Очерк исследование. Основные композиционные и сюжетные приемы. Работа над очерком в творческой группе

0

Факультет журналистики

Кафедра электронных средств массовой информации

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Современный телевизионный очерк

Аннотация

Дипломная работа на тему «Современный телевизионный очерк». В работе рассматривается работа в творческой группе над созданием очерка, работа оператора, а также процесс монтажа телевизионного очерка.

Цель данной работы – показать, на примере снятого телевизионного очерка, важность работы в творческой группе.

Содержание

Введение

1 Глава Работа над очерком в творческой группе

1.1 Понятие и виды очерков

1.2 Работа оператора

1.3 Монтаж как художественный способ мышления

1.4 Взаимодействие журналиста, оператора и режиссёра

2 Творческая часть

Заключение

Список использованных источников

Введение

Одним из условий мастерства журналиста является овладение устойчивыми, традиционными формами, способами и приёмами, характерными для того или иного вида массовой коммуникации, словесного творчеств. Активные в настоящее время процессы взаимодействия, интеграции, диффузии не только жанров, но и различных средств массовой информации, не отменяют данного условия профессионализма.

Телевизионная художественная публицистика, насыщенная изобразительными средствами и выразительными возможностями, представляет для исследователей немалый интерес. В данной работе исследуется очерк как важнейший жанр художественной публицистики.

Многочисленность и многообразие видов телевизионного очерка, находящихся в постоянном взаимодействии, многотипные и многослойные боковые ответвления, эластичность, изменчивость контуров жанра и его разновидностей – всё это усложняет определение границ очерка. Совершенно очевидно, что успех в этом направлении ожидает тех исследователей, которые подойдут к рассмотрению жанра всесторонне, как к структуре, состоящей из комплекса взаимосвязанных элементов.

Жанр как эстетическая и содержательная категория требует изучения не только таких компонентов, как функция, предмет, содержание, метод, но и всех формообразующих элементов, всей системы изобразительных средств и способов словесного творчества. Верным ориентиром для определения жанровой принадлежности телевизионного очерка могут служить такие формообразующие компоненты, как язык, монтаж, композиция, ритм. Изучение языка телевизионного очерка как одного из важных, изначальных компонентов формы (в ряду с другими её компонентами – монтажом, композицией, деталью, ритмом, музыкальным сопровождением), в этом актуальность нашего исследования.

Цель данной работы – создание телевизионного портретного очерка.

1. Проанализировать научную литературу по данной теме.

2. Рассмотреть взаимодействие в творческом коллективе при создании очерка.

3. Раскрыть основные функции и задачи режиссера монтажа и оператора.

1 Работа над очерком в творческой группе

1.1 Понятие и виды очерков

Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его - он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хоро­ший очерк журналист сможет только в том случае, если он уве­ренно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле. При подготовке очерка мало, на­пример, суметь найти подходящий предмет выступления, успеш­но собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответ­ствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана, действительно очерковой. Как жанр ТВ относится к художественной публицистике. Пограничен с тематической (иногда портретной) корреспонденцией, отличается выраженной персонификацией подачи материала (авторством). Может служить формой подачи результатов журналистского расследования или напротив, появиться как побочный продукт журналистской деятельности, например, путевой очерк.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательс­кое (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображе­ния, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства долгое время служила исход­ным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (жур­нальный) очерк к художественным произведениям или же - к документально-журналистским.

Автор очерка стремится создать портрет своего героя – внешний, рисуя основные черты его облика, и внутренний, психологический, фиксируя особенности его характера, объясняющие его действия, поступки, отношение к другим людям. Его интересуют самые разные стороны жизни своего героя: в частной жизни – дома, в семье, на отдыхе, в отношениях с друзьями, и в общественной жизни – на работе, в коллективе, где он трудится. Понятно, что рассказать об этом очеркист может, лишь опираясь на детали и подробности, которые он показывает, осмысляя их значение. Очерк – не анкета, воспроизводящая всю биографию человека. Автор представляет своего героя читателю, выбирая лишь самые важные этапы его жизни и самые характерные его поступки и строя на этом сюжет и композицию своего произведения. Он может даже ограничиться рассказом о каком-то одном периоде жизни человека, которому посвящает очерк, когда наиболее ярко проявились важнейшие стороны его характера.

Но, как и в зарисовке, в очерке всегда присутствуют две стороны – главный герой, которому посвящен текст, и очеркист, осмысляющий его поступки и решения и помогающий читателю понять их значение. Иногда автор прямо обращается к читателю, делясь с ним своими впечатлениями от увиденного, и его мнение имеет не меньшее значение, чем высказывания самого героя. Свободный, образный стиль очерка имеет много общего со стилем репортажа и зарисовки, он помогает обеспечить эффект присутствия автора рядом с его героем, дает читателю возможность увидеть и услышать его.

