Вопросы для интервью с молодым учителем. Вопросы для учителей на день учителя, чтобы провести интервью

независимое тестирование, качество современного образование, научная деятельность преподавателя

Расскажите о себе .

Имя и отчество - Борис Петрович. Работаю в техническом вузе 4-й степени аккредитации. Преподавательской деятельностью занимаюсь с 1999 года. Готовлю инженеров по системам автоматического управления.
Любимая книга ?
- Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Что Вы можете сказать о школьной программе, переход с оценок на баллы и ЕГЭ (Независимое тестирование)?
С точки зрения подготовки студентов, которые к Вам приходят на первый курс.

(В чём преимущества, улучшения? Студенты сейчас стали грамотнее, чем раньше?)

К сожалению, не могу считать это нововведение положительным, поскольку у преподавателей из приёмной комиссии практически полностью теряется контакт с абитуриентами. Ни для кого не секрет, что оценить подготовку можно не по полученному готовому результату, выраженному в N-ном количестве баллов, а по тому, как абитуриент ведёт поиск решения задач, на что опирается, как аргументирует, как доказывает.
По моему убеждению, для технического образования эти качества являются первоочередными, поскольку решение технических задач неоднозначно – правильных решений может быть несколько.
Сегодня знакомство с будущими студентами у преподавателей происходит только во время короткого собеседования, на котором преподаватель из приёмной комиссии может непосредственно пообщаться с абитуриентом, задать ему вопрос. А в ответ зачастую можно услышать то, что ещё лет пятнадцать назад было уместно только в анекдотах.
На вопрос «Напишите X2»: натурально обводят X квадратной рамкой.
Или же на тригонометрический пример по упрощению выражения sin α + cos α, записывают ответ: 2α(sin + cos). И у этих абитуриентов - проходной бал!
И институт обязан их зачислять на первый курс.


На какие параметры опирается качество современного образования?

- Сегодня мы сталкиваемся с противоречием: переход на болонскую систему должен был, по заверениям лоббистов, улучшить качество преподавания, а на самом деле наблюдается устойчивое ухудшение. Для учебного процесса стало естественным постоянное копирование готовых работ, которые в изобилии циркулируют в Интернете. Что, там работы!
У меня студенты шпаргалки составляют, копируя тексты из Интернета, которые зачастую не соответствуют смыслу и сути вопроса, но поисковыми системами эти ответы выбраны, как правильные, так как поиск ориентируется на несколько ключевых слов без логичной связи между словами.
Ещё один момент болонской системы.
Демократизация процесса обучения, которая заключается в наличии так называемых «недель ликвидации студентом текущих академических задолженностей». По сути: студент два раза в семестр имеет возможность досдать вовремя не сданные и не отработанные работы. На деле: студенты полсеместра создают (путём непосещения занятий, невыполнения учебной программы) задолженности, которые в неделю пересдач официально могут ликвидировать (но могут этого и не делать).
Никто не задумывается, что, таким образом, провоцируются и стимулируются прогулы.
Третий момент.
Болонский процесс разделяет всех студентов на тех, кто готовится по бакалаврской и магистерской программам. В соответствии с требованиями процесса эти программы должны в корне отличаться друг от друга (это записано в первичных документах по Болонской системе), причём так, что студент-бакалавр не получает знаний, с которыми он мог перейти на обучение на более высокую ступень магистра. Всего же (по первичным документам) ВУЗ имеет право готовить магистров, которые составляют 10% от общего числа студентов. Квота. Социальное сито. Первичные документы Болонского процесса являются недвусмысленным основанием для построения на базе ВУЗов социальных сепараторов. Но, к чести наших работников образования (преподавателей, методистов), пока сохранились подходы советской системы образования, которые позволяют и бакалавров, и магистров обучать по единой цепочке, оставляющей возможность для студента легко перейти в магистратуру.

В чём особенности сегодняшней научной деятельности преподавателя? Занимаются ли современные преподаватели научными изысканиями, которые должны служить показателем качества образования и квалификацией преподавательского состава?

Проведение научной работы и участие в научно-практических конференциях фактически является обязанностью работника ВУЗа, особенно имеющего научную степень. Преподаватель технического ВУЗа зачастую был связан с производством, на котором решались (и внедрялись) практические задачи его научной деятельности. А темы научных разработок диктовались потребностями отечественного народного хозяйства, обороны, космоса и так далее.
Результатами исследований преподаватели делились в научной среде.
Что же происходит сейчас?
Экономический кризис в народном хозяйстве, отсутствие отечественных оборонных программ и жалкие потуги в космической отрасли делают отечественную науку формальным явлением.
С недавнего времени, появилось очередное нововведение, требующее публикаций в англоязычных иностранных журналах. Преподносится это так, что якобы иностранные журналы имеют более высокий авторитет. Авторитет в чём? И главное, как это отразится на развитии отечественной науки? Экономика любой другой страны заинтересована в нас только как в потребителях собственных товаров, а не в развитии нашей науки. И это ясно любому мыслящему человеку.
А нас заставляют публиковаться в иностранных журналах. Это просто насмешка и способ держать нас под контролем.

А не оскорбляет ли такое положение вещей современного преподавателя?

- Увы, должен отметить, что преподаватели сегодня очень разные.
Очень многие склонны к странной мысли о безоговорочном авторитете западного общества, где бы то ни было, в том числе и в науке. Поэтому публикация в любом зарубежном журнале по определению престижна. И сама собой является научным достижением.
Но, безусловно, есть и те, кто считает для себя оскорбительным такое положение вещей. Почему они об этом не говорят? Вероятно, потому, что очень разобщены, окружены высокой степенью недоверия друг к другу.
К сожалению, это факт. Да и отстаивать своё мнение в этой среде становится всё менее популярно.


Что бы Вы хотели пожелать современным студентам?

- Ребята, я бы хотел пожелать Вам понимания - именно понимания! - тех наук, которые вам преподают.
Если кому-то из вас трудно даётся понимание, не надо стеснятся, спрашивайте, а те, кто понимает лучше, пусть помогут тем, кто отстаёт. В обучающем процессе не только важна роль преподавателя, но и студенческая солидарность и взаимопомощь.
Не поддавайтесь на сказки об индивидуализме и собственной исключительности. Не рассчитывайте на то, что жить среди слаборазвитых людей вам, чего-то добившимся, будет легче. Как это было нередко в истории, даже самые светлые математические умы, оказавшись среди невежд, были востребованы как астрологи-предсказатели и тому подобные клоуны, а не как ученые и признанные авторитеты. А это, в сущности, жалкое и унизительное прозябание.
Только, когда знания доступны многим и признаны большинством, они становятся силой.

Спасибо!

Верхом на теленке не доедешь до кочевья; читая сказки, не сделаешься ученым.

Калмыцкая народная пословица

Учитель – профессия дальнего действия .

Интервью: ученик – учитель

Инякина Тамара Михайловна - ветеран труда, учитель высшей категории, для которого воспитание и образование детей стало делом всей её жизни.

Более 40 лет она преподаёт русский язык и литературу в нашей школе, что находится в селе Малиновка, и ничуть не жалеет об этом. На её уроках всегда легко и интересно. И мы благодарны ей за то, что она помогает нам открывать чудеса на каждом уроке.

За свой добросовестный многолетний труд Инякина Тамара Михайловна награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; юбилейной медалью «75 лет Тамбовской области», Благодарственным письмом губернатора и почетными грамотами Управления образования и науки Тамбовской области.

Но самая главная её награда – впереди…

    Тамара Михайловна, у Вас столько наград. А самая важная из них какая?

Это благодарность моих бывших выпускников, с которыми я поддерживаю теплые, дружеские отношения. Их поддержка в трудную минуту.

    Есть ли среди них Ваши последователи?

Конечно, есть. Многие из них работают вместе со мной, в своей родной школе. Это Куделина Н.В., руководитель нашей школы; Четырина З.В., учитель физики и математики; Протасов А.В., учитель информатики; Попов Н.В., учитель физкультуры; Першина Г.В., учитель физкультуры; Смольякова М.В., старшая вожатая детской организации.

    Кем Вы себя чаще всего ощущаете: учителем своих бывших или коллегой?

Разумеется, коллегой чаще. Не скрою, что иногда выступаю и в роли послушной ученицы. Если возникают проблемы с компьютером, то на помощь ко мне приходят Протасов А.В. или Кривобокова С. П., наш завуч. Я не стыжусь учиться, а, наоборот, выспрашиваю, выведываю и питаю великую благодарность к тому, кто мне отвечает, и никто у меня не бывает этой благодарностью обделён. Иначе нельзя. Наш коллектив очень дружный. Это учителя, за плечами которых огромный опыт работы, и у каждого из них свой педагогический почерк, заслуживающий внимания. Мы все вместе стараемся создать необходимые условия для обеспечения доступности образования для всех учащихся.

    Как вы считаете, все ли дети способны усвоить учебную программу?

В основном все, если в этом заинтересованы не только педагоги, но и родители, которые должны стать надёжными помощниками своих учителей. Но, увы, не всегда это бывает так, как хотелось бы.

    А что самое трудное в Вашей профессии?

Научить детей думать, принимать правильное решение, отвечать за свои поступки. Я считаю, что детей надо учить не тому, что легко, - они сами с этим справятся, - а тому, что трудно. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

    Почему?

Потому что ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. И чтобы этот факел горел, не угасая, его надо зажечь новизной методических находок.

    И часто Вам это удаётся?

Стараюсь угнаться за временем. Нельзя забывать, что в поступках учителя в равной мере лежат расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью материала, но организует работу по развитию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

У нас в школе урок не кончается после звонка. Элективные курсы, предметные недели с конкурсами, олимпиадами, проектами – всё это приучает школьников к самостоятельному мышлению, знакомит с именами выдающихся деятелей, писателей, поэтов, которые остаются за рамками школьной программы. Мои ученики не раз становились победителями и призёрами муниципальных и региональных конкурсов детей в номинации «Литературное творчество».

Куляева Юлия получила первое место в региональном конкурсе «Славен человек труда» и участвовала в заключительном этапе V Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина», а Редкозубов Дмитрий стал победителем областного эпистолярного конкурса «Письмо губернатору».

Баранова Екатерина и Барыбина Маша стали призёрами муниципального конкурса «Живая классика», а Кутукова Василиса заняла 2-ое место в конкурсе «Театр одного актёра».

В этом учебном году учащиеся 7 класса участвовали в муниципальном фольклорном конкурсе «Живая традиция». Барыбина Мария стала победителем этого конкурса, а Кутукова Василиса – призёром. Барыбина Мария заняла второе место в региональном этапе Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция». Она защищала проект «Легенды и предания Тамбовского края».

Отличились и наши малыши: Белякин Саша, ученик 4 класса, и Носов Андрей, ученик 5-ого класса. Они принимали участие в муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Белякин Саша, защищавший свой проект «Улицы города Тамбова», занял первое место. А Носов Андрей получил третье за научное исследование «Моя Родина – Троицкая Дубрава».

    Есть ли традиции в вашей школе?

В нашей маленькой школе есть свои традиции: мы проводим утренники для малышей, тематические вечера для детей старшего возраста и участвуем во всех сельских праздниках.

Учитель истории Кривобокова С.П. постоянно организует различные экскурсии для учащихся. Наши дети посетили целый цикл концертов солистов ансамбля русских народных инструментов «Россияне – детям», посетили краеведческий музей, картинную галерею, знакомились с достопримечательностями областного центра

    За что Вы любите свою профессию?

За что же я ещё люблю свою профессию? За бессонные ночи? За бесконечные переживания? За нескончаемые тетради? Наверное, и за то, и за это. Но больше всего за то, что каждая новая встреча с моими учениками вносит в мою жизнь живительную влагу, и я забываю об усталости.

Я люблю свою маленькую школу, куда я пришла работать, когда мне было всего 23 года. И с той поры она стала для меня вторым домом. Здесь каждый класс, каждая половица – всё до боли знакомое и родное.

Чтобы Вы хотели пожелать своим ученикам?

Чтобы в каждом из них не угасало желание учиться и творить добро.

Беседовала

Смольякова Ольга, юный журналист, ученица 9 класса филиала

МБОУ «Горельская СОШ» в селе Малиновка Тамбовского района

Тамбовской области

#уЕжа учитель начальных классов Анастасия Бондарева (Предеина)

— Учительство – призвание или профессия?

— Учительство, безусловно, — это призвание, которое базируется на огромнейшем профессионализме.

И я искренне не понимаю тех педагогов, которые работают в школе и её терпеть не могут. Это, в первую очередь, издевательство над самим собой. Для чего тогда оставаться в школе? Ради денег? Вряд ли. В большинстве своём таких учителей не любят.

Из университета нас выпускают не совсем знающими учителями, искренними, верящими в счастье и радость учительской профессии, думающими, что всё очень легко. А в школе приходит понимание, что профессионализм вырабатывается годами. Я до сих пор не могу сказать, что я учитель профессионал (Анастасия работает в школе 8-й год – прим. ред. ).

Я искренне не понимаю тех педагогов, которые работают в школе и её терпеть не могут.

— Ты из династии педагогов. Почему решила её продолжить?

— Наша педагогическая династия большая. Моя мама — учитель начальных классов, а вот сама династия со стороны папы. Мой прадед был учителем физической культуры и начальных классов в Саратове, но практически не успел поработать, потому что началась Великая Отечественная война. А моя прабабушка — учитель истории — очень долгое время, практически с юношеских лет, работала директором саратовской школы. Она всегда с удовольствием отзывалась о своей профессии и была очень горда тем, что я тоже стала учителем.

Моя мама уже много лет работает учителем начальных классов, и я всегда знала, на что иду, что меня ждёт, и каково это — быть учителем. Тем не менее, уже в начальной школе я понимала, что хочу стать учителем. Был только один бунтарский период в 13-14 лет — хотела стать визажистом-косметологом и делать всех красивыми и ухоженными. Но когда я узнала, что нужно идти в медицинский университет, всё желание отбило. Ведь однажды посетив экзамен в медицинском училище (бабушка-медик брала пятилетнюю меня на работу) и увидев манекен с внутренними органами, поняла, что медицина – это не моё.

— А какие ещё профессии рассматривала при поступлении в вуз?

— Кроме «учитель начальных классов», никакие. Подавала документы только на 1 факультет во Владимирский педагогический университет, в крайнем случае рассматривала поступление в педагогический колледж.

— Из твоих одногруппников многие работают в школе?

— На момент выпуска из 40 человек в школу ушло работать процентов 85. Это просто фантастический поток, преподаватели и декан были в безумном восторге. Со временем кто-то отсеялся, но из нашей группы 15 из 20 человек сейчас работают в школах Владимира, области и близлежащих городов. Мы периодически общаемся, друг у друга что-то спрашиваем.

— Почему осталась работать в школе Владимира, а не уехала в столицу?

— Не могу сказать, что я сразу хотела поехать в Москву или Санкт-Петербург. Во-первых, у меня был целевой договор и 5 лет я должна была отработать во Владимире. Но, к сожалению или счастью, о нём мне ни разу в жизни никто не напомнил.

Меня приглашали работать в Москву, и желание куда-то уехать закрадывалось. Но на самом деле я боюсь что-то резко менять, переехать в чужой город далеко от семьи и друзей, заново всё это нарабатывать, формировать и организовывать… Во владимирскую школу мы пошли работать с подружкой. А через 3-4 года работы я поняла, что не хотела бы уезжать из города. Меня устраивает работа, здесь возможно как-то развивать педагогическое дело. Не зарекаюсь, что желания уехать не будет никогда, но сейчас все мои планы во Владимире.

— Пять лет назад, в сентябре 2013-го, во Владимир приезжал Дмитрий Медведев. Он ведь побывал в вашей школе и на твоём уроке?

— О, это очень забавная история. Август 2013 года. Я работаю в лагере и даже не подозреваю, что через пару дней мне придётся ехать на работу. Вдруг раздаётся звонок от директора, и мне сообщают, что завтра в 7 утра я должна быть в школе, потому что 1 сентября ко мне на открытый урок приезжает Дмитрий Анатольевич Медведев (Председатель Правительства Российской Федерации – прим. ред.). Я отвечаю: «Да, конечно, хорошо». Вешаю трубу и рыдаю, потому что морально не готова оставить отряд детей. Но в итоге в 5 утра следующего дня я вернулась в город, а в 7:00 пришла в школу.

Оказалось, Дмитрий Анатольевич собирался приехать в город, чтобы посетить уроки, связанные с 20-летием Конституции РФ, причём ему хотелось проследить развитие этой темы от начальных к старшим классам. Опустим момент невообразимых школьных приготовлений…

Тогда у меня был 3 класс, тему Конституции мы ещё не затрагивали, поэтому на интерактивной доске я решила сделать кроссворд. В нём были вопросы о государственных символах, тематические термины и ключевое слово — «конституция». Предполагалось, что Дмитрий Анатольевич придёт именно в тот момент, когда мы будем весело отгадывать загадки.

На появление Председателя Правительства РФ дети вообще никак не отреагировали, для них это был просто дяденька из телевизора.

Он поздоровался, спросил, что за день и говорит: «Вы разгадываете кроссворд? Я вам помогу». Встал у доски и начал открывать слова, когда дети отгадывали. И вот мы доходим до части слова КОНС, а он и говорит: «Дети, вы же можете дальше не отгадывать, вы наверняка знаете это слово».

Я сквозь зубы ему отвечаю: «Нет, Дмитрий Анатольевич, мы ещё маленькие, мы ещё не знаем». Он: «Да нет, что вы! Вы знаете». 4 человека активно тянут руку. Он: «Давайте хором». И дети: «Конструкция». Он засмеялся, поздравил нас с 1 сентября, пожал мне руку. И пошёл в старшие классы.

Что послужило звоночком для администрации, чтобы выбрать для этого мероприятия именно меня? Я не боялась. Внутренне понимала, что что-то сильно не так быть не может, поэтому нестрашно. А ещё директор говорит, что я постоянно улыбаюсь.

Очень часто молодые учителя, проработав год, собирают вещи и уходят.


— Педагоги сегодня в дефиците?

— Да, даже несмотря на то, что ежегодно выпускается огромное количество педагогов. Их не хватает всегда, потому что очень часто молодые учителя, проработав год, собирают вещи и уходят. Кроме этого, 70 процентов педагогического состава в школе — это возрастные учителя (за 60 лет). Работать с маленькими детьми им достаточно сложно, особенно в начальной школе, где надо и попрыгать, и побегать. Огромный дефицит в школах приводит к тому, что учителям начальной школы приходится брать 2 класса в разные смены, а учителям-предметникам совмещать несколько предметов. От этого никуда не денешься.

Больше всего сегодня не хватает учителей английского языка. Они знают, что могут найти более высокооплачиваемую работу. Обидно, что молодые педагоги не задерживаются, да и студенты не особо идут. В этом году только 1 выпускница моего факультета пришла работать в школу…

— А какая сегодня школа?

— Современная школа для меня очень индивидуальная. И это не об индивидуальном подходе. А о том, что каждая школа имеет «своё лицо». Она пытается быть в чём-то лучше, выделиться, дать новое. Сейчас образовательное учреждение на 80 процентов автоматизировано — много интерактивных досок, веб-камер, нетбуков, систем голосования.

Современная школа более живая. Каждый имеет своё мнение, позицию по отношению к какому-либо вопросу. Спросите наших мам, имели ли они право что-то высказать, что-то изменить в своём обучении. Конечно, нет. А современные дети с удовольствием принимают участие в процессе образования и иногда корректируют его. И это безумно интересно, когда ты понимаешь, что ребёнок подталкивает тебя к совсем другому решению вопроса, другой позиции, которую ты и не рассматривал. А со временем, всё обдумав, понимаешь, что его вариант куда интереснее и необычнее, чем то, что ты сам задумал.

— А в общем какие сегодня дети?

— Дети очень свободные, и эта свобода делает их как безумно интересными, очень знающими, так и не всегда добрыми. Они пытаются проявить себя, самореализоваться, быть лидерами. Но в силу того, что по телевизору не рассказывают о том, как быть Человеком, а родители не всегда могут уделить этому достаточно времени, дети становятся более агрессивными. И я знаю, что педагогам старой закалки от этого очень тяжело с ними справиться. Ведь они уже не поспевают за их мыслями, и тем более не приемлют свободы их мышления и мнений.

Но мне очень нравятся современные дети. Нам, молодым педагогам, в этом плане проще. Тех детей, которые были раньше, мы не знаем, нам не надо перестраиваться.

Современное правительство и законы сделали так, что школа превратилась в сферу услуг


Интервью с учителем

— Изменилось ли сегодня отношение к учителю? Кажется, в наши школьные годы мы относились к педагогам иначе, уважительнее что ли…

— Да, к сожалению, в целом отношение к учительству изменилось в худшую сторону.

Сейчас в большинстве своём учителей школы воспринимают… Как сферу услуг. Современное правительство и законы сделали так, что школа действительно превратилась в сферу услуг – мы оказываем образовательные услуги, и родитель для нас — клиент. А как все знают, клиент всегда прав. В школе получается также. Родитель может прийти и начать топать ногами, обзывать, хамить, писать жалобы. Самое главное и обидное то, что в такие моменты практически никто не может защитить учителя. Он оказывается в безвыходной ситуации. Я знаю прекрасных педагогов, которые были вынуждены уволиться из-за такого отношения.

Сейчас каждый родитель считает, что может прийти и учить нас образовывать их детей.

А школу не критикует только ленивый. Хотя, скорее, надо критиковать не школу, а законы и инновации, которые пытаются в неё привнести.


— Кстати об инновациях. Усложняется ли школьная программа? Тебе не кажется, что детей сегодня перегружают, что требуют от них слишком много?

— Нагрузка в школе — наболевший вопрос. Так как школа сейчас — это сфера услуг, она пытается потакать тем желаниям и веяниям, которые «образуются» вокруг ребенка ещё в дошкольный период. Поговорите во дворе с любой мамочкой. Куда она отдаёт своего ребёнка? Бедный малыш ходит и в бассейн, и на танцы, и на изучение английского с китайским, и на ментальную математику, и на вышивание, и в театральную студию, и за хомячком ухаживает, и на самокате катается. И чаще не для того, чтобы стать разносторонним человеком, а чтобы мама смогла сказать своей подружке: «Мой ребенок стал читать раньше, считает в пределах миллиона, выделает квадратный корень…» И так далее.

Эти запросы родителей ещё до школы и формируют то, что даёт образовательное учреждение. Программа шагает на одном уровне с детьми. Они в принципе сейчас знают больше, чем знали 5-10-20 лет назад. И им уже нельзя давать тот уровень, который давали нам.

Всегда есть альтернативные программы. Например, сейчас огромное количество образовательных программ. Самая обычная – «Школа России». Я не считаю её плохой или лёгкой. Она рассчитана на всех детей, каждый ребенок с ней справится, а дальше всё зависит от учителя. Если ребенок слабее, ему даются какие-то карточки, дополнительный материал, вспомогательные методические пособия. Если ребенок более усидчивый, с ним идёт работа повышенной сложности. Не могу сказать, что программа очень объёмная. Просто появилось много разных предметов, внеурочной деятельности, внеклассной работы, которая загружает ребенка. Но в какой-то степени это разгружает родителей, потому что большое количество факультативов проходит на базе школы.

— Реальный случай: в WhatsA pp родители детей из одного класса создают общий чат, чтобы совместными усилиями решать за детей задачи/выполнять упражнения. Что это? Не справляются дети или слишком опекают родители?

— Да, в реальность случая верю. В моём классе кто-то из ребят не успел прочитать книги, заданные на лето. И мамы друг другу их пересказывали. Дети у меня маленькие, ничего не скрывают. И когда они принесли сдавать читательские дневники, кто-то так и сказал: «Ой, да я это не читал. Мама спросила в общей беседе, и я по её словам записал».

Конечно, это та самая медвежья услуга своим детям. Нормальный адекватный учитель никогда не «съест» и не унизит ребёнка, если он подойдёт и скажет, что с заданием не справился. А так это родители просто хотят упросить себе работу (а быть родителем — это огромная работа). Ведь одно дело — помочь ребёнку, другое – сделать за него. Но объяснять ребёнку ещё раз родителям просто лень или уже вечер, или есть ещё какие-то дела, или просто ребёнок бесит (такое тоже слышу). Поэтому это, скорее, не излишняя опека родителей, а излишнее желание пойти более простым путём.

Мой пример из жизни. Несмотря на то, что моя мама — учитель начальных классов, я не отличница. У меня всегда было две четвёрки: по русскому языку и математике. Во 2 классе нам задали задачу, в которой переливали растительное место в трёхлитровые банки. Решить её мне никак не удавалось. Мама объясняла и словесно, и на чертеже, и на каких-то кругах, и ещё как-то. Подключился папа, а я так ничего и не понимала. В итоге мама с папой переговорили, папа ушёл в магазин и принес 9 литров растительного масла (это был 1996-97 год, сами понимаете, сколько это денег для молодой семьи). Родители поставили 3 банки, перелили что-то куда-то, и я сразу поняла, как решается эта задача. Её решали мы часа три, но родители не сдались, помогли, и задачу я решила сама.


Интервью с учителем

— Совсем недавно в Instagram ты делилась: «Молодых, инициативных, очень грамотных и интересных педагогов много, но чаще всего администрация образовательных учреждений даже не представляет, как поддержать огонёк, как его развить». Есть шанс найти общий язык с администрацией?

— Я не могу сказать, что администрация как-то это пресекает. Я называю это словом «мешать». Не только администрация, но и коллеги очень часто пытаются навязать свою точку зрения на общение с детьми, проведение каких-то внеклассных мероприятий, на твоё желание самореализовываться в образовательном коллективе. А ведь она не единственно правильная (и это не про методические рекомендации). Не всякая администрация смотрит на это позитивно.

Многим нужен человек-педагог, которым хорошо управлять.

Мне лично повезло с администрацией, не помню, что хоть раз что-то запретили.

Чтобы найти общий язык с администрацией, первое время не нужно перечить. Нужно прислушиваться, в непонятных тебе ситуациях не бояться попросить помощи. И главное — самому проявлять инициативу, ведь под лежачий камень вода не течёт. Нужно общаться, участвовать в мероприятиях, конкурсах педагогических, профессиональных. И тогда о тебе сложится хорошее впечатление, основанное не только на мнении руководства, детей и родителей, но и на мнении каких-то сторонних людей – членов жюри различных конкурсов, экспертных комиссий.

Вообще директора и завучи любят молодых педагогов, ведь школа стареет, а молодые педагоги вносят новую жизнь, огонёчек в жизнь детей и учреждения в принципе. Если умело и аккуратно педагога «вести» и не мешать ему, тогда этот огонёк не угаснет.

— Ты видишь работу школы изнутри. Скажи, чего не хватает сегодня школе?

— Сложный и компрометирующий вопрос.

Первое — школе сейчас не хватает единой цели, к которой все должны стремиться, которую все должны понимать, воспринимать и на неё работать. У каждой школы может быть своя концепция или единая государственная цель. Но, мне кажется, очень часто мы (образование) не понимаем, кого и как мы должны воспитать. И поэтому получается «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Второе – не хватает заинтересованных педагогов. Тех, которые бы горели, хотели работать.

Третье – финансирование. Банально от хозяйственных нужд до зарплат сотрудников. Денег не хватает.

Я искренне считаю, что работа педагога должна оплачиваться выше.

Ведь мы отдаём не только свои знания, но и свои эмоции, внутреннюю силу. И работа педагога не заканчивается в школе. Приходя домой, ты проверяешь тетради, готовишься к уроку, общаешься с родителями и многое другое.

Для того, чтобы зарабатывать в школе, например, 50 тысяч рублей, мне нужно взять 2,5 ставки. Но это нереальная нагрузка — не успеешь жить.

— Что самое сложное в работе учителя начальных классов?

— Самое сложное в работе любого учителя (не только начальных классов) — это найти общий язык с родителями. Это скажет каждый педагог.

А в моей профессии самое сложное то, что я должна уметь всё, знать всё и научить всему. Если мы изначально не привьём желание учиться, умение дружить, умение сострадать, не дадим возможность самореализовываться, не поможем стать тем, кем через много лет он станет, он этого никогда не сделает. Ведь к 7 годам сформирована личность, а дальше мы закладываем навыки, умения, знания.

— В одном из интервью Ежа наш гость-психолог сказал: «Сегодня учителя берут несколько ставок, чтобы получить зарплату, на которую можно прожить. Это те же люди, которые имеют свои сложности и пытаются выжить. Если бы педагоги были лучше защищены, идеологически подготовлены и у них не было бы такой нагрузки, то они больше внимания уделяли бы воспитанию «.

Что думаешь по этому поводу? Воспитательная функция сегодня ослаблена?

— Если говорить о воспитательной функции, я бы не сказала, что это связано с большой загруженностью в плане ставок. У педагога огромная загруженность в бумажном плане.

Нашу профессию превратили в бумажкоперекладывание.

Будь добр, напиши конспект от руки, в электронном виде и загрузи в сеть, поставь оценки в дневник, заполни журнал, не забудь оформить электронный журнал (вписать туда темы, домашнее задание и т.д.). А у меня 32 ученика. Каждому нужно всё это вписать. И я понимаю, что это время могла бы потратить на то, чтобы с детьми поговорить, поиграть, ещё раз что-то объяснить. Но этого времени нет.

Поэтому воспитательная составляющая зависит не от количества нагрузки. Вся школа — это воспитательное пространство. Что ребенок видит вокруг себя, то он и «принесёт» домой. И это воспитательное пространство мы корректируем.


Интервью с учителем

— А как ты думаешь, должен ли учитель принимать активное участие в воспитании или это сугубо дело родителей?

— Семьей закладывается 60-70 процентов воспитания — умение дружить, сострадать, любить, делиться, помогать, злиться, проявлять агрессию. Педагоги могут это скорректировать, показать ребёнку, как можно иначе. А школа организует пространство, которое помогает ребенку развиваться.

— Ты видишь недочёты образовательной системы, превращение учительства в бумажкоперекладывание, а школы – в сферу услуг… Почему ты остаёшься в школе?

— Я очень люблю детей и, похоже, обладаю некоторой степенью мазохизма. Но мне действительно очень нравится работать в школе, не считая бумажной волокиты.

— А что самое главное в жизни?

— Семья. И очень многие учителя страдают от того, что этого не понимают и остаются у разбитого корыта.

— Назови принципы работы Анастасии Максимовны в трёх словах.

— Улыбка. Развитие. Интерес.

Фото из личного архива Анастасии Бондаревой

Вопросы для интервью с учителями

1. Когда вы захотели стать учителем?

2. Где вы учились?

3. Как вы учились в школе?

4. Что помните из школьной жизни?

5. Какие уроки любили, а какие не любили?

6. Сколько лет вы работаете в школе?

7. Волнуетесь ли вы перед первой встречей с классом?

8. О чем вы думали, идя на первый урок?

9. Что вам нравится, и что не нравится в вашей работе?

10. Чем вы любите заниматься дома?

11. О чем вы думаете, идя в школу? А из школы?

1. Я захотела стать учителем еще в школе.

2. Я училась в Костромском педагогическом институте имени Некрасова (Очно).

3. В школе я училась хорошо.

4. Из школьной жизни я помню очень многое. Например: В 9 классе

я пела под гитару, прекрасно помню смотр строя и песни, на котором мы маршировали. Моя учительница ущипнула меня за руку за плохое поведение (Смеется).

5. Мои любимые уроки это алгебра, физкультура и музыка. Не любимые уроки это история и биология.

6. В школе я работаю уже 23 года.

7. Перед первой встречей с классом я чуточку волновалась.

8. Идя на первый урок, я думала, что мне трудно не будет. Я всегда найду общий язык со старшеклассниками.

9. В моей работе мне не нравится, что мало платят, а так я люблю свою работу.

11. Когда я просыпаюсь утром, я уже думаю о школе, а идя в школу я думаю о том, что это моя работа. Но когда я возвращаюсь, из школы, я снова думаю о работе.

1. В детском саду я захотела стать учителем.

2. Я училась в Шарьинском педагогическом училище.

3. В школе я, конечно же, училась на 4 и 5.

4. Я помню свой любимый класс, свою первую учительницу, классного руководителя с которым до сих пор встречаемся, помню уборку урожая в колхозах.

5. Я любила математику, литературу. Не любила физику и химию.

6. Я работаю в школе 18 лет.

7.

8. Идя на первый урок, я хотела понравиться ученикам, ребятам.

9. В моей работе мне нравится общение с детьми и то, что я помогаю узнавать детям новое. Мне не нравится большая загруженность в работе.

10. Дома я люблю заниматься цветами, выращиванием овощей и вязанием.

11. Идя в школу, я думаю, о том, что день грядущий мне готовит! А, идя из школы, что же меня ждет завтра в школе?

1. Быть учителем я хотела еще в детстве. Любила играть в школу и всегда выполняла роль учителя.

6. В школе работаю 17 лет.

7. Волнуюсь всегда, даже когда просто не виделась со своим классом летом.

8. Когда я иду на первый урок в новый класс, то думаю о том, как сделать, чтобы ребятам понравился новый учебный предмет, как наладить с ними доброжелательные отношения, как сделать чтобы им хотелось учиться.

9. Я люблю свою работу. Она мне позволяет реализовать свои способности, но отнимает много времени от того времени, которое должно быть посвящено своей семье.

11. Идя в школу, я думаю о том, что каждый урок делает моих учеников более образовательными, воспитанными, готовит их к будущей жизни в обществе. Идя из школы, я думаю о своей семье, о том, что мне предстоит сделать по работе вечером.


1. Захотела стать учителем, когда я училась в начальных классах .

2. Училась в Гришинской школе, потом в Галичском педагогическом училище.

3. В школе училась на 4 и 5. Школу закончила с одной 3 по черчению .

4. Помню школьные праздники, выпускные экзамены, выпускной вечер, 1 сентября , когда пошла в первый класс.

5. Любимые уроки: Биология, Литература. Остальные предметы любила одинаково, не любимых предметов нет.

6. Я работаю в школе почти 14 лет, сразу после окончания училища начала работать в школе.

7. Я всегда волнуюсь перед первой встречей с классом.

8. Идя на первый урок, я думаю, как воспримут меня новые ученики, как привить любовь к предмету.

9. В работе нравится все, но занимает много времени.

11. Думаю я каждый раз по-разному.

1. Я захотела стать учителем, когда училась в начальных классах, дома с подружками часто играли в школу.

2. Сначала с 1 по 9 класс в школе № 4 имени Красовского города Галича, затем в школе № 3 (10 – 11 класс), потом в Галичском педучилище.

3. Я училась хорошо.

4. Я помню в школьные (классные) мероприятия с конкурсной программой с чаепитием, как нас принимали в октябрята , в пионеры, в комсомол.

5. Я очень любила почти все уроки, исключение составляли физкультура и труд. Я их, почему то мало любила.

6. В этой школе я работаю сразу после окончания педагогического училища. 15 августа был 21 год, как я работаю.

7. Да.

8. Идя на первый урок, я думаю, понравиться ли им мой предмет, смогу ли я им привить любовь к своему предмету.

9. Мне все нравится в моей работе, но очень много времени уходит на все это.

11. У меня очень много мыслей.

Нечаева Наталия Анатольевна:

1. В 8 классе я решила стать учителем. С детства играла с сестрой в школу.

7. Первая встреча всегда особая, конечно волнуюсь, навсегда запомнила свой пробный урок в 4 классе .

8. Думала о том, как сделать нашу первую встречу интересной, запоминающейся.

9. Я все люблю, в своей работе, обидно бывает за тех детей, которые по каким – то причинам не хотят учиться.

2. Я училась сначала в Россоловской школе с 1 по 8 класс, потом в Ореховской школе (9-10 классы). Прежде чем стать учителем, я закончила Костромской государственный педагогический институт имени Некрасова.

3. Отличницей я не была, но училась на 4 и 5.

4. Я помню, что у нас был хороший класс. С некоторыми из школьных подруг мы до сих пор общаемся. Очень хорошо помню одно из мероприятий «Зарница», которое проходило между Ореховской и Россоловской школами. Помню, как закладывался Ленинский сад. Также я помню, как я была председателем комсомольской организации.

5. Так как я учитель русского языка и литературы, то именно эти уроки и были моими любимыми.

6. В школе работаю 20 лет.

7. При первой встрече с классом, конечно же, волновалась.

8. Идя на первый урок, думала о том, чтобы мое объяснение было понятно и интересно детям.

10.Домашнее хозяйство.

11. Когда я иду в школу, я думаю о том, чтобы хорошо прошел день. Когда я возвращаюсь домой, я думаю, о завтрашнем дне и анализирую прошедший день.

1. Я захотела стать учителем после окончания школы.

2. С 1 по 4 класс я училась в начальной школе №5 г. Унгены. С 5 по 9 класс я училась в школе №1 г. Шарьи. После окончания школы я поступила в Шарьинский педагогический колледж г. Шарьи. После окончания колледжа я поступила в Ярославский государственный педагогический университет им. .

3. В школе я училась неплохо.

4.Школьная жизнь была насыщенна. Больше всего я помню различные спортивные мероприятия, которые проходили у нас в городе, и в которых наша школа принимала активное участие.

5.Любимые предметы – английский язык , физкультура и литература. Нелюбимые предметы – математика, физика, геометрия.

6. В школе работаю первый год.

7.Перед первой встречей с классом испытывала естественное волнение.

8. Не о чем не думала.

9. Затрудняюсь ответить.

10. Люблю слушать музыку, работать с компьютером, люблю заниматься фотографией.

11. Думаю о делах, которые необходимо выполнить за день. Когда я иду из школы, я думаю, что нет, не чего прекраснее чем работа в школе.

1. Всю жизнь хотела стать учителем, т. е. с начальных классов.

2. Педагогическое училище (г. Галич).

3. В школе я училась на 4 и 5.

4. Хорошо запомнился Новый год, т. к. старшеклассники ставили спектакль «Золушка», а также запомнился Выпускной вечер и походы по родному краю.

5. Любимые предметы: литература и история, а нелюбимых уроков нет.

6. Я работаю в школе 38 лет.

7. Волнуюсь все 38 лет.

8. Я волновалась, думала о том, чтобы дети меня хорошо поняли. Волнения испытывала и из – за сдвоенного класса.

9. Все нравится.

11. Идя в школу, я думаю, что сейчас я встречусь с ребятами, как сделать так, чтобы было интересно, идя из школы думаю о том же.

1. Я захотела стать учителем в начальных классах.

2. Первые годы учебы у меня прошли в Нагатинской школе, потом в Россоловской школе (до 8 класса), затем в Ореховской школе. Прежде чем работать учителем, я закончила Галичское педагогическое училище.

3.Училась я в школе хорошо.

4. Помню как жили в первом корпусе Россоловской школы, а еще помню что у нас был большой класс из 24 человек.

5. Моими любимыми уроками была математика, а не любимым был труд.

6. В школе я работаю 14 лет.

7. Конечно, я волновалась, не знаешь чего ждать.

8. Как научить.

9. Мне нравится общаться с детьми. Не нравится то, что в этом году сдвоенный класс.

10. Люблю готовить и вышивать крестом.

11. Идя в школу, я думаю об уроках, о детях, все ли придут, все ли здоровы. Идя из школы, я думаю о своих детях.

1. После школы я решила стать учителем.

2. Я закончила Галичское педагогическое училище.

3. Училась на 4 и 5.

4. Я помню пионерские сборы.

5. Любимые предметы: Литература, география, биология.

Не любила геометрию.

6. Работаю уже 15 лет.

7. Очень волнуюсь.

8. Идя на первый урок, я думала о том, чтобы урок хорошо прошёл, чтоб я нашла контакт с детьми.

9. Нравится все, но очень тяжелая профессия, требует много терпения и труда.

10. Дома я люблю выращивать цветы.

11. Думаю о том, что снова встречусь со своими малышами, идя из школы, радуюсь, если день прошел удачно. Если прошел не удачно, то я задаю вопрос.

Сейчас быть учителем не модно. Единицы, имея оконченное высшее педагогическое образование, идут работать по специальности в школу. Но есть такие учителя, как Ксения Бабушкина. Она нашла в этом своё призвание, разработала собственную систему преподавания и поделилась своими мыслями о школе.

Сколько ты уже работаешь учителем?

Работаю уже третий год. Когда только пришла в 2015 году, мне дали два пятых класса, а на следующий год уже взяла классное руководство.

Ты сама решила, что хочешь быть классным руководителем?

Да, взяла эту ответственность по собственному желанию. Потому что как-то скучно, когда нет собственного класса! (улыбается) Хотелось своих учеников, чтобы участвовать с ними во всех мероприятиях, конкурсах. Мне самой это очень нравится!


Много ли вообще в вашей школе молодых учителей?

Ой, в нашей школе много! Около 10 человек. Так не во всех школах. Мне кажется, у нас какая-то особенная атмосфера - располагающая. Тут идёт большая поддержка молодых педагогов, я всегда об этом говорю.

А как именно поддерживают?

И советом помогут, и система наставничества у нас очень развита: к каждому молодому учителю прикрепляется опытный педагог, который на протяжении некоторого времени его ведёт. У нас посещаются уроки, но не с целью обидеть, заставить понервничать или напрячь, а наоборот, чтобы помочь.

В своё время тебе такая поддержка сильно помогла?

Вот я вспоминаю себя тогда, ещё совсем зелёную, может даже наивную, и понимаю, что большую роль в моём становлении учителем сыграли наставники. Они всегда рядом и помогают словом или делом.

Почему ты решила пойти работать именно в эту школу №15?

Я сама закончила её (улыбается). Конечно, были сомнения. И родители, наверное, даже переживали больше, чем я. Все опасались того, что здесь учителя, которые могли бы продолжить относиться ко мне как к ученице… Но мне удалось этого избежать!

А каким образом? Расскажи, вдруг ещё кому-то пригодится.

Когда я пришла, ко мне сразу стали обращаться на «вы» - Ксения Игоревна. Конечно, в неформальной обстановке они меня Ксюшей называют (улыбается). Не знаю, мне кажется, что они сразу увидели, что я настроена серьёзно, поэтому и отношение было соответствующее. Да и помнили они меня как прилежную ученицу.

Практику в университете ты проходила здесь же?

Практику я проходила в Мариинской гимназии. Мне там очень понравилось, но я там не осталась. Мне хотелось начать карьеру именно со своей школы! Говорят же, родные стены греют. Так и получилось.

Ты проработала в своей школе уже три года: начало положено. Не планируешь уходить?

Я сначала думала, что пойду на год. Хотела посмотреть, как будет. Вышло даже лучше, чем я думала! И вот сейчас в другой профессии я себя даже не вижу. Да и школу тоже менять не планирую.


Что тебе даёт профессия учителя?

Многие молодые люди не идут в школу, и очень зря. Профессия учителя даёт большие возможности роста. Я вот раньше даже подумать об этом не могла. Уже за три года работы я прошла большой путь. Например, в конкурсах: моё второе место в «Педагогическом дебюте-2017» для меня многое значит.

Расскажи подробнее про этот конкурс.

«Педагогический дебют» - профессиональный конкурс. Два раза я в нём участвовала. Первый раз я стала участвовать на школьном этапе в 2015 году, заняла второе место, хотя проработала на тот момент всего лишь месяц. На городской меня тогда не отправили, потому что было мало опыта. Хотя я уже очень горела, мне так хотелось!


В следующем году я опять иду. Выигрываю школьный этап, затем иду на город, область. И переходя на каждый этап я понимаю, что расту в профессиональном плане!

А эмоционально конкурс тебе сложно давался?

Эмоционально это, конечно, тяжело было. Бывали моменты, когда хотелось всё бросить, сказать, что боюсь, не пойду… Это был мой первый масштабный выход в педагогическую общественность. Там в жюри и директора школ, преподаватели вузов, знаменитые и заслуженные учителя. Было страшно.

Но у меня была ТАКАЯ команда! До этого момента не могла и подумать, насколько у нас сплочённый коллектив в школе. Это просто нечто! Расписание конкурса было насыщенным: мы находились там с восьми утра до пяти вечера. Со мной рядом всегда находились педагоги наши, завуч, директор. Хотя у них тоже было много дел. Они волновались и даже плакали, когда выставляли мои результаты, и было видно, что я иду на первом месте. Поддержка колоссальная!

Да, это впечатляет! Расскажи ещё вот о чём: душевное удовлетворение от работы это очень хорошо, но как быть с материальной стороной? Говорят, у учителей маленькие зарплаты - это так?

Естественно это для души, это призвание. При этом, чтобы работать только за идею нужна большая сила воли. Материальная сторона тоже важна. Мы молодые, в будущем будем заводить семьи - нам тоже нужна поддержка. И эта поддержка, на самом деле, есть! Просто всё зависит от того, насколько ты вкладываешься.


В первый год работы я получала маленькую зарплату, сейчас она увеличилась в два раза. Раньше я имела одну ставку и уставала неимоверно, сейчас же имею две - и ещё силы остаются ведь! Это как в любой профессии: насколько ты вложишь, столько и получишь. Это я на своём примере убедилась.

По твоей инициативе в вашей школе создали пресс-центр «Узнавайки» . Как это получилось?

Когда я только пришла, заметила такой момент, что у каждого опытного учителя есть какая-то своя «фишка». Кто-то, например, прекрасно готовит к сочинению на ЕГЭ, другой курирует школьную футбольную команду… Я начала думать о том, что я могу дать этой школе. Думала, думала и взяла внеурочку - кружок. Пресс-центр работал в тестовом режиме, как сейчас я это называю: нам иногда доверяли писать заметки для школьного сайта, некоторые мероприятия мы фотографировали, создавали видеоролики. Правда, не было системности, мы только постигали азы журналистики. И со временем создали пресс-центр «Узнавайки».

К какой цели вы стремитесь в «Узнавайках»?

Ой, планы у нас очень амбициозные! Когда создавали пресс-центр, мы понимали, что нам нужен какой-то продукт на выходе: газета, журнал или телевидение. Почему мы выбрали группу Вконтакте? Во-первых, потому что в группе можно совмещать все возможные форматы. Во-вторых, это близко к моей педагогической позиции: я стараюсь разговаривать с ребятами на одном языке. Сейчас они огромное время проводят в социальных сетях, и не всегда на них там идёт позитивное воздействие. Мне хотелось создать для них ориентир с правильной моделью поведения в социальной сети. Запретить пользоваться Интернетом мы им не можем, но показать то, как использовать его себе во благо - в наших силах.

А какие у вас принципы? Чем вы отличаетесь от других школьных пресс-центров?

Наш главный принцип работы - самоуправление. Они сами распределяют обязанности. Два раза в неделю собираются на планёрки, ведут обсуждения. В рамках «Узнаваек» ребята могут реализовывать какие-то свои проекты в сфере журналистики. Например, сейчас очень популярен формат видеоблогинга. И вот недавно они подошли ко мне с идеей создать и у нас свой видеоблог «5 фактов о нашей школе». Это их инициатива, я их только немного направляю, где-то корректирую. Даже для страницы Вконтакте ребята сами выбирают актуальные для них темы в рамках нашей школы. Я за то, чтобы они сами выражали свою позицию через актуальную для них форму.

У вас тут стенгазета со страничкой Instagram-аккаунта Пушкина - как это работает?

Есть много приёмов систематизации знаний для учеников. Но, как я уже говорила, мне хотелось разговаривать с учениками на их языке. И у меня появилась идея, почему бы нам не систематизировать информацию через соц.сеть «В литературе». Иногда рисуют такие плакаты дети, им это очень нравится, иногда я распечатываю хотя бы в черно-белом формате. И для них эта форма так актуальна, что они просто в восторге! Я им задала проект по Пушкину, а они целый его Instagram сделали (смеётся).


Как другие учителя относятся к твоему эксперименту?

Ой, всё очень позитивно! Все поддерживают. Те учителя, которые есть Вконтакте, подписались на «Узнавайки», ставят лайки, комментируют. Нам это очень приятно!


Некоторые учителя перенимают мои идеи. Ведь ученики из других классов забегают к нам, видят эти социальные странички и тоже загораются идеей создавать подобное! Учителя полностью поддерживают мою инициативу.

Желание разговаривать с учениками на их языке не препятствует их восприятию тебя в роли авторитетного учителя?

Ещё с лагерной практики мои отряды всегда были на первых местах, всегда были какие-то общие примочки. И несмотря на весёлую атмосферу, в отрядах всегда была дисциплина. Также и сейчас на уроках. Я им объясняю, что в первую очередь нам нужно учиться. Несерьёзно они ко мне никогда не относились. Сложнее было мне (смеётся). С первых же минут мне хотелось с ними дружить, общаться, но я поняла, что нужно выдержать паузу, чтобы они ко мне привыкли. А уж потом я начала где-то шутить, улыбаться…


Какие у тебя планы на будущее?

Моя задача номер один - довести свой первый выпуск. Хотя родители детей, конечно, переживают. Они говорят: «Вы молодая, сейчас выйдете замуж, будут свои дети, вы от нас уйдёте». Как профессионал я хочу, чтобы мой класс сдал эти страшные экзамены, пока я молода. Конечно, также для меня важно расти дальше, перенимать опыт педагогов и совершенствоваться в своей профессии.