Открытый урок по хору в дши. Открытый урок в дши в старшем хоре

Задачи:

1.На исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.

2.Закрепить навыки правильного певческого дыхания, дать понятие - «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.

3.Развитие художественных способностей - музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Дыхательная гимнастика.

III. Упражнения для распевания.

IV. Работа над произведением «Если б не было школ» муз. В. Шаинского

V. Физкультминутка.

VI. Работа над произведением «Детство» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова

VII. Итог урока.

Ход урока

I . Организационный момент.

Педагог приветствует детей, настраивает их на процесс обучения.

II . Дыхательная гимнастика.

Во время дыхательной гимнастики учащиеся становятся в свободной позе, не мешая друг другу.

а) Слегка покусывают зубами кончик языка

в) Кусают язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

г) Упираются языком в верхнюю губу, нижнюю губу, правую щеку, в левую щеку.

д) Щёлкают языком, изменяя форму рта на улыбке и вытянув губы в трубочку.

Упражнения для выработки правильного дыхания.

« Не задуй свечку»- дети ставят руки на пояс, берут спокойное дыхание, не поднимая плечи, потихоньку выдыхают беззвучно воздух как можно дольше и экономно так, чтобы свеча не затухла, мысленно представляя, что она горит перед ними.

Задание 1. «Тянем нитку» - глубокий вдох, затем задержка дыхания и медленный выдох с воспроизведением звука «с».

Задание 2. «Задержка дыхания» - про себя медленно считать до 5 делая вдох, на этот же счет делается задержка, и на этот счет медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз, увеличивая счет.

Задание 3. «Кошечка» - делая шаг в сторону необходимо сделать вдох, притягивая другую ногу и выполняя полуприсед выдыхая воздух. В это время руки полусогнуты, пальцы растопырены, выдыхая воздух сжимать пальцы в кулак. Упражнение выполняется несколько раз. Следить за тем, чтобы вдох и выдох были резкими.

Задание 4. «Насос» - ноги на ширине плеч, руки взяты в «замок». Делается глубокий вдох, руками выполняются резкие движения вниз и в это время воздух выдыхается порциями, на звук «с».

III. Распевание.

1. Стоя, положив руки на пояс, все хористы по руке дирижера делают медленный вдох через нос, следя за тем, чтобы не поднимались плечи, а расширялись нижние ребра. Экономно выдыхая воздух на слог «лю» (вверх по полутонам до звука «си» первой октавы).

2. На одном звуке исполняются слоги «бра», «брэ», «бри», «бро», «бру». Следить следует за единой манерой исполнения, за одновременным началом и окончанием. Согласные должны быть звонкими «р-р» - раскатистой и утрированной, гласные пропеваются правильно формируя звукоизвлечения (вверх до ноты «до» первой октавы).

3. Данное упражнение «зи-и, зо-о, зи-и, зо-о, зи» исполняется на одном дыхании.Следует следить за мягкими и четкими переходами от одного слога в другой (по полутонам до «си» первой октавы).

4. Следующее упражнение на мелкую артикуляционную технику. Исполняется в темпе «лё-ли-лё-ли-лём». Следить за чистотой интонирования. Широко рот открывать не следует ощущение как будто «отталкиваемся от первой ноты, и взбираешься наверх».

IV «Если б не было школ» музыка В.Шаинского.

Исполнение произведения, повтор и закрепление навыков. Произведения, исполняется в быстром темпе, поэтому целесообразно будет попросить хористов произнести текст в ритме произведения. Необходимо заострить внимание на четком произношении окончании слов, на их утрированном произношении.

Во время исполнения, обращать внимание следует на активную работу артикуляционным аппаратом, но при этом широко открывать рот не следует, потому что теряется скорость исполнения. После исполнения обсуждается характер и содержание текста, делаются выводы по исполнению.

V . Физкультминутка.

Тренинг. Насос и мяч: Один из хористов - насос, другие - мячи. Мячи стоят «спущенные» обмякнув телом, корпус наклонен, руки висят свободно. Насос качает воздух, надувая мячи. Мячи надуваются и затем «пробка» вынимается, и мячи заново спускают воздух.

Упражнение на мышечное расслабление.

VI . «Детство» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова

Во время исполнения уже готовой песни хористы должны помнить, прежде всего, об эмоциональном состоянии произведения. Перед исполнением дирижер делает установку о внимании на дирижера, правильной посадке, дыхании, правильном звукоизвлечении.

Ведется ансамблевая работа между аккомпанирующим инструментом и хором. Прослушивается аккомпанемент целиком, разбираются особенности (выражает ли общее настроение, поддерживает ли вокальную партию, ритмический рисунок) исходя из этого, выбирается манера исполнения.

VII . Итог урока.

Педагог подводит итоги. Оценивает учащихся. Задает домашнее задание.

Открытый урок по хору, 2-4 классы

подготовила преподаватель

МАУК ДО «Музыкальная школа» г. Комсомольск-на-Амуре

Носкова Ольга Юрьевна

г. Комсомольск-на-Амуре 2016 г.

Открытый урок по хору, 2-4 классы.

Тема: «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем хоре»

Цель: показать формы и виды вокальной работы в младшем хоре.

Задачи:

Образовательные:

    Обучать вокально-хоровым навыкам для художественного исполнения хоровой музыки.

    Работать над развитием певческого дыхания, звуковедением, дикцией.

    Научить применять полученные вокально-хоровые навыки в работе над хоровым произведением.

Развивающие:

    Развитие мышление, внимание, музыкальную память, восприятие, воображение, интерес к познавательной деятельности.

    Развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

    Воспитывать художественно-эстетический вкус учащихся, любовь к хоровому пению на примере лучших образцов классической и современной хоровой музыки.

    Формировать доброжелательное отношение к окружающим- доброту чуткость, отзывчивость, общительность.

    Сформировать:

Положительную самооценку;

Навык коллективного творчества через совместное исполнение музыкальных произведений; осознание своего вклада в формирование хорового коллектива;

Бережное отношение к своему здоровью благодаря правильному владению певческим дыханием и звукообразованием;

Форма проведения: коллективное музицирование.

Методы обучения:

    Наглядно-слуховой

    словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

    наглядно-образный

    эмоционально-образный

    проблемно – поисковый;

    объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Тип урока : урок повторения, закрепления умений и навыков.

Оборудование: фортепиано, нотная литература, проектор, ноутбук, экран, акустическая система.

Ход урока:

    Вступительная часть. Знакомство хорового коллектива с присутствующими на уроке преподавателями. Постановка основной цели и задач на урок через общение с учениками посредством проблемно поискового метода.

    Артикуляционная гимнастика:

- «Щёчки»: поочередно покусываем правую и левую щеки.

- «Шпага»: рот закрыть, кончикам языка наносить «уколы» в правую и левую щеки, над верхней и нижней губой.

- «Пятачок»: губами, вытянутыми вперед, рисовать окружность по часовой и против часовой стрелки.

- «Лягушка»: рот открыть, указательным пальцем удерживать нижнюю челюсть в неподвижном состоянии в быстром темпе высовывать язык до отказа вперед и назад.

- «Взрывной алфавит»: активное произнесение согласных звуков «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Исходное положение- рот максимально открыт (бесшумно произносим «А»). Каждый согласный звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох.

    Распевание. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.

Заднеязычный носовой сонат «Н-носовой» (мягка челюсть, дотянуть звук на дыхании до конца)

Распевка на слоги Да-аха-аха (фиксируем внимание на вдох в «ладошку»)

Распевка на слог «ю-у-у» (поем staccato, следим точность штриха, толчки дыхания в области диафрагмы)

Распевка «Мы перебегали берега» (активная артикуляция)

Гамма С-dur (legato, вкладываем одну гласную в следующую)

Распевка на цепное дыхание, слог «ву» (учимся перехватывать дыхание незаметно, учимся делать crescendo, diminuendo)

    Работа над программой.

    «Сон» муз. и сл. И Барановой:

Работа над унисоном, чистой интонацией: поем на слог «лю» сопрано первый такт фразы, альты следующий. Задача точно интонационно вступить, продолжить на дыхании звуковую линию.

Исполнить фразы целиком, соблюдая звуковедение legato.

Работа над дикцией: окончания слов одновременно (согласные замыкать, в конце фраз вместе произнести «т»)

Работа над дыханием: припев храп на вдохе, плечи не поднимать.

Исполнить произведение целиком.

    И. Брамс «Божья коровка»:

Настройка в тональности, пение ступеней, отпевание устойчивых ступеней, двухголосная настройка.

Первый куплет: работа отдельно по партиям над унисоном, интонацией, дикцией, пение на два голоса.

Знакомство с текстом второго и третьего куплета, обсуждение характера.

Просмотр видео исполнение пени целиком детским хором.

Обсуждение.

5. Заключительная часть: формирование выводов, анализ исполнения – что получилось, а над чем еще предстоит поработать. Оценка выступления учащихся, формирование положительной мотивации к обучению.

О. Хромушин «Зачем зайцу хвост?» - эмоциональная разрядка, выразительное исполнение шуточной песни.

Итог. В ходе урока показана работа над формированием и закреплением вокально - певческих навыков у детей. С этой целью подобранны распевки, упражнения на цепное дыхание. Репертуар исполняемых произведений разнообразен, интересен детям. Каждое произведение подобрано с целью решения определенных педагогических задач.

На уроке применяются современные образовательные технологии,

в т. ч. игровые, здоровьесберегающие, проблемно-поисковые, использованы информационно-коммуникационные технологии, мультимедийное оборудование.

Открытый урок в старшем хоре МБУ ДО «ДШИ №1 им. Т.П.Николаевой».

Преподаватель: Фетисова Наталья Викторовна

Тема урока: Вокально-хоровая работа в 2х и 3х голосных произведениях.

Тип урока : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: практическое занятие.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Цель урока: Формирование обще-учебных умений и навыков восприятия и воплощения образного содержания музыкального произведения.

Задачи урока.

Обучающие:
1.Отталкиваясь от образа музыкального произведения, учиться грамотно исполнять элементы многоголосия в хоре, владеть кантиленным звуком, добиваться чистоты интонации и разнообразия динамики.
2.Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

3.Выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

Развивающие:

1.Совершенствовать и развивать вокально-хоровые навыки.

2.Продолжать развивать гармонически слух;

3.Развивать музыкальную восприимчивость, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

4.Расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов, народных песен).

Воспитательные:

1.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости учащихся.
2.Продолжить работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребность общения с музыкой.
3.Продолжить работу по воспитанию положительных личностных качеств: ответственности, уважения и доброго отношения к окружающим, через содержание музыкального произведения.

4.Воспитывать любовь к хоровому искусству;
5.Воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Методы.

Работа над репертуаром: повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей произведения; сравнения; вариативность; критика-самокритика; оценивания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями.

Я предлагаю сделать это необычно – в виде музыкальной импровизации. Каждый споёт своё короткое приветствие.

Итак, вы готовы к работе?
-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II . Подготовка певческого аппарата к работе.

Задача упражнений - подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
при пении поза должна быть неподвижной;
тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
Учащиеся выполняют упражнения на дыхание, дикцию, распеваются, педагог аккомпанирует.

III . Вокально - интонационная работа над произведениями:

Гречанинов «Козёл Васька», Рахманинов «Ночка», «Сосна», Славкин «Чудеса приходят на рассвете».

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля.

    Работа с каждой партией отдельно. Выстраивание унисона.

    Работа над гармоническим строем во всём хоре.

    Работа над динамикой и дикцией произведения.

    Работа над воплощением художественного замысла произведений.

Заключение: урок построен грамотно, профессионально (с учетом возможностей хористов). С поставленными целями и задачами учащиеся справились.

Литература:

1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.

2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/

3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

4.Соколов В. Школа хорового пения [Текст]: – М.: Изд. «Музыка», 1978. – 166 с.

5. «Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка»
1965г. Статьи: Ю.Алиев «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».

Преподаватель : Токарь Таисия Алексеевна

Дата проведения : 25.02.2012г .

Класс : 1-2

Предме т : хоровой класс.

Тема урока : Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.

Форма проведения : коллективная.