Журналист использует все доступные ему методы сбора информации для своего очерка. Он работает как репортер, наблюдая за своим героем, и как интервьюер, беседуя с его родными, друзьями и руководителями. Он выступает в роли обозревателя, анализируя и осмысляя проблемы, с которыми сталкивается его герой, и высказывая свое мнение о его решениях и действиях. Ему приходится изучать документы, связанные с жизнью героя: его трудовую книжку, приказы с благодарностями и выговорами и т.п.

Автор очерка выступает как публицист, не отходя от фактов и обеспечивая строгую документальность своего текста. Самое большее, что он может себе позволить, – предположить, как поступил бы его герой в той или иной ситуации, исходя из его характера. Вымысел очерку противопоказан. Но в то же время очеркист пользуется многими художественными средствами отображения жизни, рисуя ее картины, показывая своего героя в определенных ситуациях. Он решает сложную задачу создания публицистического образа своего героя, подобно тому как писатель создает художественный образ своего литературного героя. Оба пользуются методом типизации, но если писатель прибегает при этом к фантазии, вымыслу, то очеркисту приходится искать для этого реального живого и в чем-то типичного человека.

В проблемном очерке предметом отображения выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображения проблем­ной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про­блемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. Это, естественно, предопределяет многие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести.

В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно лег­ко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие со­стоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситу­ации никогда не представляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверх­ности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфлик­ты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфлик­ты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями, как со стороны ге­роев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоци­ации, параллели, отступления от темы. В очерке - это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать про­блемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той пробле­мы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствую­щим образом описать ее в своем очерке.

Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), отно­сится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших ста­новление журналистики. Очевидно, это объясняется тем, что по­добная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому явля­лась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла.

Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российс­кой литературы и журналистики в XIX в., стали А. С. Пушкин («Пу­тешествие в Арзрум»), А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Моск­ву»), А. А. Бестужев («Поездка в Ревель»), А. П. Чехов («Остров Сахалин»), И. А. Гончаров («Фрегат «Паллада»). Много прекрасных путевых очерков было создано публицистами советского времени, например И. А. Ильфом и Е. П. Петровым, И. Г. Эренбургом, М. А. Шагинян, М. Е. Кольцовым, Ю. Смуулом, В. В. Маевским, В. М. Песковым и другими журналистами.

Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл сло­во «авантюра» - «приключение»). Подобная авантюрность задает­ся самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких собы­тий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последо­вательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Разумеет­ся, хороший путевой очерк не может быть простым перечислени­ем или изложением всего, что автор увидел в течение своей поезд­ки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, са­мое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным - зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путе­шествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до твор­ческой поездки. Исходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в ка­кой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого се­рьезного и объемного материала (а путевые очерки именно таки­ми и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кар­динально изменен - все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста.

Создание портретного очерка требует от журналиста не только профессионализма в сборе информации, но и таланта литератора, способного при создании портрета отдельной личности делать наброски портрета общества в целом. Журналист должен обладать высоким интеллектуальным уровнем развития и образным мышлением. В портретном очерке необходимо «показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе».

Яркий образ в портретном очерке – верный путь к достижению понимания автора своим читателем. Нередки случаи, когда за «витиеватыми» фразами нет образа, значит, нет и смысла. Как же создается образ в портретном очерке? Здесь важную роль играет осмысление фактов биографии героя очерка, кропотливый отбор художественных средств. В роли таких художественных средств чаще всего выступают художественная деталь, диалог, портрет, пейзаж и др. Рассмотрим каждое из перечисленных художественных средств.

В художественных произведениях деталь ценна семантической насыщенностью. Большую ценность она представляет и в портретном очерке. С помощью детали можно описать обстановку, место действия, передать характерные черты внешности героя, его речи, описать манеру поведения. Журналист должен быть не просто наблюдательным, а зорким. То, что выходит за границы, очерченные общественным мнением, что разрушает стереотипы и не соответствует привычным установкам, является объектом наблюдения очеркиста. Важно, найдя такую деталь, грамотно определить ее место в создаваемом тексте, так, чтобы она служила общему замыслу автора.

Стилистические особенности очерка - раздел Литература, Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества Стилистическая Языковая Структура Очерка Полностью Соответствует Цели, Постав...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества

Корреспонденция совмещает элементы... наглядности описательно повествовательная функция... аналитичности рассуждение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества.
Жанры аналитической группы: статья, корреспонденция, рецензия, обозрение, обзор СМИ. Метод: анализ. Предмет: проблема, явление, процесс. Функция: убеждение, формирование

Корреспонденция: жанрообразующие черты. Виды корреспонденции.
Виды корреспонденции: 1.Информационная - положительный (нейтральный) опыт. 2.Критическая - активная проблема. Корреспонденция совмещает элементы: 1.наглядности -

Синтетический жанр - это когда в одном жанре скомбинированы другие жанры.
Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, информационным жанрам, как репортаж, отчет, информационная кор

Синтез и обобщение как качественные признаки аналитической деятельности журналиста.
Обобщение исходит из синтеза (склеивания) фактов. Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе, обощении. Индукция, или анализ это когда какая


Статья-аналитический жанр, в котором на основе анализа и синтеза явлений, взятых в неограниченном масштабе, используя метод дедукции, автор поднимает актуальную социальную проблему

Комментарий: жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Аргуметация и оценка в комментарии.
Это аналитический жанр. С его помощью автор выражает свое отношение к актуальным событиям, анализирует происходящее и пытается спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Создавая коммен

Отличие комментария от статьи - ярко выраженная субъективность.
1.Субъективность-использование слов с ярко выраженным экспрессивным значением. 2. Тропы И фигуры речи (олицетворение, ирония и тд.)

Способы авторского «я» в комментарии, стилистические особенности. Роль комментария в системе жанров изданий различной типологии.
Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. До недавнего времени его считали одной из разновидностей статьи, которая отличается оперативной и гибкой формо

Обозрение: жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Квалификационные требования, предъявляемые к автору, работающему над обозрением.
Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читат

Тема- любые общие вопросы политики, спорта, культуры, социальной жизни и т. п.
Метод- синтез(склеивание фактов, обобщение) Факты+рассуждения- рассуждение(вводка)- факт+ оценка+ вывод Виды: Об

ОБОЗРЕНИЕ
Этот жанр изобретен не журналистами, обозрение использовалось задолго до возникновения периодической прессы. Присущие этому методу формы и способы отображения действительности можно, например, найт


К этой группе относятся публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономического развития стр


Она обращена прежде всего к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т. д, В этих статьях анализ


Такого рода статьи обычно публикуются когда в обществе возникает спор по каким-либо значительным проблемам. Непосредственным поводом публикации полемической статьи обычно является выступление полит

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
Журналисты российской прессы понятие “корреспонденция” употребляли уже в XVIII веке. Однако надо иметь в виду, что достаточно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет, ж

ОБЗОР СМИ
Слово “обзор” понимается в журналистике как описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение. Говоря об обзоре СМИ. чаще всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творче

РЕЦЕНЗИЯ
Слово “рецензия” латинского происхождения и в переводе означает “просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо”. Можно сказать, что рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде все

Жанровые особенности
Как правило, рецензия посвящена одному произведению. В иных случаях можно говорить о поджанрах - сборной рецензии (рассматривается несколько произведений) и монографической рецензии (

Стилистически рецензия гибридный жанр- в нем смешаны научный и публицистический стили.
14. общая характеристика художественно-публицистических жанров. Особый характер проявляется, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности,

Роль автора в очерке
Очерк является одной из разновидностей рассказа - малой формой эпической литературы. Очерк отличается от новеллы, другой разновидности рассказа, отсутствием быстрого и острого разрешающегося конфли

Способы выражения авторской позиции и оценки героя
В своих произведениях автор пытается выразить свою личную позицию по поводу той или иной темы, и делает это художественным образом. Но для того, чтобы правильно и достоверно донести до читателя сво

Виды очерков
Портретный очерк Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивац

Композиция очерка
По композиции очерки очень различны: они могут состоять § из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательн

Зарисовка
Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зар

Композиционно-стилистические особенности памфлета
Ведущим жанрообразующим структурным признаком памф­лета является наличие своеобразных композиционно-стилисти­ческих коммуникативных блоков - вводного, переходного, ос­новного и заключительного. Они

Введение

1 Очерк как художественно-публицистический жанр

1.1 Сущность и разновидности очерка

1.2 Жанрообразующие элементы очерка

2 Технологии создания портретного очерка

2.1 Художественно-публицистические средства

2.2 Основные композиционные и сюжетные приемы

3 Формы повышения эффективности и действенности очеркового материала

3.1 Классические технологии представления личности в очерке

3.2 Инновационные стратегии представления личности в очерке

Заключение

Список использованных источников

Приложение

1 Очерк как художественно-публицистический жанр

Для того, чтобы начать говорить об очерке, нужно копнуть, так сказать, чуть глубже. К какой разновидности жанров относится очерк и почему? По каким характеристикам его относят именно к этой группе?

Итак, согласно общепринятой классификации очерк считают одним из жанров художественно-публицистического подстиля. Что это такое? Тут нельзя не привести высказывание В.Г. Белинского: «Искусство, по мере приближения к той или другой своей границе, постоянно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, примиряющая обе стороны». Эти слова не утратили своей актуальности спустя столетия. Ведь таковой «областью» стал художественно-публицистический подстиль.

К данному подстилю относятся эссе, слово, памфлет, фельетон и пародия. Что их объединяет? По мнению З.С. Смелковой, «все эти жанры отличаются тем, что в них тесно переплетаются черты публицистики и художественности на всех уровнях текста в выражении авторского отношения к происходящему с гражданственных позиций и отражении этой специфики в отборе и сочетании различных языковых и речевых средств».

