«Работа концертмейстера в вокально — хоровом классе на примере хоровой миниатюры Ц. А

Московский государственный академический камерный хор сотрясает жестокий конфликт.

22 апреля 2014 года этот один из самых прославленных творческих коллективов страны обратился с открытым письмом к Владимиру Путину, в котором просит о помощи.

Для начала - о сути конфликта. Он разгорелся между коммерческим директором хора Аллой Дубильер (её поддерживает 85-летний художественный руководитель, главный дирижер Владимир Минин ) и остальной частью коллектива на почве несправедливостей в оплате труда артистов, а также как реакция на оскорбительные формы руководства людьми. Но это только видимая часть айсберга. На самом деле всё – сложней, драматичней и даже политичней.

В беседе с артистами хора (Алла Дубильер и Владимир Минин для «посторонней» прессы недоступны, но РГК готов в любой момент предоставить им место для изложения своей позиции) мне удалось выяснить следующее.

Взаимоотношения между дирижером и хором искрят уже не первый год. Причина – в стиле руководства коллективом, который присущ Владимиру Минину. Жесточайшая дисциплина и администрирование - это, как говорится, ещё куда ни шло. Но непомерный вождизм, навязчивая до неприличия самореклама, полное неприятие «чужого» мнения даже в творческих спорах в последние годы всё усиливались и в конце концов привели к созданию в коллективе, мягко говоря, нездоровой атмосферы.

Тем не менее люди, как могли, терпели, объясняя мининские «заскоки» преклонным возрастом Маэстро, его звёздной болезнью и прочими простительными в 85 лет слабостями. «Терпеливость» коллектива объяснялась также уважением к дирижеру за его прошлые заслуги (несмотря ни на что, люди гордились тем, что хором руководит такой именитый Маэстро). Но была еще одна причина - боязнь.

Минин внедрил такую форму управления (скорее - манипулирования), когда по истечении пяти лет работы (максимальный срок, в течение которого работодатель имеет право заключать с работником срочный трудовой договор) сотрудника формально увольняют, а через несколько дней опять принимают на работу. Таким образом, работодатель уходит от обязанности перевода работника со срочного договора на договор на неопределённый срок, что категорически запрещается статьёй 58 ТК РФ. То есть, в течение пяти лет, любой из членов коллектива находится в уязвимом состоянии, что лишает его возможности проявления своей гражданской позиции в защите собственных трудовых прав… Но и со своим бесправным положением артисты долго смирялись.

Однако такое одностороннее смирение и всепрощение вечно длиться не могло. Детонатором взрыва послужил достаточно банальный для нашего времени финансовый спор. Дело в том, что в последние годы во время зарубежных гастролей (Италия, Канада, Сингапур, Япония) артистам перестали выплачивать так называемые суточные. Накопились ощутимые для людей задолженности (по 188 тысяч рублей на каждого человека). Вдобавок коммерческий директор хора Алла Дубильер нередко выдавала артистам за выступления на концертах «черный нал», тем самым лишая их отчислений в пенсионный фонд.

К тому же в поездки за пределы РФ Алла Дубильер стала брать своего супруга Виктора Абрамовича, который никакого отношения к профессиональной деятельности коллектива не имеет. Это вызвало вполне понятные слухи о том, что его вояжи, вероятно, оплачиваются за счет хора. Возникли и другие подозрения. Хору более пяти лет в нарушение законодательства не индексировали заработную плату: куда уплывают эти законные средства?

Владимир Минин не только не развеял подозрения, но и встал на безапелляционную защиту Дубильер. В коллективе начались репрессии против недовольных, а их оказалось 33 человека из 40 в труппе.

Коллектив обратился в профсоюзную организацию Москвы с заявлением о создании собственного профкома для защиты интересов работников. Нужно сказать, что Минин еще с советских времен всё делал для того, чтобы в коллективе никаким профсоюзом даже и не пахло, он не допускал ни малейшего ограничения своего самовластия. Поэтому узнав о демократических веяниях в коллективе, Маэстро пришел в бешенство. В ответ он начал проводить замену «смутьянов» в худсовете на «лояльных» членов, чтобы с помощью «обновлённого» органа «демократично» увольнять из хора несогласных.

