Николоз бараташвили - биография, фотографии. Николоз бараташвили - революционер грузинской поэтической формы

Видеофильм:
«СИНЕВА ИНЫХ НАЧАЛ»
(литературный очерк)

В заглавие очерка взята строчка из стихотворения лучшего лирика-романтика грузинской поэзии Николоза Бараташвили. Юноша-поэт с высокой трагической судьбой…

Он родился в тысяча восемьсот семнадцатом году в переломное, очень трудное для Грузии время. Тогда перестраивался весь исторический уклад жизни. Страна только врастала в плоть Российской Империи, входила в поле современных культурных тенденций не только России, но и Европы. А в это время набирала силу реакция на крах идей эпохи Просвещения, гуманизма, рационализма. Эта реакция получила в истории искусств имя «романтизм».

Грузия прошла свой особый путь к новому стилю и методу выражения жизни как прочтения личности-символа, этой высшей духовной ценности бытия. «Романтизм» - безусловный возврат к ценностям христианства с идеализацией некоторых сторон эпохи Средневековья, но осложнённый грузом скептицизма, этого наследства Просвещения и первого опыта построения буржуазных обществ. Отсюда – глубокое порой уныние, разочарованность в «научном и социальном прогрессе», или, как выражался Гоголь – «безочарованье». И отсюда же – нестерпимая жажда, безрасчётный порыв к возможному и «должному» идеальному. И обострённый чувствами поиск его.

В грузинской поэзии это наиболее полно явилось у Бараташвили. Но, вдобавок, юный поэт сумел вживить в это новое то главное достоинство, что отличало прежнюю родную традицию – эпичность, высокий гимнографический строй, восторг верующей души перед Божественным Началом. Эта традиция идёт ещё с пятого века, времени принятия Православия и начала книжности. Вот пример из стихов тогда восемнадцатилетнего юноши:

«…Молчат окрестности. Спокойно спит предместье.
В предшествии звезды луна вдали взошла.
Как инокини лик, как символ благочестья,
Как жаркая свеча, луна в воде светла.

Ночь на Святой горе была так бесподобна,
Что я всегда храню в себе её черты
И повторю всегда дословно и подробно,
Что думал и шептал тогда средь темноты.

Когда на сердце ночь, меня к закату тянет.
Он сумеркам души сопутствующий знак.
Он говорит: «Не плачь. За ночью день настанет.
И солнце вновь взойдёт. И свет разгонит мрак» - (здесь и далее стихи даны в переводе Пастернака).

Николоз Бараташвили принадлежал старинному княжескому, но обедневшему роду. Всю короткую жизнь юношу сопровождало какое-то роковое невезение. Всё было против него, против его таланта. Отец поэта служил в войсках у Ермолова и Паскевича. Был он вспыльчив и азартен и проиграл в карты всё достояние семьи, разорил детей, жену. Мать поэта, Евфимия, до конца потом содержала ставшего нахлебником и обузой мужа. Она была женщина деятельной любви и доброты: терпеливая, гармоничная, тонко чувствующая прекрасное. Все эти качества ей удалось взрастить и в сыне. Сама же она всю жизнь в одиночку тянула свою тяжёлую «телегу быта». Привычная печальная картина – будто время совсем не меняется…

Эти переживания, это сострадание матери, отложились в характере Николоза, вошли затем в его стихи человечностью. Семья жила очень трудно. Бедность и распущенность отца закрывали путь к общественному положению, послужному росту юноши. А ведь он ещё в старших классах Тифлисской гимназии ярко выделялся в кругу друзей своим даром, своей мудростью не по годам. Но никому из «людей значительных» дела до его таланта не было. Все и так сами были талантами.

В двадцать два года от роду Бараташвили закончил свою первую поэму «Судьбы Грузии». Эта вещь очень значима - это попытка осмыслить объективно пользу и вред от присоединения Грузии к Империи. Поэт признаёт и необходимость этого шага в тех условиях в окружении злейших врагов, и предвидит будущие пагубные последствия: разложение родовой культуры наступающей «светскостью, европеизмом». Конфликт непримирим и неразрешим в ближайшем времени. И тогда у поэта возникает центральный, связующий и цельный образ Софии, жены советника царя. Именно в женщине Грузии он видит ту охраняющую силу, что способна нести через поколения самобытные народные начала. И он как бы выкликает, зовёт такую женщину. Это голос к своему народу, ко всему лучшему в нём:

«Крепко обнял он свою жену в ответ,
Радуясь её словам и гордый.
Женщины былого, слава вам!
Отчего, святые героини,
Ни одна из женщин больше нам
Вас напомнить не способна ныне!
Стынет в женщинах душевный пыл.
Без него теплей в столичной шубе.
Ветер севера оледенил
В жилах их следы отчизнолюбья.
Что им там до братьев, до сестёр?
Им бы только жизнью наслаждаться.
Грузия? Грузины? Что за вздор!
Разве важно, как им называться?»…

Не правда ли – универсально, злободневно?

