Ольга Гонина - Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие

В учебном пособии излагаются основные положения одного из разделов возрастной психологии – психологии младшего школьного возраста: закономерности, предпосылки и факторы психического развития младших школьников – особенности различных видов деятельности, познавательных процессов, различных сфер личности и психические новообразования; характеризуются проблемы психологического сопровождения развития младших школьников; приводятся практические задания и психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения особенностей психического развития ребенка младшего школьного возраста. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов бакалавриата по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование», может быть полезно и другим специалистам – педагогам, психологам, преподавателям психологии, всем интересующимся вопросами возрастной психологии.

Книга:

2.3. Память младших школьников

Память младших школьников характеризуется непроизвольностью. Детям легче всего запомнить материал, включенный в их активную деятельность, с которым они непосредственно взаимодействовали, а также тот, с которым непосредственно связаны их интересы, мотивы и потребности. У первоклассников (как и у дошкольников) доминирует хорошо развитая непроизвольная память, которая обеспечивает запоминание эмоционально насыщенной для ребенка информации. Однако не вся информация, необходимая для запоминания детьми в школе, представляет для них интерес и привлекательность. Поэтому только непроизвольная, непосредственная, эмоциональная память не обеспечивает выполнение требований учебной деятельности, для успешного осуществления которой необходимо произвольное целенаправленное запоминание учебного материала. Смена ведущей деятельности с игровой на учебную стимулирует значительные изменения в процессах памяти детей.

Наиболее существенные изменения в развитии памяти младших школьников заключаются в постепенном возрастании черт произвольности процессов памяти, которые становятся сознательно регулируемыми и опосредствованными, что обусловлено прежде всего значительным повышением требований к эффективности памяти, высокий уровень которой необходим при выполнении учебной деятельности. Мнемическая деятельность младших школьников, как и их учебная деятельность в целом, становится более произвольной и осмысленной, о чем свидетельствует выделение мнемических задач и овладение детьми приемами, способами запоминания. Дети начинают осознавать и выделять особую мнемическую задачу (задачу на запоминание), отличающуюся от других учебных задач. Выделение мнемических задач началось еще в дошкольном возрасте, но дошкольники не всегда могли выделить эти задачи или выделяли с большим трудом. Уже на первом году обучения у детей дифференцируются сами мнемические задачи: дети осознают, что определенный материал необходимо запомнить буквально, какую-то информацию нужно уметь пересказать близко к тексту или своими словами, уметь воспроизвести его через длительный промежуток времени.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у первоклассников и учеников 3–4 классов. Для первоклассников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо», и дети легче запоминают материал без использования каких-либо средств, чем осмысливая и организуя материал, что влияет на результативность памяти. По мере усложнения учебных заданий установка «запомнить без использования каких-либо средств» становится крайне неэффективной, и это вынуждает младших школьников искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом является многократное повторениеуниверсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание информации. В 1–2 классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебными задачами. Но часто он остается у младших школьников единственным на протяжении всего периода обучения, что обусловлено невладением приемами смыслового запоминания, недостаточной сформированностью логической памяти.

Младшие школьники постепенно овладевают разнообразными мнемическими приемами – приемами запоминания. Сначала школьники используют самые элементарные приемы – длительное рассматривание материала, его многократное повторение при разделении его на части, часто не совпадающие со смысловыми единицами. Дети младшего школьного возраста постепенно овладевают важнейшим приемом запоминания – делением текста на смысловые единицы, составлением плана. При использовании данного приема первоклассники затрудняются делить текст на смысловые части, они не могут выделить существенное, главное в каждом отрывке, часто при делении они только механически разделяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по объему частей текста. Особые затруднения у младших школьников вызывает деление текста на смысловые части по памяти. Дети делят текст на смысловые части лучше при непосредственном восприятии текста.

Без специального целенаправленного обучения приемы запоминания формируются стихийно и часто оказываются непродуктивными. Низкий уровень развития мнемических процессов и неумение ребенка запоминать непосредственно влияют на результативность его учебной деятельности и в конечном итоге на отношение к учебе и школе в целом. Только немногие младшие школьники могут самостоятельно перейти к более сложным, рациональным приемам произвольного запоминания. Большинство детей осваивают эти приемы в процессе специального обучения, направленного на формирование осмысленного запоминания. Осмысленное запоминание основано на использовании сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми дети овладевают постепенно в процессе обучения, и предполагает разделение материала на смысловые единицы, смысловую группировку, смысловое сопоставление и т. п., а также использование разнообразных внешних средств запоминания. В начальных классах также широко используются мнемические приемы сопоставления и соотнесения. Соотносится обычно запоминаемый материал с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого материала. Сначала эти способы младшие школьники применяют в процессе непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы, модели, картины), а затем на внутренние (сравнение нового и старого материалов, составление плана и т. д.).

К возрастным особенностям памяти младших школьников относится более легкое и продуктивное запоминание наглядного материала, чем словесного. В словесном материале дети лучше запоминают названия предметов и гораздо сложнее – абстрактные понятия. Контроль результатов запоминания производится в основном на уровне узнавания: первоклассники смотрят на текст и считают, что выучили его, поскольку испытывают чувство знакомости. Другими основными возрастными особенностями памяти младших школьников являются:

Пластичность памяти, проявляющаяся в пассивном запечатлении и быстром забывании;

Избирательный характер памяти, что обусловливает лучшее запоминание эмоционально привлекательного и интересного материала и того материала, который необходимо запомнить скорее;

Возрастание произвольности запоминания, опоры на различные смысловые связи;

Постепенное освобождение памяти от необходимости опоры на восприятие, уменьшение значения узнавания;

Сохранение образного компонента памяти и ее тесной связи с активным воображением;

Повышение уровня произвольной регуляции мнемических действий, которая характеризуется постановкой мнемической задачи, наличием мотива запоминания, характером мнемической установки и использованием мнемических приемов (рис. 2.3).

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте:

Пластичность и избирательность памяти;

Повышение объема памяти, возрастание точности и систематичности воспроизведения;

Возрастание произвольности запоминания;

Овладение различными специальными способами запоминания;

Совершенствование логической памяти;

Освобождение памяти от опоры на восприятие;

Превращение воспроизведения в управляемый процесс;

Образность памяти и ее тесной связи с активным воображением;

Повышение уровня произвольной регуляции мнемических действий.

Рис. 2.3. Возрастные особенности памяти младших школьников

В целом и произвольная, и непроизвольная память значительно совершенствуются на протяжении младшего школьного возраста, память изменяется количественно и качественно, становится более продуктивной. Объем памяти ребенка от первого к четвертому классу увеличивается в среднем в 2–3 раза. В развитии произвольной памяти младших школьников выделяют также аспект, связанный с письменной речью и рисунком. По мере овладения знаковыми и символическими средствами, письменной речью дети овладевают и опосредствованным запоминанием с использованием такой речи как знакового средства.

Важными условиями развития памяти являются интерес ребенка к знаниям, положительное отношение к отдельным учебным предметам и к обучению в целом, его активная позиция, высокий уровень познавательной мотивации, специальные упражнения на запоминание, усвоение способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемой информации, наличие установки на запоминание материала.

Практический пример

Ученикам второго класса предложили для запоминания два рассказа и предупредили, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель провели опрос учащихся, и было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше.

Опора на мышление, применение разнообразных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана, опорные пункты, классификация, структурирование, схематизация, аналогии, ассоциации, перекодирование, достраивание материала, сериационная организация материала и др.) способствует превращению памяти младшего школьника в истинную высшую психическую функцию, характеризующуюся осознанностью, опосредованностью, произвольностью.

Происходит совершенствование логической, смысловой памяти, которая основана на использовании мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания в младшем школьном возрасте используются смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др. А.Г. Воробьева отмечает, что развитие логической памяти проходит в три этапа: на первом этапе детьми осваиваются логические операции мышления; на втором этапе отдельные операции складываются в логические приемы мышления, при этом логическая память функционирует еще на непроизвольно-интуитивной основе; третий этап характеризуется оформлением логических приемов запоминания, т. е. произвольным использованием мышления в мнемических целях, превращением мыслительных действий в мнемические умения и навыки (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Этапы развития логической памяти младших школьников

Первый этап. Освоение логических операций мышления

Второй этап. Складывание отдельных операций в логические приемы мышления, функционирование логической памяти на непроизвольно-интуитивной основе

Третий этап. Оформление логических приемов запоминания, произвольное использование мышления в мнемических целях, превращение мыслительных действий в мнемические умения и навыки

Практический пример

Освоение младшими школьниками мнемического приема структурирования может начинаться с выполнения речевого действия: прочитав текст, дети учатся в совместном обсуждении выявлять тему, главную мысль и смысловые части, определять тему каждой из них и их взаимосвязи. Затем постепенно познавательные действия переводятся во внутренний умственный план: дети при прочтении текста выделяют смысловые части в уме, а затем называют их учителю. В дальнейшем перед школьниками ставится задача использовать соответствующие умственные действия для запоминания текста.

