Крест с перевернутым полумесяцем. Крест против полумесяца (1095–1291)

Хотя на долю Западной Европы выпали в XIV-XV веках тяжёлые испытания, судьба народов Балканского полуострова оказалась в это время ещё тяжелее. Помимо чумы, столкновений между соседними христианскими государствами и усобиц в каждом из них, на юго-восток Европы обрушился опасный враг - турки-османы. На Балканах им противостояли три государства: Византия, Сербия и Болгария.

Ослабление Византии началось ещё в XI веке. Сильнейший удар по ней нанёс Четвёртый Крестовый поход. Её территория, население и финансовые возможности сильно сократились. Пытаясь укрепить своё положение на Балканах, Византия неизбежно ослабляла восточные границы. Императорская власть, на протяжении почти двух веков в основном сохранявшаяся за династией Палеологов, заметно ослабла. Империю опустошали гражданские войны. Западные государи относились к Византии насторожённо, а то и враждебно.

    Константинополь являл собой грустное зрелище: часть города лежала в руинах. Но даже в таком виде Константинополь продолжал притягивать к себе купцов и богомольцев, в том числе из Руси. Кварталы, населённые западноевропейскими купцами, по-прежнему были многолюдными. Культурная жизнь Византии и её столицы в этот период упадка была, как никогда, насыщенной и плодотворной. Мозаики, фрески и иконы XIV века отличались особой красотой и одухотворённостью.

Христианская символика - богатая пища для размышлений и домыслов и в наше время. Немногие христиане, на самом деле, с полной уверенностью могут сказать, что означает тот или иной символ. Так обстоят обстоятельства и с изображением полумесяца на православном кресте.

Что означает полумесяц на православном кресте

Символика луны, а если быть точнее, - полумесяца непростая, с ней связано появление многих легенд и сказаний. Конечно, обладая знаниями о лунной символике, может возникнуть замешательство - что означает полумесяц на кресте православных христиан.

Полумесяц на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника

Дело в том, что изучая христианский крест подетально, современные ученые пришли к выводу, что, скорее всего, на кресте изображен не полумесяц, а таким образом был передан знак якоря, как символа твердой, непоколебимой веры.

Подтверждение этой мысли можно встретить в Священном Писании, в Послании к Евреям, где о христианской надежде говорится как о крепком якоре в мире, где бушуют страсти.

Немного истории

Обращаясь к истории, стоит вспомнить, что в Византии символика полумесяца была связана исключительно только с властью царя и имела скорее политические корни, нежели духовные.

Известно, что многим позже мусульманами был заимствован полумесяц, к которому был прибавлен знак звезды, ставшие символами мусульманской веры.

Значение полумесяца на кресте

В христианской традиции существуют и иные трактовки полумесяца на кресте, некоторые из них не имеют ни научного, ни исторического обоснования, что не лишает их права на существование.

Среди таких обозначений можно выделить следующие:

  • колыбель младенца Иисуса;
  • чаша для евхаристии;
  • крестильная купель.

Неправдивое значение

Среди множества трактовок полумесяца существует ложная, крайне не толерантная версия, гласящая, что наличие полумесяца на кресте свидетельствует о привилегированном положении христианства над мусульманством.

Полумесяц как символ в православной вере появился задолго до распространения ислама

Такое неправдивое значение не только вносит разлад среди людей, исповедующих разные веры, но и противоречит христианским убеждениям в целом.

Различие крестов в православной вере

Разновидностей крестов в христианстве довольно много.

Общепринятым считается отличие католического и православного крестов, первый из которых имеет четырехконечное изображение, у второго чаще их восемь.

Среди основных отличий православного креста можно выделить такие:

  • 3 поперечные линии;
  • концы креста оформлены в полукруг;
  • наличие полумесяца вместо самой нижней линии;
  • ноги Христа распяты 2 гвоздями.

Полумесяц в основании православного креста

По одной из версий полумесяц у основания православного креста символизирует корабль, управляемый Иисусом Христом. И сам крест является в таком случае парусом.

Аллегорически значение данного символа становится таким: Церковь Христова под парусом веры плывет в царствие божие.

Внимание! У этой версии есть и еще одно подтверждение - некоторые церкви по типу застройки архитектурно напоминают фрегат.

Что значит полумесяц в основании креста на куполах

Взятое из Византии значение полумесяца как символа царской власти перешло из политики и область религии.

Дмитриевский собор во Владимире имеет полумесяц в основании креста

Для верующего человека во все времена Царем являлся Бог. По этой причине храмы приобрели особый вид куполов с полумесяцем в основании, что служило как бы напоминанием людям о том, кто является Царем этого дома. Позже этот знак стали использовать в убранстве икон Богородицы, Николая Чудотворца и Святой Троицы.

Крест с четырьмя окончаниями и полумесяцем внизу, концы которого приподняты кверху, принадлежит древним видам христианского креста. По одной из версий, в то время элементы языческой веры еще оставались в сознании народа и потому этот элемент, равно как и славянская свастика (коловрат) часто присутствовали в элементах креста.

Важно! Современная трактовка духовников отрицает данные факты и ссылается на то, что крест с полукружием в основании символизирует якорь веры, что соответствует представлениям о церкви, как о корабле.

Происхождение полумесяца

Полумесяц, равно как и солнце - древние астрономические символы, довольно глубоко связанные с первыми религиозными воззрениями.

Для многих людей изображение полумесяца связано исключительно с мусульманской религией.

На самом деле, все эти символы (и сам крест, и полумесяц) существовали задолго до появления основных религиозных систем. В язычестве, предшествующем славянству, знак креста символизировал почитаемое особо солнце, иносказательно это значение перешло в христианство, где крест называют «солнце истины», отождествляя, тем не менее, с данным символом главным образом спасение. Соответственно, полумесяц в таком случае приобретает значение, связанное с победой света (солнце) над тьмой (луна).

Следовательно, можно говорить о сакральных парных символах, раскрывающих свои значения только находясь в одном предмете.

Что означает полумесяц на куполах многих храмов в основании креста?

Урок 27. Полумесяц против креста

Предмет: история.

Дата: 09.01.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Цели: рассмотреть причины ослабления Византии и южнославянских государств; охарактеризовать своеобразие Османского государства; рассмотреть процесс складывания Османской империи.

    Проверка домашнего задания.

    Зарождение Османской империи.

Оборудование: Вед. §28.

Ход урока

    Проверка домашнего задания.

    Почему была заключена польско-литовская уния?

    Почему Чехия стала центром притяжения немецких колонистов?

    Охарактеризуйте взгляды Яна Гуса.

    Византия и южнославянские государства.

    Вспомните, какие государства существовали на Балканах? (Византия, Сербия, Болгария.)

    От какого удара Византия так и не сумела оправиться? (От разграбления в ходе четвёртого крестового похода.)

    Вспомните, когда был четвёртый крестовый поход? (В 1204 г.)

Правда, Византия возродилась как государство в 1261 г., но теперь она и не могла мечтать о своём былом могуществе. Империя Палеологов, управлявших Византией на протяжении последних двух столетий её существования, безвозвратно уступила гегемонию на Балканах Сербии и Болгарии.

    Почему на Византию обращалось столь большое внимание и в годы её упадка? (Она была духовным центром православия и контролировала многие торговые пути.)

Болгария вернула себе независимость в конце XII в. Это стало началом Второго Болгарского царства со столицей в Тырново. В XIV в. Болгария была разделена на два государства: царь Иван Александр оставил одну часть себе и своему старшему сыну, а другую – отдал младшему. Эти две Болгарии мало зависели друг от друга. Расцвет Сербии связан с именем Стефана Душана (1331-1355). Он инициировал многочисленные завоевательные поход, некоторые из которых были направлены против Византии. Держава Стефана Душана простиралась вплоть до Эгейского моря. Однако после его смерти она была раздираема противоречиями.

Материал учебника

    В чём причины успехов турок-османов в XIV-XV веках?

Умирающая империя. Хотя на долю Западной Европы выпало в XIV-XV веках немало тяжёлых испытаний, судьба народов Балканского полуострова оказалась в это время несравненно тяжелее. Помимо чумы, столкновений между соседними христианскими государствами, смут и усобиц в каждом из них, на юго-восток Европы обрушился сильный и опасный враг – турки-османы. На Балканах им противостояли три относительно крупных государства: Византия, Сербия и Болгария.

Ослабление Византии началось ещё в XI веке. Сильнейший удар по ней нанёс Четвёртый Крестовый поход. Правда, в 1261 году империя была восстановлена, однако отныне она являла собой тень былого могущества. Её территория, население и финансовые возможности сильно сократились. То Болгария, то Сербия претендовали на ведущую роль на Балканах. Пытаясь укрепить здесь своё положение, Византия неизбежно ослабляла восточные границы. Императорская власть, на протяжении почти двух веков в основном сохранявшаяся за династией Палеоло гов, заметно ослабла. Империю опустошали гражданские войны и мятежи наёмников. Западные государи относились к Византии в лучшем случае настороженно, иные готовы были отомстить грекам за уничтожение Латинской империи.

    Вспомните, когда был Четвёртый Крестовый поход и чем он закончился.

Константинополь являл собой грустное зрелище упадка: город был полон руин, а отдельные его районы вообще казались сельской местностью. Но даже в таком виде Константинополь, оставаясь Вторым Римом, продолжал притягивать к себе купцов и богомольцев (среди последних было немало русских). Кварталы у залива Золотой Рог, населённые итальянцами и другими западноевропейскими купцами, по-прежнему были многолюдными.

Культурная жизнь Византии в этот период упадка и запустения была как никогда насыщенной и плодотворной. Мозаики, фрески и иконы XIV века отличались особой красотой и одухотворённостью. В Константинополе трудилась блестящая плеяда богословов и историков.

Болгария и Сербия: несвоевременное ослабление. Наиболее сильными славянскими странами на Балканах в XIV веке были Болгария и Сербия. Болгария, попав в начале XI века под власть Византии, в конце XII века вернула себе независимость в результате победоносного восстания. Возникло так называемое Второе Болгарское царство (конец XII – конец XIV века) со столицей в Тырнове. Болгария быстро усилилась. В начале XIII века царю Калояну удалось даже разгромить войско Латинской империи. Однако позже в стране обострилась борьба между группами феодалов. В середине XIV века царь Иван Александр разделил ослабевшее государство на две части: в основной части он правил вместе со старшим сыном, а западные области отдал в удел младшему. После его смерти братья не поддерживали друг друга и проводили самостоятельную политику.

    Вспомните, когда возникло Первое Болгарское царство.

Кратковременный расцвет Сербии относится к правлению короля Стефана Душана (1331-1355). Это был умный и энергичный государь, способный полководец и изворотливый дипломат. Его целью было установление господства Сербии на Балканах, поэтому основной удар он направил против Византии. Его огромная держава, созданная в результате успешных завоеваний, простиралась от Адриатического до Эгейского моря. Но, объединив разные народы силой оружия, она оказалась непрочной и вскоре распалась – как раз в тот момент, когда около границ Сербии появились турки.

    Зарождение Османской империи.

В конце XIII в. в Малой Азии зародилось государство, заселённое турками. Первым его правителем был Осман. Именно поэтому народ этого государства получил наименование турок-османов. Впоследствии правитель Османского государства назывался султаном. Турки вели успешные войны против слабеющей Византии. Им удалось создать сильную конницу и артиллерию. С покорённых народов, помимо подушной подати, они собирали «живой налог» - детьми. Забирая здоровых детей у родителей, они воспитывали их в верности исламу и султану. Кто-то из них становился чиновником, а кто-то – янычаром, воином султана. Благодаря этому, османам удалось создать боеспособную армию. К концу XIV в. они покорили всю Болгарию, а в 1389 г. разгромили Сербию на Косовом поле и присоединили к своим владениям.

    Что могла предпринять Европа для того, чтобы обезопасить себя от возможного турецкого вторжения? (Начать крестовый поход.)

В 1396 г. папа провозгласил крестовый поход на турок. Его возглавил венгерский Сигизмунд, в будущем император Священной Римской империи.

    Что вы знаете о Сигизмунде? (Это сын императора Карла IV. Впоследствии именно он был виновен в смерти Яна Гуса.)

Крестовый поход потерпел неудачу. Рыцари были разгромлены в битве при Никополе. Однако турецкое продвижение на Запад было остановлено восточным завоевателем Тамерланом. Он в 1402 г. разгромил турецкого султана Баязида I. Это заставило османов отложить свои завоевательные походы на 50 лет. В это время Византия пыталась найти соглашение с католическим миром. В ходе церковного собора, проходившего в 1438-1439 гг. в Ферраре и Флоренции, представители константинопольской патриархии и Рима приняли решение о заключении церковной унии. Православные иерархи Константинополя признали власть папы, а католическая церковь согласилась сохранить за восточной церковью особый статус. Папство организовало новый крестовый поход на Восток. Однако он опять же закончился ничем. В 1444 г. крестоносцы были разбиты под Варной. В 1453 г. турки начали осаду Константинополя. Город осаждало более 150000 чел., а защищали около 7000. 29 мая в ходе штурма город был взят, а последний император Константин XI был убит в бою. Константинополь был переименован в Стамбул, а собор Святой Софии был превращён в мечеть.

Запись в тетради: 1453 г. – падение Константинополя.

Материал учебника

Держава потомков Османа. В конце XIII века на северо-западе Малой Азии, на территории расширившегося государства турок-сельджуков образовалось небольшое, но воинственное государство. Его правителя звали Осма ном, и позже все объединённые под его властью племена стали называться турками-османами или просто османами. Со временем глава Османского государства принял титул султана.

Успешные войны с ослабевшей Византией привлекали многих сельджуков на службу к османам. Их государство быстро расширялось, поглотив вскоре все азиатские владения Византии. Османские султаны оказались талантливыми полководцами и создали разумную систему организации и пополнения войска. Его основу составила многочисленная конница. Османы быстро оценили преимущества огнестрельного оружия и создали лучшую в Европе артиллерию.

С покорённых христиан, помимо подушной подати, османы собирали своего рода «живой налог». Здоровых и сильных мальчиков отнимали у родителей, распределяли по турецким семьям и воспитывали в духе ненависти к христианству, фанатичной преданности исламу и лично султану. Самые способные из них становились чиновниками, а остальные – яныч а рами (от турецких слов «ени чери» - новое войско); они составляли наиболее боеспособную часть османского войска. Такая практика позволяла османам постоянно увеличивать свои силы за счёт покорённых народов. В результате их войско обычно имело значительное численное преимущество (нередко в 2-3 раза). А новые завоевания, в свою очередь, позволяли ещё более увеличить войско.

В первой половине XIV века претенденты на византийский престол нередко искали помощи османов, тем самым проложив им дорогу в Европу. Османы убедились в слабости Балканских стран и вскоре перешли в наступление. Захватив у Византии обширные земли и оставив в тылу уже не опасный для них Константинополь, османы двинулись против Болгарии и Сербии. Несмотря на героическое сопротивление, к концу XIV века вся Болгария оказалась на пять столетий под властью турок.

Судьба Сербии была решена в 1389 году в ожесточённом сражении на Ко совом поле. Турки имели большой перевес в силах. В начале сражения сербский патриот Ми лош Оби лич, притворившись перебежчиком, проник в турецкий лагерь и пронзил султана кинжалом. Он рассчитывал, что гибель предводителя вызовет смятение среди турок, но его расчёт не оправдался. Сын султана, приняв командование, сумел временно скрыть смерть отца от турецких войск. Турки одержали полную победу.

После Косовской трагедии Сербия попала в вассальную зависимость от султанов, а в следующем столетии была завоёвана ими.

    Найдите Косово поле на карте (см. с. 271).

    Выпишите в тетрадь и объясните ключевые слова пункта 3 «Держава потомков Османа».

В поисках спасения. Лишь в конце XIV века на Западе, наконец, осознали, сколь серьёзная опасность грозит Византии. В 1396 году папы организовали против турок Крестовый поход. 60-тысячное воинство из разных стран Европы возглавил венгерский король Сигизмунд (тот самый, что позже стал императором и председательствовал на соборе в Констанце, осудившем Яна Гуса). В сражении при Ни кополе на Дунае крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Многие рыцари погибли или попали в плен, Сигизмунд едва спасся бегством.

Победитель, султан Баязид I Молниеносный, уже готовился к штурму Константинополя, когда на его владения в Малой Азии обрушился знаменитый завоеватель Тимур. В 1402 году Тимур разгромил Баязида в сражении при Анкар е . Высокомерный султан попал в плен и вскоре умер, не выдержав унижения. Тимур же, разорив владения османов, удалился в Среднюю Азию.

Смерть Баязида и последовавшая затем борьба его сыновей за власть отсрочили падение Византии. Василевсы прекрасно понимали, что угроза по-прежнему существует, и пытались добиться от Западной Европы более существенной помощи. Ради этого они даже готовы были согласиться на церковную унию (то есть объединение) с католиками. Унию приняли на соборе, проходившем в 1438-1439 годах в итальянских городах Феррара и Флоренция. Почти все разногласия были решены в пользу Рима, поэтому бо льшая часть православных в Византии и за её пределами не приняла унии. Вражда сторонников и противников унии ещё более ослабила Византию. А военная помощь Запада оказалась очень ограниченной. Очередное войско крестоносцев было разбито в 1444 году под Варной, после чего Византия осталась с Османской империей один на один.

    В какой связи вам уже встречалось слово «уния»? В чём разница?

Падение Константинополя. Султан Мехме д II Завоеватель (1451-1481), юношей вступив на престол, немедленно начал подготовку к завоеванию Константинополя. В апреле 1453 года огромное турецкое войско, насчитывавшее около 150000 человек, начало осаду Константинополя. С моря город был блокирован сильным флотом. Константинополь считался неприступным, и на Западе, узнав об осаде, не торопились с помощью, рассчитывая, что город продержится много месяцев. Однако оскудевшая Византия в решающий момент не смогла собрать большого войска: нападавшим противостояли лишь 7000 защитников.

(Блокада – изоляция конкретной территории с целью её подчинения определённым требованиям.)

Понеся большие потери в первых штурмах, турки пытались засыпать рвы, пробить с помощью артиллерии бреши в стенах. Использовались и подкопы, и осадные башни. Осаждённые мужественно защищались, но их силы таяли. Султан постоянно бросал в бой свежие войска, а немногочисленные защитники не могли отдохнуть ни днём, ни ночью. 29 мая начался решающий штурм. Дважды осаждённые из последних сил отбивали атаки врага, но на третий раз турки всё же ворвались в город. Василевс Константин XI погиб с оружием в руках. К вечеру султан вступил в покорённый и уже разграбленный город. Отныне он мог считать себя не только султаном, но и наследником и правителем древней Римской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, вскоре стал столицей Османской империи. Многие защитники города и мирные жители погибли, ещё больше было продано в рабство. Собор Святой Софии стал мечетью. Полумесяц, символ ислама, возобладал над христианским крестом.

Падение Византии и отсутствие помощи Запада предрешили судьбу тех частей Балканского полуострова, которые ещё сохраняли независимость: не прошло и 15 лет, как все они попали под власть турок. Их верховную власть признали и крымские татары, которые, пользуясь поддержкой османов, позже не раз совершали набеги на Российское государство. Османская империя вступала в эпоху своего наибольшего могущества.

Падение тысячелетней Византийской империи произвело ошеломляющее впечатление на современников. Не случайно некоторые историки считают 1453 год концом эпохи Средневековья. С их точки зрения, Средневековье началось с падения Западной Римской империи, а закончилось падением Восточной Римской империи.

Воздействие византийской культуры было столь значительным, что продолжилось и после падения империи. У историков даже есть понятие: «Византия после Византии». Спасаясь от турок, византийские учёные, художники, ремесленники переселялись в другие страны, по возможности увозя с родины древние рукописи и иконы. Многие греки поселились в Италии, внеся немалую лепту в расцвет итальянской культуры того времени. А другие перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру.

После гибели Византии Россия осталась единственным крупным православным государством, наследницей Византии. Символическим воплощением этой преемственности стал брак русского государя Ивана III и племянницы последнего императора – Зои Палеолог (на Руси её называли Софьей). Герб Палеологов – двуглавый орёл – стал российским гербом.

СРАЖЕНИЕ ПОД НИКОПОЛЕМ (1396 ГОД) В ОПИСАНИИ ЕГО УЧАСТНИКА, ИОГАННА ШИЛЬТБЕРГЕРА

Осада этого города с суши и со стороны реки уже длилась 16 дней, когда к нему на помощь пришёл турецкий король Баязид с 200-тысячным войском. Узнав об этом, король Сигизмунд приблизился к нему на расстояние мили с войском, состоявшим приблизительно из 16 тысяч человек… Герцог бургундский потребовал, чтобы ему было позволено напасть первому ради того, что он прибыл с 6 тысячами воинов из столь отдалённого края и издержал так много денег во время своего перехода. Король умолял его предоставить возможность напасть первыми венграм, так как им, часто воевавшим с турками, лучше других была известна их манера сражаться. Однако герцог, вместо того чтобы уступить венграм, собрал своих ратников, напал на неприятеля и проскакал через два его отряда, но через третий уже пробиться не смог и хотел возвратиться. Однако тут он был окружён турками, которые… принудили герцога сдаться…

Увидев, что король Сигизмунд приближается, турецкий король хотел обратиться в бегство. Однако его заметил герцог Сербии, именуемый Деспотом, и прибыл к нему на помощь с 15 тысячами отборных воинов… Деспот напал на отряд короля. Низложил его знамя и вынудил самого искать спасения в бегстве. Рыцари и прочие воины, видя, что король бежал, тоже повернули назад, и многие из них бежали к Дунаю.

    Пользуясь текстом источника, определите причины поражения европейских рыцарей. Как вы думаете, почему Деспот (правитель) христианской Сербии оказался на стороне турок?

    Вопросы самоконтроля.

    Найдите на карте территории Византии, Болгарии и Сербии в XIV веке. Как изменилась политическая карта Балканского полуострова к концу XV века? Нанесите на контурную карту направления завоевательных походов турок-османов и места указанных в тексте параграфа сражений.

    В чём причины ослабления Византии в XIII-XV веках?

    Какую роль в событиях, связанных с падением Византии, сыграла Ферраро-Флорентийская уния?

    Почему турки в XIV-XV веках обычно имели превосходство над христианскими войсками?

    Какой смысл вкладывают историки в слова: «Византия после Византии»?

    Вспомнив то, что вы знаете об истории Западной Европы в XIV-XV веках, подумайте, почему её помощь Византии оказалась столь ограниченной.

    Составьте рассказ от имени очевидца событий 29 мая 1453 года (на выбор: итальянского купца; византийского монаха; турецкого воина).

Дорогами христианства Кернс Эрл Е

1. Крест против полумесяца (1095–1291)

1. Крест против полумесяца (1095–1291)

Христианство вело крестовые походы против мавров в Испании и мусульман в Сицилии незадолго до начала крестовых походов в Святую Землю. Западные крестовые походы ставили целью изгнать мусульман с территории, захваченной ими в Западной Европе. Крестовые походы в Палестину - восточная и самая большая составляющая в движении крестоносцев против мусульман - имели целью вновь взять власть над Палестиной и освободить ее от жестокого владычества мусульманских турок-сельджуков. Все движение можно охарактеризовать как священную войну духовных сил западной части христианства против врагов креста. Уже в 1074 году Григорий VII призвал к крестовому походу против мусульман в Палестине, которые угрожали Византийской империи и расправлялись с паломниками, однако борьба с Генрихом IV против светской инвеституры не дала Григорию возможности положить начало крестовым походам.

1.1. Причины крестовых походов

Следует постоянно помнить, что, хотя крестовые походы и преследовали экономический или политический интерес, самое главное побуждение к ним было религиозное. Турки-сельджуки, которые сменили арабов, были еще более фанатичными и жестокими, и европейские паломники подвергались преследованиям, когда приходили в Палестину. Более того, Алексей, император Константинопольский, просил западноевропейских христиан о помощи против мусульманских захватчиков из Азии, которые угрожали безопасности империи. Религиозная мотивация придала крестовым походам характер массового паломничества в Палестину. Движение людей можно было сравнить по своим масштабам лишь с вторжением варваров в Римскую империю незадолго до ее падения. Предполагается, что только с I Крестовым походом связано примерно миллион человек. Движение было еще попыткой разрешить проблему власти на Ближнем Востоке, проблему, которая и до настоящего времени продолжает беспокоить Европу.

Экономические соображения побудили многих стать крестоносцами. Голод был обычным явлением в Западной Европе в век, предшествовавший крестовым походам. Венецианцы хотели улучшить торговлю с Ближним Востоком. Норманны, что совершенно очевидно, были заинтересованы не только в спасении священных мест от мусульман, но и в грабежах, и в основании феодальных поместий.

Тяга к военным приключениям, которые были освящены Римской церковью, также охватила большую часть феодальной знати и рыцарей и объединила их в армии крестоносцев, а некоторые взяли крест, чтобы избежать семейных неурядиц или наказания за преступление.

1.2. Крестовые походы

Прямой причиной I Крестового похода была проповедь выступления против мусульман Урбаном II на соборе в Клермонте в ноябре 1095 года. Он призывал к крестовому походу в ответ на призыв Алексея о помощи, но в сознании Урбана над помощью Византийской империи возобладала более величественная цель - избавление священных мест от мусульманского владычества. Присутствовавшие на соборе, в основном французы, ответили с энтузиазмом «Deus vult» («Бог этого хочет») на предложение Урбана, который также был французом.

Энтузиазм был насколько велик, что массы крестьян, вдохновленные проповедями Петра Пустынника и Вальтера Голяка, начали в 1096 году передвигаться через Германию, Венгрию и Балканы к Палестине. Люди были неорганизованны и недисциплинированны, и император Константинопольский попустил оставшимся в живых пересечь проливы и войти в Малую Азию, где они были либо уничтожены турками, либо взяты в плен и проданы в рабство.

Этот хаотический поход мирян из французских христиан был только прелюдией к координированным усилиям I Крестового похода, организованного знатью Франции, Бельгии и норманнской Италии. Национальные армии и их полководцы прибыли в Константинополь к весне 1097 года. После недолгой осады крестоносцы заняли Никею, а к осени уже продвинулись до Антиохии, которую захватили весной 1098 года. В конечном итоге в июне 1099 года они захватили Иерусалим. Это крестоносцы, которые когда-то были феодальными сеньорами в Европе, поддались искушению устроить феодальные поместья в захваченных районах. К этому же периоду относится строительство замков на Ближнем Востоке. Иерусалим и окружавшие его территории в конце концов были объединены в Иерусалимское королевство при Годфриде Бульонском, который явился моральным руководителем крестового похода. Так были достигнуты цели I Крестового похода. Давление на Константинополь со стороны мусульман ослабилось. Иерусалим снова был в руках христианских правителей. Были образованы ордена рыцарей - тамплиеров и госпитальеров для защиты паломников и помощи им, а также для борьбы с мусульманами.

Крестовые походы

Поводом ко II Крестовому походу была мусульманская угроза северо-восточной части Иерусалимского королевства, после того как мусульмане захватили феодальные поместья в Эдессе - восточный форпост крестоносцев. В 1146 году основоположник мистического направления в богословии Бернард Клервосский призвал ко II Крестовому походу. Король Франции и император Священной Римской империи возглавили поход, но не достигли успеха. За этим поражением в 1187 году последовал захват Иерусалима Саладином, предводителем мусульман.

III Крестовый поход (1189–1192), известный как Королевский, возглавили Филипп Август из Франции, Ричард Львиное Сердце из Англии и император Фридрих. По пути в Палестину Фридрих случайно утонул, а Филипп Август после ссоры с Ричардом повернул домой. Ричард продолжал борьбу. Хотя ему не удалось вновь захватить Иерусалим, он заставил Саладина открыть доступ паломникам в Иерусалим. Вынужденный довольствоваться этим, Ричард вернулся в Англию.

Иннокентий III, который хотел искупить поражение III Крестового похода, горячо призывал к новому, четвертому походу для захвата Египта как плацдарма для действий против Палестины. Важным результатом этого крестового похода было то, что Греческая Церковь и Византийская империя снова стали подчиняться папе римскому с 1204 до 1261 года после полутора веков религиозного отделения. Этот крестовый поход ослабил Византийскую империю и углубил взаимную ненависть между латинскими и греческими христианами (см. гл. 21).

Фридриху II, предводителю VI Крестового похода, удалось достичь договоренности, по которой Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а также путь от них к морю становились территорией, подчиненной христианам. Однако мусульмане оставили за собой мечеть Омара. Снова Иерусалим стал подчиняться христианскому правителю, однако, несмотря на несколько последующих крестовых походов, территории, захваченные крестоносцами, перешли в руки сарцинов, которые захватили Палестину после турок-сельджуков.

Детский крестовый поход 1212 года был самым печальным событием в истории крестовых походов. Дети Франции и Германии под руководством двух мальчиков, еще не достигших юношеского возраста, по имени Стефан и Николай прошли через Южную Европу в Италию, предполагая, что праведность их жизни принесет удачу, которой не удалось достичь их более грешным родителям. По пути многие нашли смерть, тогда как оставшиеся в живых были проданы в рабство в Египте. Эпоха крестовых походов закончилась захватом Акры мусульманами в 1291 году.

1.3. Результаты крестовых походов

Крестовые походы имели важное политическое и социальное значение для Западной Европы. Феодализм был ослаблен тем, что большая часть рыцарей и дворян, участвовавших в походах, не вернулась домой, и тем, что многие продавали свои земли крестьянам или процветавшему среднему классу горожан, чтобы получить деньги для походов. Города, управлявшиеся феодальными сеньорами, часто могли выкупать хартии, дававшие им право самоуправления. Короли могли централизовать власть, опираясь на средний класс, который благоприятно относился к появлению сильного единого национального государства под управлением монарха, что давало безопасность для их занятий.

Что касается религиозного значения, то папство упрочило свой престиж, однако соперничавшие с папством усилия наций по ведению крестовых походов привели к возбуждению национального чувства, которое в конечном счете ослабило папскую власть. Создание Латинской империи в Константинополе углубило религиозные противоречия между Западом и Востоком, ослабило Византийскую империю и привело к ее падению в 1453 году. Возникновение военных орденов дало папе новые отряды покорных ему монахов.

Вместо того чтобы захватить мусульман силой, стало использоваться убеждение. Реймонд Лулл (ок. 1235–1315) - выходец из известного семейства с острова Минорка, изучил арабский язык и арабскую культуру от раба, которого он купил специально для этой цели. Чтобы будущие благовестники среди мусульман могли изучить арабский язык, литературу, культуру, он основал в 1276 году школу в Миромире на юго-востоке Испании и сочинял труды по апологетической аргументации для обращения мусульман. Он принял мученическую смерть в Северной Африке.

Не менее важны были в экономические результаты. Итальянские города, во главе которых стояла Венеция, начали торговлю с Ближним Востоком, как только это стало возможным после успеха I Крестового похода. Торговля предметами роскоши Ближнего Востока - шелком, пряностями, благовониями - заложила экономические основы для покровительства деятелям искусства в эпоху Возрождения в Италии. Люди, возвратившиеся из крестовых походов, хотели иметь возможности купить все те предметы роскоши, которые они видели на Ближнем Востоке.

Хотя крестовым походам не удалось в конечном итоге освободить Иерусалим от мусульманского владычества, они принесли много пользы Западной Европы и помогли ей избавиться от культурного провинциализма. Арабская философия, наука, литература распространились в Западной Европе и изучались схоластами, которые пытались синтезировать эти знания с христианским Откровением.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1095: Глаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спали, но не спало сердце его. 1428 (3570). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывавший о ночи вознесения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из мечети Каабы, сказал: «(Однажды,

Из книги Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул автора Познанский Н Ф

Глава 1291: Браки с девственницами. 1746 (5077). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я спросила (пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, скажи мне, если бы ты остановился в долине, где есть и уже объеденные, и

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

1095 M?lusine, VI, 110.

Из книги Моя жизнь во Христе. Том 2 автора Кронштадтский Иоанн

Крест свой и Крест Христов Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет .Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым?Крест

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Запись 1095 Словесное существо! помни, что ты имеешь начало от слова Всетворца и в соединении (чрез веру) с зиждительным Словом, посредством веры, сам можешь быть зиждителем вещественным и духовным. Веруй, что при вере твоей в зиждительное Слово Отчее и твое слово не

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Запись 1291 Тот грех, на который ты не соизволяешь, не вменяется тебе; напр., невольное преткновение на молитве, помыслы скверные и хульные, непроизвольная злоба, с которою мы усердно боремся, скупость, которой мы отвращаемся - это все нападения злого духа. Наше дело терпеть,

Из книги Философия культа автора Флоренский Павел Александрович

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряУже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и

Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

1095 См. раздел «III. Органопроекция», ч. 2, называемую «Воплощение формы (действие и орудие)», книги Флоренского «У водоразделов мысли» (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3 (1). М., 1999.C. 402-421.Флоренскому была известна книга: Карр Ernst. Grundlinien einer Philosophie der Technik. Braunschweig,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач (+ 1095) Память его празднуется 1 июня в день преставления, 28 сент, вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-ПечерскихПрп.

Из книги Крест Гитлера автора Люцер Эрвин

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о

Из книги Молитвослов на русском языке автора

2. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. По воле Господа, в Египте начнется междоусобная война. И действительно, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств,

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

КРЕСТ ПРОТИВ МИРА Гитлер стал диктатором страны, которая была христианской (по крайней мере, номинально). Перед ним стояла задача: как лишить миллионы людей их веры в Бога и Христа. От христианства не отказывались полностью, однако оно было заменено «позитивным

Из книги автора

Преподобный Агапит Печерский (+1095) Агапит Печерский (Безмездник) (? – 1 июня 1095) – инок Киево-Печерского монастыря, врач безмездный.Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю) 1 июня и 28 сентября (Собор

Из книги автора

1095. Еще к делу о защите перевода LXX Милость Божия буди с вами! Просмотрел - писанное преосвященным Агафангелом, и сделал свои заметки, которые пойдут по тяжелой - с приложением и брошюрок моей статьи. Одну мысль забыл отметить: пророчества яснее. Но они вообще ясны и у 70-ти.

Из книги автора

1291. При посылке книг. О чем говорит боль и проч. Милость Божия буди с вами! Благодарствую за благожелания. Даруй Господи вам поговеть получше-получше. Головную боль терпите благодушно. Она означает, что есть Любящий вас, который напоминает вам о Себе! Черничке

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие - например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.