Написать сказку чтоб было имя существительное. Лингвистическая сказка страна существительное

Главная > Сказка

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

СТРАНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Жила-была на свете одна страна. Называлась она Существитель ное. И было ней было три города: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение. Всеми жителями Существительного управлял король. Он относил всех к мужскому, женскому или среднему роду, а затем решал, кто в каком городе будет жить. В первый город он заселял жителей мужского и женского рода, чьи имена оканчивались на А и Я. Самые известные в Первом склонении были Мама, Папа, Тетя и Дядя. Во второй город король заселял жителей мужского рода, имена которых были с нулевым окончанием, и среднего рода, чьи имена заканчивались на О и Е. Во Втором склонении жили и Окно, и Море, и Конь, и другие. А в третий город король заселял только дам. Их имена были с нулевым окончанием. Всем были известны девушки с именами Печь и Степь. Жили все счастливо, не ссорились, пока однажды в страну не приехали новые жители. Их было двенадцать: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя. Расселил их король по трем городам, и жизнь продолжилась. Но недолго страна была в покое. Участились ссоры, скандалы, конфликты. По стране ходили различные слухи. И виной всему были новоселы. Король был сильно обеспокоен тем, что случилось. Раньше была тихая, мирная страна, а сейчас даже гражданские войны начались! Король понял, что все дело в неверном расселении. И решил он создать село Разносклоняемое, куда отправил двенадцать новоселов. С конфликты между жителями прекратились. И стали они жить-поживать да добра наживать.

Панюкова Наталья, 7 «а» класс

  1. Сочинение лингвистической сказки 20

    Сочинение

    Современного школьника мало чем можно удивить, а тем более, заинтересовать. Особенно это касается правил, определений, орфограмм, которые кажутся ученикам однообразными, скучными и нудными и становятся главной их неприятностью, снижая

  2. Ф. М. Достоевский создавал роман «Бесы» как описание «недавних и странных событий», как «хронику», «историю» . Для классика русской литературы была важна документальная точность, перечисление исторически важных дета

    Литература

    При написании сценического монтажа по роману Ф.М. Достоевского «Бесы» В.Е. Максимов широко использовал публицистические средства выразительности, дав произведению свою современную интерпретацию.

  3. Учитель русского языка и литературы

    Документ

    способствовать воспитанию толерантности, личной ответственности за выполнение коллективной работы, желания выразить себя и обогатиться новыми знаниями.

  4. Грамматическая сказка как прием формирования грамматических навыков в начальной школе (реферат)

    Сказка

    Сегодня обучение иностранным языкам в школе начинается со второго класса. Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние

  5. В. Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки

    Книга



жили-были слова одной части речи,

которые сочинили о себе

хвастливую песенку:















Добро пожаловать в морфологическое королевство.

Её величество

Королева МОРФОЛОГИЯ

Его величество

Король ЯЗЫК.


МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ КОРОЛЕВСТВО БЫЛО УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВО. ПОВСЮДУ ЛЕТАЛИ БАБОЧКИ, ЦВЕЛИ КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ.

И БЫЛА В КОРОЛЕВСТВЕ УЛИЦА

ПОД НАЗВАНИЕМ «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ»



Самый интересный житель этой улицы – Имя Существительное.

Имя существительное - это маленькие гномики. Они были очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?».


Жители этой улицы играли огромную роль в королевстве. Они обозначали:

  • Предмет
  • Явления природы
  • Процесс действия
  • События
  • Животный и растительный мир.

Король и королева их очень уважали и ценили.


Одушевленность или

неодушевленность

Маленькие гномики имели постоянные признаки:

Склонение


ОДУШЕВЛЕННЫЕ


НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ


МУЖСКОЙ РОД

Король разделил маленьких жителей улицы на три рода:

ЖЕНСКИЙ РОД

СРЕДНИЙ РОД


МУЖСКОЙ РОД (ОН МОЙ)


ЖЕНСКИЙ РОД (ОНА МОЯ)


СРЕДНЫЙ РОД (ОНО МОЁ)


А королева разделила

все имена существительные

на три склонения.

Склонение – это как знак зодиака:

с каким окончанием родился,

к такому склонению и относишься.


1 склонение

Имена

существительные

мужского и женского рода

с окончаниями

- а, - я;

мужчин-а,

планет-а,


2 склонение

аквариум □

растени-е

Имена

существительные

мужского рода

с - окончанием;

среднего рода

с окончаниями

- о, - е

цветок □ отражени - е


3 склонение

Имена

существительные

женского рода

с ь на конце

мать □ дочь □


Маленькие гномики имели и непостоянные признаки:


Жили на улице еще маленькие и веселые эльфы – окончания имен существительных единственного и множественного числа.