Но даже успешно освоив соответствующие мыслительные операции и их использование как средства запоминания, младшие школьники не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. У второклассников потребность в их самостоятельном использовании еще не проявляется. К концу младшего школьного возраста дети все чаще сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом. Оптимальное развитие логической памяти детей младшего школьного возраста происходит при соблюдении ряда условий, касающихся организации обучения детей приемам запоминания, их практическому применению, обучению школьников самоанализу мнемической деятельности, правильной постановки задачи запоминания взрослыми:

Необходимость формирования у детей четкого представления о разнообразных мнемических приемах;

Постановка мнемической задачи с указанием способов ее решения;

Предоставление детям возможности выбора мнемических приемов с последующим анализом эффективности избранных приемов в решении конкретных задач запоминания;

Побуждение детей со стороны взрослых: учителей и родителей, к использованию разнообразных приемов обработки материала для решения мнемических задач.

Соблюдение вышеуказанных условий позволяет достигнуть значительных изменений в работе памяти младших школьников, которые проявляются в сознательном произвольном использовании детьми рациональных мнемических приемов при организации запоминания, что, в свою очередь, приводит к повышению продуктивности памяти.

Е.Г. Заверткина сформулировала ряд принципов развития мнемических способностей младших школьников:

Принцип взаимосвязи операционных механизмов познавательных способностей – т. е. набора способов обработки запоминаемого материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти, а именно: к повышению скорости, объема, точности запоминания и воспроизведения материала; к увеличению прочности его запоминания и сохранения; к росту возможности его правильного запоминания, воспроизведения;

Принцип включенности процесса развития мнемических способностей в общий процесс интеллектуального развития младших школьников;

Принцип индивидуального подхода, реализуемого средствами диагностики исходного уровня развития мнемических способностей школьников и индивидуального подбора системы развивающих упражнений, которые корректируют универсальность образовательных программ;

Принцип структурной организации развивающей программы в соответствии со способами организации мнемической деятельности ее субъектом;

Принцип психолого -педагогического сотрудничества и совместной деятельности участников образовательного процесса.

Младший школьный возраст можно считать сензитивным для формирования произвольной памяти, поэтому на этом возрастном этапе особенно эффективной является целенаправленная психолого-педагогическая развивающая работа по овладению мнемической деятельностью с учетом индивидуальных особенностей памяти ребенка. Показателями уровня развития мнемических способностей младшего школьника в целом можно считать продуктивность запоминания с опорой на функциональные и операционные механизмы мнемических способностей, наличие приемов обработки запоминаемой информации, степень осознанности использования и освоенности мнемических приемов, степень сформированности умения регулировать, управлять мнемическими процессами.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Курс психологии младшего школьного возраста является одним из важнейших в подготовке бакалавров по направлениям «Психология» и «Психолого педагогическое образование». Освоение курса создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, а также знаний в области других психологических дисциплин. Будущим специалистам необходимо знать основные закономерности становления ведущего вида деятельности и других видов деятельности ребенка младшего школьного возраста, развития познавательных психических процессов и свойств личности на данном этапе онтогенеза, характеристику возможных личностных и поведенческих проблем младших школьников и уметь пользоваться диагностическим инструментарием для выявления особенностей психики детей, конструировать оптимальные условия для их психического развития.
Данное учебное пособие составлено с целью формирования у студентов представлений об основных закономерностях психического развития ребенка младшего школьного возраста, методах их диагностики и коррекции. Содержание учебного пособия ориентировано на научный подход к изучению закономерностей психического развития: представления о движущих силах развития психики, об общих закономерностях и логике развития психики младших школьников, знания об особенностях социальной ситуации, ведущей деятельности и новообразованиях психики младших школьников.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
Специфика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте заключается в перестройке системы отношений ребенка с окружающей действительностью, связанной с поступлением в школу. Младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он становится учеником, сменяется ведущая деятельность с игровой на учебную. Учебная деятельность является общественно значимой и ставит ребенка в новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, изменяет его самооценку, перестраивает взаимоотношения в семье. По этому поводу Д.Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех достижений культуры и науки, накопленных человечеством), общественной по своему смыслу (она является общественно значимой), общественной по своему исполнению (выполняется в соответствии с общественно выработанными нормами), она является ведущей в младшем школьном возрасте, т. е. в период формирования.

