Нефть из мусора. Не только байкеры

В мире

Человек – общественное животное, производящее мусор.
Вполне возможно, что воронежский инженер Владимир Петрович Комаров изобрел почти вечный двигатель. Его реактор, уже названный реактором Комарова, или Русским реактором, избавляет человечество от большой напасти, сопровождающей цивилизацию и принявшей нынче угрожающие размеры. И дает при этом побочный ценный продукт.
Считается, что каждый житель большого города за один год создает 300 килограммов отходов. Теоретически получается, что ежегодно Москва вывозит за свои пределы до 30 миллионов тонн мусора. Десять имеющихся полигонов-свалок занимают 860 гектаров земель. Но помимо них столько же подпольных, незаконных. Самый безобидный случай – дачные поселки. В Московской области более 11 тысяч садоводческих товариществ. Из них только треть вывозит мусор, как положено, а остальные дачники выбрасывают отходы куда придется.
Через два-три года полигоны переполнятся, и придется отводить под свалки новые и новые территории. Сельские жители становятся жертвами мегаполиса.
Такое же положение во всех краях и областях. Самая большая свалка России – в Нижегородской области, печально знаменитый Игумновский полигон. Он горит, и горит уже 30 лет. Погасить невозможно, потому что очаг тлеет под землей, чуть ли не на глубине двадцати метров.
Существует договор, по которому к 2010-2015 годам развитые страны прекратят вывоз мусора на полигоны под открытым небом. Но к тому времени Подмосковье может превратиться в большую помойку. Хотя московские городские и областные чиновники все время рассказывают, как они собираются решать проблему и что и как будет сделано в ближайшее время. Теоретически известно, что делать, – строить заводы по сжиганию мусора. Но у нас их считанные единицы, и появление, тем более массовое появление новых не предвидится. Чтобы сжечь одну тонну отходов – надо потратить 1,5 тысячи рублей. А чтобы вывезти ту же тонну на полигон – 200 рублей. Даже если начнут строить – тут же натолкнутся на сопротивление местных жителей. Продукты горения еще опаснее, чем разлагающийся возле их деревень мусор. Требуются мощные фильтры – и они существуют, но их установка взвинтит стоимость и цены до нереальных.
Однако сжигание отходов – в цивилизованном мире вчерашний день. Учеными из института проблем химической физики в подмосковной Черноголовке разработан метод утилизации, практически безвредный для природы. “На начальном этапе мусор сортируют, отделяя полиэтиленовые пакеты, бутылки и прочий неорганический материал, - объясняет депутат Московской областной думы, член комитета по экологии Сергей Захаров. - Все это направляется во вторичную переработку. А оставшиеся отходы отправляются в печи, где при температуре в 1200 градусов превращаются в газ, который может стать топливом для котельных или ТЭЦ. Замечу, что в отличие от природного газа или угля запасы мусора безграничны. При такой технологии количество вредных выбросов в атмосферу уменьшается в десятки, а то и сотни раз. В Московском регионе, чтобы переработать весь объем производимого населением мусора, нужно построить как минимум 100 заводов. Цена вопроса - 2 миллиарда евро”.
Теоретически и это преодолимо. Сейчас москвичи платят за вывоз мусора. А надо сделать так, чтобы мы платили за утилизацию, то есть побольше. Деньги пойдут на строительство заводов. Но знают ли отцы города и области, как это сделать практически, - неизвестно.
Информация из городка ученых, Черноголовки, интересна еще и тем, что воронежский изобретатель Владимир Петрович Комаров свой реактор построил, исходя из их разработок. А не с потолка взял, не морочит голову доверчивым журналистам.
Вот уже год, как слава о его чудо-реакторе идет по России. Даже в далеком сахалинском городе Холмске о нем знают и требуют у местных властей участия во всероссийском общественном проекте “Русский реактор”.
Владимир Петрович Комаров по образованию инженер, по призванию и рождению – из вечной породы русских умельцев. Как в советские времена говорили – рационализаторов. Их техническая мысль неожиданна, часто построена по принципу “голь на выдумки хитра”. Так, Владимир Петрович придумал зерносушилку из пеналов зенитно-ракетного комплекса С-75, а обычную бетономешалку встроил в “Запорожец”.
Но его реактор – изобретение другого ранга, другого масштаба. “Изобретение Владимира Петровича заслуживает серьёзного внимания. Конечно, многое ещё придётся проверять опытным путём, но думаю, что он сказал новое слово в технологии переработки твердых бытовых отходов”, - утверждает профессор, доктор технических наук Юрий Шаповалов, заведующий кафедрой “Машины и аппараты химического производства” Воронежской технологической академии. На этой кафедре и разработали техническую документацию изобретения Комарова.
В основе его метода, объясняют ученые, – реакция пиролиза, то есть горения без доступа воздуха. А это уже химическая реакция, которая дает не только дым и сажу, а нечто существенное – другой материал. От пиролиза древесины, например, - древесный уголь, метиловый спирт, уксусную кислоту, ацетон. На этой же реакции основано производство бензина, вообще переработка нефти.
Владимир Петрович Комаров гигантские заводы не строит и не придумывает – он придумал передвижную установку, которая устанавливается на грузовике. И может перемещаться куда угодно. Кому понадобится более мощная – нет проблем, все зависит от желания и масштаба работы. А реактор Комарова называют почти вечным двигателем потому, что энергия требуется только для первоначального запуска. А дальше в процессе пиролиза мусора выделяется газ, который и идет в топку. Но лишь треть, а основная часть – готовое топливо хоть для автомобилей, хоть для котельных.
Узнав о реакторе Комарова, его тотчас пригласил к себе губернатор Белгородской области Евгений Савченко. На заводе “Химмаш” построили первую, опытную установку, которая переработала 80 тонн бросовых шин в 10 тонн солярки. А этих шин у нас – миллионы и миллионы тонн. Никто не знает, что с ними делать. Сжигать – все небо закоптишь и весь народ отравишь. А реактор Комарова утилизирует их практически без выбросов в атмосферу и вдобавок к солярке дает еще и сажу, пригодную для промышленного производства.
Любые отходы – от залежей куриного помета на птицефермах, вреднейшего, кстати, продукта, до древесных опилок, порубочных остатков на лесосеках – перерабатывает его реактор в горючий газ, в топливо.
Сейчас Владимир Петрович Комаров нарасхват. Он уже не частное лицо, изобретатель-одиночка, который первую установку сделал дома из корпуса старого огнетушителя и находил понимание лишь у журналистов, Комаров - глава открытого акционерного общества “Русский реактор”.
Москва

