Константин константинович случевский биография.

Происходил из дворян Черниговской губернии, сын Константина Афанасьевича Случевскго 2-го (1793-1856, полковник, Санкт-Петербургский полицмейстер, затем тайный советник, вице-директор Департамента внешней торговли Министерства финансов). Воспитывался в Первом кадетском корпусе,откуда, в 1855-ом году, по окончании курса первым учеником, с записанием на мраморную доску, был выпущен прапорщиком в Семёновский полк. Затем перешёл в лейб-гвардии стрелковый Его Императорского Величества батальон, прослужив в котором около двух лет, поступил в Академию Генерального штаба, но в 1861 г. оставил военную службу и отправился за границу. Несколько лет учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 г. получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, служил по Министерству внутренних дел и государственных имуществ. В котором прослужил около 17-ти лет чиновником особых поручений. С апреля 1891 года по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник», Состоял также членом совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера.

Литературную деятельность начал в «Общезанимательном вестнике» 1857 г., где опубликовал свои стихи и переводы из В. Гюго, О. Барбье и Дж. Г. Байрона. Затем помещал стихи в «Иллюстрации», в 1860 г. поместил ряд стихотворений в «Современнике» и «Отечественных записках». Они сразу обратили на себя внимание. Мнения критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как и , они привели в восторг.

Эти восторги вполне понятны, потому что к числу первых стихотворений Случевского принадлежат , и другие лучшие произведения поэта. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьёзная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием меры превозносил талант Случевского в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда «Искры», которая начала выуживать у Случевского неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек.

Гонение «Искры» болезненно подействовало на поэта: он исчезает со страниц журналов и только в 1866 г. выпускает три полемические брошюры против теорий Чернышевского и Писарева под общим заглавием «Явления русской жизни под критикою эстетики» (Санкт-Петербург, 1866-1867).

На стихотворное поприще Случевский вернулся только в 1878 г., выпустив особым приложением к новогоднему номеру «Нового времени» поэму «В снегах». Успех поэмы, в которой есть красивые места (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он деятельно начинает печатать в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и др., которые были собраны в 4 книжках (Санкт-Петербург, 1881-1890), а затем вошли в состав «Сочинений К. К. Случевского», изданных А. Ф. Марксом в 6 томах (Санкт-Петербург, 1898).

Случевский написал также роман «От поцелуя к поцелую» (1872), ряд повестей и рассказов, собранных в книжках «Виртуозы» (Санкт-Петербург, 1882), «Застрельщики» (Санкт-Петербург, 1883), «33 рассказа» (Санкт-Петербург, 1887), «Профессор бессмертия» (Санкт-Петербург, 1892), «Исторические картинки» (Санкт-Петербург, 1894) и в 5 и 6 томах «Собрания сочинений». Наиболее известен роман «Профессор бессмертия» - смесь беллетристики, не особенно яркой, и чисто отвлечённых рассуждений на религиозно-философские темы.

Совершив несколько поездок по России в свите вел. кн. Владимира Александровича, Случевский описал их в сочинении «По северу России. Путешествие Их Имп. высоч. вел. кн. Владимира Александровича и вел. кн. Марии Павловны» (Санкт-Петербург, 1888) и «По северо-западу России» (Санкт-Петербург, 1897).

Для сцены Случевский написал «Город упраздняется» (совместно с В. А. Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Кроме того, он напечатал «Книжки моих старших детей» (Москва, 1890-1892), брошюры «Историческое значение св. Сергия» (Москва, 1891), «Государственное значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (Москва, 1889 и Санкт-Петербург, 1892) и другие.

Стихи Случевский писал до самой смерти. Его, как и многих, не избежало влияние возникшего символизма. К примеру, очень известное, входящее в антологии русской любовной лирики стихотворение (1901) носит символический характер; лишь по последней строке можно понять его истинный смысл.

Поэзия Случевского в конце XIX века вызывала такое же разделение мнений, как и в начале его творческой деятельности. Группирующийся около Случевского кружок поэтов «Пятницы» (редакция юмористического листка «Словцо» и альманаха «Денница») ставила его очень высоко, называла «королём» современной русской поэзии (Платон Краснов), посвящала ему особые книги ( , «Поэзия К. К. Случевского», Санкт-Петербург, 1900) и т. д. Значительная часть журналистики и критики относилась к Случевскому холодно, а подчас и насмешливо. При присуждении в 1899 г. Пушкинских премий Н. А. Котляревский, которому II отделение Академии наук поручило разбор стихотворений Случевского, высказался за назначение маститому поэту награды 1-го разряда - полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться почётным отзывом.

Неодинаковому отношению критики к Случевскому вполне соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни у одного из русских поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений. Недостатки доходят подчас до курьезов (хор в мистерии «Элоа», начинающийся словами: «Была коза и в девушках осталась»; введение в русскую речь французского апострофа - «Ходят уши настр’жа»). Самый стих Случевского, в начале его деятельности звучный и красивый, с годами стал тяжёл и неуклюж, в особенности в стихах полуюмористического и обличительного характера (например, «Из дневника одностороннего человека»). В стихотворениях и поэмах мистического характера («Элоа» и др.) символизм и отвлечённость переходят иногда в непонятность.

Но вместе с тем у Случевского есть несомненные и незаурядные достоинства. Первое место в ряду их занимает полная самостоятельность. У Случевского почти нет перепевов; всё, что он писал, носило отпечаток собственной его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе собрания его сочинений, он сам называет себя поэтом «неуловимого», которое «порою уловимо». В этом отношении он в наиболее удачных из своих «дум» напоминает Тютчева. Он ищет в «земном творении» «облики незримые, глазу незаметные, чудеса творящие»; он убеждён, что «не все в природе цифры и паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои». Это даёт ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимает на большую высоту его лирическое настроение. В ряду лирических стихотворений Случевского выдаются последние по времени произведения его музы - «Песни из уголка», интересные по свежести чувства и бодрости духа, черпающего свою бодрость именно в том, что «жизнь прошла», что поэт «ни к чему теперь не годен», что «мгла» «своим могуществом жестоким» его не в силах сокрушить, что «светом внутренним, глубоким» он может «сам себе светить».

Мы ограничимся лишь краткой биографией и упоминанием связей семьи Случевских с Царским Селом.

Константин Константинович Случевский родился в Санкт-Петербурге 26 июля (7 августа) 1837 года.

Происходил из дворян Черниговской губернии, сын Константина Афанасьевича Случевского 2-го (1793-1856, полковник, СПб полицмейстер, затем тайный советник, вице-директор Департамента внешней торговли Министерства финансов).

Отец поэта, Константин Афанасьевич 2-й, свою военную карьеру начал в чине штабс-капитана в возрасте 19 лет, участвовал в войне с Наполеоном. В 1825 году в связи со смертью Александра I в Таганроге был назначен в комиссию по сопровождению тела умершего императора в Петербург и участвовал в церемониях по его погребению. В 1831 году Константин Афанасьевич 2-й вышел в отставку и стал чиновником особых поручений при Министерстве финансов. И в штатской службе он сделал блестящую карьеру. 1

Его сын, Константин, первоначально пошел по стопам отца. Воспитывался он в Первом кадетском корпусе, откуда в 1855 году по окончании курса первым учеником, с записанием на мраморную доску, был выпущен прапорщиком в Семёновский полк.

Братья Случевские: слева направо: Владимир, Константин и Николай

  • Константин (1873-1905). Окончил Морской Кадетский корпус, совершил кругосветное путешествие. Погиб в Цусимском бою на броненосце «Император Александр III» 14 мая 1905 года. Поэт, псевдоним «Лейтенант С.» После смерти К.К.Случевского-младшего при содействии его друзей была издана посмертная книга его стихов. Его жена Капп Мария Генриховна (? - 1938) была гувернанткой французского языка у младшей дочери К.К.Случевского - Александры. После революции в 30-х годах переехала в Москву, где и скончалась. Детей не имели
  • Владимир (1876-1915). Окончил Александровский Кадетский корпус. Участник Русско-японской войны, служил в Ингерманландском полку. С начала Первой Мировой войны ушел в действующую армию. Скончался в госпитале от тяжелого ранения, полученного под Плонском. Похоронен в фамильном имении матери в Головино. Могила не сохранилась. (№ 13). Его жена Гавайская Ольга Петровна (?-1924), они венчались в 1906 годуи в Харбине. После смерти мужа Ольга Петровна хотели создать в Головино семейный музей, но революция помешала этому. Детей не имели.
  • и (1882-1920)
  • Николай Константинович был назван в честь умершего от скарлатины за год до его рождения брата 3

Помимо братьев, в семье Случевских росли две родные дочери:

  • Ольга (1871-1940)

  • и Елизавета (23.08.1885-1965).

Мы уже упомянули, как войны и революции начала XX века безжалостно вторглись в судьбу всего рода Случевских:

  • Во время Русско-японской войны в Цусиме 15 мая 1905 года войны гибнет старший брат Николая – Константин
  • 15 февраля 1915 года под Плонском во время I Мировой войны гибнет другой брат Николая - Владимир
  • В вихре гражданской войны теряется семья сестры Ольги.

В июле 1920 года погиб сын Николай. Лишь недавно из архивных документов удалось установить, что Николай Случевский был расстрелян «за контрреволюционную деятельность» в 1920 году в Петрограде, куда был, вероятно, этапирован из Мурманска. Его «вина» заключалась в том, что он сорвал красный флаг с времянки, в которой жил. Так оборвалась жизнь последнего сына поэта Константина Случевского...

Константин Константинович, после развода с Ольгой Капитоновной жил в гражданском браке с Агнией Федоровной Рерих (Снетковой) , от которого у них родилась младшая дочь поэта - Случевская Александра Константиновна (1890-1977), наследница архива поэта.

В молодости писала стихи, печаталась в петербургских дореволюционных изданиях. Эмигрировала в 1919 году. Жила в Варшаве, Берлине, Лондоне. Крупный художник-иконописец. Реставратор. Оставила небольшие воспоминания об отце. Ее муж, Коростовец Владимир Константинович (1888-1953) - окончил Юридический факультет Петербургского университета, служил в МИДе. В эмиграции журналист, общественный деятель, автор семи книг, изданных на английском и немецком языках. Детей не имели. 3

Нельзя не упомянуть литературный кружок "Вечера Случевского" - довольно консервативный кружок поэтов и поэтесс. Эти поэтические вечера родились в последнем десятилетии XIX века. Кружок был продолжателем объединений «Пятницы Полонского» и «Пятницы Случевского». Регулярно, два раза в месяц, по пятницам происходили они на квартире поэта К. К. Случевского. Вскоре после кончины К. К. Случевского (25 сентября 1904 г.) участники «пятниц» решили перидически встречаться на квартирах постоянных участников Кружка, назвав его, в память ушедшего поэта «Вечера Случевского». Кружок стал главным «долгожителем» среди литературных салонов Петербурга, просуществовав 14 лет - до ноября 1917 года.

В Петербурге, на НовоДевичьем кладбище находится могила поэта Константина Константиновича Случевского.

Подготовлено специалистами Музея Николаевсокй гимназии

Источники, использованные И.Е.Иванченко:

  1. РГИА, ф.1343, оп.29, л 15-16
  2. Случевская Е.К. Воспоминания о матери. Рукопись, с.с. 1-4 // Архив семьи Случевских (США, Англия).
  3. РГИА, ф.1412, оп.17, ед.хр.787, л.13.

Источники:

  1. Статья написана на основе сведений, предоставленных биографом рода Случевских, автором книги «Род Случевских в истории. Портреты и судьбы». СПб.: Академический проект, 2004, Ириной Евгеньевной Иванченко Музею Николаевской гимназии. Фотографии семейного архива Случевских предоставлены также Ириной Евгеньевной
(1904-10-08 ) (67 лет) Место смерти: Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

Константи́н Константи́нович Случе́вский (26 июля [7 августа ] , Санкт-Петербург - 25 сентября [8 октября ] , там же) - русский поэт, писатель, драматург, переводчик.

Биография

Состоял членом совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера .

Литературная деятельность

Случевский Константин Константинович в 80-е годы XIX века

Литературную деятельность начал в «Общезанимательном вестнике» г., где опубликовал свои стихи и переводы из В. Гюго , О. Барбье и Дж. Г. Байрона . Затем помещал стихи в «Иллюстрации», в г. поместил ряд стихотворений в «Современнике » и «Отечественных записках ». Они сразу обратили на себя внимание. Мнения критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как И. С. Тургенев и Аполлон Григорьев , они привели в восторг.

Эти восторги вполне понятны, потому что к числу первых стихотворений Случевского принадлежат «Статуя», «Весталка», «Мемфисский жрец» и другие лучшие произведения поэта. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьёзная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием меры превозносил талант Случевского в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда «Искры», которая начала выуживать у Случевского неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек.

Гонение «Искры» болезненно подействовало на поэта: он исчезает со страниц журналов и только в г. выпускает три полемические брошюры против теорий Чернышевского и Писарева под общим заглавием «Явления русской жизни под критикою эстетики» (Санкт-Петербург, 1866-1867).

На стихотворное поприще Случевский вернулся только в г., выпустив особым приложением к новогоднему номеру «Нового времени» поэму «В снегах». Успех поэмы, в которой есть красивые места (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он деятельно начинает печатать в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и др., которые были собраны в 4 книжках (Санкт-Петербург, 1881-1890), а затем вошли в состав «Сочинений К. К. Случевского», изданных А. Ф. Марксом в 6 томах (Санкт-Петербург, ).

Для сцены Случевский написал «Город упраздняется» (совместно с В. А. Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (). Кроме того, он напечатал «Книжки моих старших детей» (Москва, -), брошюры «Историческое значение св. Сергия» (Москва, ), «Государственное значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (Москва, и Санкт-Петербург, ) и другие.

Стихи Случевский писал до самой смерти. Его, как и многих, не избежало влияние возникшего символизма. К примеру, очень известное, входящее в антологии русской любовной лирики стихотворение «Упала молния в ручей…» (1901) носит символический характер; лишь по последней строке можно понять его истинный смысл.

Адреса в Санкт-Петербурге

1865 - 25.09.1904 года - доходный дом - набережная реки Фонтанки, 127.

Оценки творчества

Поэзия Случевского в конце XIX века вызывала такое же разделение мнений, как и в начале его творческой деятельности. Группирующийся около Случевского кружок поэтов «Пятницы» (редакция юмористического листка «Словцо» и альманаха «Денница») ставила его очень высоко, называла «королём» современной русской поэзии (Платон Краснов), посвящала ему особые книги (Аполлон Коринфский , «Поэзия К. К. Случевского», Санкт-Петербург, 1900) и т. д. Значительная часть журналистики и критики относилась к Случевскому холодно, а подчас и насмешливо. При присуждении в г. Пушкинских премий Н. А. Котляревский , которому II отделение Академии наук поручило разбор стихотворений Случевского, высказался за назначение маститому поэту награды 1-го разряда - полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться почётным отзывом.

Никогда, нигде один я не хожу,
Двое нас живут между людей:
Первый - это я, каким я стал на вид,
А другой - то я мечты моей…

Неодинаковому отношению критики к Случевскому вполне соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни у одного из русских поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений. Недостатки доходят подчас до курьезов (хор в мистерии «Элоа», начинающийся словами: «Была коза и в девушках осталась»; введение в русскую речь французского апострофа - «Ходят уши настр’жа»). Самый стих Случевского, в начале его деятельности звучный и красивый, с годами стал тяжёл и неуклюж, в особенности в стихах полуюмористического и обличительного характера (например, «Из дневника одностороннего человека»). В стихотворениях и поэмах мистического характера («Элоа» и др.) символизм и отвлечённость переходят иногда в непонятность.

Но вместе с тем у Случевского есть несомненные и незаурядные достоинства. Первое место в ряду их занимает полная самостоятельность. У Случевского почти нет перепевов; всё, что он писал, носило отпечаток собственной его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе собрания его сочинений, он сам называет себя поэтом «неуловимого», которое «порою уловимо». В этом отношении он в наиболее удачных из своих «дум» напоминает Тютчева . Он ищет в «земном творении» «облики незримые, глазу незаметные, чудеса творящие»; он убеждён, что «не все в природе цифры и паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои». Это даёт ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимает на большую высоту его лирическое настроение. В ряду лирических стихотворений Случевского выдаются последние по времени произведения его музы - «Песни из уголка», интересные по свежести чувства и бодрости духа, черпающего свою бодрость именно в том, что «жизнь прошла», что поэт «ни к чему теперь не годен», что «мгла» «своим могуществом жестоким» его не в силах сокрушить, что «светом внутренним, глубоким» он может «сам себе светить».

  • Именем писателя назван северный мыс острова Колчака.

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Константин Случевский стихи в Антологии русской поэзии
  • Случевский К. К. По Северу-Западу России. Т.1-2. 1897 (электронная копия книги)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 7 августа
  • Родившиеся в 1837 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 8 октября
  • Умершие в 1904 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Поэты по алфавиту
  • Выпускники Первого кадетского корпуса
  • Русские поэты
  • Писатели Российской империи
  • Поэты Российской империи
  • Драматурги Российской империи
  • Переводчики поэзии на русский язык
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище (Санкт-Петербург)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Случевский, Константин Константинович" в других словарях:

    Случевский (Константин Константинович) известный поэт. Родился в 1837 г. в дворянской семье. Окончив курс в 1 м кадетском корпусе, служил в гвардии, затем поступил в академию генерального штаба, но в 1861 г. оставил военную службу и отправился за … Биографический словарь

    - (1837 1904), рус. поэт, публицист. На сходство поэзии С. «по силе, по стали мысли, образов и стиха» с поэзией Л. указывал А. А. Григорьев. В творчестве С. 80 х гг., сочетавшем в себе субъективный идеализм и религ. мировоззрение с филос.… … Лермонтовская энциклопедия

    Русский писатель. Изучал философию и естественные науки в Сорбонне, в университетах Берлина, Лейпцига, Гейдельберга. Печатался с 1857. В цикле статей «Явления русской жизни под критикою… … Большая советская энциклопедия

    - (1837 1904) русский поэт. Поэмы, лирические стихи (некоторые из них исполнены трагических и религиозно мистических мотивов). Повести, рассказы, путевые очерки, переводы … Большой Энциклопедический словарь

Константин Случевский (1837—1904)

Константин Константинович Случевский родился в 1837 г. в Петербурге. Его отец, высокопоставленный чиновник, про-чил сыну военную карьеру и определил его в кадетский корпус. После его окончания Случевский проходил службу в одном из гвардейских полков, затем поступил в академию Генерального штаба. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Тем неожиданнее стал его вы-ход в отставку и решение заняться изучением философии. Случевский слушал лекции в Париже, Берлине, Лейпциге; в Гейдельбергском университете получил степень доктора философии.

Вернувшись на родину, Случевский поступает на граж-данскую службу и достигает высоких чинов. В течение мно-гих лет он редактирует одну из крупнейших официальных газет — «Правительственный вестник».

Свои первые поэтические произведения Случевский опуб-ликовал в конце 1850-х гг., в 1860 г. его стихотворения по-явились в журнале «Современник ». Идущие вразрез с об-щим направлением демократической поэзии того времени, необычные по своей форме, они стали объектом резких кри-тических нападок и эпиграмм. Случевский надолго замол-кает. Вновь его стихи появляются в печати только в 1880 — 1890 гг., и постепенно его имя приобретает известность.

Дарование Случевского весьма своеобразно: горячий тем-перамент сочетается в нем с глубоким скептицизмом и рас-судочностью, сильный и яркий стих — с тяжеловесностью, нарочитыми прозаизмами, фамильярно звучащими строка-ми. Во многом поэзия Случевского склонна к философство-ванию и даже дидактичности, перекликаясь с философски-ми мотивами неокантианства, Шопенгауэра, Гартмана в твор-честве Фета , Вл. Соловьева , а позднее Мережковского и Минского. В то же время он прекрасно рисует оригиналь-ный, вполне реалистический пейзаж (стихотворения из цик-лов «Черноземная полоса», «Мурманские отголоски»), со-здает яркие и интересные баллады на исторические сюжеты («Мемфисский жрец», «Петр I на каналах»). Острый психологизм, интеллектуальная насыщенность поэзии Случев-ского и главным образом новизна его стиля сыграли важ-ную роль в становлении раннего

, Драматург , Писатель

Константин Константинович Случевский - русский писатель. Поэмы, лирические стихи (некоторые из них исполнены трагических и религиозно-мистических мотивов). Повести, рассказы, путевые очерки, переводы.

Константин Константинович Случевский родился 7 августа (26 июля по старому стилю) 1837 года, в Петербурге. Родом из дворян Черниговской губернии. Его отец - Константин Афанасьевич Случевский 2-й (1793-1856) был полковником, Санкт-Петербургским полицмейстер, затем тайным советником, вице-директором Департамента внешней торговли Министерства финансов. Своё воспитание Костя получил в Первом кадетском корпусе, из которого в 1855 году по окончании курса первым учеником, с записанием на мраморную доску, был выпущен прапорщиком в Семёновский полк. Позже он перешёл в лейб-гвардии стрелковый Его Императорского Величества батальон, и прослужил в нём около двух лет. Затем поступил в Академию Генерального штаба, но в 1861 году оставил военную службу и отправился за границу.

Дальнейшее обучение в течении нескольких лет Константин Константинович продолжил в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 году получил степень доктора философии. В Сорбонне изучал философию и естественные науки.

Вернулся в Россию и служил в Министерстве внутренних дел и государственных имуществ, в котором прослужил около семнадцати лет чиновником особых поручений. С апреля 1891 года по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник». Состоял членом совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера.

Печатался с 1857 года. В цикле статей «Явления русской жизни под критикою эстетики» (в. 1 - 3, 1866 - 1867) резко полемизировал с идеями революционный демократов. Занимал высокие государственные должности, редактировал «Правительственный вестник» (1891 - 1902). Опубликовал роман «От поцелуя к поцелую» (1872), несколько книг стихов (последняя - «Песни из «Уголка»», 1902), повести, рассказы, поэмы, географо-этнографический труд «По северу России» (т. 1 - 3, 1888).

В «Общезанимательном вестнике» публиковал свои стихи и переводы из французских писателя-романтика Виктора Гюго, поэта Огюста Барбье и английского поэта-романтика Джорджа Ноэла Гордона Байрона. Затем помещал стихи в «Иллюстрации», в 1860 г. поместил ряд стихотворений в «Современнике» и «Отечественных записках». Они сразу обратили на себя внимание общественности. Мнения критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как Иван Сергеевич Тургенев и Аполлон Александрович Григорьев, они привели в восторг.

К числу первых стихотворений Случевского принадлежат «Статуя», «Весталка», «Мемфисский жрец» и другие лучшие произведения. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьёзная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием меры превознёс талант Случевского в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда «Искры», которая начала выуживать у К. Случевского неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек.

Гонение «Искры» болезненно подействовало на Константина и он исчез со страниц журналов и только в 1866 году выпустил 3 полемические брошюры против теорий Николая Гавриловича Чернышевского и Дмитрия Ивановича Писарева под общим заглавием «Явления русской жизни под критикою эстетики» (Санкт-Петербург, 1866-1867).

Стихотворения поэт начал снова писать только в 1878 году, когда выпустил особым приложением к новогоднему номеру «Нового времени» поэму «В снегах». Успех поэмы, в которой присутствуют красивые места (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он начал деятельно печататься в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и другие, которые были собраны в четырех книжках (Санкт-Петербург, 1881-1890), а затем вошли в состав «Сочинений К. К. Случевского», изданных Адольфом Фёдоровичем Марксом в 6 томах (Санкт-Петербург, 1898).

Творчество Константина Случевского противоречиво: острое неприятие действительности сочетается с убеждением в невозможности изменить её, напряжённая эмоциональность и психологическая глубина - с жёлчным резонерством, внимание к общественным проблемам - с мистическими настроениями. Был одним из предшественников русского модернизма. В некоторых своих стихах он напоминал Федора Ивановича Тютчева.

Поэт совершил несколько поездок по России в свите великого князя Владимира Александровича, Случевский описал их в сочинении «По северу России. Путешествие Их Императорского высочества великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны» (Санкт-Петербург, 1888) и «По северо-западу России» (Санкт-Петербург, 1897).

Для сцены Константин Случевский написал «Город упраздняется» (совместно с Виктором Александровичем Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Так же напечатал «Книжки моих старших детей» (Москва, 1890-1892), брошюры «Историческое значение святого Сергия» (Москва, 1891), «Государственное значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (Москва, 1889 и Санкт-Петербург, 1892) и другие.

Сочинения:

  • Соч., т. 1 - 6, СПБ, 1898;
  • Стихотворения и поэмы. [Подготовка текста, вступ. ст. и примеч. А. В. Федорова], М. - Л., 1962;
  • [Стихи], в кн.: Поэты 1880 - 1890-х гг., М. - Л., 1964.

Литература:

  • Валерий Яковлевич Брюсов, Поэт противоречий (К. К. Случевский), в его книге: Далёкие и близкие, М., 1912;
  • Смиренский В., К истории пятниц К. К. Случевского, «Русская литература», 1965, № 3. Л. Г. Фризман.

Поэт написал также ряд повестей и рассказов, собранных в книжках:

  • "Виртуозы" (СПб., 1882);
  • "Застрельщики" (СПб., 1883);
  • "33 рассказа" (СПб., 1887);
  • "Профессор бессмертия" (СПб., 1892);
  • "Исторические картинки" (СПб., 1894) и в 5 и 6 т. "Собр. сочинений".

Наиболее известен "Профессор бессмертия" - смесь беллетристики, не особенно яркой, и чисто отвлеченных рассуждений на религиозно-философские темы. Совершив несколько поездок по России в свите вел. кн. Владимира Александровича, Случевский описал их в сочинении "Пo северу России. Путешествие Их Имп. высоч. вел. кн. Владимиpa Александровича и вел. кн. Марии Павловны" (СПб., 1888) и "По северо-западу России" (СПб., 1897).

Для сцены поэт написал "Город упраздняется" (в сотрудничестве с драматургом Виктором Александровичем Крыловым) и "Поверженный Пушкин" (1899). Кроме того, он напечатал "Книжки моих старших детей" (М., 1890-1892), брошюры:

  • "Историч. значение св. Сергия" (М., 1891);
  • "Государств. значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры" (М., 1889 и СПб., 1892) и др.

Поэзия поэта до сих пор вызывает такое же разделение мнений, как и много лет тому назад. Группирующийся около К.К. Случевского кружок поэтов (редакция юмористического листка "Словцо" и альманаха "Денница") ставил его очень высоко, называл "королем" современной русской поэзии (Платон Краснов), посвятил ему особые книги (Аполлон Аполлонович Коринфский, "Поэзия К. К. Случевского", СПб., 1900) и т. д.; но значительная часть журналистики относилась к поэту холодно, а подчас и насмешливо.

При присуждении в 1899 году Пушкинских премий историк литературы Нестор Александрович Котляревский, которому II отдел Академии наук поручило разбор стихотворений Константина, высказался за назначение маститому поэту награды 1-го разряда - полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться почетным отзывом. Неодинаковому отношению критики к Случевскому вполне соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни у одного из наших поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений. Недостатки доходят подчас до курьезов (хор в мистерии "Элоа", начинающийся словами: "Была коза и в девушках осталась"; введение в русскую речь французского апострофа - "Ходят уши настр"жа и множество других выражений).

Самый стих Случевского, в начале его деятельности звучный и красивый, с годами стал тяжел и неуклюж, в особенности в стихах полуюмористического и обличительного характера, (например "Из дневника одностороннего человека"). В стихотворениях и поэмах мистического характера ("Элоа" и другие) символизм и отвлеченность переходят иногда в непонятность. Но вместе с тем у Константина Константиновича были несомненные и незаурядные достоинства. Первое место в ряду их занимала полная самостоятельность. У него почти не было перепевов; все, что он писал, носило отпечаток собственной его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе собрания его сочинений, он сам себя называл поэтом "неуловимого", которое "порою уловимо". В этом отношении он в наиболее удачных из своих "дум" напоминал Тютчева.

Он искал в "земном творении" "облики незримые, глазу незаметные, чудеса творящие"; он был убежден, что "не все в природе цифры и паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои". Это дало ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимало на большую высоту его лирическое настроение.

В ряду лирических стихотворений К.К. Случевского выдались последние по времени произведения его музы - "Песни из уголка", интересные по свежести чувства и бодрости духа, черпающего свою бодрость именно в том, что "жизнь прошла", что поэт "ни к чему теперь не годен", что "мгла" "своим могуществом жестоким" его не в силах сокрушить, что "светом внутренним, глубоким" он может "сам себе светить".

Стихотворения Случевского

Умер я! Есть ощущения:
Не понять их, не познав
Новость первого мгновения!
Я окреп, нетленным став...
Ночь!.. Вдали земля туманная,
Мать всех в мире матерей,
Мне в былом обетованная
И очаг души моей!
Полуночница усталая,
Без меня несешься ты,
Вся больная, захудалая,
В стогнах вечной немоты...
А путям твоим и следу нет!
Но, кому бессмертным стать,
На тебе родиться следует,
На тебе и умирать!
Умер я… Там, в темной темени,
Ты мелькаешь огоньком...
Там есть смерть! Там царство времени!
Там родные мне, мой дом!
Уносись же, горе-странница,
Как корабль среди зыбей,
В мириадах звезд избранница
И очаг души моей.
Я отпетый, я отчитанный,
Молча вслед тебе смотрю,
И в трудах, в скорбях воспитанный,
Смерть пройдя, - благодарю...