Переход к учебной деятельности осуществляется на фоне противоречия, возникающего внутри социальной ситуации развития ребенка: дошкольник перерастает развивающий потенциал сюжетно - ролевой игры, отношений, которые складывались у него со взрослыми и сверстниками по поводу игры. Совсем недавно взаимоотношения, регламентируемые игровой ролью, игровыми правилами, являлись источником развития ребенка, но теперь эта ситуация исчерпала себя. Изменилось отношение к игре, дошкольник все отчетливее понимает, что занимает не значимую в социальном окружении позицию. Все чаще у него возникает потребность выполнять нужную и важную для других работу, и эта потребность складывается во внутреннюю позицию школьника. Ребенок приобретает способность выходить за пределы конкретной ситуации и смотреть на себя как бы со стороны, глазами взрослого. Именно поэтому кризис, возникающий при переходе к школьному обучению, называют кризисом потери непосредственности. Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социальных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка. Именно неразрывное единство двух этих аспектов определяет перспективы и зону ближайшего развития ребенка в этом переходном периоде. Вместе с тем фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Для этого необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря этому становится возможной реализация нового потенциала развития субъекта.

Содержание
Предисловие
Глава 1 Характеристика социальной ситуации развития и деятельности в младшем школьном возрасте
1.1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
1.2. Учебная деятельность младших школьников
1.3. Трудовая деятельность младших школьников
1.4. Общение младших школьников
1.5. Игровая деятельность младших школьников
1.6. Продуктивные виды деятельности младших школьников Вопросы и задания для самоконтроля
Практикум
Рекомендуемая литература
Глава 2 Развитие психических процессов младших школьников
2.1. Восприятие младших школьников
2.2. Внимание младших школьников
2.3. Память младших школьников
2.4. Мышление младших школьников
2.5. Особенности развития воображения младших школьников
2.6. Речевое развитие детей младшего школьного возраста Вопросы и задания для самоконтроля
Практикум
Рекомендуемая литература
Глава 3 Развитие личности младшего школьника
3.1. Сфера самосознания младшего школьника
3.2. Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста
3.3. Развитие волевой регуляции поведения и волевых свойств личности младших школьников
3.4. Мотивационно-потребностная сфера младших школьников
3.5. Нравственное развитие детей Вопросы и задания для самоконтроля Практикум
Рекомендуемая литература
Глава 4 Психологическое сопровождение развития младших школьников
4.1. Психологическая готовность к школе
4.2. Психологическая адаптация детей к школьному обучению
4.3. Проблема школьной неуспеваемости
4.4. Личностные и поведенческие проблемы младших школьников
4.5. Психокоррекционная работа с младшими школьниками Вопросы и задания для самоконтроля
Практикум
Рекомендуемая литература
Библиография
Приложения
Приложение 1 Вопросы к зачету и экзамену по психологии младшего школьного возраста
Приложение 2 Тестовые задания по психологии младшего школьного возраста
Приложение 3 Примерные темы курсовых и дипломных работ по психологии младшего школьного возраста.

В учебнике рассмотрены значение социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте и общие вопросы психологии развития младшего школьника. Представлена динамика развития младшего школьника с 1 по 4 класс по основным параметрам когнитивной, регуляторной и социально-коммуникативной сфер личности младших школьников; рассмотрено становление внутренней позиции младшего школьника. Особое внимание уделено векторам и рискам развития в младшем школьном возрасте. Каждая глава учебника сопровождается вопросами для обсуждения по теме, заданиями для практикума, исследовательскими заданиями, справочным материалом и списком рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Ольга Олеговна Гонина

    Психология младшего школьного возраста

    Учебное издание

    © Гонина О.О., 2015

    © Издательство «ФЛИНТА», 2015

    Предисловие

    Курс психологии младшего школьного возраста является одним из важнейших в подготовке бакалавров по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование». Освоение курса создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, а также знаний в области других психологических дисциплин. Будущим специалистам необходимо знать основные закономерности становления ведущего вида деятельности и других видов деятельности ребенка младшего школьного возраста, развития познавательных психических процессов и свойств личности на данном этапе онтогенеза, характеристику возможных личностных и поведенческих проблем младших школьников и уметь пользоваться диагностическим инструментарием для выявления особенностей психики детей, конструировать оптимальные условия для их психического развития.

    Данное учебное пособие составлено с целью формирования у студентов представлений об основных закономерностях психического развития ребенка младшего школьного возраста, методах их диагностики и коррекции. Содержание учебного пособия ориентировано на научный подход к изучению закономерностей психического развития: представления о движущих силах развития психики, об общих закономерностях и логике развития психики младших школьников, знания об особенностях социальной ситуации, ведущей деятельности и новообразованиях психики младших школьников.