СЕВАСТОПОЛЬ, 19 августа. /Корр. ТАСС Андрей Мединский/. Байкеры мотоклуба "Ночные волки" показали в Севастополе очередное шоу, которое в этом году было названо "Русский реактор". Театрализованное представление с масштабными декорациями, каскадерами, ретро-техникой, музыкой, танцами и стихами было посвящено истории России от свержения монархии в 1917 году до наших дней, передает корреспондент ТАСС.

Задолго до начала байк-шоу у горы Гасфорта под Севастополем, где находится площадка клуба, собрались тысячи людей. Сильный ливень остановил начавшийся в 18:00 концерт, но вскоре он был продолжен, и перед публикой выступили такие исполнители, как "Чичерина", "Кипелов", Ольга Кормухина, Владимир Кузьмин и группа "Динамик". Само шоу "Русский реактор" началось в 23:30.

"Русский реактор" - метафора писателя и публициста Александра Проханова, который писал, что этот реактор "в русском народе извечно пылает и гудит, рождая невиданную энергию", "питает каждое русское сердце и весь народ, побуждая его на великие деяния". Как рассказал лидер "Ночных волков" Александр Залдостанов, известный как Хирург, этот образ настолько ему понравился, что стал ключевым в концепции байк-шоу 2017 года.