По выходе из гимназии Николоз должен был поступать в службу, кормить семью. Он хотел идти по военной линии, но мать резко воспротивилась. Да и сам он немного хромал – повредил в детстве ногу. Они обратились за помощью к брату матери, генералу- правителю Аварии и знаменитому поэту Григолу Орбелиани. Но помощи от него не получили. Юноше удалось устроиться только столоначальником в правовое заведение со звучным названием «Экспедиция суда и расправ». И он попадает в известную трясину тупой чиновничьей службистики. От этой застойной среды, от постоянного гнёта малоденежья спасали только природа – всё свободное время он проводил на реке, в горах – созерцательность и поэзия.

«Наш бренный мир – худое решето,
Которое хотят долить до края.
Чего б ни достигали мы, никто
Не удовлетворялся, умирая.

Завоеватели чужих краёв
Не отвыкают от кровавых схваток.
Они, и полвселенной поборов,
Мечтают, как бы захватить остаток.

Что им земля, когда, богатыри,
Они землёю завтра станут сами?
Но и миролюбивые цари
Полны раздумий и не спят ночами.

Они стараются, чтоб их дела
Хранило с благодарностью преданье,
Хотя, когда наш мир сгорит дотла,
Кто будет жить, чтоб помнить их деянья?

Но мы сыны земли, и мы пришли
На ней трудиться честно до кончины,
И жалок тот, кто в памяти земли
Уже при жизни станет мертвечиной».

Главным событием жизни для Николоза Бараташвили стала его влюблённость. Он оказался необычайно одарённым в этом чувстве. И влюбился, конечно же, в первую красавицу Грузии Екатерину Чавчавадзе, сестру жены Грибоедова, Нины. Юноша часто бывал в музыкально-литературном салоне дома поэта, генерала и «патриарха» всего образованного общества Грузии и Тифлиса Александра Чавчавадзе. И глубоко влюбился в его дочь, когда та пела романс на одно из ранних стихотворений Николоза.

Могу признаться я:
Когда с такою силой
Однажды «Розу» спела ты и «Соловья»,
Во мне ты грацией
Поэта пробудила,
И этим навсегда тебе обязан я».

Да, эта любовь развернула талант юноши необычайно! До него так о любви никто не писал. В этих стихах – ни тени восточной неги, эстетизированной эротики, телесной мелкости. Эти стихи – предельный порыв духа. К тому же, поэт встречал в красавице неравнодушие. Они были молоды; и он так же хорош собой – стройный крепкий юноша со сходящимися плавными бровями, удлинёнными чёрными глазами, каштановыми кудрями.

«Что странного, что я пишу стихи?
Ведь в них и чувства не в обычном роде.
Я б солнцем быть хотел, чтоб на восходе
Увенчивать лучами гор верхи;

Чтоб мой приход сопровождали птицы
Безумным ликованьем вдалеке;
Чтоб ты была росой, моя царица,
И падала на розы в цветнике;

Чтобы тянулось, как жених к невесте,
К прохладе свежей светлое тепло;
Чтобы существованьем нашим вместе
Кругом всё зеленело и цвело.

Любви не понимаю я иначе,
А если ты нашла, что я не прост,
Пусть будет жизнь избитой и ходячей –
Без солнца, без цветов, без птиц и звёзд.

Но с этим ты сама в противоречье,
И далеко не так уже проста
Твоя растущая от встречи к встрече
Нечеловеческая красота».

Конечно, это взаимное счастье не могло продолжаться долго. Не могла богатая красавица соединиться в ту пору с мелким бедным чиновником, пусть даже гением из родовитой фамилии. К тому же, стихи его тогда мало, кто знал и ценил. Исписанная им тонкая тетрадь известна была только малому кругу друзей, да Екатерине. А печататься возможности не имелось. В Тифлисе выходила всего одна толстая газета. И выделять страницы под стихи было кому, помимо Бараташвили. Хотя бы тем же Чавчавадзе и Орбелиани. Да и с признанием молодых талантов в литературе всегда сопряжены известные сложности, что вытекают из самолюбия авторов, состязательности.
И вот прошло ещё немного времени, и радости молодых людей положен был предел.

«Я помню, ты стояла
В слезах, любовь моя,
Но губ не разжимала,
Причину слёз тая.

Не о земном уроне
Ты думала в тот миг.
Красой потусторонней
Был озарён твой лик.

Мне ныне жизнью всею
Предмет тех слёз открыт.
Что я осиротею,
Предсказывал твой вид.

Теперь, по сходству с теми,
Мне горечь всяких слёз
Напоминает время,
Когда я в счастье рос».

Екатерина была выдана замуж за богатого пожилого Дадиани, владетельного князя Мингрелии. Ей пришлось уехать в глухой угол, в его столицу Зугдиди, которую и сегодня в Грузии часто величают «деревней». Так Николоз Бараташвили потерпел в жизни ещё одно «поражение». Сегодня таких людей называют «неудачниками». Впрочем, те времена и нравы мало, чем отличаются по характеру от нынешних…
Но вот, что удивительно! Потеряв такую любимую, поэт не озлобился, не уронил своего дара. Только голос зазвучал ещё печальней, ещё глубинней. Что остаётся человеку, если его идеальное раз за разом сокрушается натиском грубой прозы? Но – ни слова упрёка, обвинения ей.