Минин также потребовал от главного хормейстера Емельяновой Е. В., дирижера –хормейстера Богатырева Ю. И., концертмейстера Ильиной Е. В. освободить должности «по собственному желанию». Но наконец-то защищенный профсоюзной бронёй коллектив сдаваться не собирался. Новоиспечённый председатель профкома Евгения Гордеева от имени хора подписала письмо в адрес руководителя с такими стоками:

“ Время жесткой диктатуры и вседозволенности прошло. Коллектив выражает Вам недоверие и нежелание работать под Вашим руководством”.

Артисты также написали заявления о творящихся в хоре беззакониях в Лефортовскую межрайонную прокуратуру г. Москвы, Следственный комитет Российской Федерации, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Но Маэстро закусил удила. Вместо того, чтобы вернуть ситуацию в законное русло и начать переговоры с коллективом, он приступил к набору нового состава хора. Вероятно, ради сохранения своего самодержавия престарелый диктатор готов выбросить на улицу несколько десятков человек. И ведь, похоже, сделает эту пакость, если его не остановить.

Обо всём происходящем в коллективе артисты и написали Владимиру Путину, видя в нём едва ли не единственного защитника справедливости. От себя мне хотелось бы добавить к их письму следующее.

Все мы чтим старость и профессиональный опыт. Вероятно, поэтому в законе нет возрастных ограничений в занятии высоких творческих должностей престарелым деятелям. Но, во-первых, хотелось бы им пожелать вместе с долголетием еще и чувства меры, понимания того, что приходит время, когда нужно уйти красиво, без скандала, потрясений и позора для коллектива, которому отдано столько лет.

Во-вторых, и закону в этом отношении не лишне пожелать конкретности. Ну доколе можно вершить судьбы людей? Неужели 85 лет – это время творческого рассвета, когда человек способен отринуть от себя шоры прошлого опыта, во все вникать по-современному, не переоценивая своих возможностей? Это тем более актуально, когда деятель становится явным тормозом демократического (в лучшем смысле) преобразования коллектива и всеми способами цепляется за прошлое. Даже особо заслуженных Маэстро следовало бы вовремя переводить на почетные должности, не имеющие организационных рычагов.

– Вот что, Михаил Иванович, мне в ум пришло. О вас сейчас много говорят. Сам граф Виельгорский готов причислить вас к высокому рангу ученых композиторов. Действуйте-ка, коли чувствуете силу. Пишут из Москвы, что Верстовский трудится над "Аскольдовой могилой". У него будут древние времена святого Владимира, у вас – первовенчанный Романов… И да прославится Русь в своих князьях и державных монархах… Хотя, к сожалению, – добавил поэт, – нельзя вывести на сцену великого предка наших государей.

– Вы считаете запрет безусловным? – опросил Глинка.

– Не сомневаюсь.

– Стало быть, с этим запретом безусловно придется считаться… – Глинка на минуту задумался. – Но тем больший простор открывается сочинителю? – с живостью спросил он, проверяя какую-то свою мысль.

– Так, так! – подтвердил Жуковский. – Автор поэмы разовьет сюжет, а вам представится счастливая возможность дополнить движение драмы музыкой. – Жуковский подымил трубкой. – Что вы скажете, если я тряхну стариной? – Поэт еще раз с наслаждением затянулся. – Ей-богу, напишу для вас поэму!

Было совсем поздно, когда Глинка, покинув квартиру Жуковского, вышел на набережную Невы. И небо и воды – все было скрыто в ночной темноте. Только в окнах некоторых особняков светились яркие огни: там давали балы. Пешеход свернул на Исаакиевскую площадь: здесь редкие масляные фонари пытались бороться с кромешным мраком.

Каждый раз, когда Глинка проходил через эту площадь, в памяти вставал ненастный декабрьский день, когда перед ним раскрылась тайна заговора. Но угас тот памятный декабрьский день и над Россией опустилась непроглядная тьма. Уже целых десять лет длится ненастная ночь! А он, Михаил Глинка, до сих пор ничем не послужил отечеству!

Вспомнилось обещание Жуковского. Какую поэму может он сложить? На сердце стало тревожно, но он себя успокоил: полно, музыка поведет за собой поэта.

В столовой у Стунеевых был приготовлен холодный ужин. Но есть совсем не хотелось. Глинка чего-то ждал, хотя ждать было решительно нечего. В задумчивости он передвинул тарелку. Под нею оказалась свернутая в трубочку записка: "Мишель, вы ужасный человек!"