ЧИСЛО

Единственное

девочка

рыба

птица

собака

гриб

Множественное

девочки

рыбы

птицы

собаки

грибы


Эльфы прилетали и улетали в зависимости от падежей. Они очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь и видоизменяясь.

А все падежи были важные и каждый думал, что он главный.


ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы Кто? и Что?

Ни с чем не спутает, никто.


РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

А я – падеж Родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – И вот он я;

Предлоги часто мне друзья;

И « С », и « До », и « У », и « Из » -

« До » неба вверх и « С » неба вниз.


ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Если б я названия падежам давал

Себя б дарительным назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу.

А еще Кому? Чему?


ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

А я винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

И им «пятерки» раздаю.

Кого позвать, во Что играть,

Могу ребятам подсказать.


ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Я творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите Чем? , творите Кем?

Я подскажу Вам без проблем.


ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

А я падеж ПРЕДЛОЖНЫЙ.

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О КОМ?, О ЧЕМ? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги!



А еще имена существительные любили играть в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена.

собака Шарик


Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Веселой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки –

Таинственная незнакомка

"Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).

Здесь живет такая-то буква?

Не могли бы вы сейчас поработать?

Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило.

В начале слова не работаю.

А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит.

Простите, в таких местах не бываю.

Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

Какие это буквы, будьте добры?.

Первая - Н, а за ней -Ч.

Нет, туда не пойду.

А после Ч? Перед Т?

Если в глаголе - тогда с удовольствием.

Нет, в существительном.

Ничем не могу вам помочь.

Дверь захлопнулась.

Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?"

Волшебник Существительное

Дети подошли к аккуратному маленькому домику. На калитке висела табличка:

За забором все увидели маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руках у него была тоненькая палочка.

Неужели волшебник? - подумала вслух Катюша. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и превратился в кошку!

Ох! - дружно вздохнули Катюша и Женька Апельсинкины.

Дедушка! - закричала Катюша.

Я не дедушка, а Имя Существительное.

А вы можете превратиться … ну в дерево, например?

Пожалуйста, - ответило Имя Существительное и превратилось в дерево.

А в коня? В коня - можете? - восхищённо завопил Женька.

Нет проблем! - И он стал конем.

Извините, пожалуйста, а не могли бы вы превратиться в Золушку? - застенчиво попросила Катюша.

Ну, конечно, могу.

Ах! Какая красивая Золушка получилась!

А можете вы превратиться в чайник? - попросил Женька.

Разумеется! Я могу превратиться в любой предмет.

Что это такое - предмет? Я не понял! - сказал Женька.

Очень просто, ПРЕДМЕТАМИ называют все вещи, все растения, явления природы, города, сёла, машины.

Люди, животные, насекомые - это тоже ПРЕДМЕТЫ.

Итак, запомните, друзья: ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ. - ЭТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Вслушайтесь в моё имя: Существительное - то есть обозначающее всё, что существует.

На вопрос ч т о? отвечают неживые предметы, то есть неодушевленные (цветок, мяч, машина и т.д.), а на вопрос к т о? - живые, то есть одушевленные.

Волшебник Имя Существительное взял волшебную палочку и нарисовал Катюшу.

Женька! - обиженно загудела Катя. - Смотри, он меня нарисовал. Скажи ему, я - Катя, девочка, и совсем никакое не имя существительное!

Ты сама, конечно. Не часть речи, а слова, которые ты назвала: Катя, девочка, - всё это существительные. Имя твоё Катя - тоже существительное, только о нём говорят ещё, что это имя СОБСТВЕННОЕ. И Женя - имя собственное, оно его и ничьё больше. А фамилия - Апельсинкины - тоже имя собственное, ваше имя собственное. И все клички животных - тоже имена собственные. И названия городов, деревень, журналов, улиц. Запомните: ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ВСЕДА ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. А все остальные существительные называются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ и пишутся с маленькой буквы, если, конечно, они не начинают предложение.

(В.Волина

Как у существительных род появился

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

(В.Волина)

Друзья спешат на помощь

Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли. Смотрят, а Существительное лежит и стонет.

Что с тобой? - спрашивают друзья.

Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

Да, - задумались Прилагательное и Местоимение. - По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

Ну что вы! - возмутилось Существительное. - Ученик - он. Значит, мужской род. Ученица - она. Значит, женский род.

Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море ?

Вздохнуло Существительное:

Здесь смотрите на окончания! Всё теперь они решают: если -а (-я) - женский род, -о (-ё) - средний, нет окончания - мужской.

И ничего не решают! - затараторило Местоимение. - У стола, около стола - окончание -а. Значит, это существительное женского рода?

