Он не мог удержаться от расспросов. Проверка домашнего задания

Лежит ли она все еще в постели? Но ведь это он чуть не умер. Ему было так плохо, что можно смело говорить о поворотной точке в его жизни. До выздоровления еще далеко, но на помощь зовет она.

В этом вся Лина. Кроме ее собственной персоны, она ничем не интересуется.

Ей нужно, чтобы ею занимались так же, как она с утра до вечера занимается собой, поскольку проблем, которые она придумывает себе просто так, в избытке.

Она боится жизни. Боится одиночества. Боится толпы, боится незнакомых людей и тех, кого она знает слишком хорошо. И потому, что ей страшно, даже в обществе Мари-Анн, она пьет и говорит, пытаясь убедить себя, что существует и несмотря ни на что играет свою маленькую роль.

Принести вам завтрак?

Разумеется. Он не в состоянии лететь сейчас в отель «Георг V».

Будьте добры, позвоните прямо сейчас моей жене и передайте, что я получил ее записку и что она может прийти когда захочет.

М-ль Бланш чувствует, что тут все не так просто, но виду не подает.

Однако чуть позже, кормя его с ложечки, она не может удержаться от расспросов.

Вы давно женаты?

Он ей это уже вроде говорил. Она забыла или он ошибается?

В будущем месяце исполнится восемь лет.

Решись она копнуть глубже, следующий вопрос звучал бы так:

«Она была тогда такой же, как сейчас?»

Разве что не пила.

А где вы повстречались?

В коридоре на телевидении, на улице Коньяк-Жей.

Так оно и было. В то утро телевидение устраивало круглый стол, в котором принимал участие и он как представитель крупных газет. Выйдя из студии, Могра задержался в коридоре с Боденом - одним из своих бывших сотрудников. У двери в соседнюю студию стояла очередь из молоденьких девушек примерно одного возраста.

Чего они ждут?

Для какой-то постановки им нужны, кажется, две статистки - вот девицы и хотят предложить свои услуги.

Стоя все там же, они продолжили разговор, и в конце концов Могра поймал себя на мысли, что не сводит глаз с одной из девушек, предпоследней в очереди.

Чем она так привлекла его внимание? Своим не то жалобным, не то трагическим видом? Длинным белым лицом, казавшимся еще длиннее из-за плохо расчесанных волос, частично закрывавших щеки и падавших на плечи?

На ней было помятое пальтишко, туфли со стоптанными каблуками, один чулок поехал.

Она выглядела несчастной и трогательной. Глаза девушки были так пристально устремлены на дверь, за которой решалась ее судьба, что Могра захотелось сказать ей несколько слов ободрения.

Ты их знаешь?

Некоторых, которые часто здесь бывают. Они прибегают, как только становится известно, что готовится новая телевизионная пьеса.

А ту, то стоит предпоследней?

Это с немытыми-то волосами? В первый раз вижу. Она, похоже, раньше здесь не бывала.

Почувствовала ли девушка, что разговор идет о ней? Поняла ли, что задела какую-то струнку одного из этих мужчин, ведущих здесь себя как дома? Как бы там ни было, но ее взгляд, покорный и вместе с тем умоляющий, задержался на Могра.

Он несколько раз отворачивался, но потом снова принимался буравить ее взглядом.

Похоже, она дошла до ручки…

Некоторые даже падают в обморок из-за того, что последние сутки ничего не ели.

Думаешь, у нее есть шансы?

Маловероятно. Постановка костюмная, а я что-то плохо ее себе представляю при дворе Людовика Шестнадцатого.

Бодена удивил интерес, который проявил к девушке его бывший шеф, а тот так чуть было и не ушел, не познакомившись с нею. Помог случай. Бодена позвали в студию, откуда он недавно вышел, и приятели пожали друг другу руки.

До встречи…

Оставшись один, Могра заколебался. Теперь уже несколько девушек смотрели на него с надеждой, догадываясь, что этот человек пользуется здесь влиянием.

Почему одна из них прыснула со смеху? Этот смешок тоже чуть было не решил судьбу Лины.

Оправившись от смущения, Могра взял себя в руки и несмело проговорил:

Будьте добры пойти со мною, мадемуазель.