Байк-шоу

Шоу "Русский реактор" представляет собой смесь исторических реконструкций, смены огромных декораций, танцев, музыки и текстов, которые читает сам Залдостанов.

После сцены отречения от престола императора Николая II и последовавшей революции, изображенной движением горящих декораций, которые символизировали ворота в преисподнюю, на площадке развернулся бой красных с белогвардейцами и махновцами. "Ненависть смешалась с мечтой, она раскупорила гигантский сосуд русской страсти, сокрушительной энергии, мечтательного утопизма и беспощадного русского бунта", - говорил лидер "Ночных волков".

Затем на площадке, символизируя индустриализацию и подъем страны, появились советские физкультурники, сопровождавшие военные самолеты той эпохи. Вслед за самолетами площадку пересек трактор "Сталинец", который был специально доставлен для байк-шоу из Челябинска.

Были показаны и все следующие периоды истории Советского Союза, вплоть до его распада, а также Россия 90-х годов и ее возрождение сейчас. Завершилось шоу праздничным фейерверком.

Работа каскадеров

Все представление "Русский реактор" сопровождалось работой трюкового подразделения "Ночных волков" - "Каскадер". По словам постановщика трюков Игоря Панина, показанное на байк-шоу сложно выполнить даже профессиональному каскадеру.

"Если взять конные трюки, то здесь очень много стрельбы, почти прямая стрельба в лошадей, у нас было порядка 18 репетиций, а все равно каждый раз лошади волнуются, хотя они и привыкшие. Огненный фристайл, когда мотоциклисты прыгают с трамплинов с огнепадом, - никто этого в мире не делал, их слепит, три года назад мы поджигали стартовый трамплин, но в этом году у нас горит и приходный трамплин - они прилетают в огонь, то есть они ничего не видят", - рассказал Панин.

В этом году также показали "Колесо смерти" - цирковой номер, в котором артисты выполняют трюки внутри и снаружи вращающейся конструкции, состоящей из двух соединенных между собой колец. Эта конструкция была размещена на площадке на высоте 25 метров, при этом артистам приходилось работать без страховки, которую невозможно было закрепить на этом устройстве.

Не только байкеры

В шоу "Ночных волков" также нашлось место классической музыке в исполнении пианиста, народного артиста России Юрия Разума. В шоу также приняли участие Ансамбль песни и пляски Черноморского флота, исполнивший советские песни, и танцевальные ансамбли "Карамель" и "Марта".

"В этом году мы не только ставим танцы, но и делаем барабанное шоу. Мы посредством языка тела стремимся донести те мысли и идеи, которые звучат в песнях и стихах на байк-шоу, мы с Хирургом первоначально нашли общий язык, я поняла, что ему нужно, а ему понравилось, что мы делаем", - рассказала Марта Августинович, руководитель студии танца "Марта".

Приехали со всего мира

Традиционно на байк-шоу "Ночных волков" в Севастополе съезжаются представители отделений клуба со всей России, а также из Донбасса.

"Мы из Чечни, проехали сюда 1,2 тысячи километров. Наше отделение открылось в 2015 году, а байк-шоу - это самое значимое мероприятие в году, которое проводят "Ночные волки". Но главное это то, что оно несет смыслы настоящего, прошлого и будущего", - говорит байкер из Грозного по прозвищу Апа.

Также в этом году в Севастополь приехали мотоциклисты из стран Европы: Великобритании, Германии, Польши, Хорватии, Сербии и Черногории. "Мы из Чехии, Словакии и Польши, уже второй раз на байк-шоу. Мы "Ночные волки", здесь, в России наши братья, и мы приезжаем их поддержать", - говорит Йозеф Гамбалек, президент отделения мотоклуба "Ночные волки Европа".

Во второй день байк-шоу, 19 августа, состоится не только традиционный рок-концерт - впервые у праздника появится спортивная составляющая. На заводненном карьере у горы Гасфорта пройдут показательные выступления вейкбордеров и бойцов MMA. Попробовать себя на ринге сможет любой желающий, а дети смогут записаться в спортивные секции.

«Ваша задача – не просто сделать что-то новое, ваша задача – сделать принципиально новый шаг. Посмотрите, как сегодня развивается мир. Есть страны, которые по количеству населения несопоставимо больше нашей, есть государства, где технологии, современные способы управления гораздо эффективнее, чем у нас. Но возникает вопрос: если мы существуем больше 1000 лет, и так активно развиваемся, и укрепляем себя, значит что-то у нас есть такое, что этому способствует? Это «что-то» – это внутренний «ядерный реактор» нашего народа, русского человека, российского человека, который позволяет двигаться вперед. Это некая пассионарность, о которой Гумилев говорил, которая толкает нашу страну вперед. И вот вам, тем кто сейчас вступает в активную жизнь, надо иметь это в виду, и добиваться качественно лучших результатов».

В тысячелетнем Ярославле Владимир Путин напоминает о тысячелетнем историческом пути России.

Это не так банально, как может показаться. Долгое время дискурсом нашей власти были рассуждения о «нашщей молодой стране» возникшей, якобы, в 1991 году. Такие рассуждения позволяли всевозможным реформаторам и экспериментаторам освободиться от груза русского прошлого, чтобы строить новую жизнь, влитую в ритмы «мирового сообщества».

Но вскоре выяснился парадокс – освобождение от прошлого оказывается освобождением от будущего. Дефицит русского будущего напрямую порождается дефицитом русского прошлого. Человеку эпохи модерна, отрекшемуся от мифа о «золотом веке» привычно населять будущее прекрасными образами, а всё дурное низвергать в прошлое, как некий ад – «отречемся от старого мира». Все же, в элементарный здравый смысл подсказывает ему, что не только «настоящее является следствием прошедшего», как настаивал Карамзин, но и будущее произрастает на той богатой, жирной и плотной или же, напротив, на скудной и развеваемой как песок, почве, которую представляет собой прошлое. Чем богаче состав прошлого, чем развитей наша корневая система, проницающая его, тем питательней соки, устремляющиеся к пышной кроне грядущего века. Недостаточность, оскудение прошлого ведут и к иссушению будущего.

Историческая традиция есть аккумуляция энергии для дальнейшего исторического движения.

В умелых руках она не мертвый груз, а строительный материал и инструмент. Мало того, – прошлое оказывается палочкой-выручалочкой тогда, когда настоящее заходит в тупик. На это указывал «отец консерватизма» Эдмунд Бёрк, подвергая критике французов, которые, сочтя свою текущую государственность негодной и не обеспечивающей свободы, начали разрушать её «до основанья, а затем». Исступленному нигилизму Бёрк противопоставил программу восстановления достоинства через обращение к дальним предкам через голову ближайших.

«Если последние поколения вашей страны не имели особого блеска в ваших глазах, вы могли, обойдя их, обратиться к более древним вашим предкам, благоговейно склоняясь перед ними. Ваше воображение узрело бы в сих предках образец добродетели и мудрости, стоящий выше грубых потребностей текущего момента, и вы могли бы возвыситься, подражая образцу, вдохновившему вас. Почитая предков своих, вы научились бы почитать самих себя».
Вот почему так важно, что

Владимир Путин вернул в политический оборот «русское тысячелетие», вместо «четвертака», отсчитываемого от потрясений 1991 года. База нашего будущего стала в четыреста раз устойчивей.

И то движущее начало, которое позволяет нам строить на этом фундаменте, Путин обозначил как русский внутренний ядерный реактор, прибегнув к образной терминологии выдающегося русского мыслителя Льва Николаевича Гумилева, введшего в науку, социальную мысль и публицистику термин «пассионарность».
Поражает то насколько точно и корректно употребил Путин понятие «пассионарности», по сути очищая его от нанесенных ложных смыслов.

В последнее время слово «пассионарность» в нашей публицистике использовалось совершенно безобразно, вкривь и вкось, обычно в ключе национального нигилизма – мол «у русских убывает пассионарность», «мы на фазе обскурации», да еще и с проповедью теорий квази-евразийского «всесмешения» в России, которой, якобы необходимо «влить кровь более пассионарных народов» (роль которых почему-то обычно играют народы Средней Азии и Кавказа, которые, согласно гумилевской теории, как раз находятся в глубоком упадке пассионарности). Пассионарность представляют как некий заряд в аккумуляторной батарее, этносе, который постепенно необратимо убывает, если его не подключить к электросети – «космосу». И в такой интерпретации понятие приобретает какой-то прямо полуоккультный оттенок.

Путин же заговорил о пасионарности как о страсти, как о жизненной энергии, движущей русских в будущее. И здесь небесполезно вспомнить теорию самого Гумилева, а не её газетные перепевы.
Гумилев понимал этнос как сообщества связанного особенной системой адаптаций к ландшафту, передающихся через этническую традицию, представляется мне истинным. Гумилев определяет традицию следующим образом:
«Иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, мировоззренческих установок, характерных для данного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Накопленной этнической традицией и определяется своеобразие каждого этноса, его место в ряду других народов».

Другими словами этнос это система которая воспроизводит сама себя в определенном ландшафте при помощи людей, которых она отпечатывает по матрице своей традиции - не «гармошки-балалайки», а фундаментальных адаптаций. Цель существования этноса - при помощи своей традиции воспроизводить себя как этнос.

А вот пассионарность - это свойство не этноса, а человеческого существа. Пассионарий это индивид. «Много пассионариев» это много пассионарных индивидов. Кстати зачастую пассионарии друг друга не переносят и стремятся поскорее друг друга убить. Пассионарий - человек с зашкаливающей жизненной энергией, которая отключает у него инстинкт самосохранения, в этом смысле всегда один.

Этнос не производит пассионарность, но потребляет её, как топливо, не как машина потребляет бензин, но скорее как организм потребляет пищу. Этнос выступает как агрегатор пассионарности. Употреби Гумилев в своё время это слово и всё бы встало на свои места.

Задача этноса как системы «улавливать» пассионариев, втягивать их в себя, «расщеплять» их деятельность на полезные вещества для своего этнического строительства - расширение территории, экспансию, культурные артефакты и т.д. Но самое главное для этноса - заставлять пассионариев на биологическом уровне (пассионарность, как мы помним по Гумилеву, передается половым путем) вливать эту пассионарность в этнос через семя, а затем этнос обрабатывает новорожденных членов этноса при помощи традиции.

Перед нами не «всеприятие» и не «мультикультурализм», а нечто прямо противоположное - насос, который безошибочно определяет полезного человечка, вытягивает его из его этноса, перемещает свой, уменьшает заряд там, увеличивает здесь.

Для сильного этноса это беспроигрышная игра. Этнос у которого все в порядке всасывает в себя пассионариев, отметает шлак и полностью перерабатывает полученный человеческий материал своей традицией. Сама традиция, при этом, непрерывно гибко развивается, самоадаптируется к результатам деятельности пассионариев. Точнее сказать, -

традиция объявляет практически все результаты деятельности пассионариев не противоречащие прямо фундаментальным адаптациям этноса… традицией. То, что совершил во благо этноса великий человек, то и есть традиция.

Не правда ли, и в самом деле похоже чем-то на ядерный реактор?

Гумилев много говорил о кризисных явлениях в жизни этносов и, до недавнего времени именно эта, кризисная сторона его теории воспринималась как главная, поскольку мы сами ощущали себя в глубоком кризисе.
Этнос с проблемами начинает изолироваться, чтобы удержать целостность традиции, пытается достичь «гомеостаза», стать «изолятом». Изоляция позволяет снизить падение пассионарности в системе до естественной убыли. Это единственно верная стратегия, поскольку в этносе главное это «реактор» традиции - пока он не сломан, любой приток энергии может этнос оживить и заставить переродиться, как с этносами постоянно и происходит и потому многие из них, в лице их традиции, живут гораздо дольше 1000 и даже 1500 лет.