Б.В Стрельцов высказался еще точнее по данному поводу: «От публицистики художественно-публицистические жанры взяли политическую нацеленность и остроту, злободневность, логико-рациональную систему исследования окружающего мира и человека От художественной литературы - модели образных систем и образную стилевую структуру». Отсюда и «спектр проявления основных функций речи: информационной, эстетической, экспрессивной, познавательно-просветительской, гедонистической…».

З.С. Смелкова также утверждает, что для этого стиля характерен «образ информированного, богатого духовно человека, стремящегося разделить с читателями свою точку зрения по поводу известных событий, убедить в справедливости той или иной их оценки». Исходя из такого метода построения образа происходит «сочетание субъективно авторской и социально обусловленной (объективизированной) оценочности».

Трудно понять, как отразить это сочетание на письме. Ведь должны быть определенные каноны построения произведений данного подстиля.

Обобщая слова Смелковой, А.А. Тертычный видит особенности художественно-публицистического подстиля в «повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности». И отмечает: «В силу этого освоение искусства выступления в художественно-публицистических жанрах считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства».

1.1 Сущность и разновидности очерка

Что же такое очерк? Удивительно, но этот вопрос является в современной науке весьма спорным. Почему? Неизвестна история появления данного термина. По утверждению А.А. Тертычного, «понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение». По одной из версий, история появления данного термина связана с именем М. Горького. В одном письме советскому писателю И.Ф. Жиге он обращал внимание на то, что исходным для существительного очерк является глагол «очерчивать». Но сказать подлинно, что писатель уверен в собственном тезисе. Не представляется возможным.

В 1940-е годы усилиями Г. Поспелова очерк стал пониматься как «короткое повествовательное произведение, основной целью которого является образная иллюстрация или образная информация». Но уже в 1950-е Б. Полевой раскритиковал данную точку зрения, внеся заметную поправку: очерк «основывается на конкретных фактах, содержит элементы публицистики, исследования».

Десятилетием позже вопрос сущности очерка стал еще острее и привлек внимание многих специалистов. Интерес к данной проблеме подчеркивает тот факт, что определение очерка было дано в Словаре русского языка С. И. Ожегова: «Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов». Оно в некоторых моментов повторяло высказывание Г.Поспелова и не было принято за основу. Поиски «верного пути» продолжились.

В 1970-е свою концепцию разрабатывает Е. И. Журбина. Она ставит вопрос под несколько другим углом: «очерк при ярких публицистических приметах и публицистической направленности одновременно остается неотъемлемой частью художественной литературы».

Исследования продолжались, естественно, и на протяжении последующих 30 лет. Однако никаких кардинально новых определений очерка, способных перевернуть представления о данном жанре, не появлялось. А З.С. Смелкова в своей книге «Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие» приводит… то самое определение Г.Поспелова, которое было в пух и прах было раскритиковано более полувека назад!

И все же в начале 1990-х Б.В. Стрельцов предлагает новое, как кажется на первый взгляд, наиболее полное определение очерка. По его словам, при формулировке определения он опирался на теоретические посылы В.Г. Белинского и М. Горького, стараясь обобщить все те данные, что уже имелись на тот момент. Его определение звучит так: «Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором путем сочетания логико-рационального и эмоционально-образного способов отражения действительности решается определенный аспект концепции человека или общественной жизни».

Споры насчет классификации очерка разгорелись с момента выделения его как отдельного жанра, то есть примерно с 20-х гг. XX в. Так, известна полемическая переписка Горького с писателем Арамилевым , классифицировавшим очерки на следующие виды: психологический, социологический, сатирический очерк-пейзаж, очерк-фотография и т.д. Горький посчитал такую классификацию не соответствующей единому основанию.

В дальнейшем количество различных классификаций неуклонно росло. В одних случаях за основу были взяты внешние признаки, как то форма, тема и т.д., а в других - внутренние, отобранные по принципу типизации. Однако В.А. Алексеев выдвинул совершенно отличную классификацию: он разделил очерки на «безадресные» и «документальные». В «безадресном» очерке «автор может свободно ставить его [героя] в ситуации, необходимые для обрисовки характера, хотя, может быть, в таких ситуациях в действительности герой никогда не бывал» . В очерке же «документальном» «он не может создавать вымышленные ситуации, не может, как автор «безадресного» очерка, синтезировать в своем герое типичные черты разных людей».

Разъясняя классификацию В.А. Алексеева, М.Н. Ким добавляет ей новые штрихи: « … и в «безадресном», и в «документальном» очерках заметно взаимопроникновение разных жанровых начал: художественных в публицистические и публицистических в художественные». В свою очередь, он делит очерки на три вида:

1) Художественно-изобразительные . Их задача заключается в описании «авторских впечатлений от увиденного, услышанного и пережитого, т.е. в них сильно событийное начало». К ним можно отнести эссе, зарисовки и путевые очерки.

2) Исследовательские. В них «на первое место выдвигается социально важная проблема, рассмотрению которой и посвящается произведение». В эту группу входят проблемные, исследовательские и публицистические очерки.

3) Художественно-публицистические, где «центром изображения является человек». Это, как правило, портретный очерк.

В противоположность данной классификации Смелкова, которая углубляет представления В.А. Алексеева и М.Н. Ким. Она выделяет следующие виды: зарисовка, портретный очерк, проблемный и путевой. Почему именно такие? «Основное их различие состоит в выборе и разработке темы».

Путевой очерк, по мнению Смелковой, возникла несколько раньше прочих разновидностей очерка. Материал для него автор может раздобыть непосредственно в процессе путешествия в заранее намеченные места, являющиеся объектом очеркиста. Накапливая фактический материал, автор облекает его в очерковую форму, выделяя «стержневую» идею. «В нем ставятся сложные проблемы жизни и намечаются пути их решения». Цели, которых хочет достигнуть автор в путевом очерке, различны: фактически каждый автор ставит свои цели. Но «в любом случае журналист должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк. И прежде всего - сам факт своего перемещения «во времени и пространстве», с тем чтобы придать очерку динамичную форму, чтобы позволить читателю почувствовать все напряжение и «прелести» путешествия и сделать его тем самым «соучастником» своей командировки, своего поиска».

Получается, что суть портретного очерка лежит в показе и раскрытии внутреннего мира человека, его глубины и непохожести на других. Ведь «создать хороший портретный очерк, не обращаясь к духовной, нравственной стороне личности героя, вряд ли возможно».

Проблемный очерк имеет уже совсем другую специфику. По мнению В.А. Аграновского, у данной разновидности очерка есть много сходств со статьей. «Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения».

Но различия между этими жанрами также очевидны. А.А. Тертычный разницу между ними видит в том, что «в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру». … Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть конкретные люди с их достоинствами и недостатками». Поэтому «лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке».

А вот предмет написания портретного очерка во всех случаях - личность. Потому, в принципе, он и называется портретным. Но что же получается: такой очерк можно написать о любом человеке? Нет. В нем «журналист стремится раскрыть самое главное - показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования». Но будет ли читательской аудитории интересно просто прочитать список жизненных ценностей героя очерка? И здесь многое объясняют слова А.А Тертычного: «Гораздо интереснее и часто важнее, необходимее ей знать - как он отстаивает свои ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий, поступков как раз и называется показом или раскрытием характера героя».

Жанру зарисовки почему-то внимания уделяется меньше, отмечается, что он помогает «быстро откликаться по оперативным поводам журналистам». Однако П.Т. Сопкин относит зарисовку к «несостоявшемуся очерку». Почему? Потому что автор вынужден работать «в «зоне» противоречия», часто не справляются с «жизненными сложностями, преднамеренно избегают противоречия, перед которым оказался конкретный человек, который попадает в «поле интересов» автора». И все-так П.Т. Сопкин относит зарисовку к жанру очерка, только к бессюжетному. Авторы зарисовок «не ставят перед собою цель показать человека в экстремальной ситуации, при течении противоречия или конфликта. В такх случаях описываются лишь внешние, видимые признаки характера человека. А его внутренний «бурлящий» мир как бы остается нетронутым».

Нельзя не привести в качестве примера и классификацию Б.В. Стрельцова. Он строит свои предположения непосредственно на анализе периодической и художественной литературы и приходит к собственному выводу. «Анализ текстов в разных газетах, журналах, альманахах, книгах убеждает, что объектом исследования в любом очерке является или человек, или проблемная конфликтная ситуация. Третьего по сложности и равнозначности просто не существует».

И в то же время П.Т. Сопкин поднимает дилемму с выделением в отдельный жанр судебный очерк. Причем высказывается интересная позиция: «судебный очерк» вполне может соответствовать всем особенностям «портретного очерка», когда в привычном «срезе» - характер конкретного героя. Если в обычном, так сказать, «портретном очерке» чаще всего исследуется характер положительного героя, то в «судебном» - характер с отрицательными чертами, чуждыми обществу».

Итак, несмотря на бурные обсуждения базовой теории очерка можно смело утверждать: он сочетает в себе элементы двух сфер - публицистики и художественной речи. На этих самых элементах, «очерчивающих» границы жанра, стоит остановиться подробнее.

1.2 Жанрообразующие элементы очерка

Как и положено любому жанру, официально признанному научной общественностью абсолютно самостоятельным, очерк имеет собственные характерные только ему элементы. С выявлением этих элементов возникает гораздо меньше хлопот, чем с выявлением сущности, так как все они лежат в основе написания очеркового текста. Правда, стоит признать, и здесь наблюдаются некоторые разногласия.

Так, З.С. Смелкова насчитала целых девять наиболее очевидных черт очерка:

1) Авторское «я» - элемент, непосредственно приближающий текст к читателю, призванный донести авторские мысли до аудитории самым коротким путем. Но одним из главных условий этого самого короткого пути должна быть достоверность.

