Геноцид армян — это физическое уничтожение христианского этнического армянского населения Османской империи, происходившее в период с весны 1915 года по осень 1916 года. В Османской империи проживало около 1,5 млн армян. Во время геноцида погибло по меньшей мере 664 тыс. человек. Есть предположения, что количество погибших могло достичь 1,2 млн человек. Армяне называют эти события «Мец Егерн» («Великое злодеяние») или «Агхет» («Катастрофа»).
Массовое уничтожение армян дало толчок происхождению термина «геноцид» и его кодификации в международном праве. Юрист Рафаэль Лемкин, автор термина «геноцид» и идейный лидер программы Организации Объединенных Наций (ООН) по борьбе с геноцидом, неоднократно заявлял, что его юношеские впечатления от газетных статей о преступлениях Османской империи против армян легли в основу его убеждений в необходимости предоставления юридической защиты национальным группам. Отчасти благодаря неустанным усилиям Лемкина в 1948 году Организация Объединенных Наций одобрила «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него».
Большинство убийств 1915-1916 годов совершались властями Османской империи при поддержке вспомогательных войск и гражданских лиц. Правительство, контролируемое политической партией «Единение и прогресс» (представителей которой также называли младотурками), ставило перед собой целью укрепление мусульманского турецкого господства в Восточной Анатолии путем уничтожения многочисленного армянского населения в этом регионе.
Начиная с 1915-1916 годов османские власти проводили масштабные массовые расстрелы; также армяне погибали в ходе массовых депортаций из-за голода, обезвоживания, отсутствия крова и болезней. Кроме того, десятки тысяч армянских детей были насильно забраны из семей и обращены в ислам.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Армянские христиане являлись одной из многих значительных этнических групп Османской империи. В конце 1880-х годов некоторые армяне создавали политические организации, которые добивались получения большей автономии, что усиливало сомнения османских властей в лояльности широких слоев армянского населения, проживавшего на территории страны.
17 октября 1895 года армянские революционеры захватили Национальный банк в Константинополе, угрожая взорвать его вместе более чем со 100 заложниками, находящимися в здании банка, в случае отказа властей предоставить армянской общине региональную автономию. Хотя благодаря французскому вмешательству данный инцидент закончился мирно, османские власти провели серию погромов.
В общей сложности в 1894-1896 годах было убито по меньшей мере 80 тыс. армян.
МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.
Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.
Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.
В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Массовые зверства и геноцид зачастую совершаются во время войны. Истребление армян было тесно взаимосвязано с событиями Первой мировой войны на Ближнем Востоке и на российской территории Кавказа. Османская империя официально вступила в войну в ноябре 1914 года на стороне Центральных держав (Германия и Австро-Венгрия), которые сражались против стран Антанты (Великобритания, Франция, Россия и Сербия).
24 апреля 1915 года, опасаясь высадки войск союзников на стратегически важном Галлипольском полуострове, османские власти арестовали в Константинополе и депортировали на восток 240 армянских деятелей. Сегодня армяне считают эту операцию началом геноцида. Османские власти утверждали, что армянские революционеры установили контакт с врагом и собирались оказать содействие высадке французских и британских войск. Когда страны Антанты, а также США, в то время еще сохранявшие нейтралитет, потребовали от Османской империи объяснений в связи с депортацией армян, она назвала свои действия мерами предосторожности.
Начиная с мая 1915 года правительство расширило масштабы депортаций, высылая гражданское армянское население, независимо от удаленности мест его проживания от зон боевых действий, в лагеря, расположенные в пустынных южных провинциях империи [на территории севера и востока современной Сирии, севера Саудовской Аравии и Ирака]. Многие конвоируемые группы отправлялись на юг из шести провинций Восточной Анатолии с высокой долей армянского населения — из Трабзона, Эрзурума, Битлиса, Вана, Диярбакыра, Мамурет-уль-Азиза, а также из провинции Мараш. В дальнейшем армян высылали практически из всех регионов империи.
Так как во время войны Османская империя была союзником Германии, многие немецкие офицеры, дипломаты и сотрудники гуманитарных служб становились свидетелями зверств, совершаемых по отношению к армянскому населению. Их реакция была различной: от ужаса и подачи официальных протестов до отдельных случаев негласной поддержки действий османских властей. Поколение немцев, переживших Первую мировую войну, хранило в памяти эти ужасные события в 1930-х и 1940-х годах, что повлияло на его восприятие нацистских гонений против евреев.
МАССОВЫЕ УБИЙСТВА И ДЕПОРТАЦИИ
Повинуясь приказам центрального правительства в Константинополе, региональные власти при пособничестве местного гражданского населения устраивали массовые расстрелы и депортации. Сотрудники военных органов и служб безопасности, а также их сторонники уничтожили большинство армянских мужчин трудоспособного возраста, а также тысячи женщин и детей.
Во время конвоируемых переходов по пустыне выжившие старики, женщины и дети подвергались самовольным нападениям со стороны местных властей, банд кочевников, преступных группировок и гражданских лиц. В ходе этих нападений происходили грабежи (например, жертв раздевали догола, забирали у них одежду и подвергали их досмотру полостей тела в поиске ценностей), совершались изнасилования, похищения молодых женщин и девушек, вымогательства, пытки и убийства.
Сотни тысяч армян погибли, так и не добравшись до назначенного лагеря. Многие из них были убиты или похищены, другие совершили самоубийства, также огромное количество армян погибло от голода, обезвоживания, отсутствия крова или болезней по пути к месту следования. В то время как некоторые жители страны стремились оказать помощь высланным армянам, гораздо больше рядовых граждан убивали или истязали конвоируемых.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИКАЗЫ
Хотя термин «геноцид» появился лишь в 1944 году, большинство ученых сходятся во мнении, что массовые убийства армян соответствуют определению геноцида. Правительство, контролируемое партией «Единение и прогресс», пользовалось чрезвычайным военным положением в стране для проведения долгосрочной демографической политики, направленной на увеличение доли турецкого мусульманского населения в Анатолии за счет сокращения численности христианского населения (преимущественно армян, но также исповедовавших христианство ассирийцев). Османские, армянские, американские, британские, французские, немецкие и австрийские документы того времени свидетельствуют о том, что руководство партии «Единение и прогресс» преднамеренно истребляло армянское население Анатолии.
Партия «Единение и прогресс» отдавала приказы из Константинополя и обеспечивала их исполнение при помощи своих агентов в Специальной организации и местных административных органах. Кроме того, центральное правительство требовало ведения тщательного контроля и сбора данных о количестве депортированных армян, типе и количестве оставленных ими единиц жилья, а также числе высланных граждан, поступивших в лагеря.
Инициатива относительно тех или иных действий исходила от высших членов руководства партии «Единение и прогресс», ими же велась и координация действий. Центральными фигурами данной операции были Талаат-паша (министр внутренних дел), Исмаил Энвер-паша (военный министр), Бехаэддин Шакир (руководитель Специальной организации) и Мехмет Назим (руководитель службы демографического планирования).
Согласно постановлениям правительства, в определенных регионах доля армянского населения не должна была превышать 10 % (в некоторых регионах — не более 2 %), армяне могли проживать в поселениях, в состав которых входило не более 50 семей, в удалении как от Багдадской железной дороги, так и друг от друга. Чтобы выполнить эти требования, местные власти раз за разом проводили депортации населения. Армяне пересекали пустыню туда-обратно без необходимой одежды, продуктов питания и воды, страдая от палящего солнца днем и замерзая от холода ночью. Высланные армяне регулярно подвергались нападениям со стороны кочевников и своих собственных конвоиров. В результате под воздействием природных факторов и целенаправленного истребления численность депортированных армян значительно снизилась и стала соответствовать установленным нормам.
МОТИВЫ
Османский режим преследовал цели укрепления военных позиций страны и финансирования «отуречивания» Анатолии путем конфискации имущества убитых или депортированных армян. Возможность передела собственности также стимулировала широкие массы простых людей к участию в нападениях на своих соседей. Многие жители Османской империи считали армян зажиточными людьми, однако на самом деле значительная часть армянского населения жила бедно.
В некоторых случаях османские власти соглашались предоставить армянам право проживания на прежних территориях при условии принятия ими ислама. В то время как по вине властей Османской империи погибли тысячи армянских детей, они нередко пытались обратить детей в ислам и ассимилировать их в мусульманское, прежде всего турецкое, общество. Как правило, османские власти избегали проведения массовых депортаций из Стамбула и Измира, чтобы скрыть свои преступления от глаз иностранцев и извлечь экономическую выгоду из деятельности проживавших в этих городах армян в целях модернизации империи.
Геноцид армян - причины, этапы, число жертв, итоги. Мировое признание - узнайте, какие страны признали Геноцид армян.
Ежегодно, 24 апреля миллионы армян по всему миру чтут память своих предков, погибших в страшнейшем событии, получившем название Геноцид армян. В память об этом кровопролитном событии было снято множество роликов, транслирующихся на главных каналах России и других стран, признавших геноцид. Среди множества снятых и показанных сюжетов, самым выделяющимся стал видеоклип, получивший название «Миллионы жизней» . В сюжет видеоклипа положена история армянского народа, без каких-либо искажений и извращений, вся боль, которую предки умерших несут с собой ежеминутно. В ролике приняли участие звезды мировой культуры, такие как , Монсеррат Кабалье, Мариам Мерабова, и многие другие.
Помимо данного ролика, в России на телевизионном канале ТНТ был показан , в котором приняли участие звезды канала. По всему миру, в странах, признавших геноцид, были проведены множество мероприятий, посвященных этой дате. Так, например, в одной из школ калифорнийского города Глендейл, прошло мероприятие, главным приглашенным гостем которого стала пережившая геноцид местная жительница, рассказавшая всем присутствующим свою историю выживания в то непростое время. В Париже были проведены мероприятия, призывающих помнить, почитать и скорбить вместе с армянским народом. Множество выставок, конференций, благотворительных вечеров, спортивных мероприятий, соревнований и концертов по всему миру были призваны почтить память погибших в том страшном событии.
Изучив многообразие форумов, можно сделать вывод, что большинство лишь приблизительно знают об этом происшествии, не углубляясь в исторические источники, делают кощунственные и неверные выводы. Множество историков до сих пор озадачены истинной причиной таких зверских событий, но едины в одном- зверство, с которой совершался данный геноцид, сравни лишь с другим масштабным геноцидом человечества- Холокостом.
Причины геноцида.
Просматривая большинство исторических источников и заметок, можно самостоятельно попробовать разобраться в причинах этого события. Ни для кого не секрет, что основополагающей причиной большинства войн, кровопролитий и геноцидов становилась вражда на почве религиозных разногласий. В настоящее время эта тема актуальна, хотя и во всем мире страны стараются быть цивилизованы, толерантны по отношению к представителем различных вероисповеданий. Сто лет назад тема веры и поклонения иному Богу могла стать толчком к кровопролитной войне, какой считается резня, устроенная в 1915 г. турками.
Османское государство, основанное в 1299 году, путем завоевания различных земель увеличивало свои владения, и после падения Константинополя в 1453 году стало именоваться Османской империей. Во времена правления Сулеймана Великолепного, Османская Империя достигла небывалых высот и стала самой крупной страной мира. Османская империя была государством, связующим Европу и Восток на протяжении более 6 веков. После подписания в 1924 году мирного договора империя получила официальное название «Турецкая республика» или попросту Турция. В истории Турции самым почитаемым и восхваленным правителем был Сулейман Великолепный. До сих пор в Турции существуют мечети и топкапы, принадлежащие членам семьи правящей династии османов. Снимается множество сериалов и кинокартин, описывающих события правления Сулеймана Великолепного. Отличительной чертой правления Сулеймана является отсутствие фанатичного презрения к другим вероисповеданиям, кроме мусульманства, так как империя считалась многонациональным и многоязычным государством. Но следует знать, что мусульмане считали представителей других вероисповеданий «второсортными людьми» и не давали никаких прав на достойную жизнь. Только после событий, произошедших при правлении Селима(одного из сыновей Сулеймана Великолепного), а именно после резни шиитов в 1514 году в восточной Анатолии, в которой погибло более сорока тысяч человек, отношение к иноверцам резко ухудшилось.
Также в середине 15 века произошло временное перемирие между Османской империей и Персией. Оба государства «перетягивали» армянскую землю, и в ходе перемирия было принято решение о том, что Османской империи была отдана западная часть земель, Персии-восточная. То, что происходило после этого события с армянским народом, нельзя назвать никак иначе, как гонения и переселения.
Агрессивные действия турок по отношению к армянскому народу начались в результате турецкого поражения в Первой Балканской войне. Турки были ошеломлены поражением и тем, что давно принадлежавшие им европейские владения, больше никакого отношения к Турции не имеют. Решение армян выступать на стороне противников Турции, положило начало многолетней вражде.
Многие историки считают, что «коренной» и основополагающей причиной резни, направленной на армянский народ, стали отнюдь не военные стратегии, а вероисповедание армянского народа. В 301 году армяне первые во всем мире приняли христианство, как государственную религию и исповедают ее до сих пор. К моменту столкновения взглядов армян и турецкого правительства от идеи Сулеймана Великолепного о принятии всех вер не осталось и следа. Турки стали фанатиками своей веры и не признавали иного бога, кроме Аллаха. Турецкие правители придерживались «идеи-фикс»: воссоединить всех тюрков на исторической Родине, и главной помехой этого воссоединения был армянский народ. Для достижения собственных целей и мечтаний, правление Османской империи приняло решение произвести этническую чистку, которая повлекла за собой необратимые последствия. Геноцид не стал событием и решением одного дня, к этому действу вели события не одного десятка лет. По неофициальным данным, пассивные действия против армянского народа берут свое начало в 1876 году во времена правления деспотичного султана Абдул-Хамида II . Также, изучая тонкости и подробности данного вопроса, необходимо знать о том факте, что правление Османской империи игнорировало все подписанные документы о мире и независимости армянского народа. Иными словами, столь кровопролитное, чудовищное преступление против целого армянского народа ничто иное, как блажь турецких правителей и способ доказать всему миру, что они все еще великая и могущественная держава, как и при Султане Сулеймане.
Таким образом, две основные причины возникновения геноцида армян тесно переплетены между собой:
- Вероисповедание. Армяне хотели исповедовать выбранную множество веков назад веру и не быть обращенными в религию против своей воли.
- Географическое местоположение земель. Армянский народ и Армянская республика находились на перипетии войны и были помехой для турок.
Этапы геноцида.
Говоря о любых масштабных событиях в истории, необходимо знать этапы, на которые эти события разделялись. Геноцид не является исключением и включает в себя несколько этапов и событий:
1 этап 1876-1914 гг.
Ни для кого не является секретом тот факт, что одной из веских причин начала русско-турецкой войны 1877-1878гг стало нечеловеческое и несправедливое отношение османов к этническому народу армян. Многие историки, занимающиеся изучением данного вопроса, констатируют тот факт, что начало гонений армян с их исторических земель османами, было вызвано ничем иным, как обычной, людской неприязнью. Также, османы не привыкли быть проигравшими и побежденными в каких-либо воинских сражениях. Поражение в русско-турецкой войне еще сильнее озлобило турок и армяне стали для них «красной тряпкой». В одной из газет Франции после событий первого этапа была опубликована заметка неизвестного автора, в которой значилось: «….со времен взятия Константинополя прошло более четырех веков, а турки как были кочевниками, живущими своими грабежами и убийствами, так и остались. Только все это усугубилось ничем не подкрепленными ненавистью и злобой, а также жалким закатом некогда великой империи»Следует знать, что во времена Султана Сулеймана все новости и публикации, разговоры и сплетни не только на османских базарах, но и со всех уголков Европы доносились визирям Османской империи. Эта «традиция» сохранилась, и о написанном в Париже тут же узнали Османские правители, которые были возмущены такой вопиющей несправедливостью и отсутствием поддержки со стороны Европы.
По результатам первой русско-турецкой войны был подписан Берлинский мирный договор, в котором значилось, что такие державы, как Россия, Англия, Германия, Франция и Италия отныне выступают «защитниками» и регуляторами всех политических и этнических вопросов армянского народа. Османы проигнорировали это соглашение, и в 1878 году тогда еще Османская Империя начала первый этап гонений и уничтожения неугодных армян. Первые упоминания о карательных операциях, датируются 1894-1896 гг. В результате погромов и убийств в Малой Азии погибшими считалось более 350 тысяч армян и не поддается исчислению сколько тысяч людей спаслись, выбрав для себя и своих семей спокойное существование вдали от османов.
2 этап 1909год.
Наслаждаясь совершенными и в какой-то мере победоносными действиями против целого народа, османы считали, что «победа» близка. Более 10 лет армянский народ жил, если это конечно можно так назвать, спокойно. Подобных этнических операций не наблюдалось, армяне не вырезались целыми семьями. Но в 1909 году это мнимое затишье и надежда на спокойную жизнь рухнули. С приходом к власти новых правителей Османской империи(в истории они именуются младотурками), армянский народ опять обрел страх за свою жизнь и за жизнь своего народа. Новая(или хорошо забытая старая) политика младотурков была направлена на полное уничтожение армянского народа. Турки чтили идеи своих отцов и дедов и начали свое правление с убийств и кровопролитий. Так в 1909 году в Адане было убито 30 тысяч человек и все они были представителями армянской этнической группы. Это действие усугубило отношение Европы к османам и ухудшило отношение со стороны стран, вызванных поддерживать армян. Все эти действия предвещали войну, но никто не мог подумать, к каким именно жестоким событиям это приведет. Османы после всех событий против целого народа ошибочно полагали, что испуганные граждане встанут на их сторону и забудут события не одного десятка лет. Последней каплей стал отказ армянских политических общин и организаций вставать на сторону Османской империи в войне против России. В ответ младотурки отдали приказ об этнической зачистки армянского народа и начали самый страшный этап в жизни и истории армян.3 этап 1915-1923 гг.
Самым жестоким, активным и, по мнению османов, действенным этапом геноцида является 3 период. Османские правители изначально сделали упор на уничтожение армянской знати-священников, банкиров, деятелей искусства. Было сделано это не случайно, по прагматичным подсчетам османов, уничтожив знать, они лишили возможности армянский народ быть услышанным и спасенным. В части Восточной Анатолии весь армянский народ был собран и «погнан» в лагеря. Эти лагеря позже сравнивались с еврейским лагерем Освенцим. Ведь условия существования и суть создания нисколько друг от друга не отличались. В течении нескольких месяцев там умерла большая часть армянского народа от голода, издевательств, от отсутствия условий к существованию и лечения болезней. В настоящее время на этой территории никто не живет, там ничего не растет и арабы считают это место проклятым, так как даже спустя сотню лет на поверхности земли то и дело появляются кости жертв, павших в то время.Этот дикий, жестокий способ уничтожения людей не был единственным применяемым. В других частях армяне были насильно посажены на баржи и корабли, после чего эти судна намеренно топились османами. В итоге еще тысячи человек были утоплены в водах Черного моря.
Еще одним способом истребления, было выбрано убийство каждого гражданина армянского народа. Курдскими отрядами было расстреляно множество людей, а их трупы выбрасывались в реку.
Благодаря выбору таких жестоких методов истребления армянского народа и граждан Армении , по официальным источникам число жертв насчитывает более 1.5 миллионов человек. В каждом историческом источнике и статье, посвященной этой теме, цифры меняются, поскольку однозначно и официально неизвестно, сколько народа пало из-за прихоти и злобы правителей османского государства.
Отмечается, что армянский народ до последнего не склонял голову и боролся за свои взгляды, свою свободу и свою независимость. Об этом противостоянии армян говорят битвы, произошедшие в Муса-Даге, где армяне держали оборону более пятидесяти дней; оборона городов Ван и Муш. В этих городах армяне продержались до появления на территории городов русской армии.
Армяне не могли смириться с такими зверскими методами, и уже после окончания всех военных действий, была создана операция по уничтожению османских правителей, принявших решение истребить неповинный народ. Так в 1921 и в 1922 годах армянскими воинами и патриотами были застрелены три паши, принявшие решение о геноциде.
Итоги и последствия.
Многие историки из сотни стран мира главным итогом этих кровопролитных действий считают сплоченность армянского народа после. В одной из израильских газет, в начале 2000х годов появилась статья, в которой автор сравнивал армянский и еврейский народы: «…нет в мире сплоченнее народов, чем армяне и евреи. Оба народа пережили в своей истории страшное и не пали. Они выстрадали и вымолили свою беззаботную жизнь».
Следует отметить, что турки и турецкое правительство на протяжении многих лет отрицали произошедшие события и называли факты искаженными, а армянский народ лгунами, желающими опорочить турок. Единственным фактом, препятствующим вступлению Турции в совет Европы, является нежелание признавать геноцид армянского народа.
В настоящее время считается, что нет ни одной армянской семьи, история которой никак не перекликается с геноцидом армян. Прабабушки и прадедушки, дальние родственники и просто члены семьи- хоть кто-то, но пострадал в том страшном событии. Поэтому для потомков тех самых армян и просто для армянского народа стало делом чести донести до человечества правду. С самого завершения армяне борются за признание геноцида во всем мире. Им важно не сочувствие, им важно признание того, что их почти истребили, а потом множество лет отрицали этот факт.
Страны, признавшие геноцид армян.
В настоящее время множество стран приняли резолюцию, признающую геноцид армян османами. К этим странам относятся:
Известен факт, что во время своего правления, Он предложил всем европейским странам последовать его примеру и примеру его государства. Также Саркази посоветовал Турции «…начать уважать себя и принять давно подтвержденный исторический факт». По словам Саркази, криминализация отрицания геноцида - очередной существенный шаг к признанию страшной трагедии, совершенной в 1915 году против всего армянского народа. Никакого ответа от стран-союзников не последовало, но по прошествии некоторого времени в различных странах стали приниматься и подписываться законопроекты, криминализирующие отрицание геноцида. Например, после подписания такого закона на Кипре, была введена такая мера наказания за отрицание геноцида, как лишение свободы сроком на 5 лет и штраф около 10000 евро.
По словам многих армян, живущих по всему миру, для них важен тот факт, что данное преступление не остается без внимания. Президент Армении говорит: «Своим несогласием и упорством армянский народ, возможно, предотвратил и предотвращает задатки геноцидов других народов».
82 комментария
Дёнме - крипто-еврейская секта привела Ататюрка к власти
Одним из самых деструктивных факторов, во многом определяющим политическое состояние на Ближнем Востоке и Закавказье уже 100 лет является геноцид армянского населения Османской Империи, в ходе которого по разным данным было уничтожено от 664 тысяч до 1,5 миллиона человек. А учитывая, что практически одновременно проходил геноцид понтийских греков, начавшийся в Измире, в ходе которого было уничтожено от 350 тысяч до 1,2 миллиона человек, и ассирийцев, участие в котором принимали курды, унесший от 275 до 750 тысяч человек, этот фактор уже более 100 лет держит в напряжении целый регион, постоянно подогревая вражду между населяющими его народами. Причем, как только намечается хоть небольшое сближение между соседями, дающее надежду на их примирение и дальнейшее мирное сосуществование, тут же в ситуацию вмешивается внешний фактор, третья сторона, и происходит кровавое событие, еще более разогревающее взаимную ненависть.
Для простого человека, получившего стандартное образование, сегодня абсолютно очевидно, что геноцид армян был и что виновата в геноциде именно Турция. Россия в числе более чем 30 стран признала факт геноцида армян, что, однако, мало сказывается на ее отношениях с Турцией. Турция же на взгляд простого человека абсолютно иррационально и упорно продолжает отрицать свою ответственность не только за геноцид армян, но и за геноцид других христианских народов - греков и ассирийцев. По сообщениям турецких СМИ, в мае 2018 года Турция открыла все свои архивы для исследования событий 1915 года. Президент Реджеп Эрдоган заявил, что после открытия турецких архивов, если кто-то осмелиться заявить о «так называемом геноциде армян», то пусть попробует доказать это, основываясь на фактах:
«В истории Турции не было никакого «геноцида» в отношении армян» , - заявил Эрдоган.
Подозревать в неадекватности президента Турции никто не решится. Эрдоган - лидер великой исламской страны, наследницы одной из величайших империй, по определению не может быть подобным, скажем, президенту Украины. Да и на откровенную и открытую ложь президент любой страны пойти не рискнет. Значит действительно, Эрдоган знает что-то такое, что неизвестно большинству людей в других странах, или тщательно скрывается от мирового сообщества. И такой фактор действительно существует. Он не касается самого события геноцида, он касается того, кто произвел это нечеловеческую жестокость и действительно ответственен за это.
***
В феврале 2018 года на портале турецкого «электронного правительства» (www.turkiye.gov.tr ) был запущен онлайн-сервис, на котором любой гражданин Турции мог проследить свою генеалогию, за несколько кликов узнать о своих предках. Доступные записи были ограничены началом 19 века, временами Османской империи. Сервис почти моментально стал настолько популярен, что вскоре рухнул из-за миллионных запросов. Полученные результаты повергли в шок огромное количество турок. Оказывается у множества людей, считавших себя тюрками, в реальности предки имеют армянское, еврейское, греческое, болгарское и даже македонское и румынское происхождение. Этот факт по умолчанию лишь подтвердил то, что в Турции знает каждый, но упоминать никто не любит, особенно при иностранцах. Говорить вслух об этом в Турции считается дурным тоном, но именно этот фактор сейчас определяет всю внутреннюю и внешнюю политику, всю борьбу Эрдогана за власть внутри страны.
Османская империя по меркам своего времени проводила относительно толерантную политику в отношении национальных и религиозных меньшинств, предпочитая, опять таки, по меркам того времени ненасильственные методы ассимиляции. В какой-то степени она повторяла методы поверженной ею Византийской империи. Армяне традиционно руководили финансовой областью империи. Большинство банкиров в Константинополе были армянами. Очень многие министры финансов являлись армянами, достаточно вспомнить блистательного Акопа Казазян-паша, считавшегося лучшим министром финансов за всю историю Османской империи. Безусловно, на протяжении всей истории были межнациональные и межрелигиозные конфликты, которые приводили даже к пролитию крови. Но ничего подобного геноцидам христианского населения в 20 веке в Империи не происходило. И вдруг случается такая трагедия. Любой здравомыслящий человек поймет, что на ровном месте подобное не происходит. Так почему и кто произвел эти кровавые геноциды? Ответ на этот вопрос кроется в истории самой Османской империи.
***
В Стамбуле в азиатской части города через пролив Босфор существует старое и уединенное кладбище Ускудар. Посетители кладбища среди традиционных мусульманских начнут встречать и удивляться могилам, не похожим на другие и не вписывающимся в исламские традиции. Многие из гробниц покрыты бетонной и каменной поверхностью, а не землей, и имеют фотографии умерших, что не вписывается в традицию. При вопросе, чьи это могилы, вам почти шепотом сообщат, что тут покоятся представители дёнме (Donmeh) (новообращенные или отступники - тур.), многочисленной и загадочной части турецкого общества. Могила судьи Верховного Суда находится рядом с могилой экс-лидера Коммунистической партии, а рядом с ними стоят могилы генерала и известного просветителя. Дёнме являются мусульманами, но как-бы не совсем. Большинство из современных дёнме - светские люди, голосующие за светскую республику Ататюрка, но в каждой общине дёнме и сейчас происходят тайные религиозные обряды, более похожие на иудейские, чем на исламские. Ни один дёнме никогда публично не признается в своей идентичности. Сами же дёнме узнают про себя только по достижении 18 лет, когда их родители открывают им тайну. Эта традиция ревностного сохранения двойной идентичности в мусульманском обществе передается на протяжении поколений.
Как я писал в статье «Остров Антихриста: плацдарм для Армагеддона» , дёнме, или саббатианцы являются последователями и учениками иудейского раввина Шаббтая Цви, который в 1665 году был провозглашен еврейским мессией и внес самый большой раскол в иудаизм за почти 2 тысячелетия его официального существования. Избегая казни со стороны султана, вместе со своими многочисленными последователями Шаббтай Цви в 1666 году принял ислам. Не смотря на это, множество саббатианцев и сейчас являются членами трех религий - иудаизма, ислама и христианства. Турецкие дёнме первоначально были основаны в греческих Салониках Якобом Керидо и его сыном Берахио (Барухом) Руссо (Осман-баба). В дальнейшем дёнме распространились по всей Турции, где назывались в зависимости от направления в саббатианстве измирларами, каракашларами (чернобровыми) и капанджиларами (владельцами весов). Основным местом сосредоточения дёнме на азиатской части Империи был город Измир. Движение младотурок в значительной степени состояло из дёнме. Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, являлся дёнме и членом масонской ложи «Veritas», подразделением ложи «Великий Восток Франции».
На протяжении своей истории дёнме неоднократно обращались к раввинам, представителям традиционного иудаизма, с просьбами признать их иудеями, подобно караимам, отрицающим Талмуд (устную Тору). Однако всегда получали отказ, который в большинстве случаев носил политический характер, а не религиозный. Кемалистская Турция всегда была союзником Израиля, которому было политически не выгодно признавать, что этим государством фактически руководят евреи. По этим же причинам Израиль категорически отказывался и до сих пор отказывается признавать геноцид армян. Пресс-секретарь МИД Эмануэль Нахшон недавно заявил, что официальная позиция Израиля не изменилась.
«Мы очень чутки и отзывчивы к страшной трагедии армянского народа во время Первой мировой войны. Исторические дебаты о том, как расценивать эту трагедию, - это одно, а признание того, что что-то страшное произошло с армянским народом, - это совсем другое, и это гораздо важнее».
Первоначально в греческих Салониках, входящих в то время в Османскую империю, сообщество дёнме состояло из 200 семей. В тайне они практиковали свою собственную форму иудаизма, основанную на «18 заповедях», якобы оставленных Шаббтаем Цви, наряду с запретом на смешанные браки с истинными мусульманами. Дёнме никогда не интегрировались в мусульманское общество и продолжали верить, что Шаббтай Цви однажды вернется и приведет их к искуплению.
По весьма заниженным оценкам самих дёнме, сейчас в Турции их количество составляет 15-20 тысяч человек. Альтернативные источники говорят о миллионах дёнме в Турции. Весь офицерский и генеральский состав турецкой армии, банкиры, финансисты, судьи, журналисты, полицейские, юристы, адвокаты, проповедники на протяжении всего 20 века являлись дёнме. Но начиналось это явление в 1891 году с создания политической организации дёнме - Комитета «Единение и прогресс», позже назвавшийся «младотурками», ответственного за развал Османской империи и геноцид христианских народов Турции.
***
В 19 веке международная еврейская элита планировала создать еврейское государство в Палестине, но проблема заключалась в том, что Палестина находилась под властью Османской империи. Основатель сионистского движения Теодор Герцль хотел договориться с Османской империей о Палестине, но потерпел неудачу. Поэтому следующим логическим шагом стало получение контроля над самой Османской империей и ее уничтожение с целью освобождения Палестины и создания Израиля. Именно для этого был создан Комитет «Единение и прогресс» под видом светского турецкого националистического движения. Комитет провел, по крайней мере, два съезда (в 1902 и 1907 годах) в Париже, на которых была спланирована и подготовлена революция. В 1908 году младотурки начали свою революцию и принудили султана Абдула Хамида II к подчинению.
Небезызвестный «злой гений русской революции» Александр Парвус являлся финансовым советником младотурков, а первое большевистское правительство России выделило Ататюрку 10 млн. рублей золотом, 45 тыс. винтовок и 300 пулеметов с боеприпасами. Одной из основных, сакральных, причин геноцида армян являлся тот факт, что евреи считали армян амалекитянами, потомками Амалека, внука Исава. Сам Исав был старшим братом-близнецом основателя Израиля Иакова, который пользуясь слепотой их отца, Исаака, украл у старшего брата первородство. На протяжении всей истории амалекитяне были главными врагами Израиля, с которыми сражался еще Давид во времена царствования Саула, который и был убит амалекитянином.
Главой младотурок стал Мустафа Кемаль (Ататюрк), который являлся дёнме и прямым потомком иудейского мессии Шаббтая Цви. Еврейский писатель и раввин Иоахим Принц в своей книге «The secret Jews» на стр. 122 подтверждает этот факт:
«Восстание Младотурков в 1908 году против авторитарного режима Султана Абдул Хамида началось среди интеллигенции Салоник. Именно там возникла потребность в Конституционном режиме. Среди лидеров революции, приведшей к созданию более современного правительства в Турции, были Джавид Бей и Мустафа Кемаль. Оба были ярыми дёнме. Джавид Бей стал министром финансов, Мустафа Кемаль стал лидером нового режима и принял имя Ататюрк. Его противники пытались использовать его принадлежность к дёнме, чтобы дискредитировать его, но без успеха. Слишком многие из Младотурков в недавно сформированном революционном кабинете молились Аллаху, но их настоящим пророком был Шаббтай Цви, Мессия Смирны (Измира - прим. автора)».
14 октября 1922 года The Literary Digest опубликовал статью под названием «The Sort of Mustafa Kemal is», в которой говорилось:
«Испанский еврей по происхождению, ортодоксальный мусульманин по рождению, обученный в немецком военном колледже, патриот, изучавший кампании великих полководцев мира, включая Наполеона, Гранта и Ли—это, как говорят, лишь несколько выдающихся характеристик личности нового «Man on Horseback», который появился на Ближнем Востоке. Он настоящий диктатор, свидетельствуют корреспонденты, человек такого типа, который сразу же становится надеждой и страхом народов, разорванных на куски неудачными войнами. Единство и власть вернулись в Турцию во многом благодаря воле Мустафы Кемаля Паши. По-видимому, никто еще не называл его «Наполеоном Ближнего Востока», но, вероятно, рано или поздно это сделает какой-то предприимчивый журналист; для пути Кемаля к власти его методы автократичны и тщательно продуманы, даже его военная тактика, как говорят, напоминает Наполеона».
В статье, озаглавленной «When Kemal Ataturk Recited Shema Yisrael» еврейский автор Хиллел Халкин, процитировал Мустафу Кемаля Ататюрка:
«Я - потомок Шаббтая Цви - уже не еврей, а ярый поклонник этого пророка. Я считаю, что каждому еврею в этой стране было бы неплохо присоединиться к его лагерю».
Гершом Шолем написал в своей книге «Kabbalah» на стр. 330-331:
«Их литургии были написаны в очень небольшом формате, чтобы их можно было легко спрятать. Все секты так успешно скрывали свои внутренние дела от евреев и турок, что долгое время знание о них основывалось только на слухах и сообщениях посторонних. Рукописи дёнме, раскрывающие детали их Саббатианских идей, были представлены и исследованы только после того, как несколько семей дёнме решили полностью ассимилироваться в турецкое общество и передали свои документы друзьям из числа евреев Салоник и Измира. До тех пор, пока дёнме были сосредоточены в Салониках, институциональные рамки сект оставались нетронутыми, хотя несколько членов дёнме были активистами движения Младотурков, которое возникло в этом городе. Первая администрация, пришедшая к власти после революции младотурок в 1909 году, включала трех министров - дёнме, в том числе министра финансов Джавида Бека, который был потомком семьи Баруха Руссо и был одним из лидеров его секты. Одно из утверждений, которое обычно делалось многими евреями Салоник (отрицалось, однако, турецким правительством), состояло в том, что Кемаль Ататюрк имел происхождение дёнме. Этот взгляд с нетерпением поддержали многие религиозные противники Ататюрка в Анатолии».
Генеральный инспектор турецкой армии в Армении и военный губернатор египетского Синая во время Первой мировой войны Рафаэль де Ногалес написал в своей книге «Four Years Beneath the Crescent» на стр. 26-27 о том, что главный архитектор Геноцида армян Осман Талаат (Talaat) был дёнме:
«Это был ренегат иврита (дёнме) из Салоник, Талаат, главный организатор массовых убийств и депортаций, который, ловя рыбу в мутной воде, преуспел в карьере от почтового клерка скромного ранга до Великого визиря Империи».
В одной из статей Марселя Тинайре в L"Illustration в декабре 1923 года, которая была переведена на английский язык и опубликована как «Saloniki», написано:
«Сегодняшние дёнме, связанные с Free Masonry, обученные в западных университетах, часто исповедующие тотальный атеизм, стали лидерами революции младотурок. Талаат Бек, Джавид Бек и многие другие члены комитета «Единства и Прогресса» были дёнме из Салоник».
The London Times 11 июля 1911 года в статье «Евреи и положение в Албании» писала:
«Общеизвестно, что под масонским покровительством был сформирован Комитет «Салоники» с помощью евреев и дёнме, или крипто-евреев Турции, штаб-квартира которых находится на Салониках, и организация которого даже при султане Абдул Хамиде приняла масонскую форму. Такие евреи, как Эммануэль Карассо, Салем, Сасун, Фарджи, Меслах и дёнме, или крипто-евреи, такие как Джавид Бек и семья Балджи, приняли влиятельное участие как в организации Комитета, так и в работе его центрального органа в Салониках. Эти факты, которые известны каждому правительству в Европе, известны также во всей Турции и на Балканах, где все более заметна тенденция признать евреев и дёнме ответственными за кровопролитные промахи, которые совершил Комитет ».
Эта же газета 9 августа 1911 года опубликовала письмо в свою константинопольскую редакцию, в котором были комментарии по ситуации от главных раввинов. В нем в частности было написано:
«Я просто отмечу, что, согласно информации, которую я получил от подлинных масонов, большинство лож, основанных под эгидой Великого Востока Турции со времен революции, были с самого начала лицом Комитета «Единения и Прогресса», и они тогда не были признаны британскими масонами. Первый «Верховный Совет» Турции, назначенный в 1909 году, содержал трех евреев - Caronry, Cohen и Fari, и трех дёнме - Djavidaso, Kibarasso и Османа Талаата (главного руководителя и организатора геноцида армян - прим. автора)».
Продолжение следует…
Александр Никишин для
Если Закон не действует, а государство не выполняет своих обязанностей, то долг граждан - взять свершение правосудия в свои руки.
Ч.Линч
Суд над В.Калоевым, убившим в Швейцарии авиадиспетчера, по халатности которого погибла семья Калоева, в очередной раз поставил извечный юридический вопрос: имеет ли право простой гражданин на месть по отношению к заведомым преступникам?
Не будем касаться чисто юридической стороны этой проблемы. Вспомним лишь о том, как без всяких там международных трибуналов и судебных процессов правосудие настигло организаторов первого в ХХ веке геноцида.
1915 год был не только вторым годом Первой мировой войны. 90 лет тому назад, произошел геноцид целого народа. Правившие в Османской империи так называемые младотурки организовали зверскую резню проживающих под турецкой властью армян, ставя своей целью полное их уничтожение.
Напомним, что в начале ХХ века армяне не имели своей государственности несколько столетий и были разделенным народом. Восточная часть исторической Армении в 1828 году вошла в состав России, что стало спасением армян как нации. В Российской империи армяне смогли свободно развивать свою культуру и добились хозяйственного процветания. Многие российские армяне сделали блестящую карьеру, дав России многих военачальников, администраторов, хозяйственных руководителей, художников, ученых. И в Российской империи, и в СССР, армяне были весьма обильно представлены в политической, экономической и культурной элите. (Впрочем, из песни слов не выкинешь. Из числа армян вышло также много революционеров, а на закате советской эпохи именно армянское движение в Карабахе стало той бомбой, которая взорвала СССР).
Но русская восточная Армения составляла лишь 1/10 часть территории исторической Армении. Большая часть армянских земель и поныне находится в составе Турции. 90 лет тому назад там проживала и большая часть армянского народа. Но теперь армян на этих землях нет. Многие годы турки весьма творчески "работали" по очистке этих земель от коренных жителей. Многократно на протяжении ряда веков происходили армянские погромы. Только в 1894-96 гг. турками были убиты не менее 200 тысяч армян. Спасаясь от турецкой неволи, сотни тысяч армян бежали в Россию. Интересно, что в 1828 году на присоединенных к России землях восточной Армении проживало лишь 107 тысяч человек. Но к 1914 году в Российской империи насчитывалось уже 2 миллиона армян. Понятно, что главным в столь бурном росте была массовая иммиграция армян из Османской империи. Впрочем, несмотря на выезд в Россию и другие страны, на ассимиляцию части армян, принявших ислам и превратившихся в "турок", а также гибель сотен тысяч армян в периодических погромах, к началу Первой мировой войны в турецкой Западной Армении проживало свыше 4,5 миллионов армян.
Положение турецких армян особенно ухудшилось, когда власть в Османской империи захватили младотурки. Так они называли себя не из-за молодости, а потому, что среди них действительно хватало "новых турок" из числа принявших ислам выходцев из самых разных этнических и религиозных групп. Особенно много было среди младотурок крипто-иудеев. Во главе младотурок стояли трое военных: Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша. Партия младотурок называлась "Иттихад ве терраки" ("Единение и прогресс"), а официальной идеологией партии был пантюркизм, или теория "Великого Турана", провозглашавшая необходимость объединения всех тюркских племен в одной империи от Боснии до Алтая.
Армяне вызывали у младотурок особую ненависть тем, что населенная ими западная Армения разделяла чисто турецкие области от Азербайджана и мест расселения прочих тюркских племен. Кроме того, предприимчивые армянские купцы даже при турецком гнете сумели завладеть значительной частью финансов Османской империи. И, что было самым главным для младотурок, армяне всегда отличались пророссийскими симпатиями и младотурки справедливо опасались всеобщего восстания в Западной Армении.
И вот, в условиях разразившейся войны, 24 апреля 1915 года, по приказу младотурецкого триумвирата, турецкие регулярные воска, полиция, банды мародеров и мусульманских фанатиков начали грандиозную резню армян по всей Османской империи. В течение нескольких месяцев погибло до 2,5 миллионов армян, немногим удалось бежать, основная масса уцелевших была брошена в концлагеря в аравийских пустынях, где большинство из них погибло от голода и эпидемий. Несколько сотен тысяч армян были спасены наступлением русской армии на кавказском фронте, начатым командованием специально с целью спасения христиан. Однако, после 1915 года армян в бывшей Западной Армении не осталось.
Вскоре и Восточную Армению постигли тяжкие испытания. После революции распалась Российская империя. В Азербайджане захватившие власть пантюркисты из партии "Мусават" немедленно начали резню армян. Тем же занялись грузинские меньшевики. Турецкие войска продолжали добивать армян не только у себя, но и начали наступление в восточную Армению, продолжая развивать свой план геноцида. На маленьком пятачке Восточной Армении свирепствовали голод и болезни, унесшие жизни трети населения, но армяне сумели разгромить турок, азербайджанцев и грузин. В ноябре 1920 года восточную Армению почти без сопротивления заняла Красная Армия, и была создана армянская Советская республика.
Всего за 1915-1920 гг. погибла половина всех армян, Западная Армения осталась без коренного населения, в Советской Армении треть всех мужчин была инвалидами войны, свыше миллиона армянских беженцев рассеялись по всему миру.
Армянские беженцы были расколоты на множество партий, но все армяне были едины в том, что младотурецкие главари должны быть уничтожены. Но ни одно правительство мира не собиралось помогать армянам. СССР, где много армян входило в партийное и государственное руководство страны, в 20-е гг. имел тесные дружественные связи с Турцией. Страны Антанты были заняты разделом Османской империи, и им было не до каких-то там армян. "Мировая прогрессивная общественность" тогда была такой же продажной, как и в наши дни. Геноцид армянского народа был ею не замечен. Впоследствии Гитлер, готовя геноцид другим народам, цинично, но справедливо замечал: "кто в наши дни знает об армянах"?
Но даже в таких условиях армяне решили осуществить правосудие. За осуществление мести взялись Шаген Натали (это был псевдоним в честь любимой женщины) и Григорий Мерчанов. Был составлен список организаторов и главных исполнителей геноцида. Началась подготовительная работа: преследование, сбор информации, добыча оружия. А затем последовал суд скорый и правый:
- Талаат-паша был застрелен в Берлине 16 марта 1921 года Согомоном Тейлеряном (кстати, суд присяжных его полностью оправдал);
- Энвер-паша был убит в 1922 году в Туркестане красным командиром Акопом Мелкумовым;
- Джемаль-паша был убит в Тифлисе 25 июня 1922 года, мстителями были Степан Цахикян и Петрос Тер-Погосян;
- Бейбут Хан Джеваншин (министр внутренних дел мусаватистского Азербайджана) был убит 18 июня 1921 года в Константинополе Мисаком Торлакяном;
- Саид Халим-паша (бывший премьер-министр Турции) был убит в Берлине 5 декабря 1921 года Аршавиром Широкяном;
- Шекир-бей (бывший начальник спецкомиссии по организации резни армян) был убит 17 апреля 1922 года Арамом Еркяном.
В "черный список" виновников геноцида входили также и несколько армян-предателей. Все они были убиты своими родственниками (братьями, отцами, племянниками). Это было сделано специально, дабы не вызывать кровной мести среди самих армян.
Всего за три года были казнены все организаторы геноцида. Попутно были ликвидированы еще несколько тысяч участников резни более низкого ранга. От возмездия не ушел никто!
Вот так уцелевшие от резни, потерявшие Родину, разделенные на десятки партий, нищие эмигранты взяли на себя роль судей и свершили правосудие. Вот такой исторический пример дает нам история.
Сергей Викторович Лебедев
, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
Перевод с армянского
1. Перс Мешали Гаджи Ибрагим рассказал следующее:
«В мае 1915 г. губернатор Тахсин-бей призвал к себе четебаши Амрванли Эюб-оглы Гадыра и, показав ему приказ, полученный из Константинополя, сказал: «Здешних армян я поручаю тебе, доведешь их невредимыми до Кемаха, там на них нападут курды и другие. Ты для вида покажешь, что хочешь их защищать, применишь даже раз-другой оружие против нападающих, но, в конце концов, покажешь, что не можешь справиться с ними, оставишь и вернешься». Немного подумав, Гадыр сказал: «Ты мне приказываешь связанных по рукам и ногам овец и ягнят отвести на бойню; это — жестокость мне не подобающая; я солдат, пошли меня против врага, пусть либо он сразит меня пулей, и я храбро паду, либо я его поражу и спасу свою страну, а марать свои руки в крови невинных я никогда не соглашусь». Губернатор очень настаивал на том, чтобы он исполнил приказ, но великодушный Гадыр наотрез отказался. Тогда губернатор призвал Мирза-бека Вераншехерли и сделал ему вышеприведенное предложение. Этот тоже утверждал, что нет нужды убивать. Уже в такие условия, сказал он, ставите вы армян, что сами они по дороге помрут, и Месопотамия такая жаркая страна, что они не выдержат, погибнут. Но губернатор настоял на своем, и Мирза принял предложение. Мирза полностью выполнил взятое на себя жестокое обязательство. Через четыре месяца он вернулся в Эрзерум с 360 тысячами лир; 90 тысяч он отдал Тахсину, 90 тысяч — корпусному командиру Махмуду Камилю, 90 тысяч — дефтердару, а остальное — мехердару, Сейфулле и сообщникам. Однако при дележе этой добычи между ними возник спор, и губернатор арестовал Мирзу. А Мирза пригрозил сделать такие разоблачения, что мир удивится; тогда его отпустили на свободу». Эюб-оглы Гадыр н Мирза Вераншехерли лично рассказали эту историю персу Мешади Гаджи Ибрагиму.
2. Погонщик верблюдов перс Кербалай Али-Мемед рассказал следующее: «Я перевозил боеприпасы из Эрзинджана в Эрзерум. Однажды в июне 1915 г., когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед глазами моими предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста. Ужасно было смотреть; я долго стоял со своим караваном, пока эти трупы проплыли, и я смог пройти через мост. Но от моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей, которые уже разложились, вздулись и смердили. Такое ужасное стояло зловоние, что пройти нельзя было по дороге; мои два погонщика верблюдов от этого зловония заболели и умерли, а я вынужден был переменить свою дорогу. Это были жертвы и следы неслыханного и ужасного злодеяния. И все это были трупы армян, несчастных армян».
3. Алафтар Ибрагим-эфенди рассказал следующее: «О выселении армян из Константинополя был получен весьма жесткий и срочный приказ следующего содержания: вырезать без пощады всех мужчин от 14 до 65-летнего возраста, детей, стариков и женщин не трогать, а оставить и обратить в магометанство».
ЦГИА Арм, ССР, ф. 57, oп. 1, д, 632, л. 17—18.
по "Геноцид армян в османской империи”, под.ред. М.Г.Нерсисяна, М.1982, стр.311-313