Мы в социальных сетях. «Поэзия моды» Марии Третьяковой

30.12.2017 – Мария, как родилась идея объединить под одной обложкой два вида искусства – поэзию и моду?

– Я начну традиционно – спасибо моим родителям. Мама всегда учила меня любить и понимать искусство. Моими настольными книгами в детстве были художественные альбомы, которые она коллекционировала. Даже еще не умея читать, я могла часами рассматривать эти книги. И если обычно дети учатся читать, складывая по слогам «Мама мыла раму», то первым прочтенным мною именем было «Рогир ван дер Вейден». А любовь к поэзии мне прививал папа, и Игорь Северянин был одним из первых поэтов, с творчеством которых я познакомилась. Но к тому, чтобы писать книги (а это моя вторая работа), я шла очень долго. Как мне пришло в голову взглянуть подробнее на материальную сторону поэзии? Очень просто. Я подумала, что поэты, на самом деле, очень много и точно пишут о материальном мире, в частности, об одежде. Вот, например, Ахматова: «Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней». Понятно, что ее стихотворение не об одежде, но из него видно, что она думала о том, как одеться! И это стихотворение без описания элементов костюма было бы неполным. А вот строки Северянина из стихотворения «Кензели»: «В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом / По аллее олуненной Вы проходите морево… / Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, / А дорожка песочная от листвы разузорена – / Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый». Шуршащее платье этой дамы в стихах поэта подчеркивает ее одиночество, а остальные детали ярко показывают читателю элементы известного стиля начала XX века. Не буду раскрывать какого, об этом можно прочитать в книге.

А еще я хочу поблагодарить историка моды Александра Александровича Васильева, на курсе которого я училась, и который на самом деле дал мне путевку в жизнь, ведь именно он повлиял на это мое увлечение. Изучая теорию моды, я столкнулась с интересным фактом – женщина начала ХХ века не могла одеться и раздеться самостоятельно! Даже для того, чтобы просто затянуть корсет, ей требовалась помощь либо горничной, либо близкого мужчины. Вот почему мужчины-поэты той эпохи так хорошо были осведомлены в тонкостях женского туалета. Но не все они оперировали этими знаниями.

Поэзию я, наверное, могла бы сравнить с живописью (и когда-нибудь напишу об этом). Представьте себе, что ваш портрет решили написать разные живописцы. Работы эти получатся абсолютно разными, хоть на них и будет изображен один и тот же человек. То же самое и в поэзии. Все поэты начала XX века писали о России, но описана она по-разному, разными красками, с разными акцентами. И женщины, о которых поэты часто грезили, тоже разные. У Есенина немного трагические (в голубой кофте и с синими глазами), у Маяковского… не будем говорить какие, а у Северянина – поэтические и феерические: в муаровом платье, страусовых перьях, с боа, и леопардовым пледом… Северянин влюблялся во всех своих героинь…

– Почему главным действующим лицом Вашей новой книги стал именно Игорь Северянин?

– Работая над первой книгой, я обратила внимание на то, что Игорь Северянин – это отдельный мир: такого количества стихов, в которых упоминаются элементы моды, стилей, перечисляются фактуры тканей – нет больше ни у кого. В его стихах все – от пуговки до аэроплана. Вот он пишет: «К ее лицу шел черный туалет… / Из палевых тончайшей вязи кружев». И мы видим красоту воспетой дамы. А вот стихотворение «В блесткой тьме», посвященное пустому светскому обществу: «В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи / В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив» (до сих пор, бывает, смотришь светскую хронику и видишь такие же лица). Так что, рассказывая о том, как выглядит человек, Северянин мог и высоко поднять его, и враз опустить…

– И все же его часто называют салонным, второстепенным поэтом…

– Он во многом был заложником своего имиджа, работал для читающей его публики, но в конце жизни (когда жил в Эстонии) стал писать совершенно другие стихи. Это было связано, в том числе и с тем, что общество потеряло к нему интерес… Одно из моих любимых стихотворений этого периода – «Поэза моих наблюдений».

– Ваша книга необыкновенно оформлена…

– Мне показалось, что раз сама книга необычна по своей задумке, то и иллюстрации должны быть ей под стать. Старинные почтовые карточки иллюстрируют совсем другой ритм жизни, отличный от современного, скоростного, но, как нельзя лучше, подходят к красочности поэзии Игоря Северянина. Мы постарались показать читателям и старинные виньетки, и красивые дарственные надписи начала века, сохранившиеся на этих документах эпохи.

– Будет ли продолжение книги?

– У меня изначально была запланирована серия изданий под общим названием «Поэзия моды». В нее должны входить три книги. Первая, которая так и называлась «Поэзия моды», рассказывала обо всей русской поэзии XX века – от Гиппиус до Высоцкого. Сейчас я готовлю эту книгу к переизданию, поскольку у меня накопилось очень много нового материала. Вторая книга – о Северянине – вышла недавно. Третьей я хочу сделать работу об Анне Ахматовой, потому что она для меня – самая яркая фигура русской поэзии ХХ века. Это – наиболее часто изображаемая женщина-поэт за всю историю мировой литературы, причем в разных техниках (она есть даже в мозаике авторства Бориса Анрепа). Я планирую, что книга будет называться «Поэзия моды. А.А.А.» – Анна Андреевна Ахматова.

В завершение хотела бы поблагодарить и весь коллектив «Московского Дома Книги» и лично Надежду Ивановну Михайлову за интерес к моей работе и поддержку проекта. В год 130-летия Игоря Северянина это особенно важно.
Записала Юлия Скляр

– Мария, как родилась идея объединить под одной обложкой два вида искусства – поэзию и моду?

– Я начну традиционно – спасибо моим родителям. Мама всегда учила меня любить и понимать искусство. Моими настольными книгами в детстве были художественные альбомы, которые она коллекционировала. Даже еще не умея читать, я могла часами рассматривать эти книги. И если обычно дети учатся читать, складывая по слогам «Мама мыла раму», то первым прочтенным мною именем было «Рогир ван дер Вейден». А любовь к поэзии мне прививал папа, и Игорь Северянин был одним из первых поэтов, с творчеством которых я познакомилась. Но к тому, чтобы писать книги (а это моя вторая работа), я шла очень долго. Как мне пришло в голову взглянуть подробнее на материальную сторону поэзии? Очень просто. Я подумала, что поэты, на самом деле, очень много и точно пишут о материальном мире, в частности, об одежде. Вот, например, Ахматова: «Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней». Понятно, что ее стихотворение не об одежде, но из него видно, что она думала о том, как одеться! И это стихотворение без описания элементов костюма было бы неполным. А вот строки Северянина из стихотворения «Кензели»: « В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом / По аллее олуненной Вы проходите морево… / Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, / А дорожка песочная от листвы разузорена – / Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый». Шуршащее платье этой дамы в стихах поэта подчеркивает ее одиночество, а остальные детали ярко показывают читателю элементы известного стиля начала XX века. Не буду раскрывать какого, об этом можно прочитать в книге.

А еще я хочу поблагодарить историка моды Александра Александровича Васильева, на курсе которого я училась, и который на самом деле дал мне путевку в жизнь, ведь именно он повлиял на это мое увлечение. Изучая теорию моды, я столкнулась с интересным фактом – женщина начала ХХ века не могла одеться и раздеться самостоятельно! Даже для того, чтобы просто затянуть корсет, ей требовалась помощь либо горничной, либо близкого мужчины. Вот почему мужчины-поэты той эпохи так хорошо были осведомлены в тонкостях женского туалета. Но не все они оперировали этими знаниями.

Поэзию я, наверное, могла бы сравнить с живописью (и когда-нибудь напишу об этом). Представьте себе, что ваш портрет решили написать разные живописцы. Работы эти получатся абсолютно разными, хоть на них и будет изображен один и тот же человек. То же самое и в поэзии. Все поэты начала XX века писали о России, но описана она по-разному, разными красками, с разными акцентами. И женщины, о которых поэты часто грезили, тоже разные. У Есенина немного трагические (в голубой кофте и с синими глазами), у Маяковского… не будем говорить какие, а у Северянина – поэтические и феерические: в муаровом платье, страусовых перьях, с боа, и леопардовым пледом… Северянин влюблялся во всех своих героинь…

– Почему главным действующим лицом Вашей новой книги стал именно Игорь Северянин?

– Работая над первой книгой, я обратила внимание на то, что Игорь Северянин – это отдельный мир: такого количества стихов, в которых упоминаются элементы моды, стилей, перечисляются фактуры тканей – нет больше ни у кого. В его стихах все – от пуговки до аэроплана. Вот он пишет: «К ее лицу шел черный туалет… / Из палевых тончайшей вязи кружев» . И мы видим красоту воспетой дамы. А вот стихотворение «В блесткой тьме», посвященное пустому светскому обществу: « В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи / В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив» (до сих пор, бывает, смотришь светскую хронику и видишь такие же лица). Так что, рассказывая о том, как выглядит человек, Северянин мог и высоко поднять его, и враз опустить…

– И все же его часто называют салонным, второстепенным поэтом…

– Он во многом был заложником своего имиджа, работал для читающей его публики, но в конце жизни (когда жил в Эстонии) стал писать совершенно другие стихи. Это было связано, в том числе и с тем, что общество потеряло к нему интерес… Одно из моих любимых стихотворений этого периода – «Поэза моих наблюдений».

– Ваша книга необыкновенно оформлена…

– Мне показалось, что раз сама книга необычна по своей задумке, то и иллюстрации должны быть ей под стать. Старинные почтовые карточки иллюстрируют совсем другой ритм жизни, отличный от современного, скоростного, но, как нельзя лучше, подходят к красочности поэзии Игоря Северянина. Мы постарались показать читателям и старинные виньетки, и красивые дарственные надписи начала века, сохранившиеся на этих документах эпохи.

– Будет ли продолжение книги?

– У меня изначально была запланирована серия изданий под общим названием «Поэзия моды». В нее должны входить три книги. Первая, которая так и называлась «Поэзия моды», рассказывала обо всей русской поэзии XX века – от Гиппиус до Высоцкого. Сейчас я готовлю эту книгу к переизданию, поскольку у меня накопилось очень много нового материала. Вторая книга – о Северянине – вышла недавно. Третьей я хочу сделать работу об Анне Ахматовой, потому что она для меня – самая яркая фигура русской поэзии ХХ века. Это – наиболее часто изображаемая женщина-поэт за всю историю мировой литературы, причем в разных техниках (она есть даже в мозаике авторства Бориса Анрепа). Я планирую, что книга будет называться «Поэзия моды. А.А.А.» – Анна Андреевна Ахматова.

В завершение хотела бы поблагодарить и весь коллектив «Московского Дома Книги» и лично Надежду Ивановну Михайлову за интерес к моей работе и поддержку проекта. В год 130-летия Игоря Северянина это особенно важно.

Мария Третьякова, искусствовед, знаток живописи и русской поэзии, автор книги «Поэзия моды».

Читая огромное количество стихов (поэзия – это моя любовь), я поняла, что поэты отзывались на все социальные явления, события. То есть это зеркало, временами даже граничащее с увеличительным стеклом. И, конечно, больше всего поэты писали о самой жизни. Сначала я начала собирать стильные стихи, то есть стихи, которые конкретно касаются одежды, моды, модных предметов. ХХ век очень трендовый. Вы все специалисты в бизнесе, вы все знаете, что ХХ век – это век менеджмента и маркетинга, кроме всего прочего. Маркетинг – это продажи, и соответственно, всё работало. Появление глянцевых журналов опять же относится к концу XIX, но бурное развитие происходило в ХХ веке. Кино, через которое мода тоже приходит к нам. Поэты где-то были провидцами, опережали время, футуристами, как и писатели, а где-то они совершенно чётко описывали события. Только в ХХ веке могли появиться такие изумительные стихи о телефоне, о мотороллере, об автомобилях, о самолётах. Поэты воспевали женщину всегда. Дело в том, что начало ХХ века примерно до 1915 года – это ещё период снятия корсета. Женщина почти не могла одеться и раздеться сама, поэтому мужчины были крупными специалистами. Это правда, об этом написано во всех книгах об истории и теории моды. Поэтому мужчины в своих стихах: у Блока, у Есенина меньше, у Маяковского, у Северянина особенно (это самый стильный русский поэт ХХ века), у них мы находим целую летопись одежды с перечислением тканей.

После того, как я собрала коллекцию стихов об одежде и моде я стала задумываться: «А что дальше?», а ведь существует мода на поэзию. В начале ХХ века, когда ещё не было поп-звёзд, ещё не было телевидения, ещё так не было развито радио, поэты читали свои стихи в политехническом институте. Северянин был фактически поп-звездой по нашим меркам - за ним бегали толпы поклонниц. При этом они несли разумное, доброе, вечное, как сейчас музыка. Всё-таки всё искусство работает именно на это, на позитив. И я задумалась над тем, может ли поэт быть модным? Может ли он сам создавать тренды? Например, наши поэты шестидесятники: Вознесенский, Белла Ахмадулина - они ведь ещё были иконами стиля. Вспомните Вознесенского с его белым шарфом, без него мы уже его не идентифицируем. То есть они задавали тренды в одежде, в стиле поведения. Белла Ахмадулина была признанной красавицей, до сих пор она считается иконой стиля среди женщин той эпохи. Рима Козакова. Все эти поэты, задавали ещё имиджевый тон: их копировали, на них равнялись.

Написанная книга лежала в столе очень долго. Я очень стеснялась, мне казалось, что это такая узкая тема, которая интересна только искусствоведам, только теоретикам моды и так далее. Но оказалось, что нет. Мой издатель посоветовал мне сделать эту книгу такой красивой и глянцевой для того, чтобы достучаться до самого простого человека, который просто на столе в гостях откроет эту книгу и полистает, поэтому мы приняли решение урезать объём, сделать много красивых картинок, красивую обложку. И самое важное, что под этой красивой обложкой находится моя миссия – это сохранение русской поэзии, популяризация русской поэзии и русского языка.

Всё началось с моего знакомства и дружбы со стилистом Ханна Буиа - это очень известный британский стилист, она работает для «MTV Word», для «Tatler». Недавно она сняла очередной клип для Kanye West. Она работает с Beyonce и Kanye West. Так получилось, что когда я ещё занималась модой, я с ней познакомилась, подружилась. Она очень любит читать. Вообще, Англия – очень читающая страна, это отрадно. Когда я туда попадаю, я всегда это вижу - читает молодёжь, причём, они предпочитают бумажную книгу. И мне очень хочется, чтобы у нас было также, чтобы наши дети, подростки читали, и чтобы все читали и пестовали эти книги, которые мы можем подержать в руках. И она сказала, что будет интересно использовать в работе русскую литературу. Так родился перевод книги. Самое главное, что люди знакомятся с русской поэзией, мы таким образом сохраняем нашу культуру.

Ещё Иосиф Бродский в Нобелевской речи своей сказал ведь великолепные слова о том, что поэзия сохраняет язык. Это такая единица, без которой не будет русского языка, а это один из признаков государства. Поэтому это задача государственной важности. Поэзия мне кажется самой ёмкой формой сейчас. Мы живём в такое быстрое время, согласитесь, что читаем литературу какую-то прикладную, которая нам нужна, без которой мы не можем дальше идти, работать, делать карьеру, получать какие-то оперативные знания. А чтение Пушкина, Достоевского становится роскошью.

Для меня Ахматова – это всегда знак «плюс», это позитив, это всегда эмоции. Даже если стихи грустные, серьёзные, это всегда эмоции очень светлые. Я связываю всё-таки любовь народную к Анне Андреевне с этим. Вообще, Ахматова - удивительная женщина, это тоже икона стиля. Вы знаете, что это единственный поэт в мире, которого так много писали, рисовали, ваяли и делали в мозаике.Вот так она поразила своим стилем. Она над ним работала. Во-первых, ей была дана природой очень интересная внешность, которая вписалась в эпоху. Можно иметь прекрасную внешность, но, если личность не просвечивает, то внешность будет меркнуть и теряться. В Ахматовой всё как-то сложилось. Красота у неё такая футуристическая, ломаная. Все её знаменитые портреты, они такие чуть-чуть угловатые. Она очень-очень вписалась в своё время, такое же изломанное. Существует целая галерея её портретов, даже в мозаике в Лондонской Национальной галерее.

Вы знаете, искусство не имеет границ: ни географических, ни временных, ни социальных. Я недавно узнала, что моя книга продаётся на Украине. Я очень счастлива, потому что, если это поможет каким-то образом стать нам ближе, роднее, то надо это делать. Я специально не двигала эту книгу. Искусство границ не имеет. Я думаю, что если мы все будем так думать, и все читать хорошую литературу, делать совместные выставки, рассказывать о поэтах, то нам будет гораздо легче и отраднее жить.

Мы сделали такой поэтический перформанс на Mercedes-Benz Fashion Week. Это показ, который шёл без музыки, только под стихи. Я сделала сценарий, несколько эскизов костюмов. Замечательно озвучил этот показ Иван Стебунов – партнёр проекта «Поэзия моды». И стихи были подобраны мной таким образом, что выходила модель, например, в белом платье, и стихи шли о белом; выходила в чёрном – о чёрном. То есть мы специально отказались от музыки, и я попросила сшить такие костюмы, которые бы отразили взгляд современного дизайнера на моду прошлого. Потому что всё-таки костюмы – это такое что-то, что можно потрогать, через что можно создать образ разный совершенно, что можно надеть на себя и ведь не поймёшь, кто ты за этим платьем?

Сейчас есть прекрасные поэты. Вы знаете, недавно издательство «АСТ» пригласило меня в жюри конкурса проекта «Быть поэтом». Это был нелёгкий проект, пришлось перечитать колоссальное количество стихов. Проект был посвящён народной поэзии, то есть мы искали народных поэтов, не профессионалов. Были, конечно, совершенно невероятные перлы, есть совершенно бесподобные стихи. Знаете, большая часть стихотворений, которые я отметила, они всё-таки о чувствах. Людей интересуют чувства. Есть очень интересные стихи даже о дружбе народов, так их назовём.

Например, работают у нас трудовые мигранты, и кого-то это вдохновило на создание стихов. Один замечательный народный поэт, который сам вообще строитель, написал стихи о том, что таджики строят русский храм, и они его белят. Они его белят, и он как раз и пишет об этом - о том, что у него лицо в побелке, как у ангела, он поёт про свою маму, про свой аул, и это так прекрасно. Вот это очень цепляет и это, кстати, примета времени, когда меньше материального и больше духовного. Люди уже чем-то напитались и хотят немножко о другом.