Тут Существительное потеряло терпение:

Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и ещё больше помрачнело из-за того, что ему напомнили, что всё-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

Послушай! - воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). - Не грусти! Мы тебе поможем. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определять твой род: интересная книга, моё яблоко, твой класс . Можем даже вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира . Их род можно узнать только когда мы стоим рядом: большой грязнуля и большая грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

(В.Волина)

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный.

Родился - стал Родительным.

Пока был малышом, ему всё давали, и он стал - Дательным .

Но он был ещё и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал - Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал - Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь - Предложный .

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,

Дательный, Винительный,

Творительный, Предложный.

(В.Волина)

Кому нужны падежи?

Ходили по всей Морфологии странники, а звали их Падежи. Всего их было шесть. Долго бродили они по свету в поисках приюта, пока не пришли в город, где жили Существительные. Рассказали они Существительным о своей удивительной способности изменять слово по падежам.

Не может быть! - не поверили Существительные.

Хорошо, проведём эксперимент. Возьмём существительное дождь, оно и так бесцеремонно капает на нас, - сказали Падежи. - А теперь просклоняем его. Не бойся, дождь, это не больно.

И мгновенно они показали изумлённому дождю шесть его форм.

Было воскресенье, и в гости к Существительным приехали Прилагательные, Местоимения и Числительные.

И что, это любой из нас может стать таким восхитительно разным? - с надеждой спросило случайно проезжавшее мимо Наречие.

Нет, - честно ответили Падежи, - не любой. Неизменяемые части речи и формы слова - вот ты, Наречие, Инфинитив, Несклоняемые Существительные и некоторые другие - не смогут измениться, даже если бы захотели.

Существительные пришли в восторг и решили никогда не расставаться с Падежами. А Падежи не гордые - их на всех хват. Правда, только на всех тех, кто способен изменяться.

(В.Волина)

Кого склоняет Склонение?

В государстве Морфология в городе Существителенске жили вельможи Существительные. Они говорили, что им все подчиняются, а они никому.

И вот появилось поблизости Склонение и начало всех подряд склонять. Даже существительное просклоняло. Королю Морфу это понравилось, и решил он взять Склонение к своему двору на должность губернатора города Существителенска. Склонение смело принялось за работу. Сразу же оно разделило город на три больших округа. Падежи и Окончания помогали губернатору. В каждом округе жили слова, которые обязаны были безоговорочно подчиняться губернатору.

Правда, не обошлось и без недовольных. Они решительно отказались подчиняться губернатору, поэтому их выдворили за пределы трёх округов. Жили они бедно, им никто не помогал, никто даже не хотел узнавать их в лицо. Что же это за смельчаки такие? Это несклоняемые, которые так и не склонили головы перед губернатором; это разносклоняемые, которые не знали, где же им можно преклонить голову. Так и живут до сих пор.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

г. САЯНОГОРСК

Урок – проект. Литературный журнал.

«Сочиняем сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами».

3 А класс МОУ МСШ

Учитель начальных классов:

Перевозчикова Елена Евгеньевна

пгт. Майна

Паспорт проектной работы

Название проекта : Сочиняем сказки с использованием имён существительных с

разными суффиксами. Литературный журнал.

Руководитель проекта : Перевозчикова Е.Е.

Учебный предмет , в рамках которого проводится работа: русский язык.

Учебные дисциплины , близкие к теме предмета: литература.

Состав учащихся : 3 А класс.

Тип проекта : творческий, информационный, ролевой.

Цели проекта :

    Подготовить и написать творческую работу «Сочиняем сказку с использованием

имён существительных с разными суффиксами».

    Способствовать воспитанию любви и интереса к народному творчеству через сказки.

Задачи проекта:

1. Развитие умения обобщать собранный материал.

2. Развивать речь учащихся как устную, так и письменную через использование

выразительных средств языка.

3. Развивать интерес к литературному творчеству.

Вопросы проекта:

    Из чего состоит слово? С помощью какой части слова образуются новые слова?

    Чем сказки отличаются от других текстов?

    Из чего состоит текст?

    Как правильно написать слово с любой орфограммой?

Подготовительная работа :

    работа в группах по подбору материала к составлению сказки для лит/журнала;

    подготовка листов к написанию творч/работы;

    карточки с обозначением частей слова для обобщения знаний по теме;

    общий литературный журнал, где будут помещаться творч/работы уч-ся;

    на доске изображены названия 4-х городов каждой группы сказочной страны.

Действующие лица : учитель, фея сказочной страны, учащиеся.

Предполагаемый продукт проекта : литературный журнал «Мы сочиняем сказки».

Ход урока : I . Минуты вхождения в урок и сообщение цели урока.

1. Вступительное слово учителя: В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них. (В.Берестов.)

(звучит музыка, входит фея сказочной страны)

Фея: - Ребята, я фея сказочной страны.

А почему нельзя прожить без сказок?

(В сказках добро побеждает зло; они наполнены волшебством, чудесами;

учат преодолевать трудности; сказки верят в силу добра, любви и

справедливости.)

А какие бывают сказки? (О животных, бытовые, волшебные, о богатырях.)

Учитель: - Это моя помощница – фея сказочной страны.

А почему сказочной страны, вы сейчас узнаете.

Сегодня на уроке русского языка мы должны с вами выпустить

литературный журнал. А в этот литературный журнал мы поместим

ваши сказки, которые вы сочините из ваших сказочных городов.

II . Работа над сочинением сказки.

Фея: - А какие названия вы придумали для моей сказочной страны?

4 группы : 1) город «Дождя»;

2) город «Снега»;

3) город «Града»;

4) город «Льда».

Молодцы! Я довольна вами! Я присяду и посмотрю, как вы будете работать

Учитель: - Отдохни, фея.

Ребята, прежде чем, вы познакомите нас со своими придуманными

Сказочными героями, мы проведём небольшую разминку.

2. «Разминка» (дети работают с карточками, обобщают знания по составу слова)

    изменяемая часть слова – это … (окончание);

    неизменяемая часть слова – это … (основа);

    часть слова, которая стоит перед корнем – это …(приставка);

    главная часть в слове – это … (корень);

    часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).

- Молодцы!

3. Работа с опорными словами.

а) - Так как же зовут ваших героев?

1 группа : папа – Дождь, мама – Дождиха, дети – дождята, дочка –

На Дождинка, сын – Дождик.

доске: 2 группа: папа – Снег, мама – Снежиха, дети – снежата, дочка –

Снежинка, сын – Снежок.

3 группа : папа – Град, мама – Градиха, дети – градята, дочка –

Градинка, сын – Градик.

4 группа : папа – Лёд, мама – Льдина, дети – льдята, дочка – Льдинка,

Сын – Ледок.

б) Вопросы к группам:

1) - Как называются эти слова? (Однокоренные.)

С помощью какой части слова образовали эти слова? (Суффиксов)

2) - Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов.)

3) - Как называются такие суффиксы? (Уменьшительно – ласкательные.)

4) - Какие вы знаете уменьшительно – ласкательные суффиксы?

4. Работа над структурой сказки.

С кем из героев каждого города может что – нибудь произойти? (С детьми.)

Почему? (Они любят играть, баловаться, выдумывать.)

Кто придёт им на выручку? (Родители, друзья.)

Можно ли сказать, что всё закончится хорошо? (Добро всегда побеждает зло.)

Вывод : наши сказки не должны быть длинными. Вы должны рассказать об одном

приключении из жизни той или иной семьи.

Сколько частей имеет текст? (III части)

Назовите их. (I . Вступление.

II . Основная часть.

III . Заключение.)

Что ещё имеет текст? (Главную мысль, заголовок, тему.)

О чём можно рассказать в 1 части? (Где происходят события, когда, с кем.)

Во 2 части? (С чего всё началось? Что произошло?)

В 3 части? (Чем всё закончилось?)

Вспомните, как начинаются сказки?

Жили – были… В далёком царстве… В небесном государстве…

А определите фразы, слова, с которых может начинаться основная часть.

Вдруг… Однажды…

А заключительная часть? Жили они долго… Так все и решили…

Вывод: Помните, что надо довести до читателей вашу главную мысль.

5. Орфографическая подготовка.

- Чтобы довести до читателей главную мысль, вы должны написать грамотно

сказку.

Какие орфограммы вам встретятся? (Безударная гласная в корне слова, большая

буква в именах собственных, оглушение)

6. Самостоятельная работа учащихся. Сочинение и письмо сказки.

7. Обсуждение работ в группах , выбор лучших сочинений для защиты,

помещение работ в литературный журнал.

8. Защита творческих работ . Чтение лучших сказок.

III . Заключительное слово феи сказочной страны.

В литературный наш журнал мы сказки поместили

И сегодня вы друг друга

Немножко в чём – то удивили.

Вы фантазировали,

Долго говорили.

А если точно вам сказать,

То просто вы творили.

Вы знания свои нам показали

И я надеюсь, что ещё пообещали…

Со всеми встретиться опять

И вместе сказки сочинять!

IV .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мы сейчас должны подвести итог нашей работы.

Чем занимались на уроке? (Сочиняли сказки.)

Что составляли? (Литературный журнал.)

Ребята, давайте оценим, с пользой ли сегодня прошёл наш урок.

И так «Наше настроение!»

    Если урок прошёл с пользой, интересно, то поместите ваш знак в свой сказочный город.

    Если вам показалось, что было не интересно, скучно, то оставайтесь на своём месте.

Приложение

Детские работы для литературного журнала: