Куда впадает яуза. От Устья Яузы до Оленьего моста (Преображенская площадь)

Кольский залив – это узкий залив-фьорд Баренцева моря на Мурманском берегу Кольского полуострова. Для него характерно наличие одного или нескольких подводных порогов, разделяющих дно фьорда на ряд внутренних бассейнов (Кольский залив, 1997; Ковальчук, 2009). Воды Кольского залива образованы преимущественно баренцевоморскими водными массами из-за его интенсивного водообмена на своей морской границе. Поэтому для акватории Кольского залива характерны такие же гидрофизические процессы, что и для открытой части Баренцева моря – формирование сезонного термоклина, осенне-зимняя конвекция, изменения температуры воды, солености, плотности в приливном цикле. В то же время на гидрологический режим, особенно в южном колене залива, существенно влияют метеорологические условия прилегающей суши и поступление пресных вод (Кольский залив, 1997).

Географическое положение

Кольский залив Баренцева моря - типичный фьорд тектоно-эрозионно-ледникового происхождения (Кольский залив, 1997). В соответствии с особенностями морфометрии акваторию залива подразделяют на три участка: северное, среднее и южное колена. Эти названия не узаконены в географической номенклатуре, но общеприняты в научной и практической деятельности. За границу залива и его северного колена со стороны открытого моря принимается линия, соединяющая северную оконечность о. Торос и мыс Летинский. Границей между северным и средним коленом является линия мыс Лас - мыс Чирковый, а между средним и южным - мыс Мишуков-мыс Пинагорий.

За южную оконечность залива принимают Кольскую узкость - место впадения р. Туломы, где ее русло сужается примерно до 100 м. Вместе с тем устьевой участок р. Туломы, протяженностью около 11 км, от плотины Нижне-Туломской ГЭС до Кольской узкости, нередко считают продолжением Кольского залива, учитывая ряд особенностей этого бассейна (проникновение морских вод, приливные колебания уровня, наличие осушек).

Рисунок 1 – Схема Кольского залива

Максимальная глубина осевой части залива в южном колене не превышает 40 м, характерно сильное течение, создаваемое впадением рек Туломы и Колы, которое не компенсируется даже приливным течением.

Максимальная глубина в центральной части Кольского залива достигает 170-180 м, наблюдается постепенное увеличение глубин с запада на восток. Резкое различие имеют северозападный и юго-восточный борта залива. Юго-восточный борт характеризуется более изрезанным очертанием, что обусловлено большим количеством перпендикулярно ориентированных береговой линии разрывных нарушений.

Для северного района характерны весьма разнообразные факторы. Этот район менее всего подвержен антропогенному воздействию. Однако губы, расположенные на западном борту залива (губа Оленья и Сайда), испытывают максимальное воздействие техногенного гипергенеза. В настоящее время они превращены в мертвую зону.

В самом северном колене Кольского залива на очень небольшом отрезке (максимум 2 км) наблюдается смена мелководных прибрежных осадков с обстановками и осадками глубоководного шельфа. С одной стороны, это определяет большое различие в современных донных отложениях, а с другой, однозначно указывает на интенсивные неотектонические движения, приводящие к формированию щелеподобных заливов.

Северный район Кольского залива обладает максимальной глубиной в осевой части - более 300 м, максимальной изрезанностью береговой линии и отсутствием постоянных водотоков, впадающих в залив. Рассмотрим мелководные прибрежные отложения ст. 42, 43, 45, глубина моря на станциях изменяется незначительно (от 30 до 65 м).

Глубина Кольского залива в целом постепенно убывает от входа к вершине. Эта монотонность существенно нарушается только подводным порогом с минимальной глубиной 104 м, расположенным напротив входа в губу Сайда и замыкающим с севера котловину, с глубинами свыше 300 м (максимальная в пределах залива отметка глубины 321 м лежит в координатах 69° 15.2" с.ш., 33°32" в.д.). Подводные пороги характерны и для некоторых других боковых заливов - губ Оленья, Сайда, Средняя. В южном колене есть несколько замкнутых понижений с глубинами 40-50 м.