Они дошли до конца коридора, свернули налево, потом еще раз налево. Он не знал, куда ее повести. Ему казалось, что она пошла с ним из любопытства или из жалости. В поисках свободного кабинета он приоткрыл несколько дверей, но все оказалось напрасно.

Пойдемте отсюда…

Она следовала за ним, как сомнамбула. На улице Леонар поспешно вышел из машины и открыл перед ним дверцу.

Я еще не еду. Подождите меня.

Он отвел девушку в ближайшее кафе.

Что вам взять?

Кофе со сливками.

Пока он делал заказ, она все так же пристально смотрела на него.

Вы ведь не с телевидения, верно?

Вы главный редактор газеты. Я видела вашу фотографию. Зачем вы меня сюда привели?

Урок 159

Тема: НЕ с глаголами

ЦЕЛЬ: Формировать умение писать и произносить глаголы с частицей не

Ход урока

2. Орфографическая работа . Записать словосочетания в столбик. Объяснить орфограммы в корнях. Указать, в каком стиле речи они чаще употребляются? Подобрать к ним синонимы-глаголы и разобрать их по составу.

Одержать победу, отдать приказ, принять решение, сделать попытку, приводить в смущение, проявить интерес, дать распоряжение.

3. Работа по теме урока.

Знакомство с материалом для наблюдений - стр. 231.

В ы в о д. Как пишутся глаголы с частицей не . Привести примеры глаголов, без не не употребляющихся.

Орфографический (объяснительный) диктант:

Негодовать, давно недомогать, море неистовствовало, мне нездоровится, неволить силой, не ходит к другу, не был в школе, не мог выполнить задание, не стал торопиться, не знает правило, не спится и не дремлется.

К данным словосочетаниям (записаны на доске) подобрать глаголы-антонимы с частицей не , без которой они не употребляются:

Чувствовать себя хорошо, очень любить, считаться с желанием, хорошо относиться, ничему не удивляться.

Объяснительное списывание (материал распечатан). Раскрыть скобки, объяснить написание.

Росы (не) было, (не) могли быть слышны запахи вечернего сада. У старого деда ноги (не) ходили, глаза (не) видели, уши (не) слышали, зубов (не) было. Метель (не) утихала, небо (не) прояснилось. Врагу (не) кланяйся, для друга жизни (не) жалей. Потчевать велено, а (не) волить грех. От усталости мне (не) здоровится

5. Домашнее задание. Знать правило - орфограмму № 21. Выполнить упр. 617.

УРОК 160

Тема: НЕ с глаголами

ЦЕЛЬ : Формировать умение писать и произносить глаголы с частицей не . Знать соответствующее правило и уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний. Продолжить формирование навыка употреблять глаголы с частицей не в речи.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

2. Языковая разминка.

Указать, в каком ряду все слова пишутся с ь :

а) суш.., леч.., тиш.., дрож.., отреж.. .

б) задач.., намаж.., плюш.., гараж.., кипуч.. .

Записать, найти орфограмму по опознавательным признакам. Указать грамматические основы.

Наступает день, когда солнце не поднимается из-за горизонта.

3. Работа по теме урока. Упр. 621 (устно).

Объяснительный диктант.

Он (не) мог удержаться от расспросов. (Не) почувствовал вины. Нельзя (не) отблагодарить. (Не) съеживайся от холода. (Не) завидовать тому, кто в беде. (Не) взлюбить сразу. Мне (не) сдобровать.

4. Творческая работа. Чтение и анализ текста В. Брюсова:

Настал вечер, а затем ночь. Летние звезды медленно выплыли из лазури. Туман колыхнулся воздушным шаром. Смолкли последние шумы, и старый мост задремал.

Тогда волны перед камнем, где сидела Мария, разомкнулись и тотчас сомкнулись снова.

Какое движение происходит в природе? С помощью каких глаголов автор передает это движение? Выписать эти глаголь, сделать их морфемный анализ Выделенное предложение разобрать по членам и дать его полную характеристику.

5. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Звуки весеннего леса». Использовать глаголы с частицей не .

УРОК 161

Тема: НЕ с глаголами

ЦЕЛЬ: Продолжить формирование умения писать и произносить глаголы с частицей не . Закрепить умение графически обозначать условия выбора правильных написаний. Закрепить навык употребления глаголов с частицей не в речи.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка.

Составить и записать словосочетания, использован глаголы (восхищаться, удивляться ужасаться, дивиться, поражаться, огорчаться, изумляться, радоваться) и существительные (мужество, стойкость, смелость, поступок, доброта, сила, выдержка, красота ). Какое значение имеют данные глаголы?

3. Работа по теме урока.

Найти предложение, написанное правильно (материал распечатан). Свой выбор обосновать.

1 в а р и а н т

2 в а р и а н т

1) Брат незаехал за нами.

2) Брат не за ехал за нами.

3) Брат не заехал занами.

4) Брат не заехал за нами.

Записать по памяти глаголы, которые без не не употребляются. Составить с ними свои предложения.

4. Тренировочные упражнения.

Требуется друг

Все живут - не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки.

А характер кроткий.

Я шепчу: - дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы, как две голубки,

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти -

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной

И спортивный свитер,

А девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной

Подружись, хоть на день!

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать -

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

- Мочала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье

«Срочно требуется друг...»

Какова тема стихотворения? Для чего героине требуется друг? Как вы понимаете слово дружба ? Объяснить значение выражений девчонок свита, девчонки на дыбы . Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Из стихотворения выписать все глаголы с не и объяснить их написание. Выписать из текста однокоренные слова, указать, какой частью речи они являются, разобрать их по составу.

5. Домашнее задание. Составить словосочетания и предложения с глаголами (записать их под диктовку): любить, нравится, восхищаться, восторгаться, обожать, благоговеть. Каково лексическое значение этих глаголов?

Уроки 162-163

Тема: Рассказ

ЦЕЛЬ: дать представление о рассказе как одном из видов повествования. Познакомить с композицией рассказа. Формировать умение составлять устное высказывание по данному началу и составлять рассказ по сюжетным картинкам.

Ход урока

1. Работа по рисункам на стр. 234 (упр. 623) и вопросам из упражнений 623 и 624. Составление устного рассказа.

2. Знакомство с рассказом как одним из видов повествования, в основе которого лежат событие, эпизод, происшествие. Запись в грамматическую тетрадь схемы построения простого рассказа.

3. Работа с отрывком из рассказа О. Гончара.

Помнишь, как бывало, какой-нибудь прохожий спрашивал у нас, пастушат, в степи: «Куда эта дорога ведет?» Слышишь - ведет? Да и нам не терпелось знать о нашей дороге больше. Куда она? Откуда? Где ее начало? Где будет конец? Нет, дорога - это все-таки жизнь... дорога таит в себе некую тайну и величие.

Б е с е д а: Какую же тайну может скрывать дорога?

4. Написание рассказа-миниатюры.

Используя глаголы движения, написать миниатюру на тему «Дорога таит в себе, некую тайну и величие». Начать рассказ словами: «Эта история произошла недавно»...

Урок 164

ЦЕЛЬ: Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать безударные суффиксы глагола в неопределенной форме.

Ход урока

1. Языковая разминка.

Столбиком записать под диктовку глаголы и поставить к ним вопросы.

Исполнить, ненавидеть, обеднить, обеднеть, обуть, дать, испечь, принять, вынимать, держать, красить, брить.

Сделать вывод о том, какие глаголы записали. Различаются ли они вопросами?

2. Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала о глаголах в неопределенной форме, знакомство с орфограммой № 22 - стр. 235.

Чтение стихотворения Д. Самойлова (текст распечатан).

О чем это стихотворение? Почему оно так называется? О каком времени года идет в нем речь? Объяснить смысл первого предложения.

Перед снегом

И начинает уставать вода.

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню поднима(-тся, -ться?), падать с неба.

Вода устала петь, устала теч..,

Сиять, струи (-тся, -ться?) и перелива (-тся, -ться?).

Ей хоче (-тся, -ться) утратить реч.., залеч..,

И там, где залегла, там остава(-тся; -ться?).

Выписать из текста глаголы в неопределенной форме, объяснить их написание.

Упр. 626. Запомнить слова на полях - стр. 235.

Выписать глаголы в неопределенной форме и объяснить их написание:

1 в а р и а н т: ничего не боят..ся; нечего боят..ся; необходимо подстрич..ся; успешно занимат..ся; нужно умыт..ся.

