Кони клодта история. Старая почтовая открытка начала ХХ века

Кони Клодта в московской городской среде April 18th, 2018

В Москве тоже есть свои кони Клодта! Скульптуры "Диоскуры, укрощающие коней" в начале Беговой аллеи являются точными копиями знаменитых работ Петра Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Московские "Укротители коней" были выполнены в 1899 году внуком прославленного скульптора (К.А. Клодт, С.М. Волнухин по эскизам П.К. Клодта).

Впервые скульптуры Клодта "Диоскуры, укрощающие коней" появились на питерском Аничковом мосту в 1841 году, причём московские копии на Беговой аллее, копируют первые две скульптуры, смотрящие на Адмиралтейство.

Скульптуры были установлены в начале Беговой аллеи и символизировали центральный въезд к Московскому ипподрому с Петербургского, а ныне Ленинградского, шоссе.

Раньше этот въезд выглядел более торжественно благодаря кованым воротам на пересечении с шоссе. Сами кованые ворота уже давно растворились во времени, а вот скульптуры стоят до сих пор.


Фото: oldmos.ru

Пропали красивые кованые ворота при въезде на Беговую аллею примерно в 1960-е годы, а так выглядел въезд ещё в 1936 году.


Фото: oldmos.ru

Но это не единственное изменение в городском ансамбле этого места. Протесты общественности не помешали снести стадион Юных пионеров и построить многофункциональный жилой комплекс.

И теперь он создаёт свой ритмический фон для правой скульптуры.

Два дома, с которых начинается Беговая аллея и построенные уже в советское время, довольно интересны с архитектурной точки зрения. Справа стоит Дом авиаторов (Беговая улица, 34) - экспериментальный дом на сорока опорах, откуда и другое его название - "дом-сороконожка".

Cамой необычной его деталью является отсутствие первого этажа, вместо которого находятся 40 железобетонных опор. Построен архитектором Андреем Меерсоном в 1978 году как гостиница для будущей Олимпиады-80, однако был заселен работниками авиационного завода "Знамя Труда".

Строительство дома по первоначальному проекту планировалось на берегу Химкинского водохранилища, недалеко от станции метро "Водный стадион". Но к Олимпиаде футуристический дом было приказано поставить на Беговой, главном въезде в Москву. Вместе с расположением дом утратил от первоначального проекта 3 этажа, которые не стали достраивать по технологическим причинам.

Идея дома-сороконожки во многом связана с работами архитектора Ле Корбюзье. В 1930 году Корбюзье восхищался домом Наркомфина, а с начала 1950-х весь мир взял за образец дом - "Жилую единицу", которую сам Корбюзье построил в Марселе. В Москве "домов на ножках" несколько, но ближе всех к прототипу - дом Андрея Меерсона.


Фото: fondationlecorbusier.fr

Дом близок марсельскому по пропорциям и точно так же поднят на скошенных опорах, несущих следы грубой деревянной опалубки, что тоже очень любил Ле Корбюзье.

С другой стороны Беговой аллеи стоит еще один знаменитый дом - так называемый "Ажурный", выстроенный в 1940 году из крупных блоков по проекту архитекторов А.К. Бурова и Б.Н. Блохина, инженеров А.И. Кучерова и Г.Б. Карманова. Этот дом один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления. С правой стороны габариты дома ограничены Беговой Аллеей, с левой - Скаковой аллеей, тоже ведущей к Московскому ипподрому.

Фасады здания сложены из типовых блоков двух разновидностей: одни, имеющие вид пилястр, покрыты отделкой под серый мрамор с круглыми рельефными медальонами в верхней части, другие, ограждающие пространство лоджий, представляют собой ажурные декоративные решётки. На лицевом фасаде ажурные блоки сгруппированы по два, что обогащает композицию здания. Бо́льшая часть оконных проёмов решена как французские балконы, закрытые в нижней части тонкими, выгнутыми вперёд коваными ограждениями

Декоративные блоки были изготовлены по эскизам художника В.А. Фаворского.

Другим сооружением, с которым масштабно и стилистически архитекторы увязали ажурный жилой дом, было здание бывшего ресторана "Яр", перестроенное в конце 1930-х годов под Клуб лётчиков.

Здание клуба также должно было выходить фасадом на проектируемую площадь, в центре которой планировали возвести крупное строение - архитектурную доминанту ансамбля. Этого не случилось, но интересный архитектурный ансамбль всё же сложился.

Говорят в культурной столице России всего около 800 мостов, перекинутых через множество рек и речушек, протоков, озер, прудов и искусственных водоемов. За каждым из них закреплена своя история. Но по числу откровенных фактов, красивых историй, легенд, мифов, народных баек и анекдотов, из всего этого огромного количества мостов можно выделить лишь несколько десятков. Среди них есть небольшой, но очень знаменитый Аничков мост.

Находится он на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой. Он запечатлен на многих картинах, открытках, гравюрах. Главной его особенностью являются знаменитые скульптуры «Укротители коней». Это лучшее произведение скульптора П. К. Клодта, доставившее ему мировую славу. Всего «коней» в Санкт-Петербурге около 30 и 11 из них работы скульптора Клодта.

Назван мост в честь инженера-подполковника Михаила Аничкова. Именно его батальонам выпала честь возвести сие сооружение по приказу самого Петра I. Но выдумщикам петербуржцам полюбилось название «Аничкин мост» — естественно никакой Анечки или Ани в родословной сооружения не упоминается, но звучит не менее красиво и загадочно.


Аничков мост в XIX веке

Со временем мост несколько раз перестраивался. В годы перестройки Аничкова моста скульптор Пётр Карлович Клодт, возглавлявший уже тогда академическую литейную мастерскую, работал над одним из проектов художественного оформления пристани на набережной Невы, напротив Академии художеств. Тогда её собирались украсить скульптурными группами коней, ведомых юношами, – наподобие тех, что оформляют въезд на Елисейские поля в Париже.


«Кони Марли» на площади Согласия, Париж

Но планы изменились. На пристани были установлены сфинксы, привезенные в Петербург из древней столицы Египта города Фивы весной 1832 года. Фигуры сфинксов высечены в XIII веке до н. э. Их лица – портретные изображения фараона Аменхотепа III.


Египетский мост, 1896, Фото: F. Krátký

Клодтовские кони оказались вроде бы не у дел. И скульптор предлагает установить своих коней на перестроенном Аничковом мосту.

Осенью 1841 была установлена первая пара коней – на западной стороне моста, со стороны Аничкова дворца, а напротив стояли их гипсовые копии.

Дважды Клодт отливал бронзовые композиции для восточной стороны, и дважды вскоре после установки они снимались с постаментов, чтобы быть подаренными европейским монархам.

Первые копии в 1843 году отправились в Берлин. Это был обмен подарками между родственниками: на прусский престол вступил Фридрих-Вильгельм IV, родной брат принцесс Фредерики-Луизы-Шарлотты, ставшей женой Николая I Александрой Федоровной. Вот они — кони Клодта на первоначальном месте у королевского замка в Берлине. Позже они перенесены в Клейст-парк.


1860 г

А в 1846 кони были сняты с постамента и подарены королю обеих Сицилий Фердинанду II Бурбонскому. Отмечалось 30 лет со времени восстановления королевства обеих Сицилий; однако, говаривали что это скорее знак благодарности: незадолго до этого императрица путешествовала в Италию для поправки здоровья, и неаполитанский тиран устроил ей роскошный прием. Вот они — хорошо знакомые нам бронзовые кони и юноши Клодта у ворот королевского дворца в Неаполе.


Фото: honestlil.livejournal.com

В итоге Клодт отказывается от установки на восточных устоях Аничкова моста копий и решает создать две новые оригинальные композиции, в развитие задуманного сюжета «Укрощение коня». В 1850 году этот грандиозный замысел был полностью завершён.

Публика была в восторге, Николай I — доволен.

Во время церемонии по случаю торжественного открытия моста император, как известно, не отличавшийся изысканностью выражений, с солдатской непосредственностью громогласно заявил, хлопнув скульптора по плечу:

— Ты, Клодт, делаешь лошадей лучше, чем жеребец, — такой сомнительный комплимент гордому французу стоил императору очень дорого, но он об этом уже никогда не узнает. Барон Петр Клодт оказался на редкость злопамятным…

Прошли годы, и именно ему, Клодту, поручают создать статую уже покойного к тому времени императора. Конечно, памятник должен был быть конным. Маэстро великолепно выполнил свою работу: его всадник даже превзошел «медного», ведь конь под Николаем держится лишь на двух точках опоры! Такого до Клодта никто в мире сотворить не мог.


Фото: fiesta.city

Однако вспомнив прежние обиды, скульптор все же отомстил монарху: на шее Николая он написал русское слово из трех букв, которое в России знают все. Эта надпись жива до сих пор. Поверьте на слово — залезать на памятник не нужно.

Вероятно, не только Клодту насолил усопший Николай I. На следующий день после открытия памятника некий остряк подвесил на сгиб передней правой ноги коня доску. На ней яркой краской было написано: «Не догонишь». Надпись поняли все петербуржцы: не будь громады Исаакиевского, Николай смотрел бы в затылок Великому Петру. Недаром позже петербургский фольклор пополнился поговоркой «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Кстати, расправляться с недругами посредством своих скульптур для Петра Ивановича Клодта было не внове. Проходя по Аничкову мосту, еще раз обратите внимание на клодтовских коней: ярый антибонапартист, скульптор в своем духе «уколол» «неистового корсиканца», отчеканив наполеоновский профиль меж ног одной из лошадок. По другой версии — это физиономия любовника жены.

У питерцев в ходу была загадка про Аничков мост: сколько яиц на мосту? Сейчас отвечают — 16, а до 1917 года отвечали — 18, потому что там круглосуточно дежурил городовой. А во времена антиалкогольной компании Горби говорили, что во всём городе есть только 4 непьющих мужика — у них руки заняты, они коней держат.

О скульпторе


Пётр Карлович Клодт

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург.

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Пётр Клодт происходил из небогатой, но весьма аристократической балтийской немецкой семьи, состоявшей из доблестных воинов. Его прапрадед был одним из известных деятелей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно реалистично получались.

Петр Карлович Клодт
(1805-1867)

После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности Клодт брался за карандаш и рисовал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.

После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позже, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX века. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.

Скоро Клодту поручили выполнить большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. Так появилась на аттике арки Нарвских триумфальных ворот несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта встают на дыбы, но при этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство царя Николая I. Известна легенда о том, что Николай I произнес фразу: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Старая почтовая карточка начала ХХ века

Следующее и, пожалуй, самое известное творение Клодта, над которым он трудился около 20 лет — это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту. Заказ был получен в 1832 году. Знаменитые «Укротители коней» сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптурами планировалось украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Место, и сам проект одобрил лично Николай I. Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал.

На Невском закипела перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители — весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре были отлиты две группы «Укротителей». И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось поскорее открыть новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста.

Аничков мост в Санкт-Петербурге в середине XIX века

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех. «Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, — писали газеты. — Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно возничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую». После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо «с моста», и они отправились в Берлин украшать главные ворота Королевского дворца. Их установили на террасе перед порталом Королевского дворца со стороны Люстгартена. Сейчас они отреставрированы и находятся в Кляйст-парке перед зданием суда. Будут ли они возвращены на прежнее место, когда восстановят королевский дворец — неизвестно.

Терраса Королевского дворца в Берлине в середине XIX века

Король Пруссии в качестве ответного подарка заказал видному немецкому скульптору Х.Д.Рауху изготовление копий двух статуй Победы, созданных этим ваятелем и установленных в парке Эрцгерцогского дворца в Шарлоттенбурге в 1839 году и в Берлине на Белле-Аллианс Плаце в 1843 году. Две парные статуи аллегорических крылатых фигур были отлиты к ноябрю 1844 году в Лаухаммере и отправлены в Петербург, чтобы быть установленными на колоннах Славы, выполненных по проекту архитектора Карла Росси из серого гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают две крылатые фигуры богини Славы, венчающие эти колонны. Находится эта композиция в начале Конногвардейского бульвара, возникшего на месте Адмиралтейского канала, когда-то соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией.