К числу основных морфометрических характеристик относятся площадь поверхности и объем воды. В приливных морях они подвергаются постоянным изменениям. Изменчивость объема в основном определяется колебаниями уровня, а изменчивость площади - соотношением между колебаниями уровня и уклонами дна в прибрежной полосе. На больших акваториях зависимость «мгновенных» площади и объема от фазы прилива неоднозначна, так как на ней сказывается асинхронность приливных изменений уровня. В пределах Кольского залива фазовые сдвиги между пунктами побережья незначительны, поэтому экстремумы площади и объема однозначно приходятся на моменты полной и малой воды. (Кольский залив 1997, 2009).

На вертикальных профилях солености, степень опреснения быстро убывает с глубиной. При этом, соленость на всех горизонтах глубже 100 м, в течение года сохраняется в диапазоне 34.0-34.5 ‰, а сколько-нибудь отчетливо выраженного годового хода, здесь не наблюдается, как и примыкающей к заливу части открытого моря. На глубинах до 50 м включительно, незначительное опреснение (до 33.8 ‰, т. е. на величину порядка 1%) возможно только в июле-августе, включая южное и среднее колена залива.

Для зимних и весенних месяцев, в южном колене залива характерны значения солености 20-25 ‰, причем, даже на горизонте 5 м, в течение большей части года, сохраняется сравнительно высокая соленость (28-32 ‰). Только с июня по август, соленость на горизонте 5м может понижаться до средних величин 15-20 ‰. На горизонте 10 м постоянно сохраняется соленость не ниже 25 ‰.

В свою очередь, для вершинной части залива, где глубина не превышает 10 м (первые 8 км от устьев Туломы и Колы), возможна любая степень опреснения от поверхности до дна в зависимости от сочетания стока, приливных и сгонно-нагонных явлений.

В среднем и северном коленах соленость на глубинах 10-25 м, в зимне-весенний период остается близкой к 34 ‰, летом понижается не более, чем до 32 ‰. На глубине 5 м возможно ее летнее понижение до 30 ‰ в северном и до 25 ‰ в среднем колене, для зимы типичны значения 32-33 ‰.

Биогенный состав

Значительную сезонную изменчивость в распределении гидрохимических характеристик создает резкое изменение соотношения окислительных и продукционных процессов, вызванное неравномерным поступлением солнечной радиации на поверхность залива – зимой, в условиях полярной ночи, она практически отсутствует, а летом солнце не заходит за горизонт, обеспечивая максимальный приход солнечной энергии (Кольский залив…, 1997).

В морской воде в течение большей части года преобладают нитратные формы азота, причем их количество обычно колеблется в пределах от 0,2 до 0,4 мг/л. Концентрация аммонийного азота в южном колене залива колеблется в пределах 80 – 130 мкг/л, содержание аммоний-иона в воде убывает в направлении с юга на север и в северной части залива находится на уровне его содержания в море (Кольский залив, 1997). Максимальные значения концентрации аммонийного азота в водах кута залива составляют 321,3 – 640,0 мкг/л (Широкая, 2011; Овчинникова, 2012; Доклады о состоянии и об охране …, 2013).

Концентрация нитратов в поверхностных водах подвержена заметным сезонным колебаниям. Весеннее развитие фитопланктона приводит к уменьшению содержания нитратов в поверхностном слое. В течение года наименьшая концентрация нитратного азота в исследованных точках отмечена для весенне-летнего периода, что связано с ассимиляцией макрофитами в прибрежной зоне залива, особенно в районе поселка Белокаменка. Распределение величин показателя по районам исследования в данный период было следующим: Белокаменка – 15,8-24,3 мкг/л; Абрам-Мыс – 51,3-75,1 мкг/л; район нового моста – 59,2-85,3 мкг/л (рис. 1). Для районов Абрам-Мыса и нового моста полученные концентрации нитратов, в сравнении с данными научной литературы (Овчинникова и др., 2010), несколько выше, что можно объяснить влиянием поступающих неочищенных сточных вод. Отмечается повышенные концентрации нитратов (хотя и ниже общепринятых рыбохозяйственных ПДК) в районах Абрам-Мыса и нового моста, что может быть связано с влиянием речного стока, а также антропогенным воздействием неочищенных промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод в этих районах.