2) Интимизация изложения . Данный термин З.С. Смелкова заимствовала у Л. Булаховского. Что же это такое? Если кратко, то сумма определенных стилистических приемов. На что они направлены? На установление наиболее тесного контакта с читателем. А достигается это, по Булаховскому, за счет подогревания интереса к произведению до самого его конца.

3) Эскизность . Этот элемент З.С. Смелкова называет также «очерковостью». Причина? Она - в самой природе очерка, заключающейся в стремлении «схватить тип человека, набросать какие-то хотя бы пунктирные линии его характера, отличительных черт».

4) Документальность. Этот элемент особенно характерен для газетных очерков. Документальность выражается в конкретных примерах, данных, цифры и прочие фактах. «Причем, в отличие от других жанров журналистики, она в очерковом произведении совершенно особенная, если можно так выразиться, - двуплановая. Во-первых, отображение действительности происходит через ее конкретную проблематику». Второй аспект автор этих слов П.Т. Сопкин находит в высказывании М. Горького: … всегда должны быть живые люди». И примечает: « … налицо закономерность: жизненная проблема всегда прямо или косвенно затрагивает человека - его устремления, профессиональные качества, психологические особенности…» То есть происшедшие события и конкретные лица - это и есть фактологическая основа очерка. И, что самое важно, сосуществуют они в произведении гармонично. Поэтому «связка» - проблема и человек - и составляет сердцевину содержания очеркового произведения».

5) Злободневность. «Очерк появляется в газете практически ежедневно. Отсюда существенная его примета - злободневность, «сиюминутность» отклика на важное событие, проблему» - утверждает Смелкова. Отсюда и сжатость, конкретность содержания.

6) Типизация героя. Один из самых сложных элементов для очеркиста. Ведь «реальный жизненный факт может в изображении очеркиста пополняться добавочными сведениями, деталями - таким 11111образом проявляются элементы художественного обобщения».

7) Образность. Само понятие сразу отсылает, казалось бы, к художественному стилю. Но очерковая образность несколько отличается от образности художественной конкретными особенностями. Так как «очерк имеет своим главным предметом человеческую индивидуальность с ее делами, связями, тревогами, то показать героя можно при условии художественного изображения, создавая образ и используя образные средства языка».

8) Ассоциативность. Ассоциации являются неотъемлемым элементом очерка, позволяющим придать очерку еще большую долю фактичности.

9) Известная доля вымысла. Вот по поводу именно этого элемента споры ведутся до сих пор. Если очерку присуща документальность, то как тогда можно говорить о доле вымысла? И место ли ему, например, в газетном очерке, отличающемся злободневностью? Это действительно так. Но не стоит забывать, что в очерке есть доля образность. А где образность, там вымысел. В чем он заключается? По мнению З.С. Смелковой, автор имеет право «сдвигать события во времени», «догадывается» о мыслях и переживаниях своих героев», «вводит в среду реальных людей вымышленный персонаж, чаще всего своего «лирического героя».

Единодушны в вопросе доли вымысла и такие гиганты «очерковой мысли», как К.Г. Паустовский и А.В. Аграновский. Для К. Паустовского «Факт, поданный литературно, с опусканием ненужных деталей и со сгущением нескольких характерных черт, освещенный слабым сиянием вымысла, вскрывает сущность вещей во сто крат ярче и доступнее, чем правдивый и до мелочей точный протокол».

П.Т. Сопкин же, основываясь на мнениях некоторых специалистов, утверждает, что далеко не все признают жанр газетного очерка, считая его лишь жалкой подобией литературного. На чем основано подобное мнение? Он, по их мнению, «до глубокого исследования описываемых явлений. Ему, будто бы, не достает истинно очерковых обобщений и подлинно литературной образности». Но П.Т. Сопкин приводит и полярную точку зрения других специалистов: « … и в газетах состоялся подлинный очерк. От журнального он часто отличается всего лишь меньшими своими размерами. Поэтому при употреблении терминов - «газетный» или «журнальный» - нужно иметь в виду только место публикации произведения, а не их жанровые различия». Поэтому, по его мнению, споры о жанровых границах очерка не имеют под собой никакой почвы.

2 Технологии создания портретного очерка

В своей книге «Основы публицистики. Жанры: Учебное пособие» Б.В. Стрельцов подметил важную вещь: у любого создаваемого очерка должна быть концепция. То есть должны прослеживаться определенная система взглядов и общий замысел произведения. И здесь он видит главную «загадку» очерка: «… в очерке взгляды, мысли, замысел осуществляются через образы. А образ путем голого логического суждения не сотворишь. В его создании активно участвуют впечатления, чувства творца. Таким образом, концепция в очерке - это сложный комплекс авторских мыслей и чувств».

Обратимся именно к портретному очерку. Здесь, как мы уже знаем, помимо авторского мнения присутствует еще и фигура главного героя, а может быть, и не одного. Получается, этот аспект нельзя не учитывать? Конечно! «Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека». А так как каждый очеркист разрабатывает свою концепцию, то они «соединяются, стремясь к идеалу - развернутой концепции».

Работу над очерком, в том числе портретным, Б.В. Стрельцов делит на два этапа. «Первый: сбор, проверка, осмысление фактического материала. Второй: творческий процесс, который индивидуален и каждый раз неповторим».

А вот П.Т. Сопкин заявляет свою, современную и ныне актуальную точку зрения на вымысел. По его мнению, вымысла как такового в очерке нет - есть интерпретация. А это совсем не одно и то же. Интерпретацию «можно назвать своеобразным поводком, который постоянно придерживает автора в рамках реально существующего жизненного пространства, которое он исследует и описывает. «Поводок» - надежная страховка от искажения действительности».

2.1 Художественно-публицистические средства

По сути, художественно-публицистические средства, используемые автором, подчинены конкретной цели, которую сам автор для себя поставил. В портретном очерке они, как правило, направлены на выделение индивидуальности главного героя, его уникальных особенностей и качеств. Конечно же, в каждом очерке наблюдаются собственные средства, с помощью которых предпринимается попытка создать оригинальное произведение. Но общие «инструменты» у всех «портретных очеркистов» безусловно, есть.

«У людей особенных … всегда есть что-то сокровенное, чем они дорожат и увлекаются, что любовно хранят». И как же это сокровенное продемонстрировать людям, ярко очертить именно это? Способов, как утверждает П.Т. Сопкин, много. «Примечательное очеркист увидит и в портрете своего героя - какие у него глаза, нос, губы… Нечто кроется за улыбкой на лице или, напротив, за грустью, сосредоточенностью на нем. А манеры разговора, движения - стремительные или заторможенные. Представляет интерес, с целью описания, и то, чем занимается человек, когда он всецело отвлекается от работы, основного своего занятия».

Уже из слов ясно - важна любая деталь. Важны даже такие мелочи, как «любимые цветы и цвета, напитки, фрукты… А разве не составит яркую картинку описание того, как он одевается или его галантность, если посещает общество. ... Мы ведем речь о «мелочах», которые у каждого на виду».

К тому же, важны не только качества самого. Важно и его отношение к окружающему миру. Ведь «наблюдательный очеркист не пройдет мимо того, как его герой воспринимает животный мир. А его отношение к людям - к себе равным, более старшим - по положению и возрасту, к детям, старикам…»

Описание и привлечение к «постройке» образа героя его внешние признаки, безусловно, немаловажны. Но вставлять их в произведение нужно очень аккуратно. «Чем просвещеннее автор, тем богаче и ярче его литературные краски - эпитеты, образные сравнения, пословицы и поговорки…» То есть талант очеркиста проявляется в выборе этих самых признаков, их употребление к месту и умелое использование.

Тем не менее, одним описанием внешности очеркист ограничиться никак не может. К числу часто используемых относится внутренний монолог. Что это такое и с чем его «едят»? «Этот прием очень распространен во всей современной прозе, … также широко применяется и в очерковом творчестве. Внутренни монолог может принадлежать исключительно автору очерка. Монологу, как правило, предшествует длительный и сложный (многоструктурный) авторский поиск-наблюдение». Более того, для полноты картины «автор волен прибегнуть к наблюдениям сторонних людей, кто знает героя будущего очерка дольше и глубже».

Но не только автор повествует о герое в портретном очерке. Повествует о себе и … само действующее лицо. Данный прием называется речевой характеристикой . Речь главного героя прежде всего «исследует проблему и образно насыщает тему очерка». Но здесь П.Т. Сопкин приводит список тех трудностей, с которыми сталкивается очеркист при составлении речевой характеристики. Не всегда удается «повстречать именно речистого героя, который … расскажет о себе, как говорится, от и до», а еще нужно «вызвать к себе полнейшее доверие и расположение». Нередко приходится задавать вопросы, «наводящие, уточняющие … именно в нужном месте рассказа», а также «менять местами части речи героя» для их логического выстраивания. Все это требует от автора высокого уровня мастерства.

Высокого уровня мастерства требует и авторский комментарий . Он «наиболее удачно подходит для показа психологии человека, чья профессия исключает ярчайшие самобытные оценки». То есть авторский комментарий фактически замещает в очерке речевую характеристику в случае ее отсутствия. И здесь стоит сразу отметить отличию очеркового комментария от обыкновенного журналистского. «В очерке сущность комментария значительно меняется, ибо вводится иная задача: комментируемое переносится на непосредственное человеческое восприятие. За основу очеркист берет нечто неодушевленное - решение, документ, объект, механизм, научное открытие…» Наряду с речевой характеристикой авторский комментарий широко используется.

Если до этого оговаривались те художественно-публицистические средства, которые играют ключевую роль в очерке, то нельзя не упомянуть и, так сказать, прием вспомогательный. Вспомогательный, но важный. Деталь - это подробность, как правило, незначительная. Но она, «выступая самостоятельным средством психологического анализа, приобретает уникальные возможности». Каким образом? П. Т. Сопкин указывает на тот факт, что детали первоначально присущ жанрообразующий элемент очерка - образность. «… целиком она - своеобразный художественно-публицистический сплав произведения» и при наличии ассоциации приобретает «ярчайший оттенок».

