«Любовь одна — веселье жизни хладной…» А. Пушкин


Любовь одна - веселье жизни хладной,
Любовь одна - мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец,
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!


Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть - и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.
Слепой Амур, жестокий и пристрастный,
Вам терния и мирты раздавал;
С пермесскими царицами согласный,
Иным из вас на радость указал;
Других навек печалями связал
И в дар послал огонь любви несчастной.


Наследники Тибулла и Парни!
Вы знаете бесценной жизни сладость;
Как утра луч, сияют ваши дни.
Певцы любви! младую пойте радость,
Склонив уста к пылающим устам,
В объятиях любовниц умирайте;
Стихи любви тихонько воздыхайте!..
Завидовать уже не смею вам.


Певцы любви! вы ведали печали,
И ваши дни по терниям текли;
Вы свой конец с волненьем призывали;
Пришел конец, и в жизненной дали
Не зрели вы минутную забаву;
Но, не нашед блаженства ваших дней.
Вы встретили по крайней мере славу,
И мукою бессмертны вы своей!


Не тот удел судьбою мне назначен.
Под сумрачным навесом облаков,
В глуши долин, в печальной тьме лесов,
Один, один брожу уныл и мрачен.
В вечерний час над озером седым
В тоске, слезах нередко я стенаю;
Но ропот волн стенаниям моим
И шум дубрав в ответ лишь я внимаю.
Прервется ли души холодный сон,
Поэзии зажжется ль упоенье,-
Родится жар, и тихо стынет он:
Бесплодное проходит вдохновенье.
Пускай она прославится другим,
Один люблю, - он любит и любим!..
Люблю, люблю!.. но к ней уж не коснется
Страдальца глас; она не улыбнется
Его стихам небрежным и простым.
К чему мне петь? под кленом полевым
Оставил я пустынному зефиру
Уж навсегда покинутую лиру,
И слабый дар как легкий скрылся дым.

Элегия («Я видел смерть; она в молчанье села…»)


  Я видел смерть; она в молчанье села
  У мирного порогу моего;
  Я видел гроб; открылась дверь его;
    Душа, померкнув, охладела…
    Покину скоро я друзей,
    И жизни горестной моей
    Никто следов уж не приметит;
    Последний взор моих очей
    Луча бессмертия не встретит,
И погасающий светильник юных дней
Ничтожества спокойный мрак осветит.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Прости, печальный мир, где темная стезя
    Над бездной для меня лежала -
Где вера тихая меня не утешала,
Где я любил, где мне любить нельзя!


Прости, светило дня, прости, небес завеса,
Немая ночи мгла, денницы сладкий час,
Знакомые холмы, ручья пустынный глас,
  Безмолвие таинственного леса,
    И всё… прости в последний раз.


А ты, которая была мне в мире богом,
Предметом тайных слез и горестей залогом,
Прости! минуло всё… Уж гаснет пламень мой,
    Схожу я в хладную могилу,
    И смерти сумрак роковой
С мученьями любви покроет жизнь унылу.


  А вы, друзья, когда лишенный сил,
  Едва дыша, в болезненном боренье,
  Скажу я вам: «О други! я любил!..»
  И тихий дух умрет в изнеможенье,
  Друзья мои, - тогда подите к ней;
    Скажите: взят он вечной тьмою…
  И, может быть, об участи моей
  Она вздохнет над урной гробовою.


Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!

Друзьям («Богами вам еще даны…»)


Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.

Александр Пушкин

Любовь одна

Любовь одна - веселье жизни хладной,
Любовь одна - мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!

Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть - и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.
Слепой Амур, жестокий и пристрастный,
Вам терния и мирты раздавал;
С пермесскими царицами согласный,
Иным из вас на радость указал;
Других навек печалями связал
И в дар послал огонь любви несчастной.

Наследники Тибулла и Парни!
Вы знаете бесценной жизни сладость;
Как утра луч, сияют ваши дни.
Певцы любви! младую пойте радость,
Склонив уста к пылающим устам,
В объятиях любовниц умирайте;
Стихи любви тихонько воздыхайте!..
Завидовать уже не смею вам.

Певцы любви! вы ведали печали,
И ваши дни по терниям текли;
Вы свой конец с волненьем призывали;
Пришел конец, и в жизненной дали
Не зрели вы минутную забаву;
Но, не нашед блаженства ваших дней,
Вы встретили по крайней мере славу,
И мукою бессмертны вы своей!

Не тот удел судьбою мне назначен:
Под сумрачным навесом облаков,
В глуши долин, в печальной тьме лесов,
Один, один брожу уныл и мрачен.
В вечерний час над озером седым
В тоске, слезах нередко я стенаю;
Но ропот волн стенаниям моим
И шум дубрав в ответ лишь я внимаю.
Прервется ли души холодный сон,
Поэзии зажжется ль упоенье,-
Родится жар, и тихо стынет он:
Бесплодное проходит вдохновенье.
Пускай она прославится другим,
Один люблю,- он любит и любим!..
Люблю, люблю!.. но к ней уж не коснется
Страдальца глас; она не улыбнется
Его стихам небрежным и простым.
К чему мне петь? под кленом полевым
Оставил я пустынному зефиру
Уж навсегда покинутую лиру,
И слабый дар как легкий скрылся дым.
1816 г.

Любовь одна - веселье жизни хладной,
Любовь одна - мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!

Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть - и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.
Слепой Амур, жестокий и пристрастный,
Вам терния и мирты раздавал;
С пермесскими царицами согласный,
Иным из вас на радость указал;
Других навек печалями связал
И в дар послал огонь любви несчастной.

Наследники Тибулла и Парни!
Вы знаете бесценной жизни сладость;
Как утра луч, сияют ваши дни.
Певцы любви! младую пойте радость,
Склонив уста к пылающим устам,
В объятиях любовниц умирайте;
Стихи любви тихонько воздыхайте!..
Завидовать уже не смею вам.

Певцы любви! вы ведали печали,
И ваши дни по терниям текли;
Вы свой конец с волненьем призывали;
Пришел конец, и в жизненной дали
Не зрели вы минутную забаву;
Но, не нашед блаженства ваших дней,
Вы встретили по крайней мере славу,
И мукою бессмертны вы своей!

Не тот удел судьбою мне назначен:
Под сумрачным навесом облаков,
В глуши долин, в печальной тьме лесов,
Один, один брожу уныл и мрачен.
В вечерний час над озером седым
В тоске, слезах, нередко я стенаю;
Но ропот волн стенаниям моим
И шум дубрав в ответ лишь я внимаю.
Прервется ли души холодный сон,
Поэзии зажжется ль упоенье, -
Родится жар, и тихо стынет он:
Бесплодное проходит вдохновенье.
Пускай она прославится другим,
Один люблю, - он любит и любим!..
Люблю, люблю!.. но к ней уж не коснется
Страдальца глас; она не улыбнется
Его стихам небрежным и простым.
К чему мне петь? под кленом полевым
Оставил я пустынному зефиру
Уж навсегда покинутую лиру,
И слабый дар как легкий скрылся дым.

(А.С. Пушкин. Стихотворение. 1816)

Источник

Александр Сергеевич Пушкин

Любовь одна — веселье жизни хладной,
Любовь одна — мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!
Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть — и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.

Слепой Амур, жестокий и пристрастный,
Вам терния и мирты раздавал;
С пермесскими царицами согласный,
Иным из вас на радость указал;
Других навек печалями связал
И в дар послал огонь любви несчастной.
Наследники Тибулла и Парни!
Вы знаете бесценной жизни сладость;
Как утра луч, сияют ваши дни.
Певцы любви! младую пойте радость,
Склонив уста к пылающим устам,
В объятиях любовниц умирайте;
Стихи любви тихонько воздыхайте!..
Завидовать уже не смею вам.
Певцы любви! вы ведали печали,
И ваши дни по терниям текли;
Вы свой конец с волненьем призывали;
Пришел конец, и в жизненной дали
Не зрели вы минутную забаву;
Но, не нашед блаженства ваших дней,
Вы встретили по крайней мере славу,
И мукою бессмертны вы своей!
Не тот удел судьбою мне назначен:
Под сумрачным навесом облаков,
В глуши долин, в печальной тьме лесов,
Один, один брожу уныл и мрачен.
В вечерний час над озером седым
В тоске, слезах нередко я стенаю;
Но ропот волн стенаниям моим
И шум дубрав в ответ лишь я внимаю.
Прервется ли души холодный сон,
Поэзии зажжется ль упоенье,—
Родится жар, и тихо стынет он:
Бесплодное проходит вдохновенье.
Пускай она прославится другим,
Один люблю,— он любит и любим!..
Люблю, люблю!.. но к ней уж не коснется
Страдальца глас; она не улыбнется
Его стихам небрежным и простым.
К чему мне петь? под кленом полевым
Оставил я пустынному зефиру
Уж навсегда покинутую лиру,
И слабый дар как легкий скрылся дым.

Идейно-тематическая общность, узнаваемые элегические мотивы позволили исследователям выделить стихотворные опыты в юношеский цикл, который относится к последним годам пребывания в Лицее. Тексты объединены характерной фигурой лирического героя — страдальца и поэта. Несчастный, снедаемый душевными терзаниями, не может забыть упорхнувшее счастье. Отчаяние и апатию передает метафора, которая уподобляет любовь обманчивому видению и «отраве наших дней». Крушение надежд приводит субъекта речи к отречению от собственного творческого дара, мыслям о напрасно прожитой молодости и скорой безнадежной старости.

Анализируемая элегия была создана в 1816 г. и при жизни автора не публиковалась. По оценке Брюсова, она характеризуется наиболее мрачным звучанием: критик выделяет мотив творческого кризиса, набирающий силу к финалу произведения.

В первой строфе лирическое «я» делится результатами жизненных наблюдений. Субъект речи уверен в противоречивой сущности любви, которую характеризует оппозиция веселья и страданий. Еще одна особенность — кратковременность увлечения: за отрадным мигом следуют бесконечные горести.

Три строфы посвящены собратьям по поэтическому цеху — свободным и вдохновенным «певцам любви». Талантливым коллегам, истинным наследникам авторитетных предшественников, выпал разный жребий. Одним удалось испытать сладость «бесценной жизни» в объятиях красавиц. Те же, кому достались трудности и печали, были вознаграждены славой и бессмертием.

Герой противопоставляет себя старшим коллегам. Его удел — безотрадное существование и грядущее забвение. Душевному унынию вторит картина окружающего мира: плотные облака сумрачны, лесная тьма печальна, поля безмолвны.

В финальной строфе моделируется автопортрет героя, который бродит по берегу озера, охарактеризованного эпитетом «седое». Горькие слезы, стоны и жалобы — настроение лирического субъекта под стать мрачному фону. Скорбящий одинок, и на его сетования откликаются лишь волны да листва деревьев.

В концовке конкретизируются обстоятельства интимной драмы: избранница счастлива с другим. Удачливый соперник будет воспевать возлюбленную в своих стихах, а уделом несчастного побежденного становится гаснущее вдохновение, которое сравнивается с легким дымом.

Творческий кризис достигает особой остроты. Герой совершает знаковый поступок, символизирующий отречение от «слабого» дара стихосложения: он бросает под деревом лиру, считая бесполезными инструмент и собственные попытки к сочинительству.

«Любовь одна - веселье жизни хладной…» Александр Пушкин

Любовь одна - веселье жизни хладной,
Любовь одна - мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!
Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть - и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.
Слепой Амур, жестокий и пристрастный,
Вам терния и мирты раздавал;
С пермесскими царицами согласный,
Иным из вас на радость указал;
Других навек печалями связал
И в дар послал огонь любви несчастной.
Наследники Тибулла и Парни!
Вы знаете бесценной жизни сладость;
Как утра луч, сияют ваши дни.
Певцы любви! младую пойте радость,
Склонив уста к пылающим устам,
В объятиях любовниц умирайте;
Стихи любви тихонько воздыхайте!..
Завидовать уже не смею вам.
Певцы любви! вы ведали печали,
И ваши дни по терниям текли;
Вы свой конец с волненьем призывали;
Пришел конец, и в жизненной дали
Не зрели вы минутную забаву;
Но, не нашед блаженства ваших дней,
Вы встретили по крайней мере славу,
И мукою бессмертны вы своей!
Не тот удел судьбою мне назначен:
Под сумрачным навесом облаков,
В глуши долин, в печальной тьме лесов,
Один, один брожу уныл и мрачен.
В вечерний час над озером седым
В тоске, слезах нередко я стенаю;
Но ропот волн стенаниям моим
И шум дубрав в ответ лишь я внимаю.
Прервется ли души холодный сон,
Поэзии зажжется ль упоенье,-
Родится жар, и тихо стынет он:
Бесплодное проходит вдохновенье.
Пускай она прославится другим,
Один люблю,- он любит и любим!..
Люблю, люблю!.. но к ней уж не коснется
Страдальца глас; она не улыбнется
Его стихам небрежным и простым.
К чему мне петь? под кленом полевым
Оставил я пустынному зефиру
Уж навсегда покинутую лиру,
И слабый дар как легкий скрылся дым.

Анализ стихотворения Пушкина «Любовь одна - веселье жизни хладной…»

Идейно-тематическая общность, узнаваемые элегические мотивы позволили исследователям выделить стихотворные опыты в юношеский цикл, который относится к последним годам пребывания в Лицее. Тексты объединены характерной фигурой лирического героя - страдальца и поэта. Несчастный, снедаемый душевными терзаниями, не может забыть упорхнувшее счастье. Отчаяние и апатию передает метафора, которая уподобляет любовь обманчивому видению и «отраве наших дней». Крушение надежд приводит субъекта речи к отречению от собственного творческого дара, мыслям о напрасно прожитой молодости и скорой безнадежной старости.

Анализируемая элегия была создана в 1816 г. и при жизни автора не публиковалась. По оценке Брюсова, она характеризуется наиболее мрачным звучанием: критик выделяет мотив творческого кризиса, набирающий силу к финалу произведения.

В первой строфе лирическое «я» делится результатами жизненных наблюдений. Субъект речи уверен в противоречивой сущности любви, которую характеризует оппозиция веселья и страданий. Еще одна особенность - кратковременность увлечения: за отрадным мигом следуют бесконечные горести.

Три строфы посвящены собратьям по поэтическому цеху - свободным и вдохновенным «певцам любви». Талантливым коллегам, истинным наследникам авторитетных предшественников, выпал разный жребий. Одним удалось испытать сладость «бесценной жизни» в объятиях красавиц. Те же, кому достались трудности и печали, были вознаграждены славой и бессмертием.

Герой противопоставляет себя старшим коллегам. Его удел - безотрадное существование и грядущее забвение. Душевному унынию вторит картина окружающего мира: плотные облака сумрачны, лесная тьма печальна, поля безмолвны.

В финальной строфе моделируется автопортрет героя, который бродит по берегу озера, охарактеризованного эпитетом «седое». Горькие слезы, стоны и жалобы - настроение лирического субъекта под стать мрачному фону. Скорбящий одинок, и на его сетования откликаются лишь волны да листва деревьев.

В концовке конкретизируются обстоятельства интимной драмы: избранница счастлива с другим. Удачливый соперник будет воспевать возлюбленную в своих стихах, а уделом несчастного побежденного становится гаснущее вдохновение, которое сравнивается с легким дымом.

Творческий кризис достигает особой остроты. Герой совершает знаковый поступок, символизирующий отречение от «слабого» дара стихосложения: он бросает под деревом лиру, считая бесполезными инструмент и собственные попытки к сочинительству.