Между тем, Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. По доставлении в Берлин, подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп, Клодт был пожалован от Его Королевского Величества орденом Красного Орла III степени 14 августа 1842 года. Известно, что находясь в Германии, Клодт ужасно тосковал по родине. Впрочем, «страдания» Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм IV, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их Николай I опять подарил теперь монарху Королевства Обеих Сицилий Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Король Фердинанд II Бурбон, увидев коней Клодта пришел в полный восторг. Петр Клодт был награжден Неаполитанским орденом, а местные газеты вышли с заголовками: «В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта». До сих пор скульптуры находятся у въездных ворот в Королевский дворец Неаполя — Палаццо Реале, где сейчас располагается Национальная библиотека.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

Следующие скульптурные группы коней, отлитые в очередной раз Клодтом, были установлены у павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, построенном Николаем I для своей жены императрицы Александры. Но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли.

Павильон Бельведер в Петергофе. До военная фотография

Кони авторской отливки Клодта стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне, установленные на высоких постаментах перед фасадом дворца, обращенного к пруду.Территория была подарена графу, а позднее князю Алексею Федоровичу Орлову императором Николаем I в 1834 году за заслуги в подавлении декабрьского бунта 1825 года. Во время войны и оккупации германскими войсками скульптуры из Орловского парка тоже были похищены немцами. А сама усадьба сильно пострадала во время боевых действий Великой Отечественной войны, уцелели лишь башня с колодцем.

В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке в очередной раз отлитые Клодтом кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней.

Конный двор в усадьбе Кузьминки. До военная фотография

Усадьба Кузьминки известна с XVIII века. Ее владельцами были бароны Строгановы и князья Голицыны. В XIX веке Кузьминки считались одним из красивейших мест в окрестностях Москвы. Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в первой четверти XIX века при Сергее Михайловиче Голицыне. При нем усадьбу называли московским Павловском. Образцовое хозяйство, продуманная планировка, прекрасные архитектурные сооружения, живописные парки с прудами, островами, мостиками привлекали в усадьбу множество гостей.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1846 году Петр Клодт решил не делать больше копий коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста, и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах.

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только на фотографиях, но и во многих произведениях живописи. Композиция барона П. Клодта «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Родившись в 1805 году в Санкт-Петербурге, часть своего детства и юность Петр Кл одт пр овел в Омске, куда из столицы его отца перевели командовать штабом Отдельного Сибирского корпуса. Естественно, генерал-майор и участник Бородинского сражения, барон Карл Федорович Клодт фон Юргенсбург в св оем сыне видел исключительно продолжателя славных военных традиций семьи. Мальчик был отдан на учебу в Омский кадетский корпус, откуда, правда, он частенько убегал. Однажды его никто не видел четыре дня. Нашли его в одном из казахских селений, рассматривающим лошадей. В характеристике, которую ему дали после окончания учебного заведения, подчеркивалось, что кадет проявил особые способности к изображению лошадей. Вот такая вот любовь к животным. А все потому, что барон фон Юргенсбург маленькому Петру вырезал из бумаги лошадок.

В 1822 году после смерти главы семейства Клодты возвращаются в Санкт-Петербург. Петр Кл одт поступил в Михайловское артиллерийское училище, а в свободное время, по описанию своих товарищей, «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах». После окончания учебного заведения будущий создатель скульптур для Аничкова моста получил чин подпоручика, служил в учебной артиллерийской бригаде, но в 1827 году уволился с военной службы и решил заняться своим увлечением - скульптурой. Он стал вольнослушателем Академии художеств. Но перед этим два года занимался самообразованием, копируя современные и античные произведения искусства и рисуя с натуры. Как утверждали очевидцы, Клодт пр иводил в свое полуподвальное помещение, где он тогда ютился, настоящих лошадей и, устроившись рядом, часами рисовал натурщиц, рискуя получить копытом по голове. Внутри его «квартиры» было грязно, валялись комки глины, чертежи, зарисовки. Люди недоумевали: как барон может жить в таком убожестве? Понять гениев - удел не каждого человека, отметил как-то скандальный радиоведущий Говард Ст ерн.