Тип урока : урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

Задачи :

Образовательные:

  1. формировать навыки пения a cappella;
  2. добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
  3. выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
  4. продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающие :

  1. продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
  2. продолжение развития гармонического слуха;
  3. развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
  4. расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских классиков,современных композиторов, народных песен).

Воспитательные :

  1. воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
  2. воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни « Братец Яков»;
  3. воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
  4. воспитывать любвь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

  1. наглядный (слуховой и зрительный);
  2. словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
  3. индуктивный;
  4. дедуктивный;
  5. проблемно – поисковый;
  6. объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы :

  1. творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  2. применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
  3. побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  4. сопоставление песен, различных по характеру;
  5. вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
  6. представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
  7. вокализация песен на слог и сольфеджио;
  8. задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Мотылёк», «Весёлый лягушатник»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии («Братец Яков);
  9. образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
  10. юмор,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

  1. психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
  2. личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
  3. учёт индивидуальных особенностей;
  4. дифференцированный подход.

Оборудование : фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  1. Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания ):
  1. Выборочная проверка (два учащихся) игры хоровой партитуры «Расскажи мотылёк, муз. А.Аренского (3-5 цифры);
  2. коллективное проговаривание 2-го куплета песни А.Журбина «Весёлый лягушатник».
  1. Постановка цели и задач урока.

На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании, в песне А.Аренского «Расскажи мотылёк», фр. нар. песне «Братец Яков» (обр. Ан. Александрова ).

  1. Основной этап.

4.1.Распевание

  1. Разминка: - «Кривляние»,

- «Язычок»,

- «Замочки»(дети открывают рот по руке).

Цель : активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

  1. Упражнение «Чайка»(«немой» звук);

Цель : поднять нёбо, сформировать положение «зевка»,высокая позиция.

  1. «Восьмёрки»;

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием,удлинением фраз.

  1. Скороговорка («Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»)

Цель : работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.

Этапы работы:

  1. скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;
  2. затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса(ноты СОЛЬ,СОЛЬ диез);
  3. от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического трезвучия. Предварительно дети пропели по группам свои голоса(1,3 и 5 ступени).
  1. «Воронина макаронина» Музыка и слова П. Синявского.

Цель : отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.

4.2.»Расскажи,мотылёк» Музыка А. Аренского, слова А. Майкова

Этапы работы:

  1. Беседа с детьми о характере, настроении песни: песня о бабочке, значит характер лёгкий, воздушный,вдох тоже лёгкий,короткий, звук округлый;
  2. исполнение 1 и 2 цифры с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на скачках, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.
  3. Спросить детей, какая фраза похожа на мелодию цифры 6. Дети : на 1 цифру, но изменилось окончание. Далее отработать интонацию 6 цифры.
  4. 3 и 5 цифра исполняется сольфеджио. Работать над длинным дыханием, интонацией на полутонах и скачках;
  5. 3 -5 цифры исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;
  6. исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом, выразительно. Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.

Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»

4.3.Французская народная песня «Братец Яков», обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.

Этапы работы:

  1. беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо,а значит на хорошей опоре, активно;
  2. исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
  3. 1-4 фразы с остановками на высоких звуках,отрабатывать круглый звук,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
  4. в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка»,окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
  5. 2 куплет – канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
  6. исполнение песни целиком.
  1. «Весёлый лягушатник» Музыка А.Журбина, слова П.Синявского.

Этапы работы:

  1. беседа о смене стиля и характера произведения.Настроить характер,а значит и перестроить звук, дыхание(удивленное,шутливое,а значит коротко,легко и чётко делать вдох);
  2. пение на слоги «ЛЁ» и «КУ»(как будто забыли слова).Задания для детей:

- «зависать» на затакте (отработка интонации),

Окончания фраз короткие(«выталкивать»),

Последнюю фразу на «КУ»;

  1. исполнение 1- го куплета с текстом,с остановками, окончания направлять вверх, букву «В» - пропевать;
  2. работа над припевом:

- «прокатиться» по букве «Р»,

Дыхание активное,петь на опоре, как на батуте;

На слог «ква» закусить губку;

  1. исполнение от начала до конца с аккомпанементом.
  1. Заключительный этап.

Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: подобрать и играть на фортепиано фр. нар. песню « Братец Яков».


План – конспект Открытого урока по хору

преподавателя Тулиной Татьяны Владимировны

Преподаватель: Тулина Т.В.

Концертмейстер: Тулина Т.В.

Предмет: коллективное музицирование (хор)

Тема урока: Значение распевания в младшем хоре

Форма проведения: коллективная

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков

Задачи :

    Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

Певческую установку;

Певческое дыхание и опору звука;

Высокую вокальную позицию;

Точное интонирование;

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

Использование различных видов звуковедения;

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки

    Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

    Воспитательные:

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения :

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Индуктивный;

Дедуктивный;

Проблемно – поисковый;

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Вариативность заданий при повторении упражнений;

Представление «в уме» первого звука уже на дыхании;

Юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

Создание здоровьесберегающей среды в коллективе

Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход

Оборудование: фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии, наглядные пособия для сольфеджирования

План занятия

I.Организационный этап.

Приветствие, психологический настрой учащихся

Вступительная часть

Сообщение темы урока и его задач

II. Основная часть.

Дыхательная разминка

Вокальные упражнения

Работа над произведением

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)

Домашнее задание

Пояснительная записка к конспекту урока

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Работать надо постепенно, без торопливости.

Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения вокальных упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Приветствие учащихся подготовка к дыхательной гимнастике и распевкам.

Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Это песня детского композитора Александра Владимировича Кудряшова на стихи Ирины Яровской «Веселые нотки». Но исполнить нам произведение помогут наши знания и умения. Что мы с вами должны сделать в первую очередь?

Предполагаемый ответ – распеться.

Наша задача продолжить формирование основных певческих навыков, поэтому внимательно слушаем педагога, друг друга, так как мы поем в коллективе и фортепиано, которое дает нам чистый тон. Приступим к первому этапу –

II Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой)

Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.

- «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф», подталкивая каждое произнесение животом.

- «греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар);

- «греем» и поем звук «а»;

Штро-бас;

Штро-бас – вой;

Штро-бас – крик чайки;

- «бронтозаврик»;

Счет на крещендо от 1 до 10;

Счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;

- «страшная сказка»;

- «бррр» (имитация езды на авто).

Распевание:

На двух звуках морморандо (пение с закрытым ртом); - выравнивание тембра.

На трех звуках по полутонам вверх; - развитие одинакового звукообразования.

Пение арпеджио трезвучия вверх и вниз на слог «ми-и- я»; - поднять нёбо

- «я пою, я пою, я пою» - по полутонам вверх

- «звонко, звонко пойте; громко петь не надо»; -контраст нюансов (форте и пиано).

- «лёли, ли, лё», «бра-ду, бра-до» - пять звуков поступенно вверх и вниз; активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто).

Пение гаммы до-мажор разными длительностями;- развитие длины дыхания, чёткой дикции.

Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

Детская песня «Веселые нотки»:

Беседа о характере, настроении песни;

Прохлопывание ритма куплета

Сольфеджио партии 1 куплета (игровой момент)-догоняем нотки

Работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;

Проговаривание текста, ставим агогическое ударение

Отработка округлого звука;

Ваша задача, ребята не только ознакомится с мелодией куплета, но применить певческие навыки:

- исполнение фраз на одном дыхании;

- пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;

- соединение фраз в предложения;

- брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон;

-

- исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

III Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока):

Сегодня мы с вами познакомились с песней А.В. Кудряшова «Веселые нотки» Какими они у нас получились? (Дети отвечают, описывая характер ноток)

Итак, ноты, шагая друг за другом живут в одной семье, в тональности до-мажор. Нам встречались и восьмые и четвертные в тексте. Петь их нужно очень дружно, четко выговаривая слова, чисто интонировать, прислушиваться к громкости своего голоса, контролировать свое пение, чтобы оно превратилось в умение.

Задание на дом:

Выучить текст песни (литературный и нотный). Чисто интонировать ступени до мажора.