Ворота на тверской. История Триумфальной арки

Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) - сооружены в 1829-1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро - «Парк Победы».


Триумфальная арка в Москве заменила собой старую деревянную арку 1814 года на площади Тверской заставы, которую строили для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французами. Стены новопостроенной арки были облицованы белым камнем, а колонны и скульптура отливались из чугуна. Первоначально арка называлась Московскими триумфальными воротами.

На обеих сторонах триумфальной арки была сделана памятная надпись, с одной стороны на русском, с другой - на латинском: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826", но после реконструкции её сменили на другую: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков".

Первая деревянная Триумфальная арка, предназначенная для торжественного въезда в Москву русских войск, возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном, была сооружена в 1814 году на месте коронационных ворот Павла I (современная Триумфальная площадь).

Деревянная постройка быстро обветшала, и в 1826 году император Николай I пожелал выстроить каменную Триумфальную арку перед Тверской заставой при въезде в столицу.
В качестве образца архитекторами использовались триумфальные арки Древнего Рима.
Все скульптуры отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры.

В 1936 году в связи с перепланировкой площади Белорусского вокзала и расширением транспортной магистрали Триумфальная арка была разобрана и в 1968 году восстановлена на новом месте, на Кутузовском проспекте. Её кирпичные перекрытия заменили железобетоном, а чугунные 12-метровые колонны отлили заново по примеру единственной сохранившейся до того времени колонны старой арки...

Кутузовский проспект, вид с Триумфальной арки

После 1968 года масштабных реставрационных работ на объекте не проводилось.
В 2008-2010 годах по заказу Мосгорнаследия были проведены научно-исследовательские и проектные работы по объекту, по результатам которых было выявлено его крайне неудовлетворительное состояние.


Колесница славы

Правительством Москвы было принято решение о реставрации Триумфальной арки.
Решение тем более актуально, что в этом году мы отмечаем 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Специалистам предстоял очень большой объем работы...
Все работы по реставрации арки будут завершены, а ее торжественное открытие состоится 8 сентября в день Бородинского сражения...

Колесница славы

После проведенных обследований стало очевидно, что арка находится в тяжелейшем состоянии. Специалисты буквально ахнули, когда увидели следы коррозии на металлических элементах. Когда влезли на леса, стало ясно: только колесницу и богиню Победы можно и нужно реставрировать в заводских условиях. Все остальные скульптуры слишком массивные и слишком ветхие.

Скульптура Ники была вся разрезана и собрана снова. Собрана сваркой. Где-то были подложены тряпки вместо шпаклевки, все это было с большим количеством песка внутри. Назвать реставрацией это сложно, была демонтирована колесница, демонтированы и кони. Предстояла задача „распрячь“ колесницу наверху и спустить ее для необходимых работ вниз...Но смогли опустить только богиню Победы Нику, а коней пришлось демонтировать на месте..Не рискнули спускать их с 21 метровой высоты.

По контракту суммарная стоимость работ по реставрации Триумфальной арки - 220 млн рублей. Максимальная цена контракта на реставрацию арки составляет 234,42 миллиона рублей. «Нам выпала большая честь привести в порядок этот, без сомнения важный и значимый объект, символ российской победы. Мне, как потомку участника Бородинского сражения, вдвойне приятно, что к этому причастен я»,-сказал А.Кибовский. (руководитель департамента культурного наследия Москвы)...

Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» -писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому подтверждение.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

С древних времен триумфальные арки возводились в честь полководцев, одержавших великие победы. Эта традиция сохранялась на протяжении нескольких веков. Во многих странах победители, вернувшиеся из похода, входили в город через специально сооруженные по этому случаю триумфальные ворота.

Была такая традиция и в России. В 1814 к моменту возвращения из Европы русской армии, довершившей разгром наполеоновских войск, была сооружена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Однако деревянная арка недолговечна, и в 1826 году было принято решение о замене ее каменной. Проектирование новой Триумфальной арки было поручено разработать знаменитому архитектору Осипу Ивановичу Бове (по его проекту было построено здание Большого театра). Проект был готов в течение года, но перепланировка площади, на которой она должна была быть установлена, заставила архитектора пересмотреть его. В итоге окончательный проект был представлен в 1829 году.

Закладка мемориала состоялась в августе 1829 года. При этом в основании была замурована бронзовая пластина, надпись на которой гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство памятника затянулось на несколько лет. Причинами этому стали недостаток денежных средств и равнодушие властей города. В итоге, открытие мемориала состоялось лишь спустя пять лет в 1834 году.

Триумфальная арка стояла у Тверской заставы больше века, пока в 1936 году не было принято решение об очередной перепланировке площади. В результате арка была разобрана и помещена в филиал музея имени Щусева. Некоторые ее фрагменты: часть колонны и рельефные изображения воинских доспехов располагаются там и теперь.

30 лет спустя московские власти приняли решение о воссоздании памятника. Ее было решено установить на новом месте. Вопрос о месте размещения Триумфальной арки вызвал много споров. Некоторые предлагали установить ее на Ленинградском шоссе, другие на Поклонной горе. Кроме того, было решено не восстанавливать некоторые украшения и ограду, с тем, чтобы монумент не мешал оживленному движению.

Архитекторам пришлось немало поломать голову и над тем, как лучше разместить памятник. Первоначально арка располагалась в окружении невысоких домов, а на их фоне была величественным сооружением. Современные же дома превышали арку по высоте. В итоге, лучшим вариантом размещения была признана нынешняя площадь Победы на Кутузовском проспекте.

В основном вид и размер Триумфальной арки должен был остаться прежним. Для этого архитекторами и инженерами использовались сохранившиеся чертежи, рисунки и фотографии памятника. Скульпторы по тем же материалам воссоздавали рельефные изображения, некоторые из которых были утрачены, а другие использованы в оформлении музея-панорамы «Бородинская битва».

Наконец, 6 ноября 1968 года работы над воссозданием Триумфальной арки были завершены. Памятник расположился недалеко от Поклонной горы и образовал мемориальный комплекс с расположившимися поблизости музеем «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и еще несколькими памятниками. Лицевая сторона Триумфальной арки обращена к въезду в город.

Памятник состоит из однопролетной арки и 12 колонн, расположенных вокруг двух пилонов – арочных опор. Высота колонн -12 метров, вес каждой из них – 16 тонн. Между парами колонн на постаментах размещаются литые фигуры, экипировка которых повторяет снаряжение древнерусских воинов: длинные копья, кольчуги и остроконечные шлемы.

Над этими фигурами укреплены изящные горельефы, изображающие сцены боев, а также русского Императора Александра Iи героев древних мифов. На одном из них русские воины в античных доспехах атакуют отступающего врага. Этот горельеф имеет название «Изгнание французов». Мастерски сделанные горельефы создают видимость объемного изображения: фигуры переднего и заднего планов отличаются по величине.

Над Триумфальной аркой расположена скульптурная группа изображающая запряженную в шестерку коней древнюю колесницу. Колесницей управляет богиня победы Ника. В правой руке она держит лавровый венец, которыми во все времена награждали победителей. Кстати, при открытии арки в XIX веке из-за изображения древних богов сооружение даже отказался освятить московский митрополит.

По сторонам арки помещены мемориальные доски. На одной из них слова Кутузова: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На другой доске надпись, которая была на замурованной при закладке пластине, приведенная выше.

Под сводом арки закреплена чугунная мемориальная доска, на которой записана краткая история сооружения и воссоздания арки, а также имена людей принимавших в этом участие: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829–1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».


С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных и новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия, Первые шествия в Москву устраивались в честь военных побед, но очень скоро ими стали отмечать и другие, рассматривавшиеся как имеющие государственное значение, события. К такого рода праздникам приурочивалось строительство связанных с праздничным ритуалом триумфальных ворот и устройство "огненных потех" - фейерверков.
В 1696 году по случаю взятия Азова - первой крупной победы русской регулярной армии и флота, выросших из потешных полков и флотилий Петра, было организовано первое светское торжество - торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга.


Русский флот под Азовом. Гравюра 18 века.

Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста. Они представляли собой декорацию, вплотную прислоненную к первой проездной арке двухшатрового (в те времена) моста.
Как же выглядели эти первые русские триумфальные ворота? Один из самых основательных и глубоких биографов Петра И.Голиков описывал их следующим образом: «При входе на каменный мост построены были триумфальные ворота, образом древних Римских торжественных ворот, с следующими украшениями: на правой стороне оных на пиедестале статуя Марсова, имеющая в правой руке меч, в левой щит с надписью: Марсовою храбростию; у ног его невольники, татарский Мурза с луком и колчаном, а за ним два Татарина скованные... На левой стороне статуя Геркулесова на таком же пиедестале, держащая в правой руке обыкновенную его палицу, а в левой ветвь зеленую с надписию Геркулесовою крепостью. У ног его лежал паша Азовский в чалме и два скованные Турка...»

В 1753-1757 годах Д.В. Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины
XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила
дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех
святителей были снесены.
Красные ворота являли собой достаточно редкий в Москве памятник так называемого елизаветинского барокко.

Ф.Бенуа. Триумфальные ворота. 1848 г.
Хорошо видны здания кордегардий, стоявших по бокам от Триумфальных ворот.

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и в 1826 г. было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена архитектору О.И. Бове. Проект представленный мастером являл собой комплекс, состоявший из самой арки и двух кордегардий, размещенных по обеим сторонам Петербургского шоссе. Над скульптурным убранством арки работали скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 г. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет. 20 сентября 1834 г. состоялось официальное открытие этого памятника.


У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре.
В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.
При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.
Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте (на площади Победы). Фото 1970-х гг.

В следующий раз можно будет поговорить о триумфальных воротах, находившихся на территории бывших подмосковных усадеб, а ныне вошедших в состав Москвы... Кое-что сохранилось, например, в Измайлово на Серебрянном острове...

Общая информация

Триумфальная арка – это настоящий архитектурный шедевр, обеспечивший нашей столице «родство» с Парижем, Берлином, Лондоном, Барселоной, Нью-Дели, Бухарестом и многими другими городами, где есть такие же или похожие сооружения. Вместе с тем московская Триумфальная арка, несмотря на внешнее сходство с ними, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем другой: самобытной, со своей изюминкой и, конечно же, с собственной неповторимой историей. Она впечатляет своей красотой и величием. В этих воротах даже самый неискушенный турист видит воплощение высокого самосознания русского народа, его гордости своими сынами, которые на полях сражений отстаивали свободу родного Отечества.

Немного предыстории

В мае 1814 года русские войска, наголову разгромившие французов, возвращались из Парижа домой. Глава Кабинета министров Российской империи Сергей Кузьмич Вязмитинов распорядился о торжественной встрече наших подразделений, разослав по всем губерниям соответствующее постановление. Одновременно с этим государь Александр I официально известил генерал-губернатора Москвы графа Федора Васильевича Растопчина о заключении Парижского мирного договора, юридически закрепившего разгром Великой армии Наполеона и победу России в этой кровопролитной войне.

Московский градоначальник распорядился устроить пышные празднества в честь вступления во французскую столицу союзных войск и достижения долгожданного мира. По его же приказу в июне 1814 года началось возведение деревянных триумфальных ворот у Тверской заставы. Почему было выбрано именно это место? Других вариантов, похоже, просто не было. Когда император приезжал в Первопрестольную, именно здесь его встречали руководители Москвы вместе с многочисленной свитой из представителей местного дворянства и купечества.

Следует заметить, что упомянутые ворота были не единственными, установленными по маршруту следования русских войск из поверженной Франции. Строительство аналогичных сооружений велось еще в двух местах: на Нарвской заставе, что на въезде в Санкт-Петербург (это вблизи Обводного канала), и в столице Донского казачества городе Новочеркасске.

Вместе с тем император Александр I боялся, что торжественная встреча победителей может перерасти в народные волнения, и в связи с этим он в начале июля 1814 года запретил проведение массовых встреч и приемов. На тот момент Триумфальная арка в Нарве была уже практически готова, оставались только работы по внешнему декорированию, которые завершили до конца месяца.

Строительство Триумфальной арки в Москве

Триумфальные ворота в столице воспринимаются сегодня как некий собирательный символ всех наших побед над иностранными захватчиками, которые когда-либо ступали на нашу землю и получали достойный отпор. Между тем, история этой достопримечательности начиналась с одной победы – в Отечественной войне 1812 года. Бессмертный подвиг именно ее героев было призвано увековечить это уникальное архитектурное сооружение.

Инициатива строительства в Москве арки наподобие петербургской принадлежит императору Николаю I, который озвучил ее в апреле 1826 года во время торжеств по случаю собственной коронации. Разработка проекта была поручена Осипу Ивановичу Бове, самому авторитетному отечественному архитектору того времени. С задачей он справился в сжатые сроки, но возникла необходимость внесения корректировок, на которые ушло значительно больше времени – целых два года. И вот 17 августа 1829 года, после утверждения окончательного варианта государем, состоялась церемония закладки Триумфальной арки, обставленная очень торжественно. Присутствовали генерал-губернатор Москвы Дмитрий Голицын и митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).

Следует отметить, что церемония закладки была большей частью формальностью, так как к тому моменту работы по возведению ворот уже шли полным ходом. Фундамент, в основу которого легла закладная плита из бронзы, уже довели до уровня поверхности. Также было забито 3000 свай. Интересный факт: в фундамент положили горсть серебряных монет того же года чеканки, что называется, «на счастье».

Для сооружения Триумфальной арки в Москве использовался самый разнообразный материал из разных мест. Стены облицовывались камнем из Самотечного канала, который, так совпало, как раз разбирали, и «татаровским мрамором» – камнем, завозившимся из села Татарово Московского уезда. Колонны же и венчающая сооружение скульптура были чугунными, а вот над скульптурным декором ворот работали Иван Тимофеевич Тимофеев и Иван Петрович Витали. Мастера ориентировались на рисунки «отца» проекта, архитектора Бове.

На декоративном аттике, венчающем Триумфальную арку, имеется надпись, текст которой в 1833 году утвердил лично император. Она на двух языках – русском и латинском, оба варианта идентичны. Первый можно было прочитать со стороны города, второй – на противоположной стороне. Из надписи мы узнаём, что триумфальные ворота посвящены «благословенной памяти Александра I».

В тексте также отмечалось, что государь воздвиг из пепла и украсил многими памятниками «первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный». И указан год: «1826». Правда, он не соответствует дате официального открытия памятника, которое состоялось только в сентябре 1834 года. Строительство растянулось по времени в силу двух главных причин: недостатка финансирования и безразличия к проекту со стороны властей Москвы.

С московскими триумфальными воротами, пусть и косвенно, связано такое историческое для столицы событие, как начало эксплуатации в 1899 году первого в городе электрического трамвая – он прошел как раз под ними. Трамвайная линия пролегала от Пушкинской площади (она тогда называлась Страстной) до Петровского парка, который ныне примыкает к Ленинградскому проспекту. На подходе к арке кондуктор неизменно объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

К 100-летнему юбилею Бородинской битвы, который праздновался в 1912 году, столичную Триумфальную арку почистили и отреставрировали. В день торжеств по случаю этой эпохальной даты руководство Москвы возложило к ее подножию венок. В следующий раз памятник обновлялся уже после Октябрьской революции, в середине 20-х годов. Реставрационными работами руководил талантливый русский и советский архитектор Николай Виноградов.

Впоследствии, однако, судьба памятника сложилась незавидно. В соответствии с планом реконструкции расположенной на Кутузовском проспекте площади – это в районе его пересечения с улицами Барклая, Генерала Ермолова и 1812 года – летом 1936 года триумфальные ворота были разобраны. Архитекторы перед демонтажем тщательно обмерили арку, сфотографировали ее и сделали соответствующие чертежи и зарисовки, поскольку планировалось, что ее в будущем восстановят на новом месте, а именно на площади Белорусского вокзала. Но поскольку этого сделано не было, детали ворот и часть скульптур остались там, куда были отправлены на хранение после демонтажа – в Музее архитектуры, на территории бывшего Донского монастыря. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку. Все, кроме одной.

В 1965 году советское правительство таки признало, что Триумфальная арка имеет большую общественно-историческую и художественную ценность, приняв соответствующее постановление об ее восстановлении. Был сформирована группа архитекторов в составе И. П. Рубена, Д. Н. Кульчинского и Г. Ф. Васильева под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона, которая в течение двух лет (1966-1968) соорудила новую Триумфальную арку. На Кутузовском проспекте для нее нашли новое место – рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва», открытом к 150-летию крупнейшего сражения Отечественной войны 1812 года.

Несмотря на то, что при сооружении ворот были использованы сделанные перед демонтажем зарисовки и обмерные чертежи, получившаяся копия все же отличается от арки-предшественницы. Приведем основные различия: стены, своды и цоколь сделали железобетонными (на прежних воротах они были кирпичными), сероватый крымский известняк и гранит заменили на облицовке белый камень, а решетки и кордегардии и вовсе не восстановили. Не пригодились и подлинные детали, которые хранились в бывшем монастыре – те же статуи и чугунные рельефы. На заводе в Мытищах отлили «с нуля» более 150 скульптур, а на заводе «Станколит» – 12 новых чугунных колонн, взяв за основу ту самую единственную оригинальную колонну, уцелевшую во время войны. Высота каждой составляет ни много ни мало 12 метров.

Изменения коснулись и текстов на памятных досках. В частности, в них нашли свое место строки из приказа главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова от 21 декабря 2012 года, в котором он чествует наших воинов-победителей, указывая, что будущие поколения сохранят их подвиги в памяти своей.

И вот настал долгожданный день открытия новой столичной Триумфальной арки. Торжественная церемония состоялась 6 ноября 1968 года.

Триумфальная арка в Москве в наши дни

В 2012 году в России отмечалось 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В рамках подготовки к торжествам было принято решение отреставрировать этот уникальный памятник. Руководство Москвы устами мэра Сергея Собянина официально объявило, что Триумфальная арка находится в аварийном состоянии, из чего следовало, что ремонтно-реставрационные работы властями планируются масштабные.

Их выполнением занималось государственное казенное учреждение «Мосреставрация». Пришедшая в негодность облицовка была заменена практически полностью, основательно расчищены каменные стены и скульптурные группы. Венчающая арку колесница с шестеркой лошадей и скульптурой богини Ники тоже была снята (31 мая 2012 года их вернули на прежнее место). Реставраторы не обошли вниманием даже те элементы ворот, которые демонтажу не подлежали и еще какое-то время могли послужить.

Реставрация триумфальных ворот обошлась казне столицы в 231,5 миллиона рублей. Обновленная и помолодевшая красавица-арка была торжественно открыта 4 сентября 2012 года в присутствии председателя правительства России Дмитрия Медведева – за три дня до исторической даты 200-летия начала Бородинского сражения. В ходе этой битвы, как известно, ни одна из сторон не добилась решающей победы, однако французам, получившим серьезный урон, не удалось уничтожить русскую армию и вынудить Россию к капитуляции на своих условиях, что в конечном итоге предопределило поражение Наполеона.

Как добраться

Триумфальная арка в Москве находится по адресу: площадь Победы, 2, к1.

Добраться можно на метро, доехав до станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Оттуда можно дойти пешим ходом.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Парк Победы

Сдан: 1834 г.

Архитектор: О.И. Бове

Скульптор: И.П, Витали, И.Т. Тимофеев

Описание

Московские Триумфальные ворота, это парадные, белокаменные ворота двадцати восьми метровой высоты. Ворота украшены двенадцатью чугунными колоннами. В нижней части ворот расположены скульптуры воинов, а в верхней части ворот скульптуры женщин олицетворяют Победу, Храбрость и Славу защитникам.

Венчает ворота скульптуры колесницы, которой управляет богиня победы Ника. На аттике под скульптурой колесницы с обеих сторон ворот нанесены памятные надписи. С фронтальной части надпись гласит, “СИИ триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий Первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков”.

Вторя надпись с тыльной стороны аттика гласит: “Славный год сей минул но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли отечество храбрые и победоносные войска. Каждый из вас есть спаситель отечества, Россия приветствует вас сим именем. Фельдмаршал М.И. Кутузов”.

История создания

В 1826 году во время коронации Николая I, им была выдвинута идея о строительстве Триумфальных ворот в честь победы над французскими захватчиками в 1812 году. Внешний вид ворот должен был походить на восстанавливаемые в Санкт-Петербурге в камне Нарвские триумфальные ворота, взамен деревянных построенных в 1814 году.

В 1834 году Триумфальные ворота были торжественно открыты на площади Тверской заставы. В 1936 году, в рамках реконструкции площади, ворота были демонтированы. А в 1968 году ворота были воссозданы на Кутузовском проспекте, Рядом с Поклонной горой и музеем-панорамой «Бородинская битва» .

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Парк победы и выходите на Кутузовский проспект к дому 2К2. Выйдя на улицу, идите по центральной части Кутузовского проспекта в сторону центра. Триумфальные ворота находятся в 200 метрах от станции метро, выйдя на улицу, вы сразу ее заметите.