Оставалось бережно спрятать милые каракульки и ждать объяснения до утра.

Он пошел к себе, зажег свечи, раскрыл "Думы" Рылеева, потом потянулся к перу… И совсем забыл о несчастной, покинутой на целый вечер Мари.

Глава седьмая

На листе бумаги крупно обозначено: "Иван Сусанин. Отечественная героико-трагическая опера".

Глинка пишет не отрываясь. В воображении вдруг сложился весь план драмы. Видится сочинителю деревушка, раскинувшаяся на берегу реки. Вешнее солнце придает неповторимую прелесть картине, в которой нет ни роскоши, ни особой яркости красок. И то сказать – неприметно приходит весна на русские просторы, будь то село Новоспасское на Смоленщине или Домнино под Костромой.

Сочинитель вглядывается в далекое село Домнино, уходит мыслью вглубь истории, в те времена, когда встал против польских панов захватчиков домнинский пахарь Иван Сусанин.

А память возвращается к событиям собственного детства, когда поднялись против захватчика Наполеона новоспасские пахари – новые Сусанины. И в Домнине, и в Новоспасском, хоть и в разные времена, прозвучал один и тот же голос непокоримой народной силы.

Глинка снова берется за перо и, возвратясь ко временам Ивана Сусанина, пишет: "Вдали раздаются сперва хор мужчин, потом, в противоположной стороне, хор женщин, кои, сходясь, сливаются в один". Характер музыки ясен сочинителю отечественной оперы. Народ явится на сцене в грозную для родины годину. Для музыки нужны суровые и вдохновенные слова. Музыкант и продиктует их поэту. Глинке вспоминается Василий Андреевич Жуковский. "Не допущу ухищрения злобы!" – шепчет сочинитель оперы. С первых строк плана он начинает спор с автором поэмы.

"Сей хор, – записывает Глинка, – должен выражать силу и беззаботную неустрашимость русского народа".

– Силу и неустрашимость! – громко повторяет он.

Настало время действовать музыканту. В один голос кричат казенные писаки о смирении русского народа. Дружным хором вопят о любви народа к царю и полном довольстве своею участью. Рабскую покорность хотят приписать они русским людям, создавшим свою историю в тяжких испытаниях и борьбе. Пусть же музыка прославит героический дух народа Сусаниных. С этого надо начинать. Такая музыка давно, пожалуй, сложилась для первого хора оперы. Здесь – ключ к народному характеру.

В плане возникает образ дочери Сусанина Антониды. Легко будет литься ее вешняя песня. Мысли Антониды летят к любимому. Но любимый ушел под Москву, на битву с захватчиками. Неотделимы и девичьи думы от судеб родной страны. Пусть и в речах Антониды все будет заранее предопределено для поэта! Недавний разговор с Жуковским так и не дает покоя музыканту.

Но уже настало время явиться на сцену самому Сусанину. "Характер важный!" – пишет в плане Глинка и слово за словом намечает всю речь Сусанина. Пахарь-гражданин напомнит девушкам, собравшимся на берегу, что отечество стонет от иноплеменных. "Сусанин излагает вкратце, – записывает Глинка, – события тогдашнего времени: вторжение поляков, ужасы войны". Довольно было на сцене оперных пейзан, пусть заговорит живой русский человек.

Перо отложено в сторону. Глинка внимает голосу Сусанина. Он слышит этот голос, простой и мудрый, исполненный той глубокой скорби, которую может ощутить только истинный хозяин оскорбленной врагами земли. В напевах Сусанина слышатся Глинке те песни, которые певала ему нянька Авдотья Ивановна в грозные дни нашествия Наполеона, когда зловещим заревом пылало небо за Десной.

Взволнованный и растроганный, музыкант снова берется за план оперы.

В Домнино возвращаются ратные люди и среди них жених Антониды, удалой Собинин. Новая картина развертывается перед мысленным взором сочинителя.

С какой же песней вернутся с ратного поля русские воины? И чтобы и здесь не было никакого соблазна будущему автору поэмы, музыкант заранее исключит словесные фейерверки и барабаны. Не кичится победой русский человек. Мысли его снова отданы родной земле, ее попранной, но нетленной красоте. Как бы все это объяснить поэту? Глинка задумывается и пишет: "Гребцы поют протяжную песню… все сравнения в ней должны быть взяты из предметов, относящихся к реке, к судну и пр." Написал и усмехнулся. Стало быть, не будет места ни барабанам, ни фейерверкам. А вешняя река, освобожденная ото льда, станет символом освобожденной родины.

Глинка встал из-за стола и быстрыми шагами прошелся по кабинету.

"А не напомнить ли Василию Андреевичу о том, что русский народ исстари складывал вольнолюбивые песни, ну хотя бы в честь раздольной Волги-матушки?"

И сейчас же представил себе возможный эффект от такого напоминания. У ученых мужей те вольнолюбивые песни именуются не иначе, как разбойничьими. Лучше помолчать о них до случая, пока не отразятся они в музыке оперы…

Михаил Иванович вернулся к столу и, пробежав написанное, продолжал излагать развитие драмы.

Воинов, вернувшихся в Домнино, радостно встречает народ. Жених Антониды рассказывает о победах всенародного ополчения Минина и Пожарского. Далее сообщает Собинин об избрании на царство Михаила Федоровича.

Так создается завязка драмы. Глинка еще раз перечитывает план: везде ли ясно, что музыка будет диктовать содержание поэмы? Как будто сомнений нет. Недаром же намечены и характеры и речи всех действующих лиц, и везде в этих речах звучат мысли о родине, о ее защитниках, о Минине и Пожарском. Недаром в одних случаях ясно видно из плана, что музыка уже сложилась, а в других случаях сказано так же ясно, что если номер и не сделан, то материалы для него обдуманы, а смысл музыки предрешен…

Зимний рассвет застал Глинку за письменным столом. Где-то в дальних комнатах уже начиналась утренняя приборка. Собирая бумаги, он снова увидел записку Мари. Сколько трогательной укоризны, сколько чистосердечия уместилось в этих наивных и скупых словах! Как же он мог о ней забыть?

А увидеться с Мари пришлось только вечером. Она была бледна, пожалуй, даже чуть-чуть похудела. Сердце Глинки еще больше сжалось. Милая Мари!

Стунеевы собирались в театр. Глинка должен был сопровождать Мари, но она отказалась из-за головной боли.

Елена Лукиных
«Работа концертмейстера в вокально - хоровом классе на примере хоровой миниатюры Ц. А. Кюи «Заря лениво догорает».

Описание открытого урока

концертмейстера МБОУДО «Константиновская ДМШ»

Лукиных Е. В.

на тему :

«Работа концертмейстера в вокально – хоровом классе

на примере хоровой миниатюры Ц . А. Кюи

«Заря лениво догорает » .

КЮИ Цезарь Антонович (1835 – 1918 гг.) – русский композитор, специалист в области фортификации. С 14 лет обучался музыкально – теоретическим дисциплинам, игре на фортепиано и сочинительству у известного композитора и педагога Станислава Манюшко – основоположника польской национальной оперной школы. Немаловажную роль в становлении Кюи как композитора имело творческое общение с композиторами – членами «Могучей кучки» . Под впечатлением от общения были написаны первые романсы и оперы («Кавказский пленник» 1857 – 1858 гг. и «Сын мандарина» 1859 г.). С 1864 г. Кюи сотрудничает с газетой «Петербургские ведомости» , где проявляется его незаурядное дарование в области музыкальной критики. Музыкальное творчество Ц. А. Кюи достигло рассвета в 60 – 70 годы XIX века. В это время он создает множество опер, в том числе по сюжетам Мопассана, Мериме, Пушкина; оркестровые сюиты, 3 детские оперы, большое количество камерно – инструментальных и вокальных произведений . Скончался Ц. А. Кюи 26 марта 1918 г. В Петрогараде.

НАДСОН Семен Яковлевич родился в 1862 году в Петербурге, умер в 1887 году в Ялте. Воспитывался он в военной гимназии, по окончании Павловского военного училища в Петербурге находился на военной службе (по 1884, затем, выйдя в отставку, служил секретарем редакции журнала «Неделя» , последние годы, тяжелобольным, жил на Украине и в Крыму. Семен Яковлевич начал писать стихи с девяти лег. В 1878 появилось первое стихотворение - «На заре» в журнале «Свет» . Затем он стал часто печататься в «толстых» журналах «Мысль» , «Слово» , «Устои» , «Дело» и других. В 1882 самым важным событием в его жизни и литературной судьбе было знакомство с известным поэтом-петрашевцем А. Н. Плещеевым, который ввел его в журнал «Отечественные записки» .

У современников Надсон пользовался необыкновенной популярностью как поэт, отразивший настроения русской интеллигенции 1880-х годов. Поэзия Надсона привлекала внимание многих композиторов. В те годы критикой высказывалось мнение, преувеличенное, но характерное, что «со времени Лермонтова русская поэзия не знала такого красивого музыкального стиха». В 1885 вышла первая книга его стихотворений. В 1886 появилось ее второе издание, переработанное и дополненное . За нее поэту была присуждена Академией наук Пушкинская премия. На музыку положено более 50 стихотворений Надсона, некоторые неоднократно : «Заря лениво догорает… » (Ц. Кюи, Э. Направник, Н. Спендиаров, Терещенко и др., «Мне снилось вечернее небо…» (А. Аренский, В. Золотарев, С. Ляпунов, П. Чесноков и др., «Над свежей могилой» (С. Блуменфельд, В. Золотарев, С. Рахманинов и др.) . На тексты Надсона, кроме названных композиторов, писали романсы Ф. Акименко, М. Анцев, К. Бах, Ф. Блуменфельд, А. Гедике, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, Ф. Кенеман, Г. Конюс, В. Ребиков (большой цикл, А. Рубинштейн и многие другие.

Поэзия Семена Яковлевича была не только лирична, но имела гражданский характер : она затрагивала темы общественного долга поэта, родины, революционного подвига, обличения буржуазной действительности.

1. Общая характеристика романса.

Романс «Заря лениво догорает » по жанру – хоровая миниатюра для женского (детского) 2-голосного хора в сопровождении фортепиано.

Alt – до I октавы -- си бемоль I октавы.

Основная тональность As – dur (есть отклонения в Es – dur и Des – dur) ;

Размер 4/4 на всем протяжении произведения;

Форма 2-частная;

Характер неторопливый;

Метр = 80, но в начале второй половины возможно небольшое ускорение;

Динамика приглушенная от p до mf;

Вокальные трудности : вступление хора после фортепиано, исполнение кантилены,

четкое произношение слов в своей партии, одновременное снятие, исполнение ум. 5 и неподготовленных отклонений в другие тональности;

Аккомпанемент фортепианный, в 1 части покачивающийся за счет поступательно возвратного движения у басов, во 2 части появляется мягкая пульсация на четвертных с восьмушкой, после которой аккомпанемент приобретает функции иллюстрации поэтического образа романса;

Фортепианные трудности : создать невесомый, мягкий, окутывающий звуковой фон, несмотря на большое количество громоздких аккордов в аккомпанементе; дать поддержку голосам при дублировании мелодии; «прозрачно» исполнить иллюстрационный эпизод во 2 части.

Стихотворный текст для романса

Заря лениво догорает

На небе алой полосой;

Село беззвучно засыпает

В сияньи ночи голубой;

И только песня, замирая,

В уснувшем воздухе звучит,

Да ручеек, струей играя,

С журчаньем по лесу бежит.

Какая ночь! Как великаны,

Деревья сонные стоят,

И изумрудные поляны

В глубокой мгле безмолвно спят.

В капризных, странных очертаньях

Несутся тучки в небесах;

Свет с тьмой в роскошных сочетаньях

Лежит на листве и стволах.

С отрадой жадной грудь вдыхает

В себя прохладные струи,

И снова в сердце закипает

Желанье счастья и любви. (1879)

использованы только 2 четверостишия, описывающие идиллию вечерней сельской природы, восхищение живописной картиной заката, романтикой позднего вечера в селе.

2. Методический разбор произведения (подробный с исполнением отдельных эпизодов с вокальной группой ).

Произведение начинается с небольшого вступления , фактура которого разложена между партиями левой и правой рук. Партия правой руки двигается по восходящим аккордам, выписанным половинными длительностями, партия левой – покачивающимися мотивами из 3-х восьмых поддерживает гармонию и создает внутреннее движение к началу вокальных партий . Мелодическая фраза вступления имеет свою динамическую кульминацию и динамический спад, во время которого из-за такта вступают оба голоса. Из-за совпадения окончания фортепианной фразы и начала вокальной , вступление голосов получается немного «зависающим» и выписано четвертной длительностью. Такая задержка в начале вокальной фразы компенсируется последующим внутренним движением к своей динамической вершине.

Первая часть романса – период, состоящий из 2 предложений по 2 фразы.

Первое предложение :

Заря лениво догорает на небе алой полосой.

содержит описательный характер стихотворного текста, вводя слушателя в атмосферу спокойствия, уюта и умиротворения. Начинается в As – dur и останавливается в тональности Доминанты Es – dur.

Партия Сопрано в первой фразе содержит мелодию с поступенным восходящим, а во

второй – поступенным нисходящим движением, на множестве репетиций. Фразы разграничиаются восьмой паузой.

Партия Альта имеет волнообразную мелодическую линию, скрепляющую обе фразы

воедино, и небольшие распевы на 2-ю и 4-ю доли такта.

В фортепианном аккомпанементе на фоне баса и мягкой пульсации среднего голоса можно проследить дублирование обоих вокальных партий . По окончанию 1 предложения, фортепианный аккомпанемент не останавливается, а продолжает движение ко 2-му предложению романса.

Второе предложение :

…село беззвучно засыпает в сиянье ночи голубой…

Начинается с Es – dur и заканчивается в родном As – dur.

В Сопрано 1 фраза 2 предложение ритмически и мелодически похожа на 1 фразу 1

предложения, а во 2-й фразе на слове «ночи» появляется интонация тритона, что требует собранности и точного исполнения.

У Альта продолжающееся волнообразное движение из 1-го предложения. Переходит в репетиционное на словах «ночи голубой» , подгоняя общее движение голосов к тонике (As – dur) .

У фортепианной партии волнообразно – синкопированное движение переходит во встречное движение баса и паровой руки, сходясь на тонической гармонии с небольшим закругленным оборотом в среднем голосе.

Вторая часть романса так же представляет собой период из 2-х предложений по 2 фразы. Во второй части появляются два образа, привлекающих к себе внимание продолжением действия : «песня» и «лесной ручеек» , что обуславливает некоторую подвижность и отклонение в другую тональность.

Первое предложение 2-й части начинается с фразы :

… и только песня, замирая…

сразу начинается с отклонения в Des – dur и появления «соль – бемоля» и быстрым восхождением партии Сопрано к фа II октавы. Отклонение не подготовлено фортепианным аккомпанементом, поэтому представляет определенную сложность. Вокалисты Сопрановой партии вступают чуть позже Альтов, и им надо не только необходимо представить эту мелодическую линию, но и спеть на хорошем дыхании , так как после начального p, композитор предусматривает небольшое динамическое развитие к верхней фа.

Серьезная сложность и у Альтовой партии : они вступают первые, поэтому им необходимо успеть услышать и самостоятельно вступить, точно исполняя мотив :

«ми бемоль – ми бемоль – фа – соль бемоль» на словах … и только песня…

Кроме того, мелодия альтовой партии перестает быть поддерживающей и приобретает самостоятельную мелодическую законнченность в обеих фразах 2 части романса.

Вокальные партии вступают поочередно, на подобии полифонической стретты.

Фортепианная партия только дублирует обе вокальные партии и поддерживает гармонически.

Вторая фраза :

… в уснувшем воздухе звучит…

начинается так же у Альтовой партии и таким же неподготовленным движением мотиву с хроматизмом : «ре бемоль – ре бемоль – ми бемоль фа бемоль» , хотя тональный план возвращает родной As-dur.

Партия Сопрано так же имеет неудобные мотив «соль – соль – си бемоль – до – соль» на словах «звучит в уснувшем» , где «си бемоль» неподготовленный может прозвучать близко к «ля» .

В обеих фразах предусмотрено динамическое развитие, но композитор предоставил право самим музыкантам выбирать уровень звучания на вершинах фраз, поэтому главная задача вокалистов и аккомпаниатора – не выбиться за рамки общего характера произведения.

Второе предложение 2-й части :

… да ручеек, струей играя, с журчаньем по лесу бежит.

необходимо рассматривать, не разделяя на фразы.

Партия Сопрано начинает второе предложение теперь раньше Альтов, так же из-за такта

в родном As – dur, практически повторяя мелодическую линию из начала произведения, но уже не имея многочисленных репетиций и после обычной восьмой паузы заканчивает партию, с небольшой остановкой на «ми бекаре» , и с возвращением и окончанием не «ми бемоле» - V ступени лада.

Альтовая партия начинает свое движение теперь чуть позже Сопрано, возвращаясь к

волнообразному движению голоса, после распева на слове «играя» , останавливается на «ре бекаре» , соответствующем двойной Доминанте, после репетиции на нем, переходит к репетиции на «ре бемоле» - обычной Доминанты с последующим разрешением в терцовый тон лада – ноту «до» .

Фортепианная же партия теперь из поддерживаюшей превращается в

иллюстративную. Фактура изобилует трелями и конфигурациями из 64-х длительностей, которая мало того, что сложна технически, но и продолжает оставаться музыкальным фоном по отношению к вокальным партиям и исполняется на динамике p. Кадансовый оборот содержит гармонию двойной Доминанты с задержанием, переходит в септ-аккорд II ступени с пониженной V ступенью на Доминанте в басу, через Доминантовый нон-аккорд, в обычный Доминантовый септ-аккорд с последующим разрешением в тоническую гармонию.

На фоне хроматизмов в вокальных партиях , их постепенном диминуэндо и целых длительностях в окончании. Фортепианных аккомпанемент должен быть совершенно невесомым и почти «растаять» к концу . Снятия у всех партий одновременные.

3. Исполнение романса целиком совместно с вокальным ансамблем .

https://www.сайт/2018-01-22/glavnyy_hor_zauralya_so_skandalom_smenil_rukovoditelya

Не выполнила приказ

Главный хор Зауралья со скандалом сменил руководителя

Сайт Курганского областного музыкального колледжа

В культурной сфере Зауралья разгорелся скандал. От руководства главным хором региона — академическим смешанным хором Курганского областного музыкального колледжа им. Д. Д. Шостаковича — отстранен его бессменный лидер и дирижер, заслуженный работник культуры РФ Наталья Мироненко. Это произошло после конфликта, возникшего между Мироненко и ее ученицей Еленой Хайбуллиной. Бывший худрук считает, что у хора несправедливо забирают учебные часы, чтобы помочь Хайбуллиной сдать экзамены в консерватории. Однако и руководство колледжа, и областное управление культуры в этом споре заняли сторону молодой преподавательницы.

Художественный руководитель и дирижер академического смешанного хора Курганского областного музыкального колледжа им. Д. Д. Шостаковича Наталья Мироненко сегодня была отстранена от руководства этим и двумя другими хорами колледжа — женским хором и мужским хором «Светозар». Как рассказала сайт сама Мироненко, это произошло после того, как руководство колледжа посчитало, что она препятствует работе другой преподавательницы — Елены Хайбуллиной.

Дело в том, что Хайбуллина поступила в аспирантуру Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Чтобы сдавать экзамены, ей необходимо выполнять программы на учебном хоре. И так получилось, что учебные часы студентов колледжа стали несправедливо, по мнению Мироненко, перекраивать под этого преподавателя.

По ее мнению, главная проблема в том, что колледж в принципе согласился работать с консерваторией на таких условиях, что отдает учебное время студентов Елене Хайбуллиной для выполнения ее программ.

«У нас есть учебный план. И мы должны его менять и давать студентам работать в два раза меньше, чем это положено. В первом семестре они вообще не вышли на работу с хором, хотя по учебному плану это положено. Она сделала на них свою программу. Эти часы перенесли на следующий семестр. Но теперь ей надо еще один концерт делать на 40 минут. У нас состоялся отдел, где ей сказали, что часов не хватает: например, ей надо 54 часа, а у меня всего 80 — как ей их отдать?» — недоумевает бывший худрук. Она добавила, что как творческий человек болеет за студентов, потому что им приходится петь лишнюю программу, перенапрягая свои голосовые связки.

Несмотря на возникшие разногласия, по словам Мироненко, в этом семестре Хайбуллина отработала положенные ей 38 часов. Но директор колледжа посчитал, что худрук не допускала преподавателя до работы с хором и вообще препятствовала ее деятельности. По этой причине Наталью Мироненко отстранили от работы с хорами, оставив ей лишь 6 часов преподавания ученикам. Неприятно все это Мироненко еще и потому, что Елена Хайбуллина — ее ученица, которую она лично готовила к поступлению в консерваторию.

Академическим смешанным хором Наталья Мироненко руководит с 1987 года. За это время хор стал лауреатом региональных, уральских, всероссийских и даже международных конкурсов. Без выступлений этого, а также мужского хора «Светозар», не обходится ни одно крупное мероприятие в Зауралье. К примеру, в феврале смешанный хор будет исполнять гимн области на 75-летии со дня образования региона.

Новость об отстранении худрука вызвала бурю недовольства у ее коллег и учеников. Волна в защиту Мироненко, в частности, поднялась в соцсети «Одноклассники», кроме того, возмущенные люди написали в редакцию сайт. «Наталья Анатольевна — талантливый хормейстер и много своим творчеством принесла достижений музыкальному колледжу. Мы, ее группа выпускников 1982 года, всегда гордились и гордимся ей!» — в частности, написала в комментариях к тематическому посту в «Одноклассниках» Екатерина Соколова. «Ну, уж если такой талант не берегут, пусть лучше закроют сразу это заведение», — добавила Ольга Микаелян. «Да Наталья Анатольевна Мироненко — это гордость и лицо всего нашего хорового содружества! Это специалист — лучший из лучших! Возмущению нет конца!» — вторит ей Татьяна Крохина.

Возмущены происходящим и иллюстраторы хора, и студенты. Многие считают, что все регалии и награды, что есть у хора, это заслуга именно Натальи Мироненко, отдавшей хору 30 лет. По данным сайт, решается вопрос о том, чтобы написать открытое письмо губернатору области Алексею Кокорину.

Однако, несмотря на многочисленную группу поддержки Мироненко, не все разделяют мнение о несправедливости ее отстранения. И пока студенты колледжа пишут в соцсетях комментарии в поддержку Елены Хайбуллиной, начальник управления культуры области Владимир Бабин прямо заявил: Мироненко сама спровоцировала такое решение руководства.

Как пояснил сайт Бабин, Мироненко отстранена от хоровых коллективов из-за невыполнения приказа директора колледжа Михаила Рычкова (застать самого Рычкова на рабочем месте в течение дня не удалось).

Начальник управления культуры отметил, что еще в августе совместно с Натальей Мироненко было достигнуто соглашение, что Елена Хайбуллина будет сдавать экзамены в аспирантуре на смешанном хоре. По его словам, такой принцип очень распространен — к примеру, многие в области сдавали программы на народном оркестре. В случае с Хайбуллиной был разработан график, какую пьесу она будет делать из программы студентов. Однако до конца октября, по его данным, Хайбуллину к хору не выпускали. Тогда директор колледжа издал приказ, чтобы допустить преподавателя до работы и сдаче экзамена с хоровым коллективом. Хайбуллина сдала его хорошо.

Но 28 декабря собрался дирижерско-хоровой отдел для рассмотрения вопроса, сколько часов и как предоставить Елене Хайбуллиной для сдачи госэкзамена. Ей, по словам Бабина, требовался 1 час в неделю из 6. Но Наталья Мироненко не захотела выполнять приказ. «Студенты учатся петь. И в данном случае не Наталье Анатольевне решать, эти произведения они должны учить или нет», — комментирует Бабин замечания бывшего худрука.

Споры в отделе привели к тому, что его заведующую увезли на скорой в больницу. Поскольку решить вопрос мирно не удалось, Мироненко отстранили от хоров. «Наталью Анатольевну никто и никогда не притеснял, она у нас одна из самых уважаемых преподавателей. Но надо выполнять приказ, а она отказалась. Если перевести это на обычное производство, понятно, что будет с сотрудником, если он не выполнил приказ. Михаил Юрьевич полгода обсуждал с ней эти вопросы, доказывал, объяснял. И только сейчас принял решение отстранить ее от коллективов — но не от преподавания», — отметил Владимир Бабин. Он подчеркнул, что хоры продолжат участвовать в конкурсах и блистать на областных мероприятиях.

Владимир Бабин подчеркнул, что руководить коллективами сейчас будет не Елена Хайбуллина, а другие уважаемые преподаватели. При этом он отметил важность обучения в аспирантуре Хайбуллиной. «Обучение дает новые знания, возможности. Мы не останавливаемся на том, что у нас только музыкальный колледж. Может, мы пробьем, что у нас, наконец, будет филиал вуза или его представительство, как это было раньше. Надо повышать свою квалификацию», — сказал он.