Описание тимохина в романе война и мир. Изображение войны в романе «Война и мир

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)

Роман – эпопея «Война и мир» - вершинное произведение Л.Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает
читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических
событий.
Все это достигнуто благодаря нескольким эпизодам, являющимися ключевыми в романе. Отрывок, в котором повествуется о
событиях на батарее Тушина во время Шенугабенского сражения, является одним из них. Эта глава отличается глубиной
переживаний героев и поставленных автором проблем.
Центральное место в эпизоде занимает описание боя, настроения и действий солдат и офицеров. Писатель, на протяжении
всего романа выражает мысль о том, что ничто так не влияет на результат сражения, как настроения солдат –
непосредственных участников боя. Если их охватывает страх и они не верят в победу, то поражение неминуемо. Таково мнение
Толстого.
Убедиться в данной теории помогает читателю этот эпизод. В начале отрывка мы видим солдат, спасающихся бегством, и
понимаем, что сражение будет проиграно.
Великолепно раскрыто настроение солдат, которых поглотил ужас. Они бегут с поля боя, не замечая своего командира, чей
голос им еще недавно казался грозным. Теперь же он не производил никакого действия, и офицер уже не мог вернуть войско
обратно.
Нельзя не отметить и поведение полкового командира в этом сражении. Когда он узнал, что его полк был застигнут
врасплох, он был поражен мыслью, что после его смогут обвинить в поражении. С этим офицер никак не мог смириться, ведь
он верой и правдой более двадцати лет служил на благо Родины. Генерал совершает выдающийся поступок: под градом пуль
скачет к полку, чтобы исправить допущенные ошибки. Руководит им не желание победить и даже не жажда славы, которая была
у всех офицеров, а страх за себя и за свою карьеру. И я думаю, что именно поэтому у него не получается убедить солдат
вернуться и отражать атаки французов.
Но не все были такими. Это подтверждает рота Тимохина, удержавшаяся в лесу, которая с «безумною и пьяную
решительностью» бросились на врага. Этот отряд автор противопоставляет отступающему полку и показывает, что многое в
битве зависит от настроения солдат, ведь рота смогла сделать то, что не удалось целому полку.
Толстой уделяет внимание и некоторым отдельным личностям. Так, в этом эпизоде мы видим Долохова, участвующего в бою.
Если в личной жизни он некто иной, как бретер и повеса, ведущий праздный образ жизни, то в сражении Долохов показывает
себя храбрым солдатом, полным отваги и мужества.
Но автор указывает и на слабые стороны персонажа, одной из которых является карьеризм. Долохов сражается не ради
победы и защиты родины, а ради славы. Его цель – продвинутся по службе, поэтому, захватив трофеи, он спешит показать их
начальству и просит об этом запомнить.
Совсем другим предстает перед нами отряд Тушина. Солдаты на батарее не думают о почестях, они лишь выполняют свой
долг, не замечая всеобщего отступления. И настоящий героизм во время сражения виден именно здесь. Артиллеристы не видят
даже того, что у батареи нет прикрытия и их могут захватить в любой момент. Солдаты обходятся без командования, потому
что знают, что и как им делать, а Тушин сам всегда находится у пушек и участвует в бою наравне с остальными.
Если сравнить полк, бежавший с поля боя, и батарею, то мы увидим, что Тушина и других бойцов не брал страх, они
сражались отчаянно, сумели поджечь Шенугабен и отбить нападающих на батарею французов. Через это писатель раскрывает
образы солдат, показывая не столько их портреты, сколько качество и недюжинные способности, а именно отвагу, доблесть,
решительность и умение выстоять в трудной ситуации. Это и помогло им оказывать сопротивление французскому войску.
Но Толстой не обходит стороной и душевные качества героев, подробно описывая их на примере Тушина. Автор указывает,
что командир батареи делает все то, что должен был делать лучший офицер, но в то же время «он находился в состоянии,
похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека».
Тушин видел все не так, как происходило на самом деле, перед его глазами стоял «фантастический мир», которым он
наслаждался. Все в его воображении было по другому: неприятельские пушки он представлял себе трубками, из которых кто-то
выпускал дым. Сам себя он видел сильным, высоким мужчиной, кидавшим французам ядра. Вообще говоря, Тушин во всем
старался увидеть что-то хорошее, не поддавался страху, который должно было вызвать все происходящее вокруг. Раскрывая
натуру командира батареи, мы отмечаем в нем глубину мысли, потрясающую выдержку и мужество. Поэтому Толстой сравнивает
Тушина с другим героем эпизода – штаб-офицером, которого я бы назвал трусом, он передает указание об отступлении и
ничего не делает для того, чтобы помочь переместить батарею в безопасное место. Когда же над ним пролетает два ядра, он
повторяет приказ и скачет прочь.
По-моему, с помощью этой сцены автор хотел выразить мысль, что во время сражения вся ответственность лежит на плечах
простых солдат, только от них зависит исход боя, а планы военоначальников редко осуществляются, ведь все может изменить
одно только настроение в первых рядах армии. В эпизоде о Шенугабенском сражении писатель доказал это.
После отъезда штаб-капитана приезжает адъютант с тем же приказанием – отступить. Это был князь Андрей, которого
удивляет положение на батарее. Первое, что он заметил, была лошадь, из ноги которой лилась кровь; увидел он и убитых
людей. Я уверен, что все это вызвало у него чувство жалости и скорби по погибшим. Болконского охватывает страх. Но мысль
об этом поднимает его: «Я не могу бояться», - говорит он себе.
Князь Андрей передал приказание, но остался у пушек, чтобы самому проследить за его исполнением. Он помог снять
орудия и перевезти их. В этом показана ответственность Болконского, его готовность помочь, а также сила духа, ведь он
сумел побороть в себе чувство страха. Эпизод заканчивается прощанием князя Андрея с Тушиным. Командир батареи не может
сдержать своих чувств, на глазах его слезы. Он понимает, что сражение проиграно, но, по моему мнению, в то же время он
рад встречи с Болконским, понимая, насколько он отличается от остальных штабных офицеров.
Таким образом, в эпизоде «На батарее Тушина» раскрыты образы нескольких персонажей, в том числе Андрея Болконского,
одного из главных героев романа. Показаны их чувства и переживания, черты характера. Толстой мастерски описывает
сражение, которое испытывает героев произведения и заставляет их проявлять все необходимые в бою качества. Именно
поэтому этот отрывок является одним из ключевых в романе, и он действительно заслуживает внимания читателя.


Образ Тушина в романе Толстого Л.Н. «Война и мир» изображается как образ «маленького человека», тихого и незаметного, но такого великого, когда он занимается своим делом.

Внешняя характеристика Тушина совсем непритязательна: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”. Мы знакомимся с этим героем через его восприятие Андреем Болконским. Он “еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Мы понимаем, что капитан симпатичен князю Андрею, и начинаем присматриваться к этому герою. С Тушиным мы встречаемся в романе несколько раз. В начале сражения под Шенграбеном “маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой” снова предстает перед нами.

Здесь уж автор сам любуется своим героем. На поле боя он не теряется среди солдат и офицеров, даже находясь рядом с Багратионом, не замечая полководца, Тушин выбегает под самый огонь и отдает команды. «Маленький человек, со слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. - Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты”.

В образе героя соединяются фольклорные мотивы и реалии: вражеские пушки представляет он трубками невидимых огромных курильщиков, а пушечные ядра – чугунными мячиками, неприятельские войска - муравьями.

Он даже наделил свою большую пушку собственным именем – Матвеевна. Себя он тоже представляет «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

В военной обстановке Тушин ведет себя настолько естественно, будто выполняет привычные ему повседневные дела. Неорганизованный в жизни, не способный к выполнению парадного военного устава, чем постоянно было недовольно начальство, в бою капитан демонстрирует пример мужества, доблести и геройства, что также для него вполне естественно и органично. Он просто не может вести себя иначе, потому что он так организован.

Автор намеренно изображает в лице героя «маленького человека», слабого, робкого, но бесстрашного, способного на подвиг. Он является представителем народа и, по мнению Толстого, именно такие люди делали историю. Во время Шенграбенского сражения, оставшись на поле боя без прикрытия, с одной своей батареей, которую составляли четыре пушки, Тушин продолжал бой, лишь слегка вздрагивая, когда рядом разрывались снаряды. Батарея не была взята неприятелем лишь потому, что французы не могли даже представить, что этот непрерывно стреляющий пункт настолько дерзок. Тушин изображается Толстым в этот момент как настоящий герой. Однако когда капитану приходится предстать перед Багратионом, он теряется настолько, что с трудом произносит слова. Зацепившись за древко знамени, он вызывает смех у присутствующих. Такой отважный в бою, здесь он не может защитить себя, не может рассказать о том, что батарея осталась без прикрытия, ведь этим он может доставить неприятности человеку, руководившему защитой. Но Андрей Болконский не мог не вступиться за Тушина, за что услышал от него благодарственные слова: “Вот спасибо, выручил, голубчик”.

Образ капитана Тушина – это урок мужества. Трус никогда не признается в том, что он боится. Истинно отважный и мужественный человек тоже боится, но он знает, что в определенные моменты надо уметь преодолевать свой страх. Еще одна встреча читателя с капитаном произойдет в госпитале, в одной из битв он потеряет руку. Больше мы не встретим этого героя на страницах романа, но его искренний образ запомнится, а нравственные уроки заставят задуматься о том, что же такое мужество и каким должен быть настоящий герой.

Лев Толстой ценил героизм солдат и офицеров низшего звена, которым редко доставалась слава и награды. Люди находились в первых рядах сражения, рисковали жизнью, массово гибли, оставаясь не замеченными генералами.

Образ и характеристика Тимохина в романе «Война и мир» отображают общий портрет скромного воина, которому чужд карьеризм.

Внешний вид

Прохор Игнатьевич был опытный пожилой стрелок, несколько неуклюж в силу своего возраста и специфики военного дела. Тимохин чтил субординацию, поэтому вел себя пред генералом робко, держался как школьник перед учителем. Лицо выражало искреннее детское беспокойство по тому поводу, что сейчас обязательно за что-то отругают.

Налитые щеки Прохора краснели в минуту доклада, становились алыми. Это могло казаться признаком застенчивости, хотя на самом деле так отражалось на мужчине излишнее потребление вина. Особенно отличался ярко краснотой нос, по которому начальство узнавало капитана издалека.

Солдатская выправка украшала офицера подтянутым животом. Во рту не хватало двух зубов, которые враг выбил прикладом еще под Измаилом. Тимохин любил улыбаться, часто это делал, не стесняясь, показывал свой недостаток.

Характер

Прохор Ильич командовал стрелковой ротой. Кутузов обратил внимание на порядок в роте, отметил капитана, что тот храбрый офицер еще до начала знаменательного Шенграбенского сражения. Командующий помнил стрелка еще с 1790 года, когда штурмовали Измаил. Тимохин дрался с врагами отчаянно и смело. Как настоящий солдат готов был в любой момент отдать свою жизнь за победу в бою.

Товарищи считают Прохора добродушным, начальство его хвалит. Когда Пьер Безухов присутствовал на Бородинском поле, то считал более удобным задавать вопросы благосклонному Ильичу, чем озабоченному военными делами Болконскому.

Подвиг роты Тимохина

Отступая в 1805 году на территории Австрии, Кутузов приказал Багратиону задержать противника. Решено было дать бой под деревней Шенграбен. Левое крыло линии русских солдат оказалось самым слабым. Нападение французов получилось несколько неожиданным в силу интриг, имеющих место среди генералов.

Выстрелы раздались тогда, когда большинство солдат занимались хозяйственной работой. Образовалась паника, люди побежали в разные стороны, никто не слышал приказа. Болконский с правого крыла мог видеть, как быстро французы заполняют собой опушку леса. Создавалось впечатление, что враг без усилий захватил левое крыло.

Вдруг французы, казалось, без видимой на то причины, развернулись и побежали в свою сторону. Из леса показалась рота капитана Тимохина. Только эта горсть солдат осталась не разрозненной под контролем своего командира, порядок ряда был удержан, а пример капитана поддерживал роту.

\"Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали\".


Это был момент, спасший отход армии. Бегущие солдаты, не слыша за спиной преследовавших их выстрелов и победного крика врага, остановились, опомнились, услышали команду командиров и снова сомкнули линию обороны.

Героизм Тимохина и карьеризм Долохова

Рядом с капитаном в Шенграбенском сражении бежал разжалованный в рядовые за хулиганство Долохов. Федор первый схватил за воротник французского офицера, что давало ему право взять трофеи. В конце сражения Долохов подбежал к командиру полка, схватился за стремя его лошади, прижался всем телом и крикнул:

«Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. - Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. - Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!»

Бородинское сражение

Проком Ильич защищал Москву, командуя батальоном стрелков под руководством князя Болконского. Старого офицера смущали рассуждения Андрея, критиковавшего Кутузова за отступление под Смоленском, его мнения не спрашивали и он молчал, краснея и сопя.

Поле битвы Тимохин покинул с раненой ногой, поэтому самостоятельно выехать с Москвы не смог бы. Но бравого воина приняли с остальными офицерами в доме Ростовых. Утром граф Илья Андреевич приказал разгрузить с повозок имущество, чтобы вывезти на них раненных.

Тимохина погрузили на одну телегу с Андреем Болконским, спасая жизнь доблестному капитану. Лев Толстой обращает внимание потомков на то, что сражение выигрывает не генерал, а солдатская масса, которую в бой ведут маленькие по чину, никому не известные офицеры. Чтить память о защитниках Родины есть долг каждого гражданина.

Капитан Тушин - второстепенный герой Л. Н. Толстого, которому на страницах романа отводится совсем немного места. Зато написан весь эпизод с капитаном Тушиным очень ярко и емко.

Первая встреча читателя с батареей Тушина

Впервые Л. Н. Толстой упоминает батарею Тушина во второй части романа, в главе XVI. Именно там князь Андрей рассматривал позицию расположения пехоты и драгунов. Батарея находилась в центре русских войск, прямо напротив деревни Шенграбен. Князь не видел офицеров, которые сидели в балагане, но один из голосов поразил его своей задушевностью. Офицеры, несмотря на, а может быть, именно потому, что вскоре предстояло сражение, философствовали. Они говорили о том, куда потом пойдет душа. «Ведь неба вроде бы и нет», - говорил мягкий, удививший князя голос, - «а есть одна атмосфера». Вдруг упало ядро и разорвалось. Офицеры быстро выскочили, и тут князь Андрей рассмотрел Тушина. Так в сознании читателя начинает складываться образ капитана Тушина.

Внешность офицера

Этого простого офицера мы впервые видим глазами князя Андрея. Он оказался маленького роста, с добрым и умным лицом. Капитан Тушин немного сутуловат и выглядит не богатырем, а слабым человеком, и в соответствии со своей фамилией тушуется, когда встречается с высокопоставленными лицами. И сам-то он маленький, и ручки у него маленькие, и голос у него тоненький, нерешительный. Зато глаза большие, умные и добрые. Такой вот обыденный, негероический вид имеет капитан Тушин. Но под этой неказистой внешностью кроется отважный и азартный во время опасности, бесстрашный дух.

Доброта Тушина

Молодому контуженому Николаю Ростову после сражения было тяжело идти, а коня он потерял во время боя. Он просился абсолютно ко всем проходящим, чтобы его взяли, однако на него никто не обращал внимания. И только штабс-капитан Тушин разрешил ему сесть на лафет пушки, которую он в бою называл Матвеевна, и помог юнкеру. Так в действии проявляется человечность и доброта капитана во время всеобщего безразличия к отдельной жизни.

Отзывчивость и жалостливость

Когда к вечеру наступил привал, то штабс-капитан послал одного из солдат искать лекаря или перевязочный пункт для юнкера Ростова. А сам с сочувствием и состраданием смотрел на молодого человека. Было видно, что ему всей душой хочется помочь, но пока нечем. Это описывается в XXI главе. В ней же рассказывается, что подошел раненый солдат, который хотел пить. Он у Тушина получил воды. Подбежал еще солдатик, который попросил огня для пехоты, и ему не отказал капитан.

Война в представлении Л. Толстого

Это античеловеческое явление, которое полно гадости и грязи и лишено романтического ореола. Жизнь прекрасна, а смерть - уродлива. Это только массовое убийство ни в чем не повинных людей. Лучшие его герои сами никого не убивают. Даже во время сражений не показано, как Денисов или Ростов кого-то лишили жизни, не говоря уж о князе Андрее. Описание военных действий 1805-1807 года, в которых участвует капитан Тушин, в романе «Война и мир» - один из центров эпопеи. На этих страницах писатель постоянно описывает войну и смерть. Он показывает, как массы людей вынуждены переносить нечеловеческие испытания. Но просто и без лишних слов выполняет свой долг солдата капитан Тушин. Война и мир существуют для него в параллельных мирах. На войне он как можно лучше, тщательно продумывая каждое действие, старается нанести врагу урон, сохранив по возможности жизнь своим солдатам и орудия, которые представляют материальную ценность. Его мирная жизнь нам показана только на кратковременных привалах, когда он заботится о людях, находящихся рядом с ним. Он ест и пьет вместе со своими солдатами, и его бывает трудно от них отличить, он даже не всегда может правильно отдать честь вышестоящему по званию. С каждым сражением его человеческая значимость поднимается еще выше.

Шенграбен - подготовка к сражению

На батарею Тушина заехал князь Багратион со свитой. Орудия только начинали стрелять, у всех в роте был особый веселый и возбужденный дух. Тушин сначала даже, давая тоненьким голосом указания, бегая и спотыкаясь, не заметил князя, а наконец увидев, сконфузился, робко и неловко приложил пальцы к козырьку и подошел к командующему. Багратион уехал, оставив роту без прикрытия.

Сражение

Приказаний капитану никто не оставил, но он посоветовался со своим фельдфебелем и решил зажечь деревушку Шенграбен. Подчеркнем, что он умел воспользоваться здравым смыслом опытных солдат, а не смотреть на них свысока. Он был, конечно, дворянином, но не выпячивал свое происхождение, а ценил опыт и ум подчиненных. А русская армия получила приказ к отступлению, но про Тушина все забыли, и его рота стояла и сдерживала наступление французов.

Боевые действия

Когда Багратион, отступая вместе с основной частью армии, прислушался, то услышал канонаду где-то в центре. Чтобы выяснить, что происходит, он послал князя Андрея, чтобы приказать батарее отступать как можно быстрее. У Тушина было всего четыре пушки. Но они стреляли так энергично, что французы предположили, что там сосредоточились крупные силы. Они два раза предприняли атаку, но оба раза были отбиты. Когда удалось зажечь Шенграбен, то все пушки стали дружно бить в самый центр огня. У солдат вызвало радостное возбуждение то, как забегали французы, пытаясь потушить пожар, который разносил ветер, и он все сильнее распространялся. Французские колонны ушли из деревни. Но справа неприятель выставил десять пушек и стал прицельно бить по батарее Тушина.

Подвиг капитана Тушина

У Тушина были ранены и лошади, и солдаты. Из сорока человек из строя выбыло семнадцать. Однако оживление на батарее не ослабело. Все четыре орудия повернули против десяти стреляющих пушек. Тушин, как и все, был оживлен, весел и возбужден.

Он все время требовал у денщика себе трубочку. С ней он бегал от одного орудия к другому, считал оставшиеся снаряды, распоряжался заменой убитых лошадей. Когда ранило или убивало солдат, то он морщился, как от боли, и приказывал помочь раненым. А лица солдат, высоченных, огромных мужчин, как зеркала отражали выражение лица своего командира. Сразу становится ясно по описанию Л. Толстого, что подчиненные просто любили своего начальника и выполняли его приказы не из страха перед наказанием, а из желания соответствовать его требованиям.

В разгар боя Тушин совершенно преобразился, он представлял себя просто богатырем, который швыряет ядра во французов. Он заражал солдат и офицеров своим боевым духом. Капитан весь погрузился в сражение. Одну из своих пушек он называл Матвеевной, она казалась ему мощной и огромной. Французы ему представлялись муравьями, а их пушки - трубками, из которых курился дым. Он видел только свои пушки и французов, которых следовало удержать. Тушин стал составлять единое целое со всем, что находилось на его батарее: с орудиями, людьми, лошадьми. Таков в бою капитан Тушин. Характеристика его - это характеристика скромного человека, который героические действия воспринимает как выполнение В момент боя все его радости и печали связаны только с товарищами, неприятелем и оживленными его воображением пушками.

Чему научился князь Андрей

Его отправили дать капитану приказ отступить. И первое, что увидел князь, - лошадь с перебитой ногой, из которой фонтаном хлестала кровь. И еще несколько убитых человек. Над ним пролетело ядро. Князь усилием воли приказал себе не бояться. Он сошел с коня и вместе с Тушиным стал распоряжаться уборкой орудий.

Солдаты просто отметили храбрость князя, сказав ему, что приезжало начальство и сразу же удрало. И когда Тушина вызвали в штаб, чтобы указать на то, что он потерял два орудия, князь Андрей, чьи представления о героизме уже стали изменяться, он героизм увидел без бравады, скромный и достойный, не умеющий красоваться и любоваться собой, вступился за воинскую честь роты капитана Тушина. И коротко, но твердо заявил, что успехом сегодняшнего дня армия обязана действиям капитана Тушина с его ротой.

Л. Н. Толстой рассказал горькую правду о войне, на которой гибнут ни в чем не повинные люди и животные, где не замечают подлинных героев, а штабные офицеры, не нюхавшие пороха, получают награды, где зреет месть народа, которая к концу войны сменяется жалостью, смешанной с презрением. Он показал, сколько тишайших Тимохиных и Тушиных, подлинных народных героев, лежит в безымянных могилах.

Средняя оценка: 4.0

Идея невероятного подвига есть основная идея русского воинского эпоса. Эта идея выступает на первых план во всех решающих эпизодах эпопеи Толстого. Толстой показывает, кем был совершен этот подвиг — в атаке шестого егерского полка, в атаке Тимохина, на батарее Тушина, и знакомит читателя с простыми людьми — героями этого подвига.

В ходе развития шенграбенского эпизода постепенно проясняется одна из главных мыслей Толстого: настоящим героем является самый простой, скромный человек. Это человек, каких много, который и не подозревает, в каком великом деле призван он принимать участие.

Этот мотив ширится и растет в дальнейшем ходе повествования. Накануне сражения, когда Наполеон, разъяренный несвоевременным перемирием, которое Мюрат поспешил заключить с Кутузовым, приказал возобновить военные действия, "четырехтысячный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему".

Солдаты отряда показаны в обстановке будничного походного труда. Вот они строят "краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною" укрепления. "Несколько" батальонов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из-за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины".

Толстой отмечает, что, по мере приближения к неприятелю, все "веселее становился вид войск"... "рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь".

Эта черта русских солдат отмечена и в бородинском эпизоде. Воинский подвиг совершается людьми, бодрыми духом, в дружном единении идущими в бой. Толстой показывает деловитость походного быта, дает ряд картин, рисующих солдатскую жизнь, — починка одежды около костров, обед, получение положенной порции водки. Это мирное начало, присущее народу, солдатской массе, неистребимое даже перед неприятельской цепью, особенно подчеркивается Толстым.

Когда раздался пушечный выстрел, свидетельствовавший о том, что сражение началось, новые черты — решительность и отвага — появились в быстрых движениях солдат. Те роты, которые четверть часа тому назад ели кашу и пили водку, теперь строились и разбирали ружья, и на всех лицах было чувство оживления: "Началось! Вот оно! Страшно и весело!" — говорило лицо каждого солдата и офицера"

Подвиг багратионовского отряда показан в действиях множества лиц — Тушина, Тимохина, самого Багратиона, Андрея Болконского и других. Они черпали силу в единстве всего войска, в спокойном, деловитом единении людей, чувствовавших свою связь с народом и осознававших свою непобедимость. Толстой с невероятной убедительностью раскрыл эту моральную спаянность всего отряда, взаимную поддержку, которую оказывали друг другу все, от солдата до Багратиона. Тушин, начальник батареи, начал обстрел Шенграбена по совету своего фельдфебеля. Багратион одобрил как это, так и ряд других действий, предпринятых по инициативе младших начальников, а когда наступил решительный момент, сам повел в атаку егерский полк.

В описании сражения нетрудно заметить две основные части. В первой из них центральной фигурой является Багратион. Объезжая позиции, он попадает на батарею Тушина. Напряжение боя растет непрерывно. С каждой минутой становилась все более очевидной опасность, в которой находился отряд. Багратион был спокоен, но сосредоточен. Он знал, что его воины с честью выполняют свой долг, и предоставлял младшим начальникам инициативу действия. И "присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своей храбростью". В этой взаимной уверенности — полководца в своих солдатах и солдат в своем полководце — был залог успеха невероятной по силе воинского дерзания шенграбенской операции.

Объезжая позиции, Багратион направился к "самому настоящему полю сражения". Хотя полковой командир доложил ему, что конная атака французов отбита, Багратиону стало ясно, что положение на передовой линии критическое. В его лице выразилась сосредоточенная и счастливая решимость, поразившая князя Андрея. На виду у французов Багратион вызвал два батальона егерского полка и сам повел их в атаку: "Ура-а-а-а!" — протяжным криком разнеслось по нашей линии, и, обгоняя князя Багратиона и друг друга, нестройною, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами."

Во второй половине шенграбенского эпизода главными героями являются Тимохин и Тушин. Был момент, когда пехотные полки левого фланга, забытые проспорившими командирами, оказались застигнуты врасплох французами. Положение было отчаянное, восстановить порядок в войсках казалось невозможно. Но в этот момент случилось то, на что никто не рассчитывал. Тимохин со своей ротой, удержавшейся в порядке, атаковал французов с такой "безумной" решительностью, что французы побросали оружие и побежали.

Тимохин — один из многих участников боевых действий, и смысл его выступления в том, чтобы показать подлинный героизм простого воина, каких много в русской армии, и чьей доблестью и беззаветной преданность воинскому долгу непобедимо русское войско.

Тушин, при всей яркости своего индивидуального характера, всесторонне раскрытого в ряде эпизодов, тоже дан в "Войне и мире" как один из многих боевых офицеров русской армии. В повествовании не показана прошлая жизнь Тушина, завязка его личной судьбы — все то, что отличает данного героя от окружающих. Толстой намеренно подчеркивает в нем то, что роднит его со многими другими воинами русской армии. Тушин выступает как один из многих: мы о нем ничего не знаем за пределами его службы, и потому его имя имеет такое же обобщающее значение в романе, как и имя Тимохина. Подвигом этих рядовых русских воинов, живущих единой жизнью с людьми своего полка, своей батареи, заканчивается повествование о Шенграбенском сражении. В словах Андрея Болконского на военном совете — "успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой" — звучит голос самого Толстого.

Писатель утверждал, что подвиг русской армии есть подвиг простых людей, скромных, доблестных воинов, никому не известных, никем не замечаемых. Но что именно эти подлинные представители русской армии, боевые солдаты и офицеры, являются настоящими, действительными героями эпопеи.

См. также : Главные герои и темы романа Л.Н. Толстого «Война и мир».