Среднее содержание нитритов в северной части Кольского залива составляет менее 1,0 мкг/л, в среднем и южном коленах их концентрация, в основном, изменяется от 1,0 до 4,0 мкг/л. Распределение нитратного азота отличается однородностью, как по вертикали, так и в горизонтальном направлении, диапазон изменчивости его концентрации невелик и составляет, в основном, 60 – 90 мкг/л. Наименьшее содержание нитратов наблюдается летом и осенью и составляет в южном колене 40 – 60 мкг/л, в среднем районе – от 20 до 80 мкг/л, в северном колене – от 20 до 90 мкг/л (Кольский залив, 1997; Широкая, 2011; Овчинникова, 2012). Наиболее высокие концентрации нитритов отмечены для района Абрам-Мыса. Наличие в воде нитритов в значительном количестве свидетельствует об интенсивности окислительных процессов в результате активной деятельности микроорганизмов и может использоваться в качестве косвенного критерия загрязнения. Увеличение концентрации в поверхностном слое связано с поступлением нитритов из донных осадков, придонного слоя, где происходит накопление органических остатков, подвергающихся окислению.

Содержание кислорода в водах залива имеет явно выраженную сезонную изменчивость. Кислородный режим морских вод в южном колене залива был удовлетворительным в течение 2013 года, содержание растворенного кислорода изменялось в пределах 8,35 – 13,36 мгО2/л, насыщение вод составляло 63 – 132% (Доклад о состоянии и об охране …, 2014). Данные значения соответствуют среднемноголетним, так как абсолютное содержание кислорода в поверхностном слое воды в среднем меняется от 10,3 – 10,9 мгО2/л в осенне-зимний период до 10,0 – 13,0 мгО2/л весной и летом, а насыщенность воды кислородом, соответственно, от 87 – 98 до 90 – 117%. Насыщенность воды кислородом в северном колене в весенне-летний период под действием процесса фотосинтеза увеличивается на 15 – 25%, в то время как в южном – лишь на 5 – 10%. Толщина слоя фотосинтеза в северном колене достигает 100 м, а в южной части залива, в связи с меньшей прозрачностью воды, она не превышает 20 м (Кольский залив, 1997).

Для открытых районов Баренцева моря характерен ярко выраженный сезонный ход величин рН, связанный с процессом фотосинтеза, в то время как в Кольском заливе уровень рН в большей степени определяется влиянием речного стока. Характерными величинами рН для южного колена залива являются 7,9 – 8,1, для среднего колена – 8,0 – 8,15, для северного – 8,1 – 8,2, т.е. величины водородного показателя имеют тенденцию к возрастанию в направлении с юга на север (Кольский залив, 1997).

Кольский залив. Кольский залив, Баренцева моря, у северного берега Кольского полуострова. Длина около 57 км, ширина 1—7 км, глубина у входа 200—300 м. Впадают рр. Тулома и Кола. Зимой замерзает у берегов. Приливы полусуточные (до 4 м).… … Словарь "География России"

Баренцева моря, у северного берега Кольского полуострова. Длина ок. 57 км, ширина 1 7 км. Глубина у входа 200 300 м. Впадают реки Тулома и Кола. Зимой замерзает у берегов. В Кольском заливе незамерзающий порт Мурманск. Источник: Энциклопедия… … Русская история

Баренцева моря, у северного берега Кольского полуострова. Длина около 57 км, ширина 1 7 км. Глубина у входа 200 300 м. Впадают реки Тулома и Кола. Зимой замерзает у берегов. В Кольском заливе незамерзающий порт Мурманск. * * * КОЛЬСКИЙ ЗАЛИВ… … Энциклопедический словарь

Кольский залив - Sp Kòlos įlanka Ap Кольский залив/Kol’skiy Zaliv L Barenco j., RF Murmansko sr … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Значительнейший из заливов Лапландии со стороны Северного океана. Длина его, в направлении к юго юго западу 55 верст. Залив изгибается тремя коленами: переломы находятся у губы Средней и мыса Пинагорье. Ширина залива в северном колене от 4 до… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Узкий залив фьорд Баренцева моря у сев. берега Кольского п ова. Длина 57 км, ширина 1–7 км, глубина у входа 200–300 м. Вост. берег гористый, зап. относительно пологий. Впадают реки Тулома и Кола. Зимой замерзает у берегов. Приливы полусуточные,… … Географическая энциклопедия

Фьордообразный залив Баренцева моря у северного берега Кольского полуострова. Длина около 57 км. Ширина у входа 7 км, в южной части около 1 км. Глубины у входа 200 300 м. Восточный берег гористый, преимущественно обрывистый, западный… … Большая советская энциклопедия

М. у северного берега Кольского п ова. Длина ок. 57 км, ширина 1 7 км. Глубина у входа 200 300 м. Впадают рр. Тулома и Кола. Зимой замерзает у берегов. В Кольском заливе незамерзающий порт Мурманск … Большой Энциклопедический словарь

Мост с левого берега залива … Википедия

Координаты: 68°54′23″ с. ш. 33°02′29″ в. д. … Википедия

Книги

  • Кольский залив. Освоение и рациональное природопользование , . В монографии представлены результаты океанологических, гидробиологических и экономико-географических исследований Кольского залива Баренцева моря. Проведен анализ современной экологической…
  • Золотые якоря , Кабаков Марк Владимирович. Писатель Марк Кабаков - легенда российского Военно-морского флота, патриарх поэтической маринистики. В 1939 году в 16 лет он поступил в московскую военно-морскую школу. "В 1944 году из нашего…

М. С. Боднарский. Словарь географических названий. 1954

Кольский залив, в Баренцовом море, на севере . Узкий с крутыми берегами фьорд, вдающийся на 60 км в сушу. Зимой не замерзает. Впадает несколько рек, в том числе реки Кола, Тулома. У Кольского залива расположен город Мурманск. Рабочий посёлок Кола — древнейшее русское поселение края (1264).

КОЛЬСКИЙ ЗАЛИВ, залив Баренцева моря в западной части Мурманского берега Кольского полуострова. Длина около 60 км. Не замерзает. На берегу — город Мурманск .

КОЛЬСКИЙ ЗАЛИВ Баренцева моря, у северного берега Кольского полуострова. Длина около 57 км, ширина 1—7 км. Глубина у входа 200—300 м. Впадают реки Тулома и Кола. Зимой замерзает у берегов. В Кольском заливе — незамерзающий порт Мурманск.

КОЛЬСКИЙ ЗАЛИВ // Большая российская энциклопедия. Том 14. Москва, 2009, стр. 581

КО́ЛЬСКИЙ ЗАЛИ́В, фьор-до-об-раз-ный за-лив Ба-рен-це-ва м., у сев. бе-ре-га Коль-ского п-ова. Дли-на ок. 57 км. Ши-ри-на у вхо-да до 7 км, в юж. час-ти ок. 1 км. Глу-би-на у вхо-да 200-300 м. В К. з. впа-да-ют ре-ки Ту-ло-ма и Ко-ла. Вост. бе-рег го-ри-стый, пре-им. об-ры-ви-стый, за-пад-ный - бо-лее по-ло-гий. Зи-мой в юж. час-ти К. з. у бе-регов об-ра-зу-ет-ся лёд. Дно ка-ме-ни-стое. При-ли-вы по-лу-су-точ-ные, их ве-ли-чи-на до 4 м. В К. з. - не-за-мер-заю-щий го-род и порт Мур-манск.

Кольский залив
69°06′ с. ш. 33°24′ в. д.
Вышестоящая акватория Баренцево море
Страна Россия
Регион Мурманская область
Район Кольский район
Тип залив
Впадающие реки Тулома, Кола

Кольский залив

Кольский залив на Викискладе

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ко́льский зали́в — узкий залив-фьорд Баренцева моря на Мурманском берегу Кольского полуострова .

Длина — 57 км, ширина — до 7 км, глубины у входа — 200—300 метров. Крупнейшие острова: Екатерининский , Олений , Седловатый, Средние Оленьи, Малые Оленьи. Акватория Кольского залива, в соответствии с особенностям геоморфологического строения, распадается на три части (колена): северное, среднее и южное. Первое колено протянулось от устья до острова Шурупова и губы Средней, второе колено — от губы Средней до мысов Мишукова и Пинагория (у мыса Великого находится самое узкое место губы), третье колено идёт на юг на протяжении 9 миль и имеет ширину от 400 до 800 саженей (самое узкое место в этом колене — у Абрам-Пахты). Западный берег — скальный обрывистый, восточный относительно пологий. В кут залива впадают крупные реки Тулома и Кола . Приливы полусуточные величиной до 4 метров. На восточном берегу залива незамерзающие порты Мурманск и Североморск , на западном — порт Полярный . В 2005 году через залив был открыт автомобильный мост.

Топографические карты

  • Топографические карты Кольского залива масштаба 1: 100 000
  • Лист карты R-36-XXVII,XXVIII Мурманск . Масштаб: 1: 200 000.
  • Лист карты R-36-В,Г Кольский полуостров (северо-западная часть) . Масштаб: 1:500 000. Состояние местности на 1967—1980 год.