2 в а р и а н т: умеет веселит..ся, любит трудит..ся, рано поднимат..ся, просыпает..ся, вода льет..ся, хорошо смотрит..ся, расположит..ся на ночлег.

Что общего в значении данных глаголов, чем они различаются? (глаголы через кодоскоп проецируются на экран или распечатываются). В какой форме стоят эти глаголы? Свое мнение обосновать.

Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, сменить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лелеть, плыть, нестись.

Устно составить с некоторыми глаголами предложения.

Распределить данные глаголы и словосочетания на три группы:

а) глаголы со значением речи;

б) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего;

в) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движение говорящего:

Говорить, вспомнить, улыбаться, рассказать, убедиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, упрекнуть, нахмуриться, провозгласить, усмехнуться, дать (совет), задать (вопрос), застонать, приуныть.

Объяснить нависание выделенных слов. Графически обозначить морфему, в которой имеется орфограмма.

5. Домашнее задание. § 109, упр. 628. -

УРОК 165

Тема: Неопределенная форма глагола

ЦЕЛЬ : Формировать умение правильно писать ь после ч

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографический практикум.

Составить словосочетания, указать падежи вставляемых существительных

Прик..саться (к ч е м у? к к о м у?)

К..снуться (ч е г о? к о г о?)

Оп..раться (н а ч т о?)

Р..бирать (ч т о?)

Ра..бираться (в ч е м?)

Наблюдать (ч т о?).

Выделить корни с чередованием гласных. Объяснить их написание.

3. Тренировочные упражнения.

Упр. 636 - устное высказывание на лингвистическую тему.

З а п и с ь в г р а м м а т и ч е с к у ю т е т р а д ь

Из предложений (материал распечатан) выписать глаголы и поставить их в неопределенную форму.

Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке. Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру. Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки. Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли. Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется на песке. Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицу темнотой.

4. Домашнее задание. Запомнить теоретический матери ал, записанный в грамматической тетради, выполнить упр. 631

Урок 166

Тема: Неопределенная форма глагола

ЦЕЛЬ: Формировать умение правильно писать ь после ч в неопределенной форме глагола, графически обозначать условия выбора написания. Закрепить умение правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка. Объяснительный диктант.

Пронесся свежий ветерок, подул прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, открыл дверь в избе и затих в кустах. Следом за ним мчится бурый вихрь, медленно двигал по дороге столб пыли. Вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

Подчеркнуть глаголы, которые передают движение ветра. Образовать от них неопределенную форму и записать в тетрадь.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1.

Образовать неопределенную форму от глаголов: метет, нес, греб, пасу, скребешь, ползу, цветет.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 2.

Образовать новые глаголы с разными приставками от глаголов вести, расти, плести, мести, идти, прийти, нести.

Написать миниатюру «На даче», используя глаголы из второго индивидуального задания.

3. Работа по теме урока.

Заменить фразеологизмы одним глаголом-синонимом. Разобрать эти глаголы по составу:

1) Точить лясы, молоть языком.

2) Сравнять с землей, разнести в щепки.

3) Прикусить язык, набрать воды в рот.

4) Зарубить себе на носу, намотать на ус.

5) Реветь белугой, пускать слезу.

6) Класть зубы на полку, щелкать зубами.

Заменить подчеркнутые имена существительные однокоренными глаголами Неопределенной формы на -ся . Согласовать с другими словами (материал распечатан).

1) Охота была еще не запрещена. 2) Отряд вынужден был сделать остановку . 3) Каждому рекомендуем обтирание холодной водой. 4) Подготовка к праздникам началась.

4. Тренировочные упражнения.

Образовать все возможные глаголы с приставками и суффиксами от глагола стать .

5. Домашнее задание. Упр. 633.

Урок 167

Тема: -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

ЦЕЛЬ: Формировать умение писать и произносить глаголы с -тся и -ться . Знать соответствующее правило и уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока

1. Языковая разминка.

Мне была представлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал на деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго.

2. Работа по теме урока.

Знакомство с орфограммой № 23 и стихотворным правилом:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

3. Тренировочные упражнения.

Придумать и записать предложения с данными глаголами.

1 в а р и а н т 2 в а р и а н т

вернутся - вернуться встретится - встретиться

бросится - броситься сушится - сушиться

беречь - беречься держится - держаться

Объяснительный диктант (объяснить написание или отсутствие ь ):

Я вышел на берег насладиться ароматом смолистых листьев. Спускается солнце на степь, издали золотится ковыль. Клубятся тучи, хотят в росе понежиться поля. Мне не спится, не лежится. Путешественники долго не могли успокоиться. Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облаков не подняться. Стричься и бриться он не любил.

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колыше(тся; ться?).

Шумит, поет, ругае(тся; ться?),

К...чае(тся; ться?), в..ляе(тся; ться?),

Дере(тся; ться?) и ц..луе(тся; ться?)

На празднике народ.

Доказать, что глаголы помогают поэту красочно описать деревенскую ярмарку, сделать динамичнее повествование.

Документ

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс Урок 1. Знакомство с... русского языка . Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса ... неграмотный, не знает правил русского языка .) - Оказывается, по речи, устной и письменной, ...

  • Рабочая программа по русскому языку 9 класс (3)

    Рабочая программа

    Г. Рабочая программа по русскому языку 9 класс Составитель программы: Беляева Т.В. учитель русского языка и литературы д. ... ученика Горшков Л.И. Русская словесность. М.,1996. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку : 9 класс . – М.:ВАКО,2005 ...

  • Рабочая программа педагога Ионова Владимира Александровича по русскому языку (7 класс) Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа

    И контрольные работы по русскому языку : 9 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004. Нурн. О.А. Поурочные разработки по русскому языку : 9 класс : к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык . 8 класс » / О.А. Нури. – М.: Издательство...

  • Осинцева Елена Ивановна

    учитель русского языка,

    МБОУ СОШ№30

    город Каменск-Уральский


    Проверочная работа по теме для 7 класса: «Простое и сложное предложение»

    Внимательно прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.

      Сколько грамматических основ в сложном предложении?

    А) одна

    Б) две

    В) две и более

      Как связаны между собой части в сложном предложении?

    А) по смыслу

    Б) по смыслу, грамматически и интанационно

    3. Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

    А) да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение

    Б) нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

      Сложные предложения могут характеризоваться по цели высказывания?

    А) да

    Б) нет

      Сложные предложения могут быть восклицательными?

    А) да

    Б) нет

      Спишите предложения, вставьте пропущенные знаки препинания, определите вид предложения, сделайте схему.

    Образец: Когда я вышел на дорогу, я увидел большого оленя. (Когда- =), [ - = ]. СП


    Я полагаю что вы не были снежной зимой в холодном лесу. Там лежат согнутые деревья так низко что только зайцу под ними проскакать. Березка вершиной забирала падающий снег. От этого вырос ком и вершина стала сгибаться. Вершина так наклонилась что погрузилась в снег и примерзла до весны. Под этой аркой проходили звери и пробирались люди на лыжах.
    Я знаю волшебное средство чтобы идти по такой дорожке, не наклоняясь. Я беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву. Снег валится вниз а дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно я иду утром по лесу и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево.

    Контрольная работа для 7 класса по теме: «Союз»

      Закончите предложение «Союз – это…»

      Ответь на вопрос, запиши в тетради ответ с примерами.

    На какие группы делятся союзы?

      Спиши текст, вставьте пропущенные знаки препинания , выдели союзы, определи группу союза, подпиши её, сделай схему предложения.

    Образец: Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нём. [ - = ] , (которая). (СПП)

    Во время телерепортажей с борта космической станции мы слышали как космонавты описывали те районы Земли над которыми пролетали. Они рассказывали, что с орбиты все выглядит примерно так же как при полете на реактивном самолете на больших высотах. Отчетливо вырисовываются не только горные хребты, реки, леса, но и желтые пятна островов и береговая кромка морей.

    Как завидовали в эти минуты космонавтам географы! Чтобы пройти через пустыню или попасть к далеким островам, исследователи тратили многие месяцы а иногда и в течение года не могли добраться. Чтобы нанести вновь открытый остров на карту путешественник нередко продирался сквозь прибрежные заросли, переплывал бухту, увязал в непроходимых болотах. С борта космического корабля с помощью несложных инструментов эту работу можно сделать в продолжение нескольких часов.

    Контрольная работа для 7 класса по теме: «Частица»

    1. Закончите предложение «Частица – это…»

    2. Ответь на вопрос, запиши в тетради ответ с примерами. На какие группы и разряды по значению делятся частицы?

    3. Спиши текст, найди частицы, определи группу и разряд по значению частицы, подпиши её.

    1) В апреле, в апреле луга запестрели. Крапивы немного домой притащи – пусть бабушка сварит зеленые щи! 2) Разве я когда-нибудь уйду от цветущей яблони в саду, от весны в березовом хмелю, от людей, которых я люблю? 3) От надежды былой уж давно не осталось следа. 4) Какая ужасная жара! На дороге ни души. 5) И желанная страна вот уж издали видна. 6)Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? Куда? 7) Сын подумал: добрый ужин был бы нам, однако, нужен. 8) Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! 9) Всё цепенеет, лишь ветер злой, бушуя, воет и небо кроет седою мглой. 10) Ведь в поле опустелом с утра и дотемна он занят важным делом – он сеет семена.

    *4. Выпиши частицы, определи их группу и разряд по значению 1) Вот капля, как шляпка гвоздя, упала – и, сотнями игол затоны прудов бороздя, сверкающий дождик запрыгал – и сад зашумел от дождя. 2) Вчера всё белей и беззвездней, и прозрачно, и тихо в лесу, только слышен малиновки поздней робкий щебет в девятом часу. 3) Прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки. 4) Если б можно было мне сделаться моложе – я за вами на коне поскакал бы тоже! 5) Он руку над партою тянет и тянет. Неужто никто на него и не взглянет?!

    Контрольная работа для 7 класса по теме:

    «Второстепенные члены предложения»

    1. Продолжите фразу «Определение – это…»
    2. Выделите предложение с определением, укажите его вид. 1. Мой дядя вернулся из поездки к морю.2. Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер.3. В городе-крепости мы осмотрели выставку.4. Фотография давно лежала под стеклом.3. Продолжите фразу «Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и чаще всего относится к сказуемому, называется…». Приведите пример с таким членом предложения.
    4. Дополните таблицу

    Разряды обстоятельств

    разряд

    Какие ещё разряды обстоятельств знаете? Напишите.
    5. Отметьте предложения, в которых есть обстоятельства, укажите их разряд. 1. Да он властей не признает!2.Веселая песня что крылатая птица.3. Стою один среди равнины голой, а журавлей относит ветер в даль.4. На подъемах ямщик соскакивал с саней и шел по снегу рядом.6. расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику по плану. 1. По характеру выражаемого отношения к действительности (утвердит., отрицат.) 2. По цели высказывания (повеств., вопросит., побудит.). 3. По эмоциональной окраске (воскл, невоскл.) 4. По количеству грамматических основ (прост, сложн.) 5. По характеру основы (двусоставн., односоставн.) 6. По наличию второстепенных членов (распр, нераспр.) 7. По условиям контекста и речевой ситуации (полное, неполное)
    Маше было любопытно посмотреть как ворона протискивается в форточку. Маша влезла на стул открыла форточку и спряталась за шкафом. Но ворона была учёная знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала. Милиционер начал отдирать доски чтобы открыть заколоченную дверь в ларёк.

    «Действительные и страдательные причастия»

      Найдите ВЕРНОЕ утверждение.
    А) Причастие – это часть речи, которая обозначает признак предмета. Б) Причастие – это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. В) Причастие – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Г) Причастие – это часть речи, которая обозначает предмет. 2. Найдите НЕВЕРНОЕ утверждение. А) действительное причастие обозначает признак предмета по действию, которое выполняется самим предметом. Б) Страдательное причастие обозначает признак предмета по действию, которое испытывает на себе предмет. В) действительное и страдательное причастие имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Г) действительное и страдательное причастие имеют формы настоящего и прошедшего времени. 3. Найдите действительное причастие. А) прочитанная книга Б) взятая книга В) пролистанная книга Г) отвечающий ученик 4. Найдите страдательное причастие. А) рисующий ученик Б) обернутая тетрадь В) занимающийся мальчик Г) решавший ученик 5. Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени, выделите суффикс. Лечить, ставить, располагаться, дышать, ценить, двигаться, верить, писать, плакать, светить. 6. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффикс. Решать, выкачать, услышать, посеять, пристрелять, увидеть, замесить, построить, унести, вырастить. 7. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и запятые. Выделите суффиксы в действительных и страдательных причастиях.

    Мураново.

    В Муранове, ра…положен…м в 50 километрах от Москвы, находится музей Ф.И.Тютчева. Здесь сохр…няет…ся все что связано с его жизнью и творчеством. Вот к..бинет Ф.И.Тютчева У окна вых..дящ…го в парк письме…ый стол поэта привезе…ый в свое время из Петпрбурга. На столе ч…рнильный прибор много лет служивший его хозяину. Л…жит томик стих…ТВ..рений поэта датированный 1854 годом. Редактировал сборник выпущенный издательством «Современник» И.С.Тургенев.

    Контрольная работа для 6 класса по теме:

    «Деепричастие»

      Укажи вид глагола и образуй от них деепричастия, выдели суффикс.
    Образец: падать (несов.в.) – падая , упасть (сов.в.) – упав , упавши. Дрожать, догнать, залить, опираться, нагнуться, надевать, сдержать, трудиться, возвращаться, встать.
      Спиши, вставь попущенные буквы, подчеркни грамматические основы, найди деепричастия, подчеркни их, выдели суффикс.
      Пес бежит за ней, л..скаясь,
    А царевна, подб…раясь, Подн…мался на крыльцо И вз…лся за кольцо. 2. Вот к пальмам подход…т, шумя, к…раван; В тени их веселый ра..киулся стан. Кувшины, звуча, нал…лися водою, И, гордо к…ваяя махровой главою, Пр…ветствуют пальмы нежда…ых гостей, И щедро п…ит их студе…ый ручей. 3. Образуй от глаголов деепричастия с частицей НЕ, укажи их вид и выдели суффикс. Образец: закрыть (сов.в.) – не закрыв Закрывать, бросить, объяснить, объяснять, осветить, бросать, освещать, разгореться, разгораться, спросить, спрашивать, негодовать.4. Спиши пословицы, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы и запятые. Подчеркни деепричастия и деепричастные обороты, выдели у деепричастий суффиксы. (Не) трудясь (не) найдешь счастья; (не) посеяв (не) соб…реешь ур…жая. (Не) убив медведя шкуры не прод…ют. (Не) взявшись за топор избы (не) срубишь. (Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) б..рись лапти плести (не) надравши лыка. (Не) покл…нясь грибу до земли (не) положишь его в кузов.

    Зачет для 5 класса по теме «Повторение»

    Билет №1

      Что такое АЛФАВИТ, сколько в русском языке согласных и гласных звуков? Что изучает раздел лингвистики ГРАФИКА? Выполните задание в тетради. Придумайте и запишите слова на каждую букву алфавита, первую букву подчеркните. Запишите слова и посчитайте, сколько в них слогов, букв, звуков.
    Стол, брось, яма, долгий, сливаются, юбилей, салют, решают, вьюга, мять.

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №2

      Что такое ФОНЕТИКА? Что изучает? Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? Выполните задания в тетради. Сделайте фонетический разбор слов.
    Лень, ёжик, поездка.
      Запишите слова и посчитайте, сколько в них слогов, букв, звуков.
    Змея, поехать, письмо, один, туманный, скамья, ёжик, жизнь, диалог, сторож.

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №3

      Когда пишется Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов? Когда в словах пишется Ъ? Выполните задания в тетради. Спишите слова, вставьте, где необходимо Ь, Ъ.
    Сбереч…, колос…я, порфел…, синич..ка, вернёш…ся, ключ…, скуч..ный, под..ехать, под…ёмный, об…единить.
      От слов ездить, есть, явление образуйте слова с приставками на согласный (раз-, от-, с-, в-, из-, об-, под- ). Запишите эти слова.
    Образец: ехать – подъехать, съехать

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №4

      Когда в словах пишется Ь, Ъ? Как пишется НЕ с глаголами? Выполните задания в тетради. Спишите слова, вставьте, где необходимо Ь, Ъ.
    Бур…ян, под…езд, об..явить, с..есть, бар…ер, раз…единить, п..еса, от…езд, свин..и, лис..и.
      Спишите предложения, используя правило.
    Он (не)мог удержаться от расспросов; (не)падайте духом; (не)отвергайте моего предложения, не разобравшись в деле; (не)почувствовал вины; нельзя (не)отблагодарить за помощь; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)доумевать по каждому поводу; товарищу (не)здоровилось.

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №5

      Написание –тся, -ться в конце глаголов. Что такое ЛЕКСИКА? Выполните задания в тетради. Спишите предложения, используя правило.

    4. Подберите к слову большой а.


    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №6

      Для чего нужны буквы и звуки?

      Что изучает ГРАФИКА?

      Выполните задание в тетради. Перепишите слова, располагая их по алфавиту.

    Портрет, тетрадь, сторож, дужка, жюри, везти, чересчур, игра, любовь, цыган, арбуз, мягкий, диалог, якорь, звонишь.

      Сделайте фонетический разбор слов.

    Лесник, скамья, столик.

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №7

      Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?

      Как пишутся сочетания НЧ, ЧН, ЧК, ЩН?

      Выполните задание в тетради. Запишите слова, определите количество букв, звуков.

    Поле, бежать, пелена, перья, съезд, уничтожение, колесо, яблоко, енот, ёлка.

      Подберите однокоренные слова к данным, используя сочетания НЧ, ЧН, ЧК, ЩН.

    Образец: конец - конч ик птенец - …, ночь -..., арматура -..., сварить -..., камень - …, няня - …, мощь -..., собирать -...

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №8

      Когда пишется Ь в существительных и глаголах?

      Когда пишется Ъ?

      Выполните задание в тетради. Запишите слова, вставьте, где необходимо, Ь иЪ.

    с..ехать, под..ёмный, пред..юбилейный, раз..ярённый, птич...и, печ...ка, в...тся, в..юга, обез...яна, береч..., идёш..., ключ..., луч..., ноч...ка, прыгнеш...

      Запишите данные слова в два столбика: 1) с Ь, 2) с Ъ. Выделите в данных словах корень, приставку, где есть.

    Под...езд, п...ю, в...юга, об...явление, с...ёжиться, сер..ёзный, лис...и, об...единить, бул...он, с...ел.

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №9

      Как пишется НЕ с глаголами?

      Как пишется -тся, -ться в конце глаголов?

      Выполните задание в тетради. Запишите слова в два столбика: с раздельным и слитным написанием НЕ.

    (не)волить, (не)взлюбить, (не)сдобровать, (не)боле ть, (не)доумевать, (не)удаляться, (не)преследовать, (не)хотеть, (не)убежать, (не)читать.

      Спишите предложения, вставляя, где необходимо, Ь.

    Друзья радостно встречают...ся после разлуки. Вращает..ся колесо машины. Радостно встечат...ся после разлуки с друзьями. Начинает вращат..ся колесо машины. Группа отправляет..ся в экспедицию. Геологам надо отправлят...ся в экспедицию.

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №10

      Что изучает ЛЕКСИКА?

      Что такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ слова?

      Выполните задание в тетради. Подберите к слову большой три однокоренных слова и три синонима.

      Выпишите текст, найдите однокоренные слова.

    В сум...рках дорога становилась невидимой,а лес казался тусклой полосой. Небо над нами совсем померкло, и только звёзды едва м...рцает вдали

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №11 1. Что такое Синоним?2.Что такое Антоним?3.Подберите к прилагательному маленький три однокоренных слова и три синонима. Запишите эти слова.4.Определите, какие из данных слов являются синонимами, а какие- антонимами. Запишите антонимы в составе словосочетаний. Горячий-жаркий. Горячий-холодный. Громадный-маленький. Громадный-большой. Разговорчивый-молчаливый. Молчаливый-безгласный. Труд-работа. Труд-безделье. Рыдать-смеяться. Смеяться-хохотать.

    Зачет по теме «Повторение»

    Билет №12 1.Кода пишется ь знак? 2.Как пишется не с глаголами? 3.К данным словам подберите походящие имена существительные и запишите эти пары слов в форме родительного падежа. Лисий, волчий, заячий, медвежий, собачий, барсучий, кроличий, кошачий. 4.Составьте предложения с глаголами (не) волить, (не) возлюбить, (не) сдобровать, (не) доумевать, (не) удаляться, (не) преследовать, (не) хотеть. Форму глагола можно заменить. Значение неизвестных слов смотрите в толковом словаре.

    ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА для 7 класса