    Учебное пособие начинается с рассмотрения социальной ситуации развития и ведущей деятельности младшего школьного возраста. Далее следует характеристика остальных видов деятельности, типичных для младших школьников: игровой, коммуникативной, продуктивной и трудовой, что обусловлено деятельностным подходом к анализу психики детей. Следующие главы посвящены закономерностям развития познавательной сферы детей: ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Описываются основные возрастные особенности когнитивного развития детей, направления количественных и качественных изменений психических функций, раскрывается процесс структурообразования в познавательной сфере. Характеризуются особенности личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте: закономерности развития сферы самосознания, мотивационно-потребностной сферы, возрастные особенности эмоциональной и волевой сфер, нравственное развитие. При этом особое внимание уделяется рассмотрению внешних и внутренних факторов развития личности, определяющих движущих сил и условий личностного развития ребенка. Последняя глава учебника посвящена изложению некоторых аспектов психологического сопровождения развития младших школьников: проблем психологической готовности к школе и адаптации детей к школьному обучению, школьной неуспеваемости, личностных и поведенческих проблем младших школьников, основ психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

    После каждой главы приведены тексты для самостоятельного изучения, вопросы и задания для самоконтроля знаний, а также практические и исследовательские задания для углубленного анализа и практического осмысления изученного материала, психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения особенностей развития различных видов деятельности, личностных особенностей и особенностей познавательных процессов детей. Списки рекомендуемой литературы после каждой главы также помогут организовать самостоятельную работу по изучению психологии младшего школьного возраста. С этой же целью в приложении приведены контрольные вопросы по всему курсу дисциплины, темы докладов и рефератов. Текст учебника сопровождается практическими примерами, рисунками и таблицами, которые дают возможность лучше понять и усвоить фактический материал по психологии младшего школьного возраста.

    В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Психология младшего школьного возраста» обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического образования.

    При изучении дисциплины «Психология младшего школьного возраста» бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

    Закономерности развития различных видов деятельности в младшем школьном возрасте;

    Особенности когнитивного и личностного развития ребенка младшего школьного возраста;

    Основные направления и содержание психологического сопровождения развития младших школьников.

    Применять полученные теоретические знания в работе в воспитательных и образовательных учреждениях;

    Анализировать возрастные особенности психического развития младших школьников;

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

    Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

    В учебном пособии излагаются основные положения одного из разделов возрастной психологии - психологии младшего школьного возраста: закономерности, предпосылки и факторы психического развития младших школьников - особенности различных видов деятельности, познавательных процессов, различных сфер личности и психические новообразования; характеризуются проблемы психологического сопровождения развития младших школьников; приводятся практические задания и психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения особенностей психического развития ребенка младшего школьного возраста. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
    Для студентов бакалавриата по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование», может быть полезно и другим специалистам - педагогам, психологам, преподавателям психологии, всем интересующимся вопросами возрастной психологии.
    4-е…

    Чтобы скачать, выберите формат:

    Последний комментарий на сайте:

    Пользователь DVHCUQE пишет:

    Интересные и необычные события, как всегда — хороший слог автора.
    Полагаю, эта книга достойна прочтения и раздумий. Время, казалось бы, уже другое, но это — казалось… Сама книга отлична издана — белая бумага, переплет, удобный формат.

    Отзывы о других книгах:

    Пользователь OXNECEY пишет:

    На мой взгляд, отличная книга для тех, кто только начинает постигать азы кулинарии. Рецепты довольно разнообразные, но не слишком сложные в приготовлении.
    Удобная структура – в книге восемь крупных тематических разделов, некоторые из которых подразделяются на более мелкие. (см. фото №2) Предваряет каждый новый раздел небольшой вводный авторский комментарий.
    Здесь есть рецепты всевозможных салатов – от винегрета и «Мимозы» до «Цезаря» и салата «Капрезе», бутерброды, канапе и сандвичи, паштеты и рулеты, закуски из сыра и яиц. Большой выбор первых блюд – щи и борщи, лагман и харчо, мисо-суп и гаспачо, супы-пюре. Горячие блюда из разных сортов мяса, птицы, рыбы и морепродуктов, блины и оладьи, пельмени и вареники, маффины и кексы, пироги и торты. Завершается книга рецептами напитков и соусов.
    Издание формата чуть меньше А4, в твёрдой глянцевой обложке, напечатано на плотном офсете, прошитый переплёт, чёткий, но не слишком крупный шрифт, большое количество цветных фотографий хорошего качества съёмки.
    Приобрела книгу в подарок, надеюсь, что окажется полезной.