Конспект занятия (НОД) по ознакомлению детей с художественной литературой. «Басни, любимые с детства

Иван Андреевич Крылов ещё при жизни прослыл великим чудаком. О его выходках и шалостях современники рассказывали анекдоты. В некоторых историях эксцентричность Крылова буквально зашкаливает.

Великий обжора

Иван Андреевич был страстным обжорой. Начавшись с «отменного аппетита», обжорство со временем превратилось в страсть, которую Крылов, казалось, совсем не стремился победить. Сокрушался по поводу дворцовых обедов, откуда всегда уходил голодным: суп подают чуть на донышке, пирожки - с грецкий орех, на десерт, стыдно сказать, пол-апельсина с вареньем, за добавкой не дотянешься… Сущее наказание для того, кто знает толк в еде! А потому он не имел привычки отказываться от вкусностей. На одном из обедов у императрицы Марии Федоровны, чувствующий неловкость за соседа Жуковский шепнул Крылову: «Откажись хоть раз! Дай императрица тебя попотчует». В ответ от продолжавшего «нагружать» тарелку Крылова услышал: «А вдруг не попотчует!»

Друзья, знавшие об отменном аппетите Крылова, обычно готовили на званый обед дополнительное кушанье или предлагали специальное меню – исключительно для Ивана Андреевича. На одном из таких обедов, увидевший вынесенное произведение искусства из громадных гусиных печенок и трюфелей, Крылов сделал вид, что обижен – о «сюрпризе» его не предупредили. На слова хозяина: «Найдется ли еще местечко?», самодовольно и иронично оценивая собственные габариты, Крылов протянул: «Место-то найдется, но какое? Первые ряды все заняты, партер весь, бельэтаж и все ярусы тоже. Один раек остался». Он предпочитал не ложиться спать натощак: тарелочку кислой капусты да кувшинчик кваска на сон грядущий – так, на всякий случай, чтобы в горле не пересохло.

Не пора ли помыться?

Ивана Андреевича мало заботила собственная внешность. Ходил вечно не чёсанный, исподнее менял по праздникам, мылся и того реже, отчего обладал «специфическим» амбре. Некоторые светские особы не могли устоять перед «очарованием» баснописца – падали в обморок. Рассказывали, что однажды императрица Мария Федоровна увидела Крылова и попросила привести к себе. Тот отнекивался, ссылаясь на ненадлежащий вид, но в итоге согласился. Перед царицей предстал тучный мужчина в заляпанном жирными пятнами кафтане, панталоны которого были художественно изукрашены подозрительными пятнами желтоватой гаммы. Через дырку в сапоге умиленно взирал на мир большой палец, хозяин которого, пытаясь поцеловать императрице ручку, чихнул чуть ли ей не в лицо. Царица была в восторге: громко смеялась и подарила «мудрейшему из русских писателей» новый костюм и сапоги из оленьей кожи. В другой раз, собираясь на маскарад, Крылов все никак не мог решить, кем же ему нарядиться. Попросил помощи, а советчики порекомендовали ему… помыться. «Так вас точно никто не узнает!» - резюмировали они.

Держи лешего!

Если будучи в Петербурге Крылов периодически пытался «соответствовать», то где-нибудь в глуши, на даче расслаблялся окончательно. Однажды это чуть не стоило ему жизни. Отдыхая у одного из друзей в загородном доме, Крылов отправился на прогулку. Традиционно с взлохмаченными волосами, но на этот раз… в чем мать родила. Местные крестьяне приняли бродящего в роще Крылова, размышляющего, видимо, над очередным сюжетом, за лешего и попытались его утопить. Наудачу вернулся хозяин дачи, который спас «хозяина леса» и уговорил впредь не пугать аборигенов своим эксцентричным внешним видом. Впрочем, гений не внял совету: во время визита князя Голицына, Крылову было лень спросонья одеваться и он уселся к конторке голышом. Увидев картину, князь не смог удержаться от смеха: «Вот люблю Крылова! Вечно за своим делом! Жаль только, что слишком легко одет».

Караул! Пожар!

Еще одной странностью Крылова была страсть к пожарам. Ни один петербургский дом не полыхал без его личного «участия». Чем привлекала баснописца стихия огня? Почему он с несвойственным ему проворством спешил на очередную катастрофу? Возможно, он искал новые характеры для своих историй, ведь, как известно, в стрессовых ситуациях обнажаются все скрытые тайники человеческой души. Видимо, зная о пристрастии Крылова к огню, его арендодатель предложил подписать контракт, в котором Крылов, в случае неосторожного обращения с огнем и возникновения пожара в доме, будет обязан выплатить 60 тысяч рублей. Иван Андреевич с легкостью подписал документ. Прибавил к цифре еще пару нулей и заметил: «Для того, чтобы вы были совершенно обеспечены, я вместо 60 000 рублей поставил 6 000 000. Это для вас будет хорошо, а для меня все равно, ибо я не в состоянии заплатить ни той, ни другой суммы».

Необычные хобби

Крылов обожал петушиные и кулачные бои. По словам современников, он с особенным удовольствием посещал «народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». Но Крылов не только созерцал. Он принимал непосредственное участие в боях стенка на стенку и нередко выходил победителем. Любил баснописец и большую карточную игру. По словам Пушкина, был не обычным картежником, а «настоящим фокусником». Существует мнение, что именно удача за карточным столом позволила Крылову «продержаться», когда он в очередной раз оставил службу. А вот музыкальными способностями Крылов, по-видимому, не обладал. Несмотря на это, очевидцы утверждают, что он обожал играть на скрипке. Существует байка, что Иван Андреевич, проводя зиму за городом, терзал инструмент с таким рвением, что распугал голодных волков, терроризирующих деревню.

Слон в посудной лавке

Тучность не позволяла Крылову вести активный образ жизни. Он был неуклюж, и чтобы спасти дом от очередных разрушений, предпочитал дремать в кресле. Впрочем, неуклюжесть его зачастую оправдывалась находчивостью. Известна история, когда он выпросил у Оленина редкую и дорогую книгу. Усевшись утром с чашечкой кофе, он наслаждался роскошными гравюрами, приложенными к раритетному изданию. Вдруг стул покачнулся, и весь кофе оказался на книге. Не мешкая, Крылов бросился на кухню. Перед кухаркой и соседом Гнедичем, решившими, что Иван Андреевич «слегка того», предстала следующая картина: на полу – море, а Крылов из ведра льет на фолиант воду, пытаясь смыть остатки кофейной гущи. Между тем, этот небрежный и ленивый человек, был чрезвычайно усерден в работе: он снова и снова выправлял и отшлифовал свои тексты, доводя их до совершенства.

Остроумие, возведенное в степень

Крылов подарил потомкам настолько «родные» сюжеты, что фразы из его басен прочно утвердились в русской речи: «А Васька слушает да ест», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона», «Да только воз и ныне там» и многие другие. Не менее остроумен, а зачастую и саркастичен, был Крылов и в жизни. Так известен комментарий Крылова на постановку комедии «Урок дочкам», главные роли в которой сыграли знаменитые Катерина Семенова и Софья Самойлова. К тому времени обе женщины были матерями семейств, в почтенных летах и довольно объемисты. Крылов не поленился прийти на спектакль, а когда у него спросили мнение, ответил, что «опытные актрисы сыграли очень хорошо», только вот комедию надобно было назвать не «Урок дочкам», а «Урок бочкам». А вот еще анекдот. Как-то была у Крылова на ноге рожа. Он с трудом вышел на прогулку по Невскому. Проезжающий мимо знакомец, не останавливаясь, кричит: «Как рожа? Прошла?» «Проехала!» - пробубнил Иван Андреевич.
Крылов не изменял своим привычкам до конца дней. Он нежился в лени и гурманстве. Этот умный человек, казалось, наслаждался ролью нелепого чудака. По просьбе Крылова каждый из друзей вместе с приглашением на его похороны получил экземпляр изданных басен, на котором под траурной лентой значилось: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

На занятии учащиеся познакомятся с малоизвестными фактами из жизни И.А. Крылова, с отрывком из комедии "Урок дочкам". Также они инсценируют басни, примут участие в конкурсе знатоков басен И.А. Крылова.

Занятие на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Конкурс знатоков «В гостях у дедушки Крылова»

для учащихся 5-6 классов.

Номинация «Предметы предметы гуманитарного цикла»

(внеклассная деятельность по литературе)

Музыкина Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ ООШ № 164 п. Амзас Таштагольского района Кемеровской области

«Басни Крылова – книга мудрости самого народа». Н. В. Гоголь

«Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, –

Чин человека.»

(«К другу моему», 1793)

Цели:
● познакомить учащихся с малоизвестными для них страницами биографии И.А.Крылова,
● расширить круг чтения учащихся 5-6 классов,
● обобщить знания о жанре басни, ее жанровых признаках,
● развивать навыки выразительного чтения,
● воспитывать культуру общения.

Оформление: портрет И.А.Крылова, эпиграф «Басни Крылова – книга мудрости самого народа» (Н. В. Гоголь), выставка его книг, рисунки учащихся, кроссворд «Басни Крылова», два черных ящика, презентация, мультфильм.

Для проведения конкурса учащиеся разделились на две команды, которым было дано задание прочитать басни, написать небольшие сочинения о героях-животных, сделать рисунки к басням, подготовить инсценировки понравившихся басен. В роли ведущих выступят учащиеся старших классов, помогавшие отбирать материал для мероприятия. Некоторые факты ребята позволили себе подправить, интерпретировали. Старшеклассники могут быть членами жюри.

Конкурс начинается с выразительного чтения стихотворения М. Исаковского об И.А. Крылове подготовленным старшеклассником:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

К добру и правде открывал сердца.

Слово учителя. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об Иване Андреевиче Крылове, великом русском баснописце. Скоро будет отмечаться его юбилей – 250 лет со дня рождения. В нашей стране его любят и взрослые, и дети. Не сразу Крылов стал популярным, только в 37 лет к нему приходит первый успех. В печати появляются новые басни, сборники выходят отдельными изданиями, общий тираж которых при жизни баснописца составил 77 тысяч, неслыханные цифры в то время. Любимым блюдом всякого литературного вечера были басни Крылова.

Давайте с вами подумаем над следующими вопросами. Почему его творчество не стареет? Почему так актуальны его басни в наше непростое время? Почему в литературе и в нашем сознании возникает образ «дедушки Крылова»? Итак, идем в гости к «дедушке».

1 ведущий. С самого раннего детства образ дедушки Крылова, еще не вполне осознанный, но бесконечно дорогой, входит в нашу жизнь и сопровождает нас до ее конца. Он неожиданно появляется где-то рядом, а мы даже не задумываемся – кто он – писатель, драматург, баснописец.

2 ведущий. Сами по себе идут с нами по жизни крыловские умные звери с их человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В своем просторном халате и в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с миром народной сказки.

В зале гаснет свет, включается иллюминация, звучит космическая музыка. В кабинете за столом сидит Крылов с растрепанными волосами в старом домашнем халате и что-то пишет гусиным пером. К нему в кабинет входит Алексей Николаевич Оленин.

1 ведущий. Историческая справка. Алексей Николаевич Оленин (1763-1843) – президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки, член Государственного совета. Знаток античности и русских древностей. Дом Олениных в Петербурге и дача привлекали литераторов, художников, музыкантов, где частым гостем был и Крылов.

Оленин. Что пишете новенькое, Иван Андреевич?

Крылов. Да вот изучаю греческий. Не хочу, чтобы Гнедич при чтении перевода «Илиады» мне говорил, что я не знаю греческого, поэтому должен молчать и не высказывать свои замечания о переводе. Скоро я ему докажу, что он переводит неправильно.

Оленин. Похвально, Иван Андреевич. А я зашел пригласить вас пожить некоторое время у меня на даче, в Приютино.

2 ведущий. Историческая справка. Николай Гнедич – знаменитый переводчик 19 века. Читая перевод Оленину, литератор Гнедич был совершенно поражен, когда Крылов, вступивший с ним в спор, взял подлинник, прочитал стих по-гречески и перевел, а потом просто ответил, что выучился языку недавно.

1 ведущий. Историческая справка. Сам Крылов чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Он подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Пока Крылов гостил на даче, в его доме, где он жил довольно грязно, Елисавета Марковна Оленина с Варварой Алексеевной велели переделать и вычистить всю квартиру Крылова; купили также новую мебель. Как отнесся к такой заботливости Иван Андреевич – неизвестно; но когда, недели через две, Елисавета Марковна с Варварой Алексеевной навестили Крылова, то в ново отделанной ими квартире они увидели множество голубей, которые разгуливали по мебели, столам.

2 ведущий. В отшельнической жизни своей Крылов нашел забаву, обучая детей грамоте и прослушивая их уроки музыки. Он усыновил семейство крестницы своей, которое и поместил на квартире с собой. Ему весело было, когда около него играли дети, с которыми дома обедал он и пил чай.

Равнодушие и беспечность еще заметнее сделались в нем в последние годы жизни. В доме, смежном с его квартирой, случился пожар.

Крылов у себя в кабинете, развалившись на диване (можно заменить широким стулом), читает журнал.

Слуга. Иван Андреевич! Пожар! Горим! (Люди бегают, выносят вещи). Иван Андреевич! Соберите свои бумаги и дорогие вещи, поспешите! (В доме крик, суета, беготня.)

Крылов. Подать мне чаю! (Не торопясь, выпивает, начинает одеваться как бы нехотя. Выходит на улицу и смотрит на горящее здание.) Не для чего мне перебираться! (Возвращается к себе и ложится спать.)

1 ведущий. Всегда ли таким беспечным был Крылов?

Крылов сидит в кресле, рядом мальчик и девочка.

Девочка. Дедушка, расскажи о своем детстве.

Крылов. Жизнь моя сложилась так, что мне не пришлось даже учиться. Мой отец - Андрей Прохорович Крылов - армейский офицер. Во время пугачевского бунта он руководил обороной Яицкого городка. Пугачев, бравший до этого одну крепость за другой, не сломил оборону и обещал повесить Крылова с его семейством. Я с матушкой находился в Оренбурге. В 1775 отец вышел в отставку и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества, а в 1778 умер. Тяжело было. Пришлось мне в губернском суде очинивать перья, переписывать бумаги, разносить пакеты.

Мальчик. Неужели ты не учился? Кто были твои учителя?

Крылов. Именно в это время я оказался на торговой площади среди простого народа, где мне вдруг «пробило ухо» и я открыл для себя чудесную русскую речь. С тех пор люблю, растворившись в толпе, оказаться среди прачек и водовозов, прислушиваться, как они говорят. Здесь русская речь раздольно звучит во всем блеске – образная, меткая. Это заменило мне школьные классы. В 1782 переехал в Петербург, активно стал заниматься самообразованием. Хорошо научился играть на скрипке, выучил теорию музыки, принимал участие в квартетах известных мастеров. Выучился читать и писать по-французски и по-немецки, а моя любовь к музыке Николо Паганини подтолкнула к изучению итальянского языка. А еще я разбирался в математике и познакомился практически со всеми литераторами и того времени, в числе которых был и Г.Р.Державин с женой.

2 ведущий. Иван Андреевич был носителем идей Просвещения, убежденным и последовательным гуманистом, высоко ценил человека, человеческое достоинство.

Чинов я пышных не искал,

И счастья в том не полагал,

Что в низком важничать народе, –

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, –

Чин человека; - в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой

Считал одной не ложно славой.

(«К другу моему», 1793)

2 ведущий. Крылов прожил нелегкую жизнь: скитался по разным губерниям, общался с представителями различных слоев общества, что способствовало широкому кругу знакомств с разными сторонами и явлениями русской жизни, обогащению внутреннего мира Крылова. В своем творчестве баснописец стремился показать русскую жизнь такой, какой она была на самом деле.

1 ведущий. Сотрудничая в литературных журналах, Крылов пишет комическую оперу «Кофейница», сатирические комедии: «Проказники», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам». В последних талант Крылова – сатирика проявился в наибольшей степени. Сейчас мы увидим сценку из комедии «Урок дочкам», в которой две дочери дворянина Валькарова мечтают познакомиться с настоящим маркизом, а им оказывается слуга Семен.

Действующие лица:

Валькаров, дворянин.

Фекла и Лукерья, его дочери.

Горничная Даша.

«Француз» Семен.

Валькаров. Молчать! Молчать! Что за воспитание? Стыдно, государыни, стыдно!.. В чем ваше знание? Как одеться или над которой бровью поманерней развесить волосы? Какие ваши дарования? Несколько модных песенок и неутомимость прыгать и кружиться на балах? Да болтать по-французски, но так, что не приведи Бог рассудительному человеку слышать ни на каком языке!

Слуга. Какой-то маркиз-француз просит позволения войти.

Валькаров. Спроси кто и зачем.

Фекла. Француз, душенька, хоть бы взглянуть на него.

Лукерья. Сестрица душенька, маркиз!

Фекла. Батюшка, задержите маркиза хоть на несколько дней!

Лукерья. Сестрица! Чай, мы уроды уродами! Посмотри, что за платье, что за рукавчики! Как мы маркизу покажемся? Даша, принеси нам шали, мы их накинем. А носят ли в Париже шали?

Фекла. Нет, нет, останемся лучше так. Дай-ка, Даша, румяна, кажется в Париже румянятся. (Обе услуживают друг другу.) Как же нам его принять? Займемся работой, как будто ничего не знаем. Даша, подай нам работу.

Даша. Да какую вам работу? Вы же никогда не работаете? (В сторону.) Ну право, они одурели.

Лукерья. Ох, нет! И не надо? Знаешь ли что, сестрица, сядем, будто мы что-то читаем.

Фекла. Прекрасно! Дай нам, Даша, две книжки да надвинь волосы на левый глаз!

Даша. Да какие книги? У вас же только модный журнал, и тот батюшка приказал выбросить, а из библиотеки вы книг не читаете. Да что с вами происходит?

Лукерья. У нас будет гостить маркиз из Парижа.

Фекла. Как воображу, что он из Парижа, так сердце бьется, я в такой радости, что выразить не могу! (Говорит на ломаном французском языке.)

Даша. Что за гость! Что за маркиз!

Появляется «маркиз» - слуга Семен, одетый во фрак и причесанный на французский манер.

Даша. Ах, этот негодный Семен! Что это он затеял?

Занавес закрывается.

2 ведущий: Так изобразил Иван Андреевич быт и нравы помещичьей усадьбы. Несмотря на шумные постановки на сцене, Крылов не сразу нашел свой род литературы. Как было ранее сказано, только в 37 лет к нему приходит первый успех и в печати появляются басни, а сборники выходят отдельными изданиями. Народная слава и признание помогли ему в 1812 году выиграть в конкурсе на место в Петербургской публичной библиотеке.

Крылов в милом, семейном кружку Олениных был довольно словоохотлив. Однажды, на масленице, Иван Андреевич пришел к Оленину раздосадованный, сердитый.

Оленин. Что ты такой пасмурный?

Крылов. Ходил под балаганы гулять и ужасно прозяб.

Оленин. Охота тебе туда таскаться.

Крылов. Да нет, позвольте. Я подошел к одному балагану; вышел «дед», снял с головы шляпу и, показывая ее публике, спрашивает: «В шляпе ничего нет, господа?» Ответили, что ничего. «Ну, так погодите», - сказал «дед», поставил шляпу на перила и скрылся. Это меня заинтересовало; я решился
подождать, чем кончится дело. Ждал, ждал, а «деда» нет. Наконец, через полчаса, он вышел, приподнял с перил шляпу и, опять показывая ее публике, сказал: «Ничего нет в шляпе?» Отвечают: «Ничего». «Старик» заглянул в шляпу и преспокойно говорит: «А ведь и в самом деле ничего!» Одурачил всех нас совершенно: каково, с добрых полчаса ждал я его выхода, какую-де он штуку выкинет! А штука-то самая простая.

1 ведущий: Эпиграфом к нашему мероприятию взяты слова Н.В.Гоголя, который сказал, что у Крылова «всюду Русью пахнет» и что его «басни – книга мудрости самого народа».

Героями басен являются самые обычные люди: молодая девушка, сумевшая отказать всем женихам и в итоге вышедшая замуж за калеку («Разборчивая невеста»); крестьянин, призывающий смерть, так как иссох «весь от нужды и трудов», но «увидевший ее свирепую осанку», смог подшутить, что звал ее, «чтоб помогла поднять ему вязанку» дров («Крестьянин и смерть»); купец, хвастающийся перед племянником, как он продал гнилой и старый отрез сукна, но все-таки попавший в олухи, потому что «взял фальшивую бумажку» («Купец»).

2 ведущий. Не менее популярны герои-животные, такие как Лиса и Ворона, Стрекоза и Муравей, Волк и Ягненок, Мартышка и Медведь, Осел и Соловей, а также другие животные, птицы, насекомые. Они могут быть мудрыми, как люди, а могут быть носителями худших человеческих качеств: зависти, жадности, угодничества, лести. У каждого персонажа свой характер, свой порок.

А сейчас у нас будет возможность проверить, как вы знаете басни Крылова. Познакомившись с его героями однажды, их уже трудно забыть. Победители будут приглашены «дедушкой» на чаепитие.

Проводит конкурс знатоков «дедушка Крылов».

Конкурс «Что мы знаем о басне?»

На конкурс знатоков допускаются только те ребята, которые докажут своими знаниями, что они достойные мои наследники. Ответьте на вопросы (за каждый правильный ответ получаете один балл).

1. Дайте определение басни. (Небольшое иносказательное произведение эпического характера, обычно в стихах, содержащее нравоучение.)

2. Какова основная цель басни? (Посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей.)

3. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка.)

5. Назовите обязательные элементы басни. (Мораль, зачин, повторы, постоянные эпитеты, аллегория, поэтический образ.)

6. Назовите синонимы термина «аллегория» (Иносказание, эзопов язык.)

Конкурс «Кто больше?»

Задание 1 команде. Назовите как можно больше басен, в которых персонажами являются животные.

Задание 2 команде. Назовите как можно больше басен, в которых персонажами являются представители пернатого мира.

Конкурс «Черный ящик»

Задание 1 команде. С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа». Что это такое? (Зеркало.)

Задание 2 команде. Здесь лежит предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». Что это за предмет? (Очки.)

Конкурс «Продолжи афоризм»

Я начну крылатое выражение, а вы закончите фразу. Отвечаете по очереди.
Ты все пела? это дело... (Так поди же попляши!)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник... (А сапоги тачать пирожник).
А вы друзья, как ни садитесь... (Все в музыканты не годитесь).
Кукушка хвалит Петуха... (За то, что хвалит он Кукушку).
Вот друга я люблю…(Зато уж чванных не терплю).
Наделала Синица славы... (А море не зажгла).
Чем кумушек считать трудиться... (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет).
Ты виноват уж тем…(Что хочется мне кушать).
Вперед чужой беде…(Не смейся голубок).

Конкурс «Кто это?»

Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет», взялись «с поклажей воз везти».

Конкурс «Отгадай басню» Пришло время узнать, из каких басен следующие строчки:
«Друзья! К чему весь этот шум? Я ваш старинный сват и кум». («Волк на псарне».)
«Уж сколько раз твердили миру…». («Ворона и лисица».)
«Вся слава Лисоньке и честь! Богатое дано ей награжденье». («Лиса-строитель».)
«А ларчик просто открывался». («Ларчик».)
«У сильного всегда бессильный виноват». («Волк и Ягненок».)
«В семье не без урода». («Слон на воеводстве».)
«А жаль, что не знаком ты с нашим петухом». («Осел и Соловей».)
«Слона-то я и не приметил». («Любопытный».)
«А вы, друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»)
«А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко» («Лисица и виноград».)

Конкурс «Инсценировка басни».

Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием, какие подготовили декорации и костюмы для инсценировки своей басни.

Конкурс «Расскажите анекдот»

При моей жизни благодаря необычайной известности обо мне ходило много анекдотов. Многие были основаны на достоверных фактах. Какие вы знаете? По-моему, с этим заданием справятся только капитаны.

1. Траектория падения

В комнате Крылова над его любимым диваном висела большая картина в массивной раме. Кто-то из его друзей заметил, что один из двух гвоздей, на которых она висит, непрочен и рано или поздно картина сорвется и убьет Крылова.

Нет, - успокоил заботливого друга Иван Андреевич, - я прикинул траекторию падения картины: угол рамы опишет дугу и минует мою голову.

2. Лягушки квакают к дождю

Крылов любил гулять в Летнем саду. Однажды, прогуливаясь, он столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес:

Вот так туча приближается, сейчас пойдет дождь!
- Да, - подхватил баснописец, проходя мимо них, - потому, видно, и лягушки расквакались.

3. Много и мало

Один из почитателей таланта знаменитого баснописца спросил его, почему он так мало пишет.

Так и должно быть, - ответил Крылов. - Пусть лучше нарекают, что пишу мало, чем допустить, чтобы спрашивали, зачем я пишу много.

4. Богач и рудник
- А знаете ли, граф, какая разница между богачом и рудником? - спросил однажды Крылов богатого графа.
- Какая, батюшка? - спросил граф.
- Рудник хорош, когда его разроют, а богач, когда его зароют.

5. Стерлядь

Как-то за обедом приезжий помещик, который любил приврать, рассказывал о стерляди, которую рыбаки ловят на Волге.

Один раз прямо перед моим домом люди вытащили стерлядь. Вы не поверите, но я вас уверяю, длина ее вот отсюда и до - помещик протянул руку с одного конца стола к другому, где сидел Крылов.

Иван Андреевич встал, отодвинув стул, и сказал:

Позвольте, я пропущу вашу стерлядь.

Как-то в компании обсуждали богатого купца. Говорили о том, что он имеет более шести миллионов дохода.

Это уж слишком много, - заметил Крылов, который любил полежать на диване под одеялом. - Все равно если бы я имел одеяло в двадцать метров.

Конкурс «Найди пару»

Многие басни мы уже сегодня вспомнили, некоторые даже увидели, поэтому легко справитесь с последним заданием. Найдите герою басни пару. Посмотрим, чья команда наберет больше правильных ответов.

Мартышка (Медведь).

Фока (Демьян).

Повар (Кот).

Кукушка (Петух).

Моська (Слон).

Свинья (Дуб).

Ягненок (Волк).

Ворона (Лисица).

Муравей (Стрекоза).

Федя (Сеня)

Жюри подводит итоги конкурса, объявляет победителей.

Слово учителя. Вот таким мы увидели Ивана Андреевича Крылова: внешне простодушным, лукавым, презирающим быт, сонливым ленивцем, любящим поесть. А под маской билось сердце философа, патриота и гражданина. При жизни он не стремился к известности, к власти, не достиг он знатности, не обладал богатством и жил – то почти затворником, но наполнил собою помышления миллионов людей, вселился в их душу и навек остался присутственным в их уме и памяти. Древние говорили о Гомере: «Он каждому, и юноше, и мужу, и старцу, столько дает, сколько кто взять может». Словами современника великого баснописца, дедушки Крылова, Михаила Плетнева мы и закончим наше мероприятие.

Спасибо за внимание и участие!

КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769–1844) – русский баснописец, писатель, драматург

Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии – так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность – в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья , трагедии Клеопатра и Филомела , комедия Сочинитель в прихожей . Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию Проказники , в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Проказники –более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть , сказка Ночи , Похвальная речь в память моему дедушке , Речь, говоренная повесою в собрании дураков , Мысли философа о моде . Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа . В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена : Дуб и трость и Разборчивая невеста . Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка , Урок дочкам и Илья Богатырь . Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська .

В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей , Волк и ягненок ), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни Квартет , Лебедь , Щука и Рак , Волк на псарне . Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного , Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным , Пушкиным и Грибоедовым .

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться »

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова – многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.

Тамара Эйдельман

Методическая разработка предназначена помочь учителям-словесникам, особенно начинающим, составить план урока и провести его содержательно и интересно. Предлагается разнообразный материал по совершенствованию речи учащихся, развитию умения грамотно и полно отвечать на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир басен И.А. Крылова

Урок внеклассного чтения по литературе

5 – 6 класс

Цели:

● проверить знания, полученные на уроках литературы;

● выявить восприятие учащихся;

● активизировать творческие способности учащихся;

● побудить к чтению.

Образовательные задачи

:●обучающая – расширение словарного запаса учащихся;

●воспитательная – формирование интереса и любви к литературе;

●развивающая – развитие внимания, культуры речи, творчества детей.

Оборудование:

● выставка книг по теме «Басни Крылова»;

● выставка рисунков учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Выявление отсутствующих , проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение цели и задачи урока

3. Вступительное слово учителя

И. А. Крылов – русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для

взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и

смеялись над своими пороками. Басни И.А. Крылова актуальны и в наше время. Сами

по себе входят в нашу жизнь умные крыловские звери с их вполне человеческими

мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы.

Талант баснописца настолько могуч, что никто не мог превзойти его. Дедушка

Крылов безраздельно царствует в басенном мире. Его басни читали в веке XIX и XX,

читают их и в XXI веке.

1 слайд Эпиграф к уроку

Что сделалось смешным, не может быть опасным . Вольтер.

2 слайд Портрет Крылова

Его басни – книга мудрости самого народа. Н.В. Гогол ь

4. Ученик (слайды 3,4)

За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических

и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как

баснописец.

К концу жизни И.А. Крылова его басни были переведены на многие языки мира.

писателю, сооруженный Клодом на народные деньги.

5. Учитель

Что такое басня? Что такое мораль басни? (слайд 5)

Аллегория? (слайд 6)

6 Конкурс «Читаем внимательно» (слайд 7, 8)

Из каких басен извлечена мораль?

1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет… («Лебедь, Рак, Щука»)

2. Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк («Петух и жемчужное зерно»)

3. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь («Квартет»)

4. Хоть видит око, да зуб неймет («Лиса и виноград»)

5. Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку. («Две бочки»)

7. Конкурс – загадка (слайд 9)

● Какое отношение эти цифры имеют к творчеству И.А. Крылова? (слайды 9,10)

8 Конкурс «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?» (слайды 11,12)

●Назовите басни, в которых действует Волк

1. «Волк и ягненок»

2. «Волк на псарне»

3. «Волк и кот»

4. «Волк и журавль»

5. «Волк и пастух»

6. «Волк и лисица»

7. «Волк и волчонок»

8. «Волк и кукушка»

9 Конкурс «Узнайте басню по ключевым словам» (слайды 13,14)

Лещик, потроха, соседушка. («Демьянова уха»)

Вертит, прижмет, понюхает, полижет. («Мартышка и очки»)

Волк, кость, Журавль, коварный. («Волк и журавль»)

10. Конкурс «Черный ящик» (слайды 15,16)

● С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, «что

там за рожа» (зеркало)

● Героиня одной из басен таких «с полдюжины себе достала» (очки)

● Какая вещь пустая. Не глупо ль, что его высоко так ценят (жемчуг)

● На взгляд-то он хорош, да зелен (виноград)

11 Конкурс «Красна речь пословицами» (слайды 17,18)

● Назовите басню, из которой вышла поговорка

● Ты виноват, что хочется мне кушать («Волк и ягненок»)

● Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться («Синица»)

● Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, Щука и Рак»)

● А Васька слушает да ест («Кот и повар»)

● А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь («Квартет»)

12 Творческий тур «Иллюстрируют дети» (слайды 19,20)

● Рассмотрите иллюстрации, назовите эти басни

13 Конкурс «Розыск» (слайды 21,22)

Учитель За одну встречу невозможно вспомнить 200 басен. Царство басен ждет вас снова. Книги И. А. Крылова стоят на полках в библиотеке и всегда рады оказаться в любящих руках юных читателей (слайды 23,24,25)

14 Исторические анекдоты о И.А. Крылове (слайды 26,27)

15 Подведение итогов урока. Оценка знаний учащихся (слайд 28)

Кто на уроке был самым активным?

Кто заслужил отличные оценки и почему?

Я тоже хотела бы наградить особенно отличившихся из вас, ребята. Сертификаты на

оценку «5» получают…

16 Домашнее задание

Какая басня понравилась? Почему?

К следующему уроку подготовить инсценировку понравившей басни


Урок литературного чтения

«Путешествие в мир басен И.А.Крылова»

Форма проведения: урок-концерт.

Цель: показать учащимся правильность утверждения, что басни И.А.Крылова вполне подходят для детского чтения.

Задачи:

образовательные : систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

развивающие : развивать умение выразительно читать, пересказывать, инсценировать басни;

воспитывающие : воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры.

Оборудование: сборники басен И.А.Крылова; выставка рисунков к басням, викторина “Басни И.А.Крылова”.

Предварительная подготовка : учащиеся иллюстрировали басни, отвечали на вопросы викторины “Басни Крылова”, готовились к инсценированию басен или выразительному чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

(Портрет И.А.Крылова)

Ведущий . Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

Рассказ ученика

Его перу принадлежат разнообразные произведения. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Великого русского баснописца наш народ зовёт дедушкой Крыловым. Иван Андреевич Крылов – известный всему миру баснописец. Задача, которую он поставил перед собой, — казнить безжалостным смехом всякие недостатки людей – жадность, лень, лож, глупость, хвастовство, приписывая эти недостатки животным. Задача выполнена Крыловым с таким талантом, которого не достиг ни один другой баснописец.

Ведущий

Есть стихи, написанные и о самом Иване Андреевиче. Стихотворение П.Вяземского прочтёт.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по — русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Ведущий . Что вам известно о детстве и первых шагах учёбы И.А. Крылова?

(Высказывания учеников).

Рассказ ученицы

И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Рассказ второй ученицы.(Памятник Крылову в Летнем саду)

Ведущий

Неподалёку от входа в Летний сад в Петербурге на тенистой площадке стоит бронзовый памятник. Какой необычный памятник! В кресле грузный добродушный дедушка, а внизу, вокруг постамента, разные звери. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен.Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России.

С правой стороны – Мартышка, осёл, козёл. Постойте-ка, ну, конечно! Это герои басни “Квартет”. Ничего не понимает в музыке эта компания, но самоуверенно берётся сыграть квартет.

Про зверей ли написал басню Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дела, в которых ничего не смыслят. Но сделал Крылов это в иносказательной форме. К таким иносказаниям прибегал ещё древнегреческий баснописец Эзоп.

(Портрет Эзопа)

Рассказ ученика

Этот талантливый и умный человек был рабом и не мог прямо поднять голос против своих хозяев. Осуждая пороки, он представлял это в виде забавных историй о животных. Отсюда пошло выражение “эзоповский язык”.

Многие басни Эзопа, жившего много веков до Крылова – стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Например, “Ворона и Лисица”. Кроме того, переведенные им, они стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Ведущий

Сейчас ребята прочитают одну из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть.

(К басне «Ворона и Лисица»)

(Инсценирование басни “Ворона и Лисица”.) (Портрет Лафонтена)

И.А.;Крылов переводил также и басни Жана де Лафонтена.Это французский поэт 17 века

Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Басню “Волк и ягнёнок” Лафонтена мы знаем благодаря переводу И.А.Крылова.

Ведущий

В какой басне Крылова героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того заслуживала? (“Слон и Моська”).

(Выразительное чтение басни “Слон и Моська”)

Из какой басни эти крылатые выражения

«А воз и ныне там…»

Иллюстрация «Лебедь, Щука и Рак»

(Выразительное чтение басни “Лебедь, Щука и Рак”).

Ведущий . Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи вызывают у нас улыбку. Я думаю вам будет интересно послушать басню «Зеркало и Обезьяна»

Иллюстрация «Зеркало и Обезьяна»

Ведущий . С какой целью вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?

Ответ учеников (С помощью смеха писателю легче довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера).

Ведущий. Послушайте басню “Мартышка и очки»)”.

Иллюстрация «Мартышка и очки»

Ведущий. Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

Ты всё пела, это дело!Так поди же попляши!

Иллюстрация «Стрекоза и Муравей»

Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»

Ведущий . Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта.Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты,ими зачитывались императоры Александр 1 и Николай 2 .Все, читающие басни Крылова,получали уроки жизни и видели себя в них, ка в зеркале. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “…Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

Викторина по командам

1.Кто лето красное пропела? (Cтрекоза)

2.Герой какой басни хотел попасть в большие забияки? («Слон и Моська»)

3 Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)

4.Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)

5.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? (Воз)

6.Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины,т.е 6)

7.От кого Ворона получила сыр? (от Бога)

8.Кто был соседкой Моськи? (Шавка)

9.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?(У Муравья)

10.Назовите предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»? (Зеркало)

Доска объявлений

Прочитайте объявления и скажите кому из героев басен они могли принадлежать?

1.Ищу пособие по правильному использованию очков.Пишите крупнее-плохо вижу.

2.Срочно сниму тёплую квартиру до весны.

3.Потеряла сыр, пока каркала. Нашедшего просьба –вернуть на ель.

4. Похвалю любого. Кто похвалит меня.

Учитель. Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова — значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Посмотрите, какая цепочка получается.

(портреты Эзопа, Лафонтена и Крылова)

Три великих баснописца греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.

В 19 веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой.

В наше время интересные басни писал Сергей Владимирович Михалков.

III. Итог урока.

Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

Заключительное слово учителя.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Спасибо за урок!