизм, в литературе встречается довольно часто, но мало кто на это обращает внимание. Мы же предлагаем познакомиться с этим понятием немного ближе.
Роль художественных средств
Параллелизм в литературе, как и многие другие приемы, обязательно должен присутствовать. Их роль на самом деле очень велика. Кому нравится читать научную литературу, тот знает, что именно этот жанр беден на выразительные средства. Это сплошной сухой текст, совершенно не вызывающий никаких эмоций. Главная задача литературы увлечь читателя, чтобы произведение читалось на одном дыхании и вызывало желание узнать продолжение.
Без выразительных средств мы бы не испытывали никаких чувств при чтении произведения: ни жалости, ни сочувствия, ни радости. Параллелизм в литературе также немаловажен. В чем заключается его основная роль?
Параллелизм
Это понятие можно услышать в риторике, означает оно повторение или сопоставление. Прием используется для того, чтобы подчеркнуть сходство объектов или их отличия. Также параллелизм в литературе используется для того, чтобы подчеркнуть значимость. Возьмём пример - знаменитая поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Там есть следующие строки: «Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор?» Подобным образом автор подчеркивает то, что для Руслана крайне важно. Но это только один из примеров возможных вариантов использования приема.
Фольклор
Что такое параллелизм в литературе? Предлагаем разобрать это на примере древней литературы и фольклора. Если рассматривать стихосложение, то данный прием выступает в качестве помощника в построении строф и рифмы. В библейском или, как его еще называют, древнееврейском стихосложении используют параллельно этот прием и синонимию, что позволяет варьировать сходные образы.
Древнегерманский стих тоже не лишен параллелизма, только обязательно выступает совместно с аллитерацией. Не оставим без внимания и финский фольклор, где он проявляется с градацией.
Русский фольклор
Параллелизм здесь имеет несколько форм:
- двучленный;
- многочленный;
- отрицательный;
- формальный.
Первый из представленных пунктов - это простейшая форма. Рассмотрим параллелизм в литературе, примеры из фольклора: «Летал сокол по небу, гулял молодец по свету». Именно из этой формы образовались более сложные или многочленные. Этот тип представляет собой сразу несколько параллелей. Интересная форма, часто применяемая в творчестве авторов, - это отрицательный параллелизм. Например: "Не березка склонялась, а красна девица в ножки кланялась". Что касается последнего вида, то он часто встречается в частушках. Здесь совершенно нет логической связи между сопоставляемыми объектами.
Более поздние времена
Современная и классическая литература также используют прием параллелизма, кроме того, он заимствован из фольклора. Зарождение данного направления пришлось на античные времена.
Европейская художественная литература также не лишена параллелизма, только здесь он граничит с антитезой и анафорой. Наш великий и могучий русский язык содержит и множество других приемов, используемых авторами по сей день, дабы заинтересовать своего читателя, сделать произведение действительно интересным и захватывающим.
Образные средства в литературе
В своем арсенале художники слова имеют множество выразительных средств, чтобы создать яркий и впечатляющий образ. В своих произведениях писатели активно используют тропы и стилистические (риторические) фигуры:
- риторический вопрос
- инверсию
- градацию
- эпифору
- сравнение
Их использование делает восприятие художественной речи многоплановой, вызывает интерес у читателей к изображаемому, рождает богатые образные ассоциации. Одним из таких стилистических приемов является параллелизм. Этот термин заимствован из греческого языка, где слово parallelos , буквально значит «идущий рядом» .
Параллелизм известен в биологии, математике, физике. В литературе словом «параллелизм» обозначают сходные элементы в построении высказывания. Это могут быть звуки и слоги (звуковой параллелизм), повторяющие слова (лексический параллелизм) и синтаксические конструкции - фразы и предложения.
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым, например:
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
А. Недогонов
С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Часто синтаксический параллелизм сочетается с другими образными средствами художественной литературы, например с анафорой:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф. И. Тютчев. Полдень
Нередки сочетания синтаксического параллелизма с антитезой:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов. Парус
Отрицательный синтаксический параллелизм
Из народного творчества многие писатели восприняли отрицательный параллелизм, который имеет равное количество одинаково расположенных компонентов, но в отличие от прямого параллелизма строится с употреблением частицы «не» :
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон он не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
А. Ахматова. Родная земля
Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы
Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,
Тревожная - весны младые грезы.
Там - солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь - и гром, и молния, и слезы…
А. Майков. Дума
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, -
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его.
А. Ахматова. Измена
Понимание основных законов синтаксиса и их применение позволяет поэтам и писателям делать письменную речь более выразительной, расставлять в ней эмоциональные акценты, делающие письменную речь живой и яркой. Одним из приемов, позволяющих сделать письменную речь яркой, является применение синтаксического параллелизма. Что это такое, синтаксический параллелизм – разберемся подробно в следующем разделе статьи.
Синтаксический параллелизм в русском языке и литературе: определение и примеры
Определение синтаксического параллелизма звучит следующим образом: это расположение слов в идентичном порядке в двух, трех или большем количестве предложений, следующих в письменной речи друг за другом.
Однако тождественными могут быть не только конструкции предложений, но и отдельные слова, части предложений, словосочетания. Параллелизм в его общем понятии чаще всего встречается в поэзии: примененное повторение позволяет сделать стихотворение максимально выразительным, добавить в него больше глубинного смысла и эмоций. Еще один литературный пример синтаксического параллелизма, который можно назвать классическим – это стихотворное произведение Лермонтова «Белеет парус одинокий».
Различают множество видов параллелизма. К примеру, в строфическом параллелизме должны наблюдаться не только синтаксические, но и лексические параллели. Параллелизм может ритмическим, прямым или отрицательным. Кладезем примеров разных видов параллелизма будут сборники русских народных песен, любые поэтические произведения, современные песни.
Именно синтаксический параллелизм позволяет сделать художественное произведение живым и звучащим, хотя в синтаксисе существуют и другие приемы придания выразительности письменной речи.
Сравнительный или синтаксический параллелизм.
Среди всех видов параллелизмов, наиболее часто встречается в литературе синтаксический параллелизм. Его отличает использование одной и той же структуры предложений, будь то стихотворение или проза. Обобщающее обстоятельство, как правило, ставится в первую часть предложения, во вторую же помещаются сравниваемые объекты.
Использование такого приема позволяет усилить обобщающее обстоятельство, сделать его описание полным, объемным, ярким. Чаще всего используемое обстоятельство или часть речи является ключевым в произведении, так называемым «главным героем», усилить которое подчас просто необходимо для понимания сюжета.
Использование синтаксического параллелизма.
Подобный прием весьма характерен для английских текстов. В английском языке легко сопоставлять схожие по созвучности слова для сравнения тех или иных частей речи, обстоятельств, героев. В русском языке подобная форма используется реже, так как разбивать конструкцию предложения не всегда уместно и стилистически верно.
История появления синтаксического параллелизма берет свои истоки от древнееврейского языка, который в свою очередь использовался для составления псалмов. В Средние века наиболее почитаемыми и читаемыми текстами были именно священные псалмы, Библия и жизнеописания святых. Такие книги распространялись как в Европе, так и в Азии, а книги, повествующие о других ценностях жизни или других устоях, уничтожались.
Средневековый германский стиль так же оказал влияние на синтаксический параллелизм. От этого влияния в стихотворениях и прозе начала появляться отрывочная ритмика, возникло сочетание несочетаемых частей речи для усиления эффекта.
Кроме того, к синтаксическому параллелизму приложил руку и финский эпос «Калевала». В этом эпосе явственно прослеживается использование подобных конструкций, что в свою очередь придает произведению шарм и определенный дух.
Примеры синтаксического параллелизма.
Чаще всего в русской поэзии подобные композиции встречаются у Тютчева и Фета.
«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор».
(А.А. Фет)
«Кончен пир, умолкли хоры,
Опорожнены амфоры,
Опрокинуты корзины,
Не допиты в кубках вины,
На главах венки измяты, –
Лишь курятся ароматы
В опустевшей светлой зале…
Кончив пир, мы поздно встали –
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины…»
(Ф.И. Тютчев)
Значение слова ПАРАЛЛЕЛИЗМ. в Литературной энциклопедии
ПАРАЛЛЕЛИЗМ.
I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918). П. широко распространен
444 в устных и древнеписьменных лит-pax, во многих системах стихосложения выступая как принцип построения строфы; особенно известен так наз. parallelismus membrorum древнееврейского стихосложения, в котором П. соединяется с синонимической вариацией образов, напр. «Положи меня как печать на сердце твое || и как перстень на руке твоей» («Песня песней»). Большое место занимает П. в аллитерирующем и даже рифмованном германском стихе средневековья. Не меньшее значение имеет он в финском эпосе «Калевала», где он соединяется с обязательной градацией. Ср. «Шесть он зернышек находит || семь семян он поднимает». В письменных лит-pax П. приобретает весьма сложный характер, соединяясь с анафорой, антитезой, хиазмом и др. фигурами, напр. «Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог» (Державин). Учение о параллелизме получает большое развитие в античной риторике. См. « Риторика », « Стилистика », « Фигуры ». R. S. II. В русской фольклористике термин «П.» применяется в более узком, специфическом смысле, обозначая особенность поэтической композиции, заключающуюся в сопоставлении одного действия (главного) с другими (второстепенными), наблюденными во внешнем человеку мире. Простейший тип П. — двучленный: «Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету». Из него вероятно образовались более сложные типы: многочленный (несколько последовательных параллелей); отрицательный (параллель, взятая из внешнего мира, дается в порядке отрицания): «Не белая березынька к земле преклоняется —
Красная девица батюшке кланяется»; формальный (утеряна логическая связь между членами П.): «Опущу колечко в речку,
А перчаточку под лед,
Записались мы в коммуну,
Пускай судит весь народ». О связи П. с хоровым действом см. « Амебейная композиция ». Из фольклора П. широко проникает в художественную песню (индивидуальную Kunstlied). Библиография: Веселовский А., Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля, Собр. сочин., т. I, СПБ, 1911. В. Ч.
Литературная энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАРАЛЛЕЛИЗМ. в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре литературоведческих терминов:
- (от греч. parallelos - идущий рядом) 1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Современном энциклопедическом словаре:
- ПАРАЛЛЕЛИЗМ
в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Энциклопедическом словарике:
а, мн. нет, м. 1. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. в работе. Нежелательный п. деятельности разных органов власти. 2. … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Энциклопедическом словаре:
, -а,м. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. линий. П. в … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ПАРАЛЛЕЛ́ИЗМ в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, к-рые, соотносясь, создают единый поэтич. образ. Наряду … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
параллели"зм, параллели"змы, параллели"зма, параллели"змов, параллели"зму, параллели"змам, параллели"зм, параллели"змы, параллели"змом, параллели"змами, параллели"зме, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре лингвистических терминов:
(от греч. parallelos — рядом идущий). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Молодым … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Тезаурусе русской деловой лексики:
Syn: параллельность, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Новом словаре иностранных слов:
(гр. parallellsmos) 1) неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий; 2) полное совпадение в чём-л., повторение, дублирование; 3) биол. … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре иностранных выражений:
[гр. parallellsmos] 1. неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий; 2. полное совпадение в чём-л., повторение, дублирование; 3. биол. - … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Тезаурусе русского языка:
Syn: параллельность, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в словаре Синонимов русского языка:
Syn: параллельность, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
1. м. 1) Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей. 2) а) перен. Неизменное соотношение и … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре русского языка Лопатина:
параллел`изм, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
параллелизм, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Орфографическом словаре:
параллел`изм, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре русского языка Ожегова:
сопутствие параллельных явлений, действий, параллельности П. линий. П. в … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
параллелизма, м. (см. параллель) (книжн.). 1. только ед. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей (мат.). … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Толковом словаре Ефремовой:
параллелизм 1. м. 1) Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей. 2) а) перен. Неизменное соотношение … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
I м. 1. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей. 2. перен. Неизменное соотношение и сопутствие …