В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор УУД
1. Регулятивные действия | ||
1.1. целеполагание (как постановка учебной задачи при соотнесения уже известного и усвоенного с неизвестным) | ||
1.2. планирование | ||
1.2.1. определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | ||
1.2.2. составление плана и последовательности действий | ||
1.3. прогнозирование (как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) | ||
1.4. контроль | ||
1.4.1. сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона | ||
1.4.2. сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона | ||
1.5. коррекция | ||
1.5.1. внесение необходимых дополнений и корректив в план | ||
1.5.2. внесение дополнений в способ действия | ||
1.6. оценка | ||
1.6.1. выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | ||
1.6.2. осознание качества усвоения | ||
1.6.3. определение уровня усвоения | ||
1.7. саморегуляция (как способность к волевому усилию и преодолению препятствий) | ||
2. Познавательные действия | ||
2.1. Общеучебные универсальные действия | ||
2.1.1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | ||
2.1.2. поиск и выделение необходимой информации | ||
2.1.3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
2.1.4. Знаково-символические действия – моделирование – как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) | ||
2.1.5. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область | ||
2.1.6. структурирование знаний | ||
2.1.7. осознанное и произвольное построение речевого высказывания (в устной письменной форме) | ||
2.1.8. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | ||
2.1.9. рефлексия способов и условий действия | ||
2.1.10. контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||
2.1.11. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | ||
2.1.12. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | ||
2.1.13. определение основной и второстепенной информации | ||
2.1.14. свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля | ||
2.1.15. свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля | ||
2.1.16. свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля | ||
2.1.17. свободная ориентация и восприятие текстов официально-делового стиля | ||
2.1.18. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации | ||
2.3. Логические универсальные действия | ||
2.3.1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||
2.3.2. синтез как составление целого из частей | ||
2.3.3. самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов | ||
2.3.4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов | ||
2.3.5. подведение под понятие | ||
2.3.6. выведение следствий | ||
2.3.7. установление причинно-следственных связей | ||
2.3.8. построение логической цепи рассуждений | ||
2.3.9. доказательство | ||
2.3.10. выдвижение гипотез и их обоснование | ||
2.4. Постановка и решение проблемы | ||
2.4.1. формулирование проблемы | ||
2.4.2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | ||
2.4.3. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | ||
3. Коммуникативные действия | ||
3.1. планирование учебного сотрудничества с учителем | ||
3.1.1. определение цели сотрудничества с учителем | ||
3.1.2. распределение функций в системе «ученик-учитель» | ||
3.1.3. выработка способов взаимодействия в системе «ученик-учитель» | ||
3.2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками | ||
3.2.1. определение цели сотрудничества со сверстниками | ||
3.2.2. распределение функций участников среди сверстников | ||
3.2.3. выработка способов взаимодействия со сверстниками | ||
2.3. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ||
3.4. разрешение конфликтов | ||
3.4.1. выявление и идентификация проблемы | ||
3.4.2. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта | ||
3.4.3. принятие решения по способу разрешения конфликта | ||
3.4.4. реализация способа разрешения конфликта на практике | ||
3.5. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий | ||
3.6. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
3.7. владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка | ||
3.8. владение диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка |
| | следующая лекция ==> | |
Небольшая помощь учителю, составляющему рабочие программы в соответствии с ФГОС.
Имея кодификатор перед глазами, легче отслеживать последовательность уроков.
И, конечно, он не заменим при работе с ЭОР, такими как система голосования, необходимых для постоянного мониторинга успеваемости и прогресса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УУД Кодификатор составлен на основе Программы развития УУД для предшкольного и начального школьного образования (раздел «Номенклатура УУД» стр.47)
Кодификатор универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор УУД
1. Регулятивные действия |
||
1.1. целеполагание (как постановка учебной задачи при соотнесения уже известного и усвоенного с неизвестным) |
||
1.2. планирование |
||
1.2.1. определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
||
1.2.2. составление плана и последовательности действий |
||
1.3. прогнозирование (как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) |
||
1.4. контроль |
||
1.4.1. сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона |
||
1.4.2. сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона |
||
1.5. коррекция |
||
1.5.1. внесение необходимых дополнений и корректив в план |
||
1.5.2. внесение дополнений в способ действия |
||
1.6. оценка |
||
1.6.1. выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
||
1.6.2. осознание качества усвоения |
||
1.6.3. определение уровня усвоения |
||
1.7. саморегуляция (как способность к волевому усилию и преодолению препятствий) |
||
2. Познавательные действия |
||
2.1. Общеучебные универсальные действия |
||
2.1.1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
||
2.1.2. поиск и выделение необходимой информации |
||
2.1.3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
||
2.1.4. Знаково-символические действия – моделирование – как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) |
||
2.1.5. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
||
2.1.6. структурирование знаний |
||
2.1.7. осознанное и произвольное построение речевого высказывания (в устной письменной форме) |
||
2.1.8. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
||
2.1.9. рефлексия способов и условий действия |
||
2.1.10. контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
||
2.1.11. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели |
||
2.1.12. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров |
||
2.1.13. определение основной и второстепенной информации |
||
2.1.14. свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля |
||
2.1.15. свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля |
||
2.1.16. свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля |
||
2.1.17. свободная ориентация и восприятие текстов официально-делового стиля |
||
2.1.18. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации |
||
2.3. Логические универсальные действия |
||
2.3.1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
||
2.3.2. синтез как составление целого из частей |
||
2.3.3. самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов |
||
2.3.4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов |
||
2.3.5. подведение под понятие |
||
2.3.6. выведение следствий |
||
2.3.7. установление причинно-следственных связей |
||
2.3.8. построение логической цепи рассуждений |
||
2.3.9. доказательство |
||
2.3.10. выдвижение гипотез и их обоснование |
||
2.4. Постановка и решение проблемы |
||
2.4.1. формулирование проблемы |
||
2.4.2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера |
||
2.4.3. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
||
3. Коммуникативные действия |
||
3.1. планирование учебного сотрудничества с учителем |
||
3.1.1. определение цели сотрудничества с учителем |
||
3.1.2. распределение функций в системе «ученик-учитель» |
||
3.1.3. выработка способов взаимодействия в системе «ученик-учитель» |
||
3.2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
||
3.2.1. определение цели сотрудничества со сверстниками |
||
3.2.2. распределение функций участников среди сверстников |
||
3.2.3. выработка способов взаимодействия со сверстниками |
||
2.3. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
||
3.4. разрешение конфликтов |
||
3.4.1. выявление и идентификация проблемы |
||
3.4.2. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта |
||
3.4.3. принятие решения по способу разрешения конфликта |
||
3.4.4. реализация способа разрешения конфликта на практике |
||
3.5. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий |
||
3.6. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
||
3.7. владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка |
||
3.8. владение диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка |
Номенклатура универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный ; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции ) ; 3) познавательный ; 4) коммуникативный . Представим названные блоки УУД более подробно.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
Действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем .
1.Общеучебные универсальные действия:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
Знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
Умение структурировать знания;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Подведение под понятия, выведение следствий;
Установление причинно-следственных связей,
Построение логической цепи рассуждений,
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (Гальперин П.Я., 2002).
УУД Кодификатор составлен на основе Программы развития УУД для предшкольного и начального школьного образования (раздел «Номенклатура УУД» стр.47)
Кодификатор универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор УУД
1. Регулятивные действия |
||
1.1. целеполагание (как постановка учебной задачи при соотнесения уже известного и усвоенного с неизвестным) |
||
1.2. планирование |
||
1.2.1. определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
||
1.2.2. составление плана и последовательности действий |
||
1.3. прогнозирование (как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) |
||
1.4. контроль |
||
1.4.1. сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона |
||
1.4.2. сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона |
||
1.5. коррекция |
||
1.5.1. внесение необходимых дополнений и корректив в план |
||
1.5.2. внесение дополнений в способ действия |
||
1.6. оценка |
||
1.6.1. выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
||
1.6.2. осознание качества усвоения |
||
1.6.3. определение уровня усвоения |
||
1.7. саморегуляция (как способность к волевому усилию и преодолению препятствий) |
||
2. Познавательные действия |
||
2.1. Общеучебные универсальные действия |
||
2.1.1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
||
2.1.2. поиск и выделение необходимой информации |
||
2.1.3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
||
2.1.4. Знаково-символические действия – моделирование – как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) |
||
2.1.5. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
||
2.1.6. структурирование знаний |
||
2.1.7. осознанное и произвольное построение речевого высказывания (в устной письменной форме) |
||
2.1.8. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
||
2.1.9. рефлексия способов и условий действия |
||
2.1.10. контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
||
2.1.11. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели |
||
2.1.12. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров |
||
2.1.13. определение основной и второстепенной информации |
||
2.1.14. свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля |
||
2.1.15. свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля |
||
2.1.16. свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля |
||
2.1.17. свободная ориентация и восприятие текстов официально-делового стиля |
||
2.1.18. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации |
||
2.3. Логические универсальные действия |
||
2.3.1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
||
2.3.2. синтез как составление целого из частей |
||
2.3.3. самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов |
||
2.3.4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов |
||
2.3.5. подведение под понятие |
||
2.3.6. выведение следствий |
||
2.3.7. установление причинно-следственных связей |
||
2.3.8. построение логической цепи рассуждений |
||
2.3.9. доказательство |
||
2.3.10. выдвижение гипотез и их обоснование |
||
2.4. Постановка и решение проблемы |
||
2.4.1. формулирование проблемы |
||
2.4.2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера |
||
2.4.3. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
||
3. Коммуникативные действия |
||
3.1. планирование учебного сотрудничества с учителем |
||
3.1.1. определение цели сотрудничества с учителем |
||
3.1.2. распределение функций в системе «ученик-учитель» |
||
3.1.3. выработка способов взаимодействия в системе «ученик-учитель» |
||
3.2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
||
3.2.1. определение цели сотрудничества со сверстниками |
||
3.2.2. распределение функций участников среди сверстников |
||
3.2.3. выработка способов взаимодействия со сверстниками |
||
2.3. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
||
3.4. разрешение конфликтов |
||
3.4.1. выявление и идентификация проблемы |
||
3.4.2. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта |
||
3.4.3. принятие решения по способу разрешения конфликта |
||
3.4.4. реализация способа разрешения конфликта на практике |
||
3.5. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий |
||
3.6. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
||
3.7. владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка |
||
3.8. владение диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка |