Основные темы творчества майкова аполлона николаевича. Возвращение на родину

Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 г. в семье известного художника академика Николая Аполлоновича Майкова. Его дом привлекал людей творческих, талантливых, увлеченных искусством. Любовь к искусству, преклонение перед красотой мира и творений художников определяли атмосферу самого дома Майковых и были восприняты будущим поэтом с ранних лет. Еще один великий дар судьба послала А.Н. Майкову: в 1835 г. к старшим детям для их подготовки в университет был приглашен новый учитель литературы - Иван Александрович Гончаров. Учитель был на семь лет старше своих учеников и незадолго перед появлением в семье Майковых окончил университет. Именно своему молодому учителю, начинающему только путь в литературе, А. Майков, по его собственному признанию, обязан «большой любовью к литературе». К 1835 г. относятся и первые поэтические опыты А. Майкова, помещенные на страницах рукописного журнала «Подснежник». Здесь же, рядом со стихотворениями юного поэта были представлены и прозаические опыты И.А. Гончарова.

Первый поэтический сборник Майкова вышел в 1842 г. и сразу оказался замечен и отмечен, причем таким бескомпромиссным и строгим критиком, как В.Г. Белинский. Можно представить себе восторг молодого поэта, в стихах которого великий критик увидел «замечательное, выходящее за черту обыкновенного дарование» и с которым связал «робкую и трепетную» надежду на возрождение «опустевшего» после смерти гениальных русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «храма искусства». Эта высокая оценка была в основном связана с антологическими стихотворениями А.Н. Майкова, - стихотворениями, написанными в духе древнегреческой поэзии. Гораздо менее В.Г. Белинского удовлетворили стихотворения о современной русской действительности, в которых великий критик тщетно искал «современные чувства, симпатии и антипатии, скорби и радости, надежды и желания». Успех первой книги во многом определил судьбу Майкова: колебавшийся между живописью и литературой, Майков избирает для себя поэтическое творчество. В конце 1842 г. поэт уезжает в Италию. Впечатления от путешествия нашли отражение в поэтическом цикле «Очерки Рима», опубликованном в 1847 г. Вернувшись в Россию, Майков занимает должность помощника главного библиотекаря при Румянцевском музее.

Драматические события русской истории во многом повлияли на стремление поэта к живописанию мира только гармоничного и прекрасного. Поэт не смог оказаться в стороне от социальных и политических проблем времени, хотя и стремился, по его собственным словам, «смотреть на события с высоты птичьего полета». Но политика увлекла и его, и одно время А.Н. Майков, как и его брат Валериан, был вовлечен в движение Петрашевского. Признаваясь в письме Н.М. Языкову в «сбивчивости своих идей», поэт тем не менее отмечал значимость своего пребывания в этом кружке. Майков не был равнодушным созерцателем российской жизни, и целый ряд его стихотворений и эпиграмм свидетельствуют о том, как горячо ненавидел поэт безнравственность «отцов отечества» («Окончена война. Подписан подлый мир...», 1856). Но антиправительственные настроения, выразившиеся и в эпиграммах Майкова, органично соединялись с искренней верой в добрую волю Николая Первого. Стихотворение «Коляска», посвященное «державному повелителю», «России промыслителю и первому труженику народа своего» Николаю Первому, «резко подорвало репутацию поэта в кругах русской интеллигенции», вызвало «всеобщее возмущение и недоумение». Возможно, что сознание совершенной ошибки повлияло на следующее признание поэта одному из знакомых: «Да хоть бы перестать мне думать о России и заняться человеком! Перестать бы заботиться об форме общего устройства - пусть идет само собой (вредное влияние Петербурга на таланты) и уехать куда-нибудь, увидеть новых людей, новую жизнь, уехать для того, чтобы разорвать все умственные нити, которые меня привязывают к политике».

С 1852 г. начинается более чем 40-летняя служба поэта в Комитете иностранной цензуры, сначала - в должности цензора, затем - его председателя. В 1850-х гг. выходит новый сборник стихотворений Майкова «1854». Оценивая его спустя годы, Майков скажет, что сборник был «верен по чувству», а недостаток его он увидит в идеализме: «мечты о России, рисование того, что должно бы быть, при закрытых глазах на то, что есть». В 1858 г. Майков совершает путешествие на корвете «Баян» в Грецию и южную Италию. Впечатления от этого путешествия выразились в «Новогреческих песнях» и «Неаполитанском альбоме».

В 1850-1870-х гг. Майков пишет не только оригинальные стихотворения, но и много переводит. К числу несомненных поэтических заслуг Майкова относится и перевод «Слова о полку Игореве» (1870) - плод тщательной и напряженной работы в течение нескольких лет. Майков создает не только первый поэтический перевод древнерусского памятника, но и дает научный комментарий к нему. В 1882 г. А.Н. Майкову была присуждена Пушкинская премия за поэму «Два мира». В 1888 г. весьма торжественно было отпраздновано пятидесятилетие его литературной деятельности.

Умер Майков в 1897 г.

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года. Отец Аполлона Майкова - Николай Аполлонович Майков - был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Его учителем словесности был писатель И.А.Гончаров . Двенадцатилетним подростком отвезли Майкова в Петербург, куда вскоре переехала вся семья.

Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Возник замысел издавать рукописный журнал, который назывался просто и красиво "Подснежник".

Номера "Подснежника" за год сшивались и украшались массивной красной обложкой с золотым тиснением.

В 1837 году А.Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занятия римским правом пробудили в нем глубокий интерес к античному миру, проявившийся впоследствии в его творчестве. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.

Дебют А.Н.Майкова как поэта состоялся в 1841 году. Он стал известным поэтом своего времени. Майков - живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе. Он - переводчик бессмертного памятника древности "Слова о полку Игореве".

Стихи поэта вошли во все школьные хрестоматии России.

На склоне лет Аполлон Николаевич приобрел в окрестностях Петербурга на станции Сиверская Варшавской железной дороги скромную дачу. Здесь, как отмечали его современники, "нашел он свою честь и свое место", занимаясь благотворительной деятельностью. Благодаря его хлопотам и стараниям в Сиверской были построены церковь, школа и библиотека-читальня, носившая имя поэта.

Дорогие друзья, сегодня я приглашаю вас окунуться в неповторимый мир поэзии эамечательного русского поэта, переводчика и... историка. Да, да - историка! В этом своем качестве он больше всего меня и поразил...Предлагаю и вам открыть его для себя по-новому.


Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН (1853).

Сын дворянина Николая Аполлоновича Майкова, живописца и академика, и матери-писательницы Е. П. Майковой; старший брат литературного критика и публициста Валериана Майкова, прозаика и переводчика Владимира Майкова и историка литературы, библиографа и этнографа Леонида Майкова.

Родился 23 мая (4 июня) 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией.

С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.

В 1837 - 41 учится на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служит в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 Аполлон Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры.

Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех.

Исповедь

Так, ветрен я, друзья! Напрасно я учусь
Себя обуздывать: всё тщетно! Тяжких уз
Мой дух чуждается... Когда на взор мой томный
Улыбку вижу я в устах у девы скромной -
Я сам не свой! Прости Сенека, Локк и Кант,
И пыльных кодексов старинный фолиант,
Лицей блистательный и портик величавый,
И знаменитый ряд имен, венчанных славой!
Опять ко мне придут игривая мечта,
И лики бледные, и имя на уста,
И взоры томные, и трепет сладкой неги,
И стих таинственный задумчивых элегий.

Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).

«Ах, чудное небо, ...»
Ах, чудное небо, ей-Богу, над этим классическим Римом!
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады.
Ну, вот, поглядите: по каменной белой ограде разросся
Блуждающий плющ, как развешанный плащ иль завеса;
В средине, меж двух кипарисов, глубокая темная ниша,
Откуда глядит голова с преуродливой миной
Тритона. Холодная влага из пасти, звеня, упадает.

По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая!
Иду - с трудом ее руками разбирая.
Мелькают и жужжат колосья предо мной,
И колют мне лицо... Иду я, наклоняясь,
Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,
Когда, перескочив чрез ивовый плетень,
Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.

О, божья благодать!.. О, как прилечь отрадно
В тени высокой ржи, где сыро и прохладно!
Заботы полные, колосья надо мной
Беседу важную ведут между собой.
Им внемля, вижу я - на всем полей просторе
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы;
Вон на заре стучат проворные цепы;
В амбарах воздух полн и розана и меда;
Везде скрипят возы; средь шумного народа
На пристанях кули валятся; вдоль реки
Гуськом, как журавли, проходят бурлаки,
Нагнувши головы, плечами напирая
И длинной бичевой по влаге ударяя...

О боже! Ты даешь для родины моей
Тепло и урожай, дары святые неба,
Но, хлебом золотя простор ее полей,
Ей также, господи, духовного дай хлеба!
Уже над нивою, где мысли семена
Тобой насажены, повеяла весна,
И непогодами несгубленные зерна
Пустили свежие ростки свои проворно.
О, дай нам солнышка! пошли ты ведра нам,
Чтоб вызрел их побег по тучным бороздам!
Чтоб нам, хоть опершись на внуков, стариками
Прийти на тучные их нивы подышать,
И, позабыв, что мы их полили слезами,
Промолвить: "Господи! какая благодать!"

В 1860-е он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного», «Емшан», «Кто он?» и др.).

Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает...

Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.

И раз у них шел пир горой -
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.

Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.

То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.

И шли года... Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе...
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе.

Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом,-

Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!

Ему ты песен наших спой,-
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему - и он вернется".

Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.

Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!

Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает,-
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.

Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких,-

Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.

И взял пучок травы степной
Тогда певец, и подал хану -
И смотрит хан - и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,

За грудь схватился... Все глядят:
Он - грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!

И вдруг, взмахнувши кулаком:
"Не царь я больше вам отныне!-
Воскликнул.- Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!"

Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван -
Отрок с немногою дружиной.

Минуя гору за горой,
Всё ждет он - скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.

* Рассказ этот взят из Волынской летописи. Емшан - название душистой травы, растущей в наших степях, вероятно полынок.
Примечание А.Н.Майкова.

По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества. Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Аполлон Майков в 1889 закончил один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», не утративший своей научной и художественной ценности до сих пор.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

(отрывок, вступление)

Не начать ли нашу песнь, о братья,
Со сказаний о старинных бранях, -
Песнь о храброй Игоревой рати
И о нем, о сыне Святославле!
И воспеть их, как поется ныне,
Не гоняясь мыслью за Бояном!
Песнь слагая, он, бывало, вещий,
Быстрой векшей по лесу носился,
Серым волком в чистом поле рыскал,
Что орел, ширял под облаками!
Как воспомнит брани стародавни,
Да на стаю лебедей и пустит
Десять быстрых соколов в догонку;
И какую первую настигнет,
Для него и песню пой та лебедь, -
Песню пой о старом Ярославе ль,
О Мстиславе ль, что в бою зарезал,
Поборов, Касожского Редедю,
Аль о славном о Романе Красном...
Но не десять соколов то было;
Десять он перстов пускал на струны,
И князьям, под вещими перстами,
Сами струны славу рокотали!..

Поведем же, братия, сказанье
От времен Владимировых древних,
Доведем до Игоревой брани,
Как он думу крепкую задумал,
Наострил отвагой храброй сердце,
Распалился славным ратным духом
И за землю русскую дружины
В степь повел на ханов половецких.

Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью.

«Весна! выставляется первая рама...»

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома,
Мы спешили скрыться под мохнатой елью
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой,
По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал
Капли дождевые, скатываясь с игол,
Падали, блистая, на твою головку,
Или с плеч катились прямо под снуровку.
Помнишь - как все тише смех наш становился.
Вдруг над нами прямо гром перекатился -
Ты ко мне прижалась, в страхе очи жмуря.
Благодатный дождик! золотая буря!

Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там - сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают...
Воз растет, растет, как дом.

В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит...
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит...

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу -
Пустое гнездо над окном;
В нем ласточек речи не слышу;
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, и ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далеко, далеко, далеко…
О, если бы крылья и мне!


Алексей Адамов, "Перед грозой" (холст, масло

Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам:
Промчался вихрь - пять-шесть мгновений,
И, в встречу солнечным лучам,

Встают с серебряным карнизом
Срез все полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.

Вдруг словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей м быстрей.

Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь и воды полились…

Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Их нахватать - нужна отвага!
И вон как дети в удальце
Ее честят! как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!
1887

Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича.

Из Петрарки

Когда она вошла в небесные селенья,
Ее со всех сторон собор небесных сил,
В благоговении и тихом изумленьи,
Из глубины небес слетевшись, окружил.
«Кто это? - шепотом друг друга вопрошали.-
Давно уж из страны порока и печали
Не восходило к нам, в сияньи чистоты,
Столь строго девственной и светлой красоты».

И, тихо радуясь, она в их сонм вступает,
Но, замедляя шаг, свой взор по временам
С заботой нежною на землю обращает
И ждет, иду ли я за нею по следам...
Я знаю, милая! Я день и ночь на страже!
Я господа молю! Молю и жду - когда же?

Из Гёте
Кого полюбишь ты - всецело
И весь, о Лидия, он твой,
Твой всей душой и без раздела!
Теперь мне жизнь, что предо мной
Шумит, и мчится, и сверкает,
Завесой кажется прозрачно-золотой,
Через которую лишь образ твой сияет
Один - во всех своих лучах,
Во всем своем очарованье,
Как сквозь дрожащее полярное сиянье
Звезда недвижная в глубоких небесах...

Он - юный полубог, и он - у ног твоих!..
Ты - с лирой у колен - поешь ему свой стих,
Он замер, слушая,- лишь жадными очами
Следит за легкими перстами
На струнах золотых...
А я?.. Я тут же! тут! Смотрю, слежу за вами -
Кровь к сердцу прилила - нет сил,
Дыханья нет! Я чувствую, теряю
Сознанье, голос... Мрак глаза мои затмил -
Темно!.. Я падаю... Я умираю...

Его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов.
Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).

Колыбельная песня
Музыка П.И.Чайковского
Слова А.Н.Майкова
Поет Тамара Синявская

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"

"О чем в тиши ночей..."
Музыка Н. Римского-Корсакова
Слова А.Н.Майкова

О чем в тиши ночей таинственно мечтаю...»

О чем в тиши ночей таинственно мечтаю,
О чем при свете дня всечасно помышляю,
То будет тайной всем, и даже ты, мой стих,
Ты, друг мой ветреный, услада дней моих,
Тебе не передам души своей мечтанья,
А то расскажешь ты, чей глас в ночном молчаньи
Мне слышится, чей лик я всюду нахожу,
Чьи очи светят мне, чье имя я твержу.

27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу слишком легко одетым и заболел. Умер 8 (20) марта 1897 года в Петербурге. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

«Вся моя биография - не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни…» - говорил поэт. Лирика Аполлона Майкова была отражением его жизни - увлечений, политических взглядов и исторических событий, свидетелем которых он стал.

Литература или живопись?

Аполлон Майков родился в дворянской семье. Любовь к искусству он унаследовал от родителей, представителей творческой интеллигенции. Отец, Николай Майков, был академиком живописи, мать, Евгения Майкова, - писательницей и поэтессой. «Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», - вспоминал писатель Иван Гончаров , дававший в семье уроки литературы и русского языка.

Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарен и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.

«Его стихи напоминают античных поэтов»

Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало».

Первые произведения Майкова были опубликованы в конце 1830-х годов. В 1842 году вышел его первый стихотворный сборник. «Поэтический, полный жизни и определенности язык» - так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский. Восхищаясь произведением Майкова «Сон», критик писал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес».

За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I . На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года. Поэт побывал в Италии, Франции, Австрии и других странах.

Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике - «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешел к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».

Иван Крамской. Портрет Аполлона Майкова на рыбной ловле. 1883

Аполлон Майков. Речной пейзаж. 1854

Василий Перов. Портрет Аполлона Майкова. 1872

Кружок Петрашевского и натуральная школа

Вернувшись в 1844 году в столицу, Аполлон Майков стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым .

С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым . Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве все-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов. Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».

…На полке книги - да, о человеке
Вы можете наверно заключать
По избранной его библиотеке,
В его душе, в понятиях читать, -
Лежали там комедии Гольдони,
История мадонны и святых,
Либретто оперы, стихи Тассони
Да календарь процессий храмовых…

Аполлон Майков. Отрывок из поэмы «Две судьбы» (1845)

Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своем «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. Это была моя глупость, но не подлость».

Славянофилы и «чистое искусство»

С 1850-х годов Аполлон Майков сблизился с редакцией «Москвитянин», и в его творчестве все больше ощущаются консервативные настроения. Майков разделял славянофильские идеи Михаила Погодина (издателя журнала), Михаила Каткова, Федора Тютчева . В этот период поэт выступал против влияния западноевропейской культуры. Он много писал о красоте русской природы. Эти стихотворения, по словам публициста Михаила Бородкина, «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами». Многие произведения Майкова были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым , Петром Чайковским и другими композиторами.

Палехская лаковая миниатюра на тему «Слова о полку Игореве». Работа Анны Котухиной. 1956

В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений.

Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.

А. Н. Майков - один из дворянских поэтом консервативного романтизма этико-философской направленности.

Семейное воспитание

Аполлон Майков родился в Москве 23.05.1821. Это была старинная дворянская семья, хранившая богатые культурные традиции. В роду Майковых были талантливые люди, много сделавшие в сфере развития русской культуры, в частности, его родители и братья. Его отец, например, был в свое время известным художником-самоучкой, с годами удостоенный звания академика живописи. Мать тяготела к литературе, писала очень качественные стихи и прозу.

Братья также оставили свой заметный след в развитии отечественной культуры. Его младший брат Валериан, к примеру, будучи видным представителем передовой интеллигенции вместе с Белинским был противником «чистого искусства», сторонником социально-исторических принципов в критике. Он написал много работ, в которых выступал против славянофилов, называя их приверженцами национального застоя, и вообще сыграл большую роль в развитии критической мысли в России.

Московский дом и подмосковное имение Майковых всегда были полны людей. Здесь часто гостили писатели, художники, музыканты. Визиты Гончарова И. А., Панаева И. И., Бенедиктова В. Г., Солоницына В. А., были настоящим праздником в доме Майковых. Царящий в семье культ искусства, художественная атмосфера родительского дома - все способствовало становлению духовных интересов будущего поэта. Поэтому неудивительно, что аполлон с раннего детства тянулся к искусству, много читал, хорошо рисовал и писал лирические стихи.

В доме издавался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», где вся семья, а иногда и гости, публиковали свои произведения. Детские стихи Аполлона впервые появились именно в этих семейных изданиях.

Образование. Первый сборник

В 1834 г. семья покинула Москву и поселилась в Петербурге. С этих пор дальнейшая судьба поэта Аполлона Майкова связана с северной столицей, кроме тех лет, конечно, когда он путешествовал. С 1837 года по 1841 он обучался в Петербургском университете на факультете юриспруденции. Но литературных занятий он не оставлял. По окончании университета Майков поступил на службу в Департамент государственного казначейства, а через год выпустил свой первый сборник стихотворений, о котором одобрительно отозвался знаменитый литературный критик В. Г. Белинский. Он написал, что поэзия Майкова - это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы. Сборник имел успех и у читателей.

Заграничные путешествия

Император выдал Майкову пособие, которое позволило поэту совершить длительное путешествие за границу. Сначала он поехал в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, занимался живописью и по-прежнему - поэзией. Потом был Париж, где Майков прослушал цикл лекций по искусству и мировой литературе. Путешествуя по Европе, поэт побывал в Дрездене, Праге и других городах с той же целью - поближе познакомиться с мировой культурой.

Снова на родине

В 1844 г. Аполлон Майков вернулся в Россию. Устроился работать в Румянцевский музей помощником библиотекаря. Он много писал и подготовил к изданию свой второй поэтический сборник «Очерки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847). В эти же годы Майков сблизился со многими известными литераторами: Белинским, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, регулярно посещал «пятницы» в кружке М. Петрашевского. Он не в полной мере разделял многие их идеи, но все же определенное влияние они оказывали на его поэтическое творчество. Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Машенька», «Барышня» (1845 - 1846), которые, в отличие от предыдущих его стихов, содержали гражданские мотивы.

Идейная направленность

В 1852 г. Майков стал цензором в штате Комитета иностранной цензуры и оставался на этой должности ведомства больше сорока лет. В эти годы ему стали близки идеи славянофилов. Разочаровавшись в либералах и радикалах, он пересмотрел свои позиции и в результате пришел к защите крепкой монархической власти, православной веры. О том, что Майков последовательно занимал консервативные позиции, говорят его поэма «Клермонтский собор» (1853), а также циклы стихотворений «Неаполитанский альбом», «Новогреческие песни» (1858), написанные под впечатлением путешествия в Грецию.

Крестьянскую реформу по отмене (1861) Майков встретил восторженными, оптимистическими стихотворениями «Поля», «Нива». Постепенно поэт окончательно противопоставил свою позицию в отношении искусства позициям революционных демократов и стал приверженцем «чистого искусства». Это превращение резко раскритиковал Салтыков-Щедрин и Добролюбов в своих сатирических пародиях.

Славянская тематика

Долгое время Майков увлекался античностью, ее гармоническим искусством и стремился выразить в своей лирике некий воображаемый мир красоты, далекой от противоречий окружающей жизни. Но со временем к этому добавились славянофильские воззрения. По античным мотивам написана философско-лирическая драма «Два мира», за которую Академия наук удостоила Майкова Пушкинской премии (1882). Появившийся интерес к христианству и славянскому фольклору подвиг поэта к работе над переводом «Слова о полку Игореве». Его обработка великого творения эпохи Древней Руси является одной из лучших.

Пейзажная лирика

Но особенно ярко проявился талант Майкова в пейзажной тематике. Природа родной земли всегда волновала поэта. Каждая пейзажная картина для него полна красоты, естественной гармонии, ощущения родства и особой теплоты. Он видел в природе невероятные творческие силы. Его волновали совсем обычные явления, знакомые всем: наступление весны, увядание осени, полет ласточки, летний дождь. В его стихах о русской природе есть задушевность, акварельная тонкость красок, напевность, зоркая наблюдательность.

Среди лучших стихотворений пейзажной лирики Майкова можно назвать «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Осень», «Летний дождь». Многие стихи Майкова когда-то вдохновили некоторых великих композиторов на создание романсов (Чайковский, Римский-Корсаков и другие). Но в отличие от пейзажной лирике А. Фета, стихотворения Майкова не отличаются тем утонченным «психологизмом», которым прославился выдающийся лирик - .

В 1893 г. было выпущено в свет шестое собрание сочинений Майкова в трех томах, последнее прижизненное издание за шестьдесят лет его литературной деятельности. Умер Аполлон Майков 8.03.1897 в г. Петербурге.