И напротив, немногочисленные пассионарии, воспитанные в традициях этого этноса, подпитывают собой другие реакторы, другие этносы, обрабатывающие детей по своим традициям, «уезжают жить в Лондон».
Гумилев ввел в постсоветской России моду на евразийство. Хотя и здесь последователи поняли его неверно, они начали откровенно унижать русских перед тюрками и иными степными народами. Мыслитель говорил совсем об ином – как последователь славянофилов и старших евразийцев он предупреждал против западнического прельщения, западнического пленения русской культуры, государственности и народа.
Он полагал, что «комплиментарность», то есть совместимость для жизни в рамках одной государственной и культурной традиции у русских и у татар, башкир, других народов Евразии, гораздо ближе, а потому нам нужно держаться вместе (интересно, что во времена Гумилева еще не были известны результаты генетического исследования евразийских народов показавшие, что и у восточных славян и у некоторых тюркских этносов общий геном, R1a1, унаследованный от древних индоевропейцев живших в сердце Евразии).
Странным образом гумилевская теория была подана в прямо противоположном ее исходным идеям смысле – не как основание для общности, а как повод для отодвигания, унижения и даже подчинения русских, как повод для сепаратизма и фантазий о возрождении Золотой Орды. Между тем для Гумилева, как и для других евразийцев, Евразией была Россия, а фактором её единства – русский народ. «Творец русской истории – русский народ» – подчеркивал другой евразией, Г.В. Вернадский в своем «Начертании русской истории».
И когда сегодня Владимир Путин говорит о том «внутреннем ядерном реакторе», который позволяет тысячелетней России двигаться в будущее, о той пассионарности, которая пробуждает в нас страсть жить, творить и сражаться, и обращается к наследию Гумилева, то надо понимать, что в сердцевине этого реактора – русская историческая традиция, основанная как на глубокой адаптации к вмещающему ландшафту России, так и на идеальных духовных целях и смыслах, которые уже какое столетие поддерживают нашу энергию преодоления.

Гумилев никогда не ставил вопроса о качественном содержании той пассионарности, той страсти, которая движет жизнь этноса. Для него было важно, что эта страсть побуждает человека, пассионария, преодолевать порог простого приспособления к жизни. Между тем, здесь его теорию можно было бы развить и дополнить. Каждая этническая традиция окрашивает пассионарность в себе в особые цвета. И русская пассионарность – это, прежде всего, энергия преодоления невозможного, это стремление к тем экстремальным значениям на которых осуществляется немыслимое.

К такой ориентации усилий нас подталкивает наша среда, экстремальный Север, который может считаться просто непригодным для развития столько высокой и разносторонней цивилизации, да еще и занимающей столь обширную государственную территорию. Однако русские осуществили это невероятное предприятие и двинулись дальше, в космос, в Арктику и Антарктику, в океаны.

В русском культурном коде – великие и невероятные дела совершенные немыслимо малым числом людей.

И характерно то, что разговор Путина и молодежи строился сегодня именно в этой логике. «Починив» в значительной степени механизм нормальной русской этнической традиции (пусть еще не все отлажено, но так ведь и починка была скоростной), Путин приобрел власть всерьез говорить о будущем не только как о «жизненном приспособлении», но и как о движении к новым невероятным горизонтам – перелеты между концами страны через космос, разработка искусственного интеллекта, развитие атомной энергетики. Причем в его словах футуристическая перспектива не отрицает прошлое, а развивает и упрочняет его.

Президент не заигрывает с молодежью как мнимым «хозяином будущего», а приглашает в продолжатели и соработники, в строители.

Путин приглашает молодых в своеобразную коалицию пассионариев, которая одержима страстью вывести Россию на рубежи невозможного и видит в этой страсти наше конкурентное преимущество перед западной организационной техникой и восточной многочисленностью. И на этом фоне политиканы, порожденные эпохой распада, вся мысль которых сводится к «приспособлению», прежде всего к приспособлению к западу, выглядят откровенно жалко. Еще не успев состариться они уже отброшены во вчерашний день.

В Крыму прошло ежегодное международное байк-шоу, включившее в себя концерт популярных рок-исполнителей и театрализованную постановку «Русский реактор». Организаторами мероприятия, которое уже несколько лет является «центральным» для байкеров России и Европы, по традиции стал клуб «Ночные Волки».

Место проведения - Севастополь, окрестности горы Гасфорта. Фестиваль проходит в два дня, 18 м 19 августа.

Что касается, концерта, то в нем принимают участие, такие группы, как «Кипелов», «Дискотека Авария», «Чичерина», «Моральный кодекс», 7 «Б», Княzz, Crush-Car-Burn и многие другие.

«Русский реактор», в свою очередь, это театрализованное представление, в котором задействованы байкеры, актеры и акробаты. Главным режиссёрам «Русского реактора» является глава «Ночных волков», Александр «Хирург» Зладостанов. Оргаанизаторы характеризуют шоу, как «масштабный трюковой, пиротехнический, музыкальный экшн, направленный в будущее и адресованный стране».

Главной идеей постановки, которая прошла вчера ночью стало видение России, как некоего «реактора», где генерируется космическая энергия, не дающая погибнуть всему человечеству. Россия в данном случае - это страна, которая дает движущие и жизненные силы всему остальному миру. «Противостояние России и Запада, сил Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Хаоса - вот основное полотно, на котором в авторы постановки постараются творчески осмыслить сакральное предназначение нашей страны», - говорится в релизе мероприятия.

«Ночные волки» проводят свои шоу с 1995 года в самых разных российских городах. С 2009 года они перенесли свои мероприятия в Севастополь где находится одна из баз мотоклуба.

Помимо «Русского реактора» и концерта, в рамках фестиваля прошли спортивные мероприятия, выставка военной техники, а сегодня идет массовый мотопробег.

В нем, к слову поучаствовало множество байкеров из Европы, которые в восторге от всего происходящего. Так, британский байкер Эндрю Баклз приезжает на естиваль уже шестйо раз. По его словам, «Байк-шоу в Севастополе отличается от какого-либо фестиваля во всем мире».

Мотоциклисты из Германии поддержали своего британского «коллегу»: «Мы гордимся тем, что мы здесь, в Крыму, принимаем участие в байк-шоу и уверены, что это будет потрясающе. Здесь такие открытые, дружелюбные люди, мы в восторге! Очень дружелюбные». И таких оценок от иностранных гостей - подавляющее большинство. Хотя многие добирались до Севастополя практически «своим ходом» и очень устали. При этом, европейских байкеров, по их словам, не особо волнуют антироссийские санкции, поскольку они вне политики, и более того, не согласны с нынешней европейской, а по сути, американской политикой давления на нашу страну.

В этом году фестиваль собрал несколько тысяч гостей и участников. Одних только актеров, акробатов и каскадёров, задействованных в шоу «Русский реактор» было несколько сотен. Само шоу аллегорически рассказывало сотню России за последние 100 лет, начавшись с отречения царя Николая II, и упоминая все важнейшие вехи истории, которые прошла наша страна за этот период, вплоть до настоящего момента.

Как заявил глава «Ночных волков», Александр Зладостанов, «Я посвящаю это нашему президенту Владимиру Путину». В конце представления зрителям был продемонстрирован огромный «Русский реактор», который и олицетворяет всю нашу страну и наш народ.

Один из гостей фестиваля, президент Южной Осетии, Анатолий Бибилов так прокомментировал происходящее: «Я не первый раз на этом байк-шоу. И каждый мой приезд связан с абсолютным пониманием происходящего. А все происходящее связано с патриотизмом, с мощью государства Российского. Когда видишь, сколько здесь народу, то понимаешь, что такие мероприятия действительно объединяют - они показывают единство».

По словам же местных, крымских чиновников, байкеры заслуживают огромного уважения за свою многолетнюю работу, и за то, что проводили такие фестивали и такой патриотической направленности, даже в те годы, когда Крым входил в состав Украины.