«Я храм нашёл в песках. Средь тьмы
Лампада вечная мерцала,
Неслись Давидовы псалмы,
И били ангелы в кимвалы.

Там отрясал я прах от ног
И отдыхал душой разбитой.
Лампады кроткий огонёк
Бросал дрожащий свет на плиты.

Жрецом и жертвой был я сам.
В том тихом храме средь пустыни
Курил я в сердце фимиам
Любви – единственной святыне.

И что же – в несколько минут
Исчезли зданье и ступени,
Как будто мой святой приют
Был сном или обманом зренья.

Где основанье, где престол,
Где кровельных обломков куча?
Он целым под землю ушёл,
Житейской пошлостью наскуча.

Не возведёт на этот раз
Моя любовь другого крова,
Где прах бы я от ног отряс
И тихо помолился снова».

В тысяча восемьсот сорок четвёртом году Бараташвили переведён в Нахичевань помощником уездного начальника. Теперь он оторван от последних друзей, от родных. Он предельно одинок. Но одиночество возводит его мысль выше и выше. В одном из стихотворений он размышляет о сущности красоты истинной и в чём-то предвосхищает загадочное предречение Достоевского: «Красота спасёт мир».

«Мужское отрезвленье – не измена.
Красавицы, как вы ни хороши,
Очарованье внешности мгновенно,
Краса лица – не красота души.

Печать красы, как всякий отпечаток,
Когда-нибудь сотрётся и сойдёт,
Со стороны мужчины недостаток:
Любить не сущность, а её налёт.

Природа красоты – иного корня
И вся насквозь Божественна до дна,
И к этой красоте, как к силе горней,
В нас вечная любовь заронена.

Та красота сквозит в душевном строе
И никогда не может стать стара.
Навек блаженны любящие двое,
Кто живы силами её добра.

Лишь между ними чувством всё согрето,
И если есть на свете рай земной –
Он во взаимной преданности этой,
В бессмертной этой красоте двойной».

Молодой поэт, возрастая в своих высоких прозрениях, шаг за шагом отчего-то неизбежно подступает к краю своей земной жизни. Будто бы жизнь его отмеряется каждым высказанным истинным словом!
Новый перевод по службе забросил его под Гянджу, в дикие пустынные места, в чуждый мир мусульманства. Он – будто грузинский Овидий…
Двадцать первого октября тысяча восемьсот сорок пятого года в возрасте двадцати семи лет Николоз Бараташвили скончался от злокачественной малярии в жалкой лачуге, в совершенном одиночестве. Похоронен был там же. Никто из родных и друзей на погребение приехать не смог. Позже им переслали тетрадку его стихов. Но возможности публикации не было, и о поэте забыли. Сбылась его поэтически-провидческая строка о себе в самом известном у нас его стихотворении.

«Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоённый синевой.

Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.

Это лёгкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.

Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим».

Грузия узнала о своём великом поэте спустя почти полвека. Друзья сберегли тонкую тетрадь с немногими по количеству стихами, донесли её до нового поколения интеллигенции. И уже другой Чавчавадзе – Илья – понял, какой дар упал в руки! Дар, пронесённый сквозь время и смерть! Могилу поэта отыскали и прах его торжественно перезахоронили в тысяча восемьсот девяносто третьем году.
Тифлис вышел встречать своего поэта на вокзальную площадь. Она оказалась переполненной. Когда из вагона вынесли гроб с прахом, мужчины обнажили головы. Многие встали на колени, принимая на себя вину забвения от прежних поколений. На руках несли до кладбища, где Илья Чавчавадзе произнёс речь о действительном значении поэта. Так возродилось имя Николоза Бараташвили. А ещё позже, в тысяча девятьсот тридцать восьмом году прах поэта вновь был перезахоронен, уже на его любимой горе Мтацминда над родным Тбилиси, где им сложено столько стихов!

Екатерина Дадиани-Чавчавадзе жила более ста лет. Ей довелось быть свидетельницей не только посмертного возвращения когда-то ею любимого юноши, но и революционного крушения всего исторического уклада, слома жизни, унёсшего, казалось, в беспамятство всё предыдущее. От прошлого у неё оставались только стихи Бараташвили, да несколько бриллиантов владетельной особы. Но всё равно прошлое, уже задолго после её кончины, вернуло своё. Ничто и никто не в силах победить на этой земле культурную память народов. И Екатерина всё по прежнему остаётся в ней Первой Красавицей Грузии, воспетой человеком, любившим её больше жизни:

«Когда мы рядом, в необъятной
Вселенной, - рай ни дать ни взять.
Люблю, люблю, как благодать,
Лучистый взгляд твой беззакатный.
Невероятно! Невероятно!
Невероятно! Не описать!»…

И в комментариях появилось имя чудеснейшего грузинского поэта-романтика - Николоза Бараташвили. Николоза по праву считают вторым по значению грузинским национальным поэтом после Шота Руставели (автора “Витязя в тигровой шкуре”). Но при его жизни не было опубликовано ни одного стихотворения.

Удивительно, но строки Николоза Бараташвили знают многие поклонники русской поэзии. Это «Синий цвет» в переводе Бориса Пастернака.

Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам...


Послушайте, как великолепно читает это стихотворение Резо Габриадзе.

Николоз (или по домашнему Тато) родился в 1817 году в семье князя Мелитона Бараташвили и княжны Ефимии Орбелиани. Это сейчас звучит солидно и богато "князь", но род его хотя и был старинный, княжеский и обедневший. Справедливости ради надо отметить, что род Орбелиани и Бараташвили был весьма великим, и были среди них и блистательные военные, и поэты и даже Католикос-Патриарх Грузии. Так что, наследственность у юноши чудесная: по свидетельствам соотечественников Тато был способным учеником, отличался веселым, живым нравом, был острым на язык, прекрасно танцевал. У него были черные глаза, брови, сходившиеся на переносице, и каштановые волосы (подлинный портрет Н. Бараташвили не сохранился). Роста был среднего, худощавый, крепкого сложения, носил обычно черкеску и маленькую грузинскую шапочку.

Николоз учился в Тифлисском благородном училище и вопреки желанию матери мечтал о военной карьере. Исполнению мечты помешала досадная история: Бараташвили упал с лестницы, сильно повредил ногу и навсегда остался хромым. К военной службе его признали негодным, не помогла даже протекция дяди генерала Григола Орбелиани.


Старый Тбилиси


Вторая мечта Тато - учиться в России в университете - тоже не осуществилась. Отец Мелитон Бараташвили служил у Ермолова, был вспыльчив, крайне азартен и, в конце концов, проиграл в карты всё состояние. Мать поэта, Евфимия, до конца потом содержала ставшего нахлебником и обузой мужа. В 1844 году после полного разорения отца Николоз уехал из своего любимого Тифлиса и поступил на службу чиновником в "Экспедицию суда и расправы" сначала в Нахичевани, потом в Гянже. Бедность отца закрыла ему дорогу к общественному положению и послужному росту.

Пусть оторвусь я от семейных уз,
Мне всё равно, где ночь в пути нагрянет.
Ночная даль моим ночлегом станет.
Я к звёздам неба в подданство впишусь..
Пусть я умру, порыв не пропадёт,
Ты протоптал свой путь мой конь крылатый,
И легче будет моему собрату
Пройти за мной когда нибудь вперёд.

Это строки из самого любимого грузинами стихотворения "Мерани" - национального символа Грузии. Николай Марр, блестящий знаток грузинской истории, культуры и языка, однажды сказал, что "Мерани" - это «монолог нации, стоящей на пороге катастрофы ». Стихотворение переводили на русский язык Пастернак, Лозинский, Антокольский и практически все поэты-шестидесятники (Ахмадулина, Евтушенко, Вознесенский и пр.).

В 1845 году Тато заболел малярией и в лермонтовском возрасте, 27 лет от роду, в одиночестве умер. Похоронили Николоза там же, в Гянже. Никто из родных и друзей на погребение приехать не смог. Спустя несколько лет Екатерина Чавчавадзе, сестра Нины Грибоедовой, передала поэту Илье Чавчавадзе тетрадку со стихами Николоза, которую она бережно хранила много лет. Ошеломленный прочитанным, Илья Чавчавадзе опубликовал несколько произведений, а в 1876 году спустя 16 лет после смерти Тато издал сборник стихов Бараташвили на грузинском языке. Так Грузия узнала о своём великом поэте.

В 1893 году прах Бараташвили привезли на родину,в Грузию, и захоронили в Тбилиси, в Дидубийском пантеоне грузинских писателей. С 1938 года поэт покоится в пантеоне на горе Мтацминда.


Памятник Бараташвили в Тбилиси


Несостоявшиеся военная служба и учеба в университете - ничто по сравнению с неразделенной любовью поэта к княжне Екатерине Чавчавадзе, дочери известного поэта князя Александра Чавчавадзе и родной сестре Нины Грибоедовой-Чавчавадзе. Невероятное, кристально чистое чувство любви и нежности испытывал Николоз к первой красавице Грузии. Николоз часто бывал в музыкально-литературном салоне дома поэта, генерала и «патриарха» образованного общества Грузии и Тифлиса Александра Чавчавадзе. Бараташвили влюбился в Екатерину, когда та пела романс на одно из ранних стихотворений поэта.

Что странного, что я пишу стихи?
Ведь в них и чувства не в обычном роде.
Я б солнцем быть хотел, чтоб на восходе
Увенчивать лучами гор верхи;
Чтоб мой приход сопровождали птицы
Безумным ликованьем вдалеке;
Чтоб ты была росой, моя царица,
И падала на розы в цветнике;
Чтобы тянулось, как жених к невесте,
К прохладе свежей светлое тепло;
Чтобы существованьем нашим вместе
Кругом всё зеленело и цвело.
Любви не понимаю я иначе,
А если ты нашла, что я не прост,
Пусть будет жизнь избитой и ходячей -
Без солнца, без цветов, без птиц и звёзд.
Но с этим ты сама в противоречье,
И далеко не так уже проста
Твоя растущая от встречи к встрече
Нечеловеческая красота.
(1841)


Но Бараташвили - бедный чиновник, пусть даже из родовитой семьи и талантливый. Словом, не пара красавице-княгине. Екатерина Чавчавадзе вышла замуж владетельного князя Мингрелии Давида Дадиани, в то время - наследника владетеля Мегрелии Левана V. Свадьба состоялась в Сионском соборе.

Я помню, ты стояла
В слезах, любовь моя,
Но губ не разжимала,
Причину слёз тая.
Не о земном уроне
Ты думала в тот миг.
Красой потусторонней
Был озарён твой лик.


Рассказывают, что когда священник спросил, согласна ли Екатерина стать женой Дадиани, невеста упала в обморок. Николоз в отчаянии выбежал из храма.

Клянусь не ради забавы пред светлые очи твои
Кладу отречение славы залогом бессмертной любви.


После смерти мужа Екатерина Чавчавадзе станет правительницей Мегрелии - регентшей при малолетнем сыне. Во время Крымской войны она встанет во главе мегрельских войск и поведет их в наступление на турок.

Но это будет потом, а сейчас Екатерина и Николоз молоды и хороши собой. Николоз пишет стихи, да так, как до него о любви ещё не писали. В его строчках - ни тени восточной неги, эстетизированной эротики, телесной мелкости. Только чистый порыв Души. Стихи, посвященные Екатерине, - блестящие образцы любовной лирики.

Головку ландыша
Качает бабочка.
Цветок в движенье.

На щечку с ямочкой
Сережка с камушком
Ложится тенью.

Я вам завидую,
Серьга с сильфидою!
Счастливец будет,

Кто губы жадные
Серьгой прохладною
Чуть-чуть остудит.

Богов блаженнее,
Он на мгновение
Бессмертье купит,

И мир безгрозия
В парах амброзии
Его обступит.


27 лет жизни и 36 лирических стихотворений и историческая поэма "Судьба Грузии" - это много или мало?

Оставайтесь на связи:


Известный грузинский поэт Николоз Бараташвили - человек со сложной судьбой. Он один из ярких представителей плеяды грузинских поэтов.
В 1804 году Грузия была включена в состав России. Первые годы утверждения российского самодержавного владычества принесло разочарование. Налоги, оброки, военные экзекуции. Последней попыткой установления грузинской государственности явился заговор 1832 года. Участниками его были поэты Ал. Чавчавадзе и Гр. Орбелиани. Николозу Бараташвили тогда было 15 лет, и крах этой акции произвел на юношу неизгладимое впечатление. Эти люди были поэтам и являлись родственниками. Александр Чавчавадзе, родившийся в 1786 году, женился на Самоле Орбелиани. У них родилось 3 дочери – Нина Чавчавадзе стала женой А.С. Грибоедова. А Екатерина была музой Николоза Бараташвили. Мать Николоза Бараташвили тоже – урожденная Орбелиани.
Григор Орбелиани был дядей поэта. Он родился в 1804 году в Тбилиси и мечтал о военной службе. В 1833 году за участие в заговоре 1832 года был арестован вдали от родины, в Новгороде. В середине 30х его оправдали, и он вернулся на родину.
Николоз Бараташвили родился 15 декабря 1817 года в семье князя Мелитона Бараташвиля, принадлежавшего к обедневшему аристократическому роду. Его неоднократно выбирали в предводители дворянства уезда. По материнской линии он – потомок Кахетинского царя Ираклия второго. У Николоза было четыре сестры. Мать Николоза, Ефимия Бараташвили нежно любила Тато и сумела приобщить сына к веками накопленному богатству грузинской письменности. Ее старания не прошли даром. Николоз легко находил общий язык со сверстниками, с которыми учился в Колоубанской школе и гимназии, пел и искусно танцевал. В гимназии он был первый ученик. Писать стихи он начал очень рано, в гимназии. Многие из них были затеряны. Университетские педагоги не приветствовали вольнодумство сверх программы и конфисковывали литературные опыты … Первое известное стихотворение «Соловей и роза» поэт написал в 1833 году, ему было всего 16 лет.
Юность поэта таила разочарования. Кончив гимназию в 1833 году, он мечтал пойти по стопам дяди, Орбелиани, уверенно покорявшими вершины военной карьеры. Однако его мечтам не суждено было сбыться, в ранней юности. Упав с лестницы и сломав ногу, он остался хромым. Из за нужды поэт не смог поступить в университет. Он устроился столоначальником Палаты Гражданского и уголовного суда
Поэту-романтику не везло и в личной жизни. Он был небогат, некрасив внешне, к тому же хромой. Он влюбился в красавицу Екатерину Чавчавадзе, которая хоть и испытывала к нему взаимные чувства, обвенчалась с другим – владетельным князем Мегрелии Давидом Дадиани. Но в мировой поэзии остались его замечательные посвящении Екатерине. Например, стихотворение «Екатерине Чавчавадзе», посвящено возлюбленной, которая обернулась бездною всей муки моей. Но он благодарен ей за то, что она пробудила в нем поэта.
В то время в Тифлисе было мало развлечений – клубов, театров. Но друзья развлекались по-своему. Семейные обеды, прогулки по садам, беседы о литературной и общественной жизни. В эти годы Николоз Бараташвили приобрел славу поэта и возглавил литературный кружок. Однажды в кружке друзей Бараташвили возникла мысль составить историю Грузии. Поэта она очень интересовала.
В гимназии Мих. Туманов говорил, что Бараташвили был душою общества, сочинял стихи, экспромты, и острил без конца. Остроты Н.Б. едва ли не повторили с ним судьбу Лермонтова, доведя до дуэли с дядей И. Орбелиани. Родственники обменивались холостыми выстрелами. Но в то же время этот весельчак глубоко грустил, проклиная радости мира, и погружал читателя в мрачные мысли о ничтожности подлунного царства. Бараташвили был очень увлеченным, отдаваясь делу всей душой. Поэтому он и пошел на службу – чтобы помогать людям.
В 1844 году его отец окончательно разорился. Николоз вынужден был покинуть родные края. Он отправился в Нахичевань, где работал со своим другом Л.И. Лешковым. Но вскоре его перевели на ту де должность в Елизаветполь. Это связано с ухудшением материального положения семьи. Имение отца было продано и родителям самим нужна была его материальная помощь, и он не мог отказаться от должности, хотя в Елизаветполь (Гянжи) его не тянуло…Там поэт занимал должность помощника уездного начальника и дни напролет переписывал бумаги. Усиленная служебная деятельность, сопряженная с постоянными разъездами, тяжко отразилось на его здоровье. Летом 1945 года он заразился злокачественной малярией и умер 9 октября 1845 года, в одиночестве, вдали от родного дома.
Поэт оставил всего 40 стихотворений и одну поэму. При жизни его не было напечатано ни одного стихотворения. Могила его была заброшена, и ее с трудом отыскали в 1891 году. В 1993 году прах поэта был перевезен на родину и при огромном стечении народа был захоронен в Тбилиси на Дидубийском кладбище.
Жизнь Бараташвили оказалась столь же короткой, как и жизнь его гениального современника М.Ю. Лермонтова. Оба они прожили всего 27 лет. Бараташвили знал великого русского поэта, а возможно и встречался с ним. Его мечты не сбылись, или не успели сбыться. Ведь он умер молодым.
Поэт верил в свое особое предназначение, стремится к идеалу. Он одинаково остро переживает и свои невзгоды и несовершенство мира. Неудовлетворенность жизнью Бараташвили увеличилась с его вступлением в службу. Она побудила поэта искать ответа на свои вопросы и сомнения в обществе, с которым он страстно хотел слиться и жить одной жизнью.
В стихотворении «Таинственный голос» поэт пытается ответить на вопрос – что за причина вечной печали. «Путь твой – особый» - говорит ему предчувствие, но поэт в растерянности – в чем он?
Стихотворение «Младенец» повествует о наивности детства, которую после неизбежно омрачит ложь жизни. Этот же мотив развивает стихотворение «Цвет небесный синий цвет» - которое отражает неизбежный путь – от детства до мечты и, увы, «до плачущих родных на похоронах моих». Всем существом поэт стремится к идеалу. К синему цвету. Это стихотворение было написано в 1841 году, как будто поэт предчувствовал свой скорый конец. А ведь 1841 год был годом его творческого взлета. Стихотворение это переведено такими гениальными поэтами, как Борис Пастернак и Михаил Дудин, и стало песней. Она звучит в фильме «Почти смешная история». В стихотворении «Мерани» звучит мотив ухода из дома в тревожную неведомую даль. Его несет «конь мечты моей» .Вслед страннику дует свежий ветер перемен, он готов принять вызов судьбы. Но откуда тогда печаль, думы о неизбежной ночи? Поступь коня омрачает карканье ворон. Но что же все таки здесь оставляет надежду? Лишь то, что «мой конь крылатый», которого зовут Пегас, протопчет путь другим?
Николоз Бараташвили – настоящий романтик. В 19 веке это течение в литературе было ведущим. Что есть романтизм? Это модное литературное движение, возникшее в Западной Европе в начале 19 века. При всем различии поэтов романтиков, в их творчестве есть и общие черты. Разочарованность в окружающей действительности, ощущение быстротечности жизни, уход в прошлое, любование картинами природы, ярко выраженный индивидуализм и бунтарство. Сам Бараташвили скорее был пессимистом. Этот пессимизм был не наносным цинизмом, как у героя Лермонтова. Нет, в этом была его суть. У него был аналитический склад ума, и он остро чувствовал несоответствие идеала и действительности. Он переживает измену идеалам – будь то личным или общественным. «Злобный дух» который сулит блага в обмен на измену чистоте неприемлем для поэта.
«Твой вольный мир блаженства без печали
Твой рай – суленный столько раз – обман»
Откуда этот пессимизм? Наша жизнь часто расходится с нашими мечтами. Душа поэта особенно чувствует разлад. Она требует особых условий.
Поэт поднимает тему красоты. Как истинный романтик, он ее певец. Но как проницательный человек, он видит ограниченность внешней красоты. Как аналитик, он выбирал между идеалом и стремлением к истине.
«Со стороны мужчины недостаток:
Любовь – не сущность. А ее налет.»
Автор понимал: красота мимолетна – а что не мимолетно в этой жизни? Бараташвили как никто, понимал это. Нет, та красота сквозит в душевном слое, и никогда не может стать стара.
"Навек блаженны любящие двое.
Кто живы силами ее добра.»
В произведении «Гиацинт и странник » - решает вопрос что лучше – воля или спокойствие. Цветок, заточенный в оранжерею, напоминает поэту его собственную судьбу «мой еще не изведанный жребий».
Он посвящает поэму «Судьба Грузии» драматическим событиям того времени – войне Грузии с персами в 1796 году. Война, в которой неизвестен исход и неизвестно что будет – победа, или мир с потерей независимости при вхождении в Российскую империю. Все зависит от соотношения сил. Но и от случайности. Предчувствие победы омрачает предательство соратников. И князь вынужден предать свое прошлое – прошлое своей страны. Но все непросто – поражение в войне позволит сохранить жизни сотен грузинских юношей. Николоз Бараташвили пытается разобраться в психологии князя и в целом одобряет выбор Ираклия. Это был единственный выход.
Поэт не дождался публикации своих стихов и поэм. Впервые несколько стихотворений Бараташвили были опубликованы через семь лет после его смерти. Только после издания в 1876 году сборника его стихов на грузинском языке, Бараташвили стал одним из самых популярных поэтов Грузии.
В советское время все значимые поэты занимались и переводами.Так Борис Пастернак перевел все стихи Бараташвили. А В 1968 году в СССР был объявлен конкурс на лучший перевод стихов Н. Бараташвили « Мерани». В конкурсе приняли участие 200 человек, среди переводчиков были Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Казакова. Теперь у этого стихотворения много сильных переводов.
МЕРАНИ
Книга: Белла Ахмадулина. Сборник стихов