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров .— 3-е изд.— М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Виттенбург П. В. «Месторождение железной руды в районе Кольского залива» (1920)

ПРИЛОЖЕНИЯ

МУРМАНСК, город, . обл. ц. в РСФСР, ж.-д. ст. Незамерзающий порт в Баренцовом м. 117 т. ж. (перепись 1939). Крупный ц. рыболовства и рыбной пром-сти. Судоремонтные предприятия. Полярной н.-и. ин-т рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), учительский ин-т, высшее мореходное, мореходное и педагогич. училища.

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, расположена на крайнем С.-З. Европ. части РСФСР, граничит с Норвегией и Финляндией. Занимает весь Кольский п-ов и прилегающие участки материка. Омывается Баренцевым и Белым морями. Образована 28 мая 1938. Площ. 139,1 т. км 2 . Нас. 291,2 т. ч. (перепись 1939).. М. о. делится на 9 р-нов, имеет 6 городов: Мурманск (центр), Мончегорск, Кандалакша и др., 19 пос. гор. типа. Расположена на с.-в. части Балтийского кристаллич. щита. Характерны платообразные возвышенности, местами сильно расчленённые и круто обрывающиеся к морю. Климат умеренно холодный, относительно мягкий, влажный (сказывается влияние тёплого атлантич. течения). На С. тундра, на Ю. и в центре—леса. Много озёр и болот. Реки богаты гидроэнергией. Месторождения апатито-нефелиновых руд, никеля, меди и др.

За годы Советской власти создана крупная горнодобывающая и химическая пром-сть (Кировск и др.). Важное значение имеет рыболовство и рыбоперерабат. пром-сть (Мурманск); создан мощный траловый флот. Построены Нивская и Туломская гидростанции. Развивается лесная пром-сть и пром-сть стройматериалов. Выпуск пром. продукции увеличился к 1941 по сравнению с 1913 в 48,6 раза, а с начала 1941 по 1950 на 45,2%. Успешно развивается с. х-во. В 1951 земледелием занимались 5 совхозов, 42 колхоза, обслуживаемые МТС. Разводят картофель, овощей, зерновые (ячмень, овёс), кормовые, ягодные культуры. В животноводстве преобладает оленеводство. В совхозах разводят крупный рог. скот, свиней. Зверобойный промысел (тюлени), пушное хозяйство, охота. В М. о. учительский ин-т и высшее мореходное училище, 4 средних спец. уч. заведения.

ФЬОРД (фиорд), длинный, относительно узкий, глубокий морской залив. преим. с высокими скалистыми берегами, обработанными ледником. Районы наиболее типичных Ф. — Норвегия, Южный о-в Новой Зеландии.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

Яуза (значения).

Яуза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Притоки

Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Происхождение названия

Яуза упоминается в летописи 1156 года как Ауза. Происхождение гидронима связано со славянскими и финно-угорскими языками. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими названиями - латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» - организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел

Основная статья: Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера <Нептун> и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Спрямление русла Яузы

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу

Основная статья: Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус и двадцать три - пешеходных.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной.

Яуза - самый крупный , вторая по величине река города (после Москвы-реки). Расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км2 (в пределах города 272 км2). Средний расход воды около 9,4 м3/с.
Берёт начало из болот на территории Лосиного Острова.
Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку, Охотничий ручей; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок, Гольяновский ручей, Леоновский (Высоковский) ручей.

река Яуза, Рубцовская набережная

В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
До XVIII в. была известна как часть торгового пути из в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 г. в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. Река Яуза

От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной .
В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной (сорной) растительностью. Вся незастроенная часть долины от МКАД до Ярославского направления Московской железной дороги объявлена в 1991 памятником природы. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

Яуза известна по летописи под 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н.Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие р.Стебельки по соседству с Яузой.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке Яузы. Судоходна для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется 14 автодорожных мостов, 6 железнодорожных, 2 метромоста, 1 — для трамвая, 2 — пешеходных.
На правобережье Яузы расположен Главный ботанический сад РАН, на левобережье, на территории Заяузья, находится Парк Московского окружного Дома офицеров.
На берегах Яузы находились сёла Медведково, Свиблово, Ростокино, Богородское, слободы Преображенская, Сокольническая, Семёновская (Введенское), Синичкина, Кукуй (Немецкая слобода), Сыромятническая и Котельническая, а также ряд деревень. Вдоль Яузы по правому берегу располагались Ширяево поле, Сокольничье поле и Васильевский луг; на левом берегу у Семёновской слободы возвышались Введенские горы.

Яуза около истока - окрестности Мытищ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Я́уза — малая река в Московской области и в Москве, левый (самый крупный в пределах столицы). Длина — 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Притоки Яузы: правые — Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые — Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Яуза упоминается в летописи 1156 года как Ауза. Происхождение гидронима связано со славянскими и финно-угорскими языками. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими названиями — латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».

Лосиный остров Река Яуза

ПРИТОКИ
Копытовка (Трестенка, Трепанка) — малая река на северо-востоке Москвы, правый приток реки Яузы, заключена в коллектор. Протекает под Звёздным и Ракетным бульварами, пересекая Огородный проезд, проспект Мира и улицу Бориса Галушкина. После коллектора ручей выходит в очистные сооружения, впадая в Яузу около улицы Касаткина.
Одно из названий Копытовки — Трестенка — произошло от славянского слова «тръсть», означающего тростник (растительность речки).
Название Трепенка образовано от искажения Трестенка.
Гидроним Копытовка (или Копитовка) образовано от названия ранее находившейся вблизи речки деревни Копытово. По названию речки Копытовки был именован Копытовский переулок в Москве.
В 1908 году левый берег Копытовки на участке от Останкинского до Ярославского шоссе становится официальной границей города Москвы.
От Новомосковской улицы до проспекта Мира забрана в коллектор в 1964 году, ниже проспекта Мира — в 1967 году.

Ка́менка (Ка́шенка, Берёзовка) — река на севере Москвы, правый приток Яузы.
Длина 7 км. В верховьях называется Берёзовка. Начинается вблизи Савёловского направления Московской железной дороги между платформами Тимирязевская и Окружная, частично заключена в подземный коллектор (вдоль улицы Академика Комарова), затем протекает по поверхности по территории Главного ботанического сада РАН и ВВЦ, образуя каскад из пяти декоративных прудов. В верховьях Каменки находилось сельцо Марфино.
Название Каменка широко распространено в славянской гидронимии и, как правило, относится к рекам и ручьям, протекающим по каменистому руслу. Однако нет точных данных о том, какое из двух названий — Каменка или Кашенка — было первоначальным. Возможно, Кашенка — искажение названия Каменка на рукописных географических картах (строчное «м» прочитали как «ш»). Во всяком случае, оба варианта имели употребление в речи местного населения. Также существовал Кашенкин луг — местность, расположенная к северу от платформы Останкино Октябрьской железной дороги, названная так от пойменных лугов реки Кашенки (Каменки).

Яуза, Лефортовская набережная - Москва

Лихоборка — река на севере Москвы и в Московской области, самый крупный правый приток Яузы.
Лихоборка сразу после пересечения Онежской улицы
Река берёт начало около села Ново-Архангельского (там она называется Бусинка). Пересекает МКАД в районе въезда на Коровинское шоссе, после чего — вплоть до соединения с Лихоборским обводным каналом, за исключением коротких открытых участков в районе Коровино и Бусиново, протекает в подземном коллекторе. Выходя на поверхность на Лихоборской набережной, пересекает Октябрьское и Савёловское направления Московской железной дороги, а также Дмитровское шоссе. В районе Отрадное река протекает по поверхности, в Парке «Отрада». Далее река протекает по коллектору, в котором течёт под депо Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена. Метрополитен проходит над рекой по присыпанному землёй металлическому метромосту. Далее, после пересечения с Московской окружной железной дорогой река течёт по северо-восточной окраине Главного ботанического сада РАН и впадает в Яузу недалеко от станции метро «Ботанический сад».
Основные притоки Лихоборки: справа — Норишка и Жабенка; слева — Коровий овраг, Дегунинский, Бескудниковский и Владыкинский ручьи (почти все они текут в коллекторах).
Сейчас Лихоборка используется для обводнения рек Яузы и Москвы волжской водой, которая перебрасывается из Химкинского водохранилища через Головинские пруды, Головинский ручей и реку Норишку. Это делает её более многоводной и быстрой.
Устье Лихоборки в 1991 году объявлено памятником природы.
В 2011 году началось укрепление берегов Головинского ручья от водосброса из Головинских прудов до слияния с Лихоборкой в районе дома № 34 к1 по Кронштадтскому бульвару, и дальнейшего русла реки Лихоборки до Онежской улицы гравием.
В долине Лихоборки находится несколько десятков экологически неблагополучных предприятий. В результате река сильно загрязнена солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, и т. д. На реке имеется несколько снегоплавильных камер, что также отрицательно сказываются на чистоте воды.
По руслу Лихоборки при Петре I предполагалось сделать часть водного пути Москва—Волга.
С 1935 по 1961 годы левый берег реки Лихоборка на участке от Дмитровского шоссе до пересечения с Московской окружной железной дорогой был северной границей города Москвы.
Длина по разным источникам 16 или 18 км, в том числе 12 или 14 км по Москве. Площадь бассейна около 58 км² (70,6 км² по государственному водному реестру). Среднегодовой расход воды — 0,5 м³/с.


Хапи́ловка — малая река на востоке Москвы, крупнейший приток Яузы. Образуется слиянием рек Сосенки и Серебрянки. Большей частью заключена в подземную трубу. Протекает по территории районов Измайлово и Преображенское.
С рекой Хапиловкой также связаны:
Промзона Хапиловка — официальное название промышленной зоны, образованной после ликвидации Хапиловских прудов; расположена на территории района Преображенский. Намечена к сносу.
Хапиловка (исторический район) — существовал между рекой Хапиловкой и Ткацкой улицей. Неблагополучный район, считался одним из самых криминальных наравне с Хитровым рынком.
Косвенно с Хапиловкой — через фамилию купца Хапилова — связано имя бывшей Хапиловской улицы, ныне Большая Почтовая улица на противоположном, правом, берегу Яузы.
Название происходит от владельца мельницы на реке. В XVIII веке Хапиловка была запружена по всему ее течению; наравне с Большим Хапиловским прудом, существовал меньший пруд на месте нынешней площади Журавлёва. В 1800 году по воле Павла I, повелевшего расчистить берега Яузы, этот пруд осушили, а на его месте возникла Введенская площадь (с 1929 г. — площадь Журавлёва).
Плотина, подпиравшая Большой Хапиловский пруд, была расположена по трассе нынешних Медового переулка и улицы Девятая Рота. Там же был последний в черте Москвы переезд через Хапиловку; по трассе Камер-Коллежского вала моста через пруд не было. В 1942 году пруд еще существовал, его можно увидеть на немецкой аэрофотосъемке. После его осушения Преображенский вал и Измайловский вал стали, по сути, одной улицей. В седловине, образуемой ее рельефом, и протекает подземная Хапиловка; вдоль коллектора к Электрозаводу идет однопутная Электрозаводская железнодорожная ветка.
В нижнем течении Хапиловки, в районе Малой Семёновской улицы, Преображенской слободы и площади Журавлёва, до сих пор сохраняется историческая застройка московских окраин конца XIX века. Память о Хапиловке сохраняется в топонимах:
2-я Хапиловская улица
Хапиловский проезд Река Яуза

Судоходство - РЕКА ЯУЗА
Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» — организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг.
Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

План реконструкции Яузы
Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов.
В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Ростокинский акведук Река Яуза

Сыромятнический гидроузел
Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Экология
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера <Нептун> и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста.
Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных.
В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Спрямление русла Яузы
В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Фауна
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята.
В нижнем течении основная рыба — уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу
В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Здания на берегу Яузы
На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной. Река Яуза

АНДРОННИКОВ МОНАСТЫРЬ НА ЯУЗЕ
Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.
Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хор).

Монастырь в Средние века
Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.
По версии О. Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).
По версии Г. К. Вагнера и О. Г. Ульянова, после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Спасский собор и Архангельский храм
Н. Н. Воронин полагал, что сохранившийся храм, который ученый датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. С. В. Заграевский следует позиции Н. Н. Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.
В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).
В 1439 в монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).
При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).
В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.
В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).
В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.
По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.
В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Притоки Москва-реки
http://mosriver.narod.ru/yauza.htm
Яуза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сайт Википедия.
Прежнее русло реки Яузы в районе современных кварталов
«Река ЯУЗА» — информация об объекте в Государственном водном реестре
О Яузе на сайте «Малые реки Москвы»
Яуза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Андроников_монастырь