Еще находясь на военной службе, Клодт вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, с безукоризненной точностью выполнял все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая из волос хвост и гриву. Его поделки становятся популярными в Петербурге, и вскоре одна из деревянных статуэток попадает в руки императора Николая I. «Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?», - спросил обожавший подобные игрушки монарх. «Барон Клодт, Ваше Величество. Отставной поручик», - ответили ему. После этого разговора молодой скульптор без профессионального художественного образования получил заказ от императора: вырезать из дерева отряд конногвардейцев. Дальше-больше. «Лошадиного» мастера привлекают к оформлению Нарвских ворот, над которыми уже работали в тот момент известные скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На аттике арки установили шестерку коней, несущую колесницу богини славы, выполненную из кованой меди по модели Петра Клодта. Открытие триумфальных Нарвских ворот состоялось в сентябре 1834 года. Существует легенда, что после этой работы Николай I сказал барону: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Следующей и, пожалуй, самой известной работой скульптора, над которой он работал около 20 лет, стали «Укротители коней» - четыре бронзовые композиции на Аничковом мосту. Интересно, что укротители и кони должны были размещаться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной, но позже все же решили их установить на опорах реставрируемого Аничкова моста. Эта идея принадлежала Петру Клодту. На этот счет существует еще одна легенда о том, как проект получил императорскую поддержку. Однажды на Дворцовой набережной кучер Клодта вздумал, в нарушение всех правил этикета, соревноваться в скорости езды с кучером самого государя и даже обогнал его. Взбешенный Николай успел только по­грозить кулаком вслед быстро удалявшейся коляске Клодта. Через несколько дней император неожиданно нагрянул в мастерскую скульптора для осмотра моделей «Укротителей». Он долго стоял перед скульп­турной группой молча, а потом сказал: «За этих – прощаю!»

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу Фонтанки, а на пьедесталах левого берега установили гипсовые раскрашенные копии. Клодт, который в 1838 году возглавил Литейный двор Императорской Академии художеств, в скором времени отлил из бронзы еще две пары скульптур, однако на мост они не попали. Их отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму. Клодту пришлось самому сопровождать щедрый подарок Николая I в столицу Пруссии, где его коней установили на самом почетном месте - у королевского дворца. Однако потомку вестфальских рыцарей и обрусевшему немецкому барону Берлин совершенно не понравился. «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас - только бы по­скорее вернуться в Россию!» - писал он в письме своему другу, архитектору Александру Брюллову. Однако недостаток русского кваса король Фридрих Вильгельм щедро ему компенсировал, наградив скульптора орденом Красного орла третьей степени и бриллиантовой табакеркой.

Вновь отлитые бронзовые «Укротители» сменили гипсовые композиции на Аничковом мосту в 1844 году, однако простояли они там всего два года. Николай I распорядился снять их и отправить в Неаполь королю обеих Сицилий Фердинанду II. Появились кони Клодта и в других местах – в Стрельне, Петергофе и в усадьбе князя Голицына в Кузьминках под Москвой. Только в начале 50-х годов XIX века на мосту гипсовые скульптуры были заменены на бронзовые. При этом они отличались от первых двух композиций: укротитель и конь те же, а сюжет появился новый. В четырех скульптурах Клодт отразил разные моменты укрощения животного. В первой группе обнаженный атлет еще сдерживает коня, в следующей - драматизм нарастает, могучим движением человек осаживает коня, вставшего на дыбы. В третьей группе - в яростной и достигшей предела схватке укротитель повержен на землю, но в последней композиции неимоверными усилиями, припав на одно колено и захватив обеими руками корду, атлет все-таки сумел покорить животное.

Вокруг одной из композиций до сих пор ходят легенды. Под хвостом коня Клодт вылепил чье-то лицо. Версий несколько. Либо это портрет самого Петра Карловича, либо его недоброжелателя, которому скульптор таким образом решил отомстить, либо Наполеона. Единого мнения до сих пор нет. За «Укротителей» Клодт получил различные правительственные награды, а в процессе работы над скульптурами его назначили профессором Академии художеств, выделили квартиру и мастерскую. Вдобавок он стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств. В общем, карьера у отставного поручика пошла в гору. Неизвестно, добился бы он таких успехов на военной службе.

В июне 2005 года в честь 200-летия со дня рождения Петра Клодта была выпущена серебряная монета достоинством 2 рубля и тиражом 10 тысяч штук. Вместе с портретом мастера на ней изображена одна из скульптурных групп «Укротителей коней» на Аничковом мосту, которая сделала его известным во всем мире.