Нет предела тебе! Лишь прыжка опрометчивость
страстная -
Над водою, горою, над бездною бедствия всякого.
Мой летящий, лети, сократи мои муки и странствия.
Не жалей, не щади твоего безрассудного всадника!

Пусть отчизну покину, лишу себя друга и сверстника,
Не увижу родных и любимую, сладкоречивую, -
Но и в небе чужбины звезда моей родины светится,
Только ей я поведаю тайну страдания чистую!

Все, что в сердце осталось, - влеку я во мглу голубую,
Все, что в разуме живо, - безумному бегу дарую!
С ветром бега смешай моих помыслов мрачную бурю!
Мчись, Мерами, пока не паду я на землю сырую!

Пусть не ведать мне ласки родного кладбища пустынного,
Тени предков со мной не поделятся миром и славою!
Черный ворон мне роет могилу средь поля постылого.
И останки костей моих будут для вихря забавою.

Не сойдутся родные - простить мне грехи и провинности,
Не заплачет любимая - крикнут голодные коршуны!
Мчись, Мерани, вперед, за пределы судьбы меня вынеси,
Не бывал я покорным и впредь не узнаю покорности!

Пусть отвергнутый всеми и проклятый всеми, умру я.
Враг судьбы - презираю разящую силу слепую!
Мчись, Мерани, пока не упал я на землю сырую!
С ветром бега смешай моих помыслов мрачную бурю!

Не бесплодно стремленье души обреченной и раненой!
Мой собрат небывалый продолжит прыжок мой над
пропастью.
Неспроста, о Мерани, не зря, не впустую. Мерани мой,
Мы полет затевали, гнушаясь расчетом и робостью!

Мчится Конь - без дорог, отвергая дорогу любую.
Вслед мне каркает ворон злоокий: живым я не буду.
Мчись, Мерани, пока не паду я на землю сырую!
С ветром бега смешай моих помыслов мрачную бурю!

БАРАТАШВИЛИ, НИКОЛОЗ МЕЛИТОНОВИЧ (1817–1845), грузинский поэт.

Родился 15 (27) декабря 1817 в Тифлисе. Выходец из некогда богатой, но впоследствии разорившейся дворянской семьи.

Короткая жизнь Бараташвили (историки литературы по праву ставят его в один ряд с великими поэтами-романтиками П.Б.Шелли, Д.Китсом, М.Лермонтовым, Ш.Петефи, не дожившими до тридцатилетия) была мучительна из-за отсутствия каких бы то ни было надежд и перспектив.

Во время учебы в Тифлисском благородном училище (1827–1835), упав с лестницы, Бараташвили повредил ногу. Неизлечимая хромота помешала поступить на военную службу, хотя он страстно мечтал о военной карьере. Не удалось ему продолжить и образование в университете: единственный кормилец в семье, он вынужден был поступить в судебное ведомство на скромную чиновничью должность.

Все это не могло не отразиться на тональности поэзии Бараташвили и его восприятии мира. Внешне производивший впечатление гуляки, остроумца, чуть более, чем нужно, злого на язык, он испытывал глубокое внутреннее разочарование и одиночество.

Способствовала этому и политическая ситуация – заговор 1832, который имел целью отделение Грузии от России, не увенчался успехом, и хотя заговорщики были наказаны очень мягко, с надеждами вернуть Грузии самостоятельность пришлось расстаться. Бараташвили тяжело переживал этот неуспех еще и потому, что среди участников заговора находился известный общественно-политический деятель, философ Соломон Додашвили (1805–1836), школьный учитель Бараташвили, активно повлиявший на формирование его личности.

Безвыходными были и личные обстоятельства – бедный, физически неполноценный поэт, влюбленный в дочь знаменитого грузинского литератора Александра Чавчавадзе (1786–1846) красавицу Екатерину Чавчавадзе, не пользовался ее взаимностью.

Прославившийся в начале 40-х как поэт (его стихи были широко известны, хотя впервые увидели свет только в 1852, после его смерти), Бараташвили стал лидером художественного кружка, объединившего писателей-единомышленников. Постепенно ширилась и его известность за пределами Грузии – Санкт-Петербургская Академия наук сделала его своим корреспондентом (Бараташвили должен был собирать материалы, посвященные грузинской истории).

Но его опять ждал удар судьбы. В 1844, когда отец Бараташвили полностью разорился, сыну пришлось оставить родные края и отправиться служить сначала в Нахичевань, а позднее в Ганджу. Здесь он заболел злокачественной лихорадкой и вскоре скончался.

Его прах в 1893 был перевезен на родину и погребен сначала в Пантеоне грузинских писателей, а затем – в 1938 – перенесен в Пантеон на горе Мтацминда, где покоятся великие деятели грузинской культуры.

Хотя творческое наследие Бараташвили очень невелико (оно включает всего тридцать семь стихотворений и одну поэму), значение его для грузинской литературы трудно переоценить.

После Давида Гурамишвили, но независимо от него (поэт не был знаком с творчеством предшественника), Бараташвили, преодолев влияние восточной поэзии, продолжил великую традицию, у истоков которой стоял Шота Руставели, Недаром Бараташвили считают вторым по значению национальным поэтом после автора Витязя в тигровой шкуре .

Бараташвили, грузинский поэт-романтик, смог органично усвоить и перенести на родную почву достижения современной ему поэзии европейского романтизма и – в более широком смысле – как русской, так и западноевропейской культур.

Его немногочисленные стихи многообразны по жанрам. Здесь и любовная лирикаКняжне Екатерине Чавчавадзе (1839), Когда ты, как жаркое солнце, взошла… (1840), и лирика философская – Таинственный голос (1836), Раздумья на берегу Куры (1837), Младенец (1839), и жанровый портрет на фоне истории – Наполеон (1839). Различна и поэтическая тональность: элегический строй стихотворения Сумерки на Мтацминде (1833–1836), где поэт чутко прислушивается к малейшим переменам в мире природы и чувствует свою связь с ним: Мне вечер был живым изображеньем друга. / Он был, как я. Он был покинут и один , сменяется неистовым порывом в стихотворении Мерани (1842), рассказывающем о коне мечты, поэтическом скакуне, к которому обращен страстный призыв – обвеять дыханьем встречного ветра печаль и думу поэта-всадника.

Важнейшее место в поэтическом наследии Бараташвили занимает поэма Судьба Грузии (1839), в центре которой – образ царя Ираклия II, его борьба с иноземными захватчиками (изображен захват Тифлиса в 1795 иранским шахом Ага-Магометом) и нелегкие раздумья – можно ли сохранить свободу, жертвуя жизнью лучших сынов страны, или разумнее попросить защиты у более сильного соседа.

В поэме отразилась одна из центральных проблем и для всего грузинского народа, и для деятелей его культуры: было ли благом присоединение в 1801 Грузии к России. Вынужденная (страна изнемогала от вражеских вторжений) и во многом благотворная мера (общение грузинской и русской культур было полезно для обеих сторон), зачастую воспринималась как потеря национальной независимости. И если в поэме не содержится однозначного ответа, в стихотворении Могила царя Ираклия (1842) этот ответ дан – присоединение помогло сохранить страну.

Поэтическим завещанием стало недатированное стихотворение Бараташвили Цвет небесный, синий цвет… . Разные оттенки этого небесного цвета не только окрашивают различные этапы человеческой жизни, они и символизируют тот или иной ее этап. Синева иных начал , которой проникся лирический герой стихотворения еще в детстве, со временем становится цветом глаз любимой: Это взгляд бездонный твой, / Напоенный синевой , цветом мечты, цветом вселенной, чтобы затем сделаться цветом смерти и забвения: Это синий, негустой / Иней над моей плитой. / Это сизый, зимний дым / Мглы над именем моим .

Имя Бараташвили – в числе самых почитаемых имен грузинских литераторов. Знакомо оно и русским читателям.

Наиболее известные переводы стихов Бараташвили на русский язык принадлежат Б.Л.Пастернаку, который представил российской публике практически весь корпус произведений поэта. До него попытку дать полный перевод всего, написанного Бараташвили, предпринял грузинский поэт В.Гаприндашвили (1889–1941). Его труд увидел свет в Тифлисе в 1922. Стихотворение Мерани переводил также М.Л.Лозинский (1886–1955).

Стал частью русской культуры и романс, написанный С.Никитиным на стихи Цвет небесный, синий цвет… .

Сочинения: Стихотворения . М., 1938; Стихотворения . М., 1946; Стихотворения . Тбилиси, 1946; Стихотворения. Поэма . Тбилиси, 1982.

Береника Веснина