2.2 Основные композиционные и сюжетные приемы

Как и многие другие «компоненты» очерка, его сюжетность тоже подвергается сомнениям. Еще Б. Полевой в своей лекции об очерке признается: «Хороший очерк иногда имеет и сюжет». Причем речь идет только о хорошем очерках, а еще больше круг сужает слово «иногда». Получается, раз сами очеркисты так считают. То нет смысла с ними спорить? Смысл есть всегда. Е.В. Журбина на основе вышеописанного спора М. Горького с Арамилевым по поводу «бесфабульности» очерка приходит к собственным выводам. По ее мнению, «очерк кажется жанром бессюжетным, если рассматривать сюжет только как движение вымышленных событий, создающих развлекательную интригу в произведении. Но … ясно, что сюжет - понятие более глубокое и сложное, создаваемое совокупностью многих сторон произведения».

Почему же понятие очеркового сюжета представляется настолько сложным? Потому, что «сюжет в очерке - это не просто его фактический материал и не «показ» этого материала, а творческое преобразование взятых из жизни фактов, которое происходит в очерке всегда в свете публицистического исследования. Сюжет в очерке опирается на факты и всегда носит характер размышления автора о делах и людях». И действительно, факты придают очерку ощущение реальности, а значит, написанное автором уже не абстрактно и не «безфабульно», как утверждал Арамилев.

Итак, мы снова заговорили о фактах. Нередко перед очеркистом возникает проблема: фактов очень мало или очень много. Что делать? Нужно их выстроить в единую систему. Как? Посредством композиции. «Стройность, отчетливость, ясность соотношения частей очерка, наивыгоднейшее их расположение, обрамление и освещение с точки зрения осуществления замысла целого, разнообразие способов построения - это те качества, которыми «управляет» композиция очерка …» Е.В. Журбина довольно четко обрисовала значимость композиции наряду с сюжетом. Без их качественной проработки хороший очерк не создаешь. Но существуют ли определенные приемы построения сюжета и композиции?

Конечно же, они есть. Но в каждом жанре очерка они различны. Например, их трудно распознать в зарисовке, считающейся многими, как говорилось выше, бессюжетной. Но в портретном очерке они очевидны. И самый очевидный, по мнению Т.А. Беневоленской - хроникально-последовательное повествование . «Это может быть рассказ о событии, о каком-либо действии, о жизни героя …, но это обязательно рассказ, изображение во времени». Но мы же знаем, что портретный очерк - это совсем не биография. Как же тогда очеркист выходит из положения?

«Практика подсказывает выход - включение в текст различных отступлений, вставных эпизодов, оценок, нужных автору для полноты картины. Такие вставки и отступления, раздвигая границы изображаемого времени или пространства, не нарушают, однако, единства и последовательности рассказа. Цельность, законченность рассказа отличает эту форму построения очерка от других структурных типов, не "заботящихся" о временной последовательности и завершенности изложения».

Однако, согласно утверждениям Т.А. Беневоленской, существует несколько форм подобных вставок и отступлений. Например, "очерк, построенный как жизнеописание героя, требует от автора прежде всего самого тщательного отбора биографических фактов». Однако с этим приемом очеркисту нужно быть предельно аккуратным. Ведь его «всегда подстерегает опасность увлечься чисто внешними (которые могут быть яркими, даже сенсационными) подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб главному, основному - раскрытию внутренней сути современника, его мироощущения, его социального лица и того, без чего нельзя представить социальную роль героя - его профессии, его дела. Полностью раскрыть человека можно только через его дело, через его связи в коллективе».

Есть и второй прием - согласно Т.А. Беневоленской, это написание материала по заранее выстроенной сюжетной канве. Такой очерк, скорее всего, больше увлечет читателя. Почему? «Материал с ярко выраженной фабулой легче запомнить и пересказать. Событийное ядро не исключает описательной части и других композиционных единиц текста и в то же время крепко "сколачивает" все эти компоненты в единую, крепкую конструкцию. А главное - люди, вовлеченные в действие, быстрее и ярче раскрывают себя. Четче проявляются в конфликтной ситуации и причинно-следственные связи, суть характеров».

3 Формы повышения эффективности и действенности очеркового материала

У многих авторов, работавших на рубеже столетий и рассуждавших над судьбой очерка в ближайшем будущем, возникают почти одни и те же вопросы. Причем подкреплены они большим числом фактов. Б.В Стрельцов, например, подмечает, что все чаще портретные очерки пишут специально к юбилеям и другим памятным датам, на которые моментально реагирует редакция. «Но задание на оперативную подготовку очерка можно дать лишь в том случае, если очеркист уже держал в поле зрения данного человека, накопил о нем фактический материал и наблюдения… Если же задела нет и материал собирается в спешке, без достаточного отбора и осмысления, - очерк не получится. В лучшем случае будет написана беллетризованная биография».