Николай альбертович кун. Николай кун

Эту книгу подарили сыну на день рождения. Я сначала переживала, что он маловат для такой серьезной литературы, всего 8 лет. Но муж переубедил. Сказал, что сам он вообще в первом классе ею зачитывался и воспринимал на тот момент как интересную сказку про героя-супермена. С годами пришло понимание, и ценность книги в его глазах совершенно поменялась. Начали вечерние чтения подвигов перед сном, и сын каждый день с нетерпением ждет этого часа. Читаем книгу Куна уже по второму кругу, но интерес ребенка только увеличивается. Очень много вопросов задает по тексту, каждый раз тщательно рассматривает иллюстрации. Геракл - это теперь его кумир. Знакомые удивляются, ведь у их детей кумиры - человек-паук, бетмен и тому подобные существа, к культурному воспитанию не имеющие никакого отношения. И вот уже многие, глядя на нас, тоже начинают читать детям классику. Так что даже восьмилеткам такие книги вполне по плечу, особенно если мама читает и обсуждает с ребенком все, что ему не понятно.

Читать полностью

Екатерина

Наткнулась на эту книгу Куна и в памяти сразу всплыли воспоминания о том, как в детстве я обожала эти рассказы о великом древнегреческом герое. А сейчас спрашиваю одиннадцатилетнюю племянницу о том, кто такой Геракл и чем знаменит. А в ответ тишина. А ведь в мои дни и картинок ярких не было, и качество печати хуже было. А сейчас - я пролистала это издание и ахнула. До чего же чудесные иллюстрации, от страниц вкусно пахнет свежей типографской краской. А начнешь читать - не оторвешься. Приключения сильного, отважного Геракла приобретают новый колорит в таком оформлении.
С племянницей недоразумение уже устранила. Подарила я ей именно эту книгу. Ребенок с удовольствием прочитал, и в школе на классном часе продемонстрировала книгу одноклассникам. А заодно и рассказала вкратце, о чем это повествование. И ребятня заинтересовалась, уже очередь из желающих прочитать выстроилась. Нельзя забывать такие произведения, они во все времена будут актуальны. Вот эти пятиклашки, как пример, при должной демонстрации с удовольствием читают эту замечательную книгу.

Читать полностью

Читала книгу Николая Куна в свои школьные годы и она была у нас дома в родительской библиотеке, но со временем куда-то потерялась. Но детские впечатления от нее остались очень сильные. Все-таки классика всегда актуальна и не теряет своей актуальности. Так что сейчас, когда мой сын заканчивает начальную школу и не смотря на всеобщее увлечение планшетами, которые мешают детям приучиться читать, начал все-таки проявлять интерес к чтению, я решила купить ему эту книжку, которая так увлекала меня в моем детстве. Тем более, что через два года она будет у него проходить по школьной программе. Я видел эту книгу в разных изданиях, но хочется купить именно это, так как серия «Классика в школе» наиболее полно соответствует той программе по которой мы будем учиться в шестом классе. Да и в полиграфическом плане она издана очень качественно, в хорошем переплете и с разумным соотношением цены и качества.

Читать полностью

От книги «Мифы Древней Греции» я просто в восторге! Потрясающее оформление и содержание, конечно, же))) Эту книгу приятно держать в руках. Большой формат, бархатная очень приятная на ощупь обложка, отличный переплет. Толстые, гладкие страницы. Крупный шрифт. И очень яркие, красочные иллюстрации Анны Власовой.
Эта книга, безусловно, является «жемчужиной мирового классического наследия» (С) и, кстати, не из-за оформления, а из-за содержания. Аннотации можно верить на 100%)
Давно мечтала об этой книге. Как-то в детстве нашла книгу Н.А. Куна у деда в библиотеке, и долго не могла от нее оторваться) Читала запоем. Та книжка не была так ярко оформлена, но читать ее было очень увлекательно. Безумно нравились греческие мифы в изложении Куна.
Книга может стать отличным подарком и для детей и для взрослых.

Действительно, легендарная книга. Конечно, нужно помнить, что адресована она школьникам, при этом учебником не является и не претендует на серьезный уровень. По сути, работа Куна - это кратчайшая история мифологии Древней Греции. Ключевое слово - "кратчайшая". Самые сливочки. Но с каким интересом она читается!

Книга разделена на три части - боги Олимпа, герои на Земле ну и плюс отдельно вынесена Одиссея. Причем, я считаю, что пересказ гомеровского эпоса у Куна получился великолепным и я бы рекомендовал сначала читать его, а потом уже погружаться в первоисточник. Вот такой парадокс.

Итак, о чем бы я узнал из этой книги, если бы читал ее вчера впервые:

1. О религии. То, что для древних мифы были собственно сводом религиозных верований, думаю, ни для кого не секрет. Но тут другое. Сравнение политеизма греков с современным монотеизмом. Вот смотрите: у верующих в единого Бога есть собственно он, куча ангелов и еще всякая свита. У Греков есть главный Зевс и куча мала богов поменьше и попроще. А теперь легкое сравнение-допущение. Если Зевс - это Бог-отец, то боги-покровители всяких моряков, хлебопашцев, беременных женщин, влюбленных и так далее - это те же современные святые Николай, Просковья, Николай Чудотворец, Анастасия Узорешительница и снова и так далее. Ну а боги на побегушках вроде радуги-Ириды или Гермеса - это ангелы и архангелы всякие. И внимание вопрос - так в чем разница???
Это я еще Тартар с адом не начал сравнивать, а ведь стонущие души и ослоногие черти там вообще такие же самые.

2. О политике. Власть - она и в Древней Греции власть. Сын свергает отца, подставляет друга, идет по головам и трупам. Разборки на Олимпе не прекращаются как и в любой Раде, Думе и Белом Доме. Постоянные преследования одним другого и всякие кражи - как пример, Гермес угнал коров у Аполлона, про Прометея и огонь Гефеса я вообще молчу.
Более того, частенько междусобойчики этих божков напоминали мне разборки новых русских в 90-е годы, с тем отличием, что олимпийцы, собственно, бессмертные.

3. О браке и изменах. О, это моя излюбленная тема в мифологии. Иногда говорят, что Бог - это и есть любовь, но греки, видимо, полагали, что и заниматься ею боги должны безостановочно. Не Олимп, а бордель какой-то. И самый активист сексуального фронта, конечно же, папаня Зевс. А его жена Гера только тем и занималась, что преследовала его очередную возлюбленную. Ту на гору загонит, ту на остров, ту в море или вообще к людям отправит. Вот чего было бы не подсыпать алмазной крошки в амброзию разок и всех делов? Ладно, он же главный. Да и опять же - бессмертный. Просто так хотелось детектив в мифологию всунуть, вот я и сказал.
Кстати, чтобы нимфа или богиня вышла замуж ее в 90% случаев должны похитить и принудить сходить в олимпийский ЗАГС. Нормальная дамочка в своем уме у них там так не поступает, потому что оставшиеся 10% - это сестры, вышедшие замуж за братьев. Ну ладно, 9%, оставим процент на случайность... Да, и колец у них там не надевали женам, а кормили их зернами граната - и все, уже супружница. Так что, девушки, не покупайте гранат у женатых продавцов!

4. О головной боли. Да, и об этом тоже. Всем известная богиня Афина родилась, когда у Зевса разболелась голова, ему ее раскроили мечом и оттуда вылезла эта прекрасная милитаристка и ткачиха. И вот, дорогие коллеги-мужчины, если у самого Зевса голова может быть беременная и-за воинственно настроенной женщины, то что говорить о нас, простых смертных!

5. О словообразовании. Это так, мимо проходя - ого-го сколько международных слов являются чьими-то мифологическими именами! Эхо, Ямб, Океан, Арахна... Но это так - минутка информации.

6. О невинности. Напоследок. Девственность в мифологии - штука весьма необычная. Есть кто-то кто не слышал о прекрасной богине красоты Афродите? Вот.
Красавица. Спортсменка. Не комсомолка, понятно, ну так не в то время родилась просто. И девственница - навечно, что характерно. При этом у нее несколько детей и фигова туча любовников.
А знаете почему так? У богов все просто - если не замужем, значит девственница! Весьма удобно, на мой взгляд! А не замужем помните почему? Потому что не смогли украсть...

В общем, вот такая шикарная книга, которую можно читать как сказку, а можно найти пищу для размышлений на практически любую тему.

Отдельно я не могу не поблагодарить мою близняшку Леночку @bonita_senorita , которая подарила мне эту книжку в рамках "Тайного Санты". Причем в умопомрачительном оформлении! Благодаря тебе я не только с интересом перечитал мифы и истории от Владимира Куна, но и насладился репродукциями знаменитых мировых шедевров Врубеля, Боттичелли, Рубенса, Гойя и многих других. Спасибо тебе огромное! ☺

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию , Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном

Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.


Окончил Московский университет (1903) и начал работать в Твери в женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича. В 1905 работал в университете Эд. Мейера в Берлине. В конце 1906 вернулся в Тверь; был избран председателем совета Тверского частного реального училища. С открытием в Твери Народного университета в январе 1907 читал в этом учебном заведении лекции по истории культуры.

В 1908 был избран профессором всеобщей истории московских Высших женских педагогических курсов, основанных при Обществе воспитательниц и учительниц им. Д. И. Тихомирова; читал лекции до закрытия курсов в 1918. Одновременно преподавал историю в учебных заведениях Москвы, читал лекции в Московском обществе народных университетов.

В 1911-1912 руководил экскурсиями российских учителей в Риме, читал лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина. С 1915 профессор Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий.

С 1920 профессор факультета общественных наук Московского государственного университета. Одновременно преподавал историю культурыв 1-м Московском педагогическом институте (1918-1925). С 1935 до смерти состоял профессором ИФЛИ (Московский государственный институт истории, философии и литературы).

С 1933 был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии, написал несколько сотен статей и заметок.

Издал перевод «Писем тёмных людей» (1907), написал книги «Сказки африканских народов» (1910), «Магомет и магометанство» (1915), «Италия в 1914 г.» (1915), два тома «Сказки цыган» (1921 и 1922), «Предшественники христианства (восточные культуры в Римской империи)» (1922), «Первобытная религия» (1922), «Сказки народов островов Великого океана» (1922). Однако ниабольшей известностью до сих пор пользуется книга, написанная в 1914 «для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян». Под своим первоначальным названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» книга был издана в 1922 и 1937. С 1940 она неоднокатно переиздавалась массовыми тиражами под названием «Легенды